ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 662
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
●
организационно-управленческая группа; содержит факторы, приводя- щие в действие технико-технологическую подсистему благодаря организации производства и труда, подбору персонала, внедрению прогрессивной системы оплаты труда;
●
финансово-экономическая; концентрирует в себе факторы функцио- нирования предприятия с позиций эффективного распоряжения ресурсами, доходности и финансовой устойчивости;
●
социально-психологическая группа факторов; охватывает персонал предприятия, его организационную культуру, ценности, потребности и интересы работников. Необходимо поддерживать здоровый морально-психологический климат в коллективе, т. е. создавать нормальные условия труда и отдыха для развития потребностей в самовыражении и самоактуализации;
●
природно-географическая группа факторов; существенно определяя ресурсный потенциал хозяйствующего субъекта либо масштабы его дефи- цитности, факторы данной группы заставляют предприятие соответствующим образом выстраивать свою логистическую структуру, постоянно со- вершенствовать технологию производства, оптимизировать транспортные схемы перевозок, снижать энергоемкость производства и т. д.;
●
экологическая группа факторов; состоит из целого комплекса сложных технических и организационных задач, обусловленных необходимостью повышения качества воды, воздуха, земли и т. п., без успешного решения которых невозможно рассчитывать на высокий статус конкурентоспособности;
●
отраслевая группа факторов; отражает внешние условия функцио- нирования хозяйствующего субъекта, которые определяются потребностью в отраслевом товаре и его эксклюзивностью, наличием доступа к качествен- ному сырью, конкурентоспособностью поставщиков, общим уровнем отраслевой концентрации, специализации и кооперирования, качеством информационной базы управления в отрасли, системой подготовки и повы- шения квалификации кадров, внедрением радикальных новшеств, долей экспорта наукоемкой продукции и т. д. Эти факторы служат базовой плат- формой деятельности хозяйствующих субъектов, предопределяя направления совершенствования техники, технологии, организации и управления производством на каждом предприятии;
●
рыночная группа факторов; факторы данной группы включают открытость доступа к рынку ресурсов и новых технологий, уникальность свойств выпускаемых товаров, отлаженность каналов распределения произво-
122
димой продукции и эффективность системы стимулирования ее сбыта, разнообразие сервисных схем послепродажного обслуживания.
Описанная выше система факторов, влияющих на уровень конкурентоспособности предприятия, дает возможность разработать систему соответствующих показателей. Основу такой разработки должен составлять ряд принципиальных методических положений:
Принцип системности. Этот принцип базируется на понятии системы, когда поведение каждого ее элемента влияет на поведение целого. В качестве такого целого выступает система факторов конкурентоспособности предприятия, которая проявляется в результате взаимодействия комплекса внешних и внутренних условий конкурентной борьбы. В ряде случаев тот или иной фактор может приобрести решающее значение, однако это происходит только при определенном сочетании всех прочих факторов и параметров. Поэтому для оценки такого сложного явления, как процесс повышения конкурентоспособности предприятия, показатели, характеризующие различные стороны этого процесса, должны быть сведены в систему.
Принцип комплексной оценки факторов. Поскольку каждый показатель системы представляет собой количественную оценку влияния на рассматри- ваемый процесс какого-либо фактора или группы факторов, то вся система логически связанных между собой и дополняющих друг друга показателей должна выстраиваться в соответствии с комплексом факторов, обусловливающих рост конкурентоспособности предприятия. Это значит, что разработке отмеченных показателей должно предшествовать исследование всего комплекса факторов, определяющих развитие изучаемого процесса.
Принцип функциональной управленческой направленности. В силу того, что целью создания разрабатываемой системы показателей является управление процессом повышения конкурентоспособности предприятия, в такой системе должны присутствовать показатели, связанные с различными управленческими функциями: планированием, организацией, учетом и контролем, мотивированием и стимулированием, координацией и регулированием.
Принцип учета специфики производства. Разрабатываемая система должна включать в себя показатели, отражающие специфические отраслевые особенности производства и учитывающие их влияние на конкуренто- способность предприятия.
Принцип иерархичности показателей. Показатели, органично напол- няющие рассматриваемую систему, должны быть ранжированы по их важности.
Выделению ведущих звеньев изучаемого процесса должны способствовать сводные, обобщающие показатели, обеспечивающие наиболее полную, по
123
Описанная выше система факторов, влияющих на уровень конкурентоспособности предприятия, дает возможность разработать систему соответствующих показателей. Основу такой разработки должен составлять ряд принципиальных методических положений:
Принцип системности. Этот принцип базируется на понятии системы, когда поведение каждого ее элемента влияет на поведение целого. В качестве такого целого выступает система факторов конкурентоспособности предприятия, которая проявляется в результате взаимодействия комплекса внешних и внутренних условий конкурентной борьбы. В ряде случаев тот или иной фактор может приобрести решающее значение, однако это происходит только при определенном сочетании всех прочих факторов и параметров. Поэтому для оценки такого сложного явления, как процесс повышения конкурентоспособности предприятия, показатели, характеризующие различные стороны этого процесса, должны быть сведены в систему.
Принцип комплексной оценки факторов. Поскольку каждый показатель системы представляет собой количественную оценку влияния на рассматри- ваемый процесс какого-либо фактора или группы факторов, то вся система логически связанных между собой и дополняющих друг друга показателей должна выстраиваться в соответствии с комплексом факторов, обусловливающих рост конкурентоспособности предприятия. Это значит, что разработке отмеченных показателей должно предшествовать исследование всего комплекса факторов, определяющих развитие изучаемого процесса.
Принцип функциональной управленческой направленности. В силу того, что целью создания разрабатываемой системы показателей является управление процессом повышения конкурентоспособности предприятия, в такой системе должны присутствовать показатели, связанные с различными управленческими функциями: планированием, организацией, учетом и контролем, мотивированием и стимулированием, координацией и регулированием.
Принцип учета специфики производства. Разрабатываемая система должна включать в себя показатели, отражающие специфические отраслевые особенности производства и учитывающие их влияние на конкуренто- способность предприятия.
Принцип иерархичности показателей. Показатели, органично напол- няющие рассматриваемую систему, должны быть ранжированы по их важности.
Выделению ведущих звеньев изучаемого процесса должны способствовать сводные, обобщающие показатели, обеспечивающие наиболее полную, по
123
возможности интегральную характеристику основных направлений повышения конкурентоспособности предприятия. Частные показатели системы призваны дополнять общую картину за счет учета влияния на исследуемый процесс специфических особенностей деятельности предприятия.
Принцип информационной обеспеченности. Создаваемая система должна содержать такие показатели, расчет которых может быть обеспечен имеющейся в действующих формах учета и статистической отчетности информацией, обладающей полнотой, достоверностью, точностью и своевременностью поступления.
Принцип обеспечения сопоставимости. Построение системы должно производиться с учетом соблюдения условий сопоставимости показателей по их объемным характеристикам, срокам оценки, методам получения информации, единицам измерения и способам расчета.
Принцип непрерывности. Учитывает возможную корректировку тех или иных показателей по мере поступления новых данных об объекте исследования или окружающей его конкурентной среде. При этом такая корректировка должна носить дискретный характер, а ее необходимость может быть установлена только по результатам практического использования разраба- тываемой системы показателей.
6.2. Методы оценки конкурентоспособности предприятия
Существуют различные подходы к оценке конкурентоспособности.
Оценка конкурентоспособности на основе рейтинговой оценки
1
При составлении рейтинга конкурентоспособности предприятий исполь- зуется идеология параметрического анализа, однако нормативные выводы делаются уже на базе количественного сравнения, т. е. на основе выбранных показателей (коэффициентов), «взвешенных» по их относительной важности.
На основе системы показателей рассчитывается совокупная балльная оценка предприятий, являющаяся базой для определения итогового места предприятия в рейтинге.
Составление рейтинга предприятия осуществляется в следующей последовательности: определение критериев отбора показателей рейтинговой оценки, определение «веса» того или иного показателя в итоговой оценке предприятия, учет динамики отдельных показателей.
1
Щиборщ К. В. Сравнительный анализ конкурентоспособности товаров и товаропро- изводителей // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. № 2. С. 92.
124
Принцип информационной обеспеченности. Создаваемая система должна содержать такие показатели, расчет которых может быть обеспечен имеющейся в действующих формах учета и статистической отчетности информацией, обладающей полнотой, достоверностью, точностью и своевременностью поступления.
Принцип обеспечения сопоставимости. Построение системы должно производиться с учетом соблюдения условий сопоставимости показателей по их объемным характеристикам, срокам оценки, методам получения информации, единицам измерения и способам расчета.
Принцип непрерывности. Учитывает возможную корректировку тех или иных показателей по мере поступления новых данных об объекте исследования или окружающей его конкурентной среде. При этом такая корректировка должна носить дискретный характер, а ее необходимость может быть установлена только по результатам практического использования разраба- тываемой системы показателей.
6.2. Методы оценки конкурентоспособности предприятия
Существуют различные подходы к оценке конкурентоспособности.
Оценка конкурентоспособности на основе рейтинговой оценки
1
При составлении рейтинга конкурентоспособности предприятий исполь- зуется идеология параметрического анализа, однако нормативные выводы делаются уже на базе количественного сравнения, т. е. на основе выбранных показателей (коэффициентов), «взвешенных» по их относительной важности.
На основе системы показателей рассчитывается совокупная балльная оценка предприятий, являющаяся базой для определения итогового места предприятия в рейтинге.
Составление рейтинга предприятия осуществляется в следующей последовательности: определение критериев отбора показателей рейтинговой оценки, определение «веса» того или иного показателя в итоговой оценке предприятия, учет динамики отдельных показателей.
1
Щиборщ К. В. Сравнительный анализ конкурентоспособности товаров и товаропро- изводителей // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. № 2. С. 92.
124
Рейтинг предприятий определяется на основе расчета их итогового балла, который вычисляется по формуле
1
(
)
i i
i
TM
M B
=
=
∑
, (6.1) где ТМ – итоговый балл фирмы по результатам рейтинговой оценки;
М
i
– балл (количественная оценка) предприятия по i-му показателю хозяйственной деятельности, включаемому в модель составления рейтинга;
В
i
– вес i-го показателя, присвоенный ему при включении в модель проведения рейтинговой оценки;
1
(
)
i i
i
M B
=
∑
– сумма произведений баллов отдельных показателей рейтин- говой оценки и их весов.
Оценка конкурентоспособности на основе расчета рыночной доли
1
На потребительском рынке региона рыночная доля является основным экономико-статистическим показателем, характеризующим конкурентоспо- собность субъектов хозяйствования, в связи с тем, что многие из них несопоставимы с отраслевой точки зрения, но сопоставимы с позиции эффек- тивности хозяйствования через рыночную долю.
Доля рынка определяется как удельный вес розничного товарооборота субъекта – в общем его объеме. Увеличение или уменьшение в интервале от 0 до
100 % свидетельствует об уровне конкурентоспособности.
Доля рынка субъекта определяется по формуле
MS =
RC
TC , (6.2) где MS – доля рынка субъекта;
RC – розничный объем товарооборота субъекта;
TC – общий объем розничного товарооборота на рынке.
Данная методика оценки конкурентоспособности по рыночной доле позволяет по характеру распределения долей рынка выделить ряд стандартных положений его субъектов: аутсайдеры, субъекты со слабой, средней и сильной конкурентной позицией, лидеры. Величина изменения рыночной доли позволяет определить группы хозяйствующих единиц: с быстро улучшающейся, с улучшающейся, с ухудшающейся и быстро ухудшающейся конкурентной
1
Целикова Л. В. Конкурентоспособность субъектов рынка и механизм ее оценки //
Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. 2000. № 2. С. 57–67.
125
позицией. Перекрестная классификация размера долей и их динамики дает возможность построить конкурентную карту рынка, на основании которой устанавливаются место исследуемого субъекта в структуре рынка, степень доминирования на рынке, особенности развития конкурентной ситуации.
Оценка конкурентоспособности на основе нормы потребительной
стоимости
1
Данный метод предполагает оценку не продукта или услуги, а совокупности маркетинговых, управленческих и организационных решений.
Расчет производится на основе алгоритма оценки конкурентоспособности экономических технологий, использующего показатель конкурентоспособности на основе нормы потребительной стоимости.
Данный метод позволяет достаточно точно выявить и оценить реальные потребности потенциальных потребителей и свойства продукции и услуг. В об- щем виде формула потребительной стоимости – это соотношение суммы требо- ваний к товару или, иначе, отношение суммы свойств товара к сумме потребностей в этих свойствах товара.
Норма потребительной стоимости – величина безразмерная. Показатель Q
(норма потребительной стоимости) лежит в пределах от 0 до 1. Если Q = 0, то это говорит о полной неконкурентоспособности продукции предприятия. Если
Q = 1, то это говорит о полной конкурентоспособности продукции в данный период времени.
Алгоритм расчета показателя конкурентоспособности на основе нормы потребительной стоимости состоит из следующих этапов:
1. Изучение рынка, конкурентов, потребностей потенциальных потреби- телей.
2. Определение целевых сегментов по направлениям.
3. Определение стратегической и маркетинговой концепции деятельности предприятия.
4. Определение значимых блоков, свойств и коэффициентов значимости по ним.
5. Расчет нормы потребительной стоимости по экономическому блоку свойств (P
N
Э
).
6. Расчет нормы потребительной стоимости по техническому блоку свойств (P
m
T
).
1
Мильгром Д. А. Оценка конкурентоспособности экономических технологий //
Маркетинг в России и за рубежом. 1999. № 2. С. 45–48.
126
Оценка конкурентоспособности на основе нормы потребительной
стоимости
1
Данный метод предполагает оценку не продукта или услуги, а совокупности маркетинговых, управленческих и организационных решений.
Расчет производится на основе алгоритма оценки конкурентоспособности экономических технологий, использующего показатель конкурентоспособности на основе нормы потребительной стоимости.
Данный метод позволяет достаточно точно выявить и оценить реальные потребности потенциальных потребителей и свойства продукции и услуг. В об- щем виде формула потребительной стоимости – это соотношение суммы требо- ваний к товару или, иначе, отношение суммы свойств товара к сумме потребностей в этих свойствах товара.
Норма потребительной стоимости – величина безразмерная. Показатель Q
(норма потребительной стоимости) лежит в пределах от 0 до 1. Если Q = 0, то это говорит о полной неконкурентоспособности продукции предприятия. Если
Q = 1, то это говорит о полной конкурентоспособности продукции в данный период времени.
Алгоритм расчета показателя конкурентоспособности на основе нормы потребительной стоимости состоит из следующих этапов:
1. Изучение рынка, конкурентов, потребностей потенциальных потреби- телей.
2. Определение целевых сегментов по направлениям.
3. Определение стратегической и маркетинговой концепции деятельности предприятия.
4. Определение значимых блоков, свойств и коэффициентов значимости по ним.
5. Расчет нормы потребительной стоимости по экономическому блоку свойств (P
N
Э
).
6. Расчет нормы потребительной стоимости по техническому блоку свойств (P
m
T
).
1
Мильгром Д. А. Оценка конкурентоспособности экономических технологий //
Маркетинг в России и за рубежом. 1999. № 2. С. 45–48.
126
7. Расчет нормы потребительной стоимости по экологическому блоку свойств (
экол.
h
P
).
8. Расчет нормы потребительной стоимости по социально-психоло- гическому блоку свойств (
соц.псих.
y
P
).
9. Расчет нормы потребительной стоимости по юридическому блоку свойств (
юр.
z
P ).
10. Определение общей нормы потребительной стоимости предприятия.
11. Анализ результатов и принятие решения по улучшению конкурентоспособности предприятия.
Таким образом, общий показатель конкурентоспособности на основе нормы потребительной стоимости можно представить следующим образом:
1
(
)
экол.
экон.
соц.псих.
юр.
(
)
N
m
h
x
y
z
N m h x y z
Э
T
Q f P P P
P
P
P
+ + + + +
=
⋅
⋅
⋅
⋅
⋅
, (6.3) где N, m, h, x, y, z – весовые коэффициенты, устанавливаемые в зависимости от выбранной концепции маркетинга;
I = (1 – n) – количество значимых свойств и потребностей в i-м блоке.
Частный показатель конкурентоспособности на основе нормы потребительной стоимости по i-му блоку значимых свойств P
i
рассчитывается путем деления суммы свойств продукта на сумму потребностей в этом продукте: свойств( )
потребностей( )
n
i
i
n
i
i
Р
i
=
∑
∑
. (6.4)
Этот показатель лежит в пределах от 0 до 1. Если P
i
= 0, это свидетельствует о полной неконкурентоспособности по данной группе однородных свойств. Если P
i
= 1, то здесь можно говорить о полной конкурентоспособности.
Положительная сторона данного метода заключается в том, что оценка конкурентоспособности предприятия основывается на оценке совокупности маркетинговых, управленческих и организационных решений фирмы. Это дает возможность более точно оценить реальные потребности потенциальных потребителей и уровень компании.
127
К недостаткам данного метода можно отнести то, что для сбора всей необходимой информации (изучение внешней среды, оценка факторов) исполь- зуются только экспертные методы. Это не дает возможности получить максимально объективные показатели конкурентоспособности и соответственно объективно определить уровень конкурентоспособности предприятия.
Оценка конкурентоспособности на основе теории эффективной
конкуренции
1
Согласно этой теории наиболее конкурентоспособными являются те предприятия, где наилучшим образом организована работа всех подразделений и служб. На эффективность деятельности каждой из служб оказывает влияние множество факторов – ресурсов фирмы. Оценка эффективности работы каж- дого из подразделений предполагает оценку эффективности использования им этих ресурсов. В основе метода лежит оценка четырех групповых показателей
(или критериев) конкурентоспособности.
В первую группу входят показатели, характеризующие эффективность управления производственным процессом: экономичность производственных затрат, рациональность использования основных фондов, совершенство технологии изготовления товара, организация труда на производстве.
Во вторую группу включены показатели, отражающие эффективность управления оборотными средствами: способность предприятия расплачиваться по своим долгам, возможность стабильного развития предприятия в будущем.
В третью группу включены показатели, позволяющие получить пред- ставление об эффективности управления сбытом и продвижения товара на рынке средствами рекламы и стимулирования.
В четвертую группу входят показатели конкурентоспособности товара: качество товара и его цена.
В связи с тем, что каждый из этих показателей имеет разную степень важности для расчета коэффициента конкурентоспособности предприятия, экспертным путем были разработаны коэффициенты весомости критериев.
Расчет критериев и коэффициента конкурентоспособности предприятия производится по формуле средневзвешенной арифметической:
С = 0,15e + 0,29f + 0,23s + 0,33c, (6.5) где С – коэффициент конкурентоспособности предприятия;
1
Конкуренция и антимонопольное регулирование: учеб. пособие для вузов / С. Б. Ав- дашева [и др.]; под ред. А. Г. Цыганова. М.: Логос, 1999. 368 с.
128
e – значение критерия эффективности производственной деятельности предприятия;
f – значение критерия финансового положения предприятия;
s – значение критерия эффективности организации сбыта и продвижения товара на рынке;
с – значение критерия конкурентоспособности товара.
В общем виде алгоритм расчета коэффициента конкурентоспособности промышленного предприятия предусматривает три последовательных этапа:
Этап 1. Расчет единичных показателей конкурентоспособности предприятия и перевод этих показателей в относительные величины (баллы).
Для перевода единичных показателей в относительные величины производится их сравнение с базовыми показателями. В качестве базовых по- казателей (базы для сравнения) могут выступать среднеотраслевые показатели, показатели любого конкурирующего предприятия или предприятия-лидера на рынке, показатели оцениваемого предприятия за прошлые отрезки времени.
В целях перевода показателей в относительные величины используется
15-балльная шкала. При этом в 5 баллов оценивается показатель, имеющий значение хуже, чем базовый; в 10 баллов – на уровне базового; в 15 баллов – лучше, чем базовый.
Этап 2. Расчет критериев конкурентоспособности предприятия по фор- мулам.
Этап 3. Расчет коэффициента конкурентоспособности предприятия.
Данная оценка конкурентоспособности предприятия охватывает все наиболее важные оценки хозяйственной деятельности промышленного предприятия, исключает дублирование отдельных показателей, позволяет быстро и объективно получить картину положения предприятия на отраслевом рынке. Использование в ходе оценки сравнения показателей за разные промежутки времени дает возможность применять этот метод как вариант оперативного контроля отдельных служб.
Метод оценки на основе определения операционной эффективности
и стратегического позиционирования
Эффективность использования имеющихся у предприятия экономических ресурсов может быть в конечном счете сведена к оценке операционной эффективности его деятельности, инновационной активности и рыночной адаптивности
1 1
Криворотов В. В. Указ. соч. С. 61–68.
129
С целью учета воздействия операционной эффективности, инновационной активности и рыночной адаптивности на уровень конкурентоспособности, оцениваемый при помощи единого критериального показателя, необходимо использовать интегрально-индексный метод построения его модели. Суть этого метода сводится к расчету индексов (коэффициентов) операционной эффективности деятельности предприятия, его инновационности и адаптив- ности, последующей их интеграции (перемножению) и извлечению корня соответствующей степени.
Формула расчета критерия, обеспечивающего комплексную количест- венную оценку уровня конкурентоспособности предприятия, будет выглядеть следующим образом:
K = К
Э
· К
И
· К
А
E A
,
(6.6) где К – критерий оценки уровня конкурентоспособности предприятия;
К
Э
– коэффициент операционной эффективности;
К
И
– коэффициент инновационности;
К
А
– коэффициент адаптивности.
Первый из коэффициентов (индексов) в выражении (6.1) отражает операционную эффективность деятельности предприятия, результатом которой являются предлагаемые им товары и услуги. Успешность этой деятельности определяется той суммой, которую потребители готовы заплатить за продукцию предприятия. И если сумма выручки от реализации продукции превышает совокупные расходы на все необходимые виды деятельности по ее производству и сбыту, предприятие функционирует рентабельно, что свидетельствует о приемлемом уровне его операционной эффективности.
Исходя из данных соображений в качестве наиболее универсального показателя операционной эффективности предприятия может быть принято отношение выручки от всех видов его деятельности к понесенным при этом затратам:
Р =
A
В
З
E
A
, (6.7) где Р – операционная эффективность предприятия;
В – выручка предприятия от всех видов деятельности;
З – затраты на производство отмеченных видов деятельности.
130