ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 651
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 14
Глава 2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ
И УРОВНИ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
2.1. Понятие конкурентоспособности и ее свойства
В экономической литературе еще не существует единого определения конкурентоспособности, которое могло бы всесторонне отразить ее сущность как экономической категории. Не разработано универсальных методик, применимых к оценке конкурентоспособности различных экономических объектов и субъектов.
Опираясь на экономическое содержание понятия «конкуренция», многие авторы раскрывают понятие «конкурентоспособность», акцентируя внимание на различных ее аспектах.
На сегодняшний день даны различные определения конкуренто- способности (табл. 2.1)
1
Таблица 2.1
Примеры определения термина «конкурентоспособность»
Автор
Определение конкурентоспособности
1 2
М. Портер
Свойство товара, услуги, субъекта рыночных отноше- ний выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкури- рующими субъектами рыночных отношений
М. Гельвановский
Обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования
1
См.: Портер М. Международная конкуренция: конкурентные преимущества стран.
М.: Междунар. отношения, 1993. 896 с.; Гельвановский М., Жуковская В., Трофимова И.
Конкурентоспособность в микро-, мезо- и макроуровневом измерениях // Рос. экон. журн.
1998. № 3. С. 34; Завьялов П. Конкурентоспособность и маркетинг // Рос. экон. журн. 1995. № 12.
С. 25; Хруцкий В. Е., Корнеева И. В. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка. М.: Финансы и статистика, 2005. 560 с.; Яшин Н. С. Конкуренто- способность промышленного предприятия: методология, оценка, регулирование. Саратов:
СГЭА, 2004. 248 с.; Фатхутдинов Р. А. Управление конкурентоспособностью организации: учеб. пособие. М.: ЭКСМО, 2005. 544 с.
41
Окончание табл. 2.1 1
2
П. Завьялов
Концентрированное выражение экономических, научно-технических, производственных, организа- ционно-управленческих, маркетинговых и иных возможностей страны, которые реализуются в товарах и услугах, успешно противостоящим конкурирующим аналогам как на внутреннем, так и на внешнем рынке
В. Е. Хруцкий,
И. В. Корнеева
Способность успешно оперировать на конкретном рынке (регионе сбыта) в данный период времени пу- тем выпуска и реализации конкурентоспособных из- делий и услуг
Н. С. Яшин
Включает совокупность, с одной стороны, харак- теристик самой организации, определяющуюся уровнем использования научно-технического, про- изводственного, кадрового потенциала, а также по- тенциала маркетинговых служб, а с другой стороны – внешних социально-экономических и организацион- ных факторов, позволяющих организации создавать более привлекательную по ценовым и неценовым характеристикам продукцию по сравнению с конку- рентами. Главный критерий эффективности деятель- ности организации
Р. А. Фатхутдинов
Свойство объектов, характеризующее степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представ- ленными на данном рынке
Определяет способность объекта выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объек- тами на данном рынке
Различия в трактовках категории «конкурентоспособность» обусловлены особенностями ее экономической сущности. Прежде всего следует отметить многоуровневый характер конкурентоспособности.
В современной экономике термин «конкурентоспособность» исполь- зуется применительно к категориям разного уровня: конкурентоспособность товара, фирмы, отрасли, региона и, наконец, конкурентоспособность страны.
Чтобы иметь наглядное представление о взаимосвязи и взаимообусловленности
42
различных уровней конкурентоспособности, воспользуемся схемой, представляющей собой своеобразную «пирамиду конкурентоспособности»
(рис. 2.1)
1
Рис. 2.1. Пирамида конкурентоспособности
Между понятиями конкурентоспособности на разных уровнях существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость. В частности, страновая и отраслевая конкурентоспособность в конечном итоге зависят от способности конкретных товаропроизводителей выпускать конкурентоспособные товары. Но, с другой стороны, выпуск конкурентоспособной продукции может осуществляться в условиях, созданных для товаропроизводителей в отрасли и в стране в целом, т. е. конкурентоспособность объектов каждого нижестоящего уровня является фактором конкурентоспособности объектов всех вышестоящих уровней.
В свою очередь, объекты вышестоящих уровней создают условия, обеспечивающие конкурентоспособность объектов на нижних уровнях.
Вместе с тем между понятиями конкурентоспособности различных уровней существуют принципиальные различия. Например, понятия
«конкурентоспособность страны» и «конкурентоспособность предприятия» раз- личаются, во-первых, неодинаковыми целевыми функциями этих объектов.
Во-вторых, сами целевые установки развития стран в зависимости от исторически сложившихся традиций живущих в них людей могут существенно различаться. Во многих странах сформировались и развились (при всей их сложности) уникальные хозяйственные уклады со своей структурой
1
Философова Т. Г., Быков В. А. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность: учеб. пособие / под ред. Т. Г. Философовой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. С. 58–59.
43
(рис. 2.1)
1
Рис. 2.1. Пирамида конкурентоспособности
Между понятиями конкурентоспособности на разных уровнях существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость. В частности, страновая и отраслевая конкурентоспособность в конечном итоге зависят от способности конкретных товаропроизводителей выпускать конкурентоспособные товары. Но, с другой стороны, выпуск конкурентоспособной продукции может осуществляться в условиях, созданных для товаропроизводителей в отрасли и в стране в целом, т. е. конкурентоспособность объектов каждого нижестоящего уровня является фактором конкурентоспособности объектов всех вышестоящих уровней.
В свою очередь, объекты вышестоящих уровней создают условия, обеспечивающие конкурентоспособность объектов на нижних уровнях.
Вместе с тем между понятиями конкурентоспособности различных уровней существуют принципиальные различия. Например, понятия
«конкурентоспособность страны» и «конкурентоспособность предприятия» раз- личаются, во-первых, неодинаковыми целевыми функциями этих объектов.
Во-вторых, сами целевые установки развития стран в зависимости от исторически сложившихся традиций живущих в них людей могут существенно различаться. Во многих странах сформировались и развились (при всей их сложности) уникальные хозяйственные уклады со своей структурой
1
Философова Т. Г., Быков В. А. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность: учеб. пособие / под ред. Т. Г. Философовой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. С. 58–59.
43
и моделями развития. В-третьих, все страны очень различаются по масштабам, роли в мировой истории, экономическим и геополитическим потенциалам.
Этим объясняется несходство национально-государственных интересов, экономических стратегий и внешнеэкономических сегментов этих стратегий.
Конкурентоспособность является универсальным показателем, который может применяться во многих сферах жизнедеятельности. Все же по своей сути она остается понятием экономическим, и наиболее правильным является ее применение именно к экономическим объектам.
Все многообразие конкурентных отношений, возникающих в сфере экономики, можно с определенной долей условности подразделить на три уровня:
●
микроуровень (конкретные виды продукции, производства, предпри- ятия) – характеристики, отражающие собственно качество и цены продукции;
●
мезоуровень (отрасли, объединения предприятий и фирм) – характе- ристики, обеспечивающие устойчивое улучшение показателей эффективности использования имеющихся производственных ресурсов отраслей;
●
макроуровень (народнохозяйственные комплексы, страны, объединения стран) – характеристики, отражающие общее состояние хозяйственных систем, их сбалансированность, инвестиционный климат.
На макроэкономическом уровне определяются основные условия конкурентоспособности функционирования всей хозяйственной системы.
Мезоуровень конкурентоспособности формирует перспективы развития отрасли или корпорации, охватывающей группу предприятий. На микроуровне конкурентоспособность обретает свою окончательную, завершенную форму в виде конкурентоспособности предприятия, товара, проявляющейся, например, в соотношении цены и качества. Это соотношение зависит от условий, сформировавшихся на предшествующих двух уровнях, и от персонала предприятия, его способности использовать как свои ресурсы, так и сравни- тельные национальные общехозяйственные и отраслевые преимущества
1
В последние годы появилось также понятие кластерной конкуренто- способности. Кластер – это группа соседствующих, взаимосвязанных пред- приятий и связанных с ними организаций, согласованно действующих в ин- тересах создания конечной конкурентоспособной продукции. Поэтому многоуровневую структуру экономической категории «конкурентоспособность» с учетом современных тенденций возможно дополнить конкурентоспособностью кластера
2 1
Гельвановский М., Журковская В., Трофимова И. Указ. соч. С. 35.
2
Комков Н. И., Лазарев А. В. Подходы к оценке экономической категории
«конкурентоспособности» // Проблемы прогнозирования. 2007. № 4. С. 5–20.
44
Этим объясняется несходство национально-государственных интересов, экономических стратегий и внешнеэкономических сегментов этих стратегий.
Конкурентоспособность является универсальным показателем, который может применяться во многих сферах жизнедеятельности. Все же по своей сути она остается понятием экономическим, и наиболее правильным является ее применение именно к экономическим объектам.
Все многообразие конкурентных отношений, возникающих в сфере экономики, можно с определенной долей условности подразделить на три уровня:
●
микроуровень (конкретные виды продукции, производства, предпри- ятия) – характеристики, отражающие собственно качество и цены продукции;
●
мезоуровень (отрасли, объединения предприятий и фирм) – характе- ристики, обеспечивающие устойчивое улучшение показателей эффективности использования имеющихся производственных ресурсов отраслей;
●
макроуровень (народнохозяйственные комплексы, страны, объединения стран) – характеристики, отражающие общее состояние хозяйственных систем, их сбалансированность, инвестиционный климат.
На макроэкономическом уровне определяются основные условия конкурентоспособности функционирования всей хозяйственной системы.
Мезоуровень конкурентоспособности формирует перспективы развития отрасли или корпорации, охватывающей группу предприятий. На микроуровне конкурентоспособность обретает свою окончательную, завершенную форму в виде конкурентоспособности предприятия, товара, проявляющейся, например, в соотношении цены и качества. Это соотношение зависит от условий, сформировавшихся на предшествующих двух уровнях, и от персонала предприятия, его способности использовать как свои ресурсы, так и сравни- тельные национальные общехозяйственные и отраслевые преимущества
1
В последние годы появилось также понятие кластерной конкуренто- способности. Кластер – это группа соседствующих, взаимосвязанных пред- приятий и связанных с ними организаций, согласованно действующих в ин- тересах создания конечной конкурентоспособной продукции. Поэтому многоуровневую структуру экономической категории «конкурентоспособность» с учетом современных тенденций возможно дополнить конкурентоспособностью кластера
2 1
Гельвановский М., Журковская В., Трофимова И. Указ. соч. С. 35.
2
Комков Н. И., Лазарев А. В. Подходы к оценке экономической категории
«конкурентоспособности» // Проблемы прогнозирования. 2007. № 4. С. 5–20.
44
Учитывая свойства многоуровневости конкурентоспособности, можно составить таблицу иерархии понятий конкурентоспособности субъектов рынка
(табл. 2.2).
Таблица 2.2
Иерархия понятий конкурентоспособности субъектов рынка
Уровень иерархии
Понятие конкурентоспособности
1 2
Конкурентоспособность страны
Способность страны производить товары и услуги, отвечающие требованиям мировых рынков, и создавать условия наращивания государственных ресурсов со скоростью, позволяющей обеспечивать устойчивые темпы роста ВВП и качество жизни населения на уровне мировых значений
Конкурентоспособность региона
Способность региона производить товары и услуги, отвечающие требованиям внутренних и мировых рынков, создавать условия наращивания региональ- ных ресурсов для обеспечения роста потенциальной конкурентоспособности субъектов хозяйствования со скоростью, обеспечивающей устойчивые темпы роста ВВП и качество жизни населения региона на уровне мировых значений
Конкурентоспособность отрасли
Способность отрасли производить товары и услуги, отвечающие требованиям мировых и внутренних рынков, и создавать условия роста потенциала конкурентоспособности предприятий отрасли на основе базовых макротехнологий
Конкурентоспособность предприятия
Относительная характеристика, которая отражает отличия развития данной организации от развития организаций-конкурентов по степени удовлет- ворения своими товарами потребностей людей и по эффективности производственной деятельности
Конкурентоспособность продукции
Совокупность качественных и стоимостных харак- теристик продукции, которая обеспечивает удов- летворение конкретной потребности покупателя и выгодно для покупателя отличается от анало- гичных товаров-конкурентов
45
Наряду с многоуровневым характером конкурентоспособность обладает целым рядом других особенностей.
Состояние экономики возможно рассматривать с точки зрения внешней и внутренней конкурентоспособности. При рассмотрении внешней кон- курентоспособности экономики речь идет о доле от отраслей в экспорте или, применительно к товарам и услугам, – о способности продавать товары и услуги на мировых рынках, наличии в структуре экспорта достаточного количества товаров и услуг, обеспечивающих устойчивость платежного баланса страны.
К числу свойств конкурентоспособности относится необходимость ее количественной оценки, без чего поддержание уровня конкурентоспособности, его повышение носит субъективный характер. В этой связи конкурентоспособности присуще свойство многовариантности (многоаспектности). Данная категория относится к числу оценочных, что предполагает наличие субъекта оценки (кто оценивает), объекта оценки (что оценивается), цели (критерия) оценки конкурентоспособности. Субъектом оценки конкурентоспособности могут быть органы государственной власти, организации, инвесторы, покупатели и т. п.
Объектом оценки являются объекты и субъекты конкурентоспособности.
Целями (критериями) оценки могут быть положение на рынке, темпы развития, способность возврата заемных средств и т. п. К числу объектов традиционно относят продукцию (работы, услуги). В более широком понимании к объектам конкурентоспособности относятся продукция, нормативные акты, научно- методические документы, проектно-конструкторская документация, технология, производство, персонал, ценные бумаги, инфраструктура, информация
1
Конкурентоспособность носит относительный характер и выявляется в результате сопоставления анализируемого объекта (субъекта) с конкури- рующими с ним объектами (субъектами). Сопоставление должно удовлетворять требованиям полноты и конкретности. Исключение составляют редкие случаи
«абсолютного» характера конкурентоспособности. Например, товар, обладающий уникальными свойствами, не имеющий товаров-заменителей; предприятие- монополист.
Конкурентоспособность обладает таким важным свойством, как конкрет- ность проявления, т. е. привязанность ее к конкретным условиям и прежде всего к конкретному рынку и определенному периоду времени.
Конкурентоспособности присущ динамический характер, она изменяется с течением времени, и зависит это, например, от жизненного цикла субъекта
1
Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление.
М.: Инфра-М, 2000. 312 с.
46
(объекта) конкурентоспособности, изменений во внешней и внутренней среде, а также и других обстоятельств.
К числу важнейших особенностей конкурентоспособности следует отнести возможность оказывать на нее влияние, т. е. управлять ею как одним из важнейших параметров стратегического развития.
Кроме того, конкурентоспособности присуще свойство противоречивости, что обусловливает необходимость сочетания интересов потребителя и товаро- производителя.
2.2. Параметрические характеристики
конкурентного преимущества
Конкурентоспособность субъекта (объекта) предопределяется наличием у него конкурентных преимуществ – внутренних характеристик (в том числе динамических способностей или факторов внешней среды, обеспечивающих превосходство над конкурентами на конкретном рынке в рассматриваемый период времени)
1
. В настоящее время еще не сложился устойчивый понятийный аппарат в теории конкурентных преимуществ. На выделяемых эволюционных этапах ее становления определялись различные факторы конкурентных преимуществ, что было обусловлено изменяющимися социально-экономическими условиями развития общества (табл. 2.3).
Таблица 2.3
Эволюция теории конкурентных преимуществ
2
Этап
Наименование теории
Автор
Факторы
1-й
Теория абсолютных преимуществ
А. Смит
Природные ресурсы (в том числе климатические условия)
2-й
Теория сравнительных издержек
Д. Рикардо,
Д. С. Милль
Природные ресурсы, издерж- ки производства
3-й
Теория сравнительных преимуществ
Э. Хекшер,
Б. Олин,
П. Самуэльсон
Вся совокупность производ- ственных факторов
4-й
Концепция конкурентных преимуществ
М. Портер
Вся совокупность факторов эко- номических отношений
1
Савельев Н. А. Управление конкурентоспособностью фирмы: учебник. Ростов н/Д.:
Феникс, 2009. С. 28. (Высш. образование).
2
Сафиуллин Н. З., Сафиуллин Л. Н. Конкурентные преимущества и конкурентоспо- собность: монография. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2002. 104 с.
47
В настоящее время в экономической литературе выделяются несколько наиболее важных параметрических характеристик. В частности, все конку- рентные преимущества делятся на две группы: преимущества низкого порядка и преимущества высокого порядка.
Преимущества низкого порядка связаны с возможностью использования дешевых источников: рабочей силы, материалов (сырья), энергии. Низкий порядок этих конкурентных преимуществ связан с тем, что они очень неустойчивы и легко могут быть потеряны либо вследствие роста цен и заработной платы, либо из-за того, что эти дешевые производственные ресурсы точно так же могут использовать конкуренты. Иными словами, преимущества низкого порядка – это преимущества с малой устойчивостью, неспособные обеспечить преимущество над конкурентами надолго.
Преимуществами высокого порядка являются уникальная продукция, уникальная технология, оптимальная маркетинговая структура, организация производства, хорошая репутация фирмы. Если конкурентное преимущество достигнуто за счет выпуска на рынок уникальной продукции, основанной на собственных конструкторских разработках, то для уничтожения такого преимущества конкурентам придется либо разрабатывать аналогичную продук- цию, либо придумать что-то лучшее
1
В зависимости от природы возникновения выделяют два типа преимуществ: абсолютные и относительные. Абсолютные преимущества
(условно-постоянные) «даны от природы» (например, географическое расположение) и относятся к преимуществам более низкого порядка, чем сравнительные преимущества, которые заключаются в обладании высокими технологиями, инновациями и зависят от эффективности принятия управ- ленческих решений. Относительные преимущества (условно-переменные) по своей сути безграничны, в отличие от абсолютных, которые не воспроизводимы и не бесконечны.
Конкурентные преимущества могут быть реальными и потенциальными.
Под реальными конкурентными преимуществами следует понимать факторы внутренней и внешней среды субъекта, по которым он уже превосходит конкурентов; под потенциальными конкурентными преимуществами – факторы внутренней и внешней среды субъекта, по которым он может превзойти конкурентов в ближайшей или более отдаленной перспективе при выполнении определенных условий.
1
Савельев Н. А. Указ. соч. С. 29.
48