ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 654
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
При проведении расчетов каждый из четырех факторов конкуренто- способности разбивается на пять индексов. В результате все двадцать индексов обладают одинаковой весомостью и оцениваются по 321 показателю (таблица).
Количество показателей индексов факторов конкурентоспособности
Фактор конкурентоспособности
Количество показателей (всего 321)
Экономическое состояние
75
Правительственная эффективность
81
Эффективность бизнеса
69
Инфраструктура
96
В этом методическом подходе за 100 % принимается уровень развития
США (в рейтинге стран с населением менее 20 млн человек за 100 % принят уровень развития Финляндии).
В докладе президентской комиссии США по конкурентоспособности
«Мировая конкуренция: новая реальность» еще в 1987 г. конкурентоспо- собность определялась тем, насколько нация может в условиях свободной
и честной конкуренции производить товары и услуги, которые отвечают
запросам международных рынков, одновременно сохраняя на прежнем уровне
или увеличивая реальные доходы своих граждан.
Современный подход Всемирного экономического форума (ВЭФ) вы- деляет две стороны понятия международной конкурентоспособности. Первая – способность экономики достигать постоянного экономического роста в среднесрочный и долгосрочный периоды. Вторая – развитие специфических для компаний факторов, способствующих повышению эффективности и производительности труда на микроуровне. Именно такой подход исследователи этой организации используют для количественного определения сравнительного уровня конкурентоспособности конкретной страны
1
Конкурентоспособность на основе методики ВЭФ рассчитывается в форме коэффициента на основе агрегирования и взвешивания большого количества разнообразных факторов для межстрановых сопоставлений.
Классификация стран по уровню конкурентоспособности происходит ежегодно. Результаты этой работы используются прежде всего государ- ственными органами и деловыми кругами, ведущими активную внешне- экономическую деятельность.
1
Швандар К. В. Указ. соч. С. 61.
57
Общий подход к мировой конкурентоспособности основан на десяти
«золотых правилах»:
●
ресурсы и технологии – основные факторы конкурентоспособности;
●
технологии увеличивают богатства для следующих поколений;
●
можно быть «богатым» (ресурсами и накопленным национальным богатством), но неконкурентоспособным;
●
«бедная» страна может стать через технологии конкурентоспособной;
●
«бедные» могут быть конкурентоспособнее «богатых»;
●
международные связи могут основываться на привлекательности (пас- сивный вариант приема инвестиций и т. п.) и (или) агрессивности (активное проникновение на зарубежные рынки). Например, Ирландия привлекательна, но не агрессивна, Корея агрессивна, но не привлекательна, а США и агрес- сивны, и привлекательны;
●
оценка конкурентоспособности проводится по двум основным группам критериев: «жестких» – количественно довольно точно измеряемых (произво- дительность труда, интегральная эффективность и т. д.) и «мягких» – измеряемых значительно хуже (уровень образования, традиционные ценности и т. п.);
●
«жесткие» критерии имеют цикл короче, чем «мягкие» (месяц, год, десятилетие, поколение);
●
чем выше страна экономически развита, тем больше она полагается на факторы, измеряемые «мягкими» критериями;
●
конкурентоспособность можно поддерживать в долгосрочном плане.
Методология определения мировой конкурентоспособности базируется на интегральном взвешивании восьми факторов, каждый из которых имеет свои критерии расчета:
1) национальная экономика (макроэкономическая оценка на основе
48 критериев);
2) участие в международных экономических связях (оценка степени ин- тернализации экономики на основе 61 критерия);
3) государство (оценка влияния государственной политики на конкурен- тоспособность на основе 55 критериев);
4) финансы (оценка финансового рынка и качества финансовых услуг на основе 45 критериев);
5) инфраструктура (оценка комплекса промышленной инфраструктуры, включая энергетику, на основе 45 критериев);
6) управление на уровне фирмы (оценка качества управления по
38 критериям);
58
7) наука и техника (оценка состояния сферы НИОКР по 42 критериям);
8) люди (оценка наличия и квалификации рабочей силы, отношения к тру- ду, состояния здоровья, жизненных ценностей и т. д. по 56 критериям).
Кроме коэффициента конкурентоспособности в рамках ВЭФ рас- считываются также индекс роста и индекс рыночного роста, где учитываются темпы экономического роста и размеры внутреннего рынка страны.
В условиях инновационной экономики конкурентоспособность эко- номики страны оценивают по результативности отраслей высоких технологий
1
Например, с учетом данного критерия, Япония отличалась наиболее высокой конкурентоспособностью в период 1970–1986 гг. Конкурентные позиции США в этой области стали существенно ухудшаться. А вот Германия и сегодня сохраняет за собой технологическую конкурентоспособность. Кроме того, в свете современных вызовов эта страна активно осваивает новые высоко- технологичные сектора экономики (в частности, связанные с производством альтернативных видов энергии).
Для более точной оценки этого фактора конкурентоспособности может быть использован специальный индекс, характеризующий сравнительные преимущества страны с точки зрения инноваций. Он именуется индексом
выявленного технологического конкурентного преимущества (revealed
technological comparative advantage – RTCA):
RTCA=
Доля страны в мировой торговле высокотехнологичной продукцией
Доля страны в мировой торговле промышленными товарами
За точку отсчета при этом берется значение данного индекса, равное единице. Если для страны (или группы стран) индекс RTCA выше единицы, то она имеет сравнительные преимущества в области высоких технологий, и наоборот.
Важно также иметь в виду необходимость разграничения краткосрочной
и долгосрочной конкурентоспособности. В контексте долгосрочной перспек- тивы ценовые конкурентные преимущества, как правило, утрачивают свое особое значение. На первый план выходят структурные факторы, которые и могут обеспечить долгосрочную конкурентоспособность, устойчивое лидерство, приобретающие сегодня ключевое значение для российских предприятий.
1
Пахомова Н. В., Рихтер К. К. Экономика отраслевых рынков и политика государства: учебник. М.: Экономика, 2009. 815 с. (Учеб. экон. фак. СПбГУ).
59
В целом измерения глобальной конкурентоспособности дают представление о потенциале той или иной страны с точки зрения среднесрочного (5–10 лет) экономического роста.
Конкурентоспособность страны – это способность в условиях свободной конкуренции производить товары и услуги, удовлетворяющие запросам мирового рынка, при реализации которых повышается благосостояние государства и граждан. В соответствии с современным мышлением кон- курентоспособность основана на росте производительности экономики в использовании ресурсов и инноваций. В свою очередь существенной состав- ляющей повышения производительности является глубокое понимание сути целого ряда социальных проблем. Вопросы бедности, безработицы, неравномерного распределения доходов традиционно считаются социальными проблемами, хотя они неразрывно связаны с экономикой и, в частности, с конкуренцией. Требование экономической конкурентоспособности не должно противоречить и решению проблем сохранения окружающей среды. Таким образом, для реализации идеи национальной конкурентоспособности необходимо согласование экономических и социальных целей при четкой ориентации на инновации.
Основной тенденцией развития мировой экономики на современном этапе является расширение и углубление процесса ее глобализации, т. е. экономическая открытость стран, формирование общего финансового рынка и информационной сети, либерализация режимов торговли. Происходящее ныне усиление всех транснациональных хозяйственных связей привело к тому, что почти половина потребляемых в мире товаров и услуг частично или полностью создается за пределами тех стран, где они потребляются. В высокотехнологичных отраслях интеграция проявляется наиболее сильно
1
В соответствии с тенденциями развития современной экономики ее главным потенциалом сегодня являются люди. Инвестиции в человеческий капитал, способный разрабатывать новые технологии, превращать их в конку- рентоспособный продукт, признаны мировым сообществом самыми выгодными для роста конкурентоспособности экономики и являются залогом экономического развития. Отсутствие высокого уровня капиталовложений в каждого работника и в обучение может привести к тому, что отдельные предприятия и хозяйство в целом будут не в состоянии сохранить конкурентные преимущества.
1
Говорова Н. Конкурентоспособность – основной фактор развития современной экономики // Пробл. теории и практики упр. 2006. № 4. С. 25–37.
60
Технологическая и информационная революции, а также глобализация приводят к необходимости смены парадигмы конкурентоспособности страны.
Традиционная инфраструктура (дороги, порты и т. п.) постепенно отодвигается в экономических акцентах развитых стран на второй план. На первый план выходит так называемая софт-инфраструктура (генерирование, хранение, передача информации и знаний), а также сервисная инфраструктура (образование, здравоохранение и окружающая среда), ориентированная на развитие основного фактора конкурентного успеха страны – человеческого фактора.
Конкурентоспособная страна в рыночных условиях производит товары и услуги, пользующиеся спросом на мировом рынке, одновременно поддерживая и приумножая реальные доходы населения в долгосрочной перспективе.
В рамках мировой экономики, для которой характерна растущая экономическая взаимозависимость, страны используют свои сравнительные преимущества для привлечения инвестиций, поощрения торговли и стимулирования на этой основе экономического развития. Прямое иностранное инвестирование продолжает оставаться движущей силой глобальной экономики. Сто крупнейших транснациональных корпораций нефинансового профиля занимают доми- нирующую позицию в мировой системе производства: в конце прошлого столетия они контролировали 2 трлн дол. США общих мировых иностранных активов, а в их иностранных филиалах работало 6 млн человек. Сегодня чем конкурентоспособнее страна, тем благополучнее она в плане количества и качества привлеченных иностранных инвестиций. Наличие природных ресурсов и дешевой рабочей силы уже перестало быть главным фактором в борьбе за иностранный капитал, привлеченные иностранные инвестиции все больше концентрируются в странах с четкой стратегией конкурентоспособности
1
Важным аспектом обеспечения конкурентоспособности национальной экономики является ее региональная конкурентоспособность, что особенно актуально для стран со значительным пространственным потенциалом, с широкой географией экономической деятельности.
Проблема региональной конкурентоспособности актуализируется однов- ременно с развертыванием процесса глобализации. Дело в том, что конкурен- тоспособность регионов проявилась как феномен, противостоящий фирменной конкурентоспособности параллельно с глобализацией и в результате ее.
Предприятия и организации олицетворяют капитал и так называемые
«неосязаемые активы» (англ. intangible assets), т. е. технологии, ноу-хау, уп- равленческие навыки и другие, наиболее мобильные, активы.
1
Говорова Н. Указ. соч. С. 30.
61
Территории (регионы, страны) служат средоточием инертных активов с точки зрения географической мобильности природных ресурсов, клима- тических условий, объектов инфраструктуры. Что особенно важно, они являются средой проживания людей, причем не абстрактной «рабочей силы», а устойчивых территориальных общностей, связанных едиными культурными и хозяйственными традициями.
Пока мобильность капитала и технологий была низкой, предприятия прочно «сидели на земле» и конкурентоспособность региона по сути совпадала с конкурентоспособностью предприятий данного региона. И только с отрывом капитала от региональной и национальной базы стало очевидно, что, проникая в другой регион, предприятие может «унести с собой» далеко не все. У каждого региона имеются собственные преимущества и недостатки, которые не могут быть автоматически воспроизведены в другой местности. Правильный выбор места размещения производства может иметь определяющее значение для успеха предприятия, поэтому инвестиции даже в глобализованной экономике имеют обыкновение сосредотачиваться в строго определенных регионах.
Конкурентоспособность экономики региона, равно как и обусловливае- мое ей процветание региона, не наследуется – она создается и нуждается в пос- тоянной поддержке, поскольку легко утрачивается при неэффективном управлении. Конкурентоспособность не вырастает просто из наличия природных ресурсов, имеющейся рабочей силы или обменного курса национальной валюты.
Одним из направлений конкурентоспособности развития региона является применение кластерной организации региональных экономических структур. Кластерные структуры формируются в результате того, что одна или несколько крупных фирм, достигая конкурентоспособности на мировом рынке, распространяют свое влияние и деловые связи на ближайшее окружение, создавая устойчивую сеть из лучших поставщиков и потребителей. Далее действует эффект синергии, который и является сутью кластерного взаимодействия. Новые внутрикластерные отношения стимулируют иннова- ционную деятельность, способствуют свободному обмену информацией, формируя дополнительные конкурентные преимущества. В целом различают три основных вида кластеров:
●
региональные кластеры (как правило, образованные на основе научных учреждений);
62
●
кластеры с вертикальными производственными связями, образованные вокруг крупных компаний или сети основных предприятий, охватывающие процессы производства, поставки и сбыта;
●
отраслевые кластеры.
В рамках государства кластеры играют роль точек роста внутреннего рынка и обеспечивают продвижение производимых ими товаров и услуг на международные рынки. Наличие кластеров позволяет национальным отраслям развивать и поддерживать свое конкурентное преимущество, не уступая даже технически более развитым странам. Все фирмы из кластера инвестируют средства в специализированные исследования, развитие родственных технологий и инфраструктуры, информацию и человеческие ресурсы. Являясь точками экономического роста, кластеры становятся объектом крупных капиталовложений, на которых сосредоточено пристальное внимание правительства и местных администраций. Подобная производственная структура всегда более выгодна, чем отраслевая, так как внутрифирменные связи в ней более тесные. Кластер порождает эффект масштаба производства, основой которого является наличие у одной из фирм инновационного ядра, стимулирующего производство новых видов продуктов и услуг.
Преимуществом кластера также является одновременное производство нескольких видов продукции. При группировке фирм появляется возможность оптимизации производственно-технологических процессов и минимизации внепроизводственных издержек на различных предприятиях. Таким образом, все участники кластера получают дополнительные конкурентные преимущества под воздействием совокупного влияния и специализации, обеспечивающей рост производительности труда и снижение себестоимости продукции
1
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Перечислите детерминанты конкурентного преимущества в «националь- ном ромбе» М. Портера и представьте их характеристику.
2. Раскройте роль государства в обеспечении конкурентоспособности экономики страны.
3. Какова роль инноваций в обеспечении устойчивой конкуренто- способности национальной экономики?
1
Городничая Е. И. Зарубежный опыт государственного стимулирования формиро- вания кластеров // Вестн. Моск. ун-та. 2010. № 1. С. 15–26.
63
4. Охарактеризуйте существующие рейтинговые методы оценки конку- рентоспособности экономики страны.
5. Раскройте доминирующие факторы конкурентоспособности страны в условиях глобализации экономики.
6. Какие конкурентные преимущества страны относятся к преимуществам высокого и низкого порядка?
7. Какова роль технологической модернизации экономики в обеспечении ее конкурентоспособности?
8. Охарактеризуйте роль конкурентоспособности национальных корпо- раций в формировании конкурентоспособности страны.
9. Раскройте значение структурных факторов повышения конкуренто- способности экономики.
10. Дайте характеристику методов оценки конкурентоспособности ре- гиональной экономики.
64
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 14