ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 652
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Все многообразие конкурентных преимуществ можно разделить по основным видам:
●
ресурсные (нетехнологические), в основе которых лежат факторы производства и степень эффективности их использования;
●
технико-технологические, базирующиеся на достижениях научно- технического прогресса;
●
организационные, которые заключаются в способности менеджмента мобилизовать факторы развития хозяйствующего субъекта и обеспечить его эффективное управление.
Конкурентные преимущества М. Портер подразделяет в зависимости от природы обеспечивающих их факторов: качества товаров и издержек.
Источником конкурентного преимущества, основанного на качестве, являются уникальные потребительские характеристики товара, повышающие его ценность для покупателя. Это конкурентное преимущество имеет внешний характер, так как позволяет устанавливать на товар более высокую цену, чем у конкурентов.
Основанное на издержках (внутреннее) конкурентное преимущество является результатом повышенной производительности труда и высокой эффективности деятельности предприятия.
Рассмотренные выше конкурентные преимущества имеют разную природу и условия для реализации, которые возможно отобразить графически
(рис. 2.2)
1
Рис. 2.2. Анализ конкурентного преимущества
1
Ламбен Ж.-Ж, Чумиитас Р., Шулинг И. Менеджмент, ориентированный на рынок : пер. с англ. под ред. В. Б. Колчанова. 2-е изд. СПб.: Питер, 2008. С. 281.
Рыночная сила
(максимально приемлемая цена в % от приоритетного конкурента)
49
Ось «Производительность» показывает преимущество или отставание торговой марки по сравнению с приоритетным конкурентом с точки зрения издержек. Ось «Рыночная сила» характеризует позицию торговой марки с точки зрения максимальной приемлемой для ее покупателей цены по сравнению с аналогичным показателем конкурента. Биссектриса на рисунке разделяет благоприятную и неблагоприятную позиции. Оценка конкурентных преимуществ позволяет предприятию определить свою позицию на рынке по двум факторам и сформулировать стратегические приоритеты для каждого выпускаемого товара.
Кроме вышеперечисленных конкурентные преимущества классифици- руют по другим признакам:
●
по сроку действия: долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные;
●
характеру динамики: устойчивые, нестабильные;
●
уровню иерархии: на уровне товара, фирмы, на уровне отрасли, на уровне экономики страны;
●
отношению к цене: ценовые, неценовые;
●
возможности имитации: уникальные, имитируемые;
●
по сфере проявления: НИОКР, производство, реализация, сервис и эксплуатация.
В условиях инновационного развития и глобализации экономики изменя- ются характер и структура конкурентных преимуществ:
●
преимущества перестали быть статическими, они изменяются под воздействием инновационного процесса (изменяются технологии производства, методы управления, способы доставки и сбыта продукции и т. д.);
●
глобализация бизнеса вынуждает предприятия полнее учитывать национальные и международные интересы;
●
государство, территория рассматриваются как основа стратегии пред- приятия, а не только как место, где оно осуществляет свою деятельность.
Конкурентные преимущества могут иметь разнообразные формы в зависимости от специфики отрасли, товара и рынка.
М. Портер полагает, что в основе конкурентоспособности предприятия лежит не только конкурентное преимущество, которым оно обладает, но и его способность создавать и обеспечивать устойчивость этого конкурентного преимущества в долгосрочной перспективе.
В качестве такой способности на первый план выдвигается умение комбинировать все факторы (организационно-управленческие, экономические, производственные, маркетинговые и иные), позволяющие предприятию вести
50
эффективную хозяйственную деятельность. Эти факторы объединяются в еди- ную категорию «конкурентные преимущества предприятия», а конкретный вариант (способ) их комбинирования действительно может стать постоянным конкурентным преимуществом предприятия
1
При этом конкурентные преимущества предприятия рассматриваются
М. Портером не вообще, а в контексте отрасли, определяемой как рынок, где покупателям предлагаются похожие или тесно связанные друг с другом продукты
2
В соответствии с концепцией ключевых компетенций, предложенной
К. Прохаладом и Г. Хэмелом, возможно определить характер устойчивости конкурентных преимуществ.
Ключевая компетенция – это особый навык или технология, создающая уникальную ценность для потребителя. Специальные навыки предприятия в значительной степени выражены в коллективном знании его сотрудников и процедурах, определяющих характер их взаимодействия. Ключевые компетенции характеризуются следующими свойствами:
●
вносят непропорционально большой вклад в окончательную потреби- тельскую ценность или эффективность этой ценности;
●
обеспечивают основу для проникновения на новые рынки.
В этой связи ключевые компетенции можно рассматривать как первопричину конкурентного преимущества предприятия.
Использование в практике менеджмента положений теории ключевых компетенций позволяет создать устойчивые источники конкурентного преимущества. Ключевую компетенцию можно считать устойчивой в следую- щих случаях:
●
если она представляет значительную и ощутимую ценность для потребителей по сравнению с предложениями конкурентов;
●
трудна для воспроизведения конкурентами или третьими сторонами, что создает конкурентные барьеры для входа на рынок;
●
открывает предприятию доступ на разнообразные и внешние не связанные друг с другом рынки за счет объединения основных навыков и технологий.
1
Портер М. Конкурентное преимущество: как достичь результата и обеспечить его устойчивость: пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 715 с.
2
Кружкова Т. И., Стожко К. П. Конкуренция и ответственность: История. Теория.
Практика: монография / под ред. К. П. Стожко. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2010.
592 с.
51
1
При этом конкурентные преимущества предприятия рассматриваются
М. Портером не вообще, а в контексте отрасли, определяемой как рынок, где покупателям предлагаются похожие или тесно связанные друг с другом продукты
2
В соответствии с концепцией ключевых компетенций, предложенной
К. Прохаладом и Г. Хэмелом, возможно определить характер устойчивости конкурентных преимуществ.
Ключевая компетенция – это особый навык или технология, создающая уникальную ценность для потребителя. Специальные навыки предприятия в значительной степени выражены в коллективном знании его сотрудников и процедурах, определяющих характер их взаимодействия. Ключевые компетенции характеризуются следующими свойствами:
●
вносят непропорционально большой вклад в окончательную потреби- тельскую ценность или эффективность этой ценности;
●
обеспечивают основу для проникновения на новые рынки.
В этой связи ключевые компетенции можно рассматривать как первопричину конкурентного преимущества предприятия.
Использование в практике менеджмента положений теории ключевых компетенций позволяет создать устойчивые источники конкурентного преимущества. Ключевую компетенцию можно считать устойчивой в следую- щих случаях:
●
если она представляет значительную и ощутимую ценность для потребителей по сравнению с предложениями конкурентов;
●
трудна для воспроизведения конкурентами или третьими сторонами, что создает конкурентные барьеры для входа на рынок;
●
открывает предприятию доступ на разнообразные и внешние не связанные друг с другом рынки за счет объединения основных навыков и технологий.
1
Портер М. Конкурентное преимущество: как достичь результата и обеспечить его устойчивость: пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 715 с.
2
Кружкова Т. И., Стожко К. П. Конкуренция и ответственность: История. Теория.
Практика: монография / под ред. К. П. Стожко. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2010.
592 с.
51
Идентификация и развитие ключевых компетенций предполагает вычленение основных возможностей организации с последующим опреде- лением наиболее сильных сторон
1
Поиск устойчивого конкурентного преимущества лежит в основе разработки стратегии и является одним из важнейших направлений страте- гического маркетинга.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Раскройте социально-экономическое содержание конкурентоспособ- ности.
2. Охарактеризуйте эволюционные этапы теории конкурентных преимуществ.
3. Сформулируйте понятие «конкурентное преимущество» и поясните его экономическую сущность.
4. В чем сущность абсолютных и относительных конкурентных преи- муществ?
5. В чем состоит факторная природа конкурентоспособности?
6. Перечислите основные свойства категории «конкурентоспособность».
7. Раскройте свойство конкретности проявления конкурентоспособности применительно к условиям рынка и времени.
8. Охарактеризуйте свойство многовариантности категории «конкуренто- способность».
9. Дайте характеристику свойства многоуровневости формирования конкурентоспособности.
10. В чем заключается содержание макроэкономического и микроэконо- мического подходов к исследованию конкурентоспособности?
11. Раскройте многомерный характер категории «конкурентоспособ- ность» на примере структуры «пирамида конкурентоспособности».
1
Ламбен Ж.-Ж, Чумиитас Р., Шулинг И. Указ. соч. С. 283.
52
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 14
Глава 3. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ЭКОНОМИКИ
СТРАНЫ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННЫХ
МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ
Конкурентоспособность страны на мировом уровне определяется исходя из конкурентоспособности ее отдельных предприятий, отраслей и регионов.
Для того чтобы страна была конкурентоспособной, необходимо взаимо- действие всех уровней указанной системы. Конкурентоспособность страны зависит от ее способностей и свойств, позволяющих соперничать в экономи- ческом соревновании с другими странами.
В экономической литературе национальная конкурентоспособность рассматривается следующим образом:
●
как способность страны постоянно увеличивать свою долю на мировом рынке;
●
сравнительная прибыльность экспорта страны (разница между рыночными ценами и затратами на производство и реализацию поставляемой на мировой рынок продукции): чем выше прибыльность поставки товаров, тем выше конкурентоспособность;
●
продуктивность использования ресурсов, выражающаяся в стоимости отдачи от единицы труда или капитала;
●
как способность национальных предприятий производить товары и услуги, отвечающие запросам иностранных потребителей, одновременно сохраняя и повышая реальный национальный доход, и т. д.
Конкурентоспособность страны нередко определяют как резуль- тирующий относительный показатель, отражающий степень эффективности производства, определения и реализации товаров как внутри страны, так и за ее пределами.
Проблему конкурентоспособности экономики страны М. Портер изучал с точки зрения исследования групп взаимосвязанных между собой отраслей, названных им кластерами
1 1
Портер М. Международная конкуренция: конкурентные преимущества стран. М.:
Международные отношения, 1993. 896 с.
53
Рис.3.1 «Ромб» конкурентных факторов М. Портера
Суть широко известного методического подхода Портера, так назы- ваемого конкурентного ромба, заключается в выделении основополагающих четырех систем факторов, определяющих конкурентоспособность экономики, и последующем исследовании взаимного влияния этих ситем на конкуренто- способность (рис. 3.1).
Четыре системы факторов (каждый в отдельности и все вместе как система) создают среду, в которой рождаются и действуют фирмы каждой страны. «Конкурентный ромб» – это система факторов конкурентных преиму- ществ, составляющие которой взаимно усиливаются.
Первая система факторов – это национальные условия, а точнее, факторы производства, необходимые для деятельности фирм в любой отрасли, которые разбиваются на следующие группы: людские ресурсы (количество, квалификация, стоимость рабочей силы, включая менеджмент); физические ресурсы (количество, качество, доступность и стоимость земли, воды, полезных ископаемых, лесных ресурсов, источников энергии и других природных условий); ресурс знаний (сумма научной, технической и рыночной информации, влияющей на товары и услуги); денежные ресурсы (количество и стоимость капитала, который может быть пущен на финансирование промышленности), а также инфраструктура (ее тип, качество и плата за использование, влияющие на характер конкуренции).
Вторая система факторов – это условия спроса, т. е. определение того, каков на внутреннем рынке спрос на продукцию или услуги, предлагаемые данной отраслью. Самое важное проявление влияния спроса на конкурентное преимущество – соотношение и характер потребностей отечественных поку- пателей. Кроме того, воздействуя на эффект масштаба, спрос на внутреннем рынке определяет характер и скорость внедрения предприятиями инноваций.
В результате страны добиваются конкурентного преимущества в тех отраслях
54
и сегментах, где спрос на внутреннем рынке дает представление о потребностях покупателей местным предприятиям раньше и точнее, чем зарубежным конкурентам.
Третья система факторов – это наличие или отсутствие, а также уровень развития в стране конкурентоспособных на мировом рынке родственных и поддерживающих отраслей. Наличие в стране конкурентоспособных отраслей-поставщиков создает целый ряд преимуществ для потребляющих отраслей, в частности обеспечивает эффективный и быстрый доступ к самым дорогостоящим ресурсам, позволяет осуществлять координацию поставщиков на внутреннем рынке, повышает активность в процессах нововведений, способствует росту уровня производительности труда.
Четвертая система факторов – это стратегия национальных предприятий, их структура и конкуренты, а также условия в стране, определяющие характер конкуренции на внутреннем рынке.
В тех отраслях или сегментах, где национальный «конкурентный ромб» имеет наиболее благоприятный характер, страны имеют наибольшие шансы на успех. Анализ условий развития «конкурентного ромба» в различных странах привел М. Портера к выделению четырех стадий, соответствующих четырем основным движущим силам, или стимулам, определяющим развитие нацио- нальных экономик в отдельные периоды времени, – это факторы производства, инвестиции, нововведения и богатство
1
На первых трех стадиях развития конкурентоспособности национальной экономики происходит усиление и усложнение конкурентных преимуществ экономики, четвертая стадия обозначает постепенное замедление роста и спад, который может быть достаточно продолжительным, пока какое-нибудь новое потрясение не «вытолкнет» из него экономику.
Все стадии характеризуются различным уровнем развития и состояния отдельных факторов и различными значениями показателей конкуренто- способности. На первой стадии развития конкурентоспособности – на основе факторов производства – последние являются решающей силой, благодаря которой все национальные отрасли достигают своих преимуществ на мировом рынке (например, благодаря дешевой рабочей силе, богатым природным ресурсам, благоприятному сельскохозяйственному климату и др.).
1
Портер М. Международная конкуренция: конкурентные преимущества стран. М.: Меж- дународные отношения, 1993. 896 с.
55
Третья система факторов – это наличие или отсутствие, а также уровень развития в стране конкурентоспособных на мировом рынке родственных и поддерживающих отраслей. Наличие в стране конкурентоспособных отраслей-поставщиков создает целый ряд преимуществ для потребляющих отраслей, в частности обеспечивает эффективный и быстрый доступ к самым дорогостоящим ресурсам, позволяет осуществлять координацию поставщиков на внутреннем рынке, повышает активность в процессах нововведений, способствует росту уровня производительности труда.
Четвертая система факторов – это стратегия национальных предприятий, их структура и конкуренты, а также условия в стране, определяющие характер конкуренции на внутреннем рынке.
В тех отраслях или сегментах, где национальный «конкурентный ромб» имеет наиболее благоприятный характер, страны имеют наибольшие шансы на успех. Анализ условий развития «конкурентного ромба» в различных странах привел М. Портера к выделению четырех стадий, соответствующих четырем основным движущим силам, или стимулам, определяющим развитие нацио- нальных экономик в отдельные периоды времени, – это факторы производства, инвестиции, нововведения и богатство
1
На первых трех стадиях развития конкурентоспособности национальной экономики происходит усиление и усложнение конкурентных преимуществ экономики, четвертая стадия обозначает постепенное замедление роста и спад, который может быть достаточно продолжительным, пока какое-нибудь новое потрясение не «вытолкнет» из него экономику.
Все стадии характеризуются различным уровнем развития и состояния отдельных факторов и различными значениями показателей конкуренто- способности. На первой стадии развития конкурентоспособности – на основе факторов производства – последние являются решающей силой, благодаря которой все национальные отрасли достигают своих преимуществ на мировом рынке (например, благодаря дешевой рабочей силе, богатым природным ресурсам, благоприятному сельскохозяйственному климату и др.).
1
Портер М. Международная конкуренция: конкурентные преимущества стран. М.: Меж- дународные отношения, 1993. 896 с.
55
На второй стадии развития конкурентных преимуществ – на основе инвестиции – решающим моментом являются возможность и желание инвестировать в развитие экономики. Третья стадия развития конкуренции – на основе инноваций – отличается тем, что национальные предприятия не только применяют и улучшают зарубежные, но и создают новую технику и технологию. Ценовая конкуренция основывается на высокой произво- дительности, достигаемой за счет повышения квалификации персонала и передовой технологии. Четвертая стадия конкурентоспособности – на основе богатства – является завершающей, и здесь происходит постепенная утрата национальной экономикой конкурентных преимуществ.
Современная формулировка Международного форума по развитию менеджмента (МФМ) определяет конкурентоспособность как «область эко- номического знания, которая анализирует факты и политику, формирующие способность нации создавать и поддерживать такую среду, которая выдерживает создание все возрастающей стоимости на своих предприятиях и все большее процветание своего народа»
1
МФМ выделяет четыре фактора конкурентоспособности, которые определяют состояние национальной конкурентной среды и способность предприятий создавать богатство:
1. Фактор «экономическое развитие страны, ее макроэкономическое со- стояние» оценивает макроэкономические характеристики национальной экономики, внешней торговли, международных инвестиций, занятости и цен.
2. Фактор «эффективность правительства» определяет с помощью оценки состояния общественных финансов, налоговой политики, институциональных рамок, законодательства, образования, насколько политика правительства способствует росту конкурентоспособности.
3. Фактор «эффективность бизнеса» – это уровень, достигнутый пред- приятием в сфере инноваций, прибыльности и надежности, который оценивается по данным производительности труда, рынка труда, состояния финансов, практики менеджмента и воздействия глобализации.
4. Фактор «инфраструктура» определяет, в какой мере ресурсы, технология, наука и трудовые ресурсы удовлетворяют потребности бизнеса.
Для этого рассматривают уровень развития базовой инфраструктуры, технологической инфраструктуры, научной инфраструктуры, здоровья населения и состояния окружающей среды, а также систему национальных цен- ностей.
1
Цит. по: Швандар К. В. Международная конкурентоспособность: трансформация поня- тия, критерии оценки, практические результаты // Вестн. Моск. ун-та. 2008. № 2. С. 58.
56