Файл: Учебное пособие адресовано студентам высших учебных заведений. Будет полезно логопедам, воспитателям, учителям специальных дошкольных и школьных учреждений, а также родителям детей с задержкой психического развития.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 548

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Принцип деятельностного подхода

В процессе коррекции нарушений речи необходимо учи­тывать сложную структуру речевой деятельнос-т и (мотивационно-целевой этап — операциональный этап — этап контроля), а также особенности мыслитель­ной деятельности детей с ЗПР на всех ее этапах.

При выполнении речевой деятельности у детей с ЗПР отмечается сниженная познавательная активность, отсут­ствие интереса к выполнению речевых заданий, недоста­точная сосредоточенность, низкий уровень психического на­пряжения. В процессе деятельности дети с ЗПР не могут контролировать решение той или иной задачи.

В связи с этим, учитывая психологические особенности, большая роль отводится вызыванию и поддержа­нию интереса к выполнению предлагаемых заданий. Это­му способствует использование большого количества на­глядности, игр, игровых приемов. В процессе деятельности у детей формируется положительная мотивация, умение преодолевать трудности, развивается самоконтроль.

Главное внимание уделяется формированию операци­онального компонента речевой деятельности.

В процессе логопедической работы с детьми, страдающи­ми ЗПР, важным является включение речи в р а зличные виды деятельности (игровой, изобра­зительной, конструктивной и др.), т. е. их опосредование с помощью речи на основе грамматического структуриро­вания, выбора слов; выбора звуков, которые комбинируют­ся по свойственным этому уровню правилам.

Учитывая, что нарушения речи связывают с нарушением языкового этапа, в ходе коррекционной работы боль­шое внимание уделяется именно этому этапу.

Принцип учета ведущей деятельности

В отечественной психологии игра рассматривается как ведущая развивающая деятельность в дошкольном возрасте (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, В. С. Му­хина, Д. Б. Эльконин и др. авторы). Именно в игре форми­руются все новообразования данного периода, в том числе и речь. Являясь, по мнению Л. С. Выготского, тем услови­ем в развитии ребенка, при котором он может проявить спо­собности, отражающие зону его ближайшего развития, игра способствует формированию психических свойств и качеств ребенка, приобретению знаний, умений и навыков. Учиты­вая все вышесказанное, целесообразно многие задания предлагать дошкольникам с ЗПР в игровой форме. Это, в свою очередь, создает положительный эмоциональный фон деятельности и повышает эффективность коррекционного воздействия. Вместе с тем, наряду с игровой деятельностью, в структуру логопедических занятий включаются и фраг­менты учебной деятельности, что обеспечивает формирова­ние предпосылок школьного обучения этих детей.



I
МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

Нарушения звуковой стороны речи у дошкольников с ЗПР являются самыми распространенными расстройствами речи и проявляются преимущественно в дефектах звукопроиз-ношения и искажениях звукослоговой структуры слова.

Нарушения фонетической стороны речи у детей с ЗПР обусловлены целым комплексом факторов: несформирован-ностыо речеслухового восприятия, недостаточностью рече­вой моторики, несовершенством моторного программиро­вания речевого акта, особенностями аналитико-синтетичес-кой деятельности этих детей.

Формирование звукопроизношения

Особенности коррекции нарушений звуко­произношения у детей с ЗПР проявляются в следующем:

  1. формирование правильного звукопроизношения осуще­ствляется на фоне развития и совершенствования зву­кослоговой структуры слова;

  2. коррекция нарушений звукопроизношения у детей с ЗПР проводится на основе развития речеслухового восприя­тия и артикуляторной моторики. При этом развитие ар-тикуляторной моторики обеспечивается формировани­ем как кинетической, так и кинестетической основы артикуляторных движений;

  3. учитывая тесную связь в развитии звуковой стороны речи и фонематических процессов, коррекция нарушений звукопроизношения проводится одновременно с форми­рованием фонематических процессов (фонематического восприятия и фонематического анализа)




  1. коррекция нарушений звуковой стороны речи осуществ­ляется в тесной связи с развитием лексики и граммати­ческого строя речи;

  2. у детей с ЗПР имеет место не только искажение звуко-произношения, но и задержка формирования звуковой стороны речи. В связи с этим, большое внимание уделя­ется активизации процесса формирования звукопроиз-ношения, уточнению произносительного и слухового об­раза нормально произносимых звуков, что способствует совершенствованию артикуляторной моторики, рече-слухового восприятия и спонтанному появлению звуков речи;

  3. при определении последовательности работы над звука­ми, звукослоговой структурой слова необходимо учиты­вать минимальное усложнение заданий и речевого ма­териала, постепенное введение трудностей с учетом зоны ближайшего развития этих детей.

Учитывая особенности симптоматики и меха­низмов нарушений звукопроизношения у дошколь­ников с ЗПР, можно выделить следующие ста­дии коррекционной работы:



I стадия (предварительная) имеет целью подготовить
слуховую, моторную и зрительную систему к последующей
работе над звуками.

II стадия — уточнение артикуляторного и акустическо­
го образа, выделение из речевого потока правильно произ­
носимых звуков.

III стадия — коррекция нарушенных звуков речи.

Рассмотрим содержание коррекционной работы на каж­дой из выделенных стадий.

I(предварительная) стадия

На предварительной стадии коррекционная работа про­водится по следующим направлениям:

  1. развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти;

  2. развитие ручной и речевой моторики;

  3. развитие зрительно-пространственных функций;

  4. формирование временных представлений;

  5. развитие ритма;

  6. формирование мыслительных операций анализа, син­теза, сравнения, обобщения и др.

Указанные направления коррекционной работы прово­дятся и на других стадиях, но на более сложных заданиях, в структуре других задач и содержания коррекционного обу­чения.

Развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти

Примерные игры и упражнения

«Узнай звук»

Логопед воспроизводит за ширмой различные неречевые звуки: шуршание бумаги, забивание гвоздя, защелкивание замка портфеля или сумки, перелистывание страниц кни­ги или тетради, стук карандаша по столу и др. Дети слуша­ют звуки с закрытыми глазами, а затем определяют, что звучало.

«Что звучало?»

Вначале детям предлагается поиграть с различными иг­рушечными музыкальными инструментами (дудочкой, ба­рабаном, бубном, колокольчиком, гармошкой, балалайкой и др.). Затем логопед воспроизводит за ширмой звучание одного из игрушечных музыкальных инструментов и пред­лагает детям определить, какой инструмент звучал. Первоначально предлагаются контрастные звучания (дудочка барабан, бубен колокольчик), а затем более близкие зву­чания (барабан бубен).

«Тихо — громко»

Дети становятся друг за другом и идут по кругу. Логопед стучит в бубен то тихо, то громко. Если звук бубна тихий, дети идут на носочках, если более громкий — бегут. Кто ошибся, тот становится в конец колонны.

«Где хлопнули?»

Дети садятся в разных местах комнаты, выбирается во­дящий. Ему закрывают глаза. Один из детей по знаку лого­педа хлопает в ладоши. Водящий должен определить, кто хлопал.


Развитие слухового восприятия и внимания на речевом материале

Примерные игры ш упражнения

«Кто пришел?»

Детям предлагается по звукоподражанию узнать, кто пришел к ним в гости. Один из детей (по согласованию с пе­дагогом) стучит в дверь комнаты. Дети спрашивают: «Кто там?» Ребенок открывает дверь и воспроизводит звукопод­ражание (мяу, ав-ав, ко-ко, га-га, кукареку или др.). Дети определяют, кто это.

«Кто как кричит?»

Логопед раскладывает перед детьми игрушки с изобра­жениями животных (собака, кошка, жук, петух, волк и др.) Далее педагог воспроизводит звукоподражание и просит де­тей выбрать соответствующую игрушку.

В другом варианте игры педагог показывает игрушку с изображением животного, а дети воспроизводят соответ­ствующее звукоподражание.

§ 2. Методы коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи

«Бу^ь внимателен!» -

Педагог сообщает детям, что он будет называть различ­ные слова. Как только он назовет дерево, дети должны хлоп­нуть в ладоши, При произнесении других слов хлопать нельзя. Тот, кто ошибся, выбывает из игры.

«Кто плавает?»

Педагог говорит детям, что он будет произносить слово плывет с другими словами (лодка плывет, утка плывет и т. д.). Но иногда он будет ошибаться (например, самолет плывет, камень плывет.). Дети должны хлопать только тог­да, когда два слова употребляются правильно. В начале игры педагог произносит словосочетания медленно, чтобы дать возможность детям правильно выполнить задание. В даль­нейшем темп речи ускоряется, паузы становятся короче.

Развитие ручной моторики

Важность развития ручной моторики у детей с ЗПР обус­ловлена тесным взаимодействием в развитии ручной и ре­чевой моторики. Исследования М. М. Кольцовой показали, что морфологическое и функциональное формирование ре­чевых зон коры головного мозга осуществляется под влия­нием кинестетических импульсов, поступающих от рук. В связи с этим, совершенствование ручной моторики спо­собствует активизации моторных речевых зон головного мозга и в целом развитию речевой функции.

Развитие ручной моторики у дошкольников и младших школьников с ЗПР имеет большое значение и для подготов­ки этих детей к овладению письмом.

В процессе работы по развитию ручной моторики мож­но использовать приемы, описанные в работах О. С. Бот, М.М.Кольцовой, В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко, В. В. Цвынтарного и др.

Упражнения на статическое воспроизведение положений пальцев рук, воспро­изведение образов предметов с помощью пальцев

«Крыша дома»

Ладони соприкасаются кончиками пальцев, образуя угол. Большие пальцы соединены внизу, образуя горизонтальную линию.

«Флажок»

Четыре пальца руки (кроме большого) соединены вместе. Ладонь расположена вертикально, мизинец вверху, большой палец опущен вниз перпендикулярно остальным пальцам.

«Лодочка»

Ладони прижаты друг к другу со стороны мизинцев. Кон­чики пальцев соприкасаются. Сверху ладони раскрыты. Большие пальцы расположены горизонтально.

«Пароходик»

В отличие от предыдущего упражнения, большие паль­цы подняты вверх.

«Коза»

Вытянуть указательный палец и мизинец левой руки. То же движение выполняется пальцами правой руки, да­лее — пальцами обеих рук.

«Очки»

Образовать два кружка большим и указательным паль­цами обеих рук, а затем соединить их.

«Стол»

Левая рука согнута в кулак, а правая рука лежит на ней горизонтально.

«Птичка пьет водичку»

Пальцы левой руки слегка согнуты в кулак. Указатель­ный палец левой руки опускается в отверстие.

«Цветок»

Ладони находятся в вертикальном положении, нижние части ладоней прижимаются друг к другу, пальцы раскры­ты и слегка округлены.

«Улитка»

Правая рука лежит на столе вниз, указательный и сред­ний пальцы вытягиваются вперед, остальные пальцы сги­баются.

«Солнечные лучи»

Руки скрещиваются перед грудью, пальцы расставлены.

«Елка»

Ладони прижимаются тыльной стороной друг к другу, пальцы скрещиваются.

«Кошка»

Средний и безымянный пальцы смыкаются с большим. Указательный палец и мизинец подняты вверх.

«Курочка»

Ладонь расположена горизонтально. Большой и указа­тельный пальцы соединены. Остальные пальцы наклады­ваются друг на друга в полусогнутом состоянии.

Упражнения на координацию и динамическую организацию движений

«Пальчики здороваются»

Кончик большого пальца левой руки «здоровается», по­очередно касаясь кончиков указательного, среднего и бе­зымянного пальцев этой же руки.

То же упражнение выполняется пальцами правой руки.

То же упражнение выполняется одновременно пальца­ми правой и левой руки.