Файл: Учебное пособие адресовано студентам высших учебных заведений. Будет полезно логопедам, воспитателям, учителям специальных дошкольных и школьных учреждений, а также родителям детей с задержкой психического развития.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 544

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




  1. Упереть кончик языка в правую, а затем в левую щеку, надавить на бугорок (пощелкать орешки).

  2. Посчитать зубки с внутренней стороны.


Развитие ритма

Вначале тренируют детей на восприятие и правильное
воспроизведение звеньев из одинакового количества ударов
(.. .. .., ). Далее даются сочетания звеньев, состо­
ящих из различного количества ударов (слабые и сильные
удары с короткими и длинными промежутками: .. _, ..._,

Развитие дыхания

В начальный период предварительного этапа проводит­ся работа, прежде всего, над развитием длительного выдо­ха без участия речи. Необходимо следить за тем, чтобы при выполнении дыхательных упражнений дети не подни­мали плечи, не напрягали излишне мышцы дыхательного аппарата, чтобы выдох был плавным, постепенным, дли­тельным. Воспитывается нижнереберное, диафрагмальное дыхание.

Можно использовать следующие игровые упражнения.

«Пилка дров»

Дети становятся друг против друга парами, берутся за руки и имитируют пилку дров: руки на себя — вдох, руки от себя — выдох.

«Погреться на морозе»

Дети вдыхают через нос и дуют на «озябшие» руки, плав­но выдыхая через рот, как бы согревая руки.

«Надуй игрушку»

Детям предлагается надуть резиновые надувные игруш­ки, воздушные шары, набирая воздух через рот и медленно выдыхая его через рот в отверстие игрушки.

«Листья шелестят»

Предлагаются полоски тонкой зеленой бумаги, вырезан­ные в виде листиков и прикрепленные к «ветке». По сигналу: «Подул ветерок» — дети плавно дуют на листики так, чтобы они отклонялись и шелестели.

«Бабочки»

Перед детьми раскладывают «зеленые полянки» с разно­цветными бабочками, вырезанными из тонкой бумаги. Ба­бочки прикреплены нитками к «полянке». Логопед предуп­реждает, что продвинуть бабочку можно только на одном выдохе. По сигналу: «Красная бабочка полетела» — дети дуют на бабочек красного цвета и т. д.

«Снежинки летят»

На ниточки прикрепляются легкие кусочки ваты или вы­резанные из легкой бумаги снежинки. Детям предлагается длительно подуть на них по сигналу: «Снежинки полетели».

«Задуть свечу»

Логопед зажигает свечу и по очереди подносит к детям. По сигналу: «Тихий ветерок» — дети медленно и длительно выдыхают, чтобы пламя свечи отклонялось, но не гасло. По сигналу: «Сильный ветерок» — дети стараются на одном вы­дохе задуть свечу.


«Покатать карандаш»

Детям предлагают вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по парте круглый карандаш.

«Костер»

Логопед кладет перед детьми картинку (или макет) кост­ра с полосками тонкой красной бумаги. Детям предлагается раздувать «угасающий костер», вдыхая через нос и медлен­но выдыхая через рот.

«Чайник закипел»

У каждого ребенка пузырек с узким горлышком диамет­ром 1-1,5 см. По сигналу: «У Саши чайник закипел» — один из детей (Саша) дует в отверстие пузырька, чтобы получил­ся свист. Для этого нужно, чтобы нижняя губа касалась края горлышка, а струя воздуха была сильной.
В дальнейшем проводится развитие речевого дыхания: сначала на гласных (развитие голоса), а затем на длитель­ном выдохе вводится речь.

Развитие речевого дыхания и голоса

После того как у детей сформировался плавный длитель­ный выход, вводятся голосовые упражнения. Необходимо обращать внимание детей на различную силу, высоту и тембр голоса. С этой целью можно рекомендовать такие, напри­мер, игровые упражнения.

«Эхо»

Детей распределяют на две группы. Одна из групп — «эхо». Первая группа детей громко произносит гласные звуки — а, о, у или сочетания гласных: ау, у а, оа, ао, уи. Вторая группа «эхо» — тихо повторяет. Затем группы меняются ролями.

«Вьюга»

Перед детьми сюжетная картинка «Вьюга». По сигна­лу: «Вьюга начинается» —дети тихо гудят: «У-у-у...» По сигналу: «Сильная вьюга» — дети громко произносят: «У-у-у...» По сигналу: «Вьюга затихает» —дети постепенно уменьшают силу голоса. По сигналу: «Вьюга кончилась» — замолкают. Речевые сигналы можно сопровождать (или за­менить) движениями руки логопеда: горизонтальное дви­жение руки — дети говорят тихо, движение руки вверх — усиление голоса, движение руки вниз — уменьшение силы голоса.

«Дует ветер»

Дети водят хоровод. Логопед сопровождает движения рас­сказом: «Утром дети идут в школу. Светит солнце. Дует ти­хий ветерок: «В-в-в...». Произносится тихо. — «Как дует тихий ветерок?» Дети останавливаются и повторяют тихо: «В-в-в...». «Окончились уроки. Дети идут домой. Подошли к дому, и вдруг подул сильный ветер: «В-в^в...». Произно­сится громко. — «Как дует сильный ветерок?» Дети громко повторяют.

Вызывают интерес у детей и игры со звукоподражанием.

«Лесенка»

Перед детьми на доске — картинка с нарисованной ле­сенкой. По ходу игры логопед ставит на каждую переклади­ну фигурку определенного животного. Дети воспроизводят звукопродражания, изменяя высоту и силу голоса. «На дво­ре стоит лесенка. На ней пять ступенек. На нижнюю сту­пеньку прыгнула большая собака и залаяла». Дети произ­носят низким и громким голосом: «Ав-ав-ав». «На вторую ступеньку прыгнула кошка и замяукала». Дети произносят более тихим и высоким голосом: «Мяу-мяу». «На третью ступеньку вскочил петух и громко запел». Дети произносят громким и высоким голосом: «Ку-ка-ре-ку». «На четвертую ступеньку прилетел жук, сел и зажужжал». Дети произно­сят низким и тихим голосом: «Ж-ж-ж». «На пятую ступень­ку села пчела и запела песенку: «З-з-з». Дети произносят тихим и высоким голосом: «З-з-з».



«Корова и телята»

Детям предлагается сюжетная картинка «На лугу». Дети распределяются на две группы. Логопед обращается к пер­вой группе: «На лугу пасутся коровы. Они зовут своих те­лят. Как они зовут их?» Дети первой группы произносят низким голосом: «Му-му». «Коровам отвечают телята. Как они отвечают?» Логопед обращается к детям второй груп­пы. Дети отвечают высоким голосом: «Му-му». Затем груп­пы меняются ролями.

Аналогично проводятся игры на звукоподражания другим животным: «Кошка и котята», «Курицаи цыплята» и т. д.

«Кто как кричит?»

У детей картинки с изображением домашних животных. Логопед обращается к детям: «Поселились в домике живот­ные», — затем подходит к одному из детей, стучит около его картинки и спрашивает: «Тук-тук, кто в домике живет?» Если у ребенка кошка, он отвечает: «Мяу-мяу*. «Кто это?» — спрашивает логопед. Дети отвечают: «Кошка» — и т. д.

Закрепление речевого дыхания в процессе речи

В процессе развития речевого дыхания на длительном плавном выдохе вводятся речевые упражнения.

«Цветы»

Логопед ставит в вазу букет знакомых детям цветов (жи­вых или бумажных с запахом). Дети называют их. Затем по очереди вынимают какой-либо цветок, нюхают его и на од­ном выдохе произносят заданную фразу. Фразы постепенно увеличиваются. Например: «Хорошо пахнет. Роза хорошо пахнет. Роза очень хорошо пахнет».

«Добавление фразы»

Логопед проводит беседу по сюжетной картинке. Произ­носит короткую фразу. Дети должны повторить фразу, до­полняя ее одним словом. Предлагается произносить фразу на одном выдохе. Например: «Девочка катает (коляску). Мальчики играют (в мяч). Мама несет (сумку). Папа пе­реходит (дорогу)».

Для развития и закрепления правильного речевого вы­доха используются короткие стихотворения. Дети заучива­ют стихотворение, а затем по очереди на одном выдохе про­износят по одной строчке стихотворения.

Примерные стихотворения:

Вот какой у нас арбуз — Замечательный на вкус! Даже нос и щеки Все в арбузном соке.

(3. Александрова) У меня живет козленок, Я сама его пасу. Я козленка в сад зеленый Рано утром отнесу. Он заблудится в саду — Я в траве его найду.

(АБарто)

Падают, падают листья — В нашем саду листопад ... Желтые, красные листья По ветру вьются, летят.

(М. Ивенсен)

Интересным видом работы являются диалоги. В работе над диалогами закрепляется не только правильное речевое дыхание, определенные характеристики голоса, но и фор­мируются правильные интонации, выразительность речи.


«Медведь и лиса»

  • Ты куда идешь, медведь?

  • В город елку присмотреть. —А зачем тебе она?

  • Новый год встречать пора.

  • Где поставишь ты ее?

  • В дом возьму к себе, в жилье. —Что вырубил в лесу?

  • Жалко, лучше принесу.

«Лис и мышонок»

  • Мышонок, мышонок, отчего у тебя нос грязный?

  • Землю копал.

  • Для чего землю копал?

  • Норку делал.

  • Для чего норку делал?

  • От тебя, лис, прятаться.

  • Мышонок, мышонок, я тебя подстерегу. —А у меня в норке спаленка.

«Елочка»

— Морозы,

Голые березы,

Волки да медведи —

Вот и все соседи. —А у нас под Новый год

Каждый песенку поет.

(М. Ивенсен)

—Елочка, елка,

Колкая иголка,

Где ты выросла? —В лесу. —Что ты видела? —Лису.

— Что в лесу?


«Ты куда?»

—Гусь-гусек, куда пошел ты? —На речной песочек желтый. —А ты, Гуля-голубок?

— В лес зеленый на дубок.

«Куда, Миша, едешь?» —Куда, Миша, едешь? Куда погоняешь?

— Сено косить.

—А на что тебе сено?

— Коров кормить.

  • А ты? — спросили Зайку. -В поле, на лужайку. -А ты куда, Аленушка?

  • Я во двор, на солнышко.

(О. Бедарев)

-А на что тебе коровы? -Они молочко дают. -А зачем тебе молочко? -Малых деток поить.

Рекомендуется использовать инсценировки по извест­ным сказкам: «Репка», «Три медведя», «Колобок», «Тере­мок» и др.


II стадия коррекции нарушений звукопроизношения

Основным содержанием этой стадии является уточнение артикуляторного и акустического образа, выделение из ре­чевого потока правильно произносимых звуков.

На этой стадии логопедическая работа прово­дится в следующих направлениях:

  1. развитие артикуляторнои моторики;

  2. развитие элементарных форм фонематического анализа и синтеза;

  3. уточнение артикуляторного и акустического образа пра­вильно произносимых звуков.

Выделенные направления логопедической работы реали­зуются параллельно. Так, на каждом занятии проводится развитие артикуляторнои моторики, элементарных форм фонематического анализа, уточнение акустического и арти­куляторного образа звука.

Развитие артикуляторной моторики

На втброй стадии продолжается развитие кинестетичес­ких ощущений, уточнение движений языка, губ. При этом совершенствуется выполнение артикуляторных упражнений первого этапа, а также вводятся в работу более сложные артикуляторные упражнения.

Дополнительные артикуляторные упражнения для губ

  1. Поднимание только верхней губы — обнажаются толь­ко верхние зубы.

  2. Оттягивание вниз нижней губы — обнажаются ниж­ние зубы.

  3. Показать зубки (одновременно поднимается вверх верх­няя губа и опускается вниз нижняя губа).

  4. Имитация полоскания зубов.

  5. Закусить нижнюю губу верхними зубами.

  6. Закусить верхнюю губу нижними зубами.

  7. Чередование двух предыдущих движений.

  8. Вибрация губ (фырканье лошади).

  9. При выдохе удерживать губами карандаш или стек­лянную (пластмассовую) трубочку.

Дополнительные артикуляционные упражнения для языка

  1. Поднимание и опускание спинки языка при широко открытом рте.

  2. Присасывание к небу спинки языка.

  3. Поднимание и опускание широкого кончика языка внутри ротовой полости: к верхней десне, к нижней десне.

  4. Загибание узкого кончика языка вверх и вниз: к носу и подбородку, далее — на верхнюю и нижнюю губу, затем — на верхние и нижние зубы.

  5. Поочередное загибание узкого кончика языка внутри ротовой полости к альвеолам верхних и нижних зубов.

  6. Желобок внутри ротовой полости.