Файл: Учебное пособие адресовано студентам высших учебных заведений. Будет полезно логопедам, воспитателям, учителям специальных дошкольных и школьных учреждений, а также родителям детей с задержкой психического развития.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 518

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Наиболее сложной и специфической формой является ЗПР церебрально-органического генеза (минимальная моз­говая дисфункция).

Этиология этой формы ЗПР связана с органическим поражением ЦНС на ранних этапах онтогенеза. Конк­ретными причинами являются: патология беременности и родов, интоксикации, инфекции, травмы ЦНС в первые годы жизни ребенка. В отличие от олигофрении, ЗПР обус­ловлена более поздним повреждением мозга, когда уже на­чинает осуществляться дифференциация многих мозговых систем.

При этой форме ЗПР, наряду с признаками замедления темпа развития, имеются и симптомы повреждения ЦНС (гидроцефалии, нарушений черепно-мозговой иннервации, выраженной вегето-сосудистой дистонии).

При ЗПР церебрально-органического генеза имеется не­зрелость как эмоционально-волевой сферы, так и познаватель­ной деятельности. В зависимости от того, что преобладает в клинической картине: эмоциональная незрелость или на­рушение познавательной деятельности, — ЗПР центрально-органического генеза подразделяют на две группы: первая группа — с преобладанием органического инфантилизма; вторая — с преобладанием нарушений познавательной дея­тельности.

Органический инфантилизм проявляется, преж­де всего, в эмоционально-волевой незрелости, в примитив­ности эмоций, внушаемости, слабости воображения, преоб­ладании игровых интересов над учебными. У одних детей преобладает импульсивность, психомоторная расторможен-ность, неспособность к волевым усилиям. У других детей выявляется робость, боязливость, склонность к страхам, пассивность, заторможенность.

Нарушения познавательной деятельности у детей с минимальной мозговой дисфункцией носят моза­ичный характер. Парциальное нарушение корковых функ­ций вызывает вторичное недоразвитие наиболее сложных, поздно формирующихся функциональных систем. Таким образом, нарушения психического развития характеризу­ются направлением «снизу вверх».

Особые случаи задержки психического развития связаны с проблемой микросоциальной, или педагогической, запущенности. Длительная недостаточность информации, ус­ловия интеллектуальной и эмоциональной депривации могут привести к задержке интеллектуального развития ребенка и со здоровой нервной системой. Однако и психологическая структура нарушения, и прогноз в этом случае будут иными, чем при ЗПР церебрально-органического генеза.


Недостаточный уровень развития навыков, знаний и уме­ний педагогически запущенного ребенка обусловлен не орга­ническим повреждением ЦНС, не парциальным нарушени­ем высших корковых функций, а условиями социальной депривации.

Классификация ЗПР Ю.Г. Демьянова

Выделяют следующие варианты ЗПР:

  1. с цереброастеническим синдромом;

  2. психофизический инфантилизм;

  3. с невропатоподобным синдромом;

  4. с психопатоподобным синдромом;

  5. при детских церебральных параличах;

  6. при общем недоразвитии речи;

  7. при дефектах слуха;

  1. при тяжелых дефектах зрения;

  2. при тяжелых соматических заболеваниях; 10) при тяжелой семейно-бытовой запущенности.

Рассмотрим клиническую характеристику этих вариан­тов ЗПР.

ЗПР с цереброастеническим синдромом

Этиология этой формы ЗПР связана с негрубыми нару­шениями течения беременности и родов, истощающими соматическими заболеваниями и черепно-мозговыми трав­мами впервые годы жизни ребенка.

Наряду с причинами биологического характера, час­то отмечаются и социальные причины: неблагоп­риятные внутрисемейные отношения, педагогическая за­пущенность.

При неврологическом обследовании у детей часто обнару­живают симптомы дисфункции вегетативной не­рвной системы, в ряде случаев — рассеянную микро­симптоматику очагового характера.

Электроэнцефалографические исследования часто выяв­ляют диффузные изменения биоэлектрической активнос­ти, дисфункцию срединных структур головного мозга и не­грубые локальные изменения коры головного мозга.

Цереброастенический синдром проявляется в быстрой истощаемости произвольного внимания, утомляемости, неспособности к длительному психическому напряжению.

У детей с этой формой ЗПР отмечается сужение объема зрительной и слуховой памяти, недостаточная скорость запоминания информации, слабость речеслуховои и зрительной памяти.

Нарушения памяти проявляются и в процессах «рядооб-разования». У детей наблюдаются трудности запоминания последовательности движений, воспроизведения серии гра­фических изображений, ритмических рисунков. Эти дети затрудняются в запоминании времен года, дней недели, ме­сяцев, стихотворений.


Нарушения познавательной деятельности про­являются и в особенностях восприятия, мышления.

В дошкольном возрасте у детей отмечается отставание в развитии устной речи. С первых этапов школьного обу­чения обнаруживаются трудности в овладении чтением, письмом, счетом (дислексии, дисграфии, дискалькулии).

В учебной деятельности особенно резко проявляются чер­ты цереброастенического синдрома. У детей отмечается бы­страя утомляемость и отвлекаемость. Вследствие быстрой утомляемости дети становятся пассивными, вялыми, рас­сеянными либо раздражительными, капризными.

Психофизический инфантилизм

Эта форма ЗПР проявляется в трех вариантах.

1)Гармонический психофизический инфантилизм.

Этиология этого варианта психофизического инфанти­лизма связана с наследственными факторами и истоща­ющими заболеваниями в раннем периоде.

В дошкольном возрасте, как правило, отставание в пси­хическом развитии этих детей не замечается окружающи­ми, так как проявляется в легкой форме. Эти дети общи­тельны, эмоциональны, доброжелательны и приветливы. У них не возникает проблем в отношениях со взрослыми и детьми.

У детей с этой формой ЗПР обнаруживается отставание как физического, так и психического развития на 2-3 года. Особенности телосложения, пропорций тела, моторики ха­рактерны для детей более младшего возраста. Эмоциональ­но-волевая сфера характеризуется незрелостью.

В школьном возрасте у этих детей продолжают домини­ровать игровые интересы, наблюдается непосредственность в рассуждениях, наивность.

Вместе с этим, у детей с психофизическим инфантилиз­мом не обнаруживается существенных нарушений познава­тельной деятельности (гнозиса, мышления, внимания, па­мяти). Прогноз психического развития благоприятный.
2)Дисгармо ни ч е с к и й психический инфантилизм.

Причинами этой формы инфантилизма являются негрубые повреждения головного мозга на ранних стадиях развития.

В ряде случаев у этих детей наблюдается отставание фи­зического развития, черты эмоциональной незрелости. Характерными для этих детей являются черты цереброас-тенического синдрома. Это проявляется в том, что дети ока­зываются неспособными к длительному интеллектуальному напряжению. На фоне переутомления у них обнаруживается невозможность концентрации внимания
, повышенная пере-ключаемость внимания, патологическая инертность. У этих детей обнаруживается ограниченный объем кратковремен­ной памяти, невозможность длительно удерживать инфор­мацию различной модальности. Мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, классификации протекают за­медленно и вызывают определенные затруднения.

Эмоционально-волевая сфера этих детей характеризуется эмоциональной неустойчивостью. Обращают на себя вни­мание и особенности поведения этих детей: склонность к конфликтам, драчливости, агрессивности. Во многих слу­чаях у детей наблюдается эгоистичность, отсутствие само­критичности. По причине указанных особенностей личнос­ти эти дети не имеют друзей.

Прогноз психического развития этих детей менее благо­приятный, чем при гармоническом психофизическом ин­фантилизме.

3) Психофизический инфантилизм при эндокрин­ной недостаточности.

Темп психического развития этих детей отстает от нормы. Телосложение характеризуется диспластичностью. В мотор­ной сфере выявляется неловкость, неуклюжесть движений, нарушение координации, синхронности и последовательно­сти движений.

У этих детей отмечается повышенная внушаемость, пас­сивность, робость, застенчивость, наивность в суждениях. Наряду с этим, проявляется ворчливость, резонерство, хва­стливость.

Психическая деятельность этих детей характеризуется пассивностью, недостаточной гибкостью, замедленным тем­пом, быстрой истощаемостью.

. ЗПР с невропятоподобным синдромом

Этиология этой формы ЗПР связана с легкой органической недостаточностью мозга, которая возникает в результате воздействия патологических факторов на ран-немэтапеонтогенеза.

Электроэнцефалографическое исследование выявляет у этих детей негрубые изменения биоэлектрической активности го­ловного мозга. При неврологическом исследовании выявляют­ся признаки дисфункции вегетативной нервной системы.

В клинической картине отмечается задержка развития ряда психических функций на фоне симптомов, сходных с невропатией («врожденной нервностью»).

Раннее психомоторное развитие этих детей проходят в пределах нормы. Однако наблюдается ряд особенностей их поведения: крикливость, излишняя возбудимость, под­вижность, склонность к капризам. У многих детей наблю­даются соматовегетативные нарушения: срыгивание, рвота, нарушение чередования сна и бодрствования, беспокойный сон, ночные страхи, недержание мочи и др.


Эмоционально-волевая сфера этих детей характеризует­ся неустойчивостью эмоций, повышенной истощаемостью, впечатлительностью, обидчивостью, плаксивостью, склон­ностью к невротическим реакциям.

Излишняя отвлекаемость, суетливость, быстрая истоща-емость произвольного внимания приводят к трудностям ус­воения знаний, к конфликтам с учителями, которые могут провоцировать эффектные реакции в виде крика, плача. Школьная неуспеваемость усиливает невротические реак­ции детей, вызывает страхи, нежелание посещать школу.

Познавательная деятельность характеризуется недораз­витием ряда психических функций. Особенности психичес­кого развития приводят в школьном возрасте к возникно­вению дисграфии и дискалькулии.
Прогноз психического развития этих детей благоприя­тен при условии своевременной и целенаправленной психо­лого-педагогической помощи.

ЗПР с психопатоподобными синдромами

При раннем поражении структур головного мозга на­рушения психического развития могут комбинироваться и с искаженным формированием личности. Наиболее ха­рактерными вариантами этой формы ЗПР являются следу­ющие:

1) ЗПР с синдромом гиперактивности

Особенности поведения и эмоционально-волевой сфе­ры этих детей проявляются в гиперактивности. При этом движения и действия этих детей непоследовательны, ха­отичны.

В конфликтных ситуациях эти дети проявляют агрес­сивность, но без жестокости, однако быстро успокаиваются. В поведении этих детей наблюдается также упрямство, аффективная напряженность.

Особенности познавательной деятельности проявляются, прежде всего, в нарушении концентрации внимания при осуществлении интеллектуальных операций, в быстрой от-влекаемости внимания при относительной сохранности про­цессов памяти и мыслительных операций.

Школьная неуспеваемость этих детей обусловлена таки­ми особенностями мыслительной деятельности, как недо^ статочная системность, упорядоченность, отсутствие четкой направленности и планомерности при решении интеллек­туальных задач и при усвоении школьных знаний. Неуда­чи ребенка в школе вызывают негативное отношение к шко­ле, к обучению, школьную фобию.

В дальнейшем, после прохождения подросткового пери­ода, происходит либо постепенное сглаживание симптома­тики, улучшение поведения и отношения к школе