Файл: Учебное пособие адресовано студентам высших учебных заведений. Будет полезно логопедам, воспитателям, учителям специальных дошкольных и школьных учреждений, а также родителям детей с задержкой психического развития.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 518
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Наиболее сложной и специфической формой является ЗПР церебрально-органического генеза (минимальная мозговая дисфункция).
Этиология этой формы ЗПР связана с органическим поражением ЦНС на ранних этапах онтогенеза. Конкретными причинами являются: патология беременности и родов, интоксикации, инфекции, травмы ЦНС в первые годы жизни ребенка. В отличие от олигофрении, ЗПР обусловлена более поздним повреждением мозга, когда уже начинает осуществляться дифференциация многих мозговых систем.
При этой форме ЗПР, наряду с признаками замедления темпа развития, имеются и симптомы повреждения ЦНС (гидроцефалии, нарушений черепно-мозговой иннервации, выраженной вегето-сосудистой дистонии).
При ЗПР церебрально-органического генеза имеется незрелость как эмоционально-волевой сферы, так и познавательной деятельности. В зависимости от того, что преобладает в клинической картине: эмоциональная незрелость или нарушение познавательной деятельности, — ЗПР центрально-органического генеза подразделяют на две группы: первая группа — с преобладанием органического инфантилизма; вторая — с преобладанием нарушений познавательной деятельности.
Органический инфантилизм проявляется, прежде всего, в эмоционально-волевой незрелости, в примитивности эмоций, внушаемости, слабости воображения, преобладании игровых интересов над учебными. У одних детей преобладает импульсивность, психомоторная расторможен-ность, неспособность к волевым усилиям. У других детей выявляется робость, боязливость, склонность к страхам, пассивность, заторможенность.
Нарушения познавательной деятельности у детей с минимальной мозговой дисфункцией носят мозаичный характер. Парциальное нарушение корковых функций вызывает вторичное недоразвитие наиболее сложных, поздно формирующихся функциональных систем. Таким образом, нарушения психического развития характеризуются направлением «снизу вверх».
Особые случаи задержки психического развития связаны с проблемой микросоциальной, или педагогической, запущенности. Длительная недостаточность информации, условия интеллектуальной и эмоциональной депривации могут привести к задержке интеллектуального развития ребенка и со здоровой нервной системой. Однако и психологическая структура нарушения, и прогноз в этом случае будут иными, чем при ЗПР церебрально-органического генеза.
Недостаточный уровень развития навыков, знаний и умений педагогически запущенного ребенка обусловлен не органическим повреждением ЦНС, не парциальным нарушением высших корковых функций, а условиями социальной депривации.
Классификация ЗПР Ю.Г. Демьянова
Выделяют следующие варианты ЗПР:
-
с цереброастеническим синдромом; -
психофизический инфантилизм; -
с невропатоподобным синдромом; -
с психопатоподобным синдромом; -
при детских церебральных параличах; -
при общем недоразвитии речи; -
при дефектах слуха;
-
при тяжелых дефектах зрения; -
при тяжелых соматических заболеваниях; 10) при тяжелой семейно-бытовой запущенности.
Рассмотрим клиническую характеристику этих вариантов ЗПР.
ЗПР с цереброастеническим синдромом
Этиология этой формы ЗПР связана с негрубыми нарушениями течения беременности и родов, истощающими соматическими заболеваниями и черепно-мозговыми травмами впервые годы жизни ребенка.
Наряду с причинами биологического характера, часто отмечаются и социальные причины: неблагоприятные внутрисемейные отношения, педагогическая запущенность.
При неврологическом обследовании у детей часто обнаруживают симптомы дисфункции вегетативной нервной системы, в ряде случаев — рассеянную микросимптоматику очагового характера.
Электроэнцефалографические исследования часто выявляют диффузные изменения биоэлектрической активности, дисфункцию срединных структур головного мозга и негрубые локальные изменения коры головного мозга.
Цереброастенический синдром проявляется в быстрой истощаемости произвольного внимания, утомляемости, неспособности к длительному психическому напряжению.
У детей с этой формой ЗПР отмечается сужение объема зрительной и слуховой памяти, недостаточная скорость запоминания информации, слабость речеслуховои и зрительной памяти.
Нарушения памяти проявляются и в процессах «рядооб-разования». У детей наблюдаются трудности запоминания последовательности движений, воспроизведения серии графических изображений, ритмических рисунков. Эти дети затрудняются в запоминании времен года, дней недели, месяцев, стихотворений.
Нарушения познавательной деятельности проявляются и в особенностях восприятия, мышления.
В дошкольном возрасте у детей отмечается отставание в развитии устной речи. С первых этапов школьного обучения обнаруживаются трудности в овладении чтением, письмом, счетом (дислексии, дисграфии, дискалькулии).
В учебной деятельности особенно резко проявляются черты цереброастенического синдрома. У детей отмечается быстрая утомляемость и отвлекаемость. Вследствие быстрой утомляемости дети становятся пассивными, вялыми, рассеянными либо раздражительными, капризными.
Психофизический инфантилизм
Эта форма ЗПР проявляется в трех вариантах.
1)Гармонический психофизический инфантилизм.
Этиология этого варианта психофизического инфантилизма связана с наследственными факторами и истощающими заболеваниями в раннем периоде.
В дошкольном возрасте, как правило, отставание в психическом развитии этих детей не замечается окружающими, так как проявляется в легкой форме. Эти дети общительны, эмоциональны, доброжелательны и приветливы. У них не возникает проблем в отношениях со взрослыми и детьми.
У детей с этой формой ЗПР обнаруживается отставание как физического, так и психического развития на 2-3 года. Особенности телосложения, пропорций тела, моторики характерны для детей более младшего возраста. Эмоционально-волевая сфера характеризуется незрелостью.
В школьном возрасте у этих детей продолжают доминировать игровые интересы, наблюдается непосредственность в рассуждениях, наивность.
Вместе с этим, у детей с психофизическим инфантилизмом не обнаруживается существенных нарушений познавательной деятельности (гнозиса, мышления, внимания, памяти). Прогноз психического развития благоприятный.
2)Дисгармо ни ч е с к и й психический инфантилизм.
Причинами этой формы инфантилизма являются негрубые повреждения головного мозга на ранних стадиях развития.
В ряде случаев у этих детей наблюдается отставание физического развития, черты эмоциональной незрелости. Характерными для этих детей являются черты цереброас-тенического синдрома. Это проявляется в том, что дети оказываются неспособными к длительному интеллектуальному напряжению. На фоне переутомления у них обнаруживается невозможность концентрации внимания
, повышенная пере-ключаемость внимания, патологическая инертность. У этих детей обнаруживается ограниченный объем кратковременной памяти, невозможность длительно удерживать информацию различной модальности. Мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, классификации протекают замедленно и вызывают определенные затруднения.
Эмоционально-волевая сфера этих детей характеризуется эмоциональной неустойчивостью. Обращают на себя внимание и особенности поведения этих детей: склонность к конфликтам, драчливости, агрессивности. Во многих случаях у детей наблюдается эгоистичность, отсутствие самокритичности. По причине указанных особенностей личности эти дети не имеют друзей.
Прогноз психического развития этих детей менее благоприятный, чем при гармоническом психофизическом инфантилизме.
3) Психофизический инфантилизм при эндокринной недостаточности.
Темп психического развития этих детей отстает от нормы. Телосложение характеризуется диспластичностью. В моторной сфере выявляется неловкость, неуклюжесть движений, нарушение координации, синхронности и последовательности движений.
У этих детей отмечается повышенная внушаемость, пассивность, робость, застенчивость, наивность в суждениях. Наряду с этим, проявляется ворчливость, резонерство, хвастливость.
Психическая деятельность этих детей характеризуется пассивностью, недостаточной гибкостью, замедленным темпом, быстрой истощаемостью.
. ЗПР с невропятоподобным синдромом
Этиология этой формы ЗПР связана с легкой органической недостаточностью мозга, которая возникает в результате воздействия патологических факторов на ран-немэтапеонтогенеза.
Электроэнцефалографическое исследование выявляет у этих детей негрубые изменения биоэлектрической активности головного мозга. При неврологическом исследовании выявляются признаки дисфункции вегетативной нервной системы.
В клинической картине отмечается задержка развития ряда психических функций на фоне симптомов, сходных с невропатией («врожденной нервностью»).
Раннее психомоторное развитие этих детей проходят в пределах нормы. Однако наблюдается ряд особенностей их поведения: крикливость, излишняя возбудимость, подвижность, склонность к капризам. У многих детей наблюдаются соматовегетативные нарушения: срыгивание, рвота, нарушение чередования сна и бодрствования, беспокойный сон, ночные страхи, недержание мочи и др.
Эмоционально-волевая сфера этих детей характеризуется неустойчивостью эмоций, повышенной истощаемостью, впечатлительностью, обидчивостью, плаксивостью, склонностью к невротическим реакциям.
Излишняя отвлекаемость, суетливость, быстрая истоща-емость произвольного внимания приводят к трудностям усвоения знаний, к конфликтам с учителями, которые могут провоцировать эффектные реакции в виде крика, плача. Школьная неуспеваемость усиливает невротические реакции детей, вызывает страхи, нежелание посещать школу.
Познавательная деятельность характеризуется недоразвитием ряда психических функций. Особенности психического развития приводят в школьном возрасте к возникновению дисграфии и дискалькулии.
Прогноз психического развития этих детей благоприятен при условии своевременной и целенаправленной психолого-педагогической помощи.
ЗПР с психопатоподобными синдромами
При раннем поражении структур головного мозга нарушения психического развития могут комбинироваться и с искаженным формированием личности. Наиболее характерными вариантами этой формы ЗПР являются следующие:
1) ЗПР с синдромом гиперактивности
Особенности поведения и эмоционально-волевой сферы этих детей проявляются в гиперактивности. При этом движения и действия этих детей непоследовательны, хаотичны.
В конфликтных ситуациях эти дети проявляют агрессивность, но без жестокости, однако быстро успокаиваются. В поведении этих детей наблюдается также упрямство, аффективная напряженность.
Особенности познавательной деятельности проявляются, прежде всего, в нарушении концентрации внимания при осуществлении интеллектуальных операций, в быстрой от-влекаемости внимания при относительной сохранности процессов памяти и мыслительных операций.
Школьная неуспеваемость этих детей обусловлена такими особенностями мыслительной деятельности, как недо^ статочная системность, упорядоченность, отсутствие четкой направленности и планомерности при решении интеллектуальных задач и при усвоении школьных знаний. Неудачи ребенка в школе вызывают негативное отношение к школе, к обучению, школьную фобию.
В дальнейшем, после прохождения подросткового периода, происходит либо постепенное сглаживание симптоматики, улучшение поведения и отношения к школе