Файл: ОРГАНИЗАЦИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 163

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Торговля в условиях рыночных отношений, функционирует в рамках крупномасштабной, быстроменяющейся внешней среды. Весь спектр сложных

позитивных и негативных процессов, противоречивых тенденций, происходящих в экономической и социальной жизни, как страны, так и регионов, находит отражение и в торговле.

Также сегодня доминирует обращение товаров, поэтому роль торговли как связующего звена между сферой розничных предприятий и сферой потребления увеличивается. От торговли розничные предприятия получают достоверную информацию о требованиях потребителей и изменении спроса на реализуемую продукцию.

Розничная торговля, замыкая цепь движения товаров от производителей к потребителю, представляет собой конечное звено по продаже товаров и оказанию услуг непосредственно потребителю.

Рыночная экономика требует организации коммерческой деятельности предприятий розничной торговли на качественно новом уровне, в связи с чем она приобретает все большее значение.

Коммерческой деятельности предприятий розничной торговли должен быть присущ высокий динамизм, обусловленный изменениями во внутренней и внешней среде, ресурсном потенциале, технологии торговли, финансовом состоянии, а эффективная коммерческая деятельность обеспечивает устойчивое развитие торгового предприятия, его конкурентоспособность.

Актуальность темы исследования определяется и тем, что разработка стратегических направлений развития коммерческой деятельности предприятий розничной торговли необходима для укрепления конкурентных позиций на рынке товаров и услуг. В связи с этим возникает необходимость конкретизации сущности и цели коммерческой деятельности предприятий розничной торговли, разработки инструментария оценки и рекомендаций по организации, прогнозированию и планированию коммерческой деятельности.

4

Несмотря на рост числа исследований, посвященных коммерческой деятельности в современных условиях, научную разработанность этой проблемы в целом еще нельзя признать исчерпывающей. Кроме того, развитие рыночных отношений, динамика научно-технического прогресса постоянно предопределяют появление новых проблем, требующих научного исследования.

Проблема организации эффективной коммерческой работы предприятия розничной торговли и определила выбор темы этого исследования.

Целью исследования является анализ теоретических и практических аспектов эффективности коммерческой деятельности розничной торговой организации на примере ООО «Пища орлов» и разработка рекомендаций по совершенствованию ее деятельности.


Достижение поставленной цели обеспечивается выполнением следующих задач:

раскрыть сущность и роль коммерческой деятельности в современных условиях;

раскрыть понятие эффекта и эффективности коммерческой деятельности;

исследовать организационно-экономическую характеристику ООО

«Пища орлов»;

провести анализ эффективности коммерческой деятельности ООО

«Пища орлов»;

дать оценку эффективности торговой деятельности ООО «Пища орлов»;

разработать пути совершенствования коммерческой работы торгового предприятия.

Объектом исследования является розничная торговая организация ООО «Пища орлов».

Предметом исследования являются теоретические и методические аспекты анализа и оценки коммерческая деятельность торговой организации.

5

Методологической основой курсовой работы явились общенаучные методы диалектики, принципы диалектической логики, заключающиеся в анализе происходящих или предполагаемых явлений и процессов в их развитии, взаимообусловленности и взаимосвязи. В рамках систематизации анализируемых данных и процессов применялись экономико-статистические методы сравнения, классификации и группировок, опроса, хронологизация событий и явлений.

Теоретико-методологическую основу исследования составили научные разработки отечественных и зарубежных ученых, в первую очередь, исследователей в области теории анализа финансово-хозяйственной

деятельности розничных предприятий, регулирования деятельности предприятий розничной торговли.

Информационную базу курсовой работы составили нормативно-методические документы, статистические материалы, а также бухгалтерская отчетность и внутренние документы исследуемого предприятия.

Логика и структура курсовой работы обусловлены целью и задачами исследования, что и определяет структуру работы.

6

  1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1. Сущность и роль коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг


Каждая деятельность, включая и коммерческую, содержит определенную тенденцию и организуется для реализации поставленных целей. Эти цели можно охарактеризовать как цели функционирования. Коммерция – реквизит рынка, поэтому она основывается на его принципах, которые являются одним из условий ее развития. С точки зрения Тютюшкиной Г.С. рынок должен

рассматриваться в качестве системы экономических отношений, складывающихся между предприятиями и потребителями. В качестве основы этой системы выступает купля-продажа товаров, а именно коммерческая деятельность. Ее цель - рост доходов в торговле с условием удовлетворения покупательского спроса [37].

Вхождение на рынок - сложный и многофакторный процесс, охватывающий все стороны коммерческой деятельности торгового предприятия. С этих позиций профессора Московского института предпринимательства и права Ю.А. Аванесов и Е.В. Васькин дают следующую трактовку коммерческой деятельности: «Цель коммерческой деятельности - максимизация выгоды. Достижение этой цели должно постоянно сопровождать весь процесс коммерческой деятельности с каждым контрагентом по каждому конкретному поводу в конкретных условиях. Гарантией реализации этих целей является содержание коммерческой деятельности, состоящее в изучении процесса формирования рынка товаров и услуг, обосновании направлений и масштабов развития их производства в соответствии с потребностями общества

  • отдельных потребителей, доведении товаров до потребителей и организации самого процесса потребления, коммерческом посредничестве и установлении договорных связей на рынке товаров и услуг» [6].

7

Более широкое толкование сущности коммерческой деятельности дал профессор Б.А. Райзберг: «Сейчас термин «коммерческая деятельность» стал толковаться расширительно и означает не только непосредственную торговую, но и другие виды предпринимательской деятельности» [33]. Далее автор конкретизирует, что при простой формуле торговой сделки: «товар - деньги» при продаже и «деньги - товар» при покупке - реальная картина коммерческого бизнеса более сложная. Коммерческое предпринимательство включает поиск и закупку конкретного товара, обеспечение его сохранности, транспортировку к месту продажи, продажу и послепродажное обслуживание. Таким образом, коммерческая деятельность охватывает торговую деятельность и разнообразные виды предпринимательства, связанные со сбытом, перепродажей товаров и предоставление услуг.


  • зарубежных источниках подчеркивается стратегический подход к

решению задач коммерции. Понятие коммерческой деятельности сформулировано представителем Гарвардской школы бизнеса в 1985 г.: «Коммерческая деятельность существует для того, чтобы с прибылью удовлетворить потребительские требования».

Разные толкования коммерции определяются ее многоаспектностью. Категорию коммерции можно рассматривать с позиций предпринимателя, экономиста, финансиста, товароведа и др. Несмотря на отмеченные различия, многие исследователи сходятся во мнении, что предметами коммерции служат купля-продажа товаров в сфере товарного обращения с учетом удовлетворения запросов потребителей, поступление их в собственность торгового предприятия для последующей реализации.

Отечественная экономическая литература оперирует разнообразными понятиями коммерческой деятельности. На рисунке 1 представлены наиболее известные из них [24].

8

Коммерческая деятельность - это

«торг», торговые обороты, купеческие промыслы (согласно определению из толкового словаря В.И. Даля)

Особый вид деятельности, связанный с реализацией товаров, от которой зависят конечные результаты работы торгового предприятия

Комплекс операций, обеспечивающих куплю-продажу товаров и, вместе с торговыми процессами, представляющих собой торговлю в широком смысле слова

Оперативно-организационная деятельность по осуществлению операций обмена товарно-материальных ценностей в целях удовлетворения потребностей населения и получения прибыли

Все то, что обеспечивает максимальную выгодность торговой сделки для каждого из партнеров при первоочередном учете запросов потребителей

Товарно-денежный обмен, в процессе которого товары от поставщика переходят в собственность торгового предприятия с ориентацией на потребности рынка

Рис.1. Трактовка коммерческой деятельности

Термин «коммерция» происходит от лат. «commercium», что означает «торговля». С одной стороны, коммерция охватывает отрасль торговли, а с другой — торговые процессы, которые направлены на куплю-продажу товаров.

  • большинстве случаев коммерческая деятельность имеет связь именно со вторым концептом термина «коммерция».

Понятия «торг», «торговые обороты» определяют коммерцию с точки зрения выгодности купли и продажи, которые сопровождаются коммерческими сделками, обменом и продвижением товаров. В данном случае в качестве


9

инструмента обмена выступают деньги, а местом, где совершается обмен товаров на деньги, является рынок. Товаропроизводитель изготавливает продукцию и реализует ее по определенной цене торговому предприятию. В свою очередь предприятие торговли продает данный товар потребителю по цене, которая регулируется рынком [32].

Любое коммерческое предприятие существует для потребителя и благодаря ему. Поэтому все инструменты коммерческой деятельности должны быть обращены в сторону удовлетворения пожеланий потребителей. Коммерческая деятельность является завершающей стадией процесса производства товаров, от нее зависит итоговый результат деятельности предприятия торговли.

Содержательную сторону категории «коммерческая деятельность» характеризуют понятия технологических и коммерческих процессов и операций.

Технологические (производственные) процессы — это комплекс приемов, способов и методов эффективного осуществления какого-либо вида предпринимательской деятельности. Как правило, технологические процессы обусловлены движением продукции по стадиям воспроизводственного цикла. Например, на стадии обращения технологические процессы обеспечивают не-посредственное перемещение товара и сохранение его качества.

Технологическая операция — законченная часть технологического процесса, выполняемая на одном рабочем месте и характеризующаяся относительным постоянством предмета труда (товара), орудий и средств труда, содержанием самого труда. Совокупность технологических операций образует технологический процесс.

Коммерческие процессы сопряжены со сменой форм стоимости, а именно с куплей и продажей продукции, сопровождающейся получением прибыли. Коммерческие процессы состоят из коммерческих операций.

Основными коммерческими операциями являются:

изучение спроса на товары и услуги;

10

взаимодействие с поставщиками товаров путем установления хозяйственных связей;

организация закупок товаров;

организация продажи товаров в оптовой и розничной торговле; формирование товарного ассортимента; осуществление экспортно-импортных, таможенных операций;

организация франчайзинга, работа на биржах и аукционах; проведение лизинговых и факторинговых операций; выполнение коммерческих расчетов; оценка коммерческого риска;

страхование коммерческой деятельности;

сбор и обработка коммерческой информации.

    • каждой конкретной организации перечень выполняемых коммерческих операций может быть разным в зависимости от целей деятельности предприятия, масштабов его функционирования, реализуемых товаров и услуг