Файл: ОРГАНИЗАЦИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 166
Скачиваний: 2
[22].
Коммерческая деятельность является неотъемлемым условием рынка потребительских товаров, сферы коммерческого предпринимательства, где осуществляются процессы по обмену денежных средств на товары и, наоборот, товаров на денежные средства. Под коммерческой деятельностью необходимо понимать операции, направленные на куплю и продажу товаров, удовлетворение спроса потребителей, сокращение издержек обращения и получение прибыли. При организации закупки и поставки товаров следует изучать целевой рынок, устанавливать хозяйственные связи с поставщиками товаров, совершать коммерческие операции, которые направлены на заключение коммерческих сделок и на осуществление товарно-денежного обмена.
Коммерческую работу необходимо сопровождать решениями, ориентируясь на конъюнктуру рынка и факторы внешней среды. Выполняя
коммерческие функции, следует опираться на экономические законы рынка, коммерческое право и финансовую политику [13].
Коммерческие отношения развиваются в условиях, когда субъекты рынка обладают экономической свободой, что означает владение капиталом и способность управлять финансами, стремление к получению максимальной прибыли и наиболее выгодные приемы ее капитализации, создание организационных структур коммерции, способных адаптироваться к постоянно меняющимся условиям, чувствительность к изменениям в потребностях рынка, равноправность партнеров, умение управлять предпринимательским риском. Однако в коммерческой деятельности не представляется возможным полную независимость от функционирования рыночных субъектов считать экономической свободой, т. к. иногда в целях достижения поставленных стратегических задач необходимо соглашение с деловыми партнерами. Помимо этого, независимость коммерческих взаимоотношений притесняется ситуацией во внешней среде, коммерческой тайной, а также другими факторами.
На рис. 2 приведены основные принципы, которыми необходимо руководствоваться, чтобы достичь тех задач, которые поставлены в коммерческой деятельности.
Взаимосвязь коммерции и маркетинга определяется, в первую очередь, содержанием концепции маркетинга, которая доминирует на большей части рынков и реализована в призыве «Продавать необходимо только те объекты, которые можно продать».
Гибкость коммерции заключается в благовременном учете требований рынка. Для этого следует прогнозировать и изучать товарные рынки, совершенствовать рекламу, внедрять инновации в коммерческую деятельность предприятия, а в случае необходимости — перестраивать профиль деятельности, оптимизировать организационные структуры управления коммерцией.
Принципы коммерческой деятельности |
|
Неразрывная связь коммерции с |
Умение предвидеть коммерческие |
принципами маркетинга |
риски |
Выделение приоритетов |
|
Гибкость коммерции, ее |
|
направленность на учет постоянно |
|
изменяющихся требований рынка |
|
Проявление личной инициативы |
|
Высокая ответственность за |
|
выполнение принятых обязательств |
Нацеленность на достижение |
по торговым сделкам |
|
конечного результата - прибыли |
|
Рис. 2. Принципы коммерческой деятельности |
Возможность угадывать коммерческие риски — важнейший принцип для предпринимателя, осуществляющего бизнес в торговой сфере.
Риск представляет собой уровень неопределенности результата. Вероятные убытки в сфере коммерческой деятельности называются
коммерческим риском. Его можно определить как итоговую величину ущерба, возникшего в результате принятия неверного решения и затрат до его реализации.
Появление коммерческого риска обусловлено различными факторами, такими, например, как инфляция (по причине сокращения покупательной способности денег), ухудшение финансового состояния предприятия, заклю-чение рискованной сделки, невыполнение партнерами принятых обязательств (по причине порчи или уничтожения товара при транспортировке, из-за стихийных бедствий, нечестности работников предприятия, действий конкурентов). Помимо этого, возникновение коммерческого риска может быть связано с нестабильностью социально-политической ситуации.
-
- целом коммерческая деятельность невозможна без рисков, однако при
- прогнозировании необходимо заранее предусмотреть воздействие коммерческого риска.
- коммерческой деятельности выявление приоритетов не менее важно,
чем в производстве. Этот принцип может быть реализован путем постоянного изучения всех элементов коммерческой деятельности предприятия.
Личная инициатива находится в непосредственной зависимости от каждого человека, работающего в области коммерческой деятельности, и определяется персональными особенностями и культурой труда. Деловые каче-ства коммерсанта зависят от его личностных характеристик. Культура труда представляет собой определенную степень основы организации труда, привлечение в сферу труда новейших научно-технических достижений, отказ от несовременных и ориентация на новые, наиболее эффективные способы труда и средства общения с коллегами, осторожное отношение к собственности и желание воспринимать идеи, которые могут повлиять на рост эффективности деятельности [17].
Принцип, создающий престиж коммерсанту в мире бизнеса, - значительная ответственность за осуществление принятых на себя обязательств по торговым операциям. Реализация данного принципа -гарантия эффективной коммерческой деятельности.
Субъекты коммерческой деятельности должны стремиться к росту
культуры обслуживания потребителей, не нарушать действующее законодательство, принимать верные коммерческие решения, способствующие максимизации прибыли.
Соблюдение перечисленных принципов даст возможность успешно выполнять те задачи, которые стоят перед коммерческими службами. Центральными задачами являются:
установление взаимовыгодных отношений с контрагентами;
своевременное принятие решений в соответствии со сложившейся ситуацией на рынке;
рост эффективности работы, направленной на изучение конъюнктуры рынка путем проведения маркетинговых исследований;
приумножение значимости договоров и упрочнение договорной дисциплины;
установление с поставщиками товаров долгосрочных хозяйственных связей;
повышение эффективности коммерческой работы путем автоматизации определенных операций [18].
Все функции коммерческой деятельности делятся на две группы:
-
- приносящие прибавочную стоимость: продажа товаров; предоставление дополнительных услуг;
организация экспортно-импортных операций; лавирование товарными ресурсами;
реклама реализуемых товаров и оказываемых услуг;
осуществление правовой, а также претензионной работы.
-
- принимающие участие в формировании доходов: исследование целевого рынка и его конъюнктуры; формирование заявок; организация закупки товаров;
формирование ассортимента товаров;
влияние на промышленность (повышение качества, наращивание ассортимента);
организация и проведение ярмарок;
исследование возможностей привлечения дополнительных товарных ресурсов [41].
Итак, коммерческая деятельность - комплекс правовых, финансовых, экономических и организационных компетенций и действий, направленных на оптимизацию операций по купле-продаже товаров и услуг для удовлетворения
спроса и получения прогнозируемой прибыли. В Российской Федерации деятельность торговой деятельности регулируется федеральным законом № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельностью в РФ» [1].
1.2. Понятие эффекта и эффективности коммерческой деятельности
Проблема эффективности занимает одно из центральных мест среди совокупности проблем, стоящих перед обществом. Особенно актуальной эта проблема становится на современном этапе развития экономики в связи с
увеличением конкуренции, глобализации бизнеса, увеличением предпринимательских рисков.
- переводе с латинского эффективность означает «действенный, производительный, дающий результат». Она характеризует развитые системы, процессы и явления, т. е. выступает в качестве индикатора развития.
Эффективность относится к числу ключевых категорий рыночной экономики, которая непосредственно связана с достижением цели развития как каждой организации в отдельности, так и общества в целом. В наиболее общем виде экономическая эффективность представляет собой количественное соотношение двух величин - результатов хозяйственной деятельности и производственных затрат.
Сущность проблемы можно выразить через основной принцип эффективности, который гласит: «Любая самоорганизующаяся система в своей деятельности или развитии, стремится достичь наилучших результатов, располагая конечным количеством ресурсов или достичь намеченной цели с минимальными затратами ресурсов» [10].
- отечественной экономической литературе последних десятилетий вряд ли можно найти более распространенное понятие, чем эффективность. Ему посвящено множество исследований. Даны трактовки этого понятия, рассмотрена процедура его формирования и основные методы измерения [6].
- частности, Базылев Н. И. и Гурко С.П. считают, что экономическим эффектом является результат человеческого труда, создающего материальные блага [11]. Недостаток этого определения заключается в одностороннем подходе к результатам хозяйственной деятельности, который может быть связан не только с созданием материальных благ, но и с оказанием различного рода услуг (материальных и нематериальных). В связи с этим более широким представляется определение, предложенное Хачатуровым Т.С. [12]:
экономический эффект - это конечный результат в виде материальных благ и услуг, а также интеллектуальных ценностей, необходимых обществу для его существования и развития.
Некоторые ученые-экономисты выделяют при оценке эффективности экономический, экологический, социальный, бюджетный, научно-технический, коммерческий, косвенно-экономический эффекты.
Независимо от вида эффекта его количественная характеристика является абсолютной величиной, что ограничивает возможности использования данного показателя в экономическом анализе. Поэтому при проведении различных
социально-экономических исследований применяется показатель эффективности, представляющий собой отношение нескольких показателей, одним из которых является эффект [25].
Современные экономические теории и школы по-разному подходят к определению эффективности. В «Большой экономической энциклопедии» приведено следующее определение этого понятия: «Экономическая эффективность - это состояние экономики (его называют еще Парето-эффективным состоянием), в котором увеличение степени удовлетворения одного потребителя невозможно без ухудшения степени удовлетворения для другого человека. По Парето производство является эффективным, если при заданных объемах производственных ресурсов за счет их перераспределения нельзя увеличить производство хотя бы одного блага без уменьшения производства других благ» [14].
Практическая значимость подобного подхода к определению эффективности заключается в возможности обоснования критериев и ограничений при выборе оптимального варианта развития бизнеса.
Американские экономисты Э.Дж. Долан и Д.Е. Линдсей считают, что понятие экономической эффективности применяется в целях предоставления общей оценки результативности (эффективности) общественного производства
- При этом эффективное производство - это такая ситуация, в которой при данных производительных ресурсах и существующем уровне знаний невозможно произвести большее количество одного товара, не жертвуя при этом возможностью произвести некоторое количество другого товара.
Исследование эффективности в производстве позволяет ответить на вопрос, как производить блага. В отношении экономики в целом, согласно Э.Дж. Долану и Д.Е. Линдсею, эффективным считается такое ее состояние, в котором запросы потребителей в максимальной степени удовлетворены при условии ограниченности ресурсов [19].
Авторы «Экономикс», К.Р. Макконелл и СЛ. Брю понятие экономической эффективности сравнивают с коэффициентом полезного действия (КПД) паровоза. Они отмечают, что «экономическая эффективность (economic efficiency) - это отношение между затратами редких ресурсов и производимым в результате их использования объемом товара или услуги; производство продукта определенной стоимости при наименьших затратах ресурсов; достижение наибольшего объема производства товара или услуги с применением ресурсов определенной стоимости. Большее количество продукта, получаемое от данного объема затрат, означает повышение эффективности. Меньший объем продукта отданного количества затрат указывает на снижение эффективности» [29].