Файл: 1. Система юриспруденции. Развитие традиционных юридических наук. Новые сферы юриспруденции.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 233
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
государственно-организационные факторы — связанные с использованием достижений юридической теории и практики, учетом общественного мнения, существующей системой государственных органов, при разработке проектов нормативно-правовых актов
Правотворчество (точнее нормотворчество) предстает как одна из форм государственной деятельности, которая направлена на формирование правовых норм, их совершенствование, изменение или отмену. Определяющее значение в правотворчестве имеет выработка и утверждение новых правовых норм. Другие проявления правотворчества, а именно отмена и изменение правовых норм, либо совершенствование их редакции, — выступают как вспомогательные направления правотворческой деятельности. Определяющая цель правотворчества состоит в совершенствовании действующего законодательства. Для достижения этой цели правотворчество основывается на таких принципах как законность, демократизм, научность, профессионализм. Использование принципов правотворчества в правотворческом процессе позволяет наиболее эффективным образом реализовать такие функции правотворчества 1) первоначального регулирования, 2) обновления правового материала, 3) ликвидации пробелов в праве, 4) упорядочения нормативно-правового материала (систематизации)
Система последовательных и взаимосвязанных правотворческих действий в процессе создания нормативно-правовых актов именуется стадиями правотворческого процесса Принято разграничивать две основные стадии правотворческого процесса стадию подготовки проекта нормативно-правового акта и стадию рассмотрения и принятия нормативно-правового акта.
47. Юридическая практика: понятие и виды
В юриспруденции понятие юридической практики относится к разряду дискуссионных. Традиционно предпочитают использовать термин "судебная практика" не стараясь вникнуть в особенности более общего понятия "юридическая практика
Содержательная сторона юридической практики - это 1) юридическая деятельность, 2) результат юридической деятельности и 3) единство юридической деятельности и объективированного опыта.
Юридическая практика (В Н Карташов) это разнообразная деятельность по формированию, толкованию, реализации и применению правовых нормативов, взятая в единстве с накопленным социально-правовым опытом.
Признаки юрид практики: является важным компонентом правовой системы общества и образует составляющую правовой культуры общества; складывается путем издания нормативно-правовых предписаний, их толкования, использования и применения; связана с разнообразными изменениями в жизни общества в виде определенных юридических последствий; складывается в определенных процессуальных рамках; существование юридической практики связано с деятельностью юристов-профессионалов
Различается внешняя и внутренняя формы юридической практики. Внешнюю форму юридической практики составляют разнообразные акты-документы, которыми закрепляются вынесенные решения. Внутреннюю форму юридической практики составляют процедурно-процессуальные оформления юридической деятельности в многообразии ее субъектов, объемов их прав и обязанностей, срока совершения действий, процессуальные гарантии и многое другое.
Классификация юридической практики осуществляется по различным основаниям. В зависимости от направленности действия права могут рассматриваться практика правотворчества, практика правоприменения, практика реализации субъективных прав В зави симостиот профессионализации в юридической практике могут быть выделены такие виды: судебная практика, прокурорская практика, нотариальная практика, адвокатская практика и т д. По функциям юридической практики она может быть разделена на правотворческую, праворазъяснительную, правоисполнительную, правоохранительную, праворегистрационную, правовосстановительную и др.
Для становления правового государства и гражданского общества имеет принципиальное значение практика реализации субъективных прав, которая требует своего теоретического обоснования и воплощения в правовой политике нашего государства.
48. Усмотрение в праве: понятие и виды
С философско-правовой точки зрения право представляет собой равную для всех меру свободы2 . Как можно заметить, свобода в данном случае не является безграничной. Она имеет свои границы или пределы. Общеизвестно, что пределы эти установлены объективным правом. Однако в рамках данных границ субъект права совершенно свободен. И именно в этих рамках он и осуществляет свое усмотрение.Категория "усмотрение" является многоаспектной. В то же время при ее анализе необходимо обращать внимание на то, что она относится главным образом к субъективной (психологической) стороне правомерного поведения. В этой связи усмотрение можно определять как выбор субъектом определенной цели и способов ее достижения или как возможность выражать свою волю и принимать решения независимо от воли других лиц. Усмотрение включает в себя интеллектуальные и волевые аспекты. Интеллектуальная сторона усмотрения характеризуется тем, что субъект осознает предоставленную правом возможность выбора неких вариантов поведения для удовлетворения своих интересов и выбирает тот вариант, который представляется ему наиболее предпочтительным, исходя из анализа правового предписания и конкретных жизненных обстоятельств. Волевая сторона характеризуется намерением поступить в соответствии с принятым решением и готовностью приложить для этого необходимые усилия.Критерии классификации: по сфере человеческой деятельности, по субъекту усмотрения, по виду правовой деятельности, по форме реализации, по субъекту правоприменения, по сфере юридической деятельности, по типу взаимодействия с внешней средой.
49. Правовой статус коллективных субъектов: понятие и виды.
Субъекты права разделяются на индивидуальных субъектов (физических лиц) коллективных субъектов (юридических лиц). Среди коллективных субъектов права выделяют: государство в целом, государственные органы, учреждения и предприятия; негосударственные организации (фирмы, банки, акционерные компании), общественные объединения (партии, союзы, ассоциации и пр.), административно-территориальные единицы (города, области, районы) избирательные округа; религиозные организации; социальные общности (народ, нация, население региона, трудовой коллектив). Большинство из перечисленных субъектов права (исключая государство в целом, социальные общности и некоторые другие) для участия в правоотношениях в сфере частного права приобретают качество юридического лица. Для признания коллективного субъекта юридическим лицом требуется регистрация в государственных органах. При этом необходимо обладать совокупностью организационных, имущественных и правовых признаков, среди которых: 1) организационное единство в виде управленческих и организационных связей и структур, необходимых для ведения коммерческой и некоммерческой деятельности, обозначенных в учредительных документах; 2) обособленное имущество, находящееся в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении; 3) самостоятельная имущественная ответственность; 4) выступление от своего имени в гражданском обороте, включающее возможность приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде; 5) имеет, как правило, текущие и расчетные счета в банках По характеру деятельности юридические лица могут быть коммерческими и некоммерческими, что получает отображение в их правовом статусе. Коммерческие организации преследуют цель извлечения прибыли Они создаются в форме коммерческих банков, хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных предприятий. Перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций является исчерпывающим Некоммерческие организации не имеют цели извлечения прибыли в качестве основы своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками. Они могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных и религиозных объединений, благотворительных фондов, а также иных формах, предусмотренных законом.
Правовой статус юридического лица получает свое отображение в наличии правосубъектности и специальной компетенции. Специальная компетенция коммерческой организации выражена в возможности осуществлять предпринимательскую деятельность с целью извлечения прибыли. Среди некоммерческих организаций выделяется специальная компетенция государственных органов (парламента, правительства, министерств, судебных органов, прокурату, ры, милиции и др.), которая закрепляется законами или подзаконными актами в виде совокупности властных полномочий (прав и обязанностей), юридической ответственности и функционального назначения (О. Ф. Скакун).Правовой статус коммерческих организаций рассчитан на их деятельность в сфере частного права, в то время как правовой статус некоммерческих субъектов, и прежде всего таких как государственные органы, связан со сферой публичного права.Спецификой правового статуса обладают некоммерческие негосударственные организации (юридические лица), особенности которых связаны с общей направленностью деятельности этих организаций (общественные организации, религиозные объединения, благотворительные фонды и пр.).
50. Аномалия в правовой жизни. Правовой нигилизм и правовой идеализм.
Правовой нигилизм предстает как отрицание или непризнание правовых ценностей, отказ праву в его регулятивных возможностях, противопоставление праву других социальных регуляторов (религии, политики, морали и т. д.). На личностном , уровне правовой нигилизм проявляется как состояние представлений, чувств, настроений и как образ действия, линия поведения. Среди форм правового нигилизма: прямое нарушение законов и других нормативно-правовых актов; неисполнение юридических обязанностей; подмена законности целесообразностью; отрицательное отношение к деятельности суда и правоохранительных органов; на- рушение прав человека и др. Разновидностью правового нигилизма считается правовой дилетантизм как незнание или пренебрежительное отношение к правовым ценностям.Среди причин правового нигилизма в Украине называют: исторические, связанные с особенностями государственной власти и правовыми нормативами; отсутствие демократических правовых традиций распространение неправовых форм решения конфликтов; несовершенство суда и правоохранительной системы; издержки законодательной и правоохранительной деятельности.Наряду с правовым нигилизмом в качестве другой правовой аномалии выступает
правовой идеализм (правовой романтизм), который связан с преувеличением значения и возможностей правового регулирования. Крайностью правового идеализма является правовой фетишизм как гипертрофированное представление о роли правовых средств, возможностей закона, деятельности суда и правоохранительных органов.На соединении таких аномалий в правовой сфере как правовой нигилизм и правовой идеализм существует специфическое образование, именуемое правовой демагогией. Среди форм проявления правовой демагогии необоснованные требования принять закон или предложения его отменить; противопоставление нормативно-правовых актов; неконструктивная критика конституции и законов; акцент на правах человека при игнорировании других правовых ценностей; принятие декларативных нормативно-правовых актов и неосуществимых государственных решений.
51. Субъект и объект правоотношений. Юридические лица.
Субъекты права — это лица, обладающие способностью быть участниками правовых отношений. Правосубъектность включает следующие юридические характеристики лица: правоспособность — возможность лица обладать субъективными юридическими правами и исполнять юридические обязанности; дееспособность — способность лица своими действиями приобретать права и обязанности; деликтоспособностъ — способность лица нести юридическую ответственность за совершенные правонарушения.
Общая правоспособность физического лица возникает с момента рождения и прекращается его смертью Дееспособность зависит от возраста и психического состояния лица. По общему правилу, полная дееспособность наступает с достижением совершеннолетия. Несовершеннолетние обладают частичной (неполной) дееспособностью (возрастные градации частичной дееспособности различны в разных отраслях права). Возможности совершения ими самостоятельных юридических действий ограничены. Большинство юридических действий они совершают с согласия законных представителей (родителей, попечителей). Лицо, страдающее душевной болезнью или слабоумием, решением суда может быть признано недееспособным. Такие лица могут быть носителями прав и обязанностей, но их реализацию осуществляет иные лица (родители, опекуны). Деликтоспособность физического лица зависит от вменяемости (способности отдавать себе отчет в своих действиях и руководить ими) и достижения определенного возраста. Правосубъектность юридического лица возникает с момента его государственной регистрации и прекращается с его ликвидацией.
Правотворчество (точнее нормотворчество) предстает как одна из форм государственной деятельности, которая направлена на формирование правовых норм, их совершенствование, изменение или отмену. Определяющее значение в правотворчестве имеет выработка и утверждение новых правовых норм. Другие проявления правотворчества, а именно отмена и изменение правовых норм, либо совершенствование их редакции, — выступают как вспомогательные направления правотворческой деятельности. Определяющая цель правотворчества состоит в совершенствовании действующего законодательства. Для достижения этой цели правотворчество основывается на таких принципах как законность, демократизм, научность, профессионализм. Использование принципов правотворчества в правотворческом процессе позволяет наиболее эффективным образом реализовать такие функции правотворчества 1) первоначального регулирования, 2) обновления правового материала, 3) ликвидации пробелов в праве, 4) упорядочения нормативно-правового материала (систематизации)
Система последовательных и взаимосвязанных правотворческих действий в процессе создания нормативно-правовых актов именуется стадиями правотворческого процесса Принято разграничивать две основные стадии правотворческого процесса стадию подготовки проекта нормативно-правового акта и стадию рассмотрения и принятия нормативно-правового акта.
47. Юридическая практика: понятие и виды
В юриспруденции понятие юридической практики относится к разряду дискуссионных. Традиционно предпочитают использовать термин "судебная практика" не стараясь вникнуть в особенности более общего понятия "юридическая практика
Содержательная сторона юридической практики - это 1) юридическая деятельность, 2) результат юридической деятельности и 3) единство юридической деятельности и объективированного опыта.
Юридическая практика (В Н Карташов) это разнообразная деятельность по формированию, толкованию, реализации и применению правовых нормативов, взятая в единстве с накопленным социально-правовым опытом.
Признаки юрид практики: является важным компонентом правовой системы общества и образует составляющую правовой культуры общества; складывается путем издания нормативно-правовых предписаний, их толкования, использования и применения; связана с разнообразными изменениями в жизни общества в виде определенных юридических последствий; складывается в определенных процессуальных рамках; существование юридической практики связано с деятельностью юристов-профессионалов
Различается внешняя и внутренняя формы юридической практики. Внешнюю форму юридической практики составляют разнообразные акты-документы, которыми закрепляются вынесенные решения. Внутреннюю форму юридической практики составляют процедурно-процессуальные оформления юридической деятельности в многообразии ее субъектов, объемов их прав и обязанностей, срока совершения действий, процессуальные гарантии и многое другое.
Классификация юридической практики осуществляется по различным основаниям. В зависимости от направленности действия права могут рассматриваться практика правотворчества, практика правоприменения, практика реализации субъективных прав В зави симостиот профессионализации в юридической практике могут быть выделены такие виды: судебная практика, прокурорская практика, нотариальная практика, адвокатская практика и т д. По функциям юридической практики она может быть разделена на правотворческую, праворазъяснительную, правоисполнительную, правоохранительную, праворегистрационную, правовосстановительную и др.
Для становления правового государства и гражданского общества имеет принципиальное значение практика реализации субъективных прав, которая требует своего теоретического обоснования и воплощения в правовой политике нашего государства.
48. Усмотрение в праве: понятие и виды
С философско-правовой точки зрения право представляет собой равную для всех меру свободы2 . Как можно заметить, свобода в данном случае не является безграничной. Она имеет свои границы или пределы. Общеизвестно, что пределы эти установлены объективным правом. Однако в рамках данных границ субъект права совершенно свободен. И именно в этих рамках он и осуществляет свое усмотрение.Категория "усмотрение" является многоаспектной. В то же время при ее анализе необходимо обращать внимание на то, что она относится главным образом к субъективной (психологической) стороне правомерного поведения. В этой связи усмотрение можно определять как выбор субъектом определенной цели и способов ее достижения или как возможность выражать свою волю и принимать решения независимо от воли других лиц. Усмотрение включает в себя интеллектуальные и волевые аспекты. Интеллектуальная сторона усмотрения характеризуется тем, что субъект осознает предоставленную правом возможность выбора неких вариантов поведения для удовлетворения своих интересов и выбирает тот вариант, который представляется ему наиболее предпочтительным, исходя из анализа правового предписания и конкретных жизненных обстоятельств. Волевая сторона характеризуется намерением поступить в соответствии с принятым решением и готовностью приложить для этого необходимые усилия.Критерии классификации: по сфере человеческой деятельности, по субъекту усмотрения, по виду правовой деятельности, по форме реализации, по субъекту правоприменения, по сфере юридической деятельности, по типу взаимодействия с внешней средой.
49. Правовой статус коллективных субъектов: понятие и виды.
Субъекты права разделяются на индивидуальных субъектов (физических лиц) коллективных субъектов (юридических лиц). Среди коллективных субъектов права выделяют: государство в целом, государственные органы, учреждения и предприятия; негосударственные организации (фирмы, банки, акционерные компании), общественные объединения (партии, союзы, ассоциации и пр.), административно-территориальные единицы (города, области, районы) избирательные округа; религиозные организации; социальные общности (народ, нация, население региона, трудовой коллектив). Большинство из перечисленных субъектов права (исключая государство в целом, социальные общности и некоторые другие) для участия в правоотношениях в сфере частного права приобретают качество юридического лица. Для признания коллективного субъекта юридическим лицом требуется регистрация в государственных органах. При этом необходимо обладать совокупностью организационных, имущественных и правовых признаков, среди которых: 1) организационное единство в виде управленческих и организационных связей и структур, необходимых для ведения коммерческой и некоммерческой деятельности, обозначенных в учредительных документах; 2) обособленное имущество, находящееся в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении; 3) самостоятельная имущественная ответственность; 4) выступление от своего имени в гражданском обороте, включающее возможность приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде; 5) имеет, как правило, текущие и расчетные счета в банках По характеру деятельности юридические лица могут быть коммерческими и некоммерческими, что получает отображение в их правовом статусе. Коммерческие организации преследуют цель извлечения прибыли Они создаются в форме коммерческих банков, хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных предприятий. Перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций является исчерпывающим Некоммерческие организации не имеют цели извлечения прибыли в качестве основы своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками. Они могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных и религиозных объединений, благотворительных фондов, а также иных формах, предусмотренных законом.
Правовой статус юридического лица получает свое отображение в наличии правосубъектности и специальной компетенции. Специальная компетенция коммерческой организации выражена в возможности осуществлять предпринимательскую деятельность с целью извлечения прибыли. Среди некоммерческих организаций выделяется специальная компетенция государственных органов (парламента, правительства, министерств, судебных органов, прокурату, ры, милиции и др.), которая закрепляется законами или подзаконными актами в виде совокупности властных полномочий (прав и обязанностей), юридической ответственности и функционального назначения (О. Ф. Скакун).Правовой статус коммерческих организаций рассчитан на их деятельность в сфере частного права, в то время как правовой статус некоммерческих субъектов, и прежде всего таких как государственные органы, связан со сферой публичного права.Спецификой правового статуса обладают некоммерческие негосударственные организации (юридические лица), особенности которых связаны с общей направленностью деятельности этих организаций (общественные организации, религиозные объединения, благотворительные фонды и пр.).
50. Аномалия в правовой жизни. Правовой нигилизм и правовой идеализм.
Правовой нигилизм предстает как отрицание или непризнание правовых ценностей, отказ праву в его регулятивных возможностях, противопоставление праву других социальных регуляторов (религии, политики, морали и т. д.). На личностном , уровне правовой нигилизм проявляется как состояние представлений, чувств, настроений и как образ действия, линия поведения. Среди форм правового нигилизма: прямое нарушение законов и других нормативно-правовых актов; неисполнение юридических обязанностей; подмена законности целесообразностью; отрицательное отношение к деятельности суда и правоохранительных органов; на- рушение прав человека и др. Разновидностью правового нигилизма считается правовой дилетантизм как незнание или пренебрежительное отношение к правовым ценностям.Среди причин правового нигилизма в Украине называют: исторические, связанные с особенностями государственной власти и правовыми нормативами; отсутствие демократических правовых традиций распространение неправовых форм решения конфликтов; несовершенство суда и правоохранительной системы; издержки законодательной и правоохранительной деятельности.Наряду с правовым нигилизмом в качестве другой правовой аномалии выступает
правовой идеализм (правовой романтизм), который связан с преувеличением значения и возможностей правового регулирования. Крайностью правового идеализма является правовой фетишизм как гипертрофированное представление о роли правовых средств, возможностей закона, деятельности суда и правоохранительных органов.На соединении таких аномалий в правовой сфере как правовой нигилизм и правовой идеализм существует специфическое образование, именуемое правовой демагогией. Среди форм проявления правовой демагогии необоснованные требования принять закон или предложения его отменить; противопоставление нормативно-правовых актов; неконструктивная критика конституции и законов; акцент на правах человека при игнорировании других правовых ценностей; принятие декларативных нормативно-правовых актов и неосуществимых государственных решений.
51. Субъект и объект правоотношений. Юридические лица.
Субъекты права — это лица, обладающие способностью быть участниками правовых отношений. Правосубъектность включает следующие юридические характеристики лица: правоспособность — возможность лица обладать субъективными юридическими правами и исполнять юридические обязанности; дееспособность — способность лица своими действиями приобретать права и обязанности; деликтоспособностъ — способность лица нести юридическую ответственность за совершенные правонарушения.
Общая правоспособность физического лица возникает с момента рождения и прекращается его смертью Дееспособность зависит от возраста и психического состояния лица. По общему правилу, полная дееспособность наступает с достижением совершеннолетия. Несовершеннолетние обладают частичной (неполной) дееспособностью (возрастные градации частичной дееспособности различны в разных отраслях права). Возможности совершения ими самостоятельных юридических действий ограничены. Большинство юридических действий они совершают с согласия законных представителей (родителей, попечителей). Лицо, страдающее душевной болезнью или слабоумием, решением суда может быть признано недееспособным. Такие лица могут быть носителями прав и обязанностей, но их реализацию осуществляет иные лица (родители, опекуны). Деликтоспособность физического лица зависит от вменяемости (способности отдавать себе отчет в своих действиях и руководить ими) и достижения определенного возраста. Правосубъектность юридического лица возникает с момента его государственной регистрации и прекращается с его ликвидацией.