Файл: 1. Система юриспруденции. Развитие традиционных юридических наук. Новые сферы юриспруденции.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 237

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Виды субъектов права: 1) физические лица — граждане или под­данные данного государства, иностранные граждане или подданные, лица без гражданства; 2) юридические лица — организации, в том числе объединения граждан, предприятия, учреждения; 3) государ­ство, государственные органы и органы местного самоуправления; 4) социальные общности — народ, нация, этнические группы.

То, на что направлены субъективные права и юридические обя­занности субъектов именуется объектом правоотношения. В юриди­ческой литературе существуют два подхода к вопросу об объекте правоотношения. Один подход (монистический) в качестве объекта правоотношений рассматривает поведение людей, поскольку только поведение людей способно реагировать на правовое воздействие. Плюралистический подход позволяет отобразить многообразие мира правоотношений и выделить наиболее характерные объекты правоотношений (Н И. Матузов), среди которых- 1) материальные блага; 2) нематериальные личные блага; 3) поведение участников правоотношений; 4) результаты поведения участников правоотношений, здесь не само поведение, а его последствия (из договора подряда, перевозки и т. д); 5) продук­ты духовного творчества; 6) ценные бумаги, официальные доку­менты (акции, облигации, векселя, деньги, чеки, паспорта, аттеста­ты, дипломы и др.). Многие из них становятся объектом правоотно­шения при их утрате и восстановлении, однако они могут быть и объектом сделок (акции).

52. Систематизация нормативно- правовых актов. Учет нормативных актов. Правовой тезаурус.

Систематизации законодательства — это деятельность, направ­ленная на упорядочение нормативно-правовых актов, приведение их определенную согласованную систему. Различают следующие виды систематизации нормативно-правовых актов: 1)учет нормативно-правовых актов, т. е. объединение государ­ственными органами и неофициальными организациями действую­щих нормативных актов, их обработку и расположение по опреде­ленной системе.

Разновидности учета нормативно-правовых актов: журнальный учет; картотечный учет; ведение контрольных текстов действующих нормативно-правовых актов автоматизированный (компьютерный) учет. Помимо самостоятельного значения, учет нормативно-правовых актов является подготовительной стадией для иных видов систематизации;

2) инкорпорация — это объединение нормативно-правовых актов без их изменения в сборник по определенному признаку.
По субъектам осуществления инкорпорации различают официальную инкорпорацию — она создается государственными органами, и неофициальную инкорпорацию — она осуществляется издательствами научными и учебными заведениями, отдельными специалистами

По критерию отбора нормативно-правого материала существуют такие разновидности инкорпорации хронологическая — нормативно правовые акты собираются по времени их вступления в силу, предметная — нормативно-правовые акты систематизируются по отраслям или институтам права, сферам государственной деятельности. По объему охватываемого нормативно-правового материала генеральная — в собрание включаются все нормативно-правовые акты субъекта правотворчества, частичная — в собрание включаются нормативно-правовые акты по определенной сфере правового регулирования,

3) консолидация — принятие укрупненного унифицированного акта на основе объединения норм разрозненных актов правотворческим органом. При этом новые нормы не создаются, всего лишь устраняются повторы, исправляется устаревшая терминология.Эта форма систематизации с успехом применяется в англоязычных странах.

4) кодификация — создание нового логически цельного нормативно-правового акта (кодекса, основ) на основе старых актов, с частичным или полным изменением их содержания, устранением пробелов и противоречий Кодификация — один из приемов правотворчества и в качестве такового может осуществляться только государством.

Разновидности кодификации по объему охватываемого нормативно правового материала всеобщая — образование сводного акта по всем отраслям законодательства ("кодекса кодексов"), отраслевая — объединение правовых норм той или иной отрасли, межотраслевая (комплексная) — объединение правовых норм разных отраслей права, регулирующих общественные отношения в определенной сфере государственного управления,; специальная (внутриотраслевая) — объединение правовых норм отдельного института или подотрасли права

53. Система права, отрасли и институты права. Правовые общности.

Система права представляет собой сложное, многоуровневое отображение субъективных прав и юридических обязанностей в нормах ,институтах, отраслях, общностях, которое позволяет обеспечивать устойчивое и эффективное действие права.

Первичным элементом системы права выступает

правовая норма. Однако правовая норма способна проявлять свое действие только во взаимосвязи с другими правовыми нормами. Первый уровень взаимосвязи между нормами выражен в существовании институтов права (правовых институтов). Институт права — это группа правовых норм которая направлена на регулирование однородных и взаимосвязанных отношений. Другой уровень взаимосвязи между правовыми нормами выражен в существовании отраслей права. Отрасль права — это совокупность правовых норм, объединенных в институты права, направленных на регулирование отношений в определенной сфере человеческой деятельности

Среди отраслей права выделяются фундамен­тальные отрасли права конституционное, гражданское, админист­ративное, уголовное, процессуальное (гражданское, административ­ное, уголовное). Далее основные отрасли права — трудовое, ком­мерческое, семейное, земельное, финансовое, уголовно-исполни­тельное и др. Комплексные отрасли права — налоговое, транспорт­ное, таможенное, экологическое, банковское и др

Для всех отраслей характерны структурные особенности, выра­женные в целостности этой общности норм и способности взаимо­действия с другими отраслями.

Для института права (правового института) характерными явля­ются однородность фактического содержания, юридическое единство норм и законодательная обособленность. Как правило институты права существуют в рамках отраслей права. Вместе с тем возможно их межотраслевое бытие. Тогда они носят наименование межотрас­левых институтов права (институт права собственности, институт избирательного права, институт чрезвычайного положения и др )

Третий уровень взаимосвязи между правовыми нормами выра­жен в существовании таких правовых общностей как материальное право и процессуальное право, а также частное право и публичное право. На этом уровне также обеспечивается согласованность и целостность права, которая находят свое выражение в органическом единстве принципов правовых общностей, конкретизации одних норм с помощью других; последовательности действия правовых норм; иерархичности норм правовых общностей.

Следует подчеркнуть, что деление системы права на правовые общности нельзя понимать как деление отраслей права, поскольку оно может проходить также на уровне институтов права и даже на уровне правовых норм


54. Частное и публичное право

Еще римские юристы рассматривали публичное право сферой ин­тересов государства как целого, тогда как частное право представля­лось сферой интересов индивида. Следовательно, в вопросе о взаимодействии государства и личности определение критериев отнесения к сфере частного и публичного имеет принципиальное значение Особенно если учесть, что границу между частным и публичным правам установить достаточно трудно в силу взаимопроникновения интересов государства и личности. Попытки найти другие критерии для разграничения частного и публичного права несколько продвину­ли решение проблемы, но в полной мере ее не сняли. В частности, используют в качестве критерия разграничения имущественные отно­шения как составляющие исключительно сферу частного права, или способ судебной защиты, когда публичное право охраняется но ини­циативе государственной власти, а частное право по инициативе частных лиц. Наиболее приемлемым критерием в разграничении част­ного и публичного права нужно считать централизацию или децентра­лизацию правового регулирования. Если правовое регулирование осуществляется из единого центра (юридическая централизация) — это сфера публичного права, если юридически значимые решения принимаются отдельными субъектами, по их инициативе (юридичес­кая децентрализация), мы в сфере частного права.

Государство в сфере публичного права определяет место и роль каждого отдельного субъекта в системе правовых отношений, его права и обязанности по отношению к государству. Издаваемые в этой сфере нормы являются императивными, поскольку фиксируют поведение участников отношений. Представляемые в этой сфере права должны осуществляться Неосуществление права есть одно временно неисполнение обязанности. Сфера частного права предпо лагает децентрализацию правового регулирования, т. е. юридически значимые решения принимаются участниками складывающихся право отношений самостоятельно. К тому же здесь проявляется свобода выбора юридического решения (диспозитивность). Государство лишь охраняет то, что решили другие участники отношений и может вмешаться в частные дела лишь тогда, когда частные лица своего решения не принимали. Для частного права характерны такие принципы как независимость и автономность личности, признание и защита частной собственности, свобода договора. В публичном праве одной из сторон всегда выступает государство либо его орган (дожностное лицо), наделенный властными полномочиями.


Границы между публичным и частным правом подвижны, изменяются в связи с развитием общества, демократическими переменами, повышением уровня культуры, интегративными процессами. Од­нако при любых обстоятельствах обеспечение невмешательства го­сударства в сферу частного права составляет важнейшую гарантию прав и свобод личности.

Разделение права на частное и публичное не следует понимать как его деление на уровне отраслей права, поскольку оно может проводиться на уровне институтов права и даже конкретных право­вых норм. Между тем обычно к сфере частного права относят от­расли гражданского права, коммерческого права, семейного права, тогда как сферой публичного права признается отрасль конституци­онного права, административного права, уголовного права, процес­суального права. Считается, что разделение права на частное и публичное в новое время должно быть дополнено социальным пра­вом, которое как бы соединяет частный и общий интерес. Среди отраслей, которые относят к социальному праву: отрасли трудового права, право социального обеспечения, медицинское право и др.
55. Материальное и процессуальное право

К материальному праву относят те правовые нормы, которые не­посредственно регулируют отношения между субъектами права формируя позитивное поведение их участников. Кроме того, мате­риальным правом считаются те охранительные нормы, которые обеспечивают положительное регулирование (нормы уголовного права) Нормы материального права закрепляют правовое положе­ние личности и коллективных субъектов права, отношения соб­ственности и многие неимущественные отношения, определяют структуру, компетенцию и направление деятельности государствен­ных органов, учреждений и организаций, устанавливают основания и пределы ответственности за правонарушения и многое другое. Та­ким образом нормы материального права обеспечивают выполнение регулятивных и охранительных функций. Среди отраслей матери­ального права конституционное, гражданское, административное, уголовное, финансовое, земельное, семейное и др.

К процессуальному праву относят те правовые нормы, которые определяют процедуру формирования и реализации норм матери­ального права, либо процедуру применения санкций (реализация охранительных норм). Процессуальные нормы определяют права и обязанности субъектов процессуальных правоотношений. Они фор­мируются в институты и отрасли и регулируют отношения, склады­вающиеся при реализации всех отраслей права. Среди отраслей процессуального права: гражданско-процессуальное право, админис­тративно-процессуальное право, уголовно-процессуальное право, хо­зяйственно-процессуальное право, конституционно-процессуальное право, уголовно-исполнительное право.