Файл: 1. Система юриспруденции. Развитие традиционных юридических наук. Новые сферы юриспруденции.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 237
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Виды субъектов права: 1) физические лица — граждане или подданные данного государства, иностранные граждане или подданные, лица без гражданства; 2) юридические лица — организации, в том числе объединения граждан, предприятия, учреждения; 3) государство, государственные органы и органы местного самоуправления; 4) социальные общности — народ, нация, этнические группы.
То, на что направлены субъективные права и юридические обязанности субъектов именуется объектом правоотношения. В юридической литературе существуют два подхода к вопросу об объекте правоотношения. Один подход (монистический) в качестве объекта правоотношений рассматривает поведение людей, поскольку только поведение людей способно реагировать на правовое воздействие. Плюралистический подход позволяет отобразить многообразие мира правоотношений и выделить наиболее характерные объекты правоотношений (Н И. Матузов), среди которых- 1) материальные блага; 2) нематериальные личные блага; 3) поведение участников правоотношений; 4) результаты поведения участников правоотношений, здесь не само поведение, а его последствия (из договора подряда, перевозки и т. д); 5) продукты духовного творчества; 6) ценные бумаги, официальные документы (акции, облигации, векселя, деньги, чеки, паспорта, аттестаты, дипломы и др.). Многие из них становятся объектом правоотношения при их утрате и восстановлении, однако они могут быть и объектом сделок (акции).
52. Систематизация нормативно- правовых актов. Учет нормативных актов. Правовой тезаурус.
Систематизации законодательства — это деятельность, направленная на упорядочение нормативно-правовых актов, приведение их определенную согласованную систему. Различают следующие виды систематизации нормативно-правовых актов: 1)учет нормативно-правовых актов, т. е. объединение государственными органами и неофициальными организациями действующих нормативных актов, их обработку и расположение по определенной системе.
Разновидности учета нормативно-правовых актов: журнальный учет; картотечный учет; ведение контрольных текстов действующих нормативно-правовых актов автоматизированный (компьютерный) учет. Помимо самостоятельного значения, учет нормативно-правовых актов является подготовительной стадией для иных видов систематизации;
2) инкорпорация — это объединение нормативно-правовых актов без их изменения в сборник по определенному признаку.
По субъектам осуществления инкорпорации различают официальную инкорпорацию — она создается государственными органами, и неофициальную инкорпорацию — она осуществляется издательствами научными и учебными заведениями, отдельными специалистами
По критерию отбора нормативно-правого материала существуют такие разновидности инкорпорации хронологическая — нормативно правовые акты собираются по времени их вступления в силу, предметная — нормативно-правовые акты систематизируются по отраслям или институтам права, сферам государственной деятельности. По объему охватываемого нормативно-правового материала генеральная — в собрание включаются все нормативно-правовые акты субъекта правотворчества, частичная — в собрание включаются нормативно-правовые акты по определенной сфере правового регулирования,
3) консолидация — принятие укрупненного унифицированного акта на основе объединения норм разрозненных актов правотворческим органом. При этом новые нормы не создаются, всего лишь устраняются повторы, исправляется устаревшая терминология.Эта форма систематизации с успехом применяется в англоязычных странах.
4) кодификация — создание нового логически цельного нормативно-правового акта (кодекса, основ) на основе старых актов, с частичным или полным изменением их содержания, устранением пробелов и противоречий Кодификация — один из приемов правотворчества и в качестве такового может осуществляться только государством.
Разновидности кодификации по объему охватываемого нормативно правового материала всеобщая — образование сводного акта по всем отраслям законодательства ("кодекса кодексов"), отраслевая — объединение правовых норм той или иной отрасли, межотраслевая (комплексная) — объединение правовых норм разных отраслей права, регулирующих общественные отношения в определенной сфере государственного управления,; специальная (внутриотраслевая) — объединение правовых норм отдельного института или подотрасли права
53. Система права, отрасли и институты права. Правовые общности.
Система права представляет собой сложное, многоуровневое отображение субъективных прав и юридических обязанностей в нормах ,институтах, отраслях, общностях, которое позволяет обеспечивать устойчивое и эффективное действие права.
Первичным элементом системы права выступает
правовая норма. Однако правовая норма способна проявлять свое действие только во взаимосвязи с другими правовыми нормами. Первый уровень взаимосвязи между нормами выражен в существовании институтов права (правовых институтов). Институт права — это группа правовых норм которая направлена на регулирование однородных и взаимосвязанных отношений. Другой уровень взаимосвязи между правовыми нормами выражен в существовании отраслей права. Отрасль права — это совокупность правовых норм, объединенных в институты права, направленных на регулирование отношений в определенной сфере человеческой деятельности
Среди отраслей права выделяются фундаментальные отрасли права конституционное, гражданское, административное, уголовное, процессуальное (гражданское, административное, уголовное). Далее основные отрасли права — трудовое, коммерческое, семейное, земельное, финансовое, уголовно-исполнительное и др. Комплексные отрасли права — налоговое, транспортное, таможенное, экологическое, банковское и др
Для всех отраслей характерны структурные особенности, выраженные в целостности этой общности норм и способности взаимодействия с другими отраслями.
Для института права (правового института) характерными являются однородность фактического содержания, юридическое единство норм и законодательная обособленность. Как правило институты права существуют в рамках отраслей права. Вместе с тем возможно их межотраслевое бытие. Тогда они носят наименование межотраслевых институтов права (институт права собственности, институт избирательного права, институт чрезвычайного положения и др )
Третий уровень взаимосвязи между правовыми нормами выражен в существовании таких правовых общностей как материальное право и процессуальное право, а также частное право и публичное право. На этом уровне также обеспечивается согласованность и целостность права, которая находят свое выражение в органическом единстве принципов правовых общностей, конкретизации одних норм с помощью других; последовательности действия правовых норм; иерархичности норм правовых общностей.
Следует подчеркнуть, что деление системы права на правовые общности нельзя понимать как деление отраслей права, поскольку оно может проходить также на уровне институтов права и даже на уровне правовых норм
54. Частное и публичное право
Еще римские юристы рассматривали публичное право сферой интересов государства как целого, тогда как частное право представлялось сферой интересов индивида. Следовательно, в вопросе о взаимодействии государства и личности определение критериев отнесения к сфере частного и публичного имеет принципиальное значение Особенно если учесть, что границу между частным и публичным правам установить достаточно трудно в силу взаимопроникновения интересов государства и личности. Попытки найти другие критерии для разграничения частного и публичного права несколько продвинули решение проблемы, но в полной мере ее не сняли. В частности, используют в качестве критерия разграничения имущественные отношения как составляющие исключительно сферу частного права, или способ судебной защиты, когда публичное право охраняется но инициативе государственной власти, а частное право по инициативе частных лиц. Наиболее приемлемым критерием в разграничении частного и публичного права нужно считать централизацию или децентрализацию правового регулирования. Если правовое регулирование осуществляется из единого центра (юридическая централизация) — это сфера публичного права, если юридически значимые решения принимаются отдельными субъектами, по их инициативе (юридическая децентрализация), мы в сфере частного права.
Государство в сфере публичного права определяет место и роль каждого отдельного субъекта в системе правовых отношений, его права и обязанности по отношению к государству. Издаваемые в этой сфере нормы являются императивными, поскольку фиксируют поведение участников отношений. Представляемые в этой сфере права должны осуществляться Неосуществление права есть одно временно неисполнение обязанности. Сфера частного права предпо лагает децентрализацию правового регулирования, т. е. юридически значимые решения принимаются участниками складывающихся право отношений самостоятельно. К тому же здесь проявляется свобода выбора юридического решения (диспозитивность). Государство лишь охраняет то, что решили другие участники отношений и может вмешаться в частные дела лишь тогда, когда частные лица своего решения не принимали. Для частного права характерны такие принципы как независимость и автономность личности, признание и защита частной собственности, свобода договора. В публичном праве одной из сторон всегда выступает государство либо его орган (дожностное лицо), наделенный властными полномочиями.
Границы между публичным и частным правом подвижны, изменяются в связи с развитием общества, демократическими переменами, повышением уровня культуры, интегративными процессами. Однако при любых обстоятельствах обеспечение невмешательства государства в сферу частного права составляет важнейшую гарантию прав и свобод личности.
Разделение права на частное и публичное не следует понимать как его деление на уровне отраслей права, поскольку оно может проводиться на уровне институтов права и даже конкретных правовых норм. Между тем обычно к сфере частного права относят отрасли гражданского права, коммерческого права, семейного права, тогда как сферой публичного права признается отрасль конституционного права, административного права, уголовного права, процессуального права. Считается, что разделение права на частное и публичное в новое время должно быть дополнено социальным правом, которое как бы соединяет частный и общий интерес. Среди отраслей, которые относят к социальному праву: отрасли трудового права, право социального обеспечения, медицинское право и др.
55. Материальное и процессуальное право
К материальному праву относят те правовые нормы, которые непосредственно регулируют отношения между субъектами права формируя позитивное поведение их участников. Кроме того, материальным правом считаются те охранительные нормы, которые обеспечивают положительное регулирование (нормы уголовного права) Нормы материального права закрепляют правовое положение личности и коллективных субъектов права, отношения собственности и многие неимущественные отношения, определяют структуру, компетенцию и направление деятельности государственных органов, учреждений и организаций, устанавливают основания и пределы ответственности за правонарушения и многое другое. Таким образом нормы материального права обеспечивают выполнение регулятивных и охранительных функций. Среди отраслей материального права конституционное, гражданское, административное, уголовное, финансовое, земельное, семейное и др.
К процессуальному праву относят те правовые нормы, которые определяют процедуру формирования и реализации норм материального права, либо процедуру применения санкций (реализация охранительных норм). Процессуальные нормы определяют права и обязанности субъектов процессуальных правоотношений. Они формируются в институты и отрасли и регулируют отношения, складывающиеся при реализации всех отраслей права. Среди отраслей процессуального права: гражданско-процессуальное право, административно-процессуальное право, уголовно-процессуальное право, хозяйственно-процессуальное право, конституционно-процессуальное право, уголовно-исполнительное право.