Файл: 1. Система юриспруденции. Развитие традиционных юридических наук. Новые сферы юриспруденции.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 231

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Условиями, исключающими юридическую ответственность явля­ются 1) невменяемость лица, 2) наличие обстоятельств, исключающих общественную опасность (вредность) деяния (непреодолимая сила, необходимая оборона, крайняя необходимость, обоснованный риск, физическое или психическое принуждение, исполнение прика­за или распоряжения, примирение сторон и т.д. ), 3) отсутствие в деянии признаков состава правонарушения, 4) истечение сроков давности привлечения к юридической ответственности, 5) издание актов амнистии или помилования либо отмена акта, устанавливаю­щего юридическую ответственность

70. Штрафная и правовосстановительная ответственность: понятие и назначение.

Среди юристов получило распространение (О Э Лейст) разделение юридической ответственности на две разновидности — штраф­ную и правовосстановительную, в зависимости от содержания санкций как штрафных (карательных) и правовосстановительных. Эти разновидности санкций по разному служат правопорядку: штрафные санкции (уголовные, административные, дисциплинарные) устанавливают пределы наказания или взыскания, которые назначаются право нарушителю в соответствии с составом правонарушения; правовостановительные санкции (гражданско-правовые) направлены на устранение вреда и носят абсолютно определенный характер, поскольку раз мер ущерба может быть точно определен независимо от установле­ния обстоятельств правонарушения

Лица привлекаются к штрафной ответственности, наказанию или взысканию на основе решения, которое выносится в установ­ленном законом порядке. Поэтому при штрафной ответственности так важна квалификация правонарушения, индивидуализация нака­зания, реализация мер принуждения, наконец, выход из состояния ответственности

Лицо, совершившее правонарушение, за которое наступает право-восстановительная ответственность может в любой момент без вмешательства государственных органов возместить причиненный ущерб, восстановить нарушенные права, выполнить обязанности и прекратить противоправное состояние. Для правовосстановительной ответственности определяющее значение имеет точное определение существующих обязанностей правонарушителя. Она прекращается сразу же по исполнению правонарушителем своей обязанности В отличии от этого штрафная ответственность не только не завер­шается реализацией наказания, но и предполагает состояние наказанности (судимости), специфический шлейф ответственности, кото­рый тянется за правонарушителем Штрафная ответственность про­текает в строго процессуальной форме и не может быть завершена ни на одной из стадий своего развития. Среди стадий юридической ответственности: первая стадия: с момента совершения правона­рушения до обнаружения компетентными государственными органа­ми — стадия возникновения юридической ответственности; вторая стадия: с обнаружения правонарушения до вступления в силу акта применения права — стадия конкретизации юридической ответ­ственности; третья стадия: с момента вступления в силу право­применительного акта до исполнения наказания — стадия реализа­ции юридической ответственности.



71. Государственное (правовое) принуждение

Государственная власть осуществляется с использованием при­нуждения. В то же время гарантии правильной реализации принуж­дения, его эффективности заложены в сочетании принуждения и убеждения. Государственное принуждение включает в себя такие элементы как: 1) субъекты принуждения — государственный орган или должно­стное лицо; 2) осуществление принуждения — процесс воздейст­вия государственной власти на правоприменителя; 3) объект при­нуждения — физическое или юридическое лицо, допустившее про­тивоправное деяние. Характерной чертой государственного принуж­дения современного государства является осуществление его ис­ключительно в правовых формах, что дает основание называть та­кое принуждение правовым принуждением. Действительно, государ­ственное принуждение, основанное на праве и осуществляемое в пределах права, приобретает качество правового принуждения.

Неоднородность общественных отношений, регулируемых правом, определяет существование таких видов правового принуждеения как уголовно-правовое, гражданско-правовое, дисциплинарно правовое и административно-правовое. По функциональному значению в деле охраны правопорядка различаются государственные средства предупреждения, пресечения и наказания. Среди принудительных мер значительную роль играют восстановительные меру (меры защиты). Их необходимо отличать от мер юридической от­ветственности (штрафные меры). Штрафные меры (меры ответ­ственности) и меры защиты (правовосстановительные меры) выпол­няют разные функции.

Применение штрафных мер связано с официальным обвинением лица в совершении правонарушения (преступления или проступка) Отсюда выделяется уголовная, административная или дисциплинар­ная ответственность Применение мер защиты имеет целью обеспе­чить интересы тех лиц, права которых нарушены. Здесь защита права допустима как в силу объективно противоправного поведе­ния, так и при отсутствии противоправности. В конечном счете функция восстановительных мер сводится к обеспечению исполне­ния юридической обязанности. Характерно, что меры защиты пред­ставляют возможность правонарушителю на любой стадии процес­са возместить причиненный им вред, ущерб, уплату неустойки (штрафа, пени)

Следует за­метить, что в системе государственного принуждения используются меры, оказывающие морально-правовое воздействие в таких формах как замечание, предупреждение, общественное порицание и т. д.


Меры государственного принуждения могут применяться в свя­зи с экстремальными социальными условиями, военными действия­ми и стихийными бедствиями. Государство использует также про­филактические меры в интересах государственной безопасности, ох­раны прав граждан К примеру, применяется досмотр багажа, лич­ный досмотр, проверка документов и др. Эти меры составляют осо­бую группу в системе государственного принуждения, но они так­же должны быть регламентированы нормами права.

72. Понятие государства. Сильное и слабое государство.

Государство определяется как обусловленная социальной асимметрией общества и необходимостью решения общих дел универсальная политическая организация, действующая на основе административно-территориального деления и гражданства, осуществляющая с помощью специализированного аппарата управление, арбитрирование и легализированное принуждение.

Опыт существования государства определил такие его атрибуты как государственный народ, государственная территория и государственная власть.Государственный народ выступает как этническая общность, самоопределяющаяся нация, объединение людей, действующее в еди­ном правовом пространстве и связанное государственной принадлеж­ностью. Самосознание, привычки, идеалы, язык характеризуют взаимосвязь народа и государства Государственная территория является частью территории земли, с которой исторически связан государственный народ в границах, признанных мировым сообществом. Государственная власть представляет собой организацию публич­ной политической власти, обладающую суверенитетом и действующую в соответствии с правами человека. Она должна обеспечивать безопасность данной политической общности, способствовать укреплению идентификации народа, успешно разрешать конфликтные ситуации используя механизмы нормирования, управления и принужденияГосударство выступает как суверенный институт, отвечающий за целостность территории, контролирующий вооруженные силы, спо­собный изыскивать достаточные финансовые средства для содержа­ния должностных лиц и обладающий правом принимать властные решения Государство может быть названо сильным, если оно спо­собно управлять территорией, защищать ее и контролировать, при­нимать решения, финансировать свою деятельность, осуществлять общее управление экономикой и обладать властью в системе ком­муникаций. Государство, которое при осуществлении этих задач проявляет свою несостоятельность, а также постоянно сталкивает­ся с противостоянием своей политике как изнутри, так и снаружи, может быть названо
слабым государством. Гражданское общество — это своего рода социальное пространство,в котором люди взаимодействуют между собой независимо от государства. Здесь самореализация индивидов и коллективов происходит через такие институты как семья, церковь, средства массовой информации, различного рода объединения. Политология рассматривает в качестве компонентов гражданского общества отдельного индивида и группы давления. При этом различаются группы давления двух типов: структурные (этносы, элиты, профсоюзы и др.) и коньюнктурные (клубы избирателей, социальные движения и т. п.). По­литические партии и организации являются связующими звеньями между гражданским обществом и государством. Гражданское обще­ство характеризуется разветвленной системой общественных связей и интересов, которые взаимодействуют с личными правами и свобо­дами суверенных индивидов.

73. Суверенитет государства

Суверенитет выступает как свойство, присущее государственной власти. Отсюда следует важный вывод, что любое государственное образование должно обладать суверенитетом.

В самом общем виде понятие суверенитета означает верховенство и независимость государственной власти внутри страны и во внешне­политической сфере. Различается государственный суверенитет, суве­ренитет нации и суверенитет народа. Суверенитету народа принадле­жит высшее право определять экономическую, социальную и полити­ческую систему государства. Национальный суверенитет рассматрива­ется как полновластие нации, ее политическая свобода, возможность самоопределения для сохранения своей самобытности, языка, куль­туры, истории. Государственный суверенитет определяют как исхо­дящую от народа верховную власть, состоящую в самостоятельном осуществлении государством своих функций в рамках национального и международного права.

В современных условиях важное значение приобрел вопрос о возможности ограничения суверенитета. Однако несмотря на то, что международное право, а также нормы, действующие в рамках международных интеграционных объединений ограничивают суверенитет государств, нельзя свидетельствовать потерю государствами их суверенитета. Содержание и объем суверенитета зависят от того, является ли государство независимым в международных отношениях, либо оно выступает как составная часть более крупного государственного образования (федерации, конфедерации), либо оно член межгосударственного союза.