Файл: 1. Система юриспруденции. Развитие традиционных юридических наук. Новые сферы юриспруденции.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 227

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таким образом, орган государства, обладая властными полномо­чиями и материальными ресурсами, обеспечивает реализацию за­дач, стоящих перед государством Система органов государства, действующих на основе принципа монизма или плюрализма (разде­ления властей), образует механизм государства.

Важнейшей проблемой организации и функциониро­вания механизма государства является его центрирование. Будет ли центром парламент или президент, конституционный суд или правительство, либо таких центров будет несколько — от этого зависит не только строй деятельности государственных органов, но и характер связи государственной власти в целом с населением страны.


78. Законодательная власть и ее функции

Законодательная деятельность является определяющей в компетенции парламента, что дает основание называть это направление деятельности государства законодательной властью.

Легитимность парламента непосредственно вытекает из суверени­тета народа. При этом законодательная власть отделена от других подсистем власти, но взаимодействует с ними. Содержание законода­тельной деятельности нормативно ограничено и гарантировано кон­ституцией. Особенно значимо, что в парламенте партии ведут борьбу за государственную власть. Обратим внимание на то, что законода­тельная власть проявляется не только в осуществлении законода­тельной функции. Для нее характерны и такие функции как предста­вительская функция, связанная с обеспечением партийного, террито­риального, корпоративного, этнического представительства, что соз­дает условия различным социальным силам действовать через парла­мент; учредительная функция, которая состоит в утверждении и наз­начении различных лиц на государственные посты, создании организа­ционных структур, специальных комиссий и т. п.; контрольная функция, выраженная в обсуждении основных направлений правительственной политики, бюджета и отчета о его выполнении и т.д.

По субьектам обладающим правом законодательной инициативы различают: 1) парламентскую инициативу (внесение законопроекта членами палат); 2) народную инициативу (внесение законопроекта группами избирателей); 3) правительственную инициативу (внесение законопроекта министрами от имени главы государства или правительства); 4) специальную инициативу (внесение законопроекта органами, специально указанными в конституции). Вносить в парламент проект государственного бюджета во всех государствах исключительное право (прерогатива) правительства.

Рассмотрение законопроектов в парламенте называют чтениями. Первым чтением является принятие к рассмотрению законопроекта и оглашение его наименования председателем палаты. После этого законопроект направляется в постоянную комиссию на заключение На второе чтение лицо или представитель органа, внесшего законопроект делает доклад, а затем зачитывается заключение комиссии После этого законопроект либо возвращается в ту же комиссию либо передается другой комиссии парламента. Третье чтение представляет собой постатейное обсуждение законопроекта в палате парламента. За обычный законопроект должно быть подано про­стое большинство голосов присутствующих депутатов, в то время как конституционный законопроект принимается, как правило, ква­лифицированным большинством. После принятия законопроекта од­ной палатой, он передается в другую, где рассматривается в том же порядке. Принятый парламентом зако­нопроект, направляется на утверждение главе государства. Подпи­санный главой государства закон публикуется в официальном изда­нии. В случае отказа в подписании законопроект считается не при­нятым (право абсолютного вето) или возвращается на повторное рассмотрение (право отлагательного вето). Повторное принятие за­конопроекта при праве отлагательного вето обязывает главу госу­дарства подписать закон.



79. Судебная власть и осуществление правосудия

Судебная власть проявляет себя через правосудие и принятие общеобязательных решений в процессе гражданского, уголовного. административного, хозяйственного судопроизводства.

Сложились две судебные системы, одна из которых именуется состязательной, а вторая — следственной Характерной чертой состязательной судебной системы является непосредственное состязание сторон перед судом, когда стороны (адвокаты) имеют возможность контролировать ход процесса и являются главными действующими лицами в этом процессе. Судья здесь близок по своей позиции к роли третейского судьи. Если при этом имеются присяж­ные, то судья не решает вопроса, кто прав, а кто виноват. Судья не вмешивается в процесс принятия решения.

В следственной системе многое определяется на стадии предва­рительного расследования, и судья по существу ведет дело на осно­ве документов При этом судья сам исследует факты, отбирает ули­ки, стремится самостоятельно установить истину по делу. В след­ственной системе по традиции не применяется суд присяжных, и адвокаты не являются главными действующими лицами.

Состязательная судебная система характерна для государств с правовой системой, основанной на прецеденте (семья общего пра­ва), а следственная судебная система используется государствами романо-германской правовой семьи, основанной на нормативно-пра­вовых актах. В настоящее время отмечается сближение правовых систем общего права и романо-германского права, взаимное исполь­зование различных элементов организации судебной деятельности. Характерный пример — распространение суда присяжных в госу­дарствах романо-германской правовой семьи.

Организационно-правовые принципы осуществления правосудия и гарантии независимости суда заданы конституциями государств. Сре­ди гарантий независимости суда, как правило, выделяется неприкосновенность судьи, пожизненный срок их назначения или избрания, эффективное исполнение судебных решений Основными формами пересмотра судебных решений выступают апелляция и кассация

Судебная власть препятствует действию неразумных законов обеспечивает ответственность исполнительной власти за несоблю­дение воли законодателя, защищает права граждан от произвола бюрократии Самостоятельность и независимость судебной власти характеризуется признанием за судебной властью в механизме го­сударства равенства с законодательной и исполнительной властью; защитой и соблюдением основных прав и свобод граждан в процес­се судопроизводства; организацией судопроизводства на принципах состязательности, равноправия сторон, презумпции невиновности; признанием права каждого на разбирательство его дела судом при­сяжных в случаях, установленных законом; установлением судебно­го контроля за законностью заключения под стражу; совершенство­ванием системы гарантий независимости судей и подчинения их только закону, закреплением принципа несменяемости судей.


80. Исполнительная власть и ее механизм

В современном государстве усиление независимости правитель­ства от парламента выражено в том, что исполнительная власть имеет возможность принимать важные политические решения. Поэтому проблема функционирования исполнительной власти стро­го в пределах, установленных конституцией и действующим законо­дательством является одной из важнейших. Иерархическое постро­ение исполнительной власти с выделением центральной, региональ­ной и местной власти обеспечивает четкость и быстроту исполне­ния принятых в центре решений. Исходя из содержания и резуль­татов деятельности исполнительной власти судят об эффективности или неэффективности государственной власти в целом.

Правительство имеет различные наименования: кабинет, кабинет министров, государственный совет, федеральный совет и т. п. Раз­личаются однопартийные правительства, где одна политическая партия располагает большинством, и коалиционные правительства, где ни одна политическая партия не имеет большинства. Главой правительства может быть премьер-министр, председатель совета министров, федеральный канцлер, президент и т. п.

Выделяют парламентский принцип образования правительства (исходя из расстановки сил в парламенте) и внепарламентский принцип, когда глава государства самостоятельно подбирает, назна­чает и увольняет членов кабинета.

Институт парламентской ответственности правительства означа­ет не судебную, а политическую ответственность. Министры несут коллективную, то есть солидарную ответственность за политику и решения правительства, и индивидуальную ответственность за дела своего министерства. Иногда отрицательное голосование парламен­та по правительственному предложению приравнивается к выраже­нию недоверия. Чаще же отказ в доверии должен сопровождаться принятием мотивированного решения. Резолюция недоверия вносит­ся парламентариями и обычно должна быть подписана группой де­путатов. Между внесением резолюции и постановкой ее на голосо­вание предусматривается значительный промежуток времени Для принятия резолюции недоверия требуется абсолютное большинство голосов.

Помимо главы правительства в состав правительства входят ми­нистры, государственные министры, министры без портфеля, статс-секретари, младшие министры и парламентские секретари В боль­шинстве государств жестко фиксированная структура и численный состав правительства отсутствует, поскольку эти компоненты опре­деляются при создании нового правительства или его реорганиза­ции Между тем отмечается общая тенденция сокращения количе­ства министерств, которых в различных государствах от десяти до более тридцати. Считается, что для осуществления своих функций современному государству необходимы следующие министерства-1) министерства, стоящие на страже правопорядка и государствен­ного строя; 2) министерства, ведающие внешними сношениями; 3) военные министерства; 4) министерства экономического профи­ля; 5) "социальные" министерства; 6)
министерства образования и науки

81. Государственное управление и местное самоуправление

Понятие местного самоуправления (муниципалитета) в одних го­сударствах относится только к особому виду городского самоуправ­ления, в других это самоуправление населенных пунктов, в третьих это всякое местное самоуправление, включая и региональное.

Система местного самоуправления является не только более демократичной, в сравнении с государственным управлением на мес­тах, но и позволяет полнее учитывать проблемы развития террито­рии, интересы различных групп населения, эффективнее управлять образованием, поддержанием порядка, содержанием дорог и т. д. К тому же государственный бюджет освобождается от расходов на содержание местной администрации. Практика управленческой дея­тельности на местах свидетельствует, что государству следует со­четать обе системы управления, то есть использовать смешанную систему управления, сочетающую прямое государственное управле­ние и местное самоуправление.

Вся система функций муниципальных учреждений обусловлена объемом их полномочий. Обычно компетенция органов местного самоуправления в законодательстве ограничена исключительно мест­ными делами. Эта компетенция именуется "собственной компетен­цией". Некоторые вопросы могут составлять "делегированную ком­петенцию", когда органы государственной администрации передают муниципальным учреждениям отдельные полномочия. Действует об­щий принцип, который гласит, что органы местного самоуправле­ния не имеют права совершать действия или принимать акты политического характера.

В компетенцию органов местного самоуправления включаются полномочия в области коммунального хозяйства и благоустройства, охраны окружающей среды, развития местного транспорта, дорож­ного строительства, канализации, очистки улиц, водогазо- и электро­снабжения и т. д. В социальной сфере органы местного самоуправ­ления оказывают помощь малоимущим, осуществляют строитель­ство жилья, муниципальных школ, больниц, детских садов и т. п. Среди полномочий в области охраны общественного порядка: уста­новление правил поведения в общественных местах, издание пред­писаний по пожарной охране, санитарному надзору, создание мест­ных полицейских сил, на которые возлагается несение патрульной и охранной службы. В ряду финансовых полномочий