Файл: 1. Система юриспруденции. Развитие традиционных юридических наук. Новые сферы юриспруденции.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 225

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


По существу деление суверенитета на внешний и внутренний се­годня отображает связь между фактом существования государствен­ной власти и ее внешним признанием. При этом суверенитет факта государственной власти частное дело существующего режима, в то время как суверенитет признания — это проблема международного сообщества или других государств. В современных государствах все чаще не только дискутируется, но и официально признается пробле­ма суверенитета личности как возможности международных институ­тов обеспечить защиту прав человека от посягательств государства

74. Современное и досовременное государство

Современное государство предстает в виде управленческой систе­мы, эффективность которой во многом обусловлена тем, как она спроектирована. При этом для западного варианта развития государ­ства показательна смена идеи территории в качестве рамок госстрои­тельства на технологизацию, являющуюся определяющим фактором, превращающим территорию во второстепенный природный ресурс.

Сегодня складывается транснациональный мир, который характе­ризуется кризисом института национального государства, прима­том международного права над внутригосударственным, верховен­ством суверенитета личности, сокращением контрольных и ограни­чительных функций правительства. Государства вынуждены все бо­лее считаться с международными правительственными и неправи­тельственными организациями и институтами, с одной стороны, и с собственными регионами, с другой. Тем самым происходит "размы­вание" государственного суверенитета. При этом "открытие" межго­сударственных границ сопровождается активизацией надгосударственных и негосударственных институтов в мировой политике.

Современное государство определяется (В. Е. Чиркин) как обусловленная социальной асимметрией общества и необходимостью общих дел универсальная политическая организация, дейст­вующая на основе административно-территориального деления и гражданства, осуществляющая с помощью специализированного аппарата управление, арбитрирование и легализованное принужде­ние. Современное государство несет на себе отпечатки свойств современного человека, среди которых присутствуют активность, рациональность, автономность, открытость в отношении смены исторических возможностей и притязаний.


В отличие от современного государства досовременное государ­ство отягощено прежними представлениями о роли государства, его институтах и функциях. Для него характерен непрофессионализм бюрократии, низкая легитимность институтов государства, функцио­нальная перегруженность, неспособность эффективно использовать имеющиеся ресурсы и т. д. Современное государство способно не только провозглашать и оформлять права и свободы человека, но и реально их обеспечивать. Проблема преодоления несовременных черт государства для Украины имеет принципиальное значение, с учетом политической ориентации на объединенную Европу.

Современное государство — это инструмент политической рацио­нальности, способный обеспечить равновесие между государством и обществом. Между тем авторитет государства поддерживать весьма сложно в связи с ростом ожиданий по отношению к государству и рос­том притязаний к нему со стороны индивидов. В условиях усиливаю­щейся персонализации способ подчинения человека органам государ­ственной власти остается прежним, поскольку используется политичес­кая социализация, которая в значительной мере нивелирует индивидов и вызывает протест.

75. Государственная власть. Единство и разделение властей

Власть является универсальным механизмом интеграции и упо­рядочения поведения людей. В первую очередь она представлена государством, его ресурсами. Вместе с тем власть многолика, выс­тупает в самых разных отношениях, где взаимодействуют субъекты власти (государство, его институты, политические элиты и лидеры, политические партии, группы давления), объекты власти (индиви­ды, социальные группы, классы, общество). Уже отсюда следует, что понятие политическая власть шире понятия государственная власть. Многообразны источники власти — это авторитет, сила, престиж, закон, богатство, знание, харизма, тайна, интерес и т. д.

Взаимодействие в системе государственной власти выражается формулой "властвующий и подвластный". В зависимости от отноше­ния к существующей власти подвластные находятся либо в состоя­нии зависимости, либо в состоянии автономии. Автономия во власт­ном отношении это отсутствие зависимости, но наличие контроля. Отношение к власти выражается через триаду: легитимность влас­ти, легальность власти и законность власти. Согласие принимать власть, ее поддержка народом выражается в категории "

легитим­ность власти". Легитимная власть создает состояние доверия между правительством и народом, такой власти прощаются ошибки, она способна принимать непопулярные решения и может рассчитывать на поддержку. Легальность власти означает право на применение насилия. Легальность власти создает условия для повиновения за­конам. Законность власти вытекает из ее легитимности и легально­сти и выражена в праве. С другой стороны, законодательное офор­мление существующей власти это и легализация власти, и легити­мация власти. Таким образом существует круговая зависимость между законной, легитимной и легальной властью.

Многомерная природа государственной власти может быть рас­крыта через основные свойства государственной власти: верховен­ство, единство, универсальность, общеобязательную принудитель­ность. В этом плане государственная власть может быть охаракте­ризована от пределов ее могущества (сильная государственная власть) до пределов ее слабости (слабая государственная власть). Вопрос об эффективной и неэффективной государственной власти связан как с целями власти, так и с различием между действительной и потенциальной государственной властью Поскольку отношения государственной власти и государственного управления неразрывно связаны между собой, то от эффективности государственного управления во многом зависит оценка существующей власти в качестве действенной и эффективной

Поскольку всякая государственная власть склонна к концентра­ции и самовозрастанию, обществом используются приемы преодоле­ния этих негативных тенденций Среди них наибольшую известность получил принцип разделения властей. В соответствии с этим принци­пом государственная власть разделяется на законодательную, испол­нительную и судебную, каждая из которых обладает строго опреде­ленными полномочиями, функциями, целями и ограничена в возмож­ностях воздействия на другую власть. Организация государственной власти не сводится к разделению властей, а включает в себя и сотрудничество этих властей. Это важно подчеркнуть, поскольку проблема организации власти выходит также на проблему ее разгра­ничения между центральной властью, региональной властью и мест­ной властью

76. Типология государства. Формационный и цивилизационный подходы к типологии государства.

Дошедшее до наших дней классическое учение о формах госу­дарства с разделением на монархию (единоличное господство), ари­стократию (господство элиты) и политеи (непосредственная демок­ратия народа) представляло эти формы как хороший тип государ­ства, в противоположность которым плохой тип: тирания (деспотия единоличного правителя), олигархия (господство богатеев), демо­кратия (господство черни), — свидетельствовали о вырождении хо­роших
форм государства, а смена этих форм происходила как бы по кругу. В дальнейшем представление о цикличном изменении формы государства было заменено идеями прогрессивного развития форм государства При этом классическое тройственное деление форм государства уступает место различению таких форм, как мо­нархия и республика Можно отметить, что в таком разграничении уже снимается вопрос о хороших и плохих типах государства Для нашего времени альтернативная пара "монархия и республика" мало что значит в оценке степени государственного деспотизма и свободы граждан, где на первый план выступает характер государственного контроля и вмешательство в систему общественных отношений со стороны государства, обеспечение принципа суверенности индиви­да В этой связи могут быть выделены такие типы государства, как государство-учреждение и государство-корпорация. Государство-учреждение строится сверху вниз В нем реализуется принцип опеки над людьми, что придает политическому строю авторитарный харак­тер Государство-учреждение часто называют патерналистским го­сударством Другим типом выступает государство-корпорация Оно строится снизу вверх, основано на голосовании и формируется из самостоятельных суверенных индивидов Существование этих ти­пов государства определяется уровнем правосознания народа Толь­ко зрелое правосознание народа приводит к становлению такого типа государства, как государство-корпорация

При характеристике современного государства часто используется деление государств на демократию и автократию. При таком подхо­де демократия фактически отождествляется с конституционным го­сударством, которое может быть и республикой, и монархией, где по-разному проведен принцип разделения властей, используются в соответствии с традициями представительная и непосредственная демократия Автократическое государство является антиподом кон­ституционного государства как самозванное господство отдельного человека или группы

Из других оснований для типологии важно выделить различение государств на единые (унитарные) и федеративные государства, по принципу соотношения между государством и правом различаются правовое государство и этатистское государство, по принципам фи­нансирования государства делятся на бюрократические и налоговые государства


Разнообразие типов и форм государства связано с условиями су­ществования государства, размерами его территории, количеством населения, биологическим, психологическим и социальным составом этого населения Как показывает история развития государств, не существует тенденций перехода от монархии к республикам, смены правления меньшинства на правление большинства, перехода от авторитаризма к демократии, исчезновения политического неравенства

77. Понятие механизма государства. Механизм государства и государственный аппарат

Институциональная характеристика государства связана с рас­смотрением его в качестве определенной целостности, выделенной из социальной среды, организованной системы разнообразных орга­нов и учреждений, находящихся во взаимной зависимости друг от друга, то есть того, что именуется механизмом государства. Меха­низм государства может быть построен по принципу жесткой централизации, когда иерархия государственной власти расположе­на по одной вертикали (монистическая власть), либо по принципу децентрализации или разделения властей, когда вертикальный столб государственной власти включает опоры, которые создают условия для большей демократизации, начиная с процессов форми­рования государственной власти до осуществления установленных законом полномочий (плюралистическая власть).

Для современных государств принцип разделения властей выс­тупает в качестве определяющего в организации механизма госу­дарства. Иногда в качестве самостоятельной ветви в механизме государства выделяется конт­рольная власть. Не исключено, что в перспективе развития меха­низма государства это направление государственной деятельности получит свое законодательное, организационное и материальное обеспечение. Важнейшие черты механизма государства раскрываются посредством составляющих его звеньев, которые именуются органами государства Органы государства обладают специфической структурой, на делены властными полномочиями (компетенцией) и осуществляют своеобразную государственную деятельность

Как структурная единица государственный орган существует лишь постольку, поскольку его наличие оформлено конституцией или законом. Органы государства включают особую категорию лю­дей, находящихся на государственной службе и именуемых государственными служащими. Компетен­ция государственного органа, то есть совокупность представленных ему прав и возложенных на него обязанностей, обусловлена конк­ретной задачей, ради осуществления которой и создан орган госу­дарства. В соответствии с этой компетенцией государственные органы наделены правом издавать акты (документы) правового зна­чения. Обязательность исполнения правовых актов, в частности, достигается возможностью примене­ния мер принуждения.