Файл: 1. Система юриспруденции. Развитие традиционных юридических наук. Новые сферы юриспруденции.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 225
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
По существу деление суверенитета на внешний и внутренний сегодня отображает связь между фактом существования государственной власти и ее внешним признанием. При этом суверенитет факта государственной власти частное дело существующего режима, в то время как суверенитет признания — это проблема международного сообщества или других государств. В современных государствах все чаще не только дискутируется, но и официально признается проблема суверенитета личности как возможности международных институтов обеспечить защиту прав человека от посягательств государства
74. Современное и досовременное государство
Современное государство предстает в виде управленческой системы, эффективность которой во многом обусловлена тем, как она спроектирована. При этом для западного варианта развития государства показательна смена идеи территории в качестве рамок госстроительства на технологизацию, являющуюся определяющим фактором, превращающим территорию во второстепенный природный ресурс.
Сегодня складывается транснациональный мир, который характеризуется кризисом института национального государства, приматом международного права над внутригосударственным, верховенством суверенитета личности, сокращением контрольных и ограничительных функций правительства. Государства вынуждены все более считаться с международными правительственными и неправительственными организациями и институтами, с одной стороны, и с собственными регионами, с другой. Тем самым происходит "размывание" государственного суверенитета. При этом "открытие" межгосударственных границ сопровождается активизацией надгосударственных и негосударственных институтов в мировой политике.
Современное государство определяется (В. Е. Чиркин) как обусловленная социальной асимметрией общества и необходимостью общих дел универсальная политическая организация, действующая на основе административно-территориального деления и гражданства, осуществляющая с помощью специализированного аппарата управление, арбитрирование и легализованное принуждение. Современное государство несет на себе отпечатки свойств современного человека, среди которых присутствуют активность, рациональность, автономность, открытость в отношении смены исторических возможностей и притязаний.
В отличие от современного государства досовременное государство отягощено прежними представлениями о роли государства, его институтах и функциях. Для него характерен непрофессионализм бюрократии, низкая легитимность институтов государства, функциональная перегруженность, неспособность эффективно использовать имеющиеся ресурсы и т. д. Современное государство способно не только провозглашать и оформлять права и свободы человека, но и реально их обеспечивать. Проблема преодоления несовременных черт государства для Украины имеет принципиальное значение, с учетом политической ориентации на объединенную Европу.
Современное государство — это инструмент политической рациональности, способный обеспечить равновесие между государством и обществом. Между тем авторитет государства поддерживать весьма сложно в связи с ростом ожиданий по отношению к государству и ростом притязаний к нему со стороны индивидов. В условиях усиливающейся персонализации способ подчинения человека органам государственной власти остается прежним, поскольку используется политическая социализация, которая в значительной мере нивелирует индивидов и вызывает протест.
75. Государственная власть. Единство и разделение властей
Власть является универсальным механизмом интеграции и упорядочения поведения людей. В первую очередь она представлена государством, его ресурсами. Вместе с тем власть многолика, выступает в самых разных отношениях, где взаимодействуют субъекты власти (государство, его институты, политические элиты и лидеры, политические партии, группы давления), объекты власти (индивиды, социальные группы, классы, общество). Уже отсюда следует, что понятие политическая власть шире понятия государственная власть. Многообразны источники власти — это авторитет, сила, престиж, закон, богатство, знание, харизма, тайна, интерес и т. д.
Взаимодействие в системе государственной власти выражается формулой "властвующий и подвластный". В зависимости от отношения к существующей власти подвластные находятся либо в состоянии зависимости, либо в состоянии автономии. Автономия во властном отношении это отсутствие зависимости, но наличие контроля. Отношение к власти выражается через триаду: легитимность власти, легальность власти и законность власти. Согласие принимать власть, ее поддержка народом выражается в категории "
легитимность власти". Легитимная власть создает состояние доверия между правительством и народом, такой власти прощаются ошибки, она способна принимать непопулярные решения и может рассчитывать на поддержку. Легальность власти означает право на применение насилия. Легальность власти создает условия для повиновения законам. Законность власти вытекает из ее легитимности и легальности и выражена в праве. С другой стороны, законодательное оформление существующей власти это и легализация власти, и легитимация власти. Таким образом существует круговая зависимость между законной, легитимной и легальной властью.
Многомерная природа государственной власти может быть раскрыта через основные свойства государственной власти: верховенство, единство, универсальность, общеобязательную принудительность. В этом плане государственная власть может быть охарактеризована от пределов ее могущества (сильная государственная власть) до пределов ее слабости (слабая государственная власть). Вопрос об эффективной и неэффективной государственной власти связан как с целями власти, так и с различием между действительной и потенциальной государственной властью Поскольку отношения государственной власти и государственного управления неразрывно связаны между собой, то от эффективности государственного управления во многом зависит оценка существующей власти в качестве действенной и эффективной
Поскольку всякая государственная власть склонна к концентрации и самовозрастанию, обществом используются приемы преодоления этих негативных тенденций Среди них наибольшую известность получил принцип разделения властей. В соответствии с этим принципом государственная власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную, каждая из которых обладает строго определенными полномочиями, функциями, целями и ограничена в возможностях воздействия на другую власть. Организация государственной власти не сводится к разделению властей, а включает в себя и сотрудничество этих властей. Это важно подчеркнуть, поскольку проблема организации власти выходит также на проблему ее разграничения между центральной властью, региональной властью и местной властью
76. Типология государства. Формационный и цивилизационный подходы к типологии государства.
Дошедшее до наших дней классическое учение о формах государства с разделением на монархию (единоличное господство), аристократию (господство элиты) и политеи (непосредственная демократия народа) представляло эти формы как хороший тип государства, в противоположность которым плохой тип: тирания (деспотия единоличного правителя), олигархия (господство богатеев), демократия (господство черни), — свидетельствовали о вырождении хороших
форм государства, а смена этих форм происходила как бы по кругу. В дальнейшем представление о цикличном изменении формы государства было заменено идеями прогрессивного развития форм государства При этом классическое тройственное деление форм государства уступает место различению таких форм, как монархия и республика Можно отметить, что в таком разграничении уже снимается вопрос о хороших и плохих типах государства Для нашего времени альтернативная пара "монархия и республика" мало что значит в оценке степени государственного деспотизма и свободы граждан, где на первый план выступает характер государственного контроля и вмешательство в систему общественных отношений со стороны государства, обеспечение принципа суверенности индивида В этой связи могут быть выделены такие типы государства, как государство-учреждение и государство-корпорация. Государство-учреждение строится сверху вниз В нем реализуется принцип опеки над людьми, что придает политическому строю авторитарный характер Государство-учреждение часто называют патерналистским государством Другим типом выступает государство-корпорация Оно строится снизу вверх, основано на голосовании и формируется из самостоятельных суверенных индивидов Существование этих типов государства определяется уровнем правосознания народа Только зрелое правосознание народа приводит к становлению такого типа государства, как государство-корпорация
При характеристике современного государства часто используется деление государств на демократию и автократию. При таком подходе демократия фактически отождествляется с конституционным государством, которое может быть и республикой, и монархией, где по-разному проведен принцип разделения властей, используются в соответствии с традициями представительная и непосредственная демократия Автократическое государство является антиподом конституционного государства как самозванное господство отдельного человека или группы
Из других оснований для типологии важно выделить различение государств на единые (унитарные) и федеративные государства, по принципу соотношения между государством и правом различаются правовое государство и этатистское государство, по принципам финансирования государства делятся на бюрократические и налоговые государства
Разнообразие типов и форм государства связано с условиями существования государства, размерами его территории, количеством населения, биологическим, психологическим и социальным составом этого населения Как показывает история развития государств, не существует тенденций перехода от монархии к республикам, смены правления меньшинства на правление большинства, перехода от авторитаризма к демократии, исчезновения политического неравенства
77. Понятие механизма государства. Механизм государства и государственный аппарат
Институциональная характеристика государства связана с рассмотрением его в качестве определенной целостности, выделенной из социальной среды, организованной системы разнообразных органов и учреждений, находящихся во взаимной зависимости друг от друга, то есть того, что именуется механизмом государства. Механизм государства может быть построен по принципу жесткой централизации, когда иерархия государственной власти расположена по одной вертикали (монистическая власть), либо по принципу децентрализации или разделения властей, когда вертикальный столб государственной власти включает опоры, которые создают условия для большей демократизации, начиная с процессов формирования государственной власти до осуществления установленных законом полномочий (плюралистическая власть).
Для современных государств принцип разделения властей выступает в качестве определяющего в организации механизма государства. Иногда в качестве самостоятельной ветви в механизме государства выделяется контрольная власть. Не исключено, что в перспективе развития механизма государства это направление государственной деятельности получит свое законодательное, организационное и материальное обеспечение. Важнейшие черты механизма государства раскрываются посредством составляющих его звеньев, которые именуются органами государства Органы государства обладают специфической структурой, на делены властными полномочиями (компетенцией) и осуществляют своеобразную государственную деятельность
Как структурная единица государственный орган существует лишь постольку, поскольку его наличие оформлено конституцией или законом. Органы государства включают особую категорию людей, находящихся на государственной службе и именуемых государственными служащими. Компетенция государственного органа, то есть совокупность представленных ему прав и возложенных на него обязанностей, обусловлена конкретной задачей, ради осуществления которой и создан орган государства. В соответствии с этой компетенцией государственные органы наделены правом издавать акты (документы) правового значения. Обязательность исполнения правовых актов, в частности, достигается возможностью применения мер принуждения.