Файл: Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета Математика.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 114
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
78
Примерная рабочая программа
Название
раздела (темы)
курса (число часов)
Основное содержание
Основные виды
деятельности обучающихся
Треугольники (22 ч)
Понятие о равных треугольниках и первичные представления о рав- ных (конгруэнтных) фигурах. Три признака равенства треугольни- ков. Признаки равенства прямоуголь- ных треугольников. Свойство ме- дианы прямоугольного треуголь- ника. Равнобедренные и равносторон- ние треугольники. Признаки и свойства равнобедренного треу- гольника. Против большей стороны треу- гольника лежит больший угол. Простейшие неравенства в геоме- трии. Неравенство треугольника. Неравенство ломаной. Прямоугольный треугольник с углом в 30
.
Первые понятия о доказатель- ствах в геометрии
Распознавать
пары равных треугольников на готовых чертежах (с указанием признаков). Выводить
следствия (равенств соответствую- щих элементов) из равенств треугольников. Формулировать
определения: остроугольного, тупоугольного, прямоугольного, равнобедрен- ного, равностороннего треугольников; биссек- трисы, высоты, медианы треугольника; сере- динного перпендикуляра отрезка; периметра треугольника. Формулировать
свойства и признаки равнобе- дренного треугольника
.
Строить
чертежи,
решать задачи
с помощью на- хождения равных треугольников. Применять
признаки равенства прямоугольных треугольников в задачах. Использовать
цифровые ресурсы
для
исследо-
вания
свойств изучаемых фигур.
Знакомиться с историей
развития геометрии
Параллельные прямые, сумма углов треугольника (14 ч)
Параллельные прямые, их свой- ства, Пятый постулат Евклида. Накрест лежащие, соответствен- ные и односторонние углы (обра-
Формулировать понятие
параллельных пря- мых,
находить
практические примеры.
Изучать
свойства углов, образованных при пе- ресечении параллельных прямых секущей.
Продолжение
МАТЕМАТИКА. 5—9 классы
79
зованные при пересечении парал- лельных прямых секущей). Признак параллельности прямых через равенство расстояний от то- чек одной прямой до второй пря- мой. Сумма углов треугольника и мно- гоугольника. Внешние углы треугольника
Проводить доказательства
параллельности двух прямых с помощью углов, образованных при пересечении этих прямых третьей прямой. Вычислять
сумму углов треугольника и много- угольника. Находить
числовые и буквенные значения углов в геометрических задачах с использовани- ем теорем о сумме углов треугольника и много- угольника. Знакомиться с историей
развития геометрии
Окружность и круг. Геометрические построения (14 ч)
Окружность, хорды и диаметры, их свойства. Касательная к окруж- ности. Окружность, вписанная в угол. Понятие о ГМТ, применение в задачах. Биссектриса и середин- ный перпендикуляр как геоме- трические места точек. Окружность, описанная около треугольника. Вписанная в треу- гольник окружность. Простейшие задачи на построение
Формулировать определения
: окружности, хор- ды, диаметра и касательной к окружности.
Из-
учать
их свойства, признаки,
строить
чертежи.
Исследовать,
в том числе
используя цифровые
ресурсы
: окружность, вписанную в угол; центр окружности, вписанной в угол; равенство отрез- ков касательных. Использовать метод
ГМТ для доказательства теорем о пересечении биссектрис углов треу- гольника и серединных перпендикуляров к сто- ронам треугольника с помощью ГМТ. Овладевать понятиями
вписанной и описанной окружностей треугольника,
находить
центры этих окружностей. Решать
основные
задачи на построение
: угла, равного данному; серединного перпендикуляра данного отрезка; прямой, проходящей через данную точку и перпендикулярной данной пря- мой; биссектрисы данного угла; треугольников по различным элементам. Знакомиться с историей
развития геометрии
80
Примерная рабочая программа
Название
раздела (темы)
курса (число часов)
Основное содержание
Основные виды
деятельности обучающихся
Повторение, обоб- щение знаний (4 ч)
Повторение и обобщение основ- ных понятий и методов курса 7 класса
Решать задачи
на повторение, иллюстрирую- щие связи между различными частями курса
8 класс (не менее 68 ч)
Название
раздела (темы)
курса (число часов)
Основное содержание
Основные виды
деятельности обучающихся
Четырёхугольники (12 ч)
Параллелограмм, его признаки и свойства. Частные случаи парал- лелограммов (прямоугольник, ромб, квадрат), их признаки и свойства. Трапеция. Равнобокая и прямоугольная трапеции. Удвоение медианы. Центральная симметрия
Изображать и находить
на чертежах четырёх- угольники разных видов и их элементы. Формулировать определения:
параллелограмма,
прямоугольника, ромба, квадрата, трапеции,
равнобокой трапеции, прямоугольной трапеции. Доказывать и использовать при решении задач признаки и свойства: параллелограмма, прямо- угольника, ромба, квадрата, трапеции, равно- бокой трапеции, прямоугольной трапеции. Применять метод
удвоения медианы треуголь- ника. Использовать
цифровые ресурсы для исследо- вания свойств изучаемых фигур. Знакомиться с историей
развития геометрии
Продолжение
МАТЕМАТИКА. 5—9 классы
81
Теорема Фалеса и теорема о про- порциональных отрезках, подоб- ные треугольники (15 ч)
Теорема Фалеса и теорема о про- порциональных отрезках. Средняя линия треугольника. Трапеция, её средняя линия. Пропорциональные отрезки, по- строение четвёртого пропорцио- нального отрезка. Свойства центра масс в треуголь- нике. Подобные треугольники. Три признака подобия треугольников. Практическое применение
Проводить построения
с помощью циркуля и линейки с использование теоремы Фалеса и те- оремы о пропорциональных отрезках,
строить
четвёртый пропорциональный отрезок. Проводить доказательство
того, что медианы треугольника пересекаются в одной точке, и
на-
ходить
связь с центром масс,
находить
отноше- ние, в котором медианы делятся точкой их пере- сечения.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Находить
подобные треугольники на готовых чертежах с указанием соответствующих призна- ков подобия. Решать задачи
на подобные треугольники с по- мощью самостоятельного построения чертежей и нахождения подобных треугольников. Проводить доказательства
с использованием признаков подобия. Доказывать
три признака подобия треугольни- ков. Применять
полученные знания при решении геометрических и практических задач.
Знакомиться с историей
развития геометрии
Площадь. Нахождение площадей треугольников и многоугольных фигур. Площади подобных фигур (14 ч)
Понятие об общей теории пло- щади. Формулы для площади треуголь- ника, параллелограмма. Отноше- ние площадей треугольников с общим основанием или общей высотой.
Овладевать первичными представлениями
об общей теории площади (меры),
формулировать
свойства площади, выяснять их наглядный смысл. Выводить
формулы площади параллелограмма, треугольника, трапеции из формулы площади прямоугольника (квадрата).
82
Примерная рабочая программа
Название
раздела (темы)
курса (число часов)
Основное содержание
Основные виды
деятельности обучающихся
Вычисление площадей сложных фигур через разбиение на части и достроение. Площади фигур на клетчатой бу- маге. Площади подобных фигур. Вы- числение площадей. Задачи с практическим содержанием. Ре- шение задач с помощью метода вспомогательной площади
Выводить
формулы площади выпуклого четырёх- угольника через диагонали и угол между ними. Находить
площади фигур, изображённых на клетчатой бумаге,
использовать
разбиение на части и достроение. Разбирать примеры
использования вспомога- тельной площади для решения геометрических задач. Находить
площади подобных фигур.
Вычислять
площади различных многоугольных фигур. Решать задачи
на площадь с практическим со- держанием
Теорема Пифагора и начала тригонометрии (10 ч)
Теорема Пифагора, её доказатель- ство и применение. Обратная тео- рема Пифагора. Определение тригонометрических функций острого угла, тригономе- трические соотношения в прямо- угольном треугольнике. Основное тригонометрическое тождество. Соотношения между сторонами в прямоугольных треугольниках с углами в 45
и 45
; 30
и 60
Доказывать
теорему Пифагора,
использовать
её в практических вычислениях. Формулировать
определения тригонометриче- ских функций острого угла,
проверять
их кор- ректность. Выводить
тригонометрические соотношения в прямоугольном треугольнике. Исследовать
соотношения между сторонами в прямоугольных треугольниках с углами в 45° и 45°; 30° и 60°. Использовать
формулы приведения и основное тригонометрическое тождество для нахождения
Продолжение
МАТЕМАТИКА. 5—9 классы
83
соотношений между тригонометрическими функ- ц иями различных острых углов.
Применять
полученные знания и умения при решении практических задач. Знакомиться с историей
развития геометрии
Углы в окружно- сти. Вписанные и описанные четырехугольники. Касательные к окружности. Касание окружно- стей (13 ч)
Вписанные и центральные углы, угол между касательной и хордой. Углы между хордами и секущи- ми. Вписанные и описанные четырёх- угольники, их признаки и свой- ства. Применение этих свойств при решении геометрических за- дач. Взаимное расположение двух окружностей. Касание окружно- стей
Формулировать
основные определения, связан- ные с углами в круге (вписанный угол, цен- тральный угол). Находить
вписанные углы, опирающиеся на од- ну дугу,
вычислять
углы с помощью теоремы о вписанных углах, теоремы о вписанном четы- рёхугольнике, теоремы о центральном угле. Исследовать,
в том числе с помощью цифровых ресурсов, вписанные и описанные четырёх- угольники,
выводить
их свойства и признаки.
Использовать
эти свойства и признаки при ре- шении задач
Повторение, обоб- щение знаний (4 ч)
Повторение основных понятий и методов курсов 7 и 8 классов, обобщение знаний
Решать задачи
на повторение, иллюстрирую- щие связи между различными частями курса
84
Примерная рабочая программа
9 класс (не менее 68 ч)
Название
раздела (темы)
курса (число часов)
Основное содержание
Основные виды
деятельности обучающихся
Тригонометрия. Теоремы косину- сов и синусов. Решение треуголь- ников (16 ч)
Определение тригонометрических функций углов от 0
до 180
.
Косинус и синус прямого и тупого угла. Теорема косинусов. (Обоб- щённая) теорема синусов (с ради- усом описанной окружности). На- хождение длин сторон и величин углов треугольников. Формула площади треугольника через две стороны и угол между ними. Формула площади четы- рёхугольника через его диагонали и угол между ними. Практическое применение дока- занных теорем
Формулировать определения
тригонометриче- ских функций тупых и прямых углов. Выводить
теорему косинусов и теорему синусов
(с радиусом описанной окружности). Решать
треугольники.
Решать
практические задачи, сводящиеся к на- хождению различных элементов треугольника
Преобразование подобия. Метриче- ские соотношения в окружности (10 ч)
Понятие о преобразовании подо- бия. Соответственные элементы подоб- ных фигур. Теорема о произведении отрезков хорд, теорема о произведении от- резков секущих, теорема о ква- драте касательной. Применение в решении геометрических задач
Осваивать понятие
преобразования подобия.
Исследовать
отношение линейных элементов фигур при преобразовании подобия.
Находить
примеры подобия в окружающей действитель- ности. Выводить
метрические соотношения между от- резками хорд, секущих и касательных с исполь- зованием вписанных углов и подобных треу- гольников.
МАТЕМАТИКА. 5—9 классы
85
Решать
геометрические задачи и задачи из ре- альной жизни с использованием подобных тре- угольников
Векторы (12 ч)
Определение векторов, сложение и разность векторов, умножение вектора на число. Физический и геометрический смысл векторов. Разложение вектора по двум не- коллинеарным векторам. Коорди- наты вектора. Скалярное произведение векто- ров, его применение для нахожде- ния длин и углов. Решение задач с помощью векто- ров. Применение векторов для реше- ния задач кинематики и механи- ки
Использовать
векторы как направленные отрез- ки,
исследовать
геометрический (перемещение) и физический (сила) смыслы векторов. Знать определения
суммы и разности векторов, умножения вектора на число,
исследовать
гео- метрический и физический смыслы этих опера- ций. Решать
геометрические задачи с использовани- ем векторов. Раскладывать
вектор по двум неколлинеарным векторам. Использовать
скалярное произведение векто- ров,
выводить
его основные свойства.
Вычислять
сумму, разность и скалярное произ- ведение векторов в координатах. Применять
скалярное произведение для нахож- дения длин и углов
Декартовы коорди- наты на плоскости
(9 ч)
Декартовы координаты точек на плоскости. Уравнение прямой. Угловой коэф- фициент, тангенс угла наклона, параллельные и перпендикуляр- ные прямые. Уравнение окружности. Нахожде- ние координат точек пересечения окружности и прямой.
Осваивать понятие
прямоугольной системы ко- ординат, декартовых координат точки. Выводить
уравнение прямой и окружности.
Вы-
делять
полный квадрат для нахождения центра и радиуса окружности по её уравнению. Решать задачи
на нахождение точек пересече- ния прямых и окружностей с помощью метода координат.
86
Примерная рабочая программа
Название
раздела (темы)
курса (число часов)
Основное содержание
Основные виды
деятельности обучающихся
Метод координат при решении геометрических задач. Использование метода координат в практических задачах
Использовать
свойства углового коэффициента прямой при решении задач, для определения расположения прямой. Применять
координаты при решении геометри- ческих и практических задач, для построения математических моделей реальных задач («ме- тод координат»). Пользоваться
для построения и исследований цифровыми ресурсами. Знакомиться с историей
развития геометрии
Правильные многоугольники. Длина окружности и площадь круга. Вычисление пло- щадей (8 ч)
Правильные многоугольники, вычисление их элементов. Число π
и длина окружности. Длина ду- ги окружности. Радианная мера угла. Площадь круга и его элементов (сектора и сегмента). Вычисление площадей фигур, включающих элементы круга
Формулировать
определение правильных мно- гоугольников,
находить
их элементы.
Пользоваться
понятием длины окружности, введённым с помощью правильных многоуголь- ников,
определять
число
π
, длину дуги и ради- анную меру угла. Проводить переход
от радианной меры угла к градусной и наоборот. Определять
площадь круга.
Выводить формулы
(в градусной и радианной мере) для длин дуг, площадей секторов и сег- ментов. Вычислять
площади фигур, включающих эле- менты окружности (круга). Находить
площади в задачах реальной жизни
Продолжение