Файл: Психологическая подготовка в волейболе.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
свойств личности спортсменов. Однако в коллективах, где тренеры уделяют недостаточное внимание воспитательной работе, нередко выделяются волейболисты, неплохо осво­ившие игровые навыки, но неустойчивые в моральном отно­шении. Они порой оказывают отрицательное влияние на кол­лектив. Следует всегда помнить, что моральное состояние во­лейбольной команды находится в прямой зависимости от характера как игровых, так и личностных взаимоотношений внут­ри команды. Чувство коллективизма, товарищеские взаимо­отношения и помощь, сплоченность спортсменов - необходи­мое условие успешных выступлений команды. Поэтому трене­ру по волейболу особое внимание следует уделять вопросам межличностных взаимоотношений, комплектованию команды

Развитие волевых качеств. Большое напряжение вни­мания, сложность двигательных навыков, острая соревнова­тельная борьба, лимит времени и вообще вся волейболь­ная деятельность требуют от спортсмена большого напря­жения воли. Волевые качества волейболистов проявляются в действиях, направленных на преодоление трудностей оп­ределяемых спецификой данного вида спорта.

Чтобы развивать те или иные волевые качества необхо­димо учитывать конкретные ситуации, с которыми сталки­вается спортсмен в процессе подготовки

Существует два вида трудностей - объективные и субъек­тивные. Объективные трудности обусловлены особенностя­ми игры в волейбол, а субъективные - связаны с особен­ностями личности спортсмена.

Волевая подготовка - это сложный и длительный про­цесс. Основным и необходимым условием развития воле­вых качеств у волейболистов является систематическое вы­полнение в процессе учебно-тренировочных занятий упраж­нении, требующих приложения волевых усилий.
Основные волевые качества, которыми должен обладать волейболист:

  • целеустремленность и настойчивость;

  • выдержка и самообладание;

  • решительность и смелость;

- инициативность и дисциплинированность Целеустремленность и настойчивость. Эти качества вы­ражаются в ясном осознании целей и задач, стоящих пе­ред волейболистами, в активном и неуклонном стремлении к повышению спортивного мастерства, в трудолюбии

Выдержка и самообладание. Эти качества выражаются в преодолении отрицательных эмоциональных состояний
(чрезмерная возбудимость, растерянность, подавленность и т.п.) для предупреждения утомления.

Решительность и смелость. Эти качества выражаются в способности своевременно находить и принимать обдуман­ные решения в ответственные моменты игры и без колеба­ния приводить их в исполнение. Смело, не боясь принять на себя ответственность, вступить в единоборство. Активно дей­ствовать во имя достижения цели в опасных и ответствен­ных ситуациях.

Инициативность и дисциплинированность. Эти качества выражаются в способности спортсмена вносить в игру твор­чество, инициативу. Игрок, обладающий инициативностью, является организатором, ведет за собой команду. Дисцип­линированность выражается в умении подчинять свои дей­ствия задачам коллектива. Обязательная дисциплина пред­полагает не слепое подчинение по принуждению, а добро­вольное подчинение на основе осознания необходимости выполнения своего долга.

Волевые качества неразрывно связаны и взаимно обус­ловлены. Не у всех волейболистов волевые качества раз­виты равномерно. Процесс формирования этих качеств не должен происходить стихийно, им надо управлять. Поэто­му чем правильней будет организован тренировочный про­цесс и чем лучше будет поставлена воспитательная рабо­та, тем успешнее будут формироваться волевые качества волейболистов.

Развитие процессов восприятия. Умение видеть как можно больше игроков, их положение и перемещение по площадке, непрерывное движение мяча, умение ориентиро­ваться в сложных игровых условиях - важнейшие качества волейболистов. Это, прежде всего связано с развитием оп­ределенных особенностей зрительных восприятий. Игровая деятельность волейболистов требует, чтобы у них было вы­сокоразвитое периферическое зрение (т.е. большой объем поля зрения). В волейболе многие действия и приемы, например блокирование, приходится совершать на основе периферического зрения. Развитое периферическое зрение в волейболе является основой тактического мастерства спортсменов.

Ограниченный объем поля зрения приводит к тому, что спортсмен не использует благоприятные ситуации для развития атаки, принимает неправильные решения, чем созда­ет условия для успешных действий противника.



Наблюдения показали, что у волейболистов в результате систематической тренировки происходит значительное рас­ширение границ поля зрения, которое намного превышает средние показатели объема поля зрения представителей других видов спорта (табл. 14).

Измерения, проведенные у волейболистов в состоянии нахождения в спортивной форме и в состоянии нетрениро­ванности,
  1   2   3

Объем поля зрения у спортсменов различных видов спорта


Группы обследо­ванных

Направление (в градусах)

наружу

внутрь

кверху

книзу

кверху наружу

кверху внутрь

книзу на­ружу

книзу внутрь

Волейболисты

100

66

63

81

95

69

99

57

Футболисты

100

61

58

75

68

62

90

53

Боксеры

100

58

45

72

58

48

90

56

Лыжники

195

80

49

75

62

53

90

55


Правильное и своевременное выполнение того или ино­го технического приема тесно связано со способностью точно оценивать расстояние между движущимися игроками и мя­чом. От своевременного и точного определения расстояния зависит правильный выход игрока к мячу; от точного опре­деления расстояния до партнера по команде и до сетки
зависит точность, направление и траектория передачи мяча. Мастерство волейболистов во многом зависит от точности глазомера (глубинное зрение).

Многочисленные исследования показывают, что волейбол способствует развитию глазомера. Так, у волейболистов точ­ность глубинного зрения оказалась в 2-2,5 раза лучше, чем, например, у гимнастов, пловцов или борцов. У волейболис­тов, выполняющих различные игровые функции в команде, точность глазомера различна. Например, у связующих точ­ность глубинного зрения значительно выше, чем у напада­ющих. При этом точность глазомера при восприятии уда­ляющегося мяча (т.е. в момент передачи) у них более чем в 2 раза выше, чем у нападающих.

Точность глазомера, так же, как и периферическое зре­ние, находится в прямой зависимости от состояния трени­рованности. Так, в состоянии спортивной формы точность глазомера у волейболистов в среднем выше на 40-45%, чем в состоянии нетренированности. Пропуск тренировочных за­нятий в 2-3 недели приводит к ухудшению точности глазо­мера на 20-30%. Вот почему иногда тренеры не могут объяс­нить причины ухудшения игры спортсмена, который пропус­тил несколько занятий, хотя какого-либо ухудшения физи­ческих качеств и выполнения технических приемов у него не наблюдается.

Поскольку периферическое зрение и точность глазоме­ра имеют в волейболе большое значение, различные при­емы и упражнения для развития данных зрительных воспри­ятий должны занять достойное место в учебно-тренировочной работе.

Занятия и игра должны всегда проходить в нормальных условиях дневного и электрического освещения. При недо­статочном или чрезмерном освещении происходит перенап­ряжение мышц глаз. В результате глазное яблоко деформируется и принимает удлиненную форму (одна из причин развития близорукости), что приводит к значительному су­жению объема поля зрения и, особенно к ухудшению точно­сти глазомера.

Немаловажно и влияние цвета на психику человека. Пси­хофизиологическая функция цвета - обеспечение наиболее благоприятных условий зрительного восприятия, снижение утомления, улучшение освещенности. Различные цвета нео­динаково воспринимаются глазом, поэтому зрительное вос­приятие меняется в зависимости от цвета. Лучше других вос­принимаемся белый цвет, затем желтый и зеленый. При