Файл: Психологическая подготовка в волейболе.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
длительном восприятии темных цветов (красного, фиолето­вого, синего) утомление наступает быстрее. Цвет вызывает впечатление теплоты или холода, создает иллюзии изме­нения длины, ширины или высоты помещения, разницы веса предметов.

Цветовое оформление связано с его эмоциональным воз­действием и благоприятным влиянием на нервную систему человека. При монотонной работе полезна окраска стен в яркие, бодрящие тона. При работе, требующей напряжен­ного внимания, целесообразен спокойный цвет.

Главное требование развития точности глазомера - как можно больше в тренировках варьировать дистанции при пе­редачах, подачах, различных нападающих ударах и т.п. Для этого необходимо выполнять передачи на разное расстоя­ние с различной скоростью и траекторией, различные пере­дачи при схождении и расхождении волейболистов, пода­чи мяча различными способами и с разных расстояний, на­падающие удары по сигналу тренера в различные зоны пло­щадки и т.д. Спортсмен должен постоянно приучать себя сле­дить за малейшими изменениями дистанции. Очень эффек­тивны упражнения с различными приспособлениями для фиксации определенной траектории полета мяча, а также игра в настольный теннис, футбол, баскетбол.

Для развития периферического зрения целесообразно ис­пользовать поочередный контроль периферическим зрени­ем то за мячом, то за партнером; различные передачи мяча в парах, тройках в движении между беспорядочно расстав­ленными на площадке различными предметами (скамейки, набивные мячи и т.п.); групповые упражнения в пере­дачах мяча: смотреть на одного партнера, а передачу мяча адресовать другому. Рекомендуется во время передачи мяча или нападающего удара контролировать мяч то централь­ным, то периферическим зрением; выполнять упражнения в парах, тройках двумя, тремя мячами со смещением вправо, влево, вперед, назад; выполнение упражнений со словес­ным сообщением (например, во время выполнения напада­ющего удара о номере зоны площадки, незащищенной иг­роками противника).

Восприятие движений. В восприятии движений (как це­лостного действия, приема, так и его отдельных частей) от­
ражаются различные их особенности и свойства, такие, как характер, форма, амплитуда, направление, продолжитель­ность, скорость и ускорение движения.

Выполнение любого технического приема в волейболе проходит под постоянным контролем сознания.

Одной из важных психологических особенностей двига­тельных навыков волейболистов является то, что спортсмен, выполняя те или иные приемы, например, передачу мяча, регулирует свои движения и мышечные усилия в связи с оценкой расстояния между игроками. Все это связано с вы­работкой зрительно-моторной координации, очень точных и дифференцированных пространственных, временных воспри­ятий и выполняемых движений.

Большое значение для волейболистов при выполнении технических приемов имеет тонкая дифференцировка мышечнодвигательных ощущений, которые имеют специализиро­ванный характер и являются специфичными для данного вида спорта.

Точность восприятия мышечных усилий кистей рук, кото­рое играет очень важную роль при выполнении основного технического приема - верхней передачи мяча, показало, что точность существенно изменяется в зависимости от со­стояния тренированности. Так, в состоянии спортивной фор­мы точность мышечно-двигательных усилий возрастает бо­лее чем в 2,5 раза по сравнению с данными в состоянии нетренированности. При этом точность дифференцировки у связующих игроков в 3 раза выше, чем у нападающих.

Игра в волейбол требует от каждого спортсмена макси­мальной скорости реагирования. Следовательно, деятель­ность волейболиста связана с готовностью выполнения от­ветных действий в условиях острого дефицита времени.

Все действия волейболистов проходят по механизму слож­ных реакций выбора и характеризуются не только быстро­той, но и точностью, своевременностью, как восприятия, так и ответного движения.

Время сложной реакции имеет большие колебания в за­висимости от состояния тренированности. В состоянии спортивной формы у волейболистов не только резко умень­шается время реагирования и точность, но и, что особенно важно, реакции становятся стабильными, что говорит о вы­сокой игровой надежности.

Следует отметить, что особенно заметно изменяется время реакции на периферические раздражители главным обра­зом у связующих игроков. Вероятно, их деятельность требу­

ет более быстрой и точной реакции на внезапно меняющу­юся игровую обстановку.

Для развития быстроты реакции необходимо выполнять большое количество скоростных упражнений, требующих бы­строго переключения с одного действия на другое, упраж­нений с различными неожиданными и нелогичными про­должениями, упражнений, в которых надо сокращать рас­стояния, увеличивать скорость и т.д.

Броски, быстрые перемещения, прыжки, неожиданные изменения направления движения, резкие рывки, падения, быстрые повороты головы при ориентировке - все это вы­зывает значительные сдвиги всех отделов вестибулярного аппарата.

Деятельность вестибулярного анализатора взаимосвяза­на с деятельностью других анализаторов, в частности, с мышечно-двигательным и зрительным, и его раздражения оказывают значительное влияние на психомоторные и сен­сорные процессы. Раздражение вестибулярного аппарата вызывает замедление скорости движения рук и ног, а так­же нарушение координированное™ движений, вызывает ухудшение зрительных восприятий до 30% и более, значи­тельно ухудшает интенсивность внимания и особенно устойчивость, распределение и переключение, что выражает­ся в увеличении числа ошибок.

Включение в занятия специальных упражнений для тре­нировки вестибулярного аппарата повысит эффективность игры в защите и точность второй передачи мяча. Однако тех упражнений, которые имеются в арсенале волейбола, недостаточно для повышения вестибулярной устойчивости спортсменов. Тренировка вестибулярного аппарата должна носить специфический характер. Об этом говорит тот факт, что технические приемы, осваиваемые на фоне раздраже­ния вестибулярного аппарата, нарушаются меньше, чем ос­ваиваемые в обычных условиях. Это один из примеров неиспользованных возможностей повышения спортивного мастерства волейболистов.

В тренировочном процессе для развития вестибулярной устойчивости используются сложнокоординационные упраж­нения, требующие при их выполнении активности занима­ющихся и противодействия неприятным субъективным ощу­щениям. Это различные виды акробатических и гимнасти­ческих упражнений, прыжки на батуте, различные враща­
тельные движения, всевозможные ускорения, мгновенные остановки и т.д. Однако наибольшее воздействие оказыва­ют те упражнения, которые включены в выполнение того или иного технического приема игры. Например, выполнение передачи мяча после кувырка или вращательного движе­ния, или после резкого ускорения вперед, назад, вправо, влево и т.п.

Специализированные восприятия. Специфические осо­бенности деятельности волейболистов способствуют разви­тию специфических качеств внимания, общения, восприятия, в результате чего у занимающихся волейболом появляется высокоразвитое специализированное восприятие. В основе этого восприятия лежит тонкая дифференцировка раздраже­ний, поступающих в различные анализаторы. Основную роль при этом играют мышечно-двигательные, зрительно-вести­булярные и слуховые ощущения. В волейболе имеются сле­дующие специализированные восприятия - «чувство мяча», «чувство сетки», «чувство площадки», «чувство времени», «чув­ство партнера».

Эти восприятия являются убедительным доказательством технического мастерства волейболистов и состояния их спортивной формы. Образуются же они в результате дли­тельной и систематической тренировочной работы.

Развитие внимания. Анализ игры в волейбол показыва­ет, что успешность технических и тактических действий во­лейболистов в значительной степени определяется высоким уровнем развития у них таких свойств внимания, как объем, интенсивность, устойчивость, распределение, переключение.

Волейболисту в процессе игровых действий приходится одновременно воспринимать большое количество объектов и их элементов, что и определяет объем его внимания. При­чем волейболист воспринимает в этих объектах малейшие детали, например, отдельные элементы движения противни­ка, его взгляд и т.д., что позволяет ему быстро и правиль­но организовать свои действия. Исследования показывают, что уже сами занятия волейболом способствуют развитию данного свойства внимания.

В волейболе бывают моменты, которые требуют очень напряженного внимания во время розыгрыша мяча и ос­лабления его в промежуточные периоды. Чем интенсивнее внимание, тем больше нервной энергии затрачивает спорт­
смен. Длительность игры, разнообразие тактических ситу­аций требуют высокой устойчивости внимания, сохранения способности к эффективной мобилизации его на протя­жении всего поединка, способности противостоять различ­ным отвлечениям.

Современный волейбол характеризуется высокой скоро­стью полета мяча, быстрым перемещением игроков, быст­рой и внезапной сменой игровых ситуаций - все это предъявляет высокие требования не только к объему, ин­тенсивности и устойчивости внимания, но и требует от спортсмена мгновенного переключения и широкого распре­деления внимания. Например, волейболист, принимая мяч, одновременно распределяет свое внимание между многи­ми моментами: определяет расстояние до мяча и игроков, следит за перемещением своих игроков и игроков против­ника, выбирает способ для передачи мяча и т.п. Количе­ство этих одновременно или последовательно протекающих

процессов может быть различно, так же, как и степень, их отчетливости. Все это характеризует распределение внима­ния. Кроме того, волейболисту во время игры приходится постоянно менять объекты, на которые направлено его вни­мание. Так, сделав передачу для нападающего удара, во­лейболист переключает свои действия (внимание) на стра­ховку. Например, только за одну секунду его внимание пе­реключается поочередно на 3-6 объектов.

Перечисленные качества внимания значительно изменя­ются в зависимости от состояния тренированности. Так, ме­сячный перерыв в занятиях снижает объем внимания на 25-30%, а это означает, что резко снижается арсенал такти­ческих действий. Для развития внимания надо приучать себя быть внимательным при любой работе и в разнообразных условиях, серьезно подходить к физической подготовке, так как недостаточная физическая подготовка приводит к быст­рому утомлению, а при быстром утомлении резко снижа­ется внимание. Объем внимания можно тренировать не только на учебно-тренировочных занятиях, но и, например, посмот­рев на витрину магазина, можно попытаться описать выс­тавленные там предметы и т.д.

Во время тренировки иногда полезно создавать волей­болисту такие условия, при которых необходимо одновре­менно воспринять несколько динамических или статических объектов, но не более 10.