Файл: Психологическая подготовка в волейболе.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Развитие интенсивности и устойчивости внимания спорт­смена в определенной степени связано с развитием его волевых качеств. Надо дисциплинировать себя, приучать даже в мелочах быть хозяином своих действий.

Для распределения и переключения внимания в трени­ровку волейболистов следует включать различные упражне­ния с несколькими мячами и всевозможными перемеще­ниями, упражнения, где требуется быстрое переключение внимания с одного объекта на другой, а также умение вы­делять наиболее важные объекты или действия.

Развитие тактического мышления, памяти, представ­ления и воображения. В тактических действиях волейбо­листов реализуется их творческое мышление, память, пред­ставление и воображение. В волейболе побеждает тот, кто

действует не по стандарту, кто обладает умением осу­ществлять тактические замыслы с учетом действий коман­ды противника, причем все это необходимо выполнять в ус­ловиях жесткого лимита времени и в состоянии сильного эмоционального возбуждения.

Для достижения победы в соревнованиях надо уметь при­менять, целесообразные методы спортивной борьбы, нахо­дить наиболее эффективные в данных условиях способы и приемы, применять неожиданные для соперников комбина­ции, создавать ситуации, благоприятные для своей команды.

В целях повышения тактического мастерства волейболи­стов необходимо развивать следующие способности:

  • наблюдательность - умение быстро и правильно под­мечать по ходу поединка важные моменты соревнователь­ной борьбы, быстро и правильно ориентироваться в слож­ной игровой обстановке;

  • сообразительность - умение быстро и правильно оце­нивать ситуации, учитывать их последствия;

  • инициативность - умение быстро самостоятельно при­менять эффективные тактические приемы;

  • предвидение - умение разгадывать тактические замыс­лы противника и предвидеть результаты как его, так и сво­их действий на площадке.

Развитие способности управлять своими эмоциями. Большая двигательная активность игроков, быстро меняю­щаяся игровая обстановка, чередование удач и неудач, фи­зическое напряжение, кроме того, влияние зрителей, актив­но выражающих свое отношение к тому, что происходит на
волейбольной площадке, - все это дает право считать во­лейбол эмоциональным видом спорта. Для процесса игры характерны не только ярко выраженные положительные и отрицательные эмоциональные состояния, интенсивность их переживания, но и то, что переменность успеха во время игры определяет резкую их смену.

Интенсивность эмоциональных состояний зависит от зна­чимости соревнований. В течение игры она неодинакова. Наиболее интенсивные эмоции проявляются в ответствен­ные моменты игры, особенно в конце партий.

Характер и содержание эмоциональных состояний оказывает большое влияние как на активность волейболистов в процессе учебно-тренировочных занятий, так и на эффек­тивность игровых действий. Самообладание и эмоциональ­ная устойчивость помогают волейболисту избегать излишних возбуждений во время тренировочных занятий и соревнова­ний, сохранять нужную координацию и точность движений, ясность тактической мысли и т.п.

В психологии спорта разработаны специальные приемы, которые могут применяться в целях:

  • снятия или снижения физического утомления и вос­становления спортивной работоспособности;

  • снятия или снижения нервного утомления и переутом­ления, связанного с эмоциональным перенапряжением во время тренировочных занятий и соревнований;

  • снятия или снижения неблагоприятных эмоциональных состояний перед соревнованием и во время игры и успо­коения при излишнем нервном возбуждении;

  • борьбы с бессонницей.

Обучение волейболистов приемам саморегуляции эмоцио­нальных состояний требует обычно не менее двух-трех меся­цев систематических занятий. Эффективность применения при­емов саморегуляции возможна лишь в том случае, если спорт­смен полностью овладел этими приемами как в процессе тре­нировочной, так и в соревновательной деятельности.

5.2. Особенности психологической подготовки к конкретным соревнованиям

Прогрессирующая острота соревновательной борьбы в современном спорте нередко сопровождается предельны­ми физическими и психическими напряжениями, выража­ющимися в состоянии тревоги, лихорадки или апатии, что в конечном счете приводит к нервным стрессам.

Психологическая подготовка волейболистов к предстоя­

щим соревнованиям осуществляется на базе общей психо­логической подготовки и связана с решением задач, по­ставленных перед спортсменом в данном конкретном сорев­новании. К их числу следует отнести:

1- Осознание игроками особенностей и задач предстоя­щей игры.

  1. Изучение конкретных условий предстоящих соревнова­ний (время и место игр, освещенность, температура и т.п.).

  2. Изучение сильных и слабых сторон противника и под­готовка к игровым действиям с учетом этих особенностей.

  3. Осознание и оценка своих собственных возможностей в настоящий момент.

  4. Преодоление отрицательных эмоций, вызванных пред­стоящей игрой.

  5. Формирование твердой уверенности в своих силах и возможностях выполнения поставленных задач в предстоя­щей игре.

Каждый волейболист испытывает перед игрой (да и во время поединка) сложные эмоционально-волевые состояния, которые оказывают как положительное, так и отрицатель­ное влияние на его спортивные действия, чем и обусловли­вается перестройка психологических и физиологических про­цессов в его организме. Одни волейболисты испытывают эмоциональный подъем, уверенность в своих силах, что по­вышает готовность организма к выполнению предстоящих игровых действий. У других игроков возникают пере­возбуждение или апатия, неуверенность, боязнь поражения, что снижает готовность организма и возможности спорт­смена. Очень часто приходится наблюдать волейболистов, которые в процессе тренировок демонстрируют высокое ма­стерство, но во время игры их порой трудно узнать: они выг­лядят как неопытные новички.

Один из основных факторов, влияющих на уровень готов­ности, - эмоциональное состояние перенапряжения или, на­оборот, апатии перед игрой. Такое состояние принято на­зывать предстартовым. Различают четыре вида предстарто­вых состояний:

  • состояние боевой готовности;

  • стартовая лихорадка;

  • стартовая апатия;

  • состояние самоуспокоенности.

Состояние боевой готовности - самое благоприятное. Для данного состояния характерны следующие особенности: об­щий эмоциональный подъем, бодрость, воодушевление, внут­
ренняя собранность и сосредоточенность, наличие активного

стремления к достижению победы, уверенность в своих си­лах, обострение процессов восприятия, внимания, мышле­ния, памяти, воображения и представления.

Стартовая лихорадка характеризуется преобладанием про­цессов возбуждения, что проявляется в сильном волнении, неустойчивом эмоциональном состоянии, быстрой смене од­них эмоций другими, импульсивности, раздражительности. Внешне данное состояние проявляется в дрожании рук и ног, потливости в различных позывах, повышенной речевой активности и т.п.

Стартовая апатия - состояние противоположное старто­вой лихорадке. Для нее характерны пониженная возбуди­мость, вялость всех психических процессов, сонливость, от­сутствие желания участвовать в игре, упадок сил и неверие в свои силы, резкое ослабление процессов восприятия, вни­мания, мышления, скованность движений и замедленность реакций, необщительность, состояние угнетенности. Внеш­не данное состояние проявляется в снижении мышечного тонуса, бледности лица, в изменении ритма дыхания, по­явлении одышки, холодного пота, пересыхания рта и т.п.

Состояние самоуспокоенности характеризуется отсутстви­ем готовности к волевым напряжениям, переоценкой своих сил и возможностей, недооценкой сил противника, важнос­ти игры и т.п.

Имеется еще множество промежуточных предигровых со­стояний. Преодоление отрицательных эмоциональных состо­яний и их регулирование может быть осуществлено при по­мощи специальных приемов. Они сводятся к следующему:

  1. Сознательное подавление спортсменом отрицательных эмоций. Волейболист не должен внешне выражать сильное волнение, неуверенность. Наоборот, мимикой, движениями он должен стараться выразить состояние уверенности, бод­рости.

  2. Применение в разминке специальных упражнений, дви­жений, различных по скорости, темпу, амплитуде, мышеч­ному напряжению (в зависимости от особенности эмоцио­нального состояния), которые могут снизить возбуждение или снять состояние подавленности.

  3. Регуляция дыхания при помощи специальных дыхательных упражнений (по глубине, интенсивности, часто­ты, ритму, продолжительности).

  1. Воздействие при помощи слова. Словом можно чело­века окрылить, вселить уверенность, обрадовать, успокоить и, напротив, огорчить и т.п. Большую роль играет примене­ние самоприказа, самоободрения, самопобуждения («я вы­играю», «я добьюсь», «я должен» и т.п.).

  2. Преднамеренное изменение направленности и содер­жания мыслей и представлений. В преодолении предыгрового волнения волейболистам помогают воспоминания об удачно проведенных играх, друзьях и т.д. Тем самым спорт­смены не только создают установку на активную игровую деятельность, но и вытесняют из своего сознания небла­гоприятные эмоциональные состояния.

  3. Применение специального массажа, оказывающего на спортсмена успокаивающее или возбуждающее воздействие.

  4. Применение приемов аутогенной тренировки в целях снятия или снижения влияния неблагоприятных эмоций пе­ред игрой и снятия излишнего нервного возбуждения.


Успех выступления команды в соревнованиях во многом зависит от умелого управления и руководства командой.

При участии команды в турнире необходимо установить рациональный режим, при этом свободный день надо мак­симально использовать для отдыха и восстановления, но обязательно провести легкую тренировку с мячом. В игро­вой день необходимо избегать каких-либо напряженных дей­ствий, длительных прогулок, экскурсий, долгого лежания. Питание должно быть умеренным, привычным, за 3-4 часа до игры.

Для предупреждения неблагоприятных эмоциональных со­стояний и формирования состояния готовности к игре, а так­же ускорения врабатываемости большое значение имеет раз­минка. Разминку спортсмены должны проводить самостоя­тельно, причем инертному игроку нужно в разминку включать несколько групповых упражнений. При этом тренер должен провести 2-3-минутную беседу со всеми игроками вместе с запасными, в которой напомнить основные положения пред­стоящей игры и дать предыгровую установку.

В процессе игры возникает множество моментов, ситуаций, которые требуют оперативного вмешательства трене­ра, Например, ввести некоторые коррективы в действия иг­роков команды, которые почему-либо отходят от принятых установок, или при неопределенных действиях игроков со­перника как в защите, так и в нападении и т.п. Для этого тренер использует замены игроков и перерывы, предусмот­ренные правилами игры. Замены могут быть произведены по различным причинам - для отдыха игрока, для увеличе­ния или сбивания темпа игры, для смены тактических дей­ствий при неуверенной игре спортсмена, при неоднократ­ных ошибках и т.д. Но при этом не рекомендуется злоупот­реблять заменами и проводить их без основания. Тренер должен хорошо знать своих игроков и особенности их по­ведения в различные периоды игры. Недопустима замена при однократной ошибке. Это может вызвать у спортсмена состояние неуверенности, нервозности.

Перерывы используют для отдыха, для изменения такти­ческого рисунка игры и корректировки индивидуальных дей­ствий, для сбивания темпа игры, при потере инициативы или при растерянности игроков, для поднятия духа в команде.

При подготовке команды и каждого игрока в отдельнос­ти к конкретным соревнованиям или игре тренер не ограни­чивается только психологической подготовкой игроков своей