Файл: Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики Факультет менеджмента ниу вшэ Нижний Новгород.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 47
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»
Факультет менеджмента
НИУ ВШЭ – Нижний Новгород
Золотова Юлия Сергеевна
Анализ и совершенствование логистических процессов компании
(на примере ОАО «ГАЗ»)
Выпускная квалификационная работа- бакалаврская работа
по направлению подготовки 38.03.02 – «Менеджмент»
|
Нижний Новгород, 2016
Содержание
Введение...................................................................................................................3Глава 1. Общая характеристика логистических систем......................................5
-
Задачи и функции логистической деятельности........................................5 -
Принципы логистики....................................................................................8 -
Понятие логистических систем.................................................................10 -
Пример структуры и функций подразделения логистики.......................25 -
Выводы по главе 1.......................................................................................27
Глава 2. Организация логистической деятельности компании ОАО «ГАЗ»...29
2.1. Краткая характеристика производственно-хозяйственной деятельности компании ОАО «ГАЗ»..........................................................................................29
2.2. Краткий анализ финансовой деятельности ОАО «ГАЗ».........................38
2.3. Организация логистической системы ОАО «ГАЗ».....................................40
2.4. Организация входящей логистики ОАО «ГАЗ»..........................................50
2.5. Выводы по главе 2.........................................................................................56
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию логистической системы компании ОАО «ГАЗ»..........................................................................................57
-
Анализ логистической системы ОАО «ГАЗ»...........................................57 -
Совершенствование системы управления материальными и финансовыми потоками..............................................................................59 -
Рекомендации по совершенствованию системы управления информационными потоками во входящей логистике............................65 -
Выводы по главе 3.......................................................................................67
Заключение.............................................................................................................68
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день инструменты логистики находят широкое применение в любой бизнес деятельности. Кроме того, методы и принципы логистики применяются как в бытовой, так и в производственной деятельности людей.
Логистика – важнейший инструмент для решения ключевых экономических проблем. Почти каждый вид деятельности непроизвольно влияет на материальные потоки, начиная с места производства продукции и заканчивая в точке ее потребления. Главная логистическая задача – оптимизация входящих, внутренних и исходящих материальных потоков, а также сопутствующих им потоков.
Важно отметить, что требования логистики к контролю материального потока, его регулированию и организации с момента создания до момента реализации продукции способствует развитию отношений между всеми участниками логистической цепи, так как для производства продукции оптимального качества производители должны улучшить комплекс всех показателей качества.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ и выработка рекомендаций по совершенствованию логистической системы как неотъемлемого фактора повышения эффективности функционирования предприятия (на примере ОАО «ГАЗ»). Для этого необходимо решить следующие задачи:
-
изучить сущность, задачи и функции логистики; -
рассмотреть организационную структуру и особенности организации и контроля логистической системы компании; -
проанализировать существующие проблемы логистической системы предприятия; -
сформулировать рекомендации по совершенствованию логистической системы компании с целью повышения эффективности функционирования предприятия.
Объектом исследования является деятельность компании ОАО «ГАЗ». Предметом исследования является логистическая система на рассматриваемом предприятии.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: анализ и синтез, комплексность и системность, сравнение изучаемых показателей.
Практическое значение работы заключается в выработке рекомендаций по оптимизации логистической системы как неотъемлемого фактора повышения эффективности функционирования предприятия ОАО «ГАЗ».
-
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМА-
Задачи и функции логистической деятельности
-
Концепция логистики помогает изменить ситуацию на предприятии, внедряя новые технологии для снижения затрат по многим показателям. Более того, она позволяет повысить уровень обслуживания клиентов и усовершенствовать отношения между подразделениями в компании. К сожалению, на отечественных предприятиях логистика зачастую воспринимается лишь как организация транспортировки и складирования.
Таким образом, происходит подмена понятий. Склад или отдел снабжения могут просто переименовать в отдел логистики, но для компании это ничего не меняет, так как используется лишь инструмент логистики, а не логистическая концепция в целом. Потому методология управления материальными, информационными и финансовыми потоками упрощается или вовсе сходит на нет.
Для сокращения логистических издержек компании отдел логистики должен анализировать всю цепочку поставок. При эффективной организации работы отдела логистики решается не только проблема излишних издержек, но и сокращается количество межфункциональных конфликтов между отделами компании, уменьшаются страховые запасы, ускоряется оборачиваемость капитала, снижается себестоимость продукции и логистических издержек в дистрибуции, появляется возможность обеспечить соответствие возможностей компании требованиям потребителей к качеству товаров и уровню предоставляемых услуг [7].
Основными задачами логистики являются:
-
Сбор, аккумулирование, анализ и передача информации о движении материальных потоков; -
Планирование формирование и содержание материальных запасов на предприятии; -
Выбор и обоснование наилучшего местоположения таких логистических объектов как промежуточный склад, распределительный центр, оптовая база и другие на логистическом полигоне; -
Управление складской деятельностью в требуемом клиентом формате; -
Упаковка продукции с учетом требований на поставку и сохранением ее качества; -
Выбор типа и вида транспортных средств для поставки продукции потребителю; -
Выбор оптимальных маршрутов доставки продукции потребителям [17, 23].
Основной управляемый логистической системой компонент – материальный поток, образуется в ходе работы множества различных предприятий, производящих или потребляющих продукцию. Рассмотрим предприятия, играющие ключевую роль в управлении материальными потоками:
-
Экспедиционные фирмы, транспортные компании общего пользования; -
Посреднические компании, оказывающие услуги по организации оптовых продаж; -
Предприятия оптовой торговли, осуществляющие комплекс логистических операций с продукцией; -
Изготовители, выполняющие разнообразные логистические операции по ходу производства, транспортировки и складирования.
Именно эти предприятия создают и контролируют материальные и сопутствующие потоки. Осуществление логистических функций распределяется между рассматриваемыми участниками логистического процесса. Логистическая функция – это укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей и задач логистической системы [9, 43].
К основным функциям логистики можно отнести:
-
Управление хозяйственными связями с поставщиками товаров; -
Определение объема материального потока; -
Прогнозирование потребностей перевозок; -
Эффективная организация складирования; -
Управление обращением продукции; -
Внедрение системы качества на предприятии.
Логистическая деятельность на предприятии начинается в момент возникновения потребности в товаре и заканчивается в момент удовлетворения этой потребности. Поэтому логистическое управление предприятием можно охарактеризовать как максимально эффективное интегрированное управление бизнес-процессами по производству и продаже продукции и сопутствующих ему потоков от момента создания до донесения его конечному потребителю [6].
Стратегия логистики заключается в эффективном управлении материальными и сопутствующими потоками. Так же логистическая система предприятия должна быть клиентоориентированной. Исходя из этих двух пунктов, можно сформулировать главную цель логистики: доставка продукции соответствующего количества и качества точно в срок и при минимальных затратах на снабжение, производство, сбыт и транспортировку, а также на получение, обработку и передачу информации [14].
Для достижения основной цели логистики необходимо реализовать следующие подцели:
-
Налаживание системы учета затрат и объема выполнения логистических операций с помощью установления эффективного порядка контроля на предприятии; -
Реорганизация организационной структуры предприятия; -
Организация логистического менеджмента на предприятии.
Стратегия логистики должна руководствоваться следующими принципами:
-
Эффективность – в производстве должно участвовать только то, что несет дополнительную ценность для конечного потребителя, все остальное должно быть исключено из всех аспектов цепочки поставок; -
Отзывчивость – вся цепочка поставок компании напрямую зависит от интересов потребителей; -
Быстрота реакции – вся цепочка должна быть способной быстро адаптироваться к любым изменениям; -
Безопасность – гарантия того, что товар безопасен для использования и безопасность людей и сохранность экологии не ущемляются [44].
-
Принципы логистики
Принцип – основное положение теории, учения или науки. Принципы логистики – обобщенные данные, закономерности явлений, выявленные из наблюдений экспертов [15, 24].
Принципы логистики разделяют на общеконцептуальные, общесистемные и специфические.
Общеконцептуальными принципами называют следующие:
-
комплексность – организация действий участников логистической цепи; -
научность – обоснованность научными подходами при оптимизации потоков; -
конкретность – результаты деятельности подразделений логистики на предприятии должны быть четко определены; -
конструктивность – оперативное регулирование материального потока и контроль перемещения его составляющих; -
надежность – гарантирование непрерывности и безопасности движения материального потока; -
вариантность – выбор оптимального варианта движения материального потока для минимизации общих затрат.
Понятие «оптимизация» обозначает анализ нескольких возможных вариантов и выбор наилучшего на основе критерия минимума общих затрат.
Общесистемные принципы логистики делятся на системность, эмерджентность, иерархию и интеграцию [36].
С точки зрения системности логистическая система рассматривается как объект, состоящий из нескольких взаимосвязанных элементов.
Эмерджентность означает, что свойства предприятий не совпадают со свойствами составляющих его подразделений, оптимальное решение задач для отдельных подразделений не обязательно принесет положительный эффект для всего предприятия в целом [1, 45].
Иерархия – структурированная система подчинения нижестоящих элементов вышестоящим по строго определенным ступеням и переход от низшего уровня к высшему.