Файл: Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики Факультет менеджмента ниу вшэ Нижний Новгород.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 49
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В логистической системе не может быть абсолютно жесткой иерархической структуры, она, как правило, сочетается с автономностью нижестоящих уровней по отношению к вышестоящим. Самоорганизация является неотъемлемым элементом в управлении логистическими системами.
Интеграцией называют объединение частей в одно целое. Интеграция дает логистической системе синергетический эффект, то есть эффект, полученный при совместной деятельности элементов, превышает суммарный эффект деятельности каждого отдельного элемента. В случае правильного объединения людей, их совместная деятельность будет эффективна и возникнет эффект синергии.
К специфическим принципам логистики относят [6, 16, 25]:
-
согласование логистической и корпоративной стратегий; -
оптимизация движения материальных потоков; -
обеспечение движения информационного потока; -
эффективность управления человеческими ресурсами; -
создание единой логистической стратегии с другими участниками логистической цепи; -
учет финансовых показателей предприятия и прибыль от логистики; -
выбор оптимального уровня логистического обслуживания; -
оптимизация размеров партий товаров; -
оценка деятельности логистических подразделений по показателям эффективности [14, 35].
-
Понятие логистических систем
Как таковая система – это самодостаточная структура, созданная природой или человеком для достижения определенной цели. Она состоит из взаимозависимых компонентов, взаимодействующих между собой. Система отличается самостоятельностью и устойчивостью, постоянным развитием и совершенствованием в результате взаимодействия с окружающей средой [22, 30].
Каждая система отделяется от внешнего мира незримой границей, что обусловлено интересами и целями представляющего систему субъекта. Существуют два вида систем: с четко выраженными границами и с размытыми границами. Организационно-экономические системы отличаются тем, что их границы в различных аспектах (производственном, финансовом, информационном) в пространстве и во времени могут иметь значительные различия. Для поддержания существования и возможности развития и совершенствования системе необходимо обладать следующими свойствами: автономность, целостность, структурная определенность, адаптивность и связность. Все это позволяет системе выживать в экстремальных ситуациях.
Индивидуальность системы и способ ее взаимодействия с окружающей средой определяются такими ее свойствами, как автономность и целостность. Автономность можно определить как способность системы функционировать и развиваться независимо от окружающей среды. Преимущества автономной системы в организации заключаются в следующем:
-
Повышение надежности системы благодаря увеличению вероятности сохранения стабильности и устойчивости в ходе развития системы; -
Повышение эффективности работы систем благодаря возможности оперативно и независимо принимать самостоятельные решения; -
Повышение выживаемости системы благодаря возможности увеличения интенсивности работы внутри и вне системы; -
Увеличение скорости и гибкости реакции на воздействия окружающей среды благодаря возможности формирования сложной системы из простых элементов [26].
Все устойчивые системы обладают такой особенностью как целостность, что обуславливает автономность системы. Целостность – внутренняя взаимосвязь составляющих системы в соответствии с единой целью. Помимо целостностности необходимо упомянуть эмерджентность системы. Эмерджентными называются такие свойства системы, которыми ее элементы не обладают вне системы. Эмерджентность возникает в результате образования синергетических связей между элементами [2, 37].
Важным условием создания динамичной, саморазвивающейся системы является наличие регулятора. Это условие относится ко всем видам систем. Регулятор заставляет систему получить все необходимые ресурсы из окружающей среды для осуществления поставленной цели. Руководители и административные отделы фирм в хозяйственно-экономических системах играют роль регулятора, что делает данные системы саморегулирующимися и способными к адаптации в изменяющейся внешней среде [46].
Любая система занимает ступень в иерархических системах более высокого уровня. Подсистемы фирмы представляют собой менее устойчивую структуру, чем фирма в целом. Это обусловлено постоянным совершенствованием фирмы, в ходе которого некоторые элементы могут быть ликвидированы или реорганизованы.
Однозначно определить систему довольно затруднительно в связи с многообразием логистических систем и разнообразием выполняемых ими функций. Логистическую систему можно определить как минимум с точки зрения двух подходов: с макро- и микроэкономических позиций [8].
С макроэкономических позиций, логистическая система является упорядоченной устойчивой организационно-хозяйственной структурой, в рамках которой осуществляются управления, реализация движения и развитие
совокупного ресурсного потенциала экономики, организованного в виде логистического потока, начиная с отчуждения ресурсов у окружающей среды и заканчивая реализацией конечной продукции [16].
С микроэкономических позиций, логистическая система представляет собой упорядоченную организационно-функциональную и технологическую структуру, внутри которой осуществляется управление и реализация движения логистического потока посредством выполнения совокупности логистических операций с целью удовлетворения запросов потребителей в ресурсах. Главной целью логистической системы является минимизация логистических затрат при определенном уровне обслуживания покупателей или улучшение обслуживания при определенных логистических издержках [12, 27].
Находясь в постоянном взаимодействии с окружающей средой логистической системе необходимо уметь приспосабливаться к окружающим условиям. Логистическая система должна обладать способностью к обнаружению, разработке и осуществлению целенаправленного приспосабливающегося поведения в окружающей ее сложной среде. Такая способность проявляется в следующих качествах логистической системы: саморегулирование, самообучение, самоорганизация, самосовершенствование.
В информационном аспекте допустима некоторая изолированность логистической системы от внешней среды, так как важно защитить коммерческую тайну, введенное технологическое новшество и т.д. Что же касается материально-энергетического аспекта, границы логистической системы должны быть проницаемы, так как без этого невозможно взаимодействие с окружающей средой, что необходимо для жизнеспособности системы [6, 29].
Каждая логистическая система характеризуется нижеперечисленными свойствами: способность взаимодействия с окружающей средой; наличие управленческого аппарата; управляемость системы; вариантность поведения; наличие информационного потока внутри и между логистическими системами и окружающей средой; наличие обратной связи информационного потока; целенаправленная деятельность системы.
Любая корпоративная структура может быть рассмотрена в качестве логистической системы. Цель такой системы – доставка продукции в заданное место и в заданное время, в необходимом количестве, в лучшем качестве при заданном уровне издержек. Логистическая система состоит не только из функциональных подсистем, но и из обеспечивающих подсистем (финансовая, информационная, кадровая и др.) [28].
Для логистической системы характерно наличие внутрисистемных связей и связей с окружающей средой. Так как внутрисистемные процессы отражают стадии последовательного циркулирования материального потока между отдельными элементами системы, они имеют циклический характер.
Логистические системы подразделяются на макрологистические, микрологистические и мезологистические системы по масштабу сферы деятельности. Мезологистической системой можно назвать укрупненную логистическую систему, соединяющую в себе несколько фирм одной отрасли или организации, образующие международные сети и транснациональные корпорации [18].
На данный момент главными задачами в сфере обращения для логистики можно отметить:
-
Оптимизацию пропорций между объемами производства, складирования и перевозок; -
Снижение затрат от сбоев и простоев производства; -
Достижение оптимального уровня кооперации в системе собственного производства, хранения и перевозок; -
Создание эффективной структуры информационных управленческих потоков своевременных по отношению к производственно-логистическому процессу.
Территория или регион, где применение логистических принципов приносит наибольший эффект, играет большую роль, чем сама отрасль. Поэтому логистика нацелена на создание моделей логистических систем и определение наилучшего решения по управлению такими моделями.
Объекты управления логистики – сложные развивающиеся производственно-коммерческие производственные системы, включающие в себя организационно-технологическую деятельность и некоторые функции и операции в общей структуре деятельности [21, 50].
Для таких объектов характерны следующие особенности:
-
Пространственная рассредоточенность ТС и работников на большой территории; -
Мобильность ТС; -
Зависимость суммарного итога от эффективности работы нескольких сложных подсистем.
Логистика, в основе которой лежит комплексный подход, призвана решить проблемы, возникающие в связи с разными интересами отдельных фирм или составляющих системы. Для обеспечения эффективного функционирования общественного производства необходимо сбалансировать процессы обмена ценностей. При формировании логистической системы необходимо учитывать некоторые особенности организации процесса обмена материальных потоков в общественном производстве, а именно: высокая множественность участников движения
; их рассредоточение на большой территории; большое число посредников; различные потребности покупателей и неравномерность спроса в зависимости от региона; различные ожидания от качества продукции.
Многоэтапность логистического процесса является следующей особенностью логистических систем. Данный процесс может проходить и в рамках, и за пределами одной фирмы, и может охватывать регионы, страны и контингенты. Поэтому охарактеризовать этапы логистического процесса можно с позиций двух разных уровней [4, 31]:
-
Этапы макрологистического процесса (между странами, регионами, отраслями и т.д.); -
Этапы микрологистического процесса фирмы, которая сама может являться микрологистичской системой.
Этапы макрологистического процесса в рамках общественного производства по стадиям приведены на рис. 1.
Обращение протекает наиболее сложно, так как в нее включается несколько этапов макрологистического процесса, поэтому взаимодействуют несколько субъектов рыночных отношений. Этапам производственного потребления и производства соответствует хранение, производственная подготовка и транспортировка материальных ресурсов как этап макрологистического процесса. Внутри фирмы на данном этапе проходит полный цикл микрологистического процесса, изображенный на рис. 2.
Рис. 1. Связь этапов макрологистического процесса по стадиям общественного производства
Рис. 2. Этапы микрологистического процесса
Макрологистический процесс включает в себя микрологистические процессы фирмы. Макрологистическая система состоит из корпоративных структур и организаций различных отраслей, снабженческо-сбытовые структуры, транспортные и сервисные организации всех регионов.
Микрологистические системы, как и макрологистические, иерархичны, это относится к логистическим системам организации, склада, участка и т.д. Существуют логистические системы первого и второго уровня.
Логистика фирмы, включающая в себя внутрипроизводственную деятельность предприятия и его контакты с внешней средой, является микрологистической системой первого уровня и включается в себя все этапы микрологистического процесса, проиллюстрированного на рис. 2.
Внутрипроизводственная логистика, интегрирующая процессы планирования, производства, сбыта и снабжения и транспортно-складских работ, является микрологистической системой второго уровня и включается в себя лишь определенные этапы микрологистического процесса, на рис. 2. они выделены пунктирной линией [11].