Файл: Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики Факультет менеджмента ниу вшэ Нижний Новгород.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 52
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Существует некоторая связь между поставщиком сырья и материалов и потребителем, осуществляемая логистической системой компании, в нее входят три основные функциональные области:
-
Логистика снабжения (входящая логистика) – обеспечение производственного процесса предприятия всеми необходимыми материально-техническими ресурсами; -
Производственная логистика – обеспечение процесса производства во время изготовления продукции для потребителя; -
Логистика распределения (исходящая логистика) – область распределения продукции для полного удовлетворения спроса конечных потребителей.
К основным функциям входящей логистики можно отнести менеджмент закупок, обработку заказов, транспортировку, переработку грузов, складское хозяйство, управление запасами, оборот тары. Функциями исходящей логистики являются управление распределением и заказами, обслуживание клиентов. При этом потоки должны управляться централизованно, несмотря на подобное разделение функциональных областей. Комплексный подход является основой концепции интегрированной логистики, что предполагает оптимизацию сквозных потоков, проходящих через все базовые области. Общая цель логистической системы задает направление и обуславливает постановку локальных целей и задач для каждой функциональной области [4].
Все функциональные области тесно взаимосвязаны между собой. Полная согласованность деятельности всех трех функциональных областей обеспечивает достижение цели логистики. К примеру, процесс распределения напрямую зависит от колебания спроса на товары (зарождение новых рынков сбыта, ужесточение конкурентной среды, увеличение или спад спроса и т.д.) и в свою очередь влияет на уровень запасов готовой продукции, а это влечет за собой необходимость в корректировке количества выпускаемой продукции. Так как все звенья цепи взаимозависимы, такая корректировка вынуждает изменить количество закупаемого сырья, исходных материалов и других ресурсов, необходимых для обеспечения производства, что влияет на участников процесса снабжения. Поэтому для эффективного функционирования логистической системы необходима строгая координация действий всех ее участников [38].
Так как деятельность функциональных областей подчиняется корпоративной цели системы, сквозное управление логистическими потоками согласовано со структурным делением логистической системы. Локальные задачи организации и контроля внутри составляющих логистической системы оперативно решаются благодаря разделению системы на микро- и макроуровни, так как единичные трансакции так же могут быть объектами практической логистики. Обычно логистическая концепция находит применение в конкретных системах, функционирующих в реально формализованной среде. Причем процесс формирования логистической системы всегда обоснован необходимостью обеспечения и поддержания жизненного цикла продукта, а самое главное – для его производства [47].
Необходимость использования интегрированного подхода аргументируется следующими моментами:
-
если решать проблемы входящей, производственной и исходящей логистики отдельно, могут возникнуть разногласия между этими функциональными отделами, что неблагоприятно скажется на оптимизации системы; -
как правило, потребности маркетинга и производства противоречат друг другу, самый оптимальный способ разрешения этих противоречий – объединение в систему; -
информационная система и организационная система, несмотря на разнообразие выполняемых операций, подчиняются требованиям единой природы, потому необходимо оптимально согласовать требования всех уровней управления логистической системой, как правило, такие проблемы возникают в отделе складирования.
Независимые звенья логистической системы и различные функциональные области на макроуровне объединяются благодаря интегрированному подходу. Особенно очевидна необходимость в использовании данного подхода на примере звеньев, включающих себя склад как элемент логистической системы [18, 32].
В каждой из рассматриваемых ранее функциональной области функционирование склада обусловлено его специализацией, назначением и его местом в логистической системе (рис. 3), от чего зависят функции и задачи склада. Характерные особенности функциональных областей логистической системы также влияют на аспекты решения задач складирования (форма собственности склада, карта складской сети, техническая составляющая, система складирования, организация процесса складирования). Особенности складов различных функциональных областей можно сформулировать следующим образом [48].
Рис. 3. Схема движения материальных потоков через склады различных функциональных областей логистики
Основной функцией складов входящей логистики является хранение сырья, материалов и комплектующих, необходимых для обеспечения функционирования производственного процесса. Исходя из особенностей переработки грузовых потоков, склады делятся на два вида [10]:
-
склады сырья и материалов (сырье в жидком или сыпучем состоянии) – специализируются на переработке однородных грузов, поступающих большими партиями, характеризуются относительно постоянной оборачиваемостью и ритмичным графиком поставки на производство; как правило, такой склад механизирован или даже автоматизирован, в зависимости от основного процесса производства; -
склады продукции производственного назначения (комплектующие, вспомогательные материалы) – переработка тарных и штучных грузов большой массы и относительно однородной номенклатуры; так как объемы переработки велики, данные склады характеризуются высоким уровнем механизации и автоматизации работ, в зависимости от особенностей производственного процесса.
Склады логистики производства являются частью организационной системы производства и необходимы для обеспечения производственного процесса, здесь хранятся запасы незавершенного производства, приборы и инструменты, запчасти и т.д. Автоматизированная обработка или высокий уровень механизации работ обеспечиваются за счет неизменной номенклатуры, периодичности, малого срока хранения поступающего груза. Основной производственный процесс опять же является ключевым фактором, от которого зависит уровень технической оснащенности склада.
Склады исходящей логистики необходимы для обеспечения непрерывности движения продукции до потребителей. Главная функция данных складов – преобразование производственного ассортимента в готовый для продажи и в обеспечении продукцией потребителей. Такие склады могут быть собственностью как производителя продукции, так и торговых предприятий [22, 33].
Склады готовой продукции и склады распределения производителей продукции в различных территориальных единицах продаж (центральные и филиальные склады) специализируются на складировании тарных и штучных грузов однородной номенклатуры, причем крупные партии реализуются достаточно быстро, что позволяет использовать автоматизированную и высокомеханизированную грузопереработку.
Склады оптового потребления товаров народного потребления занимаются снабжением производителей, других оптовых компаний. Запасы на таких складах характеризуются очень широкой номенклатурой и неравномерной оборачиваемостью, товар реализуется партиями различного размера (как одной грузовой единицей, так и полностью загруженным транспортным средством), что связано с назначением склада. Склады оптовых предприятий могут быть различного функционального назначения (склады распределения, подсортировочные, смешанные). Техническое оснащение таких складов также может быть различным. Например, склады распределения могут быть автоматизированными или высокомеханизированными, а подсортировочные склады лучше оснащать грузообработкой с возможностью ручной комплектации заказа, так как комплектация может проходить на уровне отдельной транспортной тары или грузовой единицы. Однако при большом ассортименте мелких товаров на подсортировочных складах, насчитывающем несколько тысяч, разнообразии заказов и большом количестве клиентов, используются современные автоматизированные системы комплектации, работа которых основана на использовании гравитационных стеллажей [39].
Склады розничной торговли объединяются в организационно-хозяйственную единицу и снабжают розничные торговые сети. Здесь хранится большой ассортимент товаров, реализующийся мелкими партиями. Такие склады являются небольшими, комплектация груза осуществляется вручную, так как необходимо расформировать грузовые единицы, поступающие на склад. Однако центральные склады сетевой розницы, основной функцией которых является распределение, могут быть исключением [49].
Склады транспортных организаций выделяют отдельно, они предназначены для складирования на небольшие сроки и связаны с экспедицией материальных потоков (склады железнодорожных станций, грузовые терминалы автотранспорта, морских и речных портов, воздушного транспорта). Такие склады являются транзитно-перевалочными по характеру грузопереработки. Срок хранения партий минимален, так как груз должен быть доставлен своевременно и максимально эффективно с одного вида транспорта на другой. Партии всегда крупные, поступающие грузовые единицы не расформировываются. Такой склад должен быть максимально механизирован и может относиться как к снабженческой функциональной области логистики, так и к распределительной [34, 40].
Склады логистических посредников необходимы в условиях современного бизнеса, услуги предоставляются и производителям продукции, и торговым предприятиям. Поэтому такие склады могут относиться к любой функциональной области логистики. Склад должен быть универсально оснащен, так как клиенты разнообразны, как и их товарные потоки и требования к обслуживанию. Переработка должна быть высокомеханизированной [13].
Логистическая цепь является важным критерием классификации логистических систем. Логистической цепью определяют упорядоченное множество физических и юридических лиц, благодаря которым внешний материальный поток доходит либо от одной логистической системы до другой, либо до конечного потребителя. Наиболее распространенной является цепь, включающаяся в себя потребителя, посредников, перевозчика и потребителей. Логистические системы бывают трех видов (в зависимости от вида логистических цепей):
-
Логистическая система с прямыми связями – система, в которой материальный поток доводится до потребителей на основе прямых хозяйственных связей, без участия посредников; -
Эшелонированная логистическая система – система, состоящая из нескольких уровней, при этом материальный поток проходит как минимум через одного посредника на пути от производителя к потребителю; -
Гибкая логистическая система – система, объединяющая в себе логистическую систему с прямыми связями и эшелонированную, а именно, материальный поток может доводиться до потребителя как с участием посредника, так и без его участия.
Каждая микрологистическая система является пространственно-концентрированной производственно-коммерческой объектно-ориентированной системой. Поэтому микрологистическая система может рассматриваться с двух сторон: как часть определенной макрологистической системы и как обособленная производственно-коммерческая системы, главной целью которой является оптимизация производственных и коммерческих процессов хозяйствующего субъекта.
Логистическая система любой фирмы должна наиболее эффективно организовать движение материального потока внутри и за пределами фирмы. Необходимо добиваться снижения затрат на производство продукции и гарантировать заданный уровень обслуживания клиентов, что возможно при организации снабжения производства и сбыта в виде единого комплекса.
Логистическая система всегда целостна, ее части взаимозависимы. Поэтому материальные потоки в ней оцениваются как единый процесс, протекающий на всех стадиях производства, во всех составляющих фирмы [41].
В табл. 1. представлена сравнительная характеристика систем различных иерархических уровней по основным признакам.
Таблица 1.
Сравнительная характеристика логистических систем
Критерии сравнения | Системный уровень | ||
Микроуровень | Мезоуровень | Макроуровень | |
Характер транзакций | Административный | Корпоративный | Рыночный |
Управление | Нормативное, прямое | Смешанное, децентрализованное | Экономическое, координационное |
Планирование | Директивное | Координирующее | Индикативное |
Организация | Локальная | Межрегиональная | Глобальная |
Цены | Неявные, фиксированные | Трансфертные, договорные | Рыночные, равновесные |
Отношения субъек-тов-подсистем | Производственно-кооперационные | Производственно-коммерческие | Коммерческие |
Размер | Малый, средний | Средний, крупный | Крупный, сверхкрупный |
База формирования | Фирмы | Корпорации | Территориально-географическая |