Файл: Василенко И.А. Политическая философия (Высшее образование). 2010.pdf
ВУЗ: Московская государственная юридическая академия им. О.Е. Кутафина
Категория: Книга
Дисциплина: Философия
Добавлен: 05.02.2019
Просмотров: 9647
Скачиваний: 18
гулирования. Бек назвал этот процесс <<размыванием границ поли
тики>> в современ ном обществе: от того, какую рол ь займет госу
дарство в этом процессе, зависит его существование в будущем как
центра при нятия решен и й .
Обесце н е н и е и отчужд е н и е экологии в обществе рисков, где
проблема экологической защиты вступает в противоречие с и нте
ресами обогащения и прибыли , требует вмешательства государства
и гражданского общества, ограничивая аппетиты корпораций.
С
дру
гой сторо н ы , перед л и цо м глобал ьного пере м е ще н и я ядовитых
веществ в атмосфере , <<когда жизнь трав и н ки в баварском лесу за
висит от заключения и выполнения международных соглаше н и й>>,
и нтересы гражданского общества и корпораций призвано защитить
современ ное государство 1 •
К сожалению, сегодня государственное регул ирование практи
чески не в м е ш ивается в эти слож н ые пробл е м ы . Глобали зация
соврем е н н ых экологических и политических рисков предопреде
ляет глобал изаци ю обществен н ых движе н и й экологистов и анти
глобал истов, которые и значально разви ваются как транснацио
нальные. Вместе с тем существует целый ряд устойч ивых конфлик
тных л и н и й , которые и м е ют ци вил изацио н ную специфику: это
пробл е м ы рас ы , цвета кож и , этн ической принадлежности ( и но
стра н н ые рабочи е ) , конфессиональные конфл и кты . Все эти дви
жен и я становятся центра м и субпол итик и , и тем сам ы м политика
утрачивает центральное м есто в обществе, где при ни м аются реше
н ия и форм ируются контуры будущего развити я .
И нформационное государство должно создать н о в ы й <<обще
стве н н ы й договор», объед и н и в гражданское общество и корпора
ц и и перед проблемой защиты от техногеи н ых рисков в и н форма
ционном обществе. Такой <<обществе н н ы й договор>> станет источ
н и ком его легитим н ости в информационном обществе , где сегодня
происходит стремительное перераспределение властных полномо
ч и й .
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1 .
Какое влияние оказала и нформационная революция на измене
ние политической власти?
2 .
Какую форму принял конфликт между политическ и м и эконо
м ическим человеком в и нформационном обществе?
Бек У. Указ.
с о ч .
С. 26.
90
3.
Что мешает политической власти гибко перестроиться в соот
ветстви и с логикой сетевых структур информационного обще
ства?
4.
Как можно конструктивно разрешить конфликт между эконо
м ической и политической властью в информационном обще
стве?
5.
В
чем значение капитала общественного доверия в и нформаци
онном обществе?
6.
Что такое и нформационное государство и какие основные про
блемы и противоречи я связаны с его фор мированием?
Глава
5
ФИЛОСОФИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО
ВРЕМЕНИ: ХРОНОПОЛИТИКА
Мы сиди м на секундной стрелке, отделяющей прошлое
от будущего, а она движется так быстро, что этого дви
жения мы почти не замечаем, как не замечаем движения
Земли ...
Генрих Белль
5.1.
ЭТО СТАРОЕ ДОБРОЕ ВРЕМЯ ...
В классической пол итической картине м ира пол итическое
время обладало ярки м и качестве н н ы м и характеристикам и , среди
которых важнейшее значение и мели вектор вре ме н и , его скорость,
ш кала и социокультурная специфика. Н есом н е н но, политологи
переосмысли вали фактор п ол итического вре м е н и как историчес
кую категори ю , и вновь открытые или постигаем ы е политические
цен ности могли получить право на жизнь только после их творче
ского вкл ючен и я в <<дней связующую н ить>> . Но сам вектор време
н и - от прошлого - к н астоя щему и будущему, - эта << цеп ь вре
мен>> казалась непреходя щей и веч ной в классической политичес
кой картине м ира.
Качествен ное осмысл е н и е п ол итического вре м е н и получило
свою интерпретаци ю уже в антич ности . Древнегреческие филосо
фы различали хронос - формал ьное время и кайрос - подл и н ное
время, исполненное содержания и смысла. П ауль Тиллих, размыш
ляя над понятием << кайрос>> , подчеркивает: <<Л и ш ь для абстракт
ного, отстранен ного созерца н ия время является пустой формой ,
способной вместить л юбое содержание; но для того, кто осознает
динамически й творчес к и й характер жизн и , время нас ы щено на
пряжениями, чревато возможностя м и , оно обладает качественным
характером и преиспол нено смысла. Не все возможно во вся кое
время, не все истинно во всякое время и не все требуется во всякое
1
время>> .
П ол итическое время - это время-кайрос, стерегушее эпохаль
ные моменты истори и . Его пульсацию можно почувствовать в ма-
Тиллих
П. И збранное: Теология культуры . М . , 1 995. С. 2 1 7.
92
леньких политических кружках и на многотысячных митингах, где
проявляется духовная тревога; оно может обрести силу в пророчес
ком слове политического трибуна. Но пол итическое время нельзя
продемонстрировать и навязать: оно свободно, подл и н но и уни
кал ьно, ибо само я вляется судьбой культуры .
Структурные ти п ы политического времени переосмысливались
в класс ической пол итической науке в соответстви и с общей тео
р ией пол итического развития . Н аиболее и звестн ы м и явля ются
формационная , модернизационная и ци вилизационная классифи
каци и . С точки зрен ия теори и обществен но-экономических фор
маций ( К. М аркс) пол итическое вре мя делится на пять эпох: пер
вобьпно-общи н ную, рабовладельческую, феодальную, капиталис
тическую и коммун истическую. В основу классификации здесь
положен с пособ производства материал ьных благ, который задает
определенную специфику всей исторической эпохе, а также темпу
и качеству ее политического времен и .
Теория модернизаци и , провозглас ившая всеобщий переход от
трад и ционного - к современ ному, модернизирован ному и ндуст
риальному обществу, значительно упростила процесс осмысления
структуры политического времени . В модернизационной картине
м ира четко выделя ются только два типа времени - традиционное
и современное. При этом традиционность прочн о ассоциируется
с отсталостью, замедлен ностью, архаич ностью и цикл ичностью
политического вре м ени, а модерн , напротив, - с проrрессивнос
тью, лине й ностью и ускорением темпа и ритма политических часов
истории.
Гораздо более глубоко в философии пол итики подошла к и н
терпрета ц и и феномена политического времени теория цивил иза
ц и й . С точк и зре н ия ци в ил и зац и о н н ого анал иза пол итические
культуры раз н ых стран и н ародов отл ичаются своей вре м е н н о й
ритми кой : есть динамичные культуры , н еудержимо устремле н н ые
в завтраш н и й ден ь , но есть и другие - где замедл е н н ы й ритм вре
м е н и рождает веч ное томл е н и е
«ПО
утерянному
paio».
П оэтому в
диалоге цивилизаций н ет еди ного для всех постранства-врем я ,
и это рождает оди н и з драматических парадоксов классической
хронопол итики: чем более медл е н ную времен ную ритм и ку и меет
цивилиза ц и я , тем в ы ш е вероятность того, что ее трад и ционное
п ол итическое пространство станет сокращаться под вл и я н и е м
вторжен и я более динамичных культур.
Вопрос о взаимосвязи пол итического и социокультурного вре
мени - это вопрос о том , насколько пол итический процесс детер-
93
м и н ирован кул ьтурой . И звестно, что вре мя н и когда не б ы вает
н ейтральной количественной ш калой для измерения человеческого
оп ыта. Социокультурное время отражает ритмы коллективных дей
ствий в каждой цивилизац и и , политическое время - ритмы поли
тической жизни . Как и пространство, время выступает универсаль
н ы м конте кстом л юбой культур ы . П итирим Соро к и н и Роберт
К . Мертон nодчеркивают, что <•с исте м ы вре м е н и варьируются
вместе с социальной структурой» 1 •
Точки отсчета для измере н и я социокультурного и nол итиче
ского времени в каждой ц ивилизации выбираются среди событи й,
социальная значимость которых зависит от национальных тради
ций и обычаев. Социальные антропологи считают, что основанием
для определения длительности недели в каждой цивил и зации мо
жет служить nовторя ющийся ритм рынка и ярмарок: восемь дней
в раннем Риме, десять - в Китае, семь - в иудео-христ11анской
традиции, пять или шесть - в отдельных районах Афри ки и Цент
ральной Америки. Н есомненно, счет времени отражает также био
логическую необход и мость в отдыхе для бол ь ш и н ства л юдей 2.
Оди н день обязател ьно выделяется для отдыха или рел и гиозных
ритуалов и молитв (воскресенье - в христианстве, суббота - в иу
даизм е , пятн ица - в и сламе). При этом социокультурное время
обеспечивает определенные рамки для каждого типа человеческой
деятельности - политической, экономической, социальной. Вмес
те с тем любой из этих видов деятельности обладает собствен ной,
отличной от других вре м е нной матрице й .
5.2.
ВРЕМЯ ПОЛИТИКИ И ВРЕМЯ КУЛЬТУРЫ
В КЛАССИЧЕСКОЙ КАРТИНЕ МИРА
Ц ивилизацион н ы й анализ политического времени дал ответ
на весьма важные вопросы : в какой сте n е н и социокультурное вре
мя способно определять ритмы времени n ол итического и какова
сте n е н ь «Свободы» политиков от национальных социокультурных
трад и ц и й ?
Обращаясь к социокультурной вре м е нной ориентации, пол и
тологи выдел или нескол ько ос новн ых аспектов: уровен ь и губ и ну
осознания вре м е н и , вектор времени и доми н и рующие ценности.
94
Sorokin
Р. ,
Merton R. К. Social time. А methodological and functional analysis //
Amer. J . of Sociology. 1 93 7 . N2 42.
Р. 6 1 5.
lbld. Р. 34-35.
Каким образом все эти факторы влияют на матрицу политического
времени?
Начнем с уровня и глуб и н ы осознания вре м е н и . И сследовате
ли отмечают, что для социокультур н ы х процессов н абл юдается
пря мо проnорциональная зависимость: чем выше уровен ь социо
культурного развития цивилизации , тем выше уровень осознания
социокультурного вре м е н и . Как пишет Петр Штомп ка, <•на одном
полюсе - одерж и м ая озабоченность течени е м , прохожден и е м ,
н едостатком вре ме н и и т.д. (си ндром " время-ден ьги " ) , н а про
тивоположном - безразличие, прен ебрежен и е временем, вседоз
вол е н ность обращ е н и я с н и м (синдром " отлож и м н а завтра" ) >> 1 •
Н а ран н их стадиях развития кул ьтуры ритм задают периоды
сбора урожая , охот н и чь и сезо н ы , период ы дождей ил и засух и .
Е . Эванс- Причард заметил, изучая племена нуеров в Судан е , что
они живут си юминут ны м временем, воспри н и м ают л и ш ь настоя
щ и й момент, связанн ы й л и бо с метеорологическими услови я м и ,
либо с естествен н ы м окружен и е м и повседневной деятельностью2.
Н аблюден и я Эванса- Причарда подтверждает Барбара Адамс: по ее
м н е н и ю , врем я в жизни ранн их обществ было ч е м-то вроде вто
ричной, зависимой пере м е н н о й , выпол н я я исключител ьно и н с
трументальные функции3.
Н а более nоздних этапах развития культуры ритм задают рел и
гиозные празд н и ки , торговые ярмарки , социал ьн ы е и политиче
ские ритуал ы . В и ндустриальном обществе время превращается в
центральны й коорди натор человеческой деятельности. Джек Гуди
п и шет, что время - «это ключевая м а ш и на современ ного м ира,
nревосходящая п о важности паравой двигател ь>>4. Пом и мо ритма
трудовой недели в ры ночном обществе важное знач е н и е и грают
сезон ные распродажи и кан и кул ы . П оэтому вре м е н н ые nериод ы ,
даже номинал ьно равн ы е , n роходят с неод и н а ковой скоростью,
а даты и меют н е только календарное, но и кул ьтурное значение.
Для индустриального человека время прин имает форму ресурса,
которы й можно потратить, сэкономить, продать, распределить или
обменять. Л ьюис М эмфорд п и шет: <<Оплата по часам, контракты
по часам, работа по часа м , еда по часа м ; и н и что не свободно до
Штомпка П.
Социология социальных изменений.
М . , 1 996.
С.
75.
Evans-Pritchard
Е.Е.
The Nuer.
L.,
1 963.
Adams В. Time and Socia1 Theory. Cambridge, 1 990.
Goody
J.
TiiТ_Je: social organization // lnt. Encyclopedia of the Social Sciences.
1 990. Vo1 . 1 6.
Р. 33.
95
конца от печати календаря ил и часов»
1 •
Деспотизм времени свиде
тельствует о том , что оно перестает и грать рол ь рабочего и н стру
мента и превращается в независимую переменную, определяющий
фактор социал ьно- пол итической жизн и .
Однако урове н ь осозна н и я социокул ьтурного вре м е н и н еод
нозначно вл ияет на матрицу политического времени ци вилизации.
Тоталитарные пол итические режимы
ХХ
в. , воз н и кш и е в высоко
развитых странах (фаш истская Германия, И талия в период прав
л е н и я М уссол и н и , фра н к и стекая И с п а н и я ) с высоким уровнем
восприятия социокул ьтурного времен и , продемонстрировали низ
кий уровен ь осознания вре м е н и политического, вседозволенность
обра ще н ия с н и м . Ди ктаторы вообще с клон н ы преувел и ч и вать
свои возможности: им часто кажется , что они способны остановить
стрел к и политических часов, заставить служить себе демона поли
тического времени . И каждый раз это заканч и'вается катастрофой.
Драматический разрыв между высоким уровнем осознания социо
культурного времени и низким уровнем политического поrружает
общество в хаос вол юнтаристских реш е н и й .
Второй группой факторов , существен н о влияющих на социо
культурное время, выступают вектор ориентации и дом и н ирующие
ценности . Существуют цивил изаци и , которые <<Живут историей>> ,
о н и обращены н азад - к событиям и традициям славного прош
лого. Другие тесно связаны с настоящ и м , они живут сегодня ш н и м
днем и в н е м н аходят источ н и к э нергетики . Третьи обращ е н ы в
будущее, для н их магическ и м значением наделено слово <<завтра>>.
Принято сч итать, что американское и российское общество и м еет
пре и м ушественно перспектинную ориентаци ю, китайское исполь
зует н астоя щее как централ ьную точку, и з которой п оток суще
ствования растекается в обе сторо н ы , а индийское ж и вет ретро
с пективной ориентаци е й .
В т о ж е вре мя внутри каждой ц и вил иза ц и и также существует
дифферен циац и я : разл ич н ые этнические, рел и гиозные и профее
сианальные групп ы могут выбирать свою вре мен ную перспективу.
Как отмечает П етр Што м п ка, в американском обществе сред н и й
класс ориентирован на будущее: он стрем ится к достижен и я м и
карьере и готов отложить немедле нное вознагражден и е на завтра.
Также ориентирова н ы представител и бол ь ш и н ства професс и й ,
поскольку реал истично о це н и вают время. Н о отдельные регионы
(Стар ы й Юг) ил и патриархал ьные сем ьи жи вут сво и м и воспом и-
Mumford
L .
Technics апd Civilizatioп. N .Y.: Yarcourt , 1 964. Р. 2 .
96
нан иями о прошло м . Н аконец, марги нал ьные слои общества
бродяги, бездомные, безработные - жи вут исключ ител ьно сегод
няшни м днем
1 •
Если вектор социокул ьтурного времени склады вается из суммы
социокультурных ориентаций всех слоев и групп общества, то век
тор политического времени зависит преи мущественно от поколе
н и я , гос подствующего на пол ити ческо й сцене. Следовател ьно,
направление пол итического времени может достаточно часто ме
няться , не совпадая с социокул ьтурной традицией. Такая ситуация
часто возни кает в модернизирующихся странах. Общество в целом
может иметь ретроспективную ориентацию, отдавая предпочтение
повторяемости , сходству и порядку, а вектор политического вре
мени - перспективную, ориентируя на изменения, новизну и про
гресс. Н аступает ситуация драматического напряжения, намечает
ся болезне н н ы й разрыв, который может спровоцировать граждан
скую войну.
П ол итический класс должен чутко приелуши ваться к ритмам
национальной кул ьтуры , чтобы не нарушить тон кой гармон ии со
циума. В культуре существуют парадокс ы , когда на крутом пово
роте развития неожидан но самое архаи ч ное оказывается сам ым
перс п е кти вны м . Бол ьшевики в Росси и истребляли кулаков, но
именно кулаки могли бы стать классом перспекти нных фермеров,
способных накормить голодную страну. В запасе у политического
класса должны быть технологи и , выявляющие такие парадоксы
культуры . Арабская пословица гласит: на крутом повороте хромой
верблюд оказы вается первым . Н етерпел и вые модерн изаторы при
выкл и жестоко расправляться с архаич н ы м и национальными тра
ди ция м и , видя в них <<хромого верблюда>> . Но искусство пол итики
как раз и состоит в том , чтобы заставить социокультурные тради
ции служить пол итическим целям.
Сравн ивая социокультурное и пол итическое время цивилиза
ций, нельзя не заметить, что одн и и те же события общественной
жизни выглядят по-разному в этих двух временных матрицах. Жар
кие дебаты в парламенте и падение кабинета, смена правительства,
ротация политических элит - все эти события знач ительно влияют
на пол итическое время и часто весьма несуществен н ы для социо
кул ьтурного измере н и я . П ол итичес кое вре мя как бы встроено
внутрь более <<крупного>> социокультурного времен и. П оэтому в тех
случаях, когда ритмы культурной и пол итической жизн и совпада-
Штомпка П.
Указ.
соч .
С.
76.
97
ют , наступает явление резонанса - общество получает «второе
дыхание>> , исп ытывает небывал ы й подъем культуры .
И нтересно, что в периоды такого <<благополучного>> развития ,
когда все сфокусировано на изменениях и движе н и и вперед, и н
терес к социокультурным традициям у политиков слабеет. Пол и
тические л идеры вообще склон н ы переоцен и вать значение поли
тического времени для судьбы культуры . Ш ироко распространено
м не н и е о том , что в наш динам и ч н ы й век новизна и оригиналь
н ость п олитических ре ш е н и й становится доми н ирующей цен
ностью 1 . Основное в н и ма н ие уделяется пол итическим технологи
ям, в которых политики видят инструменты рационального изме
н е н ия м ира. <<Священ ность и незыблемость прошлого кул ьтуры
как главного символичес кого ре гулятора социальн ых, пол итич е
ских и культурных изм е н е н и й уступают место и нновациям и ори -
2
е нтац и и на будущее как на базовы е культурн ы е изменения» .
Однако в период пол итиуеских кризисов общество неизменно
обращается к забытым социокультурным тради ция м , и щет опоры
в п р и в ы ч н ы х ритмах социокультурного вре ме н и , апеллирует к
опыту предшествующих п о коле н и й . Пол итическое и социокуль
турное время - это два мощ н ых потока, которые, соединяясь, ста
новятся н еиссякае м ы м истоУн и ком динам изма цивил изаци и.
5.3.
КЛАССИЧЕСКАЯ ШКАЛА ПОЛИТИЧЕСКИХ ЧАСОВ
ИСТОРИИ
П ол итологи давно заметил и разл и ч и я м ежду л и н е й н ы м и
ц и кл и ческим типами политиуес кого вре м е н и . Циклическое, вра
щающееся по кругу время характерно для ц ивилизаций Востока.
Ц икли ч еская врем е нная ритм и ка полна драматических взлетов и
паде н и й , подчи няющихся перераспределител ьному принци пу: н а
политической сцене возникают и исчезают все новые и новые фан
том ы . Но драматическая н ас ы ще нн ость цикл ического вре м е н и
п олитически м и события м и - вой н ы , револ ю ц и и , ди ктатуры
н е связана с ускорением динамики временного развития. Маятни к
п ол ит ических часов в одном ритме отсч итывает свои цикл ы .
И ны м выступает л и н ей ное пол итическое вре м я , стремительно
движущееся вперед по пути П рогресса. Западная цивилизация пер
вой
этот тип времени . Н о можно л и назвать ее пол итиче-
98
Shi/s
Е.
Traditioп. Chicago, 1 98 1 . Р. 2 .
Eisenstadt S. А reappraisal of tl1eoriesof sociai chaпge а п d moderпization
11
Social change and moderпity. Berkeley, 1 992. Р. 424.
ское вре мя действител ьно л и нейным? Запад знал дл ительные пе
ри оды вой н , револ ю ц и й , массовых эпиде м и й , отбрасывающих
обшество назад. Но наряду с эти м из поколения в поколение на
капливались показател и прогрессивного развития - в экономике,
политике, социальной сфере. Н есом ненно, терми н <<линейное вре
мя>> - это упроще н ная формула, за которой скры ваются неодно
родные глуб и н н ы е ритм ы , подспудные движения, причудливые в
своей неожидан ной направленности.
Политологи долго сч итали линейное пол итическое время эта
лон н ы м . На первый взгляд преимущества л и не й ного времени пе
ред цикл ическим очевид н ы : политические эволюции, связанные
с непрерывными кумулятивн ы м и эффектам и , предпочтительнее
политиуеских взлетов и паде н и й , выступающих фазами цикл ичес
кого вре м е н и .
Однако линейное время - это непрерывная эволюция в одном
направлен и и , когда общество неуклонно совершенствует одну мо
дель развития. Для западной ц ивилизации это модель либерал ьной
демократ и и . Л и ней ность политического вре м е н и позволила Запа
ду оче н ь б ыстро развить свой культурн ы й п отен циал , но также
быстро и и счерпать его. Уже сейчас раздаются голоса о том , что
наступил <<Конец истор и и » , либеральной демократии нет альтер
нативы. Даже открове н н ы е апологеты западной цивилизац и и , ка
ким несомн енно является Ф. Фукуяма, жалуются на скуку: <<Конец
истори и печален . Борьба за признание, готовность рисковать жиз
нью ради ч исто абстрактной цел и , идеологическая борьба, требу
ющая отваги , воображе ния и идеализма, - вместо всего этого
экономический расчет, бесконеУные тех н ич еские проблемы, за
бота об экол о г и и и удо вл етворе н и и и зощре н н ы х зап росов
потребителя. В постисторический период нет н и искусства, ни фи
лософ и и ; есть л и ш ь тщательно оберегае м ы й музей человеуеской
и стори и . . . П ри з н авая н е избежность постистори ч еского м ира,
я испытываю самы е противореч ивые чувства к ц ивилизации, со
зданной в Европе после
1 945
г., с ее севераатлантической и азиат
ской ветвям и .. . Быть может, именно эта перспектива многовековой
скуки вы нудит истори ю взять еше один , новый старт?>>
1 .
Что же происходит с ци вилизацией в ритмах л и нейного време
н и ? Размы шляя н ад механ измами этого времен и , А.С. П а нарин
отметил , что линейность становится возможной благодаря инстру
ме нтальному отноше н и ю к м иру. И нформация, относящаяся к
Фукуяма Ф. Конеu истори и? 11 Вопр. философ и и . 1 990.
Ng
3.
99