Файл: Василенко И.А. Политическая философия (Высшее образование). 2010.pdf

Добавлен: 05.02.2019

Просмотров: 9647

Скачиваний: 18

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

гулирования.  Бек назвал этот процесс <<размыванием границ поли­

тики>>  в  современ ном обществе: от того,  какую рол ь  займет  госу­
дарство в этом процессе, зависит его существование в будущем  как 

центра  при нятия решен и й .  

Обесце н е н и е   и  отчужд е н и е  экологии  в  обществе  рисков,  где 

проблема экологической защиты  вступает в  противоречие с  и нте­

ресами обогащения и  прибыли ,  требует вмешательства государства 

и гражданского общества, ограничивая аппетиты корпораций. 

С 

дру­

гой  сторо н ы ,   перед л и цо м   глобал ьного  пере м е ще н и я  ядовитых 

веществ в атмосфере ,  <<когда жизнь трав и н ки  в баварском лесу за­
висит от заключения и  выполнения международных соглаше н и й>>, 
и нтересы гражданского общества и  корпораций призвано защитить 
современ ное государство 1 • 

К сожалению, сегодня государственное регул ирование практи­

чески  не  в м е ш ивается  в  эти  слож н ые  пробл е м ы .   Глобали зация 
соврем е н н ых  экологических и  политических рисков  предопреде­

ляет глобал изаци ю  обществен н ых движе н и й  экологистов  и  анти ­

глобал истов,  которые  и значально разви ваются  как  транснацио­
нальные.  Вместе с тем существует целый ряд устойч ивых конфлик­

тных л и н и й ,   которые  и м е ют  ци вил изацио н ную специфику:  это 

пробл е м ы  рас ы ,  цвета  кож и ,   этн ической  принадлежности  ( и но­

стра н н ые  рабочи е ) ,   конфессиональные конфл и кты .  Все эти дви­
жен и я  становятся центра м и  субпол итик и ,  и  тем  сам ы м  политика 
утрачивает центральное м есто в обществе, где при ни м аются реше­
н ия  и  форм ируются  контуры будущего развити я .  

И нформационное  государство должно создать  н о в ы й  <<обще­

стве н н ы й  договор», объед и н и в  гражданское общество  и  корпора­

ц и и  перед  проблемой  защиты  от  техногеи н ых  рисков в  и н форма­
ционном обществе. Такой <<обществе н н ы й  договор>> станет источ­
н и ком его легитим н ости  в информационном обществе , где сегодня 
происходит стремительное перераспределение властных полномо­
ч и й .  

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 

1 .  

Какое влияние оказала и нформационная революция на измене­

ние политической  власти? 

2 .  

Какую  форму принял конфликт между политическ и м  и  эконо­

м ическим человеком в  и нформационном обществе? 

Бек У.  Указ. 

с о ч .  

С. 26. 

90 

3. 

Что  мешает  политической  власти  гибко  перестроиться  в  соот­
ветстви и  с  логикой  сетевых структур информационного  обще­

ства? 

4. 

Как  можно  конструктивно  разрешить  конфликт  между эконо­
м ической  и  политической  властью  в  информационном  обще­

стве? 

5. 

В 

чем значение капитала общественного доверия в и нформаци­

онном обществе? 

6. 

Что такое и нформационное государство и  какие основные про­
блемы и  противоречи я  связаны  с его фор мированием? 


background image

Глава 

ФИЛОСОФИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО 
ВРЕМЕНИ: ХРОНОПОЛИТИКА 

Мы сиди м  на секундной стрелке, отделяющей прошлое 

от будущего, а она движется так быстро, что этого дви­

жения мы почти не замечаем, как не замечаем движения 

Земли ... 

Генрих Белль 

5.1. 

ЭТО СТАРОЕ ДОБРОЕ ВРЕМЯ ... 

В  классической  пол итической  картине  м ира  пол итическое 

время  обладало ярки м и   качестве н н ы м и  характеристикам и ,  среди 
которых важнейшее значение и мели вектор вре ме н и ,  его скорость, 
ш кала  и  социокультурная  специфика.  Н есом н е н но,  политологи 
переосмысли вали фактор  п ол итического вре м е н и  как историчес­

кую категори ю ,  и  вновь открытые или  постигаем ы е  политические 

цен ности  могли получить право на жизнь только после  их творче­

ского вкл ючен и я  в  <<дней связующую н ить>> .   Но сам вектор  време­

н и  - от  прошлого - к  н астоя щему и  будущему,  - эта  << цеп ь  вре­
мен>>  казалась непреходя щей и  веч ной в  классической политичес­
кой  картине м ира. 

Качествен ное  осмысл е н и е   п ол итического  вре м е н и   получило 

свою интерпретаци ю уже в антич ности . Древнегреческие филосо­
фы различали хронос - формал ьное время  и  кайрос - подл и н ное 
время, исполненное содержания и смысла.  П ауль Тиллих, размыш­

ляя  над  понятием  << кайрос>> ,   подчеркивает:  <<Л и ш ь  для абстракт­

ного,  отстранен ного  созерца н ия  время  является  пустой  формой , 

способной  вместить л юбое  содержание; но для того,  кто осознает 
динамически й  творчес к и й  характер  жизн и ,   время  нас ы щено на­

пряжениями, чревато  возможностя м и ,  оно обладает качественным 
характером  и  преиспол нено смысла.  Не  все  возможно во вся кое 
время,  не  все  истинно во  всякое  время  и  не  все требуется  во  всякое 

время>>  . 

П ол итическое  время - это  время-кайрос, стерегушее эпохаль­

ные моменты  истори и .   Его пульсацию можно почувствовать в ма-

Тиллих 

П. И збранное: Теология культуры .  М . ,  1 995. С. 2 1 7. 

92 

леньких политических кружках и  на многотысячных митингах,  где 

проявляется духовная тревога; оно может обрести силу в пророчес­
ком слове  политического трибуна.  Но пол итическое время нельзя 
продемонстрировать и  навязать:  оно свободно,  подл и н но  и  уни ­
кал ьно, ибо само я вляется  судьбой  культуры .  

Структурные ти п ы  политического времени  переосмысливались 

в  класс ической  пол итической  науке  в  соответстви и  с  общей тео­
р ией  пол итического  развития .  Н аиболее  и звестн ы м и  явля ются 
формационная ,  модернизационная  и  ци вилизационная классифи­
каци и .  С точки зрен ия  теори и  обществен но-экономических фор­
маций ( К.  М аркс) пол итическое  вре мя делится  на пять эпох:  пер­
вобьпно-общи н ную, рабовладельческую, феодальную, капиталис­

тическую  и  коммун истическую.  В  основу  классификации  здесь 

положен с пособ производства материал ьных благ,  который задает 

определенную специфику всей исторической эпохе, а также темпу 

и  качеству ее политического времен и .  

Теория  модернизаци и ,  провозглас ившая  всеобщий переход от 

трад и ционного - к современ ному, модернизирован ному и ндуст­
риальному обществу,  значительно упростила  процесс осмысления 
структуры  политического времени .  В  модернизационной картине 
м ира четко выделя ются только два типа времени - традиционное 
и  современное.  При  этом традиционность  прочн о  ассоциируется 
с  отсталостью,  замедлен ностью,  архаич ностью  и  цикл ичностью 
политического вре м ени, а модерн ,  напротив,  - с  проrрессивнос­
тью, лине й ностью и ускорением темпа и  ритма политических часов 

истории. 

Гораздо  более  глубоко  в  философии  пол итики  подошла  к  и н ­

терпрета ц и и  феномена политического  времени теория  цивил иза­

ц и й .   С  точк и   зре н ия  ци в ил и зац и о н н ого  анал иза  пол итические 
культуры  раз н ых  стран  и  н ародов  отл ичаются  своей  вре м е н н о й  

ритми кой :  есть динамичные  культуры ,  н еудержимо устремле н н ые 

в завтраш н и й  ден ь ,   но  есть  и другие - где замедл е н н ы й  ритм  вре­
м е н и  рождает  веч ное томл е н и е  

«ПО 

утерянному 

paio». 

П оэтому  в 

диалоге  цивилизаций  н ет  еди ного  для  всех  постранства-врем я ,  

и  это  рождает  оди н  и з  драматических  парадоксов  классической 
хронопол итики: чем  более  медл е н ную времен ную ритм и ку  и меет 
цивилиза ц и я ,  тем  в ы ш е   вероятность того,  что  ее трад и ционное 
п ол итическое  пространство  станет  сокращаться  под  вл и я н и е м  
вторжен и я  более динамичных  культур. 

Вопрос  о  взаимосвязи  пол итического и  социокультурного  вре­

мени - это вопрос  о том ,  насколько пол итический процесс детер-

93 


background image

м и н ирован  кул ьтурой .   И звестно,  что  вре мя  н и когда  не  б ы вает 
н ейтральной количественной  ш калой для  измерения человеческого 

оп ыта.  Социокультурное время отражает ритмы коллективных дей ­
ствий в  каждой  цивилизац и и ,  политическое  время - ритмы поли­
тической жизни .  Как и  пространство,  время выступает универсаль­

н ы м   конте кстом  л юбой  культур ы .   П итирим  Соро к и н   и  Роберт 

К .   Мертон  nодчеркивают,  что  <•с исте м ы   вре м е н и   варьируются 

вместе с социальной структурой» 1 • 

Точки  отсчета для  измере н и я  социокультурного  и  nол итиче­

ского времени в  каждой ц ивилизации  выбираются среди событи й, 
социальная  значимость которых зависит от национальных тради­

ций и  обычаев. Социальные антропологи считают, что основанием 

для определения длительности  недели  в каждой  цивил и зации мо­
жет служить nовторя ющийся ритм рынка  и  ярмарок:  восемь дней 

в  раннем  Риме,  десять - в  Китае,  семь - в  иудео-христ11анской 

традиции, пять или шесть - в отдельных районах Афри ки  и  Цент­

ральной Америки. Н есомненно, счет времени отражает также био­

логическую  необход и мость  в  отдыхе  для  бол ь ш и н ства  л юдей 2. 

Оди н  день обязател ьно  выделяется для  отдыха  или рел и гиозных 
ритуалов и  молитв (воскресенье - в христианстве, суббота - в иу­

даизм е ,   пятн ица - в  и сламе).  При  этом  социокультурное  время 

обеспечивает определенные рамки для  каждого типа человеческой 

деятельности - политической, экономической, социальной. Вмес­
те с тем любой  из этих видов деятельности обладает собствен ной, 

отличной от других вре м е нной матрице й .  

5.2. 

ВРЕМЯ ПОЛИТИКИ И ВРЕМЯ КУЛЬТУРЫ 
В КЛАССИЧЕСКОЙ  КАРТИНЕ МИРА 

Ц ивилизацион н ы й  анализ политического  времени дал ответ 

на  весьма важные вопросы :  в  какой  сте n е н и  социокультурное вре­
мя  способно определять ритмы  времени  n ол итического  и  какова 

сте n е н ь  «Свободы» политиков от национальных социокультурных 
трад и ц и й ?  

Обращаясь  к  социокультурной  вре м е нной ориентации,  пол и ­

тологи выдел или  нескол ько ос новн ых аспектов: уровен ь  и  губ и ну 

осознания  вре м е н и ,   вектор  времени и  доми н и рующие  ценности. 

94 

Sorokin 

Р. , 

Merton R. К.  Social time. А methodological and functional analysis // 

Amer. J .  of Sociology.  1 93 7 .  N2 42. 

Р.  6 1 5. 

lbld. Р. 34-35. 

Каким образом  все эти  факторы  влияют на матрицу политического 

времени? 

Начнем с уровня  и  глуб и н ы  осознания вре м е н и .   И сследовате ­

ли  отмечают,  что  для  социокультур н ы х  процессов  н абл юдается 

пря мо проnорциональная зависимость: чем выше уровен ь  социо­
культурного развития  цивилизации ,  тем выше уровень осознания 

социокультурного вре м е н и .  Как пишет  Петр Штомп ка, <•на одном 

полюсе - одерж и м ая  озабоченность течени е м ,   прохожден и е м ,  
н едостатком  вре ме н и  и  т.д.  (си ндром  " время-ден ьги " ) ,   н а  про­

тивоположном - безразличие, прен ебрежен и е  временем, вседоз­

вол е н ность обращ е н и я  с  н и м  (синдром  " отлож и м  н а  завтра" ) >> 1 • 

Н а  ран н их  стадиях развития  кул ьтуры  ритм  задают  периоды 

сбора  урожая ,  охот н и чь и  сезо н ы ,   период ы  дождей  ил и  засух и .  

Е .  Эванс- Причард  заметил,  изучая  племена нуеров  в  Судан е ,  что 

они живут си юминут ны м  временем, воспри н и м ают л и ш ь  настоя­

щ и й   момент,  связанн ы й  л и бо  с  метеорологическими услови я м и ,  

либо с естествен н ы м  окружен и е м  и  повседневной деятельностью2. 

Н аблюден и я  Эванса- Причарда подтверждает  Барбара Адамс: по ее 

м н е н и ю ,   врем я  в  жизни ранн их  обществ  было  ч е м-то  вроде  вто­
ричной, зависимой  пере м е н н о й ,   выпол н я я  исключител ьно и н с ­

трументальные функции3. 

Н а  более  nоздних этапах  развития  культуры  ритм задают рел и ­

гиозные празд н и ки ,  торговые ярмарки ,  социал ьн ы е  и  политиче­

ские ритуал ы .  В  и ндустриальном обществе время превращается  в 

центральны й  коорди натор человеческой деятельности. Джек Гуди 
п и шет,  что  время - «это  ключевая  м а ш и на  современ ного  м ира, 
nревосходящая п о  важности  паравой двигател ь>>4.  Пом и мо  ритма 

трудовой  недели  в  ры ночном  обществе  важное знач е н и е  и грают 
сезон ные распродажи  и  кан и кул ы .   П оэтому  вре м е н н ые  nериод ы ,  

даже  номинал ьно равн ы е ,   n роходят  с  неод и н а ковой  скоростью, 

а даты и меют н е  только календарное,  но и  кул ьтурное значение. 

Для индустриального человека время прин имает форму ресурса, 

которы й  можно  потратить, сэкономить,  продать, распределить или 

обменять.  Л ьюис  М эмфорд  п и шет:  <<Оплата  по  часам,  контракты 

по  часам,  работа  по  часа м ,  еда  по часа м ;  и  н и что  не  свободно до 

Штомпка П. 

Социология социальных изменений. 

М . ,  1 996. 

С. 

75. 

Evans-Pritchard 

Е.Е. 

The Nuer. 

L., 

1 963. 

Adams В. Time and Socia1 Theory. Cambridge,  1 990. 

Goody 

J. 

TiiТ_Je: social organization //  lnt.  Encyclopedia of the Social Sciences. 

1 990. Vo1 .  1 6. 

Р. 33. 

95 


background image

конца от печати  календаря  ил и  часов» 

1 • 

Деспотизм времени свиде­

тельствует о том ,  что оно  перестает  и грать  рол ь рабочего и н стру­

мента и  превращается  в независимую переменную, определяющий 
фактор социал ьно- пол итической жизн и .  

Однако  урове н ь  осозна н и я   социокул ьтурного  вре м е н и   н еод­

нозначно вл ияет на матрицу политического времени ци вилизации. 

Тоталитарные пол итические режимы 

ХХ 

в. ,  воз н и кш и е  в  высоко­

развитых странах (фаш истская  Германия,  И талия  в  период  прав­
л е н и я   М уссол и н и ,  фра н к и стекая  И с п а н и я )   с  высоким уровнем 

восприятия социокул ьтурного  времен и ,  продемонстрировали низ­
кий уровен ь  осознания вре м е н и  политического,  вседозволенность 
обра ще н ия  с  н и м .  Ди ктаторы  вообще  с клон н ы   преувел и ч и вать 
свои возможности:  им часто кажется ,  что они способны остановить 
стрел к и  политических часов, заставить служить себе демона поли­

тического  времени .  И  каждый раз это заканч и'вается катастрофой. 
Драматический разрыв между  высоким уровнем осознания социо­

культурного времени и  низким уровнем политического поrружает 
общество в хаос  вол юнтаристских реш е н и й .  

Второй  группой факторов ,  существен н о  влияющих на социо­

культурное время, выступают вектор ориентации и дом и н ирующие 
ценности .  Существуют  цивил изаци и ,   которые <<Живут  историей>> ,  
о н и  обращены  н азад  - к  событиям  и  традициям славного  прош­

лого. Другие тесно связаны  с настоящ и м ,  они живут сегодня ш н и м  

днем  и  в  н е м   н аходят  источ н и к  э нергетики .  Третьи  обращ е н ы   в 

будущее, для  н их  магическ и м  значением наделено слово <<завтра>>. 

Принято сч итать,  что американское и  российское общество и м еет 
пре и м ушественно перспектинную ориентаци ю, китайское исполь­

зует н астоя щее  как  централ ьную точку,  и з  которой  п оток суще­

ствования  растекается  в  обе  сторо н ы ,  а  индийское  ж и вет  ретро­
с пективной ориентаци е й .  

В т о  ж е  вре мя  внутри  каждой  ц и вил иза ц и и  также  существует 

дифферен циац и я :  разл ич н ые  этнические, рел и гиозные и  профее­

сианальные групп ы  могут  выбирать свою вре мен ную перспективу. 

Как  отмечает  П етр  Што м п ка,  в  американском  обществе сред н и й  

класс  ориентирован  на  будущее:  он  стрем ится  к  достижен и я м  и 
карьере  и  готов отложить немедле нное вознагражден и е  на завтра. 
Также  ориентирова н ы   представител и  бол ь ш и н ства  професс и й ,  
поскольку реал истично о це н и вают время.  Н о  отдельные регионы 
(Стар ы й   Юг)  ил и  патриархал ьные сем ьи  жи вут  сво и м и   воспом и-

Mumford 

L .  

Technics апd Civilizatioп. N .Y.: Yarcourt ,  1 964.  Р. 2 .  

96 

нан иями  о  прошло м .   Н аконец,  марги нал ьные слои общества ­

бродяги, бездомные, безработные - жи вут исключ ител ьно сегод­
няшни м днем 

1 • 

Если  вектор социокул ьтурного времени склады вается  из суммы 

социокультурных ориентаций  всех слоев и  групп общества, то век­

тор политического времени  зависит  преи мущественно от поколе­

н и я ,  гос подствующего  на  пол ити ческо й   сцене.  Следовател ьно, 
направление пол итического  времени  может достаточно часто ме­
няться ,  не совпадая с социокул ьтурной традицией. Такая ситуация 

часто возни кает в модернизирующихся странах. Общество в целом 

может иметь ретроспективную ориентацию, отдавая предпочтение 

повторяемости ,  сходству  и  порядку,  а  вектор  политического вре­

мени - перспективную, ориентируя на изменения, новизну и  про­
гресс.  Н аступает ситуация драматического напряжения, намечает­

ся болезне н н ы й  разрыв, который может спровоцировать граждан ­
скую войну. 

П ол итический  класс должен  чутко  приелуши ваться  к  ритмам 

национальной  кул ьтуры ,  чтобы  не нарушить тон кой гармон ии со­

циума.  В  культуре  существуют  парадокс ы ,  когда на крутом  пово­

роте  развития  неожидан но самое  архаи ч ное  оказывается  сам ым 

перс п е кти вны м .   Бол ьшевики  в  Росси и  истребляли  кулаков,  но 
именно кулаки могли  бы стать  классом  перспекти нных фермеров, 

способных накормить голодную страну.  В запасе у политического 

класса  должны  быть технологи и ,   выявляющие такие  парадоксы 
культуры . Арабская  пословица гласит:  на крутом  повороте хромой 
верблюд оказы вается  первым .   Н етерпел и вые модерн изаторы  при­
выкл и  жестоко расправляться с архаич н ы м и  национальными тра­

ди ция м и ,  видя  в них <<хромого  верблюда>> .   Но  искусство пол итики 

как раз  и  состоит в том ,  чтобы  заставить социокультурные тради­
ции служить пол итическим целям. 

Сравн ивая  социокультурное  и  пол итическое  время  цивилиза­

ций,  нельзя  не  заметить, что одн и  и  те же события общественной 

жизни выглядят по-разному в этих двух  временных матрицах. Жар­

кие дебаты  в парламенте  и  падение кабинета, смена правительства, 
ротация политических элит - все эти события знач ительно влияют 
на пол итическое  время  и  часто  весьма несуществен н ы  для  социо­
кул ьтурного  измере н и я .   П ол итичес кое  вре мя  как  бы  встроено 
внутрь более <<крупного>> социокультурного времен и. П оэтому в тех 

случаях,  когда ритмы  культурной и  пол итической жизн и совпада-

Штомпка П. 

Указ. 

соч . 

С. 

76. 

97 


background image

ют ,  наступает  явление  резонанса  - общество  получает  «второе 

дыхание>> ,  исп ытывает небывал ы й  подъем  культуры . 

И нтересно,  что  в  периоды  такого  <<благополучного>>  развития , 

когда  все  сфокусировано  на  изменениях и  движе н и и  вперед,  и н ­

терес  к  социокультурным традициям у политиков слабеет.  Пол и ­
тические л идеры  вообще склон н ы  переоцен и вать значение поли­
тического времени для  судьбы  культуры .  Ш ироко распространено 

м не н и е  о  том ,  что в  наш динам и ч н ы й   век новизна и  оригиналь­
н ость  п олитических ре ш е н и й   становится  доми н ирующей  цен­
ностью 1 .  Основное в н и ма н ие уделяется  пол итическим технологи­
ям,  в  которых политики видят инструменты рационального  изме­
н е н ия  м ира.  <<Священ ность  и  незыблемость  прошлого  кул ьтуры 

как  главного  символичес кого  ре гулятора социальн ых,  пол итич е ­

ских и  культурных изм е н е н и й  уступают место и нновациям  и  ори -

е нтац и и  на будущее  как  на  базовы е  культурн ы е  изменения»  . 

Однако в  период  пол итиуеских кризисов общество неизменно 

обращается  к забытым социокультурным тради ция м ,  и щет опоры 

в  п р и в ы ч н ы х  ритмах  социокультурного  вре ме н и ,   апеллирует  к 

опыту  предшествующих п о коле н и й .   Пол итическое  и  социокуль­

турное время - это два мощ н ых потока,  которые, соединяясь, ста­

новятся н еиссякае м ы м  истоУн и ком динам изма цивил изаци и. 

5.3. 

КЛАССИЧЕСКАЯ ШКАЛА ПОЛИТИЧЕСКИХ ЧАСОВ 
ИСТОРИИ 

П ол итологи  давно  заметил и  разл и ч и я  м ежду  л и н е й н ы м   и 

ц и кл и ческим типами  политиуес кого вре м е н и .   Циклическое,  вра­
щающееся  по  кругу  время  характерно для  ц ивилизаций  Востока. 

Ц икли ч еская  врем е нная  ритм и ка  полна драматических взлетов и 

паде н и й ,  подчи няющихся  перераспределител ьному принци пу: н а  
политической сцене возникают и  исчезают все новые и  новые фан­

том ы .   Но  драматическая  н ас ы ще нн ость  цикл ического  вре м е н и  

п олитически м и  события м и - вой н ы ,  револ ю ц и и ,  ди ктатуры ­

н е  связана с ускорением динамики временного развития.  Маятни к  
п ол ит ических часов в одном ритме отсч итывает свои цикл ы .  

И ны м  выступает л и н ей ное пол итическое вре м я ,  стремительно 

движущееся вперед по пути П рогресса.  Западная  цивилизация пер­

вой 

этот тип времени .  Н о  можно л и  назвать ее пол итиче-

98 

Shi/s 

Е. 

Traditioп. Chicago,  1 98 1 .  Р. 2 .  

Eisenstadt S.  А  reappraisal  of tl1eoriesof sociai chaпge а п d  moderпization 

11 

Social change  and moderпity.  Berkeley,  1 992. Р. 424. 

ское  вре мя действител ьно л и нейным? Запад  знал  дл ительные  пе­
ри оды  вой н ,   револ ю ц и й ,   массовых  эпиде м и й ,   отбрасывающих 
обшество  назад.  Но  наряду с  эти м  из поколения  в  поколение на­

капливались показател и  прогрессивного развития - в экономике, 

политике, социальной сфере.  Н есом ненно, терми н  <<линейное вре­
мя>> - это упроще н ная  формула,  за  которой  скры ваются  неодно­

родные глуб и н н ы е  ритм ы ,  подспудные движения, причудливые в 
своей неожидан ной направленности. 

Политологи  долго  сч итали  линейное  пол итическое  время эта­

лон н ы м .   На  первый взгляд  преимущества л и не й ного времени пе­

ред  цикл ическим очевид н ы :   политические  эволюции, связанные 
с  непрерывными  кумулятивн ы м и  эффектам и ,  предпочтительнее 
политиуеских взлетов и  паде н и й ,  выступающих фазами цикл ичес­
кого вре м е н и .  

Однако линейное время - это непрерывная  эволюция в одном 

направлен и и ,  когда общество неуклонно совершенствует одну мо­

дель развития. Для  западной ц ивилизации это  модель либерал ьной 
демократ и и . Л и ней ность политического вре м е н и  позволила Запа­
ду  оче н ь  б ыстро  развить  свой  культурн ы й  п отен циал ,   но также 

быстро  и  и счерпать его.  Уже  сейчас  раздаются  голоса  о  том ,  что 

наступил  <<Конец истор и и » ,  либеральной демократии  нет  альтер­

нативы. Даже открове н н ы е  апологеты  западной цивилизац и и ,  ка­
ким  несомн енно является Ф. Фукуяма, жалуются  на скуку:  <<Конец 
истори и  печален .   Борьба за  признание, готовность рисковать жиз­
нью ради  ч исто  абстрактной  цел и ,  идеологическая борьба, требу­
ющая  отваги ,  воображе ния  и  идеализма,  - вместо  всего  этого ­

экономический расчет,  бесконеУные тех н ич еские  проблемы,  за­
бота  об  экол о г и и   и  удо вл етворе н и и   и зощре н н ы х   зап росов 

потребителя.  В  постисторический период нет н и  искусства,  ни фи­

лософ и и ;  есть л и ш ь  тщательно оберегае м ы й  музей человеуеской 

и стори и  . . .   П ри з н авая  н е избежность  постистори ч еского  м ира, 

я  испытываю самы е  противореч ивые чувства  к  ц ивилизации, со­
зданной в  Европе после 

1 945 

г., с ее севераатлантической и  азиат­

ской ветвям и  .. .   Быть может, именно эта перспектива многовековой 

скуки  вы нудит истори ю  взять еше один ,  новый старт?>> 

1 .  

Что же  происходит с ци вилизацией в ритмах л и нейного  време­

н и ?   Размы шляя  н ад  механ измами  этого  времен и ,  А.С.  П а нарин 

отметил , что линейность становится возможной благодаря  инстру­
ме нтальному отноше н и ю  к  м иру.  И нформация,  относящаяся  к 

Фукуяма Ф.  Конеu истори и? 11 Вопр. философ и и .   1 990. 

Ng 

3. 

99