Файл: Василенко И.А. Политическая философия (Высшее образование). 2010.pdf

Добавлен: 05.02.2019

Просмотров: 9643

Скачиваний: 18

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 

1 .   Какое влияние оказала и н

ф

ормационная революция на станов­

ление новой постклассической картин ы  политического мира? 

2. 

Какие  новые  постклассические  политические  акторы  появи­

лись сегодня на политической сцене? 

3.  Какие  наиболее  яркие  характеристики  постклассической  кар­

тины мира вы можете назвать? 

4. 

Как вы понимаете мета

ф

ору «общество сетевых структур»? 

5.  Каков главный кон

ф

ликт постклассической картины политиче­

ского мира? 

Глава 

ОНТОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ 
ВЛАСТИ 

Законы и  институты должны  идти  рука об руку с раз­

витием  человеческого  разума ...  Когда сделаны новые 

открытия,  обнаружены  новые истины  и с изменением 

обстоятельств изменились манеры и взгляды, институ­

ты также должны двигаться вперед и  не  отставать от 

времени. 

Т. 

Джефферсон 

4. 1.  НОВЫЕ ПРАВИЛА ВИРТУАЛЬНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИГРЫ 

И нформационная революция бросает вызов всей старой сис­

теме властных отношений в обществе,  и  осознание новых реалий 

во властной сфере особенно важно - проблема власти бьmа и оста­
ется  центральной в  мире политики.  И нформационная цивилиза­

ция создает  новые правила политической игры,  выводя властные 

элиты за пределы централизации ,  синхронизации и бюрократиза­

ции, опрокидывая старые  иерархии власти ,  словно карточные до­

м и ки .   Еще четверть  века  н азад,  в  далекие уже теперь  1 980-е 

rr. 

прошлого  столетия , 

Э. 

Тоффлер в  <<Третьей  вол н е »  пророчески 

предсказывал, что новая информационная  волн а  принесет с собой 

<<Собственные представления о мире, со своими собственными спо­

собами и спользован и я  вре м е н и ,  пространства, логики,  прич и н ­

ности>> 

1• 

И  вот,  наконец, это время  наступило,  информационная 

волн а  вплотную подступила к политическому берегу . . .  

Каждая  политическая эпоха знает свою логику власти  и  власт­

ных отношени й .  Классическая картина политического мира бьmа 

основана на стройной иерархии отношений власти , когда завоева­
ние  властных политических вершин означало доступ  ко  всем  ка­
налам политического  могущества и  влияния .  Монарх,  президент 

и  харизматик-револ юционер  в  класс ической картине  политиче­

ского мира, стремясь завоевать власть, опирались н а  организацию ,  

централизацию и  иерархию. Легитимность и х  власти  в  обществе 

ос н о в ы валась  н а  добровол ь н о м   призн а н и и   б ол ь ш и н ством  их 

Тоффлер Э. Третья 

волна. 

М . ,  2002. С. 34. 

7 1  


background image

властн ых прерогати в согласно монархической традици и ,  консти­

туции или харизме. 

И нформационн ая  револ юция п редоставила в  распоряже н и е  

соискателей власти  при н ци п иал ьно новый ресурс - сеть инфор­

мационн ых потоков, и  этот ресурс по- новому обозначил все пре­
рогативы  пол итическо й  власти.  Есл и  в традиционном обществе 
монарх имел в своем распоряжении только ту и нформацию, кото­
рую ему п редоставлял и  п ол итические советники, то  президент в 
и ндустриальную эпоху мог уже пользоваться более ш и роким кру­
гом  и нформации ,  которую  ему  п редоставлял и  все  п ол итические 
и нституты общества. Однако и в том, и в другом случае политичес­
кая и нформация была дозированной, управляемой и регулируемой, 
вплоть до создания <<железного занавеса>>. 

И нформационная революция необычайно раздвинула горизон­

ты информационного пространства, предоставив в распоряжение 

п ол итическо й   власти  глобал ь н ые  и н фор м а ц ио н н ы е   п ото к и .  

Власть может пользоваться эти ми потоками ,  но она не в силах и м и  

п олностью управлять.  В  и нформационном обществе невозможен 
<<железны й  занавес>> ,  любые манипуляции с  и нформацией носят 

локал ь н ы й  характер,  поскол ьку сокрытие  информации в  одн и х  

каналах может быть мгнове н но дезавуировано други м и  и нформа­
ционн ы м и  потоками .  

Вот она,  главная  тай на  и н формационного общества:  п ол ити­

ческая власть не может полностью контролировать свой главн ы й  
новый ресурс - пол итическую и нформацию, информация посто­
янно <<ускользает>>  из ее рук.  П ол итическая  власть существует се­
годня в  пространстве  неуправляемых информацион н ых потоков, 

и это в свою очередь делает бытие власти таки м  же неуправляемым. 

Об этом очень иронично написал Тоффлер: << П резидент чувствует 

себя  так,  как будто он  кри ч ит в телефон ную трубку,  а  на другом 
конце  н икого нет>> 1 • 

Одновременно могущество власти  возросло до немысл им ы х  

прежде пределов - ядерная  кноп ка в руках президента может се­
годня превратить планету в п ыл ь  за сч итанные секунды .  Но одно­
временно это поставило невиданные ранее ограничен ия на преде­

лы осушествления власти :  воспользоваться ядерной кнопкой мож­

но только оди н  раз - первый и  послед н и й ,  и  это будет означать 
полное исчезновение власти. Власть и безвластие стали двумя сто­

ронам и современного и нформацион ного м огущества. 

Тоффлер Э. Указ. соч .  С. 622. 

72 

Одновременно сетевые потоки информации невиди м ы м и ,  но 

всесил ьн ы м и  н итям и  опутал и  и разрушили самую основу, костяк 
пол итической систем ы  общества - и н ституты  власти .   П ол ити­

ческие парти и ,  парламенты, конгрессы ,  государствен ные советы 
и  бюрократические структуры оказал ись беспомощными глиня­

н ы м и  колоссами  на пути бушующих и нформационных потоков. 

П ол итические и ерархии невосприимч ивы сегодня к сетевым по­

токам  и нформац и и  так же, как были  невосприимч и вы  когда-то 
феодальные структуры власти к республ икански м  пол итическим 

идеалам. 

4.2.  КОНФЛИКТ ЭКОНОМИКИ И ПОЛИТИКИ КАК ВЫРАЖЕНИЕ 

СТРУКТУРНОГО ПРОТИВОРЕЧИЯ СОВРЕМЕННОГО 
ОБЩЕСТВА 

И ерархические политические институты власти пришли се­

годня в я вное противоречие с современ ной сетевой формой орга­
низации экономи ки .  Этот внутренний конфликт двух форм власти 
информационного общества - эконом ической и политической -
грозит серьезно дестабилизировать обществен ное развитие в бли­

жайш ие десятилетия. От того,  насколько успешно его решат рос­
сийские политические и экономические элиты, без преувел ичения 

зависит наше обществен ное благополучие. 

Дело в том , что и нформационная  волна в первую очередь заде­

ла и менно экономические структуры .  Экономическая  власть до­

статочно оперативно отреагировала на информационную револю­

цию созданием адаптивных корпораци й  - сетевых структур управ­

л е н и я   внутри транснационал ьн ы х  монопол и й   и  сетью  малого 

бизнеса. Как отмечает В.  И ноземцев, информационная революция 

в экономике привела к усилению децентрализации, демассифика­
ции и  фрагментаци и  производства.  Эти  перемены ознаменовали 
переход к системе гибкой специализации, призванной быстро от­
вечать на новые запросы рынка и  вкл ючающе й  в себя такие эле­
менты, как оперативное  изменение объемов производства,  под­
вижная  кадровая  п ол ити ка, быстро  меняющи йся  парк маш и н ,  
гибкие технологические процессы и организационные формы 1 • 

П о. существу, информационная <<революция управления>> в биз­

несе означала переход от централизованного управления к модуль­

ной организации ,  в основе  которой лежал и небольшие структуры ,  

Иноземцев В. З а  пределами эконом ического обшества. М . ,  1 998. С. 265. 

73 


background image

соединенные во временные конфигураци и .  Это позволило быстро 
адаптировать экономичес кие и н ституты  к  ново й ,  гибко  меняю­

щейся информационной среде. П режде всего сетевая форма управ­

ления дала возможность наиболее полно испол ьзовать стремление 
творческих работников к нововведен иям и и н ициативам в ответ на 

новые вызовы времен и ,  что позволило перенести принятие ответ­

ственных управленческих решени й  на н изовые уровни управления. 

Разделение процесса принятия реше н и й  стало  важ н ы м  рычагом 

сетевого управлен и я  адаптирующихся корпораций. 

Еще одни м  важны м  преимуществом  новых структур стало ук­

реплен и е  кап итала обществен ного доверия внутри корпораци й  -

рост корпоративной сол идарности .  Н ебольшая мобильная группа 
п редоставляет наилуч ш ие  возможности для  и нтерперсонального 
взаимодействия творческих л ич носте й ,  внутри нее легче возни ка­

ет чувство коллективного действия, форм ируются обшие этические 

ценности ,  складывается  моральный консенсус, что с пособствует 

быстрому и эффективному принятию и  исполнен и ю  управленче­
с ких решений. Сетевая форма управления подразумевает, что мо­
тивы деятел ьности в значительной степени вытесняют сти мул ы ,  
а единство мировоззрения и  цен ностей становится самодостаточ­

ной основной саморазвития корпораций 1 • 

Однако самое главное заключается в том ,  что сетевые структуры 

п редполагают активное  использование творческого п отен циала в 
качестве основы развития современной корпорации .  И менно твор­
чество становится главным козырем новой организации в борьбе 
со старыми экономичес ки м и  иерархиям и  и ндустриальной эпохи . 
Отношение новых предпринимателей к бизнесу как своему творе­

н и ю  вызывает у работников бол ьшую приверженность целям  кор­
пораци и ,  нежели отношение к  н е й   как  к  с воей  собствен н ости .  
Успех Б .  Гейтса и других кум иров современн ого бизнеса обуслов­

лен не тем ,  что они контролируют бол ьшую часть капитала своих 

компани й ,  а тем что они обладают ключевыми знаниями об орга­
н изац и и ,  я вляются  носителями ее философии ,  передают из поко­

ления в поколен ие ее м ифы и  формируют долговременные отно­

шения со служащим и  и  партнерам и. 

М ногие современные исследователи считают самоуправляющу­

юся креативную ассоциацию высшей формой производствен ной 

Fukuyama F.  Ор. cit. 

Р. 

26. 

74 

деятельности и подчеркивают, что эта форма организации творче­

ской активности станет основой бл ижайших десятилетий 1 • 

Таким образом,  и спользован ие сетевого принципа управления 

в эконом и ке  привело к  поисти не револ юцион н ы м  результатам :  

дифферен циация сменилась гомогенизацией ,  иерархия - децен ­
трал и зацией ,  подконтрольность - самоорган изацией. Корпора­

ции, ранее предстам я вшие собой  вертикальные структуры ,  пре­
вратились в горизонтальные сетевые совокупности коллективов, 
каждый  из которых представляет собой фактически завершенную 
организацию со сво и м и  целям и ,  цен ностя м и ,  мотивами и л иде­
рами .  

Все эти  револ юцион н ые  пере м е н ы  в  э кономике  не м огли  н е  

сказаться  на социальной структуре современного общества. Дело 

в том, что новые корпорации в качестве своих первоочередных це­

лей стали  называть социальные, в неэконом ические ориентиры, 

что  привело  к и х  знач ительной социологизаци и  и  п ол итизаци и .  

И ноземцев подчеркивает, что современные корпорации преврати­

лись в социальные структуры даже  в большей мере, чем в  эконо­

м ические, поскольку в современн ых условиях корпорация фун к­
ционирует как п редстав итель ное  обществен ное  учрежден и е :  ее 

обществен ные функции как коллектива не уступают по значениям 
ее экономическим функциям2. 

Логика развития и нформационного общества неминуем о  при ­

ведет к выраже нному лидерству именно социально ориентирован­
ных корпораций. Уже сегодня наибольших достижений добивают­
ся именно те предприниматели ,  которые нацелены на максимал ь­
ное  и сп ол ьзова н и е   высокотехнологичн ы х  п ро цессов и  с истем ,  
привлекают луч ш их ,  высокообразован ных экспертов и ,  как п ра­
вило, сами обладают незаурядными способностям и  к и н н овациям 
в избранной сфере деятельности .  Ставя  перед собой н е  экономи ­
ческие, а социальные цели ,  стремясь самореализоваться в бизнесе, 
обеспечить общественное признание созданным и м и  технологиям, 
эти люди добиваются  и  наиболее  впечатляющих э кономических 
результатов. Н апротив, те предприн и м ател и ,  чьи цен н ости имеют 
чисто эконом ический  характер,  проигрывают экономическое со­
ревнование3 . 

Drucker P. F.  The  Age  of Discontinuty.  N .Y. :  Yarper-Collins  PuЬiishers,  1 996. 

Р. 

1 76. 

Иноземцев В. Указ. 

с о ч .  

С. 273. 

Drucker Р. F.  Ор. cit. 

Р. 

1 О 1 .  

75 


background image

И так, наука утверждает, что будущее за креати в н ы м и  самораз­

в и вающимися корпорация м и .   При этом социальные функции та­
ких корпораций связаны с основными направлениями их деятель­

ности. П режде всего они развивают креатив н ы й  п отен циал совре­
менного  общества,  и н корпорируя  в  себя  н овых перспективных 
специал истов и осуществляя их непрерывное образование, что со­

ставляет основу саморазвития современного общества.  П о м и мо 

этого высокий динам изм креативных корпораций сообщает новые 

современные импул ьсы всем обществен ны м  структурам ,  которые 

вынужден ы  реагировать на гибкие изменения эконом ических ор­
ганизаций. 

Н а конец,  м ас штабы  деятельности  совре м е н н ых  корпораций 

вполне сопоставим ы  с размерам и  национальных экономик, в силу 
чего общество и государство стремятся контролировать их деятель­

ность. Л идеры таких корпораций становятся фигурам и  националь­
ного масштаба, и  их политический авторитет вполне сопоставим с 

их  финансов ы м  весом  в  совре м е н ном  м ире.  Конфл и кты м ежду 

и нститутами политической власти и современными корпорациями 
стали тревожной приметой нашего времени. П ол итическая власть 

испол ьзуя  все  силовые рычаги давления, п ытается  в ы и грать это 
состязание. Н о  в долговременной перспективе этот конфл и кт мо­

жет быть разрешен в пользу политичес ко й  власти только через ее 

адекватную структурную перестройку, отвечающую реали я м  и н ­

формационного общества. 

Экономический человек, п ытаясь выжить в условиях современ­

ного и нформационного общества,  во м ногом испол ьзовал  прин­
ципы передовой социальной организации ,  перехватив и н ициативу 
у человека политического.  По существу, в недрах передовых совре­
менн ых корпораций создан ы  условия 

дЛЯ 

уникального всесторон­

него развития креативного потен циала сотрудников, а атмосфера 

довери я ,  кор поративная  эти ка  и  взаимопомощь создают новые 

фор м ы  гражданского сотрудничества.  Член ы  таких корпорац и й  
ориентирова н ы  н а  п оддержку своих л идеров в большей степени, 
чем на п оддержку п ол итических руководителей государства, что 
создает весьма опасную тенденци ю нового пол итического проти­

востоя н и я .  Формал ь н о  бол ь ш и н ство соврем е н н ы х  корпорац и й  
пока е ще сохраняют определен ную лояльность тради ционной по­

л итической власти, но онтология этой власти по самой своей при­

роде  враждебна новым  п остэкономическим формам  органи за­

ции. 

76 

4.3.  В ПОИСКАХ ВЫХОДА: ЛОГИКА СЕТЕВЫХ СТРУКТУР 

В ПОЛИТИЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ 

Для того чтобы  тенден ция  политического  противостоян и я  

не разрушила основы современного общества,  необходимо пере­
смотреть структуру и организацию политической власти .  Бороться 
силовыми методам и  с новым и  формами экономической организа­
ции общества бесполезно - это борьба с ветря н ы м и  мел ьн и цами ,  
с развитием и нформационной революции. С позиций совре менной 
теори и  организации очевидно, что пол итические и нституты влас­
ти должны  соответствовать современной структуре экономики и 
системе информационных коммуни каций. Н ел ьзя допустить, что­

бы сбылось пророчество Тоффлера: << П ока нас сотрясает один кри ­

з и с  з а  други м ,  честолюбивые Гитлеры и Стали н ы  выползут из-под 

обломков и  с кажут н ам ,  что пришло время решить наши пробле­
м ы ,  отброси в  прочь не только наши устаревшие институциональ­

ные суды, но также и  нашу с вободу>> 1 • 

Сегодня институты политической власти отражают старую сис­

тему организации знания и и нформации .  Современные правитель­
ства и меют систему м и нистерств, которые зан имаются специал и ­

зированными проблемами :  внешней политикой, финансами ,  обо­
роной ,  торговл е й ,   с ел ьс к и м   хозя й ство м ,   транспортом  и  п р .  

П арламенты также разделен ы  на отдельные комитеты  аналогич­
ным образом .  Стремление зан иматься актуаль н ы м и  проблемами 

дифферен цированн о и специализированно - следствие и ндустри ­

ального м енталитета м инувшей эпохи. 

Однако  все  совре м е н н ы е   пробл е м ы  тесн о   вза и мосвяза н ы :  

нел ьзя добиться с н и жения стоимости одной п родукци и ,  не рас­

смотрев вопрос об энергоносителях, с ырье и  п робл емах в сфере 
занятости, что в свою очередь влияет на структуру образования и 
социальную сферу. Современные правительства п ытаются решить 

проблему взаимосвязи и  взаи мозависимости решений через даль­
нейшую централизацию. Но в эпоху сетевых структур и нформации 
и капитала этот принцип больше не работает: централизация толь­
ко ро

ает  новый уровен ь  высшей бюрократической  иерарх и и ,  

которы и  из-за некомпетентности в сложных специализированн ых 
вопросах создает очередные управленческие п роблем ы .  

Другое стандартное решение в русле старого и ндустриального 

менталитета - создание координационн ы х  комитетов 

дЛЯ 

взаим ­

ной увязки и пересмотра узковедомственных политических реше-

Тоффлер Э .  Указ. 

соч. 

С. 654. 

77 


background image

н и й .  Но в результате снова формируется л и ш ь  новы й уровень бю­
рократических структур, через который должны  проходить поли­

тические  ре ш е н и я .   Трад и ц ио н н ые  и е рархи ч н ы е   и нституты 

пол итической власти сл и ш ком  медленно при н и мают ре шения, 
чтобы  соответствовать темпу перемен и нформацион ного обще­

ства. 

М ежду тем пол итическая власть вполне может быть перестрое­

на по сетевому прин ци пу, использовав опыт крупных современн ых 
креативных корпораци й .  Это означает переход от централизован­
ного политического управления к модульной пол итической орга­
н изации ,  в основе которой лежат небольшие структуры ,  соединен­

ные во временные конфигурации. Сетевая форма политического 

управления даст возможность наиболее полно использовать стрем ­
ление творческих работников к нововведениям и  и н ициати вам в 
ответ на новые пол итические вызовы времени, что позволит пере­

нести принятие ответствен н ых политических решений на низовые 

уровни управления. 

Это будет означать подлин ную децентрализацию пол итической 

системы, когда большинство центров принятия решени й  с пуска­

ется вниз по властной вертикал и .  Не следует опасаться, что такая 
децентрализация политических решений приведет к существен ной 

<<потери» политической власти наверху - наиболее важные <<судь­
бонос ные>> национальные и транснациональные решения останут­
ся за правительствам и  и  президентами. М ежду тем разделение по­

л итических реше н и й ,  как и разделение ветвей политической влас­

ти  в  недал е ко м  прошл о м ,   может  стать  важны м  ш агом  по  пути 
стабилизации пол итической систе м ы  общества. 

Электро нн ые  средства  ком му н и ка ц и й  предоставляют  новые 

беспрецедентные возможности для  реш е н и й  этой  п роблем ы. Со­
здан и е  <<электронной рату ш и >>  и  <<электронной мэри и »  - это не 
политическая утопия, а политическая реальность. И спол ьзуя элек­
тронную диалоговую коммун икационную систему, жители город­
ских коммун, районов и округов могут реально участвовать в про­
цессе принятия решений на местном уровне. Некоторые современ­

ные города уже используют этот метод решения местных проблем, 
что значительно повысило заинтересованность жителей в вопросах 
развития политической демократии ,  обеспечило устойчивую под­

держку пол итических л идеров, помогло п редолеть современ н ы й  

<<Кризис власти >> на местах. 

Сегодня  городские общ и н ы  во всем  м ире и щут новые, небю­

рократические и недорогие формы самоуправления. В  Н идерлан-

78 

дах,  Ш вейцарии ,  Канаде, Финля ндии ,  Я пон и и ,  С ША и  Германи и  

развивается движение под названием «Объединение коммун буду­

шего>> .  Основная  идея  всех устремлен и й  - новое обществен ное 

самоуправление с испол ьзованием современных и нформационн ых 

средств  связи.  К примеру,  в разн ых районах  города открываются 

бюро обслуживания, в которые граждане могут обратиться «ПО лю­
бым жизненным вопросам>> и  высказать свои п редложен ия по го­
родскому обустройству,  которые затем  становятся  предметом об­
суждения в городском совете. 

Пом и мо этого в  <<Городах будущего>>  открыт «прямой провод>> 

связи с городской адми нистрацией для  населен и я .  Насколько ус­
траивает граждан такая система самоуправления, свидетельствует 

пример Бонна. Согласно опросам социологов 90% жителей Бонн а  

довольны своей адм и нистрацией, которая использует новые демо­

кратические  м етоды  городского  самоуправл е н и я .  То, что воля 
граждан воплощается в жизнь, доказывает современный - одно­
временно и функциональный, и уютны й - облик этого города, где 
можно наслаждаться м ногочисленными зелен ы м и  насажден и я м и ,  
клумбами цветов и  зелен ью  парков, удобства м и  обществен н ого 

транспорта и разносторонн и м и  культурн ы м и  программами город­
ской адм и н истрации 

1 •  

П ол итическая власть н е  может и гнори ровать гигантское изме­

нение информационн ых потоков в обществе: в последние десяти ­

летия произошла фундаментальная децентрализация всей системы 

коммуникаций, в то время как мощность центральных сетей умень­
шается. Это происходит за счет распространения кабелей, кассет, 
ком пьютеров, личной электронной почты. Децентрализация и н ­

формационн ых потоков я вляется основой децентрал изации пол и ­
тических реше н и й ,  поскольку <<отследить>> как п режде всю локаль ­

ную и нформацию пол итическая  власть уже  не в состоя н и и .   Но в 
этом  нет и  объект ивной необходимости --' правительства во всех 

странах жалуются на сверхперегружен ность решениями: от вопро­
сов экологии  и  ядерной энергетики до уничтоже н ия рискованных 

детских и грушек и ликвидации токс и ч н ых мусорных площадок. 

Вместе с  тем  конфликты  н изкой и нтенсивности ,  террори з м ,  

незаконные м и грационные потоки ,  наркотрафик, обострение гло­

бальных п роблем - все это требует оперативных, компетентны х  и 
точных пол итических реше н и й  высших  эшелонов пол итической 

Мензинг Ф., Нагельшмитц 

Х. 

Коммунальное самоуправление в Федератив­

ной  Республике  Германии. 

М., 200 \ .  С. 3-4. 

79