Файл: Василенко И.А. Политическая философия (Высшее образование). 2010.pdf
ВУЗ: Московская государственная юридическая академия им. О.Е. Кутафина
Категория: Книга
Дисциплина: Философия
Добавлен: 05.02.2019
Просмотров: 9643
Скачиваний: 18
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1 . Какое влияние оказала и н
ф
ормационная революция на станов
ление новой постклассической картин ы политического мира?
2.
Какие новые постклассические политические акторы появи
лись сегодня на политической сцене?
3. Какие наиболее яркие характеристики постклассической кар
тины мира вы можете назвать?
4.
Как вы понимаете мета
ф
ору «общество сетевых структур»?
5. Каков главный кон
ф
ликт постклассической картины политиче
ского мира?
Глава
4
ОНТОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ
ВЛАСТИ
Законы и институты должны идти рука об руку с раз
витием человеческого разума ... Когда сделаны новые
открытия, обнаружены новые истины и с изменением
обстоятельств изменились манеры и взгляды, институ
ты также должны двигаться вперед и не отставать от
времени.
Т.
Джефферсон
4. 1. НОВЫЕ ПРАВИЛА ВИРТУАЛЬНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
И нформационная революция бросает вызов всей старой сис
теме властных отношений в обществе, и осознание новых реалий
во властной сфере особенно важно - проблема власти бьmа и оста
ется центральной в мире политики. И нформационная цивилиза
ция создает новые правила политической игры, выводя властные
элиты за пределы централизации , синхронизации и бюрократиза
ции, опрокидывая старые иерархии власти , словно карточные до
м и ки . Еще четверть века н азад, в далекие уже теперь 1 980-е
rr.
прошлого столетия ,
Э.
Тоффлер в <<Третьей вол н е » пророчески
предсказывал, что новая информационная волн а принесет с собой
<<Собственные представления о мире, со своими собственными спо
собами и спользован и я вре м е н и , пространства, логики, прич и н
ности>>
1•
И вот, наконец, это время наступило, информационная
волн а вплотную подступила к политическому берегу . . .
Каждая политическая эпоха знает свою логику власти и власт
ных отношени й . Классическая картина политического мира бьmа
основана на стройной иерархии отношений власти , когда завоева
ние властных политических вершин означало доступ ко всем ка
налам политического могущества и влияния . Монарх, президент
и харизматик-револ юционер в класс ической картине политиче
ского мира, стремясь завоевать власть, опирались н а организацию ,
централизацию и иерархию. Легитимность и х власти в обществе
ос н о в ы валась н а добровол ь н о м призн а н и и б ол ь ш и н ством их
Тоффлер Э. Третья
волна.
М . , 2002. С. 34.
7 1
властн ых прерогати в согласно монархической традици и , консти
туции или харизме.
И нформационн ая револ юция п редоставила в распоряже н и е
соискателей власти при н ци п иал ьно новый ресурс - сеть инфор
мационн ых потоков, и этот ресурс по- новому обозначил все пре
рогативы пол итическо й власти. Есл и в традиционном обществе
монарх имел в своем распоряжении только ту и нформацию, кото
рую ему п редоставлял и п ол итические советники, то президент в
и ндустриальную эпоху мог уже пользоваться более ш и роким кру
гом и нформации , которую ему п редоставлял и все п ол итические
и нституты общества. Однако и в том, и в другом случае политичес
кая и нформация была дозированной, управляемой и регулируемой,
вплоть до создания <<железного занавеса>>.
И нформационная революция необычайно раздвинула горизон
ты информационного пространства, предоставив в распоряжение
п ол итическо й власти глобал ь н ые и н фор м а ц ио н н ы е п ото к и .
Власть может пользоваться эти ми потоками , но она не в силах и м и
п олностью управлять. В и нформационном обществе невозможен
<<железны й занавес>> , любые манипуляции с и нформацией носят
локал ь н ы й характер, поскол ьку сокрытие информации в одн и х
каналах может быть мгнове н но дезавуировано други м и и нформа
ционн ы м и потоками .
Вот она, главная тай на и н формационного общества: п ол ити
ческая власть не может полностью контролировать свой главн ы й
новый ресурс - пол итическую и нформацию, информация посто
янно <<ускользает>> из ее рук. П ол итическая власть существует се
годня в пространстве неуправляемых информацион н ых потоков,
и это в свою очередь делает бытие власти таки м же неуправляемым.
Об этом очень иронично написал Тоффлер: << П резидент чувствует
себя так, как будто он кри ч ит в телефон ную трубку, а на другом
конце н икого нет>> 1 •
Одновременно могущество власти возросло до немысл им ы х
прежде пределов - ядерная кноп ка в руках президента может се
годня превратить планету в п ыл ь за сч итанные секунды . Но одно
временно это поставило невиданные ранее ограничен ия на преде
лы осушествления власти : воспользоваться ядерной кнопкой мож
но только оди н раз - первый и послед н и й , и это будет означать
полное исчезновение власти. Власть и безвластие стали двумя сто
ронам и современного и нформацион ного м огущества.
Тоффлер Э. Указ. соч . С. 622.
72
Одновременно сетевые потоки информации невиди м ы м и , но
всесил ьн ы м и н итям и опутал и и разрушили самую основу, костяк
пол итической систем ы общества - и н ституты власти . П ол ити
ческие парти и , парламенты, конгрессы , государствен ные советы
и бюрократические структуры оказал ись беспомощными глиня
н ы м и колоссами на пути бушующих и нформационных потоков.
П ол итические и ерархии невосприимч ивы сегодня к сетевым по
токам и нформац и и так же, как были невосприимч и вы когда-то
феодальные структуры власти к республ икански м пол итическим
идеалам.
4.2. КОНФЛИКТ ЭКОНОМИКИ И ПОЛИТИКИ КАК ВЫРАЖЕНИЕ
СТРУКТУРНОГО ПРОТИВОРЕЧИЯ СОВРЕМЕННОГО
ОБЩЕСТВА
И ерархические политические институты власти пришли се
годня в я вное противоречие с современ ной сетевой формой орга
низации экономи ки . Этот внутренний конфликт двух форм власти
информационного общества - эконом ической и политической -
грозит серьезно дестабилизировать обществен ное развитие в бли
жайш ие десятилетия. От того, насколько успешно его решат рос
сийские политические и экономические элиты, без преувел ичения
зависит наше обществен ное благополучие.
Дело в том , что и нформационная волна в первую очередь заде
ла и менно экономические структуры . Экономическая власть до
статочно оперативно отреагировала на информационную револю
цию созданием адаптивных корпораци й - сетевых структур управ
л е н и я внутри транснационал ьн ы х монопол и й и сетью малого
бизнеса. Как отмечает В. И ноземцев, информационная революция
в экономике привела к усилению децентрализации, демассифика
ции и фрагментаци и производства. Эти перемены ознаменовали
переход к системе гибкой специализации, призванной быстро от
вечать на новые запросы рынка и вкл ючающе й в себя такие эле
менты, как оперативное изменение объемов производства, под
вижная кадровая п ол ити ка, быстро меняющи йся парк маш и н ,
гибкие технологические процессы и организационные формы 1 •
П о. существу, информационная <<революция управления>> в биз
несе означала переход от централизованного управления к модуль
ной организации , в основе которой лежал и небольшие структуры ,
Иноземцев В. З а пределами эконом ического обшества. М . , 1 998. С. 265.
73
соединенные во временные конфигураци и . Это позволило быстро
адаптировать экономичес кие и н ституты к ново й , гибко меняю
щейся информационной среде. П режде всего сетевая форма управ
ления дала возможность наиболее полно испол ьзовать стремление
творческих работников к нововведен иям и и н ициативам в ответ на
новые вызовы времен и , что позволило перенести принятие ответ
ственных управленческих решени й на н изовые уровни управления.
Разделение процесса принятия реше н и й стало важ н ы м рычагом
сетевого управлен и я адаптирующихся корпораций.
Еще одни м важны м преимуществом новых структур стало ук
реплен и е кап итала обществен ного доверия внутри корпораци й -
рост корпоративной сол идарности . Н ебольшая мобильная группа
п редоставляет наилуч ш ие возможности для и нтерперсонального
взаимодействия творческих л ич носте й , внутри нее легче возни ка
ет чувство коллективного действия, форм ируются обшие этические
ценности , складывается моральный консенсус, что с пособствует
быстрому и эффективному принятию и исполнен и ю управленче
с ких решений. Сетевая форма управления подразумевает, что мо
тивы деятел ьности в значительной степени вытесняют сти мул ы ,
а единство мировоззрения и цен ностей становится самодостаточ
ной основной саморазвития корпораций 1 •
Однако самое главное заключается в том , что сетевые структуры
п редполагают активное использование творческого п отен циала в
качестве основы развития современной корпорации . И менно твор
чество становится главным козырем новой организации в борьбе
со старыми экономичес ки м и иерархиям и и ндустриальной эпохи .
Отношение новых предпринимателей к бизнесу как своему творе
н и ю вызывает у работников бол ьшую приверженность целям кор
пораци и , нежели отношение к н е й как к с воей собствен н ости .
Успех Б . Гейтса и других кум иров современн ого бизнеса обуслов
лен не тем , что они контролируют бол ьшую часть капитала своих
компани й , а тем что они обладают ключевыми знаниями об орга
н изац и и , я вляются носителями ее философии , передают из поко
ления в поколен ие ее м ифы и формируют долговременные отно
шения со служащим и и партнерам и.
М ногие современные исследователи считают самоуправляющу
юся креативную ассоциацию высшей формой производствен ной
Fukuyama F. Ор. cit.
Р.
26.
74
деятельности и подчеркивают, что эта форма организации творче
ской активности станет основой бл ижайших десятилетий 1 •
Таким образом, и спользован ие сетевого принципа управления
в эконом и ке привело к поисти не револ юцион н ы м результатам :
дифферен циация сменилась гомогенизацией , иерархия - децен
трал и зацией , подконтрольность - самоорган изацией. Корпора
ции, ранее предстам я вшие собой вертикальные структуры , пре
вратились в горизонтальные сетевые совокупности коллективов,
каждый из которых представляет собой фактически завершенную
организацию со сво и м и целям и , цен ностя м и , мотивами и л иде
рами .
Все эти револ юцион н ые пере м е н ы в э кономике не м огли н е
сказаться на социальной структуре современного общества. Дело
в том, что новые корпорации в качестве своих первоочередных це
лей стали называть социальные, в неэконом ические ориентиры,
что привело к и х знач ительной социологизаци и и п ол итизаци и .
И ноземцев подчеркивает, что современные корпорации преврати
лись в социальные структуры даже в большей мере, чем в эконо
м ические, поскольку в современн ых условиях корпорация фун к
ционирует как п редстав итель ное обществен ное учрежден и е : ее
обществен ные функции как коллектива не уступают по значениям
ее экономическим функциям2.
Логика развития и нформационного общества неминуем о при
ведет к выраже нному лидерству именно социально ориентирован
ных корпораций. Уже сегодня наибольших достижений добивают
ся именно те предприниматели , которые нацелены на максимал ь
ное и сп ол ьзова н и е высокотехнологичн ы х п ро цессов и с истем ,
привлекают луч ш их , высокообразован ных экспертов и , как п ра
вило, сами обладают незаурядными способностям и к и н н овациям
в избранной сфере деятельности . Ставя перед собой н е экономи
ческие, а социальные цели , стремясь самореализоваться в бизнесе,
обеспечить общественное признание созданным и м и технологиям,
эти люди добиваются и наиболее впечатляющих э кономических
результатов. Н апротив, те предприн и м ател и , чьи цен н ости имеют
чисто эконом ический характер, проигрывают экономическое со
ревнование3 .
Drucker P. F. The Age of Discontinuty. N .Y. : Yarper-Collins PuЬiishers, 1 996.
Р.
1 76.
Иноземцев В. Указ.
с о ч .
С. 273.
Drucker Р. F. Ор. cit.
Р.
1 О 1 .
75
И так, наука утверждает, что будущее за креати в н ы м и самораз
в и вающимися корпорация м и . При этом социальные функции та
ких корпораций связаны с основными направлениями их деятель
ности. П режде всего они развивают креатив н ы й п отен циал совре
менного общества, и н корпорируя в себя н овых перспективных
специал истов и осуществляя их непрерывное образование, что со
ставляет основу саморазвития современного общества. П о м и мо
этого высокий динам изм креативных корпораций сообщает новые
современные импул ьсы всем обществен ны м структурам , которые
вынужден ы реагировать на гибкие изменения эконом ических ор
ганизаций.
Н а конец, м ас штабы деятельности совре м е н н ых корпораций
вполне сопоставим ы с размерам и национальных экономик, в силу
чего общество и государство стремятся контролировать их деятель
ность. Л идеры таких корпораций становятся фигурам и националь
ного масштаба, и их политический авторитет вполне сопоставим с
их финансов ы м весом в совре м е н ном м ире. Конфл и кты м ежду
и нститутами политической власти и современными корпорациями
стали тревожной приметой нашего времени. П ол итическая власть
'
испол ьзуя все силовые рычаги давления, п ытается в ы и грать это
состязание. Н о в долговременной перспективе этот конфл и кт мо
жет быть разрешен в пользу политичес ко й власти только через ее
адекватную структурную перестройку, отвечающую реали я м и н
формационного общества.
Экономический человек, п ытаясь выжить в условиях современ
ного и нформационного общества, во м ногом испол ьзовал прин
ципы передовой социальной организации , перехватив и н ициативу
у человека политического. По существу, в недрах передовых совре
менн ых корпораций создан ы условия
дЛЯ
уникального всесторон
него развития креативного потен циала сотрудников, а атмосфера
довери я , кор поративная эти ка и взаимопомощь создают новые
фор м ы гражданского сотрудничества. Член ы таких корпорац и й
ориентирова н ы н а п оддержку своих л идеров в большей степени,
чем на п оддержку п ол итических руководителей государства, что
создает весьма опасную тенденци ю нового пол итического проти
востоя н и я . Формал ь н о бол ь ш и н ство соврем е н н ы х корпорац и й
пока е ще сохраняют определен ную лояльность тради ционной по
л итической власти, но онтология этой власти по самой своей при
роде враждебна новым п остэкономическим формам органи за
ции.
76
4.3. В ПОИСКАХ ВЫХОДА: ЛОГИКА СЕТЕВЫХ СТРУКТУР
В ПОЛИТИЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ
Для того чтобы тенден ция политического противостоян и я
не разрушила основы современного общества, необходимо пере
смотреть структуру и организацию политической власти . Бороться
силовыми методам и с новым и формами экономической организа
ции общества бесполезно - это борьба с ветря н ы м и мел ьн и цами ,
с развитием и нформационной революции. С позиций совре менной
теори и организации очевидно, что пол итические и нституты влас
ти должны соответствовать современной структуре экономики и
системе информационных коммуни каций. Н ел ьзя допустить, что
бы сбылось пророчество Тоффлера: << П ока нас сотрясает один кри
з и с з а други м , честолюбивые Гитлеры и Стали н ы выползут из-под
обломков и с кажут н ам , что пришло время решить наши пробле
м ы , отброси в прочь не только наши устаревшие институциональ
ные суды, но также и нашу с вободу>> 1 •
Сегодня институты политической власти отражают старую сис
тему организации знания и и нформации . Современные правитель
ства и меют систему м и нистерств, которые зан имаются специал и
зированными проблемами : внешней политикой, финансами , обо
роной , торговл е й , с ел ьс к и м хозя й ство м , транспортом и п р .
П арламенты также разделен ы на отдельные комитеты аналогич
ным образом . Стремление зан иматься актуаль н ы м и проблемами
дифферен цированн о и специализированно - следствие и ндустри
ального м енталитета м инувшей эпохи.
Однако все совре м е н н ы е пробл е м ы тесн о вза и мосвяза н ы :
нел ьзя добиться с н и жения стоимости одной п родукци и , не рас
смотрев вопрос об энергоносителях, с ырье и п робл емах в сфере
занятости, что в свою очередь влияет на структуру образования и
социальную сферу. Современные правительства п ытаются решить
проблему взаимосвязи и взаи мозависимости решений через даль
нейшую централизацию. Но в эпоху сетевых структур и нформации
и капитала этот принцип больше не работает: централизация толь
ко ро
�
ает новый уровен ь высшей бюрократической иерарх и и ,
которы и из-за некомпетентности в сложных специализированн ых
вопросах создает очередные управленческие п роблем ы .
Другое стандартное решение в русле старого и ндустриального
менталитета - создание координационн ы х комитетов
дЛЯ
взаим
ной увязки и пересмотра узковедомственных политических реше-
Тоффлер Э . Указ.
соч.
С. 654.
77
н и й . Но в результате снова формируется л и ш ь новы й уровень бю
рократических структур, через который должны проходить поли
тические ре ш е н и я . Трад и ц ио н н ые и е рархи ч н ы е и нституты
пол итической власти сл и ш ком медленно при н и мают ре шения,
чтобы соответствовать темпу перемен и нформацион ного обще
ства.
М ежду тем пол итическая власть вполне может быть перестрое
на по сетевому прин ци пу, использовав опыт крупных современн ых
креативных корпораци й . Это означает переход от централизован
ного политического управления к модульной пол итической орга
н изации , в основе которой лежат небольшие структуры , соединен
ные во временные конфигурации. Сетевая форма политического
управления даст возможность наиболее полно использовать стрем
ление творческих работников к нововведениям и и н ициати вам в
ответ на новые пол итические вызовы времени, что позволит пере
нести принятие ответствен н ых политических решений на низовые
уровни управления.
Это будет означать подлин ную децентрализацию пол итической
системы, когда большинство центров принятия решени й с пуска
ется вниз по властной вертикал и . Не следует опасаться, что такая
децентрализация политических решений приведет к существен ной
<<потери» политической власти наверху - наиболее важные <<судь
бонос ные>> национальные и транснациональные решения останут
ся за правительствам и и президентами. М ежду тем разделение по
л итических реше н и й , как и разделение ветвей политической влас
ти в недал е ко м прошл о м , может стать важны м ш агом по пути
стабилизации пол итической систе м ы общества.
Электро нн ые средства ком му н и ка ц и й предоставляют новые
беспрецедентные возможности для реш е н и й этой п роблем ы. Со
здан и е <<электронной рату ш и >> и <<электронной мэри и » - это не
политическая утопия, а политическая реальность. И спол ьзуя элек
тронную диалоговую коммун икационную систему, жители город
ских коммун, районов и округов могут реально участвовать в про
цессе принятия решений на местном уровне. Некоторые современ
ные города уже используют этот метод решения местных проблем,
что значительно повысило заинтересованность жителей в вопросах
развития политической демократии , обеспечило устойчивую под
держку пол итических л идеров, помогло п редолеть современ н ы й
<<Кризис власти >> на местах.
Сегодня городские общ и н ы во всем м ире и щут новые, небю
рократические и недорогие формы самоуправления. В Н идерлан-
78
дах, Ш вейцарии , Канаде, Финля ндии , Я пон и и , С ША и Германи и
развивается движение под названием «Объединение коммун буду
шего>> . Основная идея всех устремлен и й - новое обществен ное
самоуправление с испол ьзованием современных и нформационн ых
средств связи. К примеру, в разн ых районах города открываются
бюро обслуживания, в которые граждане могут обратиться «ПО лю
бым жизненным вопросам>> и высказать свои п редложен ия по го
родскому обустройству, которые затем становятся предметом об
суждения в городском совете.
Пом и мо этого в <<Городах будущего>> открыт «прямой провод>>
связи с городской адми нистрацией для населен и я . Насколько ус
траивает граждан такая система самоуправления, свидетельствует
пример Бонна. Согласно опросам социологов 90% жителей Бонн а
довольны своей адм и нистрацией, которая использует новые демо
кратические м етоды городского самоуправл е н и я . То, что воля
граждан воплощается в жизнь, доказывает современный - одно
временно и функциональный, и уютны й - облик этого города, где
можно наслаждаться м ногочисленными зелен ы м и насажден и я м и ,
клумбами цветов и зелен ью парков, удобства м и обществен н ого
транспорта и разносторонн и м и культурн ы м и программами город
ской адм и н истрации
1 •
П ол итическая власть н е может и гнори ровать гигантское изме
нение информационн ых потоков в обществе: в последние десяти
летия произошла фундаментальная децентрализация всей системы
коммуникаций, в то время как мощность центральных сетей умень
шается. Это происходит за счет распространения кабелей, кассет,
ком пьютеров, личной электронной почты. Децентрализация и н
формационн ых потоков я вляется основой децентрал изации пол и
тических реше н и й , поскольку <<отследить>> как п режде всю локаль
ную и нформацию пол итическая власть уже не в состоя н и и . Но в
этом нет и объект ивной необходимости --' правительства во всех
странах жалуются на сверхперегружен ность решениями: от вопро
сов экологии и ядерной энергетики до уничтоже н ия рискованных
детских и грушек и ликвидации токс и ч н ых мусорных площадок.
Вместе с тем конфликты н изкой и нтенсивности , террори з м ,
незаконные м и грационные потоки , наркотрафик, обострение гло
бальных п роблем - все это требует оперативных, компетентны х и
точных пол итических реше н и й высших эшелонов пол итической
Мензинг Ф., Нагельшмитц
Х.
Коммунальное самоуправление в Федератив
ной Республике Германии.
М., 200 \ . С. 3-4.
79