Файл: Василенко И.А. Политическая философия (Высшее образование). 2010.pdf
ВУЗ: Московская государственная юридическая академия им. О.Е. Кутафина
Категория: Книга
Дисциплина: Философия
Добавлен: 05.02.2019
Просмотров: 9646
Скачиваний: 18
власти. Разделение nолитических решен и й - единстве н н ы й адек
ватный выход в этой ситуаци и . С n ециалисты по nринятию реше
ний nодсчитал и , что сегодня даже силовые ведомства на nри нятие
сверхважных nол итических решен и й имеют возможность тратить
н ичтожное количество времен и - от нескольких часов до несколь
ких секунд. И в основном это nроисходит из-за n ерегружен н ости
v
1
центров nри нятия реш е н и и .
П ол итичес ко й власти трудно будет решиться на реал и зац и ю
nри н ц и n а разделения nол итических реш е н и й . Н о несколько сто
лети й назад ей также трудн о было реш иться и на исnользование
систе м ы разделения властей . Однако этот nроцесс nришлось осу
ществить ради сохранения самого главного - идеи эффективности
nрисутствия nол итическо й власти в обществе. Ведь п аде н и е эф
фективности власти равнознач н о n аден и ю самой nол итической
власти , nоэтому болезне н н ы й nроцесс nерерасnределения власт
н ы х n ол номоч и й nридется nережить - таково объективное требо
ван ие и нформационной революци и .
4.4.
КАПИТАЛ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОВЕРИЯ
Еще одн им важны м nреимуществом создания новых сетевых
nол итических структур станет укреnле н ие каn итала общественно
го доверия внутр и государстве н н ых орган изац и й и со сторон ы
граждан с кого общества. Как nоказал оnыт развития креативных
корnораци й в бизнесе , и ме н н о небол ьш и е мобил ь н ы е гру n n ы в
организациях создают наилуч ш и е возможности для и нтерnерсо
нального взаимодействия служащих, внутри них легче возни кает
чувство коллективного действия, форм ируются и nоддерживаются
общие этические ценности.
Это nозволит эффекти вно реш ить nроблему nринятия этичес
кого кодекса государственной службы , о необходи мости которого
столько безусnешно говорилось до сих пор. Н ельзя недооцен ивать
знач е н ие высокой корnоративной эти ки в совре м ен н ых государ
ственных орган изациях, nоскольку тол ько атмосфера доверия сnо
собствует быстрому и эффективному nри н ят и ю и и с n ол н е н и ю
nол итических реш е н и й .
П р и этом сете вые n ол итические структуры n редn олагают ак
тивное исnол ьзование творческого nотен циала в качестве основы
развития современной nолитической систе м ы , что даст возмож-
Ларичев О. И. Теория и методы принятия решений. М . , 2003. С. 376.
80
ность nри влеч ь в эту область талантл ивых молодых сnециалистов.
Создан ие в nолитической сфере самоуnравляющихся креативных
ассоциаций, сnособных nри н и мать и реал изовывать nол итические
ре шен и я на разных уровнях, - реал ь н ы й n уть выхода из туn и ка
современной nолитической власти .
Одной и з сам ых фундаментал ьных nотреб ностей человека я в
ляется чувство nри надлежности к оnределен ному сообществу. Се
годня это чувство удовлетворяет пре имуществен но экономическая
система общества, n редоставляя совре менному человеку возмож
ность удовлетворен ия от ощущения соединен ности с коллегами по
работе. Кризис политической системы выражается в том, что граж
дане nерестал и доверять и н ститутам власти, не интересуются nо
л итичес к и м и nробл е м а м и , н е хотят голосовать н а вы борах ил и
голосуют <<против всех>> .
Для того чтобы совре менн ы й человек вновь захотел стать частью
n ол итического сообщества граждан , необходимо восстановл е н и е
атмосферы n ол итического доверия в обществе. Только так можно
nозитивно разреш ить современное nротивостоя н ие nолитической
и эконом и ч еской власт и , н е разруши в самого общества. Н е слу
чайно Фукуяма nодчеркивает: <<Общественн ы й каn итал - это воз
можности, возникающие из нал и ч ия доверия в обшестве или его
чаСТЯХ>> 1 •
В условиях и нформационной революции стабильность п ол ити
ческой власти, как и гарантии ее сохранения в будущем , обуслов
л е н ы еди н ствен но й все nрони каюшей культурной характерист и
кой - уровнем доверия, nрисущ и м данному обществу. П оэтому
nол итическая власть должна быть в nервую очередь заи нтересова
на в n озитивных структурн ых измен е н иях, адекватных вызовам
и нформационной револ ю ц и и .
4.5. ОНТОЛОГИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ГОСУДАРСТВА:
ИДЕЯ НОВОГО «ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА»
В условиях и нформационной революции nроисходит nере
ос мысление роли и значения государства, nризва н ного ре шать в
современном обществе сверхсложные задачи по координации весь
ма раз н о н а n ра вл е н н ы х п р о цессов - и сти х и й н о - р ы ноч н ы х ,
и властно-ад м и нистративных, что по-новому ставит м ногие тра
ди цион н ы е nробл е м ы философии государствен н ой власт и . И н -
Fukuyama F. Ор. cit. Р. 7.
8 1
формация становится ключевым ресурсом государства, и от умения
ее контролировать и направлять в нужное русло во м ногом зависит
эффективность государственного управле н и я .
Н ел ьзя н е признать, что сегодня государстве н ное управление
достигло некой точки бифуркации, или кризиса, на фоне стре м и
тельно нарастающей глобализации и и нформационной революци и .
В первые з а последние несколько столети й государство перестает
справляться с новым и проблемами и утрачи вает свою власть. Одни
исследователи видят в этом рост вл ияния транснациональных кор
пораций и глобализации , другие - утрату легити мности , которую
прежде давали государствам их народ ы , сегодня исп ыты вающие
недоверие к институтам государствен ного регул ирования.
Н е кая враждебность в отношении к государству и государствен
ному управлению входит в моду, и это весьма опасная тенден ция.
П ри вилегированные финансово-пром ышле н н ые группы пытают
ся создать систему нового типа - «серую зону корпоративизма>> :
эти груп п ы обладают огром н ы м и финансовым и и интеллектуаль
н ы м и ресурсам и , но вопрос о том , какое государстве н н ое управле
ние необходимо в и нформационном обществе, о н и , несомн е нно,
решат в свою пользу - и эта система управлен ия н е будет демокра
тической - она будет суперэлитарной
1 •
П оэтому сегодн я в политической философии так важен новый
науч н ы й поиск: « М ы живем в несовершен ном м ире, он всегда бу
дет несовершенен , и поэтому в нем всегда будет несправедли вость.
Но п еред этой реал ьностью м ы вовсе не беспомощны. М ы можем
сделать м ир менее несправедл и в ы м ; м ы можем сделать е го более
прекрас н ы м ; м ы можем углубить наше познание его. Нам нужно
всего л и ш ь строить его, а для того, чтобы е го строить, нам нужно
всего лишь разговаривать друг с другом и стрем иться получить
друг
от друга то особое знание, которое кажды й сумел приобрести>> .
Н овая научная картина м ира, утвердившаяся в обществознании
под влиян ием информационной револ юции , стимул ирует в каждом
из науч н ых направлен и й поиски новых научн ы х парадигм, направ
лен н ых на решение современн ых проблем усовершенствован н ы м
науч н ы м инструментарие м . И нформационная парадигма в поли
тической философии п редполагает формирование и нформацион
ного государства как властной структуры нового типа, где управ
ление осуществляется через систему и нформационных технологий
82
Бек
У.
Общество риска на пуrи к другому модерну. М . , 2000. С. 285.
ВШ1Лерстайн И. Конец знакомого мира. М . , 2004. С . 3 3 3 .
и ком мун икаци й и новую систему фун кционального представи
тельства.
Кризис теории прогресса, со времен эпохи П росвещения опе
рировавшей критериями рациональности , универсальности и вос
ходя щего развития , в новом свете обозначил проблемные узлы
государстве н ного строительства, прежде с надеждой уповавшего
на рационал ьно обоснованные структуры, функции и инструкции.
Е щ е вчера казалос ь, что все сущее подчиняется универсальным
законам управлен и я и задачей науки является постижение этих
законов. Наука утверждала, что единственн ы й надежный путь по
вышения эффективности управления лежит в сфере эмпирических
исследовани й и кажды й вы вод должен подкрепляться фактами,
а и нструменты для проведе н ия измерений могут быть изобретен ы
и усовершенствова н ы .
В
XXI
в. утверждение в естествознании теории неравновесных
процессов привело обществознание к поистин е революцио н н ы м
выводам , опровергшим все прежние п остулаты классической тео
р и и государства. Как отмечает И . П ри гожи н , один из ведущих те
оретиков кон це п ц и и неравновесн ы х систе м , <<М Ы подошли к кон
цу периода определенности>>
1 •
Н о что это означает в действитель
ности?
На протяжен и и всей истории развития государства теоретиками
постоян н о п редлагались некие управленческие исти н ы или пра
вила в сфере государствен ного управления: богословы предлагали
законы, почерп нутые из уст пророков и священных текстов, фи
лософы - рационально обоснова н н ые постулаты , современные
исследовател и - эмп ирически верифи цированные правила.
Сегодня с высоты теории неравновесных систем, которая пос
тулирует, что Вселе н ной присуще состоян ие неопределенности ,
где <<целостн ые системы являются искл ючением>> ( Пригожин ) , а в
большинстве систем задействованы как детерминистские процес
сы ( м ежду бифуркаци я м и ) , так и вероятност н ые процессы ( при
выборе ответвл е н и й ) , п остулаты структурно-функционал ьного
подхода кажутся безнадежно устаревш и м и . В современной фило
софи и управлен ия утверждаются в качестве ведущих при нципы
нелинейности, неопределенности, бифуркации, стохастичности,
важ
н е й ш е е знач е н и е придает так и м н о вым для государствен ного
управления понятиям, как
стратегическая нестабильность, диск
ретность, реактивность, альтернативность.
Prigogine
1.
The End oГ Centainty.
N .Y. ,
1 997.
Р. 2 1 .
83
Как отмечает И . Валлерстай н , <<М Ы были бы мудрее, есл и бы
формулировал и наши цели в свете постоя н ной неопределенности
и рассматривал и эту неопредел е н ность не как нашу беду и вре
м е нную слепоту, не как непреодолимое препятствие к познани ю ,
а к а к п отрясающую возможность для воображен и я , созида н и я ,
поиска>> 1 •
П ри ходится п р изнать, что <<жесткое м ышлен ие>> в философи и
государствен ного управления практически исчерпало свой эврис
тическ и й поте нциал. Со времен Макса Вебера в рамках этой пара
дигмы государство представляло собой регламентированную свер
ху
донизу иерархическую организацию л и н е йно-функционально
го т и п а с четким определени е м фун кц и й каждой должностной
категор и и . Управл е н ие при этом рассматривалось как механизм,
действующ и й в резул ьтате ком б и нирования ряда факторов , с по
мощью которых можно добиваться определенных целей с макси
мальной эффекти в н остью п р и м и н и маль н ы х затратах ресурсов.
Такая модель действительно результативна в условиях стабильной
социальной среды и однотипных управленческих задач и ситуаций.
Однако сегодня все эти факторы прин ц и п иально изменил ись.
В условиях кризиса прогрессистской парад и гм ы , когда перс
пектива будущего восходящего развития негарантирована, а ста
бильность проблематич на, жесткое м ы шление теряет свою эффек
тивность. Н еобходимо разрабатывать новую парадигму современ
ного государств а , аде кватную н о в ы м н ауч н ы м пробл е мам и
требовани я м эпохи. Такой парад и гмой в государственном управ
л е н и и с е годн я стала
информационная,
п отребовавшая
сетевого
принципа
организации управленческих структур и
<<мягкого мышле
ния»
в качестве и нструм ентария анал иза государствен н ы х проб
л е м .
Что это означает? П режде всего отказ о т жестких преобразова
тел ьн о - н аступател ь н ы х технологи й , государствен н ых реформ в
стиле <<шоковой терап и И>> и развитие мягких, детализирован н ых и
тонких технологий организации государстве н н о й власти и управ
л е н и я .
Принцип
мягкого мышления
олицетворяет внутреннюю самоор
ган изацию государствен ны х и нститутов и структур, построен н ых
по модели живого организма, в противовес застыв ш и м конструк
ц и я м рационал ьно-бюрократической м аш и н ы . Отказ от жестких
адм и н истрат и в н ы х и н струк ц ий , рассмотр е н и е альтернативных
ВШ!Лерстайн И. Указ.
соч.
С. 326.
84
путей развития , н епрерывное корректирование и уточнение управ
ленческих задач в процессе государстве н ного управле н и я - вот
далеко не пол н ы й переч е н ь принципов мягкого м ышления в дей
ствии .
Если парадигма жесткого м ы шления исходила и з предпосылки
им манентной системности социальной среды и сферы управлен и я ,
видела основную проблему в поиске оптимальных путей движения
к известным или зада н н ы м целям , то концепция мягкого м ы шле
н и я перенесла признак системности с реальности на процесс ее
познани я . Этот подход позволяет структурировать управленческие
процессы посредством исследования разл и ч н ых взглядов и поз и
ций и основное внимание уделяет самому процессу осуществления
(решения) управл е нческих задач , пони маемому как н епрерывное
уточнение и совершенствование цел е й .
Этот н о в ы й подход специалисты называют е ш е и нтерпретаци
онным, в противовес системно-функциональному, о пределявшему
развитие теор и и государственного управлен и я во второй п оловин е
ХХ
в. Среди категор и й философии государственного управления
понятие и нтерпретации становится ведущи м , а понятия задан н о й
функции и определ е нной структуры - второстеп е н н ы м и . Н а с м е
ну
жестко выверенной системности в философи и государственного
управления приходят гибкость и нел и нейность.
Ведущим н аправлен ием в рамках парадигмы мягкого мышления
стала организаци о н н ая кибернетика. Она воз н и кла как контрна
правление управленческой кибернетике, отл и чавшейся и зл и ш н е й
механистичностью.
Центральным понятием для организационной кибернетики вы
ступает так называемая
балансирующая система.
Система этого
типа способна реагировать на изменения окружающей среды, даже
если эти изменения не могли быть предсказаны в момент создания
системы. Чтобы оставаться балансируюшей в течение длительного
времени, система должна достигнуть необходимого разнообрази я ,
чтобы соответствовать сложности окружающей среды , с которой
она вступает в контакт. Для государствен ного управления это озна
чает разработку детализированной структуры связей по всем обо
знач е н н ы м задачам государствен ного развити я .
В этой парад и г м е цел ь государствен н о й орга н и заци и может
быть определена как комп ромисс между требова н и я м и внешней
среды и ее внутре н н и м и фун кци я м и , а стратегия орган и зации мо
жет быть обозначена как стратегия баланса. Бол ь ш инство экспер
тов полагает, что балансирующие системы долж н ы обладать пятью
85
функция м и : организации , координаци и , контрол я , сбора и обра
ботки и н форм а ц ии , разработки п олитики. И ме н н о так можно
определить функции основных отделов современной государстве н
н о й организации. В условиях слабоструктурирова н н ы х проблем
ных управленческих ситуаций (а большинство современных госу
дарствен н ых проблем относится именно к таким ) балансирующие
структуры способны м ягко п ерестраиваться .
Таким образом , совре м е н н ое и нформационн ое государство
до
лжн
о быть организовано по модели живого организма, где зна
н ия и информация становятся ведущим фактором развития . Об
ществен ное богатство все чаще ассоциируется сегодня с обладани
е м и нформацией, и уже сейчас <<знаниеемкие>> отрасли управления
(образовани е , здравоохран е н ие , исследовательские разработки,
финансы, страхован и е и пр.) обнаруживают самые высокие тем п ы
роста занятости и валового п родукта.
В сфере управления происходит стремительное вытеснение ма
териал ь ных ком понентов и нформационн ы м и составляющи м и ,
а непрерывное с нижение себестоимости и удешевление информа
ционньrх услуг делают информационную революцию в управлен и и
в с е более демократи ч н ы м процессом . В течение последних
1 0
лет
цена единицы п амяти компьютерного жесткого диска с низилась в
2
тыс. раз - с
300
долл. до
14
центов в
2000
г. Копирование одного
мегабайта данных по л и н и и модемной связи стоит почти в
250
раз
дешевле, чем воспроизводство аналогичного объем а и нформации
сам ы м и современными фотокопировальными устройствам и . При
этом т иражирование н еобходимого для к о м пьюте р ны х систем
программнога обеспечения может осуществляться практически
бесплатно 1 •
Доступность информацио н н ых технологий может создать ил
люзию необычайной демократичности будущего информационно
го общества и информационного государства. Но еще Д. Белл обра
тил внимание н а двойствен ность информации как управленческого
ресурса: и н формация есть наиболее демократи ч н ы й исто ч н и к
власти и одновременно наименее демократи ч н ы й фактор управ
ления2.
Дело в том, что информации присуща избирательность, которая
и н аделяет владельца и н формации подлинной властью . Образова
н и е , коэффициент и нтеллекта, память, в н и м а н и е , личностны е
86
См.: Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа,
противоречия, перспективы. М . , 2000. С. 67.
Ве/1 D. Sociological Joumeys. Essays
1 960- 1 980. L. , 1 980.
Р.
1 57 .
особен ности человека - все эти качества в определенном смысле
огран ичивают индивидуальное приоб ще н и е к информации. П о
этому в информацио н н о м обществе высоко профессионал ьн ы е ,
значимые знания сосредоточе н ы в узком кругу и нтеллектуалов.
Как с праведли во подчеркивает В . И нозе м цев, впервые в истории
в и нформационном обществе условием п р и н адлежности к гос
подствующему классу становится не право распоряжаться благо м ,
а способность и м воспол ьзоваться
1 •
Все это п р иводит м ногих теорети ков и нформационн ого обще
ства к заключе н и ю о новом классовом противостоян и и в будущем
информационном государстве: противостоян и и <<класса интеллек
туалов>> и <<н изшего класса>> . Ш ведски й экономист
Г.
М юрдаль
определил << н и з ш и й класс>> как ущемле н н ы й в своих и нтересах
класс, состоящи й из безработных, н етрудоспособ н ы х и занятых
непол н ы й рабочи й ден ь лиц, которы е с большей или меньшей сте
пенью безнадежности отделе н ы от общества в целом , не участвуют
в его жизни и не разделяют его устре мл е н и й и успехов2 .
Совре м е н н ы е э ко н о м и сты подчеркивают: в последн и е годы
принадлежиость к <<классу и нтеллектуалов>> и <<н изшему классу>>
становится в значительной мере наследственной. Если образование
родителей очень низкое (начальное образование), вероятность де
тей пополнить <<Низший класС>> - около
40% .
П ричи н а в том, что
стоимость образован ия непрерывно возрастает, пропорционально
возрастающей сложности технологий и нформационного общества,
и оптимальные возможности для п олучения современного образо
вания даются человеку в детском возрасте, а не в зрелы е годы, ко
гда он уже сам осознает себя н едостаточно образованн ы м .
Удастся л и информационному государству будущего справить
ся с этим конфликтом?
Как остроумно заметил
И .
Пригожин , <<возможное богаче ре
ального». И эти слова стали и нтеллектуаль н ы м кредо посткласси
ческой теории неравновесн ы х систем . Наука призвана обсуждать
возможности и нформационного общества и государства - в этом
ее эвристическая сил а , способная как н икогда быстро стать мате
риальной силой в информационную эру.
Одни исследователи предлагают традиционн ы е решения в духе
концепции «социального информационного государства>>, которое
должно взять на себя расходы на образование для представителей
Иноземцев В.Л.
Указ. соч. С. 209.
Myrdal G. Challenge to Affiyence. N .Y., 1 963.
Р.
10.
87
<< низших классов>> , организовать бесплатные програ м м ы переобу
чения для безработных, а все и н вести ции в сферу науч ных иссле
дований и разработок освободить от налогов
1 •
Несомн е н но, все это
чрезвычайно важно и способно смягчить развитие нового социаль
ного противостоя н и я . Но такие меры все-таки я вл я ются паллиа
тивн ы м и .
Другие предлагают п р и н ц и п иально новые решения в духе тео
р и и неравновесных систе м : объя вить н есостоятель н ы м традици
он ное разделение государство - ры нок - гражданское общество и
создать новую с и мбиотическую целостность, где все пробл е м ы
с н ижен и я классового проти востоя н и я и достиже н и я консенсуса
государство, гражданское общество и корпорац и и будут решать
сообща.
По мнению И . Валлерстай на, разделение на государство, рынок
и гражданское общество в и н формационном обществе просто не
состоятел ьно. Рынок создается и контроли руется гражданским
обществом и государством . Государство есть отражение как рынка,
так и гражданского общества. И гражданское общество определя
ется как государство м , так и рын ком. П оэтому н е возможно в и н
формационном обществе разделить эти три способа выражен и я
и нтересов, предпочтен и й и идентичности.
И нформацион н ое государство не сможет выпол нять свою ре
гулирующую фун кцию без помощи гражданского общества. Уже
сегодня экологический кризис, проблемы техноге и н ых катастроф,
борьбы с терроризмом и други м и глобал ь н ы м и катакл и змами
предъявляют исключительно высокие требовани я к государствен
н ы м и н ститутам , поставив соврем е н н ы е правительства на гран ь
фи нансового кризиса. Если о н и нач нут сокращать расходы ради
сбалансированного бюджета, тем самы м государственное управле
н и е ограничит свои возможности .
И з этого пороч ного круга трудно вы йти: неудач и государствен
ного регулирования подрывают доверие к н е м у с о сторон ы граж
данс кого общества, что усил и вает стремлен ие н е платить налоги.
Это в свою очередь снижает кредитоспособность государства и его
способность вы полнять регул ирующие фун кци и . И менно поэтому
в рам ках гражданс кого общества все чаще воз н и кают движе н ия
<<гражданских и н ициатив>> , которые берут на себя решен ие местных
проблем и заботу о благосостоя н и и местного насел е н и я . Однако
полностью справиться с проблемами управлен ия в и нформацион-
Иноземцев В.Л.
Указ. соч . С. 2 1 3 .
88
ном обществе смогут тол ько объединенные усил ия государства,
гражданского общества и бизнеса (корпораций). Л идирующая роль
и нформационного государства в организации этих трех управлен
ческих факторов должна обеспечить ему будущее развитие в усло
виях информационной революции.
Други м и словам и , информацион ное государство должно взять
на себя и н и циативу в объединении и консолидаци и гражданского
общества и корпорац и й ( государствен ное регулирование в духе
«мягкого м ышления>>) - без этого новое классовое противостояние
способно п ривести к гражданской вой не . Само
информационное
государство как центр прин.ятия решений долЖно представлять со
бой систему консолидации политической власти, функционального
представительства и общественных организаций.
Еще одн а проблемная зона будущего информационного госу
дарства
-
проблема безопасности общества в условиях постоянно
возрастающей опасности техногенных катастроф,
которы м и чре
вато неконтрол ируемое развитие и нформационной революци и .
Складывается парадоксал ьная ситуаци я : уже сегодня государство
отвечает за последствия того, что не контролирует - стремитель
ное развитие информацион н ы х технологий . В первые в истории
человечества главный источн и к опасности и рисков корен ится не
в невежестве , а в самом знан и и , в системе принятия решений. Не
прерывное самовозрастание рисков - техноге н ных, экологичес
ких, эконом ических, социальных - обратная сторона информа
ционной револ юци и .
Сегодня назрело понимание того, что
необходима научно обосно
ванная государственная политика в области развития высоких тех
нологий и страхования техногенных рисков.
Как справедливо отметил У. Бек, риски в информационном об
ществе - это бол ьшой бизнес. Они являются следствием все воз
растающих запросов потребителей , которые невозможно удовлет
ворить. Круг замкнулся: потребительское общество с помощью
информационных технологий раздувает потребности, потребности
превращаются в <<бездон ную бочку>>, генерируя безудержный рост
производства, что приводит к непредсказуем ы м экономическим
экологическим , социал ьн ы м и политическим последствиям ' .
'
Это еще оди н аргумент в пользу консол идации государства,
гражданского общества и корпораций в рамках нового понимания
Форм ирования государственной пол итики и государственного ре-
Бек
У.
Указ. соч. С. 26.
89