Файл: Василенко И.А. Политическая философия (Высшее образование). 2010.pdf

Добавлен: 05.02.2019

Просмотров: 9646

Скачиваний: 18

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

власти.  Разделение nолитических решен и й - единстве н н ы й  адек­
ватный  выход  в этой ситуаци и .  С n ециалисты  по  nринятию реше­

ний  nодсчитал и ,  что сегодня даже силовые ведомства на nри нятие 

сверхважных nол итических решен и й  имеют возможность тратить 
н ичтожное количество времен и  - от нескольких часов до несколь­
ких секунд.  И  в основном это nроисходит  из-за n ерегружен н ости 

центров nри нятия реш е н и и   . 

П ол итичес ко й   власти  трудно  будет  решиться  на  реал и зац и ю  

nри н ц и n а  разделения nол итических реш е н и й .   Н о  несколько сто­

лети й  назад  ей  также  трудн о  было реш иться  и  на  исnользование 

систе м ы  разделения властей .  Однако этот nроцесс nришлось осу­

ществить ради сохранения самого главного - идеи эффективности 
nрисутствия  nол итическо й  власти  в  обществе.  Ведь  п аде н и е  эф­

фективности  власти  равнознач н о  n аден и ю  самой  nол итической 
власти ,  nоэтому болезне н н ы й  nроцесс  nерерасnределения  власт­
н ы х  n ол номоч и й  nридется  nережить - таково объективное требо­

ван ие  и нформационной революци и .  

4.4. 

КАПИТАЛ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОВЕРИЯ 

Еще одн им  важны м  nреимуществом создания новых сетевых 

nол итических структур станет укреnле н ие  каn итала общественно­

го доверия  внутр и  государстве н н ых  орган изац и й   и  со  сторон ы 

граждан с кого  общества.  Как  nоказал  оnыт развития  креативных 
корnораци й   в  бизнесе ,  и ме н н о  небол ьш и е   мобил ь н ы е  гру n n ы  в 
организациях  создают  наилуч ш и е   возможности  для  и нтерnерсо­
нального  взаимодействия  служащих,  внутри  них  легче  возни кает 
чувство коллективного действия, форм ируются  и  nоддерживаются 
общие этические ценности. 

Это  nозволит эффекти вно реш ить nроблему nринятия этичес­

кого кодекса государственной службы ,  о  необходи мости  которого 

столько безусnешно  говорилось до сих пор.  Н ельзя  недооцен ивать 
знач е н ие  высокой  корnоративной  эти ки  в  совре м ен н ых  государ­
ственных орган изациях,  nоскольку тол ько атмосфера доверия  сnо­
собствует  быстрому  и  эффективному  nри н ят и ю   и  и с n ол н е н и ю  

nол итических реш е н и й .  

П р и   этом  сете вые  n ол итические структуры  n редn олагают ак­

тивное исnол ьзование творческого nотен циала в  качестве основы 
развития  современной  nолитической  систе м ы ,  что даст возмож-

Ларичев О. И. Теория и  методы принятия решений. М . ,  2003. С. 376. 

80 

ность nри влеч ь в эту  область талантл ивых молодых сnециалистов. 
Создан ие в  nолитической сфере самоуnравляющихся  креативных 
ассоциаций, сnособных nри н и мать и реал изовывать  nол итические 

ре шен и я   на разных уровнях,  - реал ь н ы й   n уть  выхода  из туn и ка 
современной nолитической  власти .  

Одной  и з  сам ых фундаментал ьных nотреб ностей  человека я в­

ляется  чувство  nри надлежности к оnределен ному сообществу.  Се­

годня  это  чувство удовлетворяет пре имуществен но экономическая 
система общества,  n редоставляя  совре менному  человеку возмож­

ность удовлетворен ия от ощущения соединен ности с коллегами по 
работе.  Кризис политической системы выражается  в том, что  граж­

дане  nерестал и  доверять и н ститутам  власти,  не  интересуются  nо­
л итичес к и м и   nробл е м а м и ,   н е  хотят  голосовать  н а  вы борах  ил и 

голосуют <<против всех>> .  

Для того чтобы совре менн ы й  человек вновь захотел стать частью 

n ол итического сообщества граждан ,  необходимо  восстановл е н и е  
атмосферы n ол итического доверия в обществе. Только так можно 

nозитивно разреш ить современное  nротивостоя н ие  nолитической 

и  эконом и ч еской  власт и ,   н е  разруши в  самого  общества.  Н е  слу­
чайно Фукуяма nодчеркивает:  <<Общественн ы й  каn итал  - это воз­
можности,  возникающие  из нал и ч ия  доверия  в  обшестве  или  его 
чаСТЯХ>> 1 • 

В условиях и нформационной революции стабильность п ол ити­

ческой власти, как и  гарантии ее сохранения  в будущем ,  обуслов­

л е н ы  еди н ствен но й   все nрони каюшей  культурной характерист и ­

кой - уровнем доверия,  nрисущ и м  данному обществу.  П оэтому 
nол итическая  власть должна быть в nервую очередь заи нтересова­
на  в  n озитивных структурн ых  измен е н иях,  адекватных вызовам 
и нформационной револ ю ц и и .  

4.5.  ОНТОЛОГИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ГОСУДАРСТВА: 

ИДЕЯ НОВОГО  «ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА» 

В  условиях и нформационной революции  nроисходит  nере­

ос мысление роли  и  значения  государства,  nризва н ного  ре шать  в 
современном обществе сверхсложные задачи  по координации весь­

ма  раз н о н а n ра вл е н н ы х   п р о цессов  - и  сти х и й н о - р ы ноч н ы х ,  

и  властно-ад м и нистративных,  что  по-новому ставит  м ногие тра­

ди цион н ы е   nробл е м ы  философии  государствен н ой  власт и .   И н -

Fukuyama  F.  Ор. cit.  Р. 7. 

8 1  


background image

формация становится  ключевым ресурсом  государства,  и от умения 
ее контролировать и  направлять в нужное русло  во м ногом зависит 
эффективность государственного управле н и я .  

Н ел ьзя  н е   признать,  что  сегодня  государстве н ное  управление 

достигло некой точки бифуркации, или кризиса,  на фоне стре м и ­
тельно нарастающей  глобализации и и нформационной революци и .  

В первые з а  последние  несколько  столети й  государство  перестает 

справляться с новым и  проблемами и утрачи вает свою  власть. Одни 
исследователи видят в этом рост вл ияния транснациональных кор­
пораций и  глобализации ,  другие - утрату легити мности ,  которую 

прежде давали  государствам  их  народ ы ,  сегодня  исп ыты вающие 
недоверие к  институтам  государствен ного регул ирования. 

Н е кая враждебность в отношении к государству и  государствен ­

ному управлению входит в  моду,  и  это  весьма опасная тенден ция. 

П ри вилегированные финансово-пром ышле н н ые  группы пытают­

ся  создать систему  нового типа - «серую  зону  корпоративизма>> :  
эти груп п ы  обладают огром н ы м и  финансовым и  и  интеллектуаль­
н ы м и  ресурсам и ,  но вопрос о том ,  какое государстве н н ое управле­

ние необходимо в  и нформационном обществе,  о н и ,  несомн е нно, 

решат в свою пользу - и  эта система управлен ия  н е  будет демокра­
тической - она будет суперэлитарной 

1 •  

П оэтому сегодн я  в  политической философии так важен новый 

науч н ы й  поиск: « М ы  живем в несовершен ном м ире, он всегда бу­

дет несовершенен ,  и  поэтому в нем всегда будет несправедли вость. 

Но  п еред этой реал ьностью м ы  вовсе  не беспомощны.  М ы  можем 

сделать  м ир  менее  несправедл и в ы м ;   м ы  можем сделать е го  более 

прекрас н ы м ;  м ы  можем углубить наше познание  его.  Нам  нужно 
всего л и ш ь  строить его,  а для того, чтобы е го  строить,  нам  нужно 

всего лишь разговаривать друг с другом и  стрем иться получить 

друг 

от друга то особое знание,  которое кажды й  сумел  приобрести>>  . 

Н овая  научная картина м ира, утвердившаяся в обществознании 

под влиян ием информационной револ юции ,  стимул ирует в каждом 
из науч н ых направлен и й  поиски новых научн ы х  парадигм, направ­

лен н ых  на решение современн ых проблем усовершенствован н ы м  

науч н ы м  инструментарие м .   И нформационная  парадигма в  поли­

тической философии  п редполагает формирование и нформацион ­

ного  государства  как  властной  структуры  нового типа,  где  управ­
ление осуществляется через систему и нформационных технологий 

82 

Бек 

У. 

Общество риска на пуrи к другому модерну. М . ,  2000. С. 285. 

ВШ1Лерстайн И.  Конец знакомого мира. М . ,  2004. С .  3 3 3 .  

и  ком мун икаци й  и  новую систему фун кционального  представи ­

тельства. 

Кризис теории  прогресса,  со  времен  эпохи  П росвещения опе­

рировавшей критериями рациональности ,  универсальности  и вос­
ходя щего  развития ,  в  новом  свете  обозначил  проблемные узлы 
государстве н ного  строительства,  прежде  с  надеждой  уповавшего 
на рационал ьно обоснованные структуры, функции и  инструкции. 
Е щ е  вчера  казалос ь,  что  все  сущее  подчиняется  универсальным 

законам  управлен и я   и  задачей  науки  является  постижение этих 
законов.  Наука утверждала, что единственн ы й  надежный путь по­
вышения  эффективности управления лежит в сфере эмпирических 
исследовани й  и  кажды й  вы вод должен  подкрепляться  фактами, 

а  и нструменты для  проведе н ия  измерений могут быть изобретен ы  

и  усовершенствова н ы .  

В 

XXI 

в.  утверждение в  естествознании теории  неравновесных 

процессов  привело  обществознание к  поистин е  революцио н н ы м  
выводам ,  опровергшим все  прежние п остулаты  классической тео­

р и и  государства.  Как отмечает И .  П ри гожи н ,  один из ведущих те ­
оретиков кон це п ц и и  неравновесн ы х  систе м ,  <<М Ы  подошли к  кон ­
цу периода определенности>> 

1 • 

Н о  что это означает в действитель­

ности? 

На протяжен и и  всей  истории развития государства теоретиками 

постоян н о  п редлагались некие управленческие исти н ы  или  пра­
вила в сфере государствен ного управления: богословы предлагали 
законы,  почерп нутые  из  уст  пророков  и  священных текстов,  фи­

лософы  - рационально обоснова н н ые постулаты ,  современные 

исследовател и  - эмп ирически верифи цированные правила. 

Сегодня с  высоты теории  неравновесных систем, которая  пос­

тулирует,  что  Вселе н ной  присуще  состоян ие  неопределенности , 

где  <<целостн ые системы являются  искл ючением>>  ( Пригожин ) ,  а в 
большинстве систем задействованы  как детерминистские процес­
сы  ( м ежду  бифуркаци я м и ) ,  так  и  вероятност н ые  процессы  ( при 
выборе  ответвл е н и й ) ,   п остулаты  структурно-функционал ьного 
подхода кажутся  безнадежно устаревш и м и .  В  современной фило­

софи и  управлен ия  утверждаются  в  качестве  ведущих  при нципы 

нелинейности, неопределенности, бифуркации, стохастичности, 

важ­

н е й ш е е   знач е н и е   придает  так и м   н о вым  для  государствен ного 

управления понятиям, как 

стратегическая нестабильность,  диск­

ретность, реактивность, альтернативность. 

Prigogine 

1. 

The  End oГ Centainty. 

N .Y. , 

1 997. 

Р.  2 1 .  

83 


background image

Как отмечает  И .   Валлерстай н ,   <<М Ы  были  бы  мудрее,  есл и  бы 

формулировал и  наши цели в свете постоя н ной неопределенности 
и  рассматривал и  эту  неопредел е н ность  не  как  нашу беду  и  вре­
м е нную слепоту,  не  как  непреодолимое препятствие к  познани ю ,  
а  к а к  п отрясающую  возможность для  воображен и я ,   созида н и я ,  
поиска>> 1 • 

П ри ходится  п р изнать,  что  <<жесткое  м ышлен ие>>  в  философи и  

государствен ного управления практически исчерпало свой эврис­

тическ и й  поте нциал. Со времен Макса Вебера в рамках этой  пара­
дигмы государство представляло собой регламентированную свер­

ху 

донизу иерархическую организацию л и н е йно-функционально­

го  т и п а  с  четким  определени е м  фун кц и й  каждой должностной 
категор и и .  Управл е н ие  при этом рассматривалось как механизм, 

действующ и й  в  резул ьтате  ком б и нирования ряда факторов ,  с  по­
мощью которых  можно добиваться  определенных целей  с  макси­

мальной эффекти в н остью  п р и  м и н и маль н ы х  затратах  ресурсов. 

Такая модель действительно результативна в условиях стабильной 
социальной среды и однотипных управленческих задач и ситуаций. 
Однако сегодня все эти факторы  прин ц и п иально изменил ись. 

В  условиях кризиса прогрессистской  парад и гм ы ,  когда  перс­

пектива будущего  восходящего  развития  негарантирована,  а  ста­
бильность проблематич на, жесткое м ы шление теряет свою эффек­

тивность.  Н еобходимо разрабатывать новую парадигму современ­

ного  государств а ,   аде кватную  н о в ы м   н ауч н ы м   пробл е мам  и 

требовани я м  эпохи.  Такой  парад и гмой  в  государственном управ­
л е н и и   с е годн я   стала 

информационная, 

п отребовавшая 

сетевого 

принципа 

организации управленческих структур  и 

<<мягкого мышле­

ния» 

в  качестве  и нструм ентария анал иза  государствен н ы х  проб­

л е м .  

Что это означает?  П режде всего отказ о т  жестких преобразова­

тел ьн о - н аступател ь н ы х  технологи й ,   государствен н ых  реформ  в 
стиле <<шоковой терап и И>> и  развитие мягких, детализирован н ых и 
тонких технологий организации  государстве н н о й   власти  и  управ­

л е н и я .  

Принцип 

мягкого мышления 

олицетворяет внутреннюю самоор­

ган изацию государствен ны х  и нститутов  и  структур,  построен н ых 

по  модели живого организма,  в  противовес застыв ш и м  конструк­

ц и я м  рационал ьно-бюрократической  м аш и н ы .   Отказ  от жестких 
адм и н истрат и в н ы х   и н струк ц ий ,   рассмотр е н и е   альтернативных 

ВШ!Лерстайн И. Указ. 

соч. 

С.  326. 

84 

путей развития ,  н епрерывное корректирование и уточнение управ­

ленческих задач  в  процессе  государстве н ного  управле н и я   - вот 

далеко не  пол н ы й  переч е н ь  принципов  мягкого  м ышления в дей­

ствии .  

Если парадигма жесткого м ы шления исходила и з  предпосылки 

им манентной системности социальной среды и  сферы управлен и я ,  

видела основную проблему в поиске оптимальных путей движения 
к  известным или зада н н ы м  целям ,  то концепция мягкого м ы шле­
н и я  перенесла  признак системности  с  реальности  на  процесс  ее 
познани я .  Этот подход позволяет структурировать управленческие 
процессы посредством  исследования разл и ч н ых  взглядов  и  поз и ­
ций и  основное внимание уделяет самому процессу осуществления 

(решения) управл е нческих задач ,  пони маемому как н епрерывное 

уточнение и  совершенствование цел е й .  

Этот н о в ы й  подход специалисты называют е ш е  и нтерпретаци­

онным, в противовес системно-функциональному, о пределявшему 
развитие теор и и  государственного управлен и я  во второй п оловин е  

ХХ 

в.  Среди  категор и й  философии государственного управления 

понятие и нтерпретации становится ведущи м ,  а  понятия задан н о й  
функции и  определ е нной структуры - второстеп е н н ы м и .  Н а  с м е ­

ну 

жестко выверенной системности в философи и  государственного 

управления приходят гибкость и  нел и нейность. 

Ведущим  н аправлен ием в рамках парадигмы мягкого мышления 

стала организаци о н н ая  кибернетика.  Она воз н и кла как контрна­

правление управленческой  кибернетике, отл и чавшейся и зл и ш н е й  
механистичностью. 

Центральным понятием для организационной кибернетики вы­

ступает так  называемая 

балансирующая  система. 

Система этого 

типа  способна реагировать на изменения окружающей среды, даже 

если эти изменения не  могли быть предсказаны  в момент создания 
системы.  Чтобы оставаться балансируюшей в течение длительного 
времени, система должна достигнуть необходимого разнообрази я ,  
чтобы  соответствовать сложности  окружающей среды ,  с  которой 
она вступает в контакт. Для государствен ного управления это озна­
чает разработку детализированной структуры  связей  по всем  обо­
знач е н н ы м  задачам  государствен ного развити я .  

В  этой  парад и г м е   цел ь  государствен н о й   орга н и заци и  может 

быть определена как  комп ромисс  между требова н и я м и   внешней 
среды и  ее внутре н н и м и  фун кци я м и ,  а стратегия орган и зации мо­
жет быть обозначена как стратегия баланса.  Бол ь ш инство экспер­
тов полагает, что балансирующие системы долж н ы обладать пятью 

85 


background image

функция м и :  организации ,  координаци и ,  контрол я ,   сбора  и  обра­
ботки  и н форм а ц ии ,  разработки  п олитики.  И ме н н о  так  можно 
определить функции основных отделов современной  государстве н ­
н о й  организации.  В  условиях слабоструктурирова н н ы х  проблем­

ных управленческих ситуаций (а большинство современных госу­

дарствен н ых проблем относится  именно к таким )  балансирующие 

структуры  способны м ягко п ерестраиваться . 

Таким  образом ,  совре м е н н ое  и нформационн ое  государство 

до

лжн

о  быть организовано по  модели живого организма,  где зна­

н ия  и  информация  становятся ведущим фактором  развития .  Об­
ществен ное богатство все чаще ассоциируется сегодня с обладани­
е м  и нформацией, и уже  сейчас <<знаниеемкие>> отрасли управления 
(образовани е ,   здравоохран е н ие ,   исследовательские разработки, 
финансы, страхован и е  и  пр.) обнаруживают самые высокие тем п ы  
роста занятости и  валового п родукта. 

В сфере управления происходит стремительное вытеснение ма­

териал ь ных  ком понентов  и нформационн ы м и  составляющи м и ,  
а непрерывное с нижение себестоимости и удешевление информа­

ционньrх услуг делают информационную революцию в управлен и и  

в с е  более демократи ч н ы м  процессом .   В  течение последних 

1 0  

лет 

цена единицы п амяти компьютерного жесткого диска с низилась в 

тыс. раз - с 

300 

долл.  до 

14 

центов в 

2000 

г.  Копирование одного 

мегабайта данных по л и н и и  модемной  связи стоит почти в 

250 

раз 

дешевле,  чем  воспроизводство аналогичного объем а  и нформации 

сам ы м и  современными фотокопировальными устройствам и .  При 
этом т иражирование  н еобходимого  для  к о м пьюте р ны х   систем 
программнога обеспечения  может осуществляться  практически 
бесплатно 1 • 

Доступность информацио н н ых  технологий  может  создать  ил­

люзию необычайной демократичности будущего информационно­

го общества и информационного государства.  Но еще Д. Белл обра­

тил внимание н а  двойствен ность информации как управленческого 
ресурса:  и н формация  есть  наиболее  демократи ч н ы й   исто ч н и к  

власти  и  одновременно наименее демократи ч н ы й  фактор управ­

ления2. 

Дело в том, что информации присуща избирательность, которая 

и н аделяет владельца и н формации подлинной властью .  Образова­
н и е ,   коэффициент  и нтеллекта,  память,  в н и м а н и е ,  личностны е  

86 

См.: Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, 
противоречия, перспективы. М . ,  2000.  С.  67. 

Ве/1 D. Sociological Joumeys. Essays 

1 960- 1 980. L. ,  1 980. 

Р. 

1 57 .  

особен ности человека - все эти  качества  в определенном смысле 
огран ичивают  индивидуальное  приоб ще н и е   к  информации.  П о ­
этому  в  информацио н н о м  обществе  высоко профессионал ьн ы е ,  
значимые знания  сосредоточе н ы  в  узком  кругу  и нтеллектуалов. 

Как с праведли во  подчеркивает  В .  И нозе м цев, впервые в  истории 
в  и нформационном  обществе  условием  п р и н адлежности  к  гос­
подствующему классу становится не право распоряжаться благо м ,  

а способность и м  воспол ьзоваться 

1 •  

Все это п р иводит м ногих теорети ков и нформационн ого обще­

ства к заключе н и ю  о  новом классовом противостоян и и  в будущем 

информационном государстве:  противостоян и и  <<класса интеллек­

туалов>>  и  <<н изшего  класса>> .   Ш ведски й  экономист 

Г. 

М юрдаль 

определил  << н и з ш и й   класс>>  как  ущемле н н ы й   в  своих  и нтересах 
класс,  состоящи й  из безработных,  н етрудоспособ н ы х  и  занятых 
непол н ы й  рабочи й  ден ь  лиц, которы е  с большей или меньшей сте­
пенью безнадежности отделе н ы  от общества в целом ,  не участвуют 
в его жизни и  не  разделяют его устре мл е н и й  и  успехов2 . 

Совре м е н н ы е  э ко н о м и сты  подчеркивают:  в  последн и е   годы 

принадлежиость к  <<классу и нтеллектуалов>>  и  <<н изшему  классу>> 
становится в значительной мере  наследственной.  Если образование 
родителей очень низкое (начальное образование), вероятность де ­

тей  пополнить <<Низший  класС>>  - около 

40% .  

П ричи н а  в том,  что 

стоимость образован ия  непрерывно возрастает,  пропорционально 
возрастающей сложности технологий и нформационного общества, 
и  оптимальные возможности для п олучения современного образо­

вания даются человеку в детском  возрасте,  а  не  в зрелы е  годы, ко­

гда он уже сам осознает себя н едостаточно образованн ы м .  

Удастся л и  информационному государству будущего справить­

ся с этим конфликтом? 

Как остроумно заметил 

И .  

Пригожин ,  <<возможное богаче ре­

ального».  И  эти слова стали и нтеллектуаль н ы м  кредо посткласси­
ческой теории  неравновесн ы х  систем .  Наука призвана обсуждать 
возможности и нформационного общества и  государства - в этом 
ее эвристическая сил а ,  способная как  н икогда быстро стать мате­
риальной силой  в информационную эру. 

Одни исследователи предлагают традиционн ы е  решения в духе 

концепции «социального информационного государства>>,  которое 

должно взять  на  себя расходы  на  образование для  представителей 

Иноземцев В.Л. 

Указ. соч. С. 209. 

Myrdal G. Challenge to Affiyence. N .Y.,  1 963. 

Р. 

10. 

87 


background image

<< низших классов>> ,  организовать бесплатные програ м м ы  переобу­
чения для  безработных, а  все  и н вести ции в сферу науч ных иссле­

дований и разработок освободить от налогов 

1 • 

Несомн е н но, все это 

чрезвычайно важно  и  способно смягчить развитие нового социаль­
ного  противостоя н и я .   Но такие меры  все-таки  я вл я ются  паллиа­
тивн ы м и .  

Другие предлагают п р и н ц и п иально новые решения в духе тео­

р и и   неравновесных систе м :  объя вить  н есостоятель н ы м  традици­
он ное разделение государство - ры нок - гражданское общество и 
создать  новую с и мбиотическую  целостность,  где  все  пробл е м ы  
с н ижен и я  классового  проти востоя н и я   и  достиже н и я   консенсуса 
государство,  гражданское  общество  и  корпорац и и  будут  решать 
сообща. 

По мнению И .  Валлерстай на, разделение на государство, рынок 

и  гражданское общество  в и н формационном обществе просто  не­
состоятел ьно.  Рынок создается  и  контроли руется  гражданским 
обществом и  государством .  Государство есть отражение как рынка, 

так и  гражданского общества.  И  гражданское общество определя ­

ется  как  государство м ,  так  и  рын ком.  П оэтому н е возможно  в  и н ­

формационном  обществе  разделить эти  три  способа  выражен и я  
и нтересов,  предпочтен и й  и  идентичности. 

И нформацион н ое  государство  не сможет  выпол нять свою ре­

гулирующую фун кцию без  помощи  гражданского общества.  Уже 
сегодня экологический кризис, проблемы техноге и н ых катастроф, 
борьбы  с  терроризмом  и  други м и  глобал ь н ы м и   катакл и змами 
предъявляют исключительно высокие требовани я  к государствен ­

н ы м   и н ститутам ,  поставив соврем е н н ы е   правительства  на  гран ь  

фи нансового  кризиса.  Если  о н и  нач нут сокращать расходы  ради 
сбалансированного бюджета, тем самы м  государственное управле­
н и е  ограничит свои  возможности . 

И з  этого пороч ного  круга трудно вы йти:  неудач и  государствен ­

ного регулирования подрывают доверие  к  н е м у  с о  сторон ы  граж­

данс кого  общества,  что усил и вает стремлен ие  н е  платить налоги. 
Это в свою очередь снижает кредитоспособность государства и  его 
способность вы полнять регул ирующие фун кци и .  И менно поэтому 

в  рам ках  гражданс кого  общества  все  чаще  воз н и кают движе н ия 
<<гражданских и н ициатив>> ,  которые берут на  себя  решен ие местных 
проблем  и  заботу  о  благосостоя н и и  местного  насел е н и я .   Однако 
полностью справиться с  проблемами управлен ия  в  и нформацион-

Иноземцев В.Л. 

Указ. соч .  С. 2 1 3 .  

88 

ном  обществе  смогут тол ько объединенные усил ия государства, 

гражданского общества  и бизнеса (корпораций). Л идирующая роль 
и нформационного государства в организации  этих трех управлен­

ческих факторов должна обеспечить ему будущее развитие в усло­
виях информационной революции. 

Други м и  словам и ,  информацион ное государство должно взять 

на себя и н и циативу в объединении и  консолидаци и  гражданского 

общества  и  корпорац и й   ( государствен ное  регулирование  в духе 
«мягкого м ышления>>) - без этого новое классовое противостояние 
способно  п ривести  к  гражданской  вой не .  Само 

информационное 

государство как центр прин.ятия решений долЖно представлять со­

бой систему консолидации политической власти,  функционального 

представительства и общественных организаций. 

Еще одн а  проблемная  зона  будущего  информационного  госу­

дарства 

-

проблема безопасности общества в условиях постоянно 

возрастающей опасности техногенных катастроф, 

которы м и  чре­

вато неконтрол ируемое  развитие  и нформационной революци и .  
Складывается  парадоксал ьная ситуаци я :  уже  сегодня государство 
отвечает  за последствия  того,  что  не  контролирует - стремитель­
ное развитие  информацион н ы х  технологий .  В первые  в  истории 

человечества главный источн и к  опасности и  рисков корен ится  не 
в невежестве , а в самом знан и и ,  в системе принятия решений. Не­

прерывное самовозрастание рисков - техноге н ных, экологичес­
ких,  эконом ических,  социальных - обратная  сторона  информа­
ционной револ юци и .  

Сегодня  назрело понимание того, что 

необходима научно обосно­

ванная государственная политика в области развития высоких тех­

нологий и страхования техногенных рисков. 

Как справедливо отметил У.  Бек, риски в информационном об­

ществе  - это бол ьшой бизнес.  Они являются  следствием все  воз­
растающих запросов  потребителей ,  которые невозможно удовлет­
ворить.  Круг  замкнулся:  потребительское  общество с  помощью 
информационных технологий раздувает потребности, потребности 
превращаются  в <<бездон ную бочку>>, генерируя  безудержный рост 
производства,  что  приводит к  непредсказуем ы м  экономическим 

экологическим ,  социал ьн ы м  и  политическим  последствиям ' . 

Это  еще  оди н  аргумент в  пользу  консол идации  государства, 

гражданского общества и  корпораций в рамках нового понимания 

Форм ирования государственной пол итики и  государственного ре-

Бек 

У. 

Указ. соч. С.  26. 

89