Файл: Василенко И.А. Политическая философия (Высшее образование). 2010.pdf
ВУЗ: Московская государственная юридическая академия им. О.Е. Кутафина
Категория: Книга
Дисциплина: Философия
Добавлен: 05.02.2019
Просмотров: 9650
Скачиваний: 18
области средств, отделЯется от информации, относя щейся к сфере
ценносте й , и появля ется особый оруд и й н ы й м и р : <<Собстве н но,
специфика Запада состоит в этом скрупулезном отделении инстру
м ентал ьных средств от ценностей и о пережающем прираще н ии
и н струментал ьной и нформации по сравне н и ю с и нформац и е й
ценностной. Прежние культуры умели создавать непревзойден н ые
ш едевр ы , относящиеся к ценностному м иру, но о н и не владел и
тайной отделения мира ценностей от м ира ценноетно- нейтральных
средств, от орудийной сферы>>
1 •
Благодаря и н струментальному от
н ошен и ю к м и ру Запад сумел набрать высокие тем п ы развития во
всех сферах культуры , близких к материальному производству. Н о
в ценностной сфере он о п ирается на примити в н ы й идеал <<потре
бительского общества>> . П ерман е нтны й кри зис культуры на про
тяже н и и ХХ в., молодежные бунты <<потерян ного поколения•> , вы
зовы контркультуры - высокая плата за и н струментальное отно
ш е н и е к м иру, за пренебреже н ие м иром ценностей .
Развитие в одном направл е н и и н еизбежно накапли вает <<уста
лость» в самых разных измерениях социума. Экологический кри
зис - наиболее грозн ы й с и м птом такой «усталости » , когда ресур
сы природы быстро исчерп ы ваются и цивилизация начинает зады
хаться , н е выдерживая н абран н ых тем пов развити я . М орал ьн ая
усталость - еще оди н серьезный сим птом л и н е йного вре м е н и .
Л юди пресыщаются одн и м и и теми ж е эталонами ж и з н и и п о
веде н и я , молодежь перестает верить в идеал ы отцов, наступает
эпоха всеобщего декаданса. Вера в Прогресс оказы вается иллюзи
ей н астоящего и уто п и е й будущ е го . Как остроу м н о зам етил
С.Л. Франк, <<нам остается только удивляться наивности поколе
н и й , ее раздеЛЯ ВШИХ>>2 .
Но самой главной ловушкой л и н е йного врем е н и о казалась его
с пособность провоцировать политиков возможностям и <<ускоре
ния>> - ускорен ного политического вре м е н и , прибл ижающего за
ветные цел и . В массовом потребительском обществе человек не
умеет и не хочет ждать: он живет сегодня ш н и м днем. Это - пост
рел игиоз н ы й человек, поверивший в зем н ые возможности техн и
ч еской цивилизации . И п олитики, чтобы привлечь избирател е й ,
используют миф «ускорен ного времен и>>. Так родилась утопия «Ве
л и ки х с качков» ( Мао Цзе-дун: <<десять лет напряжен ного труда -
Панарин А.С. Философия nолитик и . М . , 1 994. С. 64.
Франк С.Л. Смысл жизни // Bonp. философии. 1 990. NQ 6. С. 93.
100
десять тысяч лет безоблач ного счастья>> , Н . Хрущев : << Постро и м
ком мунизм за
20
леТ» ,
М.
Горбачев: мифология <<ускоре ния>> .
И стория показал а , что каждый «Вел и к и й с качок>> , каждая по
пытка перевести стрелки политических часов на нескол ько деле
н и й вперед заканчи ваются катастрофой : общество неизбежно от
брасы вается назад. Россия на наших глазах переживает чудови щ
н ые последствия очередного «ускорен и я •> - н е в идан ное прежде
паде ние производства, и нфляцию, безработицу.
Миф ускоре нного п ол итического вре м е н и н еобходимо разру
ш ить, прот и вопоставив ему идею дол госрочного политического
времени , совпадающего с ритмом национальной культуры . Н аста
ло время реабилитировать цикличность в хронопол итике - наи
более естествен н ы й природный временной ритм. Восточн ы е куль
туры , развивающиеся цикл и чно, н асчитывают тысячелетнюю ис
торию, н е наруши вшую гармони и человека и природ ы . Западная
ц ивилизация за несколько столетий ускорен ного л ин е йного раз
вития привела человечество к н евидан ной экологической катаст
рофе. Означает л и это, что цикличность политического времени -
необходимое условие развития цивилизаций? И л и цикличность
фактор случайны й , подлежащий замене?
Н а значение цикла в истори и цивил изаций обращали внимание
многие философы. Платон, Аристотель, Пол и б и й , Д. В и ко, Н . Да
н илевски й , О. Ш пеглер, Л. Гумилев с разных п оз и ц и й отстаивали
идею цикл ичности политического време н и . Однако эвристическое
значение цикла для пон и мания феномена вре м е н и , его и нтегра
тивные возможности были впервые в полной мере раскрыты бла
годаря диалектике Гегеля.
Закон <<отрицания отрицания•> объясняет цикличность как <<иду
щее вспять обоснование начала и идущее в перед дальнейшее е го
определение» 1 • П оэтому цикличность п олитического врем е н и не
означает неизбежного возвраще н и я политической истори и к од
ному и тому же. << Возвратное приближе н ие к началу>> , по Гегелю,
происходит всегда н а качественно новой основе, и кажд ы й новый
цикл представляет собой виток, разомкнут ы й на следующий обо
рот круга, а развитие в целом приобретает форму спирали - вос
ходящей или н исходя щей .
Спирал ь политического времени наряду с ц и кл ич ностью вкл ю
чает также преемствен н ость и поступател ьность. Преемствен ность
пол итического вре м е н и закл юч ается в органическом с м ы кан и и
Гегель Г. В.Ф. Н аука логики. Т. 3. М . , 1 972. С . 307.
101
nоследовател ьных стад и й развития, неnрерывном накоnлен и и ,
собиран ии и наследован и и всех его жизнесnособных элементов.
П остуnательность времени можно nредставить как nоследователь
ное и nостеnен ное n родвижение вnеред - вверх или , наnроти в,
назад - вниз.
Какое оnределение можно дать циклу n ол итичес кого време
ни?
Джон Стюарт М илль nолагал , что истори ческие цикл ы следует
измерять <<и нтервалами в одно поколе ние, в течение каждого из
которых новая груnпа человеческих существ nолучает образование,
nрощается с детством и овладевает обществом>> 1 • Артур Шлезингер
оnределяет nол итический цикл как <<Неn рер ы вное nеремеще н и е
точки nриложения усил и й нации между целям и общества и и нте
ресами частн ых л иц>>2.
Н о nриведеиные выше оnределения еще н ичего не объясняют.
Даже если все сказанное верно, то nочему все-таки возни кают цик
л ы nолитического времени? Что их оnределяет?
Больш инство исследователей, среди которых такие nризнанные
авторитеты, как О. Конт, Ортега- и - Гассет,
К .
М ан ге й м , А. Ток
виль, считают, что главной движущей силой n ол итического цикла
выстуnает жизненный оnыт nоколений. А. Токвиль утверждал , что
в демократических нациях каждое nоколение - это << новый на
род>>3. Ортега-и- Гассет видел в каждом новом nоколен и и <<очеред
ную интеграцию социал ьного организма>>, <<точку опоры, от кото
рой зависит движение исторической эволюци и >>4.
Оn ираясь на концеnцию nоколения, можно n редnоложить, что
ритм nол итического вре м е н и в каждой ци вил и заци и зависит от
жизненного ритма n околения, госnодствующего на nолитической
с цене. Смена nоколений nри водит к смене циклов nол итического
времени. Однако nоколение - это весьма nриблизительное nоня
тие для акаде м ической н ауки . С корее это даже не кате гор и я ,
а метафора. П околенчиские цикл ы весьма n риблизительны, их н е
оnредели ш ь с математической точностью.
Однако м ногие заnадные историки , nроанализиро вав обшир
н ые фактические дан н ы е , nришли к выводу, что n ол итическая
жизн ь nоколения длится около 30 лет ( К. Манге й м , Ортега-и - Гас
сет и А. Шлезингер). Каждое nоколение, достигнув совершен но-
4
102
Mi/1 J.
А system of logic. В. 6. Cl1 . 1 О.
Шлезипгер А. Циклы амери канской исторни. М . , 1 992.
С. 46.
Токвилл А. Демократия в Америке: В 1 2 т
.
М . , 1 994. Т. 1 . Гл . 1 2 .
Ortega у Gasset. The Concept ofthe Generatioп.
N . Y. , 1 96 1 . Р. 1 4- 1 5.
летия, тратит nервые 1 5 лет на вызов nоколению, стоя щему у влас
ти. Затем это новое nоколение само nриходит к власти на 1 5 лет,
nосле чего его nол итическая активность слабеет и новое nодраста
ю шее nоколение начи нает n ретендовать на роль nрее м н и ка.
А. Шлезингер, обращаясь к американской nол итической исто
рии , доказы вает, что кон цеn ция 30-летнего цикла объясняет как
настуnление эnох обществен ной целеустремле н ности - Теодор
Рузвел ьт в 1 90 1 г . , Франкл и н Делано Рузвельт в 1 93 3 - м , Джон
Фитцджерал ьд Кеннеди в 1 96 1 г. , так и возн и кновение nодъемов
вол н ы консервативной реставрации - 20-е, 50-е, 80-е гг. 1
В
России nоколенческие цикл ы выч ислить сложнее: о н и час
то nрерывались гроз н ы м и nол итически м и стихи ями - вой нами ,
револ юция м и , 70-летней тотал итарной ди ктатуро й . Н о главн ы й
вы вод, следующи й и з кон це n ц и и n окол е н и я , n ол итичес к и й
о n ыт Рос с и и n одтверждает: динам и ка n ол итического вре м е н и
зависит о т динам и ки nокол е н и я , госn одствующего на nол ити
ческой сцене.
Сегодня мы живем в ритмах всеразрушительного <<ускорен ного>>
времени, которое н е совпадает с ритмом национал ьной пол ити
ческой кул ьтуры и возн и кающий диссонанс на глазах разрушает
все сферы жизни общества. Монетарнстекая модель в эконом и ке ,
создан ная н а Западе для борьбы с и нфляцией и падением произ
водства, в Росси и , на иной культурной почве, неожиданно <<ВКЛЮ
ч ила» именно механизмы инфляции и сокращения производства.
Эталоны <<Массовой культуры>> , насаждаем ые средствам и массовой
и нформации , за несколько лет разрушили традиции национальной
кул ьтуры . Еще вчера мы гордились тем , что Россия - одна из са
мых <<читающих>> и образованн ых стран м ира, но уже сегодня м ы
этого сказать не можем .
В
кризисном состоян и и не только эконо
мика и народное образование, но и социальная сфера, академ ичес
кая наука, здравоохране н ие - словом , все общество.
Если политическое время цивилизации зависит от поколен и я ,
господствующего на политической сцене, выход и з этой ситуации
может быть только оди н - ротация nол итических элит. П ри этом
необходимо пом н ить уроки истор и и : глас н ового поколения -
не всегда глас Бож и й . Очередной цикл пол итического вре м е н и
благополуч ия не гарантирует тол ько потому, что предыдущий был
кризисн ым: никто не знает <<позднего часа истории>>. И ногда тол ь-
Шлезиигер А. Указ. соч.
С. 56-57.
103
ко активность оnnозиции ил и nол итических аутсайдеров сnособна
замедлить стрел ки nолитических часов и сnасти общество.
П ерефразируя У. Джей мса, можно сказать, что избиратели , го
лосуя за nолитических л идеров, каждый раз высвобождают скры
тую в них политическую энерги ю. Эта энергия становится энерги
ей nолитического време н и , сnособной как усил ить общество, так
и nогубить его. П оэтому ответственность за nол итическое время
всегда несут люди.
5.4.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТОКИ И ВИРТУАЛЬНОЕ
ПОЛИТИЧЕСКОЕ «БЕЗВРЕМЕНЬЕ»
И нформационная революция оказала решающее влияние на
все качественные характеристики nолитического времени: ход nо
литических часов истори и nод влиянием разнонаnравленных се
тевых и нформацион н ых nотоков м гновенно утратил монотон ное,
л инейное течение. П олитическое время nриобрело бифуркацион
н ы й , кризис н ы й , стохастический характер. Что же случилось с
временем в новой, n остклассической картине м ира?
Еше в начале
ХХ
в. всем ирно известный физик Альберт Энш
тей н доказал , что время может сжиматься и растягиваться , и толь
ко для обы вательского сознания оно течет неумол и м о вnеред,
в nостоян ном темnе, отмечае мом часами и календарям и . На самом
деле время деформируется и искривляется , а конечн ы й результат
зависит от того, как м ы его измеряем. Амери канский ученый аст
роф и з и к Джон Гриббон , и зучав ш и й так назы вае м ы е <<Черные
дыры>> , заметил , что в макси мал ьн о особом случае с ил ьно сжима
юшегося объекта ( каки м и является <<черная дыра») можно совер
шенно отрицать существование времени, nока вы находитесь вбли
зи такого объекта
1 •
И нформационные сетевые nотоки обладают во временном из
мерении всеми качествами «черной дыры>>: время здесь максималь
но ускоряется , движется со скоростью света и и нформация может
м гновенно nередаваться одновременно в разные точки nростран
ства. Это nозволяет говорить об <<исчезнове н и и >> вре м е н и (в его
классическом nониман и и ) в сетевых потоках, что в сфере nол ити
ки nриобретает особое значение.
В
виртуальном пол итическом nространстве <<распадается связь
времеН>>: прошлое утрачи вает свое значение, настоя щее nолитиче-
Тоффлер Э. ТреlЬя волна. М . , 2002. С . 477.
104
ское время nриобретает гиnертрофированное значение и будущее
политическое время nопадает тем самым в неnосредствен ную за
виси мость от настоя щего. Как nодчерки вает Э . Гидденс, <<В мире
постмодерн ити взаи моотношения n ространства и времени уже не
будут упорядочены историчностью>>
1 •
Историчность м ожно nонимать как исnол ьзование n рошлого
пол итического времени для формирования настоящего и будуще
го. Разрыв с историчностью означает, по существу, торжество «без
временьЯ>> в виртуальном пол итическом nространстве, где насто
яшее nолитическое время становится всевластн ы м , авторитарным
диктатором, сnособным оказывать решающее воздействие на кон
туры будущего nол итического време н и .
С. Кара- Мурза дает образное оnределение новому тиnу вирту
ального nолитического времени - <<время сnектаКЛЯ>>, где разорва
на связь времен, человек лишен исторических координат, что сни
мает субъе кти вную психологическую защиту от nолитических
мани nуляций в виртуальном пространстве2. Такое <<Остановивше
еся время» с nособствует устранени ю см ысла всего nроисходящего
на nолитической сuене: события восnринимаются без всякой оцен
ки в рамках моральных норм и исторических традиций - как оче
редная чисто развлекательная политическая сенсация.
Французский философ К. Касториалис отмечает: <<Сейчас суще
ствует воображаемое время, которое состоит из отрицания реаль
ного прошлого и реального будущего - время без действител ьной
памяти и действительного n роекта. Телевиден и е создает мощны й
и очень с и м вол и ч н ы й образ этого времен и : вчера сен сационной
темой была Сомал и , сегодня о Сомали вообще не упоминают; если
взорвется Россия, к чему похоже идет дело, то nоговорят два дня о
России, а потом забудут о ней . Сегодня н ичему не придается дей
ствительно высокого см ысла, это вечное настоя шее nредставляет
собой суn-пюре, в котором все растерто и доведено до одного и того
же уровня важности и см ысла>>3.
Ч еловек, л и ш е н н ы й исторической nамяти, утрачивает самое
главное - .он отры вается от своих цивилизацион ных <<корней>>, от
социокультурных традиций и моральных норм, которые освящены
nамятью предков. И счезновение историчности nолитического вре
мени , таким образом , означает одновре м е н но исчезнове н ие его
Гидденс Э. П оследствия модернити 11 Новая постиндустриальная волна на
Западе: А11тология. М . , 1 999. С. 1 2 1 .
Кара-Мурза С. М а н ипуляuия сознанием . М . , 2000. С . 25 1 .
Uит. по: Кара-Мурза С. Манипуляuия сознанием. С . 252.
105
социокул ьтурных и сакрал ьных коорди нат, утрата всех <<высоких
смыслов>> - наступление тупого безвременья , где все позволено и
все оди наково безразл ично.
5.5.
ВИРТУАЛЬНОЕ ВРЕМЯ КАК ФАКТОР ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ
ДЕСТРУКТИВНОСТИ
Э. Фромм, исследовавший анатомию человеческой деструк
тивности , отмечал, что самым страшным для человеческой психи
ки я вляется потеря системы исторических и ценностных коорди
нат - некой карты его природного и социал ьного м и ра, без кото
рой о н может заблудиться и утратить с пособность действовать
целенаправленно и последовательно 1 • И звестно, что врачи , набл ю
давшие пациентов с <<потерей памяти>> после серьезных физических
или психических травм, отмечал и серьезные аномал и и в их nове
ден и и и преобладан ие страстного желан ия «Всnомн ить>>: кто они и
откуда. Без систем ы исторических и цен ностных координат чело
век не имеет возможности полноценно ориентироваться в насто
ящем, ему трудно найти точку опоры , которая позволит классифи
цировать все внешние впечатления, которые ежеминутно обруши
ваются на него.
Виртуальное политическое время погружает современного че
ловека в мозаичный мир политического спектакля сегодня ш него
дня, где он попадает п од гипнотическое вл ияние раздутых n оли
тических сенсаций. Фромм подчерки вает: возможно, человек был
бы менее подвержен влияниям, если бы не обладал такой огромной
потребностью в заданной системе коорди нат. И чем более простые
ответы подсказывает диктор за кадром, комментируя события , тем
охотнее ему верят: и менно здесь следует искать причину того, nо
чему иррационал ьные системы идей обретают такую притягатель
ность.
Непреры вное воздействие на человеческое сознан ие сенсаци
онными сообщениями, особе н но <<страш н ы ми >> и <<Кри м и нальны
МИ>>, поддерживает оnределенн ы й уровень нервозности , ощущение
непрерывного кризиса, что также повышает внушаемость л юдей ,
снижает и х способность к критическому восприяти ю. Виртуальное
пол итическое время - это время непрекращающегося монологи
ческого потока информаци и , где нагнетаемое ощущение срочнос
ти сообщен и й , ежедневные и даже ежечасные их обновления ли-
Фром.м Э . Анатомия человеческой деструктивности. М . , 1 998. С. 302-303.
106
шают информацион ное поле какой-то определен ной структуры .
Ч елове к не имеет вре м е н и , чтобы ос м ысл ить и понять сообще
ния, - они вытесня ются все новыми и новым и фактами. Диалог и
общественные дебаты плохо совмещаются с ман и пуля ция м и , по
этому виртуальное политическое время стало временем политиче
ского монолога.
Современный человек с легкостью становится жертвой полити
ческих сенсаций, и для того, чтобы «раскрутить>> самые невинные
факты до уровня <<Ч П национального и даже м и рового масштаба•>,
достаточно нескольких дней. У всех еще в памяти недавний <<Миро
вой психоз>> по поводу <<бешенства коров в Вел икобритани И >> . П о
всем м ировым каналам С М И одновременно были запущен ы сооб
щения об эпиде м и и болезн и коров, которая чрезвычайно опасна
для людей, поскольку при этом разрушается ткань головного мозга.
В Великобритании от этой болезни погибло около 1 0 человек, при
чем журналисты поместил и в прессе п одробные биографии этих
людей и подробности протекания их тяжелого и страшного заболе
вания. Руководство ЕС оперативно среагировало на скандальную
и нформаци ю: Вел икобритании было рекомендовано немедленно
уничтожить всех коров в возрасте свыше трех лет и сжечь их трупы .
Был наложен строгий запрет н а экспорт мяса и декларированы дру
гие серьезные экономические санкции.
Вели кобритания несла серьезн ые убытки, л юди перестали по
купать говяди ну. С пасло англ ичан тол ько то, что н и какой э п и
дем и и в действител ьности в стране не было, и погибшие от н е
известной болезни 1 0 англ ичан оказались n ерв ы м и и послед н и
м и жертвами сенсаци о н н о й болезн и . П равител ьство сроч н о
начал о расследование, и тогда оказалось, что ссылки прессы н а
научную статью в жур нале << Lancet>> б ы л и безосновател ь н ы м и ,
поскольку ученые л и ш ь предполагал и возможную связь болезни
людей и коров. Уче н ые выступили с опро верже н и я м и , с кандал
затих. Н о если бы он продолжался еще некоторое время, санкции
против Великобритан ии вступили бы в силу, резул ьтатом был бы
серье зJ-I Ы Й кр изис а н гл и йского жи вотноводства, п ос кол ьку к
уничтоже н и ю была приговорена треть крупного рогатого скота
страны.
Сенсационность виртуального политического времени - опас
ный продукт и нформационной революции, во много раз усил и в
ший анатом ию человеческой деструктивности .
107
5.6.
ВИРТУАЛЬНОЕ ВРЕМЯ КАК ТОЧКА БИФУРКЦИИ
Особое значение имеет совершенно новый для политической
истори и факт ком мерциал изации политического времени : в вир
туал ьном политическом м и ре время можно достаточ но свободно
куп ить, если заплатить значительную сумму за эфир или приобре
сти целы й и нформацио н н ы й канал . П ол итическое время стало
товаром , которы й приносит немалый доход тем , кто может и хочет
им торговать. Но ком мерциал изация пол итического времени на
носит огромный моральный урон современному обществу, которое
вынуждено мириться с тем , что сегодня пол итические ценности
форм ируются виртуальны м и политтехнологами в интересах бога
тых соискателей пол итической власти.
При этом ком мерческая реклама и п олитическая и нформация
образуют сам ы й опас н ы й виртуальный си мбиоз во времени , как
п оказали исследования политических психологов. Коммерческая
реклама построена цел и ком в угоду производителя м товаров и
услуг п о законам шоу-бизнеса: она театрали зована, откровенно
использует все наиболее при м итивные человеческие и нстин кты и
призвана вызы вать потребител ьский ажиотаж - особое эйфори
ческое состояние человеческого сознания, когда желан ие <<иметь>>
пол ностью вытесняет стре мление <<быть>>. Сам ы й легкий способ
привлечь зрителя - обратиться к его скрытым , подавленным, не
здоровым инстинктам , коренящи мся глубоко в подсознани и .
Если политические новости прерываются рекламой, наступает
психологический эффект <<усиления>> правдивости рекламных со
общен и й : бесстрастные политические репортажи создают эффект
доверия к рекл а ме товаров. Н о одновременно потребител ьский
ажиотаж <<заражает>> нездоровыми эмоци я м и политическое вос
приятие собы т и й на экран е . Исследова н и я фонда Карнеги в
1 990-е гr. показали , что подростки , много часов проводя щие у эк
ранов телевизоров под воздействием реклам ы , утрачивают способ
ности критического восприятия и одновременно реклама может
стимулировать их агрессивное поведение в быту.
Коммерциализация политического времени , стремление его как
можно более выгодно продать, заставляет в погоне за зрительским
вниманием показывать на виртуал ьном экране самые отвратитель
н ые, но сенсационные события. Жертвы террористических актов,
коррумпированные государственные преступники, <<оборотни в по
гонах>> имеют значительно больше шансов попасть в эфир полити
ческих новостей , чем Комиссия по этике Государствен ной Дум ы.
108
Однако есть и е ще одно глубокое онтологическое измере н ие
феномена <<безвременья>> виртуал ьного пол итического простран
ства. По существу, л юбая пол итическая информация о настоящем
в виртуальном пространстве может стать «точкой бифуркацИИ>> или
кризиса, способной повлиять на выбор альтернативных политиче
ских сценариев будущего политического развития . В руках вирту
альных политтехнологов настоящее пол итическое время становит
ся рычагом мощного влияния на политическое <<Завтра» с помощью
искусствен ного <<раздуван ИЯ>> и даже произвольнога конструиро
вания настоя щих п ол итических событи й .
Сегодня бол ь ш и н ство л юдей знает о политических л идерах и
государственных деятелях только то, что показы вают по телевиде
нию в программах новостных передач. П ри этом особое значение
для понимания и предвидения политического поведения масс и ме
ет и менно то, что в телевизионной культуре сч итается правдо й ,
а н е реальная правда политической жизн и . Как справедливо отме
чает Л . Туроу, в кинофильмах, подобных <<Джефферсону в П ариже>>
или <<Пакахонтас>> , л юди теряют н ить - что исторически реально,
а что вым ысел . Б ыла ли у Джефферсона чернокожая любовн и ца?
Сколько лет было П акахонтасу? Были ли амери канские и ндейцы
�
' ?
прирожден н ы м и защитниками окр)"А<ающеи среды .
Даже если создатели фильмов не п ретендуют н а историческую
правду, больш инство л юдей воспринимает подобные фильмы как
историческую действительность. Так средства массовой инфор
мац и и с помощью виртуал ьного пол итического времени фабри
куют пол итическую истор и ю , национал ьную культуру и стано
вятся главной сило й , влия ющей на п ол итическое будущее . Тем
самы м роль случай ной политической и нформации в виртуал ьном
пол итическом вре м е н и возрастает до н епропорционал ьно боль
ших размеров и м ожет оказать решающее вли я н ие на настоящее
и будущее.
Надо ли говорить, какую огромную опасность таит в себе вир
туальное политическое время, если оно оказывается в руках недоб
росовестных соискателей политической власти. И мен но поэтому
роль и значение нравствен ных и м п еративов в эпоху и нформаци
онного общества необыкновенно возрастают.
Туроу Л. Будущее каnитализма 11 Новая nости ндустриальная волна на За
nаде: Антология. М . , 1 999. С. 2 20.
109