Файл: Василенко И.А. Политическая философия (Высшее образование). 2010.pdf

Добавлен: 05.02.2019

Просмотров: 9650

Скачиваний: 18

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

области  средств,  отделЯется от  информации, относя щейся к сфере 
ценносте й ,   и  появля ется  особый  оруд и й н ы й   м и р :   <<Собстве н но, 
специфика Запада состоит в этом скрупулезном отделении инстру­
м ентал ьных средств  от  ценностей  и  о пережающем  прираще н ии 

и н струментал ьной  и нформации  по  сравне н и ю  с  и нформац и е й  
ценностной.  Прежние культуры умели создавать непревзойден н ые 
ш едевр ы ,   относящиеся  к  ценностному  м иру,  но  о н и   не  владел и 

тайной отделения мира ценностей от м ира ценноетно- нейтральных 
средств, от орудийной сферы>> 

1 • 

Благодаря  и н струментальному от­

н ошен и ю  к  м и ру Запад сумел  набрать высокие тем п ы  развития  во 
всех сферах  культуры ,  близких к  материальному производству.  Н о  
в  ценностной сфере он о п ирается  на примити в н ы й  идеал  <<потре­
бительского общества>> .   П ерман е нтны й  кри зис  культуры  на про­

тяже н и и  ХХ  в.,  молодежные бунты <<потерян ного поколения•> ,  вы­
зовы контркультуры  - высокая  плата за и н струментальное отно­

ш е н и е  к  м иру,  за  пренебреже н ие  м иром ценностей .  

Развитие  в  одном  направл е н и и  н еизбежно  накапли вает  <<уста­

лость»  в  самых разных измерениях социума.  Экологический  кри ­

зис - наиболее  грозн ы й  с и м птом такой «усталости » ,  когда ресур­
сы природы быстро исчерп ы ваются  и  цивилизация начинает зады­
хаться ,  н е   выдерживая  н абран н ых  тем пов развити я .   М орал ьн ая 
усталость - еще  оди н  серьезный сим птом л и н е йного вре м е н и .  

Л юди пресыщаются  одн и м и  и  теми ж е  эталонами ж и з н и  и  п о ­

веде н и я ,   молодежь  перестает  верить  в  идеал ы  отцов,  наступает 
эпоха всеобщего декаданса.  Вера в  Прогресс оказы вается иллюзи­
ей  н астоящего  и  уто п и е й   будущ е го .   Как  остроу м н о   зам етил 

С.Л.  Франк,  <<нам остается  только  удивляться  наивности  поколе­
н и й ,  ее раздеЛЯ ВШИХ>>2 . 

Но  самой  главной ловушкой л и н е йного врем е н и  о казалась его 

с пособность  провоцировать  политиков  возможностям и  <<ускоре­
ния>> - ускорен ного политического вре м е н и ,  прибл ижающего за­
ветные цел и .   В  массовом  потребительском  обществе  человек  не 
умеет и  не хочет ждать:  он живет сегодня ш н и м  днем. Это - пост­
рел игиоз н ы й  человек, поверивший в зем н ые  возможности техн и ­
ч еской  цивилизации .   И  п олитики,  чтобы  привлечь избирател е й , 
используют миф «ускорен ного времен и>>. Так родилась утопия «Ве­
л и ки х  с качков»  ( Мао  Цзе-дун:  <<десять лет напряжен ного труда -

Панарин А.С. Философия nолитик и .  М . ,  1 994.  С.  64. 

Франк С.Л. Смысл жизни // Bonp. философии.  1 990. NQ  6. С. 93. 

100 

десять тысяч  лет  безоблач ного  счастья>> ,   Н .  Хрущев :   << Постро и м  

ком мунизм за 

20 

леТ» , 

М. 

Горбачев:  мифология  <<ускоре ния>> .  

И стория  показал а ,   что  каждый  «Вел и к и й  с качок>> ,   каждая  по­

пытка  перевести  стрелки  политических часов на  нескол ько деле­
н и й  вперед  заканчи ваются  катастрофой :  общество неизбежно от­
брасы вается  назад.  Россия  на  наших глазах переживает чудови щ ­

н ые  последствия  очередного  «ускорен и я •> - н е в идан ное  прежде 
паде ние производства,  и нфляцию, безработицу. 

Миф ускоре нного  п ол итического  вре м е н и  н еобходимо разру­

ш ить,  прот и вопоставив ему идею дол госрочного  политического 
времени ,  совпадающего с ритмом национальной  культуры .  Н аста­

ло  время  реабилитировать  цикличность  в  хронопол итике - наи­

более естествен н ы й  природный временной ритм.  Восточн ы е  куль­
туры ,  развивающиеся  цикл и чно, н асчитывают тысячелетнюю ис­
торию,  н е  наруши вшую  гармони и  человека и  природ ы .   Западная 
ц ивилизация за  несколько  столетий ускорен ного л ин е йного раз­
вития  привела человечество  к  н евидан ной экологической  катаст­
рофе.  Означает л и  это,  что цикличность политического времени -

необходимое условие развития цивилизаций? И л и  цикличность ­

фактор случайны й ,  подлежащий замене? 

Н а  значение цикла в истори и  цивил изаций обращали внимание 

многие философы.  Платон, Аристотель,  Пол и б и й ,  Д.  В и ко,  Н .  Да­
н илевски й ,  О.  Ш пеглер, Л.  Гумилев с разных п оз и ц и й  отстаивали 
идею цикл ичности  политического време н и .  Однако эвристическое 
значение  цикла для  пон и мания феномена вре м е н и ,  его  и нтегра­
тивные возможности  были  впервые в  полной мере раскрыты бла­

годаря диалектике  Гегеля. 

Закон <<отрицания отрицания•> объясняет цикличность как <<иду­

щее  вспять обоснование начала и  идущее  в перед дальнейшее е го 
определение» 1 •  П оэтому  цикличность п олитического  врем е н и   не 
означает  неизбежного возвраще н и я  политической  истори и  к  од­

ному  и  тому  же.  << Возвратное  приближе н ие  к  началу>> ,  по  Гегелю, 

происходит всегда н а  качественно новой основе, и  кажд ы й  новый 
цикл представляет собой  виток,  разомкнут ы й  на следующий обо­
рот  круга,  а  развитие  в  целом  приобретает форму спирали - вос­
ходящей  или  н исходя щей .  

Спирал ь политического времени наряду с ц и кл ич ностью вкл ю­

чает также  преемствен н ость и  поступател ьность.  Преемствен ность 
пол итического  вре м е н и   закл юч ается  в  органическом  с м ы кан и и  

Гегель Г. В.Ф.  Н аука логики. Т. 3. М . ,  1 972. С .  307. 

101 


background image

nоследовател ьных стад и й  развития, неnрерывном  накоnлен и и ,  

собиран ии и  наследован и и  всех его жизнесnособных элементов. 

П остуnательность времени можно nредставить как nоследователь­

ное  и  nостеnен ное n родвижение вnеред - вверх или ,  наnроти в, 
назад - вниз. 

Какое оnределение можно дать  циклу n ол итичес кого  време­

ни? 

Джон Стюарт М илль nолагал , что истори ческие цикл ы  следует 

измерять <<и нтервалами  в одно поколе ние, в течение каждого  из 
которых новая груnпа человеческих существ nолучает образование, 
nрощается с детством и овладевает обществом>> 1 • Артур  Шлезингер 

оnределяет nол итический цикл  как <<Неn рер ы вное  nеремеще н и е  
точки nриложения усил и й  нации между целям и  общества и  и нте­
ресами частн ых л иц>>2. 

Н о  nриведеиные выше оnределения еще н ичего не объясняют. 

Даже если все сказанное верно, то nочему все-таки возни кают цик­
л ы  nолитического времени? Что  их оnределяет? 

Больш инство исследователей, среди которых такие nризнанные 

авторитеты,  как О.  Конт, Ортега- и - Гассет, 

К .  

М ан ге й м ,  А. Ток­

виль, считают, что главной движущей силой n ол итического цикла 
выстуnает жизненный оnыт nоколений. А. Токвиль утверждал , что 
в демократических нациях каждое  nоколение - это  << новый  на­
род>>3. Ортега-и- Гассет видел в каждом новом nоколен и и  <<очеред­

ную интеграцию социал ьного организма>>, <<точку опоры, от кото­

рой зависит движение исторической эволюци и >>4. 

Оn ираясь на концеnцию nоколения, можно n редnоложить, что 

ритм  nол итического вре м е н и  в  каждой  ци вил и заци и  зависит от 
жизненного ритма n околения, госnодствующего на  nолитической 
с цене. Смена nоколений nри водит к смене циклов nол итического 

времени. Однако nоколение - это весьма nриблизительное nоня­

тие для  акаде м ической  н ауки .  С корее  это даже  не  кате гор и я ,  
а метафора.  П околенчиские цикл ы  весьма n риблизительны, их н е  
оnредели ш ь  с математической точностью. 

Однако м ногие заnадные историки ,  nроанализиро вав обшир­

н ые  фактические дан н ы е ,  nришли к  выводу,  что  n ол итическая 
жизн ь nоколения длится около 30 лет ( К.  Манге й м ,  Ортега-и - Гас­
сет и  А.  Шлезингер).  Каждое  nоколение, достигнув совершен но-

102 

Mi/1 J. 

А system of logic.  В.  6.  Cl1 .   1 О. 

Шлезипгер А.  Циклы амери канской исторни. М . ,  1 992. 

С. 46. 

Токвилл А. Демократия в Америке:  В  1 2 т

М . ,  1 994. Т.  1 .  Гл .  1 2 . 

Ortega у Gasset.  The Concept ofthe Generatioп. 

N . Y. ,  1 96 1 .  Р.  1 4- 1 5. 

летия, тратит nервые  1 5  лет на вызов nоколению, стоя щему у влас­
ти. Затем это новое  nоколение само nриходит к  власти  на  1 5  лет, 

nосле чего его nол итическая активность слабеет и  новое nодраста­
ю шее nоколение начи нает n ретендовать на роль nрее м н и ка. 

А. Шлезингер, обращаясь к американской nол итической исто­

рии , доказы вает, что кон цеn ция  30-летнего цикла объясняет как 

настуnление эnох обществен ной целеустремле н ности  - Теодор 

Рузвел ьт  в  1 90 1   г . ,  Франкл и н  Делано  Рузвельт  в  1 93 3 - м ,  Джон 

Фитцджерал ьд  Кеннеди  в  1 96 1  г. , так и  возн и кновение nодъемов 

вол н ы  консервативной реставрации - 20-е, 50-е, 80-е гг. 1 

В 

России nоколенческие цикл ы  выч ислить сложнее:  о н и  час­

то nрерывались гроз н ы м и  nол итически м и  стихи ями - вой нами ,  

револ юция м и ,  70-летней тотал итарной ди ктатуро й .  Н о  главн ы й  

вы вод,  следующи й  и з   кон це n ц и и   n окол е н и я ,   n ол итичес к и й  

о n ыт  Рос с и и  n одтверждает:  динам и ка  n ол итического  вре м е н и  

зависит о т  динам и ки  nокол е н и я ,  госn одствующего  на nол ити ­
ческой сцене. 

Сегодня мы живем в ритмах всеразрушительного <<ускорен ного>> 

времени, которое н е  совпадает с  ритмом  национал ьной пол ити­

ческой  кул ьтуры  и  возн и кающий диссонанс на глазах разрушает 

все сферы жизни общества.  Монетарнстекая модель в эконом и ке ,  

создан ная  н а  Западе для  борьбы с  и нфляцией и  падением произ­

водства,  в Росси и ,  на иной культурной почве, неожиданно <<ВКЛЮ­
ч ила» именно механизмы инфляции и сокращения производства. 
Эталоны <<Массовой культуры>> ,  насаждаем ые средствам и  массовой 
и нформации ,  за несколько лет разрушили традиции национальной 

кул ьтуры .  Еще вчера мы  гордились тем ,  что Россия - одна из са­

мых <<читающих>>  и  образованн ых стран м ира,  но уже сегодня  м ы  

этого сказать не можем .  

В 

кризисном состоян и и  не только эконо­

мика и народное образование, но и социальная сфера, академ ичес­
кая наука, здравоохране н ие - словом ,  все общество. 

Если политическое время цивилизации зависит от поколен и я ,  

господствующего на политической сцене, выход и з  этой ситуации 
может быть только оди н - ротация nол итических элит.  П ри этом 
необходимо пом н ить уроки  истор и и :   глас  н ового  поколения -

не  всегда  глас  Бож и й .  Очередной  цикл  пол итического  вре м е н и  

благополуч ия не гарантирует тол ько потому, что предыдущий был 

кризисн ым: никто не знает <<позднего часа истории>>. И ногда тол ь-

Шлезиигер А. Указ. соч. 

С. 56-57. 

103 


background image

ко активность оnnозиции ил и nол итических аутсайдеров сnособна 
замедлить стрел ки nолитических часов и сnасти общество. 

П ерефразируя У. Джей мса, можно сказать, что избиратели ,  го­

лосуя за nолитических л идеров, каждый раз высвобождают скры­

тую в них политическую энерги ю. Эта энергия становится энерги­

ей nолитического време н и ,  сnособной как усил ить общество, так 
и  nогубить его.  П оэтому ответственность за nол итическое  время 

всегда несут люди. 

5.4. 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТОКИ И ВИРТУАЛЬНОЕ 
ПОЛИТИЧЕСКОЕ «БЕЗВРЕМЕНЬЕ» 

И нформационная революция оказала решающее влияние на 

все качественные характеристики nолитического времени: ход nо­

литических часов истори и  nод влиянием разнонаnравленных се­
тевых и нформацион н ых nотоков м гновенно утратил монотон ное, 
л инейное течение. П олитическое время nриобрело бифуркацион­

н ы й ,  кризис н ы й ,  стохастический характер.  Что  же  случилось с 
временем в новой, n остклассической картине м ира? 

Еше в начале 

ХХ 

в. всем ирно известный физик Альберт Энш­

тей н  доказал , что время может сжиматься и растягиваться , и толь­

ко для  обы вательского  сознания  оно  течет неумол и м о  вnеред, 
в nостоян ном темnе, отмечае мом часами и календарям и .  На самом 

деле время деформируется  и  искривляется ,  а конечн ы й  результат 

зависит от того,  как м ы  его измеряем. Амери канский ученый аст­
роф и з и к  Джон  Гриббон ,   и зучав ш и й  так  назы вае м ы е   <<Черные 

дыры>> ,  заметил , что в макси мал ьн о  особом случае с ил ьно сжима­

юшегося объекта ( каки м  и является <<черная дыра»)  можно совер­

шенно отрицать существование времени, nока вы находитесь вбли­

зи такого объекта 

1 • 

И нформационные сетевые nотоки обладают во временном из­

мерении всеми качествами «черной дыры>>: время здесь максималь­
но ускоряется , движется со скоростью света и  и нформация может 
м гновенно nередаваться одновременно в разные точки nростран­

ства. Это nозволяет говорить об <<исчезнове н и и >>  вре м е н и   (в его 

классическом nониман и и )  в сетевых потоках, что в сфере  nол ити­
ки nриобретает особое значение. 

В 

виртуальном пол итическом nространстве <<распадается связь 

времеН>>: прошлое утрачи вает свое значение, настоя щее nолитиче-

Тоффлер  Э. ТреlЬя волна.  М . ,  2002. С .  477. 

104 

ское время nриобретает гиnертрофированное значение и будущее 

политическое  время nопадает тем самым в неnосредствен ную за­
виси мость от  настоя щего.  Как nодчерки вает Э .   Гидденс, <<В  мире 
постмодерн ити взаи моотношения n ространства и  времени уже не 
будут упорядочены историчностью>> 

1 • 

Историчность м ожно nонимать  как исnол ьзование n рошлого 

пол итического времени для формирования настоящего и будуще­

го. Разрыв с историчностью означает, по существу, торжество «без­

временьЯ>>  в  виртуальном  пол итическом  nространстве,  где  насто­

яшее nолитическое время становится всевластн ы м ,  авторитарным 

диктатором, сnособным оказывать решающее воздействие на кон­
туры будущего nол итического време н и .  

С. Кара- Мурза дает образное оnределение новому тиnу вирту­

ального nолитического времени - <<время сnектаКЛЯ>>, где разорва­

на связь времен, человек лишен исторических координат, что сни­
мает субъе кти вную  психологическую  защиту  от nолитических 
мани nуляций в виртуальном пространстве2. Такое <<Остановивше­

еся время» с nособствует устранени ю  см ысла всего nроисходящего 

на nолитической сuене: события восnринимаются без всякой оцен­

ки в рамках моральных норм и  исторических традиций - как оче­
редная чисто развлекательная политическая сенсация. 

Французский философ К. Касториалис отмечает: <<Сейчас суще­

ствует воображаемое время, которое состоит из отрицания реаль ­

ного прошлого и реального будущего - время без действител ьной 

памяти и действительного n роекта. Телевиден и е  создает мощны й  

и  очень с и м вол и ч н ы й  образ этого  времен и :  вчера сен сационной 

темой была Сомал и ,  сегодня о Сомали вообще не упоминают; если 

взорвется  Россия, к чему похоже идет дело, то nоговорят два дня о 

России, а потом забудут о ней .  Сегодня  н ичему не  придается дей ­

ствительно высокого см ысла, это  вечное  настоя шее nредставляет 

собой суn-пюре, в котором все растерто и доведено до одного и того 

же уровня важности и см ысла>>3. 

Ч еловек, л и ш е н н ы й  исторической  nамяти, утрачивает самое 

главное - .он отры вается от своих цивилизацион ных <<корней>>, от 
социокультурных традиций и моральных норм, которые освящены 
nамятью предков.  И счезновение историчности nолитического вре­
мени ,  таким образом ,  означает одновре м е н но  исчезнове н ие  его 

Гидденс Э.  П оследствия модернити 11 Новая постиндустриальная  волна  на 
Западе: А11тология. М . ,  1 999.  С.  1 2 1 .  

Кара-Мурза С.  М а н ипуляuия сознанием .  М . ,  2000. С .  25 1 .  
Uит. по: Кара-Мурза С.  Манипуляuия сознанием. С .  252. 

105 


background image

социокул ьтурных и  сакрал ьных коорди нат,  утрата  всех <<высоких 
смыслов>> - наступление тупого безвременья ,  где все позволено и 

все оди наково безразл ично. 

5.5. 

ВИРТУАЛЬНОЕ ВРЕМЯ КАК ФАКТОР ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ 
ДЕСТРУКТИВНОСТИ 

Э. Фромм, исследовавший анатомию человеческой деструк­

тивности ,  отмечал, что самым страшным для человеческой психи­

ки я вляется  потеря системы исторических и  ценностных коорди­
нат - некой карты его природного и социал ьного м и ра, без кото­
рой  о н   может  заблудиться  и  утратить с пособность действовать 
целенаправленно и последовательно 1 •  И звестно, что врачи ,  набл ю­

давшие пациентов с <<потерей памяти>> после серьезных физических 

или психических травм, отмечал и  серьезные аномал и и  в их nове­

ден и и  и преобладан ие страстного желан ия «Всnомн ить>>: кто они и 

откуда.  Без систем ы  исторических и  цен ностных координат чело­
век не имеет возможности  полноценно ориентироваться  в насто­

ящем, ему трудно найти точку опоры , которая  позволит классифи­

цировать все внешние впечатления, которые ежеминутно обруши­
ваются на него. 

Виртуальное политическое время погружает современного че­

ловека в  мозаичный  мир  политического спектакля сегодня ш него 
дня, где  он  попадает п од  гипнотическое  вл ияние раздутых n оли­
тических сенсаций. Фромм подчерки вает:  возможно, человек был 

бы менее подвержен влияниям, если бы не обладал такой огромной 

потребностью в заданной системе коорди нат.  И  чем более простые 

ответы подсказывает диктор за кадром, комментируя события ,  тем 
охотнее ему верят: и менно здесь следует искать причину того,  nо­

чему иррационал ьные системы идей обретают такую притягатель­
ность. 

Непреры вное  воздействие на человеческое сознан ие сенсаци­

онными сообщениями, особе н но <<страш н ы ми >>  и  <<Кри м и нальны­

МИ>>, поддерживает оnределенн ы й  уровень нервозности , ощущение 
непрерывного кризиса, что также  повышает внушаемость л юдей ,  

снижает и х  способность к критическому восприяти ю. Виртуальное 

пол итическое время - это время непрекращающегося монологи­

ческого потока информаци и ,  где  нагнетаемое ощущение срочнос­
ти сообщен и й ,  ежедневные и даже ежечасные их обновления ли-

Фром.м Э .  Анатомия человеческой деструктивности.  М . ,   1 998. С. 302-303. 

106 

шают  информацион ное  поле  какой-то определен ной структуры .  
Ч елове к  не имеет  вре м е н и ,  чтобы  ос м ысл ить и  понять сообще­
ния, - они вытесня ются все новыми и новым и  фактами. Диалог и 
общественные дебаты  плохо совмещаются с  ман и пуля ция м и ,  по­
этому виртуальное политическое время стало временем политиче­

ского монолога. 

Современный человек с легкостью становится жертвой полити­

ческих сенсаций, и для того, чтобы «раскрутить>>  самые невинные 

факты до уровня <<Ч П  национального и даже м и рового масштаба•>, 
достаточно нескольких дней. У всех еще в памяти недавний <<Миро­

вой  психоз>>  по поводу  <<бешенства  коров в  Вел икобритани И >> .   П о  
всем м ировым каналам С М И  одновременно были запущен ы  сооб­
щения об эпиде м и и  болезн и  коров,  которая  чрезвычайно опасна 

для людей, поскольку при этом разрушается ткань головного мозга. 

В Великобритании от этой болезни погибло около  1 0  человек, при­

чем журналисты  поместил и  в прессе п одробные биографии этих 

людей и подробности протекания их тяжелого и страшного заболе­

вания. Руководство  ЕС оперативно среагировало на скандальную 
и нформаци ю:  Вел икобритании было рекомендовано немедленно 

уничтожить всех коров в возрасте свыше трех лет и сжечь их трупы .  

Был наложен строгий запрет н а  экспорт мяса и декларированы дру­
гие серьезные экономические санкции. 

Вели кобритания несла серьезн ые убытки, л юди перестали  по­

купать говяди ну. С пасло англ ичан тол ько то, что н и какой э п и ­

дем и и  в действител ьности  в  стране не было, и  погибшие от  н е ­

известной болезни  1 0  англ ичан оказались n ерв ы м и  и  послед н и ­
м и  жертвами  сенсаци о н н о й  болезн и .   П равител ьство  сроч н о  
начал о  расследование, и тогда оказалось, что ссылки прессы н а  
научную статью в  жур нале << Lancet>>  б ы л и  безосновател ь н ы м и ,  
поскольку ученые л и ш ь  предполагал и  возможную связь болезни 

людей и  коров. Уче н ые  выступили с  опро верже н и я м и ,  с кандал 

затих.  Н о  если  бы  он  продолжался еще некоторое время, санкции 

против Великобритан ии вступили бы в силу, резул ьтатом был бы 

серье зJ-I Ы Й   кр изис а н гл и йского жи вотноводства,  п ос кол ьку  к 
уничтоже н и ю  была приговорена треть крупного  рогатого скота 
страны. 

Сенсационность виртуального политического времени - опас­

ный  продукт и нформационной революции, во много раз усил и в­

ший анатом ию человеческой деструктивности . 

107 


background image

5.6. 

ВИРТУАЛЬНОЕ ВРЕМЯ КАК ТОЧКА БИФУРКЦИИ 

Особое значение имеет совершенно новый для политической 

истори и  факт ком мерциал изации политического  времени :  в вир­

туал ьном  политическом м и ре  время  можно достаточ но свободно 

куп ить, если заплатить значительную сумму за эфир или приобре­

сти  целы й  и нформацио н н ы й   канал .   П ол итическое  время стало 
товаром ,  которы й  приносит немалый доход тем ,  кто может и хочет 

им  торговать.  Но  ком мерциал изация пол итического времени на­

носит огромный моральный урон современному обществу, которое 

вынуждено мириться с тем ,  что сегодня  пол итические ценности 
форм ируются виртуальны м и  политтехнологами в интересах бога­

тых соискателей  пол итической власти. 

При этом  ком мерческая реклама и  п олитическая  и нформация 

образуют сам ы й  опас н ы й  виртуальный си мбиоз во времени ,  как 
п оказали  исследования политических психологов.  Коммерческая 
реклама построена цел и ком  в угоду  производителя м  товаров и 
услуг п о  законам  шоу-бизнеса:  она театрали зована, откровенно 
использует все наиболее при м итивные человеческие и нстин кты и 
призвана вызы вать потребител ьский ажиотаж - особое  эйфори ­
ческое состояние человеческого сознания, когда желан ие <<иметь>> 
пол ностью вытесняет стре мление <<быть>>. Сам ы й  легкий способ 
привлечь зрителя - обратиться к его скрытым ,  подавленным, не­
здоровым инстинктам ,  коренящи мся глубоко в подсознани и .  

Если  политические новости прерываются рекламой, наступает 

психологический эффект <<усиления>> правдивости рекламных со­

общен и й :  бесстрастные политические репортажи создают эффект 

доверия  к  рекл а ме  товаров.  Н о  одновременно потребител ьский 

ажиотаж  <<заражает>>  нездоровыми эмоци я м и  политическое  вос­
приятие  собы т и й   на  экран е .   Исследова н и я   фонда  Карнеги  в 

1 990-е гr.  показали ,  что подростки ,  много часов проводя щие у эк­

ранов телевизоров под воздействием реклам ы ,  утрачивают способ­

ности  критического восприятия  и  одновременно реклама может 

стимулировать их агрессивное  поведение в быту. 

Коммерциализация политического времени ,  стремление его как 

можно более выгодно продать,  заставляет в погоне за зрительским 
вниманием показывать на виртуал ьном экране самые отвратитель­
н ые, но сенсационные события. Жертвы террористических актов, 
коррумпированные государственные преступники, <<оборотни в по­
гонах>>  имеют значительно больше шансов попасть в эфир полити­
ческих новостей ,  чем Комиссия по этике Государствен ной Дум ы. 

108 

Однако  есть  и  е ще  одно глубокое онтологическое  измере н ие 

феномена <<безвременья>>  виртуал ьного  пол итического простран­
ства.  По существу, л юбая пол итическая  информация о настоящем 
в виртуальном пространстве может стать «точкой бифуркацИИ>> или 

кризиса, способной повлиять на выбор альтернативных политиче­
ских сценариев будущего политического развития .  В руках вирту­
альных политтехнологов настоящее пол итическое время становит­

ся рычагом мощного влияния на политическое <<Завтра» с помощью 

искусствен ного <<раздуван ИЯ>>  и даже  произвольнога  конструиро­
вания настоя щих п ол итических событи й .  

Сегодня  бол ь ш и н ство л юдей знает о  политических л идерах и 

государственных деятелях только то,  что показы вают по телевиде­
нию в программах новостных передач.  П ри этом особое значение 

для понимания и предвидения политического поведения масс и ме­

ет и менно то, что в телевизионной культуре сч итается  правдо й ,  
а н е  реальная  правда политической жизн и .  Как справедливо отме­
чает Л .  Туроу, в кинофильмах, подобных <<Джефферсону в П ариже>> 

или <<Пакахонтас>> ,  л юди теряют н ить - что исторически реально, 
а что вым ысел .  Б ыла ли у Джефферсона чернокожая любовн и ца? 

Сколько лет было  П акахонтасу?  Были ли амери канские и ндейцы 

� 

' ?  

прирожден н ы м и  защитниками окр)"А<ающеи среды  . 

Даже если создатели фильмов не  п ретендуют н а  историческую 

правду, больш инство л юдей воспринимает подобные фильмы как 
историческую действительность. Так средства массовой  инфор­
мац и и  с  помощью  виртуал ьного пол итического времени фабри ­
куют пол итическую  истор и ю ,  национал ьную культуру  и  стано­
вятся  главной сило й ,  влия ющей  на п ол итическое будущее .  Тем 
самы м  роль случай ной политической и нформации в виртуал ьном 
пол итическом  вре м е н и  возрастает до н епропорционал ьно боль­

ших  размеров и  м ожет оказать решающее вли я н ие  на настоящее 

и будущее. 

Надо ли говорить, какую огромную опасность таит в себе вир­

туальное политическое время, если оно оказывается в руках недоб­

росовестных соискателей политической власти.  И мен но поэтому 

роль и  значение нравствен ных и м п еративов в эпоху и нформаци ­
онного общества необыкновенно возрастают. 

Туроу Л.  Будущее каnитализма 11 Новая nости ндустриальная волна на За­

nаде: Антология. М . ,   1 999. С.  2 20. 

109