Файл: Василенко И.А. Политическая философия (Высшее образование). 2010.pdf
ВУЗ: Московская государственная юридическая академия им. О.Е. Кутафина
Категория: Книга
Дисциплина: Философия
Добавлен: 05.02.2019
Просмотров: 9652
Скачиваний: 18
5.7.
НРАВСТВЕННЫЙ ИМПЕРАТИВ В ВИРТУАЛЬНОМ
ПОЛИТИЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ
Знаменитый нравстве н н ы й и м nератив И . Канта - <<Золотое
n равило» морали - гласит: веди себя по отношению к другим лю
дям так, как они, на твой взгляд, должны вести себя по отношению
к тебе. Это nравило касается отношений между людьми, nоскольку
в доинформационную эру решающее влияние на время и nростран
ство человеческого существования оказывали межл и чностные кон
такты.
В и нформационном обществе, когда значен ие настоящего nо
л итического времени и всей и нформации о текущих nол итических
событиях в виртуальном nолитическом n ространстве nриобретает
гипертрофирован ное значение для человеческого существования,
речь должна идти о nоиске nравильных решен и й н а социетальном
уровне. В этом смысле можно согласиться с Ам итаи Этциони , ко
торый nремагает <<новое золотое правило» в э nоху nостмодернити:
<<Уважай и nоддержи вай нравствен н ы й nорядок в обществе, если
хочешь, чтобы общество уважало и поддерживало твою независи
мость» 1 .
П ретворение в жизнь этого nравила nодразумевает, что в вир
туальном политическом n ространстве должны быть о nределены
некоторые этические п равила, которые nозволят обществу конт
ролировать n равдивость и нравственность и нформации, nостула
ющей с информацио н н ых каналов. Сегодня в иртуальное n ол ити
ческое время стало объектом неконтрол ируе м ых политических
маниnуляций, что нанос ит серьзный урон общественному созна
н и ю .
Известная шутка о генералах утверждает, что о н и всегда гото
вятся к сражен и я м прошлой вой н ы , а не следующей . Сегодня эта
шутка в значител ьной м ере относится к n ол итолога м , которые
упорно n ишут об ужасах тоталитарной цензуры и запретах религи
озного фундаментал изма, не замечая, что в и нформационном об
ществе на nервый план в ыдвигается новый уровен ь о пасносте й ,
связанных с беспределом виртуальной вседозволен ности .
Сегодня м ы встуnаем в новую эру, когда виртуальное nол ити
ческое время н астолько nодч и нило себе время реал ьн ое , что м ы
лрибл изились к созданию чисто и нформационной структуры по
литических взаимодействий. П остепенно информация становится
1 10
Этциони А. Н овое золотое nравило 11 Новая nости нлустриальная волна на
Заnаде: Антология. М . , 1 999. С. 3 1 7.
основным ком понентом нашей политической организации , а по
токи виртуальных образов составляют основную н ить политичес
кой структуры общества. Между тем наши пол итические законы ,
вся система национального и международного права по-прежнему
продолжают регламентировать только сферу реального политиче
ского пространства и времени, не замечая виртуал ьного измерения
современного м ира пол итики.
Человечеству лора посмотреть на свое отражение в виртуальном
пол итическом зеркале и ошутить космический пульс виртуально
го политического времени.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1 .
Какое влияние оказала и н формационная революция на пол и
тическое время?
2 . Какие наиболее яркие качеств е н н ы е характеристики и мело по
литическое время
в
классической картин е м ира?
3.
Как изменилось восприятие политического времени с появле
н и е м виртуального политического пространства?
4.
Почему в в и ртуальном политическом п ространстве «распада
ется связь времен»?
5.
Каким может стать нравств е н н ы й и мператив в в и ртуальном
политическом и змере н и и ?
б.
Почему в и ртуальное политическое время становится «точкой
бифуркаци и » для будущих политических событий?
7.
Почему в и ртуальное политическое время способно усилить че
ловеческую деструктивность?
Глава 6
ФИЛОСОФИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО
ПРОСТРАНСТВА
Мы должны будем признать колоссальный рост чело
веческой мощи, гигантский рост власти человека над
временем и прое1·ранством - этими двумя космичес
кими врагами человека.
Л. Мечников
6.1 . ИКОНОГРАФИЯ КЛАССИЧЕСКОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО
ПРОСТРАНСТВА: «БЕГЕМОТ
VERSUS
ЛЕВИАФАН))
Формирование классического политического пространства
определяли три сакральных символа, три вечных факела неиссле
ди мой ауте нтичности - вера, почва и кровь. Среди н их особое
место принадлежит почве: вера может оскудеть, кровь - пролить
ся, но почва - и ме н но она связывает веру и кровь через столетия,
передавая от поколения к поколен и ю незр и м ые токи кул ьтуры .
Уже древние философы остро чувствовали значение поч вы - сре
ды обитания - пространства для формирования социокул ьтурной
и политической идентичности человека. Впервые теорию влияния
среды излагает известная ш кола Гип пократа в
У
в. до н.э. в тракта
те
<<0
воздухах, водах и местностях>>. Но только в
X I X
в. в трудах
философов немецкой <<органицистской ш колы >> во главе с Фрид
рихом Ратцелем терми н « политическая география>> получил кон
цептуальное обоснование.
Однако для понимания классического политического простран
ства и меет значение не столько nолитическая география ( которая
потом послужила основой для формирования геопол итики), сколь
ко и конография пространства как более ш ирокий и более <<гума
н итар н ы й >> тер м и н . Е го ввел в оборот географ Джан Готтман в
своей блестяшей работе << П ол итика государств и их география>> 1 •
Он обратил внимание, что автоном ные пространства кул ьтуры об
разуют не только картин ы и произведения пластического искусст
ва, но также все видимые, орган изованные в пространстве формы
политической, обшественной и частной жизн и .
Gottman J. La
politique des Etats e t leur geographie. Р . , 1 98 1 .
1 12
В понятие <<и конография nространства>> Дж. Готтман вкл ючал
и разл ич н ые nространствеи н ые картины м ира, и отдел ьные nред
ставления, возникшие как резул ьтат вл ияния религий, традиций,
разного историчес кого n рошлого, разных социал ьных моделе й ,
характерных для оnределенных территори й с особой неnовторимой
кул ьтурой. М ифы и образы ушедших столети й , легенды и саги,
табу и символы культуры, тоnаграфически локализован ные в оn
ределен ном nространстве, так ил и иначе формируют е го и коно
графию. Какое же место в обшей и конограф и и пространства зан и
мает пол итическая и конография?
Можно с казать, что и конография пол итичес кого простран
ства - это типические формы проявления п
олитического бытия,
система политических институтов и многообразных форм полшпи
ческой жизни, а также символический мир политической культуры,
включая его характерные импликации, аллюзии, символизм выраже
ния политических идей и эмоций, формирующих смысловое, значимое
пространство культуры.
Готтман писал о <<циркуляции иконографий>> - динам ическом
вл иянии территориал ьных культур друг на друга в течение време
ни. В опредленном смысле циркуля ция и конографий nредставля
ет собой пространствеиное измерение диалога кул ьтур. Это поз
волило известному немецкому геополитику Карлу Ш митту остро
умно заметить, что на место знамен итой теории << циркул я ц и и
эл ит>> В . П арето в современной политической науке выходит не
ф
� 1
менее важная теори я циркуляции и коногра и и .
Отношение к образу, и коне составляет глуби нное nростран
ствеи ное измере н и е кул ьтуры. И конография п ространства разде
ляет западные и восточн ые цивилизаци и : культуры Востока обыч
но выступают против зрител ьных изображен и й , картин и и ко н ,
в то время как на Западе сложилось устойчивое nочитан ие иконо
n иси и портретной живописи. Известно, что Ветхий Завет и Коран
запрешают и зображать Бога на и конах, но строго отождествить
Восток с и коноборчеством , а Запад с и конапочитанием все же
нел ьзя. И стория западной ци вилизации знает весьма агрессивные
проя вления и коноборческой тради ции, достаточ но переч ислить
гуситов и виклифитов, пуритан и сектантов баптистов, рели гиоз
ных модерн истов и грубых рационал истов.
Шмитт
К.
Планетарная наnряженность между Востоком и Западом и nро
тивостояние Земли и М оря
//
Основы геоnолитики. М . , 1 977. С. 528.
1 13
И нтересно, что современная техника, психоанал из и абстракт
ная живопись (а все это пришло с Запада) несут в себе разрушение
традиционного понимания образа, визуального изображения, про
странетвен ной целостности. Поэтому можно утверждать, что и ко
нография пространства каждой культуры не статична, она дина
мично меняется , когда в нее вторгаются новые исторические фак
торы . Точ н о так же и ко но графи ч е с кая п роти вопол ож н ость
пространства Востока и Запада в сфере культуры н икогда не была
п олярной , фиксированной и статичной.
К. Ш м итт выдвинул и нтересную гипотезу, согласн о которой
и конографию п ространства восточных ц ив ил изац и й определяет
стихия Суши , а западных - стихия Моря. Он использовал два м и
фических образа, двух ветхозаветных чудовищ - Бегемота и Ле
виафана - для обозначен и я <<Сухопутной С илы>> Востока (теллу
рократия) и <<М орской С илы>> Запада (талласократия) . Качествен
ная организация сухопутного и морского пространства о пределяет
н е только специфические форм ы государствен ного устройства на
Востоке и Западе, но вообще структурные особенности политиче
ских культур, и особе н но область права.
Ш м итт предложил использовать греческий термин <<номос>> для
обозначения особой роли структуризации пространства. Номос
это «нечто взятое, оформленное, упорядоченное, организованное>>
в сфере пространства. И ме нно здесь находят свое проявление спе
цифические социокультурные и мп ульсы каждой ц ивилизац и и ,
растворяясь, сли ваясь , соед иняясь с окружающей средой
1 •
<<Н о м ос Земл и >> отражает неподвижность, устой ч ивость и н а
дежность Суши с неизме н н ы м и географическими и рельефны м и
особенностями. Это пространство, которое легко поддается деталь
ной структурали зац и и , где всегда можно четко зафиксировать по
л итические границы и наладить постоя нные коммуни кац и и . Ста
бильность и конографии сухопутного пространства выступает п и
тательной средой консерватизма п ол итических культур Востока,
олицетворяющих << Н омос Земли>>.
Напротив, <<Номос М оря>> с и мволизирует подвижность, изме н
ч ивость и непостоянство водной стихии. М орское пространство не
1 14
Русские евразийuы использовали терми н <<месторазвитие>>, который до
статочно близок понятию <<номоса». Так,
Л .
Савиuкий подчеркивал: << Рос
сия - Евразия есть "месторазвитие", "единое uелое " , "географический
и ндивидуум" - одновременно географический, этни чески й , хозяйствен
н ы й , исторический и т.д. и т. п . "ландшафт"•>. (Савицкий
П.Н.
Географи
чески й обзор Росс и и - Евразии // М ир России- Еврази и . 1 926. С. 232).
поддается детал ьной структурализации, в нем невозможно четко
определить пол итические границы и проложить фиксированн ые
пути. Поэтому политические и юрид ические структуры цивилиза
ц и й Запада так динам и ч н ы , текучи , подвержен ы непрерывн ы м
и нновациям.
Ш м итт поп ытал ся объяснить истори ю вечной политической
конфронтации Востока и Запада дуализмом м ирового простран
ства Суши и М оря: <<То, что м ы сегодня называем Востоком, пред
ставляет собой еди ную м ассу твердой суши : Россия , Кита й , И н
дия - громадный кусок Суши , "Срединная земля" , как ее называл
великий английский географ сэр Хэлфорд Макиндер. То, что м ы
и ме нуем сегодня Западом, я вляется одн и м и з м ировых Океанов,
полушарием, в котором расположен ы Атлантический и Тихий оке
аны. П ротивостоян и е морского и континенталь ного м иров - вот
та глабальная истина, которая лежит в основе объяснен ия цивили
зационного дуализма, постоя нно порождающего планетарное на
п ряжение и стимулирующее весь процесс истории>> 1 •
Разумеется , Ш м итт не был здесь оригинален : уже античн ы е ле
тописцы вой н Спарты и Афин , Рима и Карфаген а обращали вни
мание на то, что в кульмин ацион н ые моменты м ировой истории
судьбу человечества определяют стол кновения цивилизаци й М оря
и Земли. Но анти ч н ые авторы и их последователи м ыслили в тер
м инах статичной полярности, что предполагает постоянство, фик
сированную структуру взаимодействи й , остающихся неизмен н ы м и
в разных истори ческих ситуациях. Ш митт предложил рассматри
вать цивилизационн ы й дуализм между Востоком и Западом в тер
м инах историко-диалектической полярности.
И звестно, что уникальность исторической истин ы я вляется од
н и м из секретов онтологии ( Вальтер Варнах). И сторическое м ы ш
ление - это м ышление уни кал ьн ы м и историческим и ситуациями ,
следовательно, м ы шление уни кальн ы м и истинами . Очевйдно, что
статично-полярное противопоставление искл ючает историческую
неповтори мость. М ежду тем Н омос Земли, как и Но м ос Моря, все
гда ограничен сво и м и уникальными здесь и теперь: о н и формиру
ются в каждую истори ческую эпоху новыми поколениями дееспо
собных и могуществен ных народов, которые захватывают и делят
пространство, заново фор м ируют его и конографию.
Диалектический аспект полярности указывает на структуру <<ВО
прос-ответ>> , которая способна адекватно описать историческую
Шмитт
К.
Указ. соч . С. 530.
1 15
ситуацию (Дж. Колл и н гвуд, А. Тойнби ) . В оnределен ном см ысле
и сторические изменения в иконографии n ространства цивилиза
ций М оря и цивил и заций Земл и могут быть nоняты как брошен
н ы й историей вызов - и ответ людей н а этот вызов nосредством
и зменения форм nроявления человеческого бытия , формирующих
смысловое, знач и мое n ространство кул ьтуры . Другим и словами ,
каждое историческое изменение n ространства культуры можно
рассматривать как уникал ь н ы й ответ человека на вопрос, nостав
ленн ы й исторической ситуацией.
Раскреnоще н н ы й технически й nорыв, раскреn ощенная техни
ка, наконец, Абсолютная Техника - это специфический ответ ци
вилизаци й Моря на вызов Н ового времен и . Технические открытия
делались и на Западе, и на Востоке, nрактически во всех странах
м ира, но то, в какую систему и конографии культурн ого простран
ства эти открытия помещались, неизменно nриобретало решающее
з начение. Абсолюти зация технического прогресса как форм ы ос
воения nространства культуры , отождествление л юбого прогресса
и сключительно с техническим nрогреесом - все это могло раз
виться только на основе морского существования.
И конография морского пространства не nредполагает н и каких
сложных <<встраи ваний>> и nриспособлений новых открытий к фик
сированной структуре уже освоен ного пространства культуры , что
я вляется неnременным условием для и конограф и и пространства
сухопутных цивил и зац и й . Поэтому технические открытия совер
шаются здесь легко и с вободно и , не ведая огра н и че н и й , также
л егко и свободн о распространяются в п ространстве культуры .
Уже Г . Гегель обратил в н и мание н а этот феномен и nрочно связал
промышленное развитие с морским существованием: <<Если усло
вием nринципа семейной жизн и я вляется земля, твердая почва, то
условием nромышленности является ожи вленная в своем внешнем
теч е н и и стихия , море>> 1 •
Тех н ическая победа цивилизаций Запада над ци вилизациями
Востока во многом и значально была nредоnределена иконографи
ей пространства заnадных и восточных культур. Но именно исходя
и з логики эволюции культурного пространства, новые форм ы ко
торого каждый раз я вля ются неnовторим ы м , уни кальным ответом
н а вызов Времен и , можно прогнозировать неми нуем ы й грядущий
реванш Востока.
Гегель Г. В.Ф. Философия права // Соч . Т. 7. М .-Л. , 1 934. С. 256.
1 16
Сам nринцип необузданных и н новаций Абсолютной Техники ,
претендующий на то, чтобы искусстве н н ы й , рукотворн ый космос
превзошел космос естествен н ы й , и меет оправдание л и ш ь в том
случае, есл и человечество соглашается с тем , что мир nрироды не
и меет для него абсолютной ценности: с н и м можно бесконечно экс
периментировать. Н о сегодн я все м ы как раз n р исутствуем nри
реванше естествен ного над искуссстве н н ы м .
Можно согласиться с А . С. Панариным: это проявляется не толь
ко на м ировоззренческом уровне - в виде новой постклассической
картин ы м ира, но и на социально-утилитарном и культурном уров
нях - nриродное nризнано недосягаемым эталоном и по критери
ям пол ьзы , и по критериям гармони и и красоты. Даже nотреби
тельское общество признал о это nревосходство естествен н ого ,
устре м и в ш ись в погоню за натурал ь н ы м и продуктами: << Н о в тот
самы й момент, когда техни ческая цив ил изация созналась в своей
неспособности продублировать природную среду, заменив ее ис
кусственной, ноосферной, она призналась в своей ограничен но
СТИ>> 1 .
Если заменить природную среду нел ьзя, то значит необходимо
ее сберечь , а это означает nрежде всего необходимость остановить
эксnансию Абсолютной Техники. Паллиативные меры в виде сни
жения энергоемкости производства и расnространения ресурсо
сберегающих технологи й здесь уже не nомогут. Для восстановле
ния социокультурной восп р и и м ч и вости к скрытым гар мони я м
n риродного пространства требуется нечто бол ьшее - nереход к
другому принципу организации культурного п ространства, переход
от и конографии М оря к и конографии Суш и .
Природа и культура, уставш ие от экспанс и и Абсол ютной Тех
ники, требуют реабилитации старых, вытесненных и nодавленных
форм организации n ространства, основанных на nринциn ах ста
бильности, nорядка и традиции. Далеко не все мотиваци и культу
ры можно поспешно кон вертировать в техническое творчество:
существуют такие тонкие духовные и социокультурные практики ,
которые п ри н ц и n иально не выражаются в сфере промы шлен н ых
технолог и й . Они уникальны , нетиражируемы и абсолютн ы : и это
nрежде всего относится к самому человеку с е го уникальным nри
родн ы м и духовным субстратом .
Панарин А.С. Восток - Запад: цикл ы большой истор и и // Новая Росси я .
1 998. N2 . I . C. 67 .
1 17
Если в постиндустриал ьном обшестве
XXI
в. целью человечес
кой активности станет не прикладная пол ьза, не пром ы шленный
утилитаризм , а полнота духовного самовыражения, то неизбежно
будут затребован ы такие факторы духовного п орядка, которые
выходят за рам ки одномерной рациональности. И это неизбежно
связано с реабилитацией восточных принципов восприятия куль
турного пространства, в котором художестве н н ы й ген и й довлеет
н ад ген ие м конструктивистским. Только Н омос Земл и способен
возродить прерванную связь социального и п риродного простран
ства, заново приобшив ч еловека к вел и кому карнавалу жи вого
Космоса.
Для предотвраше н ия экологической катастрофы человечество
остро нуждается сегодня в восстановлен и и строгих правил иконо
граф и и сухопутного п ространства, утверждаюших незыбл е м ы й
приоритет природной гармони и над волюнтаристскими им прови
зациями рукотворного начала. В отл ичие от западного антропо
центризма цив ил изаций Моря , непомерно возвел и ч и ваюших ста
тус социальной среды н ад остал ьным пространство м , в картине
м и ра восточ ных цивилизаци й Космос изначально недел и м . Все,
что создается человеком в сфере культуры , должно быть подч ине
но древней максиме: << Н е навреди!>> .
П ророческие слова Ш м ипа о том , что укрошение раскрепо
шенной техники - «это подвиг для нового Геракла», становятся
с и м волом наступаюшей эпохи в истории человечества. Опасные
экспер и ме нты в области ген но-молекулярной и нженерии, сфере
клон ирования необходимо остановить, поскольку они прямо за
трагивают сферы ген ной безопасности человечества. Е ше Аристо
тел ь в своей <<Этике>> п исал о том , что изобретательность хороша
там , где служит благородным целям, и наче она преступна. Совре
менной гуманитарной обшественности пора поддержать заявлен ие
Всемирного совета Церквей , решительно осудившего агрессивное
вмешательство технократов в эволюцию живого на нашей планете:
<< Применение биотехнологии при производстве новых форм жизни
угрожает ч истоте творения. Человечество стоит перед соблазном с
помошью биотехнологии изменить жизнь на Земле в соответствии
1
с безбожн ы м технократически м мировоззре н ием>> .
П ора понять, что и конография пространства культуры не мо
жет безгран ично расш иряться и безнаказанно варьироваться, под-
1 18
Биотехнология. В ы зов Uерквам и обшеству // Журнал Московской пат
риархи и . 1 990. N2 1 2. С. 5 5 .
ч и н яясь искл юч ител ьно агресс и вной <<морал и успеха>> . Когда в
культуре перестает действовать прин цип приоритета нравствен
ного начала, при н ц и п Великой письменной тради ции, это стано
вится первы м сигналом , с видетел ьствуюшем о ее стагнаци и и
разруше н и и .
П роти востоя ние Востока и Запада сегодня становится проти
востоя нием естествен ного и искусствен ного, техн ического и ду
ховного, утил итарного и нравственного. Сумеет ли Восток найти
новые формы прочтения иконографии пространства Земл и , чтобы
усмирить стихии Моря? Вот вопрос, от которого во м ногом зависит
судьба современного м ира.
6.2.
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ
В ФОРМИРОВАНИИ КЛАССИЧЕСКОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО
ПРОСТРАНСТВА
Таинственная связь кул ьтуры с формами пространства до сих
пор мало изучена. Каким образом социокультурные им пульсы ци
вил изаций Земли и М оря формируют архетип ы пространстве и н ых
конструкций? Прчему Дом стал символом Суши , а Корабл ь - сим
волом Моря? И как эти архетип ы человеческой социал и заци и в
пространстве вли я ют на формирование парадигм пол итического
мира?
Корабль и Дом являются подлинными антитезами человеческой
социализации в пространстве - это два принципиально различных
ответа на вызовы природы и истории, которые человек соверш ил
посредством техники. Есл и вспомн ить Библию, то мы сможем рас
ставить здесь приор итеты : человек получил свою среду обитания
через отделение Земли от Моря. Его природная стихия - Земля,
она ему родное лоно, где можно найти п и шу, кров и зашиту. И все
это в глазах человека олицетворяет Дом - символ покоя , стабиль
ности и безопасности .
Н о Дом - это уже не просто вешь, это собственность. И здесь
уместно вспомнить <<Философию права» Гегеля, где он не без иро
н и и замечает: << Разумность собствен ности заключается не в удов
летворе н и и потребности , а в том, что сни мается голая субъекти в
ность л и ч ности . Л и ш ь в собствен ности л и цо есть как разум » 1 •
Итак, первая реальность человеческой свободы находится во внеш
ней веш и , объект и в ируется в пространстве как собствен ность.
Геге.1ь Г В.Ф. Философия права // Соч . Т. 7. М . -Л . , 1 934. С. 69.
1 19