Файл: Василенко И.А. Политическая философия (Высшее образование). 2010.pdf
ВУЗ: Московская государственная юридическая академия им. О.Е. Кутафина
Категория: Книга
Дисциплина: Философия
Добавлен: 05.02.2019
Просмотров: 9654
Скачиваний: 18
Юристам хорошо известно, что сам терм и н <<собствен ность» -
( Domiпium) nроисходит и менно от слова <<дОМ >> ( Domus) . Человек,
владеющий Домом, владеет собственностью и тем самым ограни
ч и вает свою свободу определенными правилами организаци и про
странства.
П режде всего человек, живущи й в Доме, н аходится в тесных
отношениях с окружаюшей природной средой , что формирует его
м ировоззрение и дает ему определенный пространствен н ы й гори
зонт. Дом всегда вписан в природное n ространство: он строится
так, чтобы как можно меньше зависеть от природных стихий и как
можно больше получать природных даров - сол н ца, воды, света,
тепла. Одновременно Дом становится благоприятной экологиче
с кой н и шей для м ножества животн ых, которые благодаря обще
н и ю с человеком пре вращаются в домашних, одомаш н и ваются.
Дом призван быть символом пространствеи ной гармони и челове
ка и природы , это тот мален ький Космос , где неразрывно слиты
воедино социал ьное и естественное.
Говоря языком современной научной теори и , Дом ол и цетво
ряет коэволюционную п ространствеи ную парад и гму человече
с кого существовани я , исключающую технически й волюнтаризм.
Все ци вилизации Востока, культуры Земл и так ил и иначе отража
ют этот коэвол юцион н ы й при н ци п в своей этике, формируя тем
сам ы м определ е н н ые правила развития пространства культуры .
Н аиболее ярко это выражено в и ндуизме и буддизме: здес ь сло
жился п р и н ц и п неиерарх и ч н ости элементов жи вого м ира, со
гласно которому каждая букашка и меет такую же ценность и такое
же право разви ваться в пространстве, как и сам человек. Можно
вс!"'омн ить также даосистский принцип ву-вей: позволь nрироде
идти своим путем , постарайся обойтись без вмешательства в кос
м ическую гармонию. Утил итарно-фун кциональное отношение к
л юбым природным объектам с этих позици й при н ц и п иал ьно не
допустимо.
Н аходит ли это свое отражение в политике? Достаточно вспом
н ить, как трактуется этика ненасилия в традицион н ых ци вилиза
циях Востока. В сферу дей ствия этой эти ки поnадают не только
межличностные отношения: ненасилие здесь означает воздержание
абсолютно от всех действи й , способных внести разлад во внутрен
не гармоничный Космос. И именно так новейшая глобал истская
теория сегодня призывает человечество относиться к политической
этике в ш ироком см ысле слова. Но далеко не так трактуют поли
тическую этику ци вил изации Моря .
120
Поговорим подробнее о социокул ьтурных импульсах морского
пространства. Древн и й человек видел в стихии Моря изначал ьно
враждебную среду, олицетворя ющую для него опасность и зло. Для
преодоления древнего рел игиозного ужаса перед «морской nучи
ной» человек должен был предпри нять значительные технические
усилия. Корабль, в отлич ие от Дома, это уже целиком искусствен
ное техническое средство освоения природной стихии Моря, сим
волизирующее тотал ьное господство человека над природой. Бро
сившись <<В пучину волн>>, человек и сам бросил нешуточный вызов
П рироде. Для этого он должен был хоть на м и нуту представить
себя тем сам ы м с верхчеловеком Ф. Н и цше, который способен
<<стать врове н ь с Богами». И это было л и ш ь началом тотального
проти востоян ия Абсолютной Техники и М ировой Гармони и Кос
моса.
Корабл ь - это вечное движение и ощущение невидимой опас
ности, непрерывно исходяшей из окружающей стихии. М ежду Ко
раблем и М орем существуют напряже н н ые отношения проти во
борства, которые н икогда не смогут стать гармоничными. Человек
на Корабле вынужден в первую очередь охранять и защи щать про
странство социальных отно ш е н и й ( << nрава человека>> ) , nодавляя
природные стихии . Он тол ько испол ьзует дары М оря: ловит рыбу
и других м ногочислен н ых морских животных, но н икогда Корабль
не будет для этих жи вотных благоприятной экологической н и
ш е й - напроти в, здесь о н и способны найти тол ько с вою поги
бель.
Одновременно и сам и л юди на Корабле находятся в весьма
сложных отношениях, которые nринято называть экстремал ьн ы
м и . В постоя нной борьбе со стихией М оря о н и привыкают больше
доверять техни ке, чем друг другу. Корабл ь плывет по морю, но че
ловек управляет кораблем по приборам, «ПО информации>> , доверяя
не себе, а техн и ке. П оэтому собственность, наследство, брак, жи
лище - все это теряет ценностное значение для людей М оря. Без
условная вера в П рогресс, который отождествляется с техническим
nрогрессом , быстро становится главн ым правилом жизни на Ко
рабле. И если капитаном вдруг оказывается <<сил ьная личность>>,
Корабль способен м гновенно превратиться в << П рекрасный новый
мир>> Хаксли и Оруэлла. Номос Моря , в отличие от Намоса Земл и ,
делает все утопии человеческого разума опасно осуществи м ы м и .
В лом и состоит главный парадокс крайнего антропоцентризма
Намоса Моря : повинуясь человеческой воле, он способен привес
ти к антроп ологической катастрофе. П оставленный в центр Ко-
121
рабля <<Освобожден н ы й от оков П рометей>> согласно законам чело
веческой психологии осваивает азбуку власти значительно быстрее,
нежели азбуку управлен и я . Решение о том , что наука должна быть
п р е враще н а в н е п ос редст в е н н у ю п ро и зводител ь н у ю с ил у ,
в kнструмент практического овладения п рирадой очен ь быстро
становится главны м девизом на флаге Корабля - девизом , властно
сформулированньi м его капитаном. Робкие сом нения тех, кто по
лагал , что в результате техн и ка способна п оработить самого чело
века, квал ифицируются как <<фантастические>> (и в результате по
я вляется новый л итературн ы й жанр <<научной фантастики>> ) .
Н о реал ьн ые изменения, происходящие в п ространстве куль
туры под влиянием техники, становятся настолько стрем ительны
ми и дерзким и , что намного превосходят самые головокружитель
н ы е гип отезы п исателей-фантастов. Математики и логи ки стали
всерьез обсуждать вопрос: как возможны <<невозможные м иры», -
и о н и доказали , что невозможное в двузнач ной классической ло
гике впол н е осуществи м о в м ногозначных, маши н но-исч и сляе
мых логических системах. Физики начали оперировать 1 0- 1 1 -мер
н ы м пространством , изображая его с помощью Э В М , без которых
такое пространство вообще н евозможно. Наконец, б ыл и изобре
тен ы м н и м ые , в иртуальные реал ьн ости : человек п р исутствует в
н и х только идеально. Синтез компьютерной графики , объе много
звучания, телевидения, специальных костюмов, нач и не нных дат
ч и ками со средствам и обратной связи , позволил создать абсолют
но искусствен ную среду, пребывая в которой человек отчуждает
с вое сознание от тела. Н е выходя из ком нат ы , человек в с воем
сознани и переживает, как он летает на дельтоплане, п однимается
на Э верест или опускается на дно океана.
П равда, все эти ощущения суть эрзацы, поэтому и зобретен и е
в иртуальных реальностей с пособно привести в подл и н н ый восторг
только и мпотентов. Ситуаци ю создания постчеловеческой циви
л изац и и в присущей ему блестящей сатир ической манере проком
м е нтировал А. З и новье в : << Н е н адо идеализировать ч елове ч н ы е
отношен и я . Качество сверхчеловечных отноше н и й , как правило,
выше, чем человечных.
И
о н и надежнее человечных. Ч еловечн ы е
друзья предают не реже, а чаще сверхчеловечных. А о л юбовницах
и говорить нечего. То же самое можно сказать и о п рочих отноше
н иях>> 1 .
Зиновьев А. Сверхчеловек 11 Новая Россия. 1 997. Ng 4. С. 80.
122
Что же такое постчеловеческая цивилизация н а языке совре
менной политической науки?
Это сложное, м н огомерное искусствен ное п ространство, со
зданное сам и м человеком, но функционирующее и развивающее
ся независимо от него, по своим собствен н ы м автономным зако
нам.
И
человек в этом искусственном космосе незаметно для са
мого себя п ревращается в <<человеческий фактор>> - компонент
более общей тех ническо й целостности . Благодаря развитию в ы
числ ительной техники, средств информатик и м ногие операцион
но-технические, в том числе интеллектуальные, функции стали от
человека уходить. М и р техники перестал быть ценностно нейтраль
н ы м и подопеч н ы м человеку, поскольку во всех п рогнозах и нтел
лектуализации Э В М речь идет теперь о передаче технике <<центров
п р инятия решени й >> .
Номос М оря и его Корабль сегодня олицетворяют техническую
пространствеиную п арадигму человеческого существования, и все
ц ивилизац и и Запада, культуры Моря, отражают эту парадигму в
этике человеческих отноше н и й , а тем сам ы м и в п ол ит ической
эти ке. Уже Т. Гоббс показал, что свобода здесь покоится н а силе,
а Жан Тириар добавил, что в эпоху научно-техн ической революции
с ила служит знанию, а знание придает силы 1 . Н о в постчеловечес
ком м ире сама сила становится постчеловеческой: если верить зна
менитому <<критерию Тьюринга>>, то в тех случаях, когда робот в ы
полняет функции человека, его можно признать человеком! И то
гда п рав А. З и новье в , в постчеловеческо м м ире <<Сверхчеловек
сверхчеловеку - робот».
В условиях, когда с ила техники п р иобретает о нтологическую
самостоятельность и собствен ную рациональность, это становится
опас н ы м прежде всего для самого человека. Силовая п арадигма
организац и и пространства культуры в ситуации , когда эскалация
силы не знает границ, способна <<взорвать>> л юбое пространство.
П р и этом каждый с иловой шаг на пути отвоевания новых грани ц
чреват эффектом бумеранга со сторон ы п риродного Космоса. Ко
гда вооружен ны й до зубов сверхсложной тех н и ко й человек-робот
обретет способность тотального силового наступления на пр ироду,
она может ответить н а это глобал ьным экологическим кризисом ,
которы й повергнет зарвавшегося <<победителя» в прах. Об этом с
самого начала предупреждал класси к силовой п ол итики Карл фон
Tupuap Ж.
Сверхчеловеческий коммунизм 11 Основы геополитики. М . ,
1 977. с . 524.
123
Клаузевиu: << Каждый из борюшихся предписывает закон другому;
происходит соревнование, которое теоретически должно было бы
v
v
1
довести проти вни ков до краиностеи>> .
И вот эти крайности всерьез обозначились. В международных
организаuиях на самых высоких пол итических уровнях признано,
что эскалаuия гон ки вооружен и й во м ногом определяется соб
ствен ной логикой техники. Даже этапы сокрашения вооружен и й
необходимы прежде всего лля того, утобы выйти в производстве на
новые технологические уровни . Други ми словами , необходимость
техн ического прогресса обосновывается теперь самим прогрессом:
<<все равно не остановиш ь».
Ран ьше такая логика действовала только на кладби ше - она
п р и м и ряла челове ка со смертью. Теперь газеты во всех странах
мира печатают материал ы экспертов ОО Н , в которых сообшается
настоя ший приговор всему человечеству: в случае м ил итаризаuии
космоса человечество утратит контроль над решениями о войне и
м ире. Между тем в космос продолжают взлетать спутники, вы пол
няюшие секретные вое н ные задач и , а во всех развитых странах
м и ра продолжают усил и ваться кос мические вооружен н ые сил ы .
П рав был В. Ш кловский , предсказавший е ше до эпохи Н Т Р : << Веши
переродили человека, маш и н ы особен но. Ч еловек умеет сейчас
только их заводить, а там они идут дальше сами . Идут, идут и давят
1
человека>>-.
Когда-то Г. Уэллс описал в своем знаменитом романе борьбу
м иров как столкновение жителей Земл и с инопланетянам и , но на
самом деле поллинная борьба миров развернулась среди самих зем
лян: как борьба технократов и гуман итариев, борьба искуссетвен
ного и естественного. Сегодня эта борьба разворачивается н а фоне
наступаюшей и нформаuионной революuии .
6.3.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТОКИ И ВИРТУАЛЬНОЕ
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПР ОСТРАНСТВО
Развитие сетевых информаuион н ых структур и появл е н ие
виртуал ьного п ространства заставили по-новому посмотреть на
проблему орган изаuии и зашиты политического пространства в
геопол итике. Есл и классическая геополитика была основана н а
идеях веры , почвы и крови, то постклассическая картина пол ити -
К. О войне. М .
.
1 994. С. 37.
в. ь·.
Зоо или n исьма не о л юбви // И збр. соч. Т. 1 . С. 1 87.
124
ческого пространства поставила вопрос о трансля uии этих симво
лов в виртуал ьное п оле в виде с и м воли ческого кап итала наuио
нальной культуры . В современном информаuионном обществе
бор ьба за п ростран ство разворач и вается в и нформаu и о н н о м
поле - именно здесь передовой край геопол итики, поэтому особое
значение сегодня п р и н адлежит духовн ы м , u и в илизаuион н ы м и
культурным факторам , роль и значен ие которых усиливается с раз
витием современной и нформацион ной революuии .
Канал ы коммун и каuий всего мира становятся виртуальной си
ловой ареной геопол итической борьбы - на первый взгляд неви
димой и бескровной, но в действительности жестокой и беспошад
ной. П ромежуточн ы е итоги этой глобальной борьбы за простран
ство ста н о вятся з р и м ы м и и реал ь н ы м и п осле о чередн ы х
<<гуманитарных антитеррористических операuи й >> , в результате ко
торых на карте м ира исчезают uелые государства и народы , заклей
мен н ые средстам и м ассовой и нформаuии как <<ось зла>> .
Анал из столкновения геополитических паиидей 1 в информаци
онном пространстве требует особого - ди намичн ого - подхода,
в проти вовес п р и в ы ч ной статич ной политической анал итике.
Здесь, в информационном пространстве, чтобы отделить истину
от фал ь ш и , требуется постоян ное наблюдение за с иловым полем
сталкиваюшихся паниде й , которые часто посылают свои разряды
друг против друга в совершенно неожиданных направлениях.
Тот факт, что
8 5 %
м и ровой информаuи и производят сегодня
Соединен н ые Штаты Америки-, на первый взгляд делает исход вир
туальной борьбы за пространство предопределенн ы м и неизбеж
н ы м . Но пол итическая история всегда была парадоксальной и не
предсказуемой, в противном случае она неизменно при носила бы
лавры только торжествуюшей силе. Однако на самом крутом вира
же неожиданно раздавал ись эти роковые слова: << Горе победите
лям!>> - и начинался новый этап м ировой истор и и .
Особое значение и меет и тот факт, что информаuионная рево
люuия происходит на фоне развития процесса глобализаuии, кото
рый связан со стиранием всех традиuионн ых барьеров между стра
нам и и континентами . В третьем тысячелетии изменились все ос
новные параметры международной безопасности: если раньше они
были связаны с балансом военных сил , уровнем конфл и ктности и
угрозой мировой войн ы , с соглашениями по ограничению и сокра-
П а н идеи в геоnолитике -
JTO
большие иде и , которые формулируются
ци вилизация м и в борьбе за nространство. Тер м и н введен немецким гео
nолитиком Карлом Хаусхофером.
125
щен и ю вооруже н и й , то сегодня на nервый nлан выходит борьба с
<<нетрадиuион н ы м и >> угрозам и - международным терроризмом,
транснациональной nрестуnностью, незаконной м и грацией насе
ления, и нформационными диверсиями. Если раньше nриоритетное
стратегическое значение и мели военная разведка и контрразведка
на местности, то сегодня - анализ информационных nотоков, сре
ди которых важно своевременно выявлять и разоблачать агрессив
ные разруш ительные информационные фантомы.
Н овые реали и и н формацион н ого общества n оставили nеред
геоnол итиками новую нетрадииионную задачу: n роанал изировать
роль информационн ых воздействи й на решение задач геоnол ити
ческого уровня. Дело в том , что и нформационн ы е воздействия
сnособн ы изменить главн ы й геоnолитический nотенциал государ
ства - национальный менталитет, культуру и м оральное состояние
л юдей. Вопрос о роли символического каnитала культуры в и нфор
мационном nространстве nриобретает сегодня не абстрактно-тео
ретическое, а стратегическое геоnол итическое значение. Как сnра
ведл и во отмечает н ице-n резидент Коллегии вое н н ы х экс nертов
Росси и генерал-майор А. И . Владимиров, <<сегодня уже существует
еще не оцененн ая нами и ставшая реальностью глобальная угроза
форм ирования не нами нашего образа м ы шления и даже наuио
нал
ЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ>>
l .
Н овая и нформационная nарадигма геоnол итики означает, что
в
XXI
в. судьба n ространствеиных отношен и й между государствами
о nределяется n режде всего информацио н н ы м nревосходством в
виртуальном nространстве. И в этом смысле разработка геоnоли
тической стратегии - это создание оnеративной концепции, ба
зирующейся на и нформационном nревосходстве и nозволя ющей
достич ь роста боевой мощи государства с n омощью и нформаци
онных технологий .
Геоnолитика сегодня только nодходит к освоению информаци
онной nарадигмы в оценке nространствеи н ых отношен и й между
государствами . И звестны й философ А. Уайтхед как-то заметил, что
nрогресс цивил и заци и состоит в расшире н и и сферы действий , ко
торые мы вы nол няем не думая. Геоnолитика сегодня необычайно
ш и роко раздвинула сферу n ространствеи ны х отношений между
государствами, nеренеся основной накал борьбы из реального nро
странства в виртуал ьное. Настуnило время осмысл ить этот новый
виток геоnол итической револ юции
:XXI
в.
Владимиров А. И. Стратегические этюды. М .
.
2002. С. 1 1 8 .
126
6.4.
СИМВОЛИЧЕСКИЙ КАПИТАЛ КУЛЬТУРЫ В ВИРТУАЛЬНОЙ
БОРЬБЕ ЗА ПРОСТРАНСТВО
С развитием информационной революции идея культурного
превосходства начинает занимать важное место в nостклассичес
ких геоnолитических теориях. П. Бурдье относит к символическо
му каnиталу культуры коллективную nамять, обществен ные цели ,
проекты, культурные символы , духовную сферу социума
1•
Симво
лический каnитал культуры основан на вере и nризнании тех мил
лионов л юдей , которые считают этот каnитал цен н ы м для себя и
для других, и в этом смысле каn итал культуры обладает реальной
властью над умами . При этом символическая власть культуры об
ладает качеством <<кредита доверия>>: это власть, которую те, кто е й
подч и няется, дают самой культуре ( и тем , кто е е оли цетворяет).
Други м и словами , с и м вол ическая власть культуры существует
лишь только nотому, что ей nодчиняются м иллионы л юдей , кото
рые верят в ее ценности, nрин цилы и традици и . Бурдье сравни вал
с и м вол ически й каn итал культуры с харизмой n ол ити ка: и то ,
и другое держится на веровани и и nослушани и и nредставляет со
бой <<магическое могущество над груnnой»2.
Развитие сетевых и нформацион н ых структур и nоя вление вир
туал ьного nространства заставило nолитологов nо-новому nосмот
реть на nроблему органи зации и защиты политического простран
ства культуры. Если в и ндустриальную эnоху культурная агрессия
рассматривалась как стремление разрушить памятники националь
ной культуры , то в и нформацион ном обществе основным сред
ством контроля над культурным nространством стал контроль над
и нформацией - стремление уnравлять м ировоззрен ием и карти
ной м ира цел ых народов.
И менно nотому, что символический каnитал культуры я вляет
ся в чистом виде <<доверительной ценностью>> , которая зависит от
nредставления, мнения, верования, - он особен н о уязвим nеред
клеветой , nодозрен ия м и и обманом. Не случайно в информацион
ном обществе он стал главн ым объектом и нформационной агрес
сии. Сегодня все чаще борьба за культурные цен н ости разворачи
вается в информационном nоле - и ме н но здесь nередовой край
nосткласси ческо й nолити к и . Основная идея и нформационной
культурной агресси и в nостклассическую эnоху - навязать другим
народам n рограммируем ы й информационный образ м ира, подчи -
Бурдье П . П рактический с мысл. С П б . , 200 1 . С. 1 0 1 - 1 03 .
Оп же. Соuиология n олитики. М .
.
1 993. С. 209.
127
н и в те м самым всю систему его уnравления. Е ше вчера для nол и
тологов особую важность nредставляли nол итические институты,
уже сегодня в центре ее в н и мания - картография человеческой
души , символический каn итал кул ьтуры , виртуальный мир симво
лов, анализ информационных nотоков, среди которых важно свое
временно выявлять и разоблачать агресс ивные разрушительные
и нформацион ные фантомы.
В концеnции американского глобального nревосходства, сфор
мулированной
3.
Бжезински м , среди четырех и меюших значение
областей м ировой власти называется также и культура ( наряду с
воен ной сферой , экономи кой и технология м и ) . Н о сам Бжезин
ский все время оговаривается: кул ьтурное nревосходство я вляется
недооцененным асnектом американской глобал ьной маши. И что
бы н и думали << некоторые>> о своих эстетических цен ностях, аме
р и ка нская массовая культура и злучает магнитное n ритяжен и е ,
особенно для молодежи всего м ира 1 •
Действител ьно, в м ировых каналах ком мун и каций американ
ские телевизио н н ые nрограм м ы и фил ь м ы зан и мают n очти три
четверти м ирового рынка (хотя сам Бжезински й говорит о их <<Не
которой nримитивности» ) . Амери канская nоnулярная музы ка ли
дирует на хит- n арадах, язык И нтернета - англ и йски й , наконец,
Америка n ревратилась в Мекку для тех, кто стрем ится nолучить
современ ное образование: выnускн иков американских универси
тетов можно найти на всех континентах, в каждом nравительстве.
Стиль многих зарубежн ых демократических nолитиков все больше
nоходит на американски й : в кон це 1 990-х гг. стремление коn иро
вать nоnул истекое чувство локтя и тактику отноше н и й с обше
ствен ностью американских nрезидентов становится <<ХОрош и м
тоном>> для весьма м ногих nолитических лидеров <<большой семер
КИ>>.
Все это, делает вывод Бжезински й , и является условием уста
новлен ия <<косвен ной и на вид консенсуальной американской ге
гемони и >> 2.
Так какова же на самом деле роль кул ьтурного n ревосходства в
информационном обшестве? И что такое символ ический каnитал
культуры в и нформацион ном nространстве глобал ьного мира?
П олитическая история свидетельствует, что удержать nростран
ство м ировых и мnерий одной только силой н и когда не удавалось.
Н едаром nол итологи оnери руют nонятием <<легитимность влас-
128
Б.жеш11ский
3.
Вел икая шахматная доска. М .
.
1 998. С. 36-38 .
Та�1 ж е . С . 39.
ти>>
-
идеей добровол ьного nризнания бол ь ш и нством граждан
сушествуюшей систе м ы nол итического госnодства. Римская им
перия обесnеч и вала свое геоnолитическое могушество не тол ько с
помошью более совершенной, чем у друтих народов, военной сис
тем ы , но и с nомошью культурной гегемон и и . Высокая nритяга
тельность римской культуры , высокие стандарты жиз н и , высокий
статус римского гражданина в глазах чужестранце в обеспечи вали
особую геополитическую м иссию и мперии.
Имперская власть К итая была nостроена в целом на друтих иде
ях и nри н ци пах: здесь реш аюшее значен ие и м ел эффект и в н ы й
бюрократический аппарат, система еди ной этнической при над
лежности и только потом - система воен ной организации. Но Ки
тайская и мnерия также укрепляла систему и м перского господства
за счет сильно развитой идеи культурного превосходства.
В Новое время Британская и мnерия, госnодствовавшая «На мо
ряХ>> благодаря могучему флоту и развитию торговли с колониаль
ными странами, опиралась в з начительной мере на идею культур
ного самоутвержден ия английской нации. Н аконец, в Н овейшее
время СССР, возглавивший мировую систему социализма, в осно
ву своего геополитического контроля над пространством положил
идею господства <<nередовой>> марксистской идеологии , впервые
отказавшись от идеи nрямого культурного превосходства. Возмож
но, это было одной из главных ошибок советских л идеров: исчер
nать запас идеологических аргументов значительно легче, чем ис
черnать заnас национал ьного культурного творчества. Вероятно
поэтому предыдушие и мnерии существовали веками , а СССР едва
достиг 70-летнего рубежа.
Все м и ровые и мперии исчезал и с пол итической карты м ира,
исчерпав свой символический капитал - утратив идею культурно
го ( идеологического) превосходства. Культурная деградация, куль
турный гедонизм элиты, больше не способной поддерживать идею
духовного превосходства, сильнее подтачивали стен ы мировых им
перий , чем полчиша варваров или арм и и неприятелей. Н апомним,
что СССР пал без еди ного выстрела со сторон ы НА ТО, доброволь
но признав идеологическое поражение в <<холодной войне».
Холодная вой на стала первым сражением в мировой nол ити
ческой истории, когда в борьбе за пространство доми нировали и
определ ил и победу не вое нные , а культурно-информационн ые
технологи и , цел ь которых - лишить противника символического
капитала его власти над пространством. Оказалось, что овладеть
территорией врага легче всего именно таким nутем : достаточно
129