Файл: Василенко И.А. Политическая философия (Высшее образование). 2010.pdf

Добавлен: 05.02.2019

Просмотров: 9655

Скачиваний: 18

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

духовно обезоружить элиту, заставить ее отказаться от националь­

ной с истемы цен ностей  в  пользу ложной пол итической  идеоло­
гии - и элита превратится в «пятую колонну)) в тылу собствен ного 
народа - начнет сокрушать национальные  святы н и ,  высмеи вать 
национальных кумиров, восхищаясь всем и н остранн ы м  и высоко­
мерно третируя  и с ко н н о- почве н н и ческую  отсталость.  И  народ 
будет дезориентирован, духовно сломлен, м орал ьно подавлен и 
сокруше н ,  а значит, защищать пространство родной цивил изации 
станет некому. 

Вопрос о  с и м вол ическом  кап итале  культуры  в  и нформаци­

о н н ом  обществе  - это вопрос о высоком преетиже ценностей и 
принципов, на которых организовано пространство культуры,  что 
заставляет живущий на этом пространстве народ и все окружа ­
ющие его народы уважать сложившуюся  систему  политических 
отношений. 

П ол итическая история знает два пути завоеван ия сим воличес­

кого  кап итала  в  геопол итике  - через овладен и е  с и м вол измом 
культуры и через овладен ие символизмом идеологии .  Н есомненно, 

эти пути  во м ногом альтернативны, и  глубже всех эту  проблему 
осознал Ф. Достоевский .  

Размышляя над вопросами свободы выбора человека и  народа 

в  истори и ,  он  впервые раскрыл два альтернативных пути  к поли­

тической  власти ,  причем  к  пол итической власти  м ирового  мас­

штаба - две главные формулы мирового господства в геопол итике: 

путь Бледного Узни ка и  путь Вели кого И нквизитора. 

Страшн ы й  и умн ы й  дух, дух самоуни чтожен и я  и  небьпия под­

сказывает Великому И н квизитору, что есть три с ил ы ,  еди нствен ­

н ые три сил ы  на земле, могущие навеки победить и плен ить чело­
вечество:  чудо, тайна и авторитет.  Ибо все, что и щет человек на 
земле, - это то,  перед кем поклониться ,  кому вруч ить совесть и 
как устроиться все мирно. Так раскрывает Достоевский идею сим­
волического  капитала  м и ровой  власти  Вели кого  И н квизитора: 

знамя хлеба земного,  символ  Рима  и меч Кесаря.  Но главная тайна 

этой  власти  - тайна обрете н ия  хлеба зем ного и з  кам ней, тайна 
овладения Римом и мечом Кесаря - служение силам зла под видом 

добра. 

П ервыми реализовали проект Великого И нквизитора в мировой 

пол итике  коммунисты. О н и  перевели аллегории с и м вол ического 
кап итала м ировой власти  Великого  И н квизитора - чудо, тайну и 
авторитет - в категории вполне земной пол итической идеологии .  

Коммун исты хорош о  пони мал и :  идеи  становятся  материал ьной 

130 

силой ,  когда овладевают массам и  ( В. Л е н и н ) ,  и  в этом - веч н ы й  

<<Идеализм>>  геопол итики ,  невозможной без <<с и мвол ического ка­
питала>>.  На знамен и  Ком мунистического  И нтернационала был и  

начертаны слова: социальная справедливость,  всемирная революция 
и коммунистический идеал. 

Знамя хлеба земного превратилось в идеал уравнительного рас­

пределения - социал ьную с п раведл и вость, авторитет был  под­
креплен <<науч но доказанной>> теорией ком мунистического обще­
ства,  а тай н а  скрывалась п од лозун гом  <<всемирной револ ю ц и и  
рабочего класса>>, призванной освободить всех трудя щихся: << П ро­

летарии  всех стран - соединяйтесь!>>. Только на самом деле реч ь  

шла о  завоева н и и  всем ирной  власти ,  а  идеалы  гуманизма л и ш ь  
прикрывали истин ную цель; и в о  и мя этих гуманн ы х  идеалов раз­
решено было испол ьзовать л юбые средства:  <<нравственно то, что 
служит делу рабочего класса>> ( В. Л е н и н ) .  

Этот с и м волический  кап итал  марксисткой теор и и   стал  той 

страшной силой, которая позволила <<кучке заговорщикоВ>> в  Рос­
сии захватить власть: и мперия рухнула - да здравствует и мперия! 

Но теперь уже реч ь  шла о создании Мировой систем ы  социал изма. 
И  такая  система б ыл а  создана, хотя  и  просуществовала  недолго, 
несколько десятков лет - с  1 945 по  1 99 1 - й .  Дело в том,  что боль­
шевики оказались плохими учениками Великого И нквизитора. Он 
завещал  и м  прежде всего беречь символический кап итал власти ­
чудо, тай ну и авторитет, - а  они как раз о нем меньше всего забо­

тились, увлекаясь соблазнами земной власти: использовали аппа­

рат насилия, репресси и ,  учредили спецраспределители ,  а потом и 
вовсе встал и  на  путь откровенных привилегий для  номенклатуры .  
Символическ и й  капитал  власти был  разруше н :  тайна развеялась, 
авторитет пошатнулся и чудо не состоялось. 

Но путь  Вел и кого  И нквизитора еще  не б ыл  исчерпан :  лавры 

м ировой  и м перии не давали покоя не только коммунистам, но и 

либералам . Л иберальная  идеология также б ыла конвертирована в 

проект завоеван ия все мирной власти  ( <<конец истории•>)  по тому 

же универсал ьному рецепту Вели кого  И нквизитора: чудо, тайна и 
авторитет. Только теперь знамя хлеба земного превратилось в про­
ект потребительского общества  (с эмблемой << Кока- Колы•> - по­
трясающ и й  с и нтетически й  вкус  и  всего 

О 

калори й !  - де йстви ­

тельно, хватит н а  всех) ,  авторитетом стала концепция «nрав чело­
века>> ,  а тайна - тай н а  была завуал ирована лозунгом глобального 
мира.  За эти м  фасадом скрылось откровенное стремление к м иро­

вому господству, для завоевания которого опять были разрешены 

13 1 


background image

л юбые средства ( во  имя гуман изма и  торжества  прав человека! ) ,  

начиная с <<гуманитарных>> бомбардировок. 

Л ибералы оказались е ще более бездарн ы м и  учен и ками Велико­

го  И нквизитора, чем ком муни сты .  О н и  еще быстрее  истратили 

символический кап итал с воей власти в погоне за соблазнами зем­

ного могущества с помощью силы. С  1 985 г. прошло только 1 5  лет, 

но как мало осталось тех ,  кто верит в  <<конец истор и и >>  - во все­

м ирную эру торжества л и беральной демократии .  Тай н а  раскры ­

лась, авторитет исчез и  чудо опять не состоится. В с е  больше сто­

ронн и ков набирает движе н ие  антиглобали стов,  но  главное - н а  
пути либеральной и мперии встал  много милли он н ы й  Китай, от­

вергнувш и й  рецепты л иберальной модернизации .  

Возможно, п адение Л иберальной и м пери и  с и м волизирует на­

конец исчерпанность пути Вел и кого И нквизитора в м ировой гео­
п олитике  и  человечество обратит в н и мание на альтернативу,  из­
бран ную Бледным Узн и ком, - альтернативу не идеологического, 
но культурного творчества. 

Легенда о  Вел и ком И н квизиторе заканчивается весьма симво­

л и чески: после страшных слов И нквизитора о том ,  что он собира­

ется сжечь Христа и  уверен - люди по первому мановению бро­

сятся подгребать горячие утли  к этому костру, - тот молча прибл и ­
жается к старцу и  целует его в бескровные девяностолетни е  уста. 

Вот и  весь ответ. Н о  как вели ка с ила этого ответа! 

Поцелуй горит на сердце вели кого И нквизитора, и хотя он про­

должает оставаться  в  прежней своей вере,  но хорош о  пони м ает 

какова с ила Бледного Узни ка - какова с ила этого с м ирения, этой 

любви, этой веры, которая способна на подвиг! 

Путь Христа вели к  и  трагиче н :  он п олагал ,  что только  с  по­

мощью веры, л юбви и п одвига можно завоевать сердца л юдей ,  об­
манутых Вел и к и м  И нквизиторо м .   Но  и ме н н о  по  этому пути со 
времен христианства развивается культура,  утверждая:  н е  хлебом 
един ы м  жив человек.  В ысок и й  с и м воли з м  культуры  служит тем 

знаменем веры, с  помощью которого народ легитимирует  или  от­
вергает власть Кесаря. 

И  н есет это знамя веры духовная элита общества,  которая за­

щ ищает и  оберегает национальные святын и ,  укрепляет духовные 
бастионы цивилизации. В этом смысле пространство власти во всех 
культурах стоит на трех китах: его освящает Жрец, кор м ит П ахарь 
и  охраняет  Воин .  Если эту триаду покидает Жрец - во имя чего 

П ахарь станет кормить, а Воин - защищать? 

132 

И нтересно, что класси ки русской ш кол ы геополитики хорошо 

осознавали важность символического капитала культуры в геопо­
литической борьбе .  Русская  и нтелл и ге н ция в дореволюционной 

Росс и и  высоко ставила идею служения своему народу, и пока она 
несла это знамя - п ространства Росси и  рас ш и рялись и укрепля­

лись. Как только знамя культуры сменилось знаменем м ар ксист­
ской идеологии ,  - и м перия рухнула.  И  тогда в русскую истори ю  

пришел  Вел икий И нквизитор . . .  Н о  память о пути Бледного Узни ­
ка - о пути вел и ки х  побед цивилизаци и  - эту память продолжа­

ет хранить русская ш кола геополитики, золотой фонд нашей куль­
турьi. 

В  известной геоп олитической три аде  -

вера, почва 

и 

кровь 

-

русская  геополитическая традиция делает акuент н а  символе веры. 
И  именно эти м  она принципиально отличается от континенталь­
н о-европе йской  и  атлантичес кой  ( а н гло-амери канско й )  ш кол, 
которые в ыделяют в  этой триаде либо почву (борьба за простран­
ство) , л ибо кровь (борьба за национальные и нтересы). 

Русские геопол итические приоритеты со всей определенностью 

обозначили уже славянофилы и евразийцы. Г. Флоровск и й  проре­
ч ески п и сал:  << . . .  есть бесспорная  правда в  ж и во м  пафосе родной 
территории, - дорога и свяшенна родимая земля, и н е  оторваться 
от нее в памяти и любви.  Но  не  в крови и  почве подл и н ное и  веч­

ное  родство.  И  географическое удале н и е  не  н арушает его, если 
сильны и  креп ки  высшие духовные связи» 

1 •  

Кровь и  почва - это мечтательны й  и  страстный п афос плоти, 

болезненная торопли вость <<сесть н а  землю>> ,  наивное  языческое 
ожидание чудес от земл и .  Для русского человека такое «кровяное 

почве н н ичество>> - символ внутренней бездомности и беспочвен­
ности, отражение психологии людей, связа нн ых со своей страной 

только через территорию. Е вразийцы утверждали ,  что подл и нная 
связь возможна для русского человека только через веру, рождаю­

щую любовь и  подвиг, без которых н евозможно удержать русское 
пространство. 

П афос русских геополитических побед рождается из народного 

духа. Русск и й  символ и ческ и й  капитал  в геополитике - это вера в 

возможность последнего слова  народа в  борьбе за п ространство, 
в  реальность историческо й  удачи ,  сопутствующей  сражениям за 
правое дело. Такая вера включает в себя доп ущение, что во време-

Флоровский Г.  Еврази йский соблазн //  И з  прошлого русской  м ысли .  М . , 

1 998. 

с.  342. 

133 


background image

н и  возможно полное исчезновение противоположности должного 
( геопол итическое задание) и  действительного  (победа)  через л ю­

бовь и  подвиг. Здесь происходит принцип иальное приравн и вание 
ценности ( идеала) и факта.  В этом смысле можно говорить об эти­
ческо м  натурализме русской геополитической ш кол ы .  

И  нельзя н е  заметить, что есть своя правда в этой натурализаци и  

ценностей .  Этический  натурализм выступает здесь эти кой геопо­

л итической вол и ,  а не эти кой регистрирующей оценки. Речь идет 

о предельной действен ности добра как силы, о п ревращении геопо­

л итического и мперати ва  ( задани я )  в историческое предсказание 

через волевое действие народа.  И  чтобы это  произощло, духовная 
элита, и нтеллиге н ци я  должна сказать свое слово: вдохнуть в народ 
п афос веры ,  выковать волю к победе. 

Корен ь  русских геопол итических побед - в волевом самочувс­

твии народа.  Геопол итическая  карта м ира открывается русскому 

человеку кажды й  раз в меру его исторической зоркости и волевой 
собранности - он видит в ней на каждом этапе истории то, что сам 
в  силах в  нее в нести. Русская триада сим волического капитала  в 
геополитике тождественна пути  Бледного Узн и ка -

вера, любовь и 

подвиг. 

Рас ш ифровать эту  с и м вол и ческую  формулу  можно так: 

только тогда народ способен  на подвиг,  когда духовная элита вы­
соко держит знамя л юбви и  веры - к родной культуре, своему на­
роду. 

И  пусть символический капитал культуры неосязаем и невещес­

твенен, его сила - в м истических межиндивидуальных взаимодей­
ствиях, его н ити уходят в неведомые тайн ики н ародной души .  Вот 

почему духовное самоуб и йство Росси и  равносильно ее геопол ити­
ческому самоубийству.  В русской культуре  <<нация есть начало ду­
ховное>>, поэтому формулой русского геопол итического возрожде­
н ия  стали  слова Г. Флоровского:  << И л и  м ы  можем  культурно воз­
родиться и восстать в духе,  или  Россия уже погибла» 1 . 

Под русским трехцветны м  знаменем нельзя победить, пока оно 

выступает только  символо м  государствен но й  и л и  национал ьной 
м о щ и .   Оно неизменно должно стать в  глазах  народа с и м воло м  
веры, поэтому такое важное значение в России всегда и мела нацио­
нал ьно-государственная  идея, которую создавала и н телл игенция. 

Геопол итическая  борьба за пространство перестает быть между­

усобицей в  глазах русского челове ка только тогда,  когда ведется 

1 34 

Флоровский Г.  П исьмо к 

Л .  

Струве об евразийстве 11 И з  n рошлого русской 

м ы сл и .  М . ,  1 998. С.  1 26. 

за что-то ( вера, идея ) ,  а не только против геополитического сопер­
н и ка. И  если сама воля к культуре заслоняется злобою дня, внут­
реннее обн и щание и духовная гибель наци и становятся неизбеж­

н ы м и .  

В этом смысле культурное возрождение в  Росси и  - более на­

сущ ное национальное дело, чем текущая пол итическая и  геопол и ­
тическая  борьба.  В т е  и стори ческие э похи ,  когда задача  государ­
ственного и экономического восстановления Росси и  вытесняла и з  
фокуса народного созна н ия проблему русской культуры ,  оконча­
тельное  одичание становилось <<только вопросом времени и  сро­

ков>> 1 . 

Н и  экономики, н и  государственности, н и  н ац и и ,  н и  м ировой 

геопол итической системы нельзя создать только по рационал ьно­
му плану, поскольку единствен н ая реальность и  н ац и и ,  и  между­

народного п рава, и  м ировой геопол итической с истемы - в пере­

живани и  л юде й ,  творящих эти  процессы ( э кономический ,  госу­
дарстве н ны й ,   правово й ,   геопол итическо й ) .   И ме н н о   поэтому 

геополитика н ачинается с культурного обновления, а не с эконо­
м ической или государствен ной реставрации .  Напомн и м ,  что нем­
цы после поражения в  П ервой м и ровой войне усиленно распро­
страняли в арми и  и народе соч и нения <<романтика народного духа» 
Фихте; они понимал и :  возродится немецкий дух - возродится и 

немецкое государство. 

Сегодня очевидно, что с развитием средств м ассовой ком муни ­

кации символический  кап итал культуры можно уничтожить в вир­

туал ьном п ространстве ,  сфор мировав его  негат и в н ы й  и мидж в 

глазах  м ировой обществен ности. С  помощью и н формационн ы х  

технологий  сегодня формируются представления о  <<проrресси в ­

НЫХ>>  и  <<реакцион н ы х>>  политических ценн остях и  традициях, 
о «демократических>> и «Тоталитарных>> странах и н ародах. Поэтому 

для любой п ол итической культуры так важно утвердить свой по­

зитив н ы й  символический капитал  в информационном простран­
стве. 

Возникновение информационных технологий ,  с помощью ко­

торых можно управлять массам и ,  м инуя территориальные грани­

цы, принципиально изменило представле н ия о возможностях по­

л итических взаим одейств и й .  Способность к  сам оун ичтоже н и ю  

является обязательным элементом любых сложных информацион ­

ных с истем, к числу которых относятся сам человек, цивил изация 

Флоровский Г.  Указ. соч. С.  1 25 .  

1 35 


background image

и  кул ьтура.  Целенаправленное и нформационное  воздействие за­
пускает механизмы самоуничтожен ия  культуры с  помощью гене­
рации скрытых програм м ,  на чем основано действие и нформаци­
онного оружия. 

Современное глобальное информационное пространство, в ко­

тором  царствуют  И нтернет, средства  массовой  ком мун икаци и ,  
реклама, - это м ир, управляемый информацией .  Н евидимые руки 
скрытого информацион ного воздействия форм ируют контуры бу­
дущего м ира.  Вот как обозн ачен ы  новые п р иоритеты американ­
с ко й  п ол итичес ко й  культуры  в 

XXI 

в . :  << Н аш  п р и н ц и п иаль н ы й  

п одход заключается  в следующем .  Во-первых,  м ы  должн ы  быть 
готовы  испол ьзовать все и н струм е нты  национал ьн о й  мощи для 

оказан ия влияния  на действия других государств и сил .  Во-вторых, 

нам необходимо и меть волю и  возможности для выполнения роли 

глобального лидера и оставаться желанным партнером для тех, кто 

разделяет наши ценности . . .  Л идирующая роль С Ш А  подкрепляет­

ся  с илой демократических идеалов и  цен носте й .   В ырабат ывая 

стратегию, мы исходим из того, что распространение демократии 
укрепляет американские ценности и повышает нашу безопасность 

и благосостояние. Следовательно, тенденция к демократизации и 
распространению свободных рынков по  всему м иру с пособствует 

продвижению американских и нтересов>>  . 

При этом  не стоит придавать решающее значен и е  и нформаци­

онной гегемонии западной политической культуры :  в символичес­
ком универсуме культур количественное превосходство не я вляет­
ся решающим. Здесь возможны сложные и н версии, когда под гру­
бым информацион н ы м  напором <<перегретые>> средства массовой 
и н фор'мации могут вклю ч ить механизмы сопроти вления внуш е ­

н и ю  ( контрсуггестию) - и  н ач и н ается  процесс <<расколдования 

мира», общество перестает поддаваться внушени ю  надоевших сим­
вол ических образов и слов. 

И менно этот процесс н ач инает разворачиваться на наших глазах. 

Пользуясь технологическим и  и нформационным могушеством ,  за­

падная культура агрессивно транслирует свои потребительские цен ­
ности в информационное пространство глобального м ира, стремясь 
подчи н ить себе другие культуры ,  разрушая их традицион н ые  цен­
ности. Согласно данным Международного статистического и нсти ­

тута  Ю Н ЕСКО, н а  Вели кобританию, С Ш А  и  ЕС сегодня  прихо­
дится более 

40% 

мирового производства товаров культурной сферы 

Цит.  по:  Зарубежное военное обозре н ие.  1 997. N2  8 .  

136 

(аудиовизуальная п родукция,  книги, скульптуры и т.д. ) ,  в то время 
как для  всех государств Афри ки  и Лати нской Америки эта цифра 
составляла менее 

4% 1 • 

П роцесс глобализации увеличивает с каждым 

годом технологический разрыв между богатым Севером и бедным 

Югом :  например, к 2000 г. на каждые 

1 О 

ты с. жителей стран Афри ­

ки южнее Сахары  И нтернетом  пользавал ись л и ш ь  2,4 человека, 

среди Арабских стран - всего 0,6 человека,  в то время как среди 

стран Северной Америки этот показатель составлял - 72 1 ,  Евро­

пы - 72 и  Юга- Восточной Ази и - 622.  Сегодня этот разры в  про­

должает увеличиваться. 

При этом западная культура испол ьзует не только и нформаци­

онные методы воздействия на другие цивилизации ,  но в последнее 
время все чаще п ытается  испол ьзовать с иловой фактор давления 

на локальные культуры .  << Гуманитарные и нтервенциИ>> в Афгани ­

стане  и  И раке,  палестино-израильский конфл и кт, анти иранская 

кампания сегодня  не случайно восприн имаются как п ротивосто­
яние христианской и  мусул ьманской цивилизаций. В связи с эти м  
бывший Генеральны й  секретарь ООН К. Аннан  заявил: << В основе 

идеи столкновения ц ивилизаци й  лежат искаженные п редставления 
и  стереот ип ы ,   н аходяс ь  во  власти  которых н е которые  групп ы  

страстно хотят новой войны религий, теперь уже в глобальном мас­
штабе, причем бесчувствен ное или даже пренебрежительное отно­

шение других к  их вере или  свяще н н ы м  с и мволам помогает и м  в 
ЭТОМ>>3. 

В этих условиях реабилитация восточных принцилов жизнестро­

ения является особен но актуальной. Почва, кровь и вера - три этих 
сакральных принцила сегодня вновь озвучен ы  в восточных культу­

рах,  которые возвращаются  к своим истокам .  Современная  пол и ­

тология должна преодолеть дальтон и ку новоевропейского разума, 

не умеющего ч итать эти знаки времени ,  и увидеть за фасадом мед­

ленно меняющихся п ол итических и нститутов бурную лавину воз­

рождающихся национальных традиций в полити ке. 

Сегодня уже очевидно, что процесс глобал изац и и  и  и нформа­

ционной революции не несет унификации м ировых п ол итических 

Данные доклада Межлународного статистического и нститута Ю Н ЕСКО. 

П ариж, 2005. // www.portal . unesco.org. 

World  Cultiнe  Report  - Cultural  diversity,  conflict  and  pluralism,  2000 . 

U N  

ESCO // www.portal.unesco.org. 

Выстуnление  Генерального секретаря ООН  К. Аннана в связи с утвержде­

н ием доклада «Альянс uивилизаuий>>, Стамбул,  1 3  ноября  2006  г., nресс­
бюллетень ООН 

11 www.un.org/russian/confereп/conferences.htm. 

137 


background image

кул ьтур.  Несмотря  на усилия западных <<глобал изаторов>>, распро­

страняющих так  называемую  <<давосскую  культуру>>  - культуру 
эконом ических и  пол итических представителей  международного 

капитала, на активную работу западных научных фондов и непра­
вител ьствен н ых организаци й ,  на экспансию массовой  потреби­

тельской культуры и распространение евангелического протестан­
тизма, - унификации не происходит. Американские пол итологи 

Бергер и  Хантин гтон вынуждены были  признать, что результаты 

сравнительных исследован и й  культурной глобал и зации заставили 

их изменить свой взгляд на глобальные процессы .  Ком паративные 
исследования показали ,  что процесс глобали зац и и  не разрушает 
национал ьные культуры ,  а,  напроти в, с пособствует их более  со­
знательной идентификации в глобал ьном м ире 1 • 

Во  Всем ирном докладе  Ю Н ЕСКО по культуре ( 2000 г. ) отмеча­

ется, что глобальные тенденции в кул ьтурной сфере не стоит дра­

матизировать:  расп ространен ие  массовой культуры  посредством 
И нтернета идет параллельна с развитием традиционных культур и 

далеко не всегда при водит к востребованности в иртуальных куль­
турных моделе й  в традиционных источ н иках литературы, живопи­

си,  живого  музыкального  испол н е н и я .   Н апротив,  набл юдается 
подъем в современн ом  м ире традиционн ых культур, что происхо­

дит в связи с ростом рыночных потребностей в продукции неевро­

пейских культур на фоне начавшегося пресыщения от американо­

е вропейской культуры .  Эксперты  Ю Н ЕСКО провели социологи­
ческое исследование, согласно которому сегодня с м иром в целом 

или  с  кон крет н ы м  континентом  себя  отождествл я ют л и ш ь   1  J %  

жителей планеты ,  в то  время  как со страной - 29% ,  а с  городом 

ил и прови нцией - 57%2. 

П р и веде н н ые дан н ы е  убедительно свидетельствуют о  необос­

нова н н ости  представлен и й  о  возможной унификации  м и ровых 
культур  в  процессе  глобали зации.  П ри  этом агресси вное  навязы­
ван ие своих культурных ценносте й ,  например западных демокра­

тических норм, вызывает сегодня все более негативное отношение, 

появился даже термин <<и мпериал изм прав человека>>, непрерывно 

138 

М ногол и кая  глобал и зация .  Культурное  разнообразие  в  современном 

м и ре / П од ред.  П .Л .  Бергера и С. П .  Хантингтона.  М . ,  2004.  С.  8 .  

Всемирный доклад Ю Н ЕСКО по культуре: культурное разнообразие, кон­

фл икт и  плюрализм. П арнж, 2000.  С.  1 1 4. 

увеличи вается  число м и ровых движен и й  протеста,  сторо н н и ков 

<<антиглобалистов>> 1 • 

Известный американский идеолог 

3. 

Бжезинский с сожален ием 

констатирует, что первоначальная глобальная солидарность с Аме­

рикой все больше превращается  в ее изоляцию. Современные тен ­
денции свидетельствуют о росте  негативных настроен и й  в м ире в 
связи с распространением амери канской культуры  в процессе гло­
бал изаци и :  «современный антиамериканизм н есет в себе некото­

рые черты разочарован иЯ>>, так что даже 50% жителей  Вели кобри ­

тан и и  стали  критически относиться к о  всему амери канскому и 

выступают за укрепление британских традиционных устоев2. 

Экспансионистский курс США встречает все больше сопротив­

ления в современном м ире: националистически настроен ные пра­

вительства  Бол и ви и ,  Кубы,  Венесуэлы ,  Ч ил и  демонстрируют от­
кровенно антиамериканские взгляды. Например, лидеры государств 

Движения неприсоединения,  которое  называют <<антиамериканс­

кой  коал и цией>>, выеказал ись за необходимость <<форм ировани я  
более справедли вого мирового  порядка>>  ввиду несостоятел ьности 
и нежизнеспособности сложившегася однополярного м ира.  На по­
следнем саммите Движения неприсоединения в  Гаване (сентябрь 
2006 г.) была выражена убежденность, что нежелание американской 

политической элиты скорректировать свои п одходы к международ­
ным отношениям представляет главную угрозу межцивилизацион ­
ному согласи ю .  В  связи с  эти м  Движение неприсоединения при­
звало объединиться небол ьшие или недостаточно развитые в эко­
номическом плане государства в <<самостоятельный мировой центр 
политической с ил ы ,  с которы м  не смогли бы не считаться другие 
участники международного сообшества>>3. 

Другими словами, в ответ  на глобали зац и ю  мир стал  более со­

знательно и бережно относиться  к поддержа н и ю  своего культур­

ного разнообразия, сохранению культурной самобытности.  Новый 

лозунг китайских реформ << Китай станет обществом всеобшей гар­

мон и и  в 

XXI 

веке ! >>  отражает уверен ность п ол итической  эл иты 

стран ы  в том ,  что китайский путь модернизации принесет стране 

процветание  с  помощью укрепления традиционных конфуциан­

ских ценностей. Аналогич н ы й  процесс происходит сегодня в И н-

Агито11 

К. 

Альтернати вн ый глобализм: новые мировые движения nротеста. 

M .

2004. C. I 2. 

Бжези11ский 

3. 

Выбор: м и ровое господство или глобальное л идерство.  М . ,  

2006. с. 238-239. 

Независи мая газета. 2006.  19 сент. С.  1 

О. 

139