Файл: Василенко И.А. Политическая философия (Высшее образование). 2010.pdf
ВУЗ: Московская государственная юридическая академия им. О.Е. Кутафина
Категория: Книга
Дисциплина: Философия
Добавлен: 05.02.2019
Просмотров: 9655
Скачиваний: 18
духовно обезоружить элиту, заставить ее отказаться от националь
ной с истемы цен ностей в пользу ложной пол итической идеоло
гии - и элита превратится в «пятую колонну)) в тылу собствен ного
народа - начнет сокрушать национальные святы н и , высмеи вать
национальных кумиров, восхищаясь всем и н остранн ы м и высоко
мерно третируя и с ко н н о- почве н н и ческую отсталость. И народ
будет дезориентирован, духовно сломлен, м орал ьно подавлен и
сокруше н , а значит, защищать пространство родной цивил изации
станет некому.
Вопрос о с и м вол ическом кап итале культуры в и нформаци
о н н ом обществе - это вопрос о высоком преетиже ценностей и
принципов, на которых организовано пространство культуры, что
заставляет живущий на этом пространстве народ и все окружа
ющие его народы уважать сложившуюся систему политических
отношений.
П ол итическая история знает два пути завоеван ия сим воличес
кого кап итала в геопол итике - через овладен и е с и м вол измом
культуры и через овладен ие символизмом идеологии . Н есомненно,
эти пути во м ногом альтернативны, и глубже всех эту проблему
осознал Ф. Достоевский .
Размышляя над вопросами свободы выбора человека и народа
в истори и , он впервые раскрыл два альтернативных пути к поли
тической власти , причем к пол итической власти м ирового мас
штаба - две главные формулы мирового господства в геопол итике:
путь Бледного Узни ка и путь Вели кого И нквизитора.
Страшн ы й и умн ы й дух, дух самоуни чтожен и я и небьпия под
сказывает Великому И н квизитору, что есть три с ил ы , еди нствен
н ые три сил ы на земле, могущие навеки победить и плен ить чело
вечество: чудо, тайна и авторитет. Ибо все, что и щет человек на
земле, - это то, перед кем поклониться , кому вруч ить совесть и
как устроиться все мирно. Так раскрывает Достоевский идею сим
волического капитала м и ровой власти Вели кого И н квизитора:
знамя хлеба земного, символ Рима и меч Кесаря. Но главная тайна
этой власти - тайна обрете н ия хлеба зем ного и з кам ней, тайна
овладения Римом и мечом Кесаря - служение силам зла под видом
добра.
П ервыми реализовали проект Великого И нквизитора в мировой
пол итике коммунисты. О н и перевели аллегории с и м вол ического
кап итала м ировой власти Великого И н квизитора - чудо, тайну и
авторитет - в категории вполне земной пол итической идеологии .
Коммун исты хорош о пони мал и : идеи становятся материал ьной
130
силой , когда овладевают массам и ( В. Л е н и н ) , и в этом - веч н ы й
<<Идеализм>> геопол итики , невозможной без <<с и мвол ического ка
питала>>. На знамен и Ком мунистического И нтернационала был и
начертаны слова: социальная справедливость, всемирная революция
и коммунистический идеал.
Знамя хлеба земного превратилось в идеал уравнительного рас
пределения - социал ьную с п раведл и вость, авторитет был под
креплен <<науч но доказанной>> теорией ком мунистического обще
ства, а тай н а скрывалась п од лозун гом <<всемирной револ ю ц и и
рабочего класса>>, призванной освободить всех трудя щихся: << П ро
летарии всех стран - соединяйтесь!>>. Только на самом деле реч ь
шла о завоева н и и всем ирной власти , а идеалы гуманизма л и ш ь
прикрывали истин ную цель; и в о и мя этих гуманн ы х идеалов раз
решено было испол ьзовать л юбые средства: <<нравственно то, что
служит делу рабочего класса>> ( В. Л е н и н ) .
Этот с и м волический кап итал марксисткой теор и и стал той
страшной силой, которая позволила <<кучке заговорщикоВ>> в Рос
сии захватить власть: и мперия рухнула - да здравствует и мперия!
Но теперь уже реч ь шла о создании Мировой систем ы социал изма.
И такая система б ыл а создана, хотя и просуществовала недолго,
несколько десятков лет - с 1 945 по 1 99 1 - й . Дело в том, что боль
шевики оказались плохими учениками Великого И нквизитора. Он
завещал и м прежде всего беречь символический кап итал власти
чудо, тай ну и авторитет, - а они как раз о нем меньше всего забо
тились, увлекаясь соблазнами земной власти: использовали аппа
рат насилия, репресси и , учредили спецраспределители , а потом и
вовсе встал и на путь откровенных привилегий для номенклатуры .
Символическ и й капитал власти был разруше н : тайна развеялась,
авторитет пошатнулся и чудо не состоялось.
Но путь Вел и кого И нквизитора еще не б ыл исчерпан : лавры
м ировой и м перии не давали покоя не только коммунистам, но и
либералам . Л иберальная идеология также б ыла конвертирована в
проект завоеван ия все мирной власти ( <<конец истории•>) по тому
же универсал ьному рецепту Вели кого И нквизитора: чудо, тайна и
авторитет. Только теперь знамя хлеба земного превратилось в про
ект потребительского общества (с эмблемой << Кока- Колы•> - по
трясающ и й с и нтетически й вкус и всего
О
калори й ! - де йстви
тельно, хватит н а всех) , авторитетом стала концепция «nрав чело
века>> , а тайна - тай н а была завуал ирована лозунгом глобального
мира. За эти м фасадом скрылось откровенное стремление к м иро
вому господству, для завоевания которого опять были разрешены
13 1
л юбые средства ( во имя гуман изма и торжества прав человека! ) ,
начиная с <<гуманитарных>> бомбардировок.
Л ибералы оказались е ще более бездарн ы м и учен и ками Велико
го И нквизитора, чем ком муни сты . О н и еще быстрее истратили
символический кап итал с воей власти в погоне за соблазнами зем
ного могущества с помощью силы. С 1 985 г. прошло только 1 5 лет,
но как мало осталось тех , кто верит в <<конец истор и и >> - во все
м ирную эру торжества л и беральной демократии . Тай н а раскры
лась, авторитет исчез и чудо опять не состоится. В с е больше сто
ронн и ков набирает движе н ие антиглобали стов, но главное - н а
пути либеральной и мперии встал много милли он н ы й Китай, от
вергнувш и й рецепты л иберальной модернизации .
Возможно, п адение Л иберальной и м пери и с и м волизирует на
конец исчерпанность пути Вел и кого И нквизитора в м ировой гео
п олитике и человечество обратит в н и мание на альтернативу, из
бран ную Бледным Узн и ком, - альтернативу не идеологического,
но культурного творчества.
Легенда о Вел и ком И н квизиторе заканчивается весьма симво
л и чески: после страшных слов И нквизитора о том , что он собира
ется сжечь Христа и уверен - люди по первому мановению бро
сятся подгребать горячие утли к этому костру, - тот молча прибл и
жается к старцу и целует его в бескровные девяностолетни е уста.
Вот и весь ответ. Н о как вели ка с ила этого ответа!
Поцелуй горит на сердце вели кого И нквизитора, и хотя он про
должает оставаться в прежней своей вере, но хорош о пони м ает
какова с ила Бледного Узни ка - какова с ила этого с м ирения, этой
любви, этой веры, которая способна на подвиг!
Путь Христа вели к и трагиче н : он п олагал , что только с по
мощью веры, л юбви и п одвига можно завоевать сердца л юдей , об
манутых Вел и к и м И нквизиторо м . Но и ме н н о по этому пути со
времен христианства развивается культура, утверждая: н е хлебом
един ы м жив человек. В ысок и й с и м воли з м культуры служит тем
знаменем веры, с помощью которого народ легитимирует или от
вергает власть Кесаря.
И н есет это знамя веры духовная элита общества, которая за
щ ищает и оберегает национальные святын и , укрепляет духовные
бастионы цивилизации. В этом смысле пространство власти во всех
культурах стоит на трех китах: его освящает Жрец, кор м ит П ахарь
и охраняет Воин . Если эту триаду покидает Жрец - во имя чего
П ахарь станет кормить, а Воин - защищать?
132
И нтересно, что класси ки русской ш кол ы геополитики хорошо
осознавали важность символического капитала культуры в геопо
литической борьбе . Русская и нтелл и ге н ция в дореволюционной
Росс и и высоко ставила идею служения своему народу, и пока она
несла это знамя - п ространства Росси и рас ш и рялись и укрепля
лись. Как только знамя культуры сменилось знаменем м ар ксист
ской идеологии , - и м перия рухнула. И тогда в русскую истори ю
пришел Вел икий И нквизитор . . . Н о память о пути Бледного Узни
ка - о пути вел и ки х побед цивилизаци и - эту память продолжа
ет хранить русская ш кола геополитики, золотой фонд нашей куль
турьi.
В известной геоп олитической три аде -
вера, почва
и
кровь
-
русская геополитическая традиция делает акuент н а символе веры.
И именно эти м она принципиально отличается от континенталь
н о-европе йской и атлантичес кой ( а н гло-амери канско й ) ш кол,
которые в ыделяют в этой триаде либо почву (борьба за простран
ство) , л ибо кровь (борьба за национальные и нтересы).
Русские геопол итические приоритеты со всей определенностью
обозначили уже славянофилы и евразийцы. Г. Флоровск и й проре
ч ески п и сал: << . . . есть бесспорная правда в ж и во м пафосе родной
территории, - дорога и свяшенна родимая земля, и н е оторваться
от нее в памяти и любви. Но не в крови и почве подл и н ное и веч
ное родство. И географическое удале н и е не н арушает его, если
сильны и креп ки высшие духовные связи»
1 •
Кровь и почва - это мечтательны й и страстный п афос плоти,
болезненная торопли вость <<сесть н а землю>> , наивное языческое
ожидание чудес от земл и . Для русского человека такое «кровяное
почве н н ичество>> - символ внутренней бездомности и беспочвен
ности, отражение психологии людей, связа нн ых со своей страной
только через территорию. Е вразийцы утверждали , что подл и нная
связь возможна для русского человека только через веру, рождаю
щую любовь и подвиг, без которых н евозможно удержать русское
пространство.
П афос русских геополитических побед рождается из народного
духа. Русск и й символ и ческ и й капитал в геополитике - это вера в
возможность последнего слова народа в борьбе за п ространство,
в реальность историческо й удачи , сопутствующей сражениям за
правое дело. Такая вера включает в себя доп ущение, что во време-
Флоровский Г. Еврази йский соблазн // И з прошлого русской м ысли . М . ,
1 998.
с. 342.
133
н и возможно полное исчезновение противоположности должного
( геопол итическое задание) и действительного (победа) через л ю
бовь и подвиг. Здесь происходит принцип иальное приравн и вание
ценности ( идеала) и факта. В этом смысле можно говорить об эти
ческо м натурализме русской геополитической ш кол ы .
И нельзя н е заметить, что есть своя правда в этой натурализаци и
ценностей . Этический натурализм выступает здесь эти кой геопо
л итической вол и , а не эти кой регистрирующей оценки. Речь идет
о предельной действен ности добра как силы, о п ревращении геопо
л итического и мперати ва ( задани я ) в историческое предсказание
через волевое действие народа. И чтобы это произощло, духовная
элита, и нтеллиге н ци я должна сказать свое слово: вдохнуть в народ
п афос веры , выковать волю к победе.
Корен ь русских геопол итических побед - в волевом самочувс
твии народа. Геопол итическая карта м ира открывается русскому
человеку кажды й раз в меру его исторической зоркости и волевой
собранности - он видит в ней на каждом этапе истории то, что сам
в силах в нее в нести. Русская триада сим волического капитала в
геополитике тождественна пути Бледного Узн и ка -
вера, любовь и
подвиг.
Рас ш ифровать эту с и м вол и ческую формулу можно так:
только тогда народ способен на подвиг, когда духовная элита вы
соко держит знамя л юбви и веры - к родной культуре, своему на
роду.
И пусть символический капитал культуры неосязаем и невещес
твенен, его сила - в м истических межиндивидуальных взаимодей
ствиях, его н ити уходят в неведомые тайн ики н ародной души . Вот
почему духовное самоуб и йство Росси и равносильно ее геопол ити
ческому самоубийству. В русской культуре <<нация есть начало ду
ховное>>, поэтому формулой русского геопол итического возрожде
н ия стали слова Г. Флоровского: << И л и м ы можем культурно воз
родиться и восстать в духе, или Россия уже погибла» 1 .
Под русским трехцветны м знаменем нельзя победить, пока оно
выступает только символо м государствен но й и л и национал ьной
м о щ и . Оно неизменно должно стать в глазах народа с и м воло м
веры, поэтому такое важное значение в России всегда и мела нацио
нал ьно-государственная идея, которую создавала и н телл игенция.
Геопол итическая борьба за пространство перестает быть между
усобицей в глазах русского челове ка только тогда, когда ведется
1 34
Флоровский Г. П исьмо к
Л .
Струве об евразийстве 11 И з n рошлого русской
м ы сл и . М . , 1 998. С. 1 26.
за что-то ( вера, идея ) , а не только против геополитического сопер
н и ка. И если сама воля к культуре заслоняется злобою дня, внут
реннее обн и щание и духовная гибель наци и становятся неизбеж
н ы м и .
В этом смысле культурное возрождение в Росси и - более на
сущ ное национальное дело, чем текущая пол итическая и геопол и
тическая борьба. В т е и стори ческие э похи , когда задача государ
ственного и экономического восстановления Росси и вытесняла и з
фокуса народного созна н ия проблему русской культуры , оконча
тельное одичание становилось <<только вопросом времени и сро
ков>> 1 .
Н и экономики, н и государственности, н и н ац и и , н и м ировой
геопол итической системы нельзя создать только по рационал ьно
му плану, поскольку единствен н ая реальность и н ац и и , и между
народного п рава, и м ировой геопол итической с истемы - в пере
живани и л юде й , творящих эти процессы ( э кономический , госу
дарстве н ны й , правово й , геопол итическо й ) . И ме н н о поэтому
геополитика н ачинается с культурного обновления, а не с эконо
м ической или государствен ной реставрации . Напомн и м , что нем
цы после поражения в П ервой м и ровой войне усиленно распро
страняли в арми и и народе соч и нения <<романтика народного духа»
Фихте; они понимал и : возродится немецкий дух - возродится и
немецкое государство.
Сегодня очевидно, что с развитием средств м ассовой ком муни
кации символический кап итал культуры можно уничтожить в вир
туал ьном п ространстве , сфор мировав его негат и в н ы й и мидж в
глазах м ировой обществен ности. С помощью и н формационн ы х
технологий сегодня формируются представления о <<проrресси в
НЫХ>> и <<реакцион н ы х>> политических ценн остях и традициях,
о «демократических>> и «Тоталитарных>> странах и н ародах. Поэтому
для любой п ол итической культуры так важно утвердить свой по
зитив н ы й символический капитал в информационном простран
стве.
Возникновение информационных технологий , с помощью ко
торых можно управлять массам и , м инуя территориальные грани
цы, принципиально изменило представле н ия о возможностях по
л итических взаим одейств и й . Способность к сам оун ичтоже н и ю
является обязательным элементом любых сложных информацион
ных с истем, к числу которых относятся сам человек, цивил изация
Флоровский Г. Указ. соч. С. 1 25 .
1 35
и кул ьтура. Целенаправленное и нформационное воздействие за
пускает механизмы самоуничтожен ия культуры с помощью гене
рации скрытых програм м , на чем основано действие и нформаци
онного оружия.
Современное глобальное информационное пространство, в ко
тором царствуют И нтернет, средства массовой ком мун икаци и ,
реклама, - это м ир, управляемый информацией . Н евидимые руки
скрытого информацион ного воздействия форм ируют контуры бу
дущего м ира. Вот как обозн ачен ы новые п р иоритеты американ
с ко й п ол итичес ко й культуры в
XXI
в . : << Н аш п р и н ц и п иаль н ы й
п одход заключается в следующем . Во-первых, м ы должн ы быть
готовы испол ьзовать все и н струм е нты национал ьн о й мощи для
оказан ия влияния на действия других государств и сил . Во-вторых,
нам необходимо и меть волю и возможности для выполнения роли
глобального лидера и оставаться желанным партнером для тех, кто
разделяет наши ценности . . . Л идирующая роль С Ш А подкрепляет
ся с илой демократических идеалов и цен носте й . В ырабат ывая
стратегию, мы исходим из того, что распространение демократии
укрепляет американские ценности и повышает нашу безопасность
и благосостояние. Следовательно, тенденция к демократизации и
распространению свободных рынков по всему м иру с пособствует
1
продвижению американских и нтересов>> .
При этом не стоит придавать решающее значен и е и нформаци
онной гегемонии западной политической культуры : в символичес
ком универсуме культур количественное превосходство не я вляет
ся решающим. Здесь возможны сложные и н версии, когда под гру
бым информацион н ы м напором <<перегретые>> средства массовой
и н фор'мации могут вклю ч ить механизмы сопроти вления внуш е
н и ю ( контрсуггестию) - и н ач и н ается процесс <<расколдования
мира», общество перестает поддаваться внушени ю надоевших сим
вол ических образов и слов.
И менно этот процесс н ач инает разворачиваться на наших глазах.
Пользуясь технологическим и и нформационным могушеством , за
падная культура агрессивно транслирует свои потребительские цен
ности в информационное пространство глобального м ира, стремясь
подчи н ить себе другие культуры , разрушая их традицион н ые цен
ности. Согласно данным Международного статистического и нсти
тута Ю Н ЕСКО, н а Вели кобританию, С Ш А и ЕС сегодня прихо
дится более
40%
мирового производства товаров культурной сферы
Цит. по: Зарубежное военное обозре н ие. 1 997. N2 8 .
136
(аудиовизуальная п родукция, книги, скульптуры и т.д. ) , в то время
как для всех государств Афри ки и Лати нской Америки эта цифра
составляла менее
4% 1 •
П роцесс глобализации увеличивает с каждым
годом технологический разрыв между богатым Севером и бедным
Югом : например, к 2000 г. на каждые
1 О
ты с. жителей стран Афри
ки южнее Сахары И нтернетом пользавал ись л и ш ь 2,4 человека,
среди Арабских стран - всего 0,6 человека, в то время как среди
стран Северной Америки этот показатель составлял - 72 1 , Евро
пы - 72 и Юга- Восточной Ази и - 622. Сегодня этот разры в про
должает увеличиваться.
При этом западная культура испол ьзует не только и нформаци
онные методы воздействия на другие цивилизации , но в последнее
время все чаще п ытается испол ьзовать с иловой фактор давления
на локальные культуры . << Гуманитарные и нтервенциИ>> в Афгани
стане и И раке, палестино-израильский конфл и кт, анти иранская
кампания сегодня не случайно восприн имаются как п ротивосто
яние христианской и мусул ьманской цивилизаций. В связи с эти м
бывший Генеральны й секретарь ООН К. Аннан заявил: << В основе
идеи столкновения ц ивилизаци й лежат искаженные п редставления
и стереот ип ы , н аходяс ь во власти которых н е которые групп ы
страстно хотят новой войны религий, теперь уже в глобальном мас
штабе, причем бесчувствен ное или даже пренебрежительное отно
шение других к их вере или свяще н н ы м с и мволам помогает и м в
ЭТОМ>>3.
В этих условиях реабилитация восточных принцилов жизнестро
ения является особен но актуальной. Почва, кровь и вера - три этих
сакральных принцила сегодня вновь озвучен ы в восточных культу
рах, которые возвращаются к своим истокам . Современная пол и
тология должна преодолеть дальтон и ку новоевропейского разума,
не умеющего ч итать эти знаки времени , и увидеть за фасадом мед
ленно меняющихся п ол итических и нститутов бурную лавину воз
рождающихся национальных традиций в полити ке.
Сегодня уже очевидно, что процесс глобал изац и и и и нформа
ционной революции не несет унификации м ировых п ол итических
Данные доклада Межлународного статистического и нститута Ю Н ЕСКО.
П ариж, 2005. // www.portal . unesco.org.
World Cultiнe Report - Cultural diversity, conflict and pluralism, 2000 .
U N
ESCO // www.portal.unesco.org.
Выстуnление Генерального секретаря ООН К. Аннана в связи с утвержде
н ием доклада «Альянс uивилизаuий>>, Стамбул, 1 3 ноября 2006 г., nресс
бюллетень ООН
11 www.un.org/russian/confereп/conferences.htm.
137
кул ьтур. Несмотря на усилия западных <<глобал изаторов>>, распро
страняющих так называемую <<давосскую культуру>> - культуру
эконом ических и пол итических представителей международного
капитала, на активную работу западных научных фондов и непра
вител ьствен н ых организаци й , на экспансию массовой потреби
тельской культуры и распространение евангелического протестан
тизма, - унификации не происходит. Американские пол итологи
Бергер и Хантин гтон вынуждены были признать, что результаты
сравнительных исследован и й культурной глобал и зации заставили
их изменить свой взгляд на глобальные процессы . Ком паративные
исследования показали , что процесс глобали зац и и не разрушает
национал ьные культуры , а, напроти в, с пособствует их более со
знательной идентификации в глобал ьном м ире 1 •
Во Всем ирном докладе Ю Н ЕСКО по культуре ( 2000 г. ) отмеча
ется, что глобальные тенденции в кул ьтурной сфере не стоит дра
матизировать: расп ространен ие массовой культуры посредством
И нтернета идет параллельна с развитием традиционных культур и
далеко не всегда при водит к востребованности в иртуальных куль
турных моделе й в традиционных источ н иках литературы, живопи
си, живого музыкального испол н е н и я . Н апротив, набл юдается
подъем в современн ом м ире традиционн ых культур, что происхо
дит в связи с ростом рыночных потребностей в продукции неевро
пейских культур на фоне начавшегося пресыщения от американо
е вропейской культуры . Эксперты Ю Н ЕСКО провели социологи
ческое исследование, согласно которому сегодня с м иром в целом
или с кон крет н ы м континентом себя отождествл я ют л и ш ь 1 J %
жителей планеты , в то время как со страной - 29% , а с городом
ил и прови нцией - 57%2.
П р и веде н н ые дан н ы е убедительно свидетельствуют о необос
нова н н ости представлен и й о возможной унификации м и ровых
культур в процессе глобали зации. П ри этом агресси вное навязы
ван ие своих культурных ценносте й , например западных демокра
тических норм, вызывает сегодня все более негативное отношение,
появился даже термин <<и мпериал изм прав человека>>, непрерывно
138
М ногол и кая глобал и зация . Культурное разнообразие в современном
м и ре / П од ред. П .Л . Бергера и С. П . Хантингтона. М . , 2004. С. 8 .
Всемирный доклад Ю Н ЕСКО по культуре: культурное разнообразие, кон
фл икт и плюрализм. П арнж, 2000. С. 1 1 4.
1
увеличи вается число м и ровых движен и й протеста, сторо н н и ков
<<антиглобалистов>> 1 •
Известный американский идеолог
3.
Бжезинский с сожален ием
констатирует, что первоначальная глобальная солидарность с Аме
рикой все больше превращается в ее изоляцию. Современные тен
денции свидетельствуют о росте негативных настроен и й в м ире в
связи с распространением амери канской культуры в процессе гло
бал изаци и : «современный антиамериканизм н есет в себе некото
рые черты разочарован иЯ>>, так что даже 50% жителей Вели кобри
тан и и стали критически относиться к о всему амери канскому и
выступают за укрепление британских традиционных устоев2.
Экспансионистский курс США встречает все больше сопротив
ления в современном м ире: националистически настроен ные пра
вительства Бол и ви и , Кубы, Венесуэлы , Ч ил и демонстрируют от
кровенно антиамериканские взгляды. Например, лидеры государств
Движения неприсоединения, которое называют <<антиамериканс
кой коал и цией>>, выеказал ись за необходимость <<форм ировани я
более справедли вого мирового порядка>> ввиду несостоятел ьности
и нежизнеспособности сложившегася однополярного м ира. На по
следнем саммите Движения неприсоединения в Гаване (сентябрь
2006 г.) была выражена убежденность, что нежелание американской
политической элиты скорректировать свои п одходы к международ
ным отношениям представляет главную угрозу межцивилизацион
ному согласи ю . В связи с эти м Движение неприсоединения при
звало объединиться небол ьшие или недостаточно развитые в эко
номическом плане государства в <<самостоятельный мировой центр
политической с ил ы , с которы м не смогли бы не считаться другие
участники международного сообшества>>3.
Другими словами, в ответ на глобали зац и ю мир стал более со
знательно и бережно относиться к поддержа н и ю своего культур
ного разнообразия, сохранению культурной самобытности. Новый
лозунг китайских реформ << Китай станет обществом всеобшей гар
мон и и в
XXI
веке ! >> отражает уверен ность п ол итической эл иты
стран ы в том , что китайский путь модернизации принесет стране
процветание с помощью укрепления традиционных конфуциан
ских ценностей. Аналогич н ы й процесс происходит сегодня в И н-
Агито11
К.
Альтернати вн ый глобализм: новые мировые движения nротеста.
M .
.
2004. C. I 2.
Бжези11ский
3.
Выбор: м и ровое господство или глобальное л идерство. М . ,
2006. с. 238-239.
Независи мая газета. 2006. 19 сент. С. 1
О.
139