Файл: Василенко И.А. Политическая философия (Высшее образование). 2010.pdf
ВУЗ: Московская государственная юридическая академия им. О.Е. Кутафина
Категория: Книга
Дисциплина: Философия
Добавлен: 05.02.2019
Просмотров: 9658
Скачиваний: 18
д и и , политическая элита которой стала гордиться своей богатой
самобытной культурой , что нашло отражение в слогане « Н еобык
новен ная И ндия!>> . Н е случайно эксперты Всемирного банка про
гнозируют бурное развитие восточных цив ил изаций: китайской,
и нди йской, исламской и буддистской. Так, удель н ы й вес Ази и и
Северной Африки в мировом В В П вырос с 1 6,2% ( 1 950 г.) до 29,9%
в 200 1 г. В 20 1 5 г. этот п оказател ь может достигнуть 3 6 , 5 % ,
т.е. вплотную приблизиться к уровню западных ци вилизаций. Л и
дерство п о экономическим п оказателям развития продолжает уве
ренно удерживать Китай, удель н ы й вес которого в м и ровой эко
н ом и ке поднялся с 2,7% в 1 970 г. до 1 0,85% в 200 1 г. и, по прогно
зу Всемирного банка, будет п родолжать расти до 1 4,2% в 20 1 5 г. 1
Все это свидетельствует в пользу того, что восточные политические
культуры создают прочную экономическую базу, позволяющую и м
активно отстаи вать с во ю самобытность в глобализирующемся
мире .
Н овую политическую с итуацию п ытаются осмысл ить политики
и общественные деятели западного м ира. В своем выступлении в
Католической акаде м и и Баварии в я нваре 2004 г. кардинал Йозеф
Ратцин гер, будущий П апа Римский Бенедикт
XVl ,
призвал запад
н ы е страны к необходимости самоограничения. Он также крити
чески высказался относительно проявления <<западной гордЫНИ>> ,
и мея в виду претензии на универсальность <<обеих вели ких культур
Запада - культуры христианской веры и культуры светского раци
онализма». П ри мечательно, что он обратил при этом свой взор на
восточные религии и выдвинул и другой тезис, который отстаива
ет также Русская православная церковь: <<Сегодня концепция прав
человека должна быть дополнена учением об обязанностях чело
века И
О еГО ВОЗМОЖНОСТЯХ>>2.
Росси йские политики также активно выступают против попы
ток раскола м ира на так называемое <<Ци вилизованное человечес
ТВО>>
и <<варварство>> , поскольку это путь к глобальной катастрофе3.
П о и н ициативе Росси и в ноябре 200 1 г. была принята Всеобщая
декларация Ю Н Е С КО о кул ьтурном разнообраз и и , в которой
впервые с высокой трибуны этой международной орган изации
было заявлено о приверженности подавля ющего большинства го
сударств культурному пл юрал изму и выражена готовность защи-
140
Всемирный банк. Отчет о м и ровом развити и . 2002. М . , 2002.
Цит. по: Лавров С. В. Н астояшее и будушее глобальной nолитики // Россия
в глобальной nолитике. 2007. Т. 5. N2 2. С. 1 0- 1 1 .
Там же. С. \ 0.
щать равенство всех м ировых культур как на национальном так и
1
,
международном уровне . В декларации впервые было предложено
рассматривать право на защиту культурного разнообразия как не
отъемлемую составную часть базовых прав и свобод человека2. Се
годня в качестве п риоритетных н аправл е н и й п рограм м ной дея
тельности Ю Н ЕС КО на долгосрочную перспективу определены
п р и н ц и л ы <<сохране н ия культурного разнообразия, п оощрен и я
плюрализма и диалога между культурами и ц ивилизациями»3.
Таки м образом, с высоко й трибуны этой вли ятельной между
народной орга ни заци и настой ч и во звучат призывы сохранения
культурного плюрализма, <<Цветущей сложности планетарного бы
тия». Остается надеяться , что эти призывы будут усл ы ш а н ы не
только передовой научной и культурной общественностью во всех
странах м и ра, но и п олитиками , от воли и усили й которых зависит
претворен и е в жизнь этих гуманных целей .
Н а заре и нформационной эры оди н и з идеологов <<информаци
онной революции» М. Маклюен пророчески писал о том , что <<ОТ
стал ые>> страны могут научиться у техн ически <<Передовых>> , как
нанести им сокрушительное поражение в виртуальной пол итичес
кой борьбе. Он обратил в н и мание на то, что в традиционных об
ществах осталась п р ивычка к пониман и ю устно й пропаганды и
убеждения, тогда как в высокоразвитых и ндустриальных культурах
эта привычка давно уже выветрилась. << Русским достаточно адап
тировать свои традиции восточ ной и коны и построения образа к
новым электрическим средствам коммун и кац и и , чтобы быть аг
ресси вно эффектив н ы м и в современном м ире информации>> ,
пророчески предсказывал М . Маклюен4.
К сожален и ю , м ы в Росси и все еще не воеп ол ьзавались в п ол
н о й мере этой плодотворной идеей . Существует трагический раз
рыв между реал ь н ы м символическим богатством росси йско й по
литической культуры и ее виртуальным образом в м ировых каналах
ком мун и каци й . Росси йская политическая культура создавалась
4
Гендиректор Ю Н ЕС КО К. Mauyypa, заключительное слово в связи с за
вершением работы 3 1 -й сесс и и ГК Ю Н ЕС КО. О кт. 200 1 г. П ариж, nресс
служба ЮН ЕСКО // www.por1al .unesco.org.
Всеобшая Деклараuи я Ю Н ЕСКО о культурном разнообрази и . Париж,
200 1 . П ресс-служба Ю Н ЕСКО // www.por1al.unesco.org.
Среднесрочная стратег и я Ю Н Е С К О на 2002-200 7
rr.
( n ри н ята н а
3 1 -й сессии ГК Ю Н ЕС КО в ноябре 200 1 г.) // www.por1al .unesco.org.
Маклюен М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М . , 2003.
с.
394.
141
поколениями ярких политических мыслителей, писателей и фи
лософов, оказавших заметное влияние не только на отечественную
п ол итическую традиuию, но и на мировую пол итическую м ысль.
Л. Толстой , Ф. Достоевский , И . И л ьи н , Г. Флоровски й , И. Соло
невич , Н . Дан илевский , Л . Гум илев, А. Солже н и u ы н - именно
они создавали политический м и р Росси и , разм ы шляя о русской
идее и русском характере, об особом русском пути и <<всечелове
ческой миссии России>>. И менно в русской политической традиuии
наиболее полно и глубоко разработаны проблемы символического
капитала культуры : вопрос о духовном излучении культуры , о силе
сужден и я , о <<живой основе государства>> ( Ил ьи н ) , о духе н арода
( Солоневич), о духовн ых сим волах uи вилизаuионного еди н ства
(Дан илевски й ) .
Каким же предстает сегодня п ол итический м и р России в миро
вых каналах ком муникаuий?
Западные С М И представляют образ России как авторитарной
страны, где нет и не может быть демократической пол итической
культуры, где отсутствует свобода слова, нарушаются права чело
века, нет гражданского общества.
3.
Бжезинский в своем и нтервью
немеuкой газете « HandelsЬiatt» п одчеркивает сходство России
с <<Итальянски м фаш измом Муссолини 30-х гг.: авторитарное го
сударство, наuионал истическая ритори ка, и сторические мифы
о великом прошлом>>. Ему вторит Л . Арон - директор российских
исследован и й в И нституте американского предпринимательства:
«Сегодня власть в России основывается не только на воен ной силе,
но и н а нефти . . . Н икогда прежде в российской истории такая не
м ногочи слен н ая группа л юдей не осуществляла такой жестки й
контроль за наuиональным богатством стран ы >>
1•
При этом, чем с ил ьнее становится Россия, укрепляя свой эко
номический и пол итический потен uиал, тем с ил ьнее информаuи
онное давление извне. Одн и м из парадоксов нашего времени я в
ляется то, что образ современ ной росси йской политической куль
туры п р о и гры вает даже с образом советской политической
культуры , хотя за два десятилетия Россия з начител ьно продвину
лась по пути формирования рыночной экономики, и нститутов
гражданского общества и пол итической демократии, что в запад
н ых странах заняло нескольких столетий.
142
The New York Тimes, 2 5 . 1
О.
2007 // http:/ /inosm i . ru/t ranslation/23 7 74 1 .
html.
В свое время Советски й Союз был способен создать достойный
образ стран ы и наuионал ьной кул ьтуры , и о достижениях совет
ской космонавти ки , советской и ндустрии , советского с порта и
советского балета знал и во всех уголках зем ного шара. М ногие
достижен ия советской эпохи стал и культо вы м и во все м мире:
антарктические стан u и и , п одвод н ы й флот, Алексей Стаханов,
космодром << Байконур>> , Юрий Гагари н , Луноход- ( , автомат Ка
лашникова . . . этот с п и сок м ожно продолжить. Н ел ьзя не согла
с иться с В . Н. Л япоровы м : от советской эпохи нам досталась мас
са символов и привычек, к нам п ерешли по наследству все те бо
нус ы , на котор ых сегодня проиветает русск и й глянеu в самом
широком см ысле слова. Сегодня советская эстетика возвращается
в моду. Действительно, в наследство от Советского Союза нам пе
решли не только м ил итаристские с и м волы , - ведь ССС Р был
с ильной эстетической и символической системой . Аудиотехника,
игр ы , и нтерфейсы , архитектура и дизайн - не «советское барах
ЛО>>, от которого предлагалось отказы ваться, а ул ьтрамодные тен
денuии в среде гурманов высоких технологий от Токио д о Н ью
Йорка. И ностранные дизайнеры изучают и даже спеuиально при
езжают п осмотреть н а здания эпохи конструкти визма
1•
И звестно, что ССС Р была создана достаточно разветвленная
система внешнеполитической и нформаuии и пропаганды, которая
была почти полностью демонтирована в 1 990-е гг. , что сегодня рос
сийские эксперты п ризнают как серьезную ош ибку. Одновремен
но значител ьно расширилась сеть зарубежных и нформаuион н ых
агентств внутри России, и сегодня зарубежные ресурсы на терри
тори и нашей страны на 1 5-20% превышают наuионал ь ные. В ре
зультате внешнеп ол итический образ Росси и в начале
XXI
в. стал
значительно проигрывать по сравнению с образом СССР : соuио
логические исследования свидетельствуют, что СССР положитель
но воспринимал и не менее одной трети зарубежного населения,
а в 200 1 г. отриuательно относились к Росси и 80% населения в раз
витых странах и 60% населения в развивающемся м ире2.
В последние годы предпринимаются определен ные шаги , чтобы
исправить существующее положение, больше внимания уделяется
и нформаuионным технологиям и государственной информаuион
ной пол итике. Сегодня эти м и вопросами зан имаются три уровня
Ляпорав В.
Н.
Технологичес кое наследие Советского Союза // Russian
Digital. 2007. Февр.
Кашлев
Ю. Б. ,
Панарин И.
Н. ,
Галумов Э.А . И нформация, массовая ком му
н и кация и международные отношения. М . , 2005. С. 20, 25.
143
информационных служб: Управление П резидента РФ по внешней
политике, Департамент информации и печати М ИД, государствен
н ы е и нфор м а ци о н н ые аге нтства ( И ТА Р - ТАС С , « Н о вост и >>
( РИ А Н ) , << И нтерфакс>>, << Голос России>> и др. ) . В 2005 г. начал ве
щать англоязы ч н ы й телеканал Rиssia Today, ориентированный на
Северную Америку, Ази ю, Африку и Австрали ю. С 2006 г. <<Рос
с ийска газета» начала масштабный проек подготовки специальных
росси й ские вкладок Trendline 's Rиssia ( << Росс ийские тренды>> ) для
ведущих газет м ира: американско й Washington Post, британско й
Daily Teiegraph и китайской <<Жэньм и н ь жибао>>, в которых вклю
чены статьи об экономической, социал ьной, культурной и спор
тивной жизни России. В 2006-2007 гг. в С ША и Европе проведен ы
беспрецедентные по размаху художествен н ые выставки росси й
ского искусства, орган изованы международные форумы, состоя
лась международная акция Rиssia! в Н ью-Йорке. Появились новые
культурн ые проекты, экспертн ые форумы - << Валдайский клуб>>,
<<Диалог цивилизаций», << П етербургский диалог>>.
Однако обо всех этих мероприятиях и акциях негативно, язви
тельно или весьма сдержанно, как о государствен ной пропаганде,
сообщают м ировые каналы коммуникац и й , что свидетельствует о
н изкой эффективности прямол инейных официальных и полуофи
циал ьн ых мероприятий . В результате среди некоторых росси йских
политологов начало формироваться мнение, что проблема заклю
чается не в том , как сформировать привлекательный образ России,
а в том , как сделать саму Росси ю привлекательной
1 •
Н о при всей важности этой последней идеи нельзя н е обратить
в н и мание на то, что оди н из парадоксов развития и нформацион
ного общества состоит в непрерывно увели ч и вающемся разры ве
между объектами и событиями реального мира и их образами, сим
волами, и м иджами в м ире виртуал ьном. Человечество все глубже
погружается в м ир виртуального зазеркал ья, где реальные события
уже не и грают особой роли , а определяющее значение принадле
жит символической ком муни кации: и мидж и реальный объект все
дальше отходят друг от друга. Борьба за обществен ное мнение -
центральный нерв современной пол ити ки, и в и нформационной
сфере сегодня используются самые современные технологии. По
этому не только сама Россия должна быть привлекател ьной, но и
символически й капитал культуры , трансл ируе м ы й в м ировые ка-
144
Кононенко В.А . Создать образ Росс и и // Россия в глобальной политике.
2006. N2 2. C. I 2 1 .
нал ы коммун и каци й , должен создавать досто й н ы й образ нашей
страны .
Дело не тол ько в отсутствии << и м иджевой стратегии >>, в недо
статке средств и систем ных усил и й , на что сетуют отечественные
пол итологи , но прежде всего - в содержан и и тех имиджевых про
ектов, которые предлагают российские информационные каналь1.
Сегодня остро ощущается недостаток ярких иде й , по-настоящему
созвуч ных глубоким традициям национал ьной культуры и потому
поддержан н ых не только отдел ьн ы м и группами творческой или
политической эл иты , но бол ь ш инством росси йского общества.
Символи ческий капитал кул ьтуры нельзя искусствен но сконстру
ировать - с ила его символ ического воздействия в том обществен
ном резонансе внутри страны, который транслируется вовне энер
гети ко й национал ьн ого культурного еди н ства. И ме н но в этом
магическая м иссия слова культуры, многократно подхваченного
эхом м иллионов и сегодня беспрецедентно усиленного массовым и
ком муникациям и .
Особую рол ь в развитии коллекти вной иде нтичности и грает
национальная идея - с истема цен ностных установок общества,
в которых выражается самосознание народа и задаются цели лич
ного и национал ьн ого развития в исторической перс п е кт и ве .
И менно наuиональная идея я вляется ядром символического кали
тала культуры , что позволяет в и н формационном n ространстве
сформ ировать яркий внешнепол итически й и м идж государства.
С этой точки зре н ия культурной гегемонией обладает та страна,
которая выстроит в и нформационном пространстве и предложит
своим гражданам яркий с и м вол ичес кий п рое кт национал ьной
идеи - систему наuионал ьных приоритетов, идей и традиций, ко
торые для бол ь ш и н ства окажутся более знач и м ы м и , чем л юбые
информацион ные воздействия и соблазны извне. П ри этом в гло
бальном контексте и нформационного пространства чрезвычайно
важно, чтобы провозглашенные национальные цели и приоритеты
были признан ы остальным сообществом как гуманные. Внешне
пол итически й и м идж страны должен вдохновлять ее граждан и
вызывать положительный резонанс в мировом общественном мне
н и и .
Сегодн я наиболее популярной идеей , глубоко укорен ной в ар
хети пах и кодах российской политическо й культуры , я вляется
идеология евразийства, поскольку согласно м ногочисле н н ы м оn
росам социологов, большинство россиян (около 74%) по-прежнему
считают Россию особой еврази йской цивилизацией.
145
Россия как мост между Европой и Азией , как цивилизация на
рубеже кул ьтур, обращен ная в с воем творческом политическом
диалоге как к м иру Востока, так и к м иру Запада, дорога и понятна
как сами м россиянам, так и зарубежной политической аудитори и.
В этом можно усмотреть и цивилизационную миссию нашей куль
туры, и позити в н ы й в н е ш н е политический и м идж российского
государства. Пол итическая активность Росси и в рамках таких меж
дународных орга ни заци й , как С Н Г, Е врАзЭС,
W OC,
м ожет и
должна сопровождаться эффективными информационными и м ид
жев ы м и кампани я м и , раскрывающ и м и высокую гуманитарную
м иссию России в политическом диалоге Востока и Запада.
Е вразийцы предложили м н ожество ярких и глубоких гуман и
тарных символов российской политической культуры , о которых
сегодня важно напо м н ить в н аучн ы х и п ол итических дискусси
ях, - это живое слово вьшающихся национальных политических
м ы сл ителей: Н . Гумилева, П . Савицкого, Г. Флоровского, Г. Вер
надского. Евразийство блестяще проявилось и в художественном
творчестве, литературе и искусстве, что также обладает колоссал ь
н ы м эмоциональным воздействием в и нформационном простран
стве. Само название «Россия - Евразия» сегодня приобретает смысл
сжатой культурно-истори ческой и геопол итической характерис
тики: существует особ ы й тип евразийской культуры , е вразийской
идентичности , е вразийской политики и геопол итики. Оно указы
вает, что в социокультурное бытие России вошли в соизмеримых
между собой долях, перем ежаясь и сплавляясь воедино, элементы
культур Востока, Запада и Юга, создав особое с интетическое, ев
разийское геополитическое видение мира.
Н ап ом н и м , например, что евразийцы высказали предположе
н ие о том, что в будущем объединительная м иссия России - Е вра
з и и должна осуществляться в новых социокультурных формах:
<< В современ н ы й период дело идет о путях культурного творчества,
о вдохновении, озарен и и , сотрудничестве>> 1 • Россия должна попы
таться в сфере м ировой политики испробовать новые формы со
циокультурного диалога для достижения объединительной м иссии.
П ри этом евразийцы неустанно подчеркивали определяющее зна
чение самой идеи единства Е вразии в мировой геопол итике, в об
щей геопол итическо й картине м ира. О н и были убежден ы : если
устран ить этот евразийский центр, то все его остальные части, вся
146
Савицкий П. Географические и геопол итические основы евразийства /1
Континент Еврази я . М . , 1 997. С. 302.
эта система матери ковых окраин ( Европа, П ередняя Азия , И ран,
И ндия , И ндокитай , Китай, Я пония) превращается как бы в <<рас
сы панную храмину>> 1 • Этот мир, лежащий к Востоку от грани ц Ев
ропы и к северу от <<классической Ази и>> , есть то звено, которое
спаивает в единство их всех. И ме н но поэтому Россия и м еет все
основания называться «срединным государством>>: связующая и объ
еди няющая роль <<средин ного м ира>> и грает огромную роль в м и
ровой геопол итике.
И сегодня в странах Востока - И ндии, Китае, Вьетнаме, Я по
нии, И ране, Сирии - российская политическая культура и рос
сийская п ол итическая м иссия позитивно воспринимаются прежде
всего в контексте е вразийского диалога. И менно поэтому обще
ствен но-политический резонанс в мировых каналах ком муни каций
от и м иджевых акц и й Росси и в этом п олитическом ареале может
быть огро м н ы м .
Вопрос о с и мволи ческом капитале росси йской политической
культуры в и нформационном обществе - это вопрос о высоком
преетиже цен ностей и принципов, на которых организовано про
странство власти, что заставляет живущий на этом пространстве
российский народ и все окружающие его народы уважать сложив
шуюся систему геопол итических сил. Русские культурные приори
теты со всей о пределенностью обозначил Флоровский : « . . . есть
бесспорная правда в живом пафосе родной территории, - дорога
и священна родимая земля, и не оторваться от нее в памяти и л юб
ви. Н о не в крови и почве подл и нное и вечн ое родство. И геогра
фическое удаление не нарушает его, если сильны и креп ки высшие
духовные связи>> 2.
Одним из главных условий создания позитив ного и миджа Рос
сии в м ировых каналах коммун и каций является возрождение на
циональной гордости и высокой культурной самооценки: м ы долж
ны вновь научиться гордиться русской культурой, русским словом,
русским искусством , прежде чем заинтересовать этим всех осталь
ных. Англ ийский журналист А. Ли вен , много лет проработавши й
в Росси и , утверждал , что главная проблема современной России
не недостаток демократи и , а недостаток гражданского национа
л измаЗ. Не стоит забывать о том, что и мидж страны в первую оче
редь создается у себя дома, и сегодня большинство материалов, в
Савицкий П. Указ. соч . С. 296.
Флоровский Г. Евразийски й соблазн // Из прошлого русской м ысли. М . ,
1 998.
с .
342.
Эксперт. 2005. N2 1 8 . С. 86.
147
той ил и и ной степени дискредитирующих Россию, появляется в
российской прессе. Как п и шет Ж. Сапир, «нынеш н и й имидж Рос
сии отражает и двойствен н ые представления о стране, сложивши
еся у самих росс и я н . Вот уже почти два века русский взгляд на
Росси ю колеблется м ежду ханжеской самовлюбленностью и ярой
самокрити кой . Н ередко и м е н н о в росси й ской п рессе западные
коллеги черпают эле менты для п оддержания мрачного и миджа
страны» 1 •
И менно поэтому культурное возрождение страны является глав
н ы м условием nроведения эффективных и миджевых кампани й .
Символический капитал культуры неосязаем и невещественен, но
его с ила - в мистических межиндивидуальных взаимодействиях,
его н ити уходят в неведомые тай ники народной душ и . Вот nочему
духовное самоубийство России равносил ьно ее политическому са
моубийству. В русской кул ьтуре <<нация есть н ачало духовное>> ,
поэтому <<М Ы можем кул ьтурно возродиться и восстать в духе, или
Россия уже nогибла>>2 .
И нформацион ная эпоха, т иражирующая м ассовую культуру,
высоко цен ит харизматические пассионарные л и ч ности : не слу
чайно пол иттехнологи сегодня бол ьшое внимание отводят и м ид
жевым атакам <<С помощью л ич ного обаян ия>> (charт offeпsive), ко
гда n ол итический л идер находится в центре и нформационной
кам n а н и и и с помощью л и ч н ого обая н ия старается улучш ить
и м идж той страны или nартии , которую n редставляет. Этот подход
n ытаются исnол ьзовать n резидент Д. М едведев и nремьер - м и
нистр В. П ути н : российские л идеры активно общаются с nредста
вителями мировой nолитической эл иты , стараясь измен ить в луч
шую сторону отношение к России .
В ысокоэффективные и нформационные технологии рождаются
также на пути гибридного смешения или встречи разных коммун и
кативных систем , которые взаимно усиливают друг друга: так, со
единение технологий шоу-концерта с nолитическим и технология
м и сnособно многократно усилить эффект nолитических действий,
что n родемонстрировал и «бархатные революции>>. Современные
системные исследования программируют гибридны й принцип как
метод творческого открытия, что nозволяет увидеть в п роцессе nе
ресечен ия двух средств коммуникации творческое рождение новой
148
Са пир
Ж.
Как избавиться от двойственного образа 11 Н езависимая газета.
2005. 1 февр.
Флоровский
Г
П исьмо к П . Струве об евразийстве 11 Из nрошлого русской
мысл и . М . , 1 998. С. 1 26 .
формы. И в сфере и миджевых кам nаний этот nри н циn может nри
вести к nозитивному эффекту: не случайно и менно nатриотические
nесни советской эnохи (гибрид технологий шоу-концерта с nоли
тическим и технологиями) обладали колоссал ьным мобилизующем
эффектом и nроизводили неизгладимое вnечатление на иностран
цев, достаточ но всnомнить знаменитую << Катюшу•>. А nока на рос
си йском телевиден и и более nоnулярны такие слоганы и nрограм
м ы , как << Н аша раша>> и <<Дом-2>> ( Т Н Т ) , которые рисуют весьма
сомнительный образ России в и нформационном пространстве.
В
XXI
в. в эnоху и нформационной револ юции главную роль в
nол итике начи нают и грать культурно-информационные техноло
гии. Си
�
вол ическая кул ьтурн ая геге м о н ия в и нформационном
обществе nриобретает сегодня значение решающего ноосферного
оружия:
тот, кто способен утвердить ценности символического капитала
культуры в информационном пространстве, - обладает решающими
преимуществами в информационном поле, - а значит: и на полити
ческой карте мира.
Символический каn итал русской кул ьтуры наделен огромной
nритягательной силой: в этом - исторически й и nол итический
шанс Росси и в эnоху и нформацион ной революции.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1 .
Каково эвристическое значение категории «иконография пол и
тического пространства»
в
классической геополитике?
2. Как
вы
и нтерпретируете концепцию <<Циркуля ции иконогра
фий» Дж. Готтмана?
3.
Согласны л и вы с гипотезой К. Шмитта, согласно которой ико
нографию пространства восточн ы х ц и в и л изаций определяет
стихия Суш и, а западных - стихия Моря ?
5.
Как в ы можете объяснить влия н и е социокультурной иденти ч
ности н а формирование классической парадигмы политиче
ского п ространства?
б.
Каким образом социокультур н ы е и мпульсы ц и вилизаций Зем
л и и Моря формируют архетип ы пространствеиных конструк
ций? Почему Дом стал символом Суши, а Корабль - с и мволом
Моря?
7.
Согласны л и в ы , что сегодня подл и н н ая борьба м иров развер
нулась среди самих земл я н : как борьба технократов и гуманита-
149