Файл: Василенко И.А. Политическая философия (Высшее образование). 2010.pdf
ВУЗ: Московская государственная юридическая академия им. О.Е. Кутафина
Категория: Книга
Дисциплина: Философия
Добавлен: 05.02.2019
Просмотров: 9660
Скачиваний: 18
7.5.
МОЖНО ЛИ ПОБЕДИТЬ В ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ
Несомненно, самым важн ым является вопрос о том , как вы
и грать в и нформационной войне, стратегии которой становятся
все более изощре н н ы м и и глобал ьн ы м и . Весьма распространено
м нение, что в войне победит тот, у кого лучше окажутся програм
м исты.
Однако в и нформацион ной войне, которая ведется за умы и
сердца людей, технические средства при всей их показной и все
возрастающей мощи все-таки я вляются средством , а не целью. Чем
бол ьше информацион ная система рассредоточивается в мире, раз
брасывая свои сети, тем более она становится уязвимой технически
в любой точке этой сети. И звестен случай с вирусом <<1
love
уои>>,
которы й облетел весь мир, опустошив целые сети, - его запустил
м аленький н и кому прежде не известный хакер-фил и п п инец со
своего переанального ком пьютера.
Но не технический коллапс является целью информацион ных
войн , их цель - глобал ь н ы й контроль над пространством путем
контроля н ад умами л юде й . Л егитимность л юбой власти , в том
ч исле и информационной, - это проблема добровольного приня
тия этой власти больш и нством. Напом н и м , что средство и нфор
мации есть прежде всего сообщение, поэтому в век информации
власть слова снова обрела поисти не бибилейское значен ие.
Е ще одна весьма распространен ная точка зрения состоит в том ,
что к победе в и нформационной войне может прийти тот, кто по
стоян но атакует и усиливает давление. Этот важный вывод возни к
под вл иянием поражения ССС Р в <<холодной вой не>>, одной из при
чин которой справедл и во называют идеологический <<застой>> пос
ледних лет, когда штампы «развитого социализма как самого пе
редового обществен ного строя>> перестал и концептуально обнов
ляться и потеряли идеологическую остроту. Специалисты сегодня
с сожалением констатируют, что м ногие серьезн ые открытия , сде
ланн ые советскими уче н ы м и в период <<холодной войн ы >>, так и
остал и с ь не востребован н ы м и , как это произо шл о , н а п р и мер,
с кни гой известного математика В.А. Лефевра << Конфли ктующие
структуры>> ( 1 967) , в которой рассматр и вались новые эвристичес
кие подходы к ведению и нформационных войн .
Однако при нцип наступател ьности и агресси вности в и нфор
мацион ной вой не все-таки и меет свои предел ы . Здесь уместно
вспом н ить о феномене обращения <<Перегретого>> средства ком му
н икании в свою противоположность, который исследовал Маклю-
1 60
ен . В любом средстве коммуни кации есть то, что принято называть
<<Границей проры ва>>, когда система внезапно меняется и превра
щается в другую систему. Этот феномен присущ не только С М И :
еще древние философы отмечали способность вещей обращаться
в свою противоположность в процессе эволюции ( Геракл ит).
Напом н и м , что в СССР была создана самая мощная на тот ис
торический период с истема ком мунистической пропаганды, кото
рая в условиях <<железного занавеса» практически монопольно
влияла на каждого человека. И такая массирован ная пропаганда
оказалась чреватой эффектом контрсуггестии - общество посте
пенно выработало мощный и ммунитет в ответ на штампы комму
нистических лозунгов: смеховая народная культура противопоста
в ил а и м анеКдоты и частушки о кремлевских вождях. Другим и
словам и , система <<перегрелась>> и обратилась в свою противопо
ложность, начав саморазрушаться. П оэтому эффект непрерывного
контрнаступлен ия - это обоюдоострое оружие, которое способно
смертельно поразить самого нападающего.
И здесь необходимо напомнить, что каждое новое средство ком
муни кации - это помимо всего прочего еще и мощ ное средство
нападен ия на другие средства ком муни каци и . Тойнби, исследо
вав ш и й вызовы и ответы в истори и цивил изаций, приводившие к
их развитию и гибел и , справедли во отметил: когда технологии эпо
хи могущественно подталкивают в одном направлении, мудрость
вполне может потребовать уравновешивающего подталкивания в
другом направлении. Эффективный ответ на вызов эпохи не может
лежать в той же самой плоскости: и наче враждующие систем ы
просто «взорвут>> друг друга.
Китайская мудрость гласит: <<У того, кто применяет машину,
дела идут механически, у того, чьи дела идут механически , сердце
становится механическим. Тот, у кого в груди механическое сердце,
утрачивает целостность ч истой простоты. Кто утратил целостность
чистой простоты, тот не утвердился в жизни разума. Того, кто не
утвердился в жизни разума, не станет поддерживать путь>>
1 •
П ервым и ответ н а вызов эпохи всегда находили художники. По
сле появления телевидения они неожиданно почувствовали по
требность в л ичном контакте с аудиторией . Телевидение своей
моделью глубокого, но пассивного участия побудило молодых по
этов читать свои стихи в кафе, поскольку устное слово драматичес
ки, а не пасси вно захватывает все человеческое существо.
Мудрецы Китая. С П б . , 1 994. С. 1 97- 1 98 .
1 6 1
Следовательно, достаточ но эффекти в н ы м ответом на вызов
электрон н ых С М И может быть восстановление л и ч н ых контактов
с аудиторией , что ш ироко используется сегодня во время избира
тельных кампани й . Не случайно информационная эпоха, тиражи
рующая массовую культуру, так высоко ценит харизматические
пасси онарные личности: известно, что во время пол итических вы
боров избиратели голосуют за кандидата, а не за партию . Сегодня
как н икогда вели ко в ни мание к вьщающимся личностям и их роли
в истор и и .
В ысокоэффективные н овые технологии победы в информаци
онном противоборстве рождаются также на пути гибридного сме
шения или встреч и разных коммуни кативных систем, которые вза
имно усиливают друг друга: так, соединение технологий шоу-кон
церта с политическим и технологиями избирательной кампани и дало
новый эффект <<бархатных революций>> . Современные системные
исследования программ ируют гибридный принцип как метод твор
ческого открытия , что позволяет увидеть в процессе пересечения
двух средств ком муникации творческое рождение ново й формы.
Наиболее глубоко к анализу вызовов информационной револю
ц и и подошел Э. Фромм в своем фундаментальном труде <<Анатомия
человеческой деструктивности>>. Он обратил в н и ма н ие на то, что
человеку как существу, взыскующему смысла, важно опереться н а
определе н ную систему н равствен ных координат - разделить доб
ро и зло, чтобы п ротивостоять в не ш н и м обстоятельствам. Когда
человек четко идентифицирует себя с определенн ы м обществом,
видит себя частью какой-то групп ы или коллектива, он <<обрастает
н равствен н ы м и корн я м и » , поскольку общество предлагает ему
определенную систему координат, которая п о могает всем коллек
тивно в ыжить в самых сложных ситуациях.
Н е случайно меньше всего поддаются манипул ировани ю люди
с четко выраже н ной социальной и пол итическо й позицие й , по
скольку манипулятинные воздействия обратно п ропорциональны
социокультурной идентичности, образованности , групповой со
л идарности, партий ной принадлежности. И менно поэтому в вы
работке коллективной контрсупестии особое значение и меет с ис
тема воспитани я и образован и я , развивающая гражданские каче
ства, п атри от и з м , л юбовь к Роди н е . Особую рол ь в развитии
колле ктивной идентичности и грает национальная идея - система
ценностных установок общества, в которых выражается самосо
знание народа и задаются цели личного и национал ьного развития
в истори ческой перспективе.
162
С этой точки зрения победить в информационной войне может
та страна, которая выстроит в информационном пространстве и
предложит своим гражданам яркий символический проект нацио
нальной идеи - си стему национальных приоритетов, идей и тра
дици й , которые для больши нства окажутся более знач и м ы м и , чем
любые информационн ые воздействия и соблазны извне. При этом
в глобальном контексте и нформационного пространства чрезвы
чайно важно, чтобы провозглашенные национальные цели и при
оритеты были признаны остальным сообществом как гуманные.
Н е случайно одн о й из главных м и шеней разруше н ия в постсо
ветской России стала система образования и науки, вымывание и з
ш кольных программ идей граждан ствен ности и патриотизма,
вплоть до скандально известного «Переписывания» учебн и ков оте
чественной истории, из которых бесследно исчезали наиболее зна
ч имые страницы русских побед. Ш ироко известна также деятель
ность фонда Сороса в этом направлен и и .
Фромм обратил внимание на канал «Перегревания>> западных
С М И , которы й неминуемо ведет к саморазрушению западного об
щества, как когда-то произошло с бывшим СССР. Критикуя за
падный проект научно-техн ической револ ю ц и и , он отметил, что
логика и нформационного общества ведет к доми нировани ю <<МО
н оцеребраль ного человека» - человека одного измере н и я , и се
годня это измерение виртуал ьное. Моноцеребральный кибернети
ческий человек решает проблему экзистенциальных потребностей
при н ц и п иально по-другому: он вступает в отношения исключи
тельно с самим собой и с неодушевлен н ы м и предметами потреб
ления, проявляя крайн и й нарциссизм. В результате он сам для себя
становится целы м м иром и л юбит цел ы й мир в себе самом: обще
ство его больше не интересует.
Но современная психология доказала, что нарциссизм как пси
хологическая установка весьма опасен : в экстремальном варианте
он веден к деструктивному желани ю уничтожить всех остальных
л юде й . Как заметил Фром м , «если н и кто кроме меня не суще
ствует, то нечего бояться других и м н е н е нужно вступать с н и м и в
отношени я . Разрушая м ир, я спасаюсь от угрозы быть ун ичтожен
н ы м >> 1 .
Кибернетическ и й человек отворачивается от жи вого м и ра
людей, природы, идей - и все свое в ни мание устремляет на мир
искусстве н н ы й - на предметы , вещ и , маши н ы , механизм ы , авто-
Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности . М . , 1 998. С. 307.
163
маты . Для такого человека весь м ир пре враще н в объект купл и
продажи , совокупность артефактов. Его л и цо неизменно обраще
но к экрану - он хочет созерцать не ж и во й м и р , а с веркающие
автоматические конструкци и из стали , стекла и алюминия. М оно
церебральная личность настолько с ил ьно вписана в современную
автоматизированную систему, что механизмы становятся объектом
ее нарциссизма: современ н ы й человек обожает свои маш и н ы не
меньше, чем самого себя.
Фромм одни м из первых поставил диагноз моноцеребральному
кибернетическому человеку, назвав его аутистом - больной лич
ностью больного м ира. Отличительные черты аутизма - неразли
чение живой и неживой матери и , отсутствие привязанности (люб
ви) к другим людям , использование языка не для общения, а для
м а н ипул я ц и и , а также преимуществе н н ы й и нтерес не к л юдям ,
а к маши нам и механизмам. Если патологические процессы рас
пространяются на все общество, то о н и теряют и ндивидуальный
характер: тогда вся культура настраивается на этот тип патологи и
и находит пути и средства для ее удовлетворен ия
1 •
Однако пом имо психологического есть и п ол итическое измере
ние этой обществен ной патологии : распад гражданского общества,
утрата социал ьно-политических связей, отсутствие и нтереса к по
л итике и деструктивные форм ы протеста. Не случайно во всех раз
витых странах м ира сегодня в среднем на выборы приходит около
53% избирателей, неуклонно растет процент тех, кто голосует <<про
тив всех», и особенно вели ко ч исло апол итичн ых граждан среди
молодежи .
П оэтому сегодня так актуальны слова Маклюена о преимущес
твах традиционн ых обществ в и нформационной войне. Его алго
ритм п обеды в и н формационном п роти воборстве по-п режнему
актуален : чтобы быть <<агресси вно эффективными в современном
мире информации>>, необходимо активизировать в сознани и людей
национальную систему приоритетов, создать яркий обраЗ нацио
нал ьной идеи, адаптировать традиции восточной и коны к новым
средствам коммуни кац и и . Другими словами , и сточн и ком победы
в и нформационной войне может быть только с и м вол ически й ка
п итал русской культуры, м ногократно усилен н ы й совреме н н ы м и
высоким и технологи я м и .
Фромм Э. Указ.
соч.
С. 467-468.
1 64
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1 .
Каково з н ачение и н ф ормационной вой н ы как вой н ы гражда н -
ской?
2.
Как можно представить концепцию и нформационной вой н ы ?
3.
Каковы особенности информационного оружия?
4.
Какие и н ституты и нформационной вой н ы я вляются н а иболее
важ н ы м и ?
5. В
чем
значение концепции « прогр ам м ирующего л идерства» как
и нформацион ной стратегии?
6.
Можно л и победить в и нформационной войне?
7.
Каким образом п р оисходит превращение «перегретого» сред
ства коммуникации в свою противоположность?
Глава
8
Часть третья
ПОЛИТИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
ЧЕЛОВЕК ПОЛИТИЧЕСКИЙ
В КЛАССИЧЕСКОЙ КАРТИНЕ МИРА
Человек по природе своей есть существо политическое,
а тот, кто в силу своей природы, а не вследствие случай
ных обстоятельств живет вне государства, - либо не
доразвитое в нравственном плане существо, либо сверх
человек .. . сравнить его можно с изолированной пешко
й
на игральной доске.
А ристотель
8.1 . ЧЕЛОВЕК ПОЛИТИЧЕСКИЙ: ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКЗОТИКИ
ИЛИ ПОНИМАНИЕ СУЩНОСТИ И СУЩЕСТВОВАНИЯ?
Человек пол итический как творец, созидатель, пророк, три
бун, революционер и могильщик политических институтов и идео
логий всегда был в центре в н и мания философии пол итики . Уже
Арнетотел ь в << П ол итике>> поставил вопрос о природе человека в
самом начале своего фундаментального исследован ия, подчеркнув
тем сам ы м , что только сквозь призму антропологического подхода
можно адекватно рассмотреть природу пол итических институтов
в обществе. << Во всех людей природа вселила стремление к государ
ственному общению, и первый кто это общение организовал , ока
зал человечеству величай шее благо. Человек, нашед ш и й свое за
верш е н и е , - совер ш е н не й шее из живых существ, и , наоборот,
человек, живущий вне закона и права, - наихудший из всех . . . >> 1
В последствии к антропологическому подходу в пол итике обра
щались все крупные пол итические философы . М ноги м мыслите
л я м прошлого казалось, что в сложном устройстве человеческой
Аристотель. П ол итика. М . , 1 997. С.
38.
1 66
жизни они могут оты скать скрытую движущую силу, которая при
водит в движение весь пол итически й механ изм общества. Согласно
Блажен ному Августину, ч еловеческому обществу дано двигаться
вперед л и ш ь с помощью Божествен ной благодати , вне которой
человеческие деян ия обращаются в прах и тлен . Вопре ки этому
Огюст Конт утверждал , что человеческое общество должно быть
рассматри ваемо как одна всегда существовавшая лич ность. Артур
Шопенгауэр пошел еще дал ьше, заявив, что не человек п олитиче
ский является м и крокосмом, а мир - макантропом, в том смысле,
что воля и представления л юдей дают определение сущности м ира
так же полно, как и сущности человека.
Фридрих Н ицше, н апротив, весьма пессими стически оценивал
природу человека. указав на примат темных страстей и достаточ но
н изменную волю к власти . Карл Маркс сделал акцент на антаго
н и змах классовой борьбы и весьма при м итивном экономическом
и нстин кте, а Зигмунд Фрейд и вовсе вывел на п ол итическую сцену
стыдливо замалчи ваем ы й прежней <<высокой>> наукой сексуальный
и нсти н кт.
Каждому из этих вел и ких мысл ителей казалось, что он нашел
<<н ить Ариадны>> в полити ке, способную создать концептуал ьное
един ство из бессвязных и разрознен н ых фактов о человеческой
природе. С высоты совре менной науки нам легко обви н ять их в
односторон ности п редставлений, но, к сожал е н и ю, современная
постмодернистская устан овка на принципиал ьное разнообразие
познавател ьных перспект и в не обладает высокой эвристической
ценностью : утрата идей ного стержня неизм е н н о оборач и вается
анархией и бессвязностью представлен и й .
П оэтому появление п олитической антропологии как дисцип
л и н ы специал и зации вызвало серьезн ы й и нтерес со стороны всех
политических наук, так или и наче обращающихся к антропологи
ческой проблематике . Однако вопрос о политической антрополо
гии как специал изирован ной дисципл и не возник в научн ых иссле
дованиях достаточно поздно, на рубеже
X I X-XX
вв., когда полу
ч ил и ш ирокое признание работы М акса Глюкмана, Генри М ей не,
Л ьюиса М органа, Джей м са Фрезера, Е. Эванса- Притчарда. Все эти
авторы исследовали п ол итическую экзотику - прим итивные или
архаические общества, для того чтобы глубже п онять природу по
л итических институтов.
Надо отметить, что антропологи обнаружили бол ьшое разнооб
разие п р и м ит и в н ы х п ол ит и ч е с к и х фор м : в а м е р и кан ском
регионе - начи ная с груп п эскимосов до и мперского государства
1 67
и н ков в Перу, в африканском регионе - начиная с групп пигмеев
или негрилов вплоть до современных традиционных государств
( и мперия Мосси и королевство Ганда еще существуют). Некоторые
исследователи называют в качестве даты институциал изации по
л итической антропологии 1 940 г. 1 , когда вышла колле ктивная ра
бота «African Political SystemS>> , нап исан ная п од руководством
Е. Эванса-Притчарда и М . Фортеса. И менно эта книга, обобщаю
щая м ногие исследования антропологов, вызвала многочисленные
откл и ки и стимул ировала дал ьнейшие теоретические размышления
в антропологическо й области .
Тщательные исследования при м итивных систем пол итической
организации, анализ свидетельств, которые относятся ко временам
начал - <<настоящей молодости м ира>> (Ж. Руссо), позвол ил и во
м ногом переосмыслить антропологические проблемы философии
п ол итики и главную и з н их - о п р ироде челове ка как существа
пол итического и о природе самого политического в обществе.
8.2.
ГРАНИЦЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО
Когда и как человек превращается в политического субъекта?
Как вообще идентифицировать и охарактеризовать политическое
в человеке?
Дискусси и политических антропологов по этому п оводу п олу
ч ил и в науке ироничное назван ие <<спора макс и мал истов и м и н и
малистоВ>>. Первым макс и малистом в политической истории сле
дует назвать Аристотеля, которы й рассматривал человека как су
щество естественно политическое, макс и мально расш иряя тем
самым границы политического. Среди антропологов эту точку зре
н и я разделя ют таки е и звестные авторы , как С. Н адел ь , Е . Л и ч ,
Ж . Баландье.
Надель при водит достаточно убедительные аргументы в пользу
политической природы п р и м итивных экзотических обществ, что
доказывает естественно пол итическую природу челове ка: когда
рассматривают при м итивное общество, в нем находят следы поли
тического единства, и когда говорят о первом, рассматривают фак
тически последнее. Нет обществ без управления, и пол итически м и
можно назвать все институты, которые обеспечивают единство ч е
ловеческой орган изаu и и2.
1 68
Баландье
Ж.
П ол итическая антропология. М . , 200 1 . С . 1 78 .
Nade/ S. The
Foundations of Socia1 Antropo1ogy. Р., 1 95 1 . Р. 1 84.
Особенно категоричен в отстаивании этой пози ции Баландье:
<< Все общества производят политическое и все проп итаны истори
ческим и флюидами. В силу одних и тех же причи н>> 1 • Напом н и м ,
что известн ы й политолог М . Вебер фактически поддерживал эту
позицию, поскольку неизменно напоминал о первенстве политики
по отношению к государству, которое н икогда полностью не отож
дествляется с ней , я вляясь л и ш ь одн и м из ее проя влений. Для Ве
бера сила является средством политики , ибо господство находится
в сердцевине пол итики.
Но о п п оненты этого п одхода - м и н им ал и сты - в качестве
главного аргумента в пользу своей позиц и и утверждают: некоторые
примитивные общества л ишены пол итической организации . Этот
п одход п олучил ш и рокое распростране н и е в Росси и благодаря
марксистской философии , согласно которой п олитика есть клас
совая борьба, и потому бесклассовые общества аполити ч н ы . Н е
которые антропологи подтверждают эту точку зрения. В. Малинов
ски й , исследовавший австрали йских абори генов, писал о том , что
политические гру п п ы у этих п р и м ит и в н ы х племен отсутству
ют. В. М аклойд, работавш и й с юроками в Калифорни и , также не
u
2
нашел у них пол итическои организац и и .
Однако когда говорят об отсутств и и политических и н ститутов
у примитивных народов, сравнимых с тем и , которы м и располага
ет современное общество, эта позиция, по существу, констатирует
скрытый этноцентризм и уже в силу этого не может быть признана
удовлетворительной. Л юбое экзотическое общество так или иначе
организовано, оно управляется вождям и или советом старе й ш и н ,
в н е м осуществляется власть, и время от времени происходит р и
туальный или революционный передел властных полномочий , что
свидетельствует о п ол итичности его устрой ства. При научном ис
следован и и экзотических примитивных обществ вообще трудно
провести жесткое разделение между обществами с государством и
обществами без государства, поскол ьку государствен н ость и меет
разные форм ы и п остоянно эволюционирует.
Н аиболее влиятельным в политической антропологии по праву
я вляется динамический подход, согласно которому прим итивные
общества не я вляются <<Застывш и м и >>: и м свойствен на динамика
традиционных структур и общественных отношений. Макс Глюк
маи справедли во указал на архети п ическое п ротиворечи е между
Баландье
Ж.
Указ. соч. С. 1 8 7.
MacLeod W.C. The
Origin and H istory of Politics. N .Y. , 1 93 1 .
169