Файл: Василенко И.А. Политическая философия (Высшее образование). 2010.pdf

Добавлен: 05.02.2019

Просмотров: 9656

Скачиваний: 18

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

nоколен и й .  Связь врем е н  расn адается ,  и  nол итическая  история 

становится неnредсказуемой. 

8.7. 

ИДЕНТИЧНОСТЬ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ 

в. 

Франкл nисал о том ,  что человек открыт м иру и  эти м  он 

отличается от ж и вотных, которые nривязаны  к среде обита н и я .  

Н апротив, человеческое существование характеризуется преодо­

лением границ среды обитания: человек стремится и выходит за ее 

пределы 1 •  Точн о  так же  в  своей n ол итической позиц и и  челове

� 

н и когда  н е  бывает огра н и че н  л и ш ь  рамка м и  социокультурн о и  
идентичности .  

Амплитуда альтернативных возможностей политического само­

о пределения достаточно широка.  В демократических странах че: 

ловек и меет возможность выбора политического поведения, целеи 

и средств, которы м и  можно руководствоваться в социал ьно-поли­

тической практике. 

П ол итическая  п с и хология  обозначает  н е с коль ко  векторов ,  

влияющих на в ыбор nолитических ориентации: исторический, со­
циологически й  и  и ндивидуал ьно-психологический. Все о н и  спо­
собны особым образом  п реломляться сквозь nризму социокуль­

турной идентичности . 

М ногие исследователи  придают особое значение историческои 

ситуаци и ,  и нтерпретируя выбор политической позици и суб

екта. 

Действительно, политическое поведение каждого из нас в тои или 

и ной мере представляет собой реакцию н а  nроисходящие события 
в обществе и  культуре. 

Э. Фромм, исследовавший истоки авторитаризма, nодчеркивал, 

что в условиях угрозы военного нападен и я  и л и  в с итуации затяж­

н ого  экономического кризиса большинство л юдей склоняется в 
пользу авторитарной nолитической власти.  И  это вполне объясн и ­
м о :  в дисциплине и  твердой  власти человек и щет защиты о т  н а ­

двигающейся угрозы2.  П р и  этом он выбирает свою политическую 

позицию, ориентируясь на исторически сложившиеся политиче­

ские организац и и ,  партии и  институты. 

И стори я  каждой  ц ив ил изаци и  п редставляет  нам м ножество 

при меров, когда  в  необычайн о  короткий срок под вли я н ием об­

стоятел ьств политические убежден ия людей претерnевали резкие 

Франкл 

В. Ч еловек в пои с ках смысла. М . ,  1 990. С. 54. 

Фромм 

Э.  Душа  человека.  Ее  с п особность  к  добру  и  злу.  М . ,  

1 99 2 .  

С. 2 1 -22. 

180 

измене н и я .   В  эпохи значительных рел и гиозных и  nол итических 
кризисов наблюдаются такие м гнове н н ые nертурбаци и  в nол ити­

ческом поведе н и и ,  что кажется ,  будто все изменилось: характеры , 
обычаи и нравы. Н ельзя не отметить поразитель н ый контраст меж­

ду nол итическим n оведе нием советских депутатов на 

XXVI I 

съезде 

КПСС и российских депутатов в н ы нешней Думе. М ежду тем  про­

шло чуть более 

LO 

лет.  Оче н ь  часто это одн и  и  те же л юди, но за 

несколько лет о н и  кажутся совершен но изменившимися. 

Однако даже в  с мутные эпохи, производящие поразительные 

изменения в л ичностях, можно легко под новыми формами обна­

ружить основные п ри знаки социокулътурной идентичности. Как 

остроумно заметил 

Г. 

Лебон,  сто лет с пустя  после Вел и кой фран­

цузской револ ю ц и и  Робес пьер был бы, без сомнения, честным 

м ировым судьей, очен ь  дружным со своим священником, Фукье­

Тенвиль - судебн ы м  следователем, обладающим, может быть, не­

сколько большей суровостью, чем его коллеги, и  высокомерным 

обращением л юдей его п рофессии, н о  которого, вероятно, очень 

высоко цен ил и  бы з а  его ревность в преследовани и  преступн и ков. 

Сен-Жюст был бы превосходным ш кольным учителем, уважаемым 

своими начальни ками и очень гордым академически м и  пальмовы-

м и  ветками ,  которые ему, наверное, удалось бы получить  . 

Влияние обстоятельств н а  человека кажется столь огро м н ы м ,  

поскольку они действуют н а  разные скрытые задатки характеров, 
но в действительности изменения не очень глубоки.  В тоге рево­

люционера и  в мундире ч иновника - перед нами те же французы 

времен И мперии :  1 5  веков монархии - деспотического, самовласт­
ного режима - глубоко укоренили в душах французов самовласт­

н ые  и н ституты,  которые в разны х  исторических условиях прояв­

лялись nо-разному. Обстоятельства не сnособны разруш ить основ­

ные черты социокультурной идентичности, они могут изменять ее 

л и ш ь  путем медлен н ы х  н аследственн ых накоплений. 

Из этого не следует, что ситуац ионн ы й  анали з  и грает второсте­

пенную роль в герменевтике пол итического субъекта. Этот п одход 

дает нам возможность проанал изировать динамику массовых по­

л итических н астроени й  в обществе. Вместе с тем он н и как не объ­

ясняет nрич и н ы ,  по которым в одной и той же и стор ической ситу­
ации люди выбирают разные политические позиции. 

Политическая герменевтика исnол ьзует социологические фак­

тор ы ,  чтобы  и нтерпретировать n ол итический  в ыбор субъекта в 

Лебон 

Г.  Указ. соч.  С.  26. 

181 


background image

зависимости от социального, экономического и демографического 
статуса людей .  В русле социологии nозитивизма были исследован ы  
объективные л и ч н остн ые характеристики, вли я ю щи е  на выбор 

nол итической nозиции: n рофессионал ьн ы й  статус,  образование, 

уровен ь  дохода,  возраст, nол, место n роживания и др. 

П ол итические цен ности элиты и ценности ((молчали вого бол ь­

ш и нства>> в рамках одной культуры могут значительно отличаться . 

Р.  Ретфильд говорит о <<большой традиции рефлексирующего мень­

ш инства и  малой традици и большинства, не склон ного к рефлек­
сии», т.е. о традиции <<ш кол и храмов>> и о традиции <<деревенской 

общ и н ы >> 

1 •  

В с вою очередь в русле каждой и з  этих основных традиций воз­

можны дал ьнейш ие дифференции по социальным nризнакам. Ис­

следования социологов дают нам необходимую и нформацию о том ,  

каков наиболее вероятный nол итический  выбор для каждой кате­
гор и и  н аселения, не  и ндивидуализируя этот выбор. 

И  только индивидуал ьно-nсихологический nодход, обращаясь 

неnосредственно к исследован и ю  и ндивидуальной психики чело­
века, позволяет и нтерnретировать, каким образом характералоги­

ческие  черты л и ч н ости  вл и я ют  на  ее  n ол итические  взгляды .  
Фром м  n редложил  психологическую д ихото м и ю  ((некрофилия>> 
(любовь к мертвому) - <<б иофилия» (любовь к жи вому).  Он  nод­
черкивал ,  что человек с  некрофильным ориентирован ием живет 

про шл ы м  и  н икогда  не ж и вет будущи м .  Такой человек холоден ,  

держится н а  дистанции и  привержен <<Закону и  nорядку». Для него 

характерна установка на с илу:  ведь сила есть сnособность n ревра­
тить человека в труn .  П р и менение силы не я вляется навяза н н ы м  

е м у  обстоятельствам и  nреходящим действием - оно я вляется его 

образом жизни2. 

В  п ол итике  сторо н н и ки  <<левых»  и  <<Правых>>  экстремистских 

груnпировок рекрутируются преи мущественно из ч исла некрофи­

лов.  Культурн ые традици и  ( ил и  идеологические нормы ) ,  кул ьти­

вирующие этн ическую или рел игиозную вражду,  нетерnи мость, 
агресс и вность,  могут значительно усили вать некрофильную ори­
е нтаци ю  л юдей .  В  исламских странах,  где  тради ционно вели ко 
влияние религиозного фундаментализма, nол итические организа­
ц и и ,  п ризывающие к  искоре н е н и ю  и н оверцев  и  n ракти кующие 

182 

Redfild  R. 

Reasan t   Society  and  Cult ure  an  Aпthropological  Approach  to 

Civilizatioпs. Chicago: The Univ. ofCh icago  Press,  1 956.  Р. 7 1 .  

Фромм 

Э.  Указ. соч. С .  30-32.  В  конuепuи и Т. Адорно аналогичными ка­

чествами обладает <•авторитарная личность•>. 

физическое  нас илие, - достаточ но ти п ичное я вление в  nолити­
ческой жизн и .  

Итак, и нтерпретация  пол итической позиции партнера требует 

учета  множества взаи мосвязанных факторов,  ведущим  среди  ко­
торых выступает социокультурная идентичность.  Она оказывается 
в качестве особой оптики, nреломля ющей действие остальных век­

торов - исторического, социологического,  и нд ивидуально-пси­
хологического,  ман и n улярного.  П оэтому объясн ить фен о м е н ы  
n ол итического сознания человека другой  культуры  невозможно, 
пока м ы  не n одберем <<КЛ ЮЧ» к и нтерпретации его социокультур­

ной идентичности. 

Франкл считал, что понять другого человека, и нтерпретировать 

его идентич ность можно л и ш ь  в той стеnени, в какой я сам отсту­

паю на задний план, <<предаю забвению мое собственное существо­
ван ие». Только в этом случая я  приобретаю возможность увидеть 
нечто большее, чем  я сам :  <<Такое самоотречение я вляется ценой, 

которую я  должен заплатить за познание м ира,  ценой, которой  я 

должен приобрести познание бытия, большего, чем nросто прояв ­
ление  моего собствен ного бытия_.  Одн и м  словом, я должен игно­

рировать самого себя>> 

1 •  

Если человеку это не удается, то его познавательные возможно­

сти терnят ущерб, ведь он сам nреграждает путь своему собствен ­
н о м у  n ознани ю .   Гермене вти ка социокультурной идентичности 
nарадоксальна. М ы  можем и нтерnретировать идентичность чело­
века другой  культуры  в той  мере,  в  какой способны самоотстра­
ниться от собствен н о й  идентичности . 

8.8. 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР КАК ЛЕЙТМОТИВ 
НАЦИОНАЛЬНОЙ СУДЬБЫ 

И нтерnретация социокультурной идентичности  позволяет 

нам  пойти  еще  глубже  в  пон имани и  человека  nолитического и 

вплотную подойти к а нализу такого сложного феномена,  как на­

циональный характер.  Еще Геракл ит указывал  на значение харак­

тера в  nониман и и  человека: <<Этос человека - это его характер>>. 

М ы  говорим  о русском характере,  вспоминая  выдающегося пол­

ководца Александра Суворова, о немецком государственном ха­

рактере, вспоминая <<железного канцлера» Германии Отто Бисмар­

ка, об англ и йском характере, вспом иная Уинстона Черчилля. Н а-

Франкл 

В. Указ. соч.  С.  73. 

183 


background image

uиональный характер - это отнюдь не метафора, это обозначение 
той  особой установки душ и ,  которая определяет энергетику  на­
ции. 

Современные политики мало вн и мания уделя ют феномену на-

ционального характера, концентрируя внимание на пол итических, 
социал ьно-экономических и нтересах нации, на ее воен ном потен­
ц иале. Н о  н и  одно драматическое событие пол итической истори и  

:ХХ 

в .  м ы  н е  сможем объяснить сухим языком позитивистской на­

уки .  П очему вооруженная самой современной техни кой американ­
ская армия потерпела поражение в маленьком  Вьетнаме, не может 

справиться с ситуацией И раке? Как объяснить победу аятоллы Хо­
м ей н и  над могуществе н н ы м  иранским шахом? П очему проивета­

ющая  Канада н и каким и  с илам и  не может решить проблему  Кве-

бека? 

В  каждой  цивилизац и и  от века к  веку жрец ы ,  законодател и  и 

мудре ц ы ,  святые ,  еретики и  револ юционеры ,  м исти ки, аскеты  и 
прораки демонстрировали личным примером  возможность мораль­

ной позиции в политике. Очень часто они тем самы м  спасали свою 
культуру от гибел и ,  утверждая: каждый человек способен на такой 
политический поступок, если будет следовать внутренней установ­

ке души.  Национальный характер крепко спаян отраженным светом 
памяти всех перенесенных в истории утрат: племенем гражданских 

войн  и революций ,  стихи й н ых бедствий  и лагерей смерти . 

Серж  М оскови ч и  справедл и во  заметил ,  что  в  национал ьном 

характере нет ничего  героического или филантроп ического, на­

проти в он обеспечивает с воего рода гигиену духа и  вообще суще­
ствования  цивили зац и и .  М ы  узнаем его по тональности  жизни и 

по  и м перативу:  « Н и когда  не  допускать недопустимого>> 

1 •  

Только 

национальный характер способен объяснить нам - на что в конеч ­

ном счете способен человек политически й  в каждой  цивилизации ,  

что  о н   ответит,  когда  судьба  рукой  и стори и  п остуч ится  в  е го 
дверь. 

Но как расшифоровать национал ьн ы й  характер? 

Н ет  бол ьшего  контраста,  чем  проти воп ол ожность  холодных 

идеалов пол итической н ауки  и  ярких национальных характеров, 
созданных в проuессе человеческой истории. Если  мы хотим при­
нять во вн имание эмоционал ьн ы й  мир характера,  мы  не должны 

идти  по пути теоретических идеалов знан ия и  исти н ы ,  разумности 
и здравого смысла.  И роничный Федор Достоевский заметил в сво-

Московичи С. 

Указ. 

соч. 

С. 5 1 4. 

184 

их <<Записках>>: <<если бы все в мире происходило разумно, то ниче­

го не происходило бы вовсе>>.  М ир национальных характеров - это 

мир политических поступ ков, вызвавших настоящие драмы в по­

л итической истори и  цивилизаций .  Здесь нужна особая ш кала оце­

нок, которую  М акс  Вебер определ ил как ш калу <<рациональности 
по ценности>>. 

Н ациональный характер каждого народа создан высоким эмо­

циональным напряжен ием духа,  выковавшим политические цен ­
ности  цивил изац и и .  С  помощью обострен н ы х  эмоционал ьн ы х  
реакций - горя, отчаян и я ,  л и кован ия и  восторга - человек поли­

тический преодолевал те могуч ие силы зла, которые угрожали е му 

на  пути  политической истори и .  В течение м ногих столетий он ера­

жался и умирал за свою землю, которая была для него воплощени­
е м  п ол итического  идеала.  П оэтому  пол итический характер нам 

н и когда не измерить разумом , но его можно п онять через эмоцио­
нальный опыт. А в эмоциональном м ире - согласи мся с Джаном 

Дьюи - вещ и  остр ы ,  траги ч н ы ,  прекрас н ы ,  забывны, споко й н ы ,  

беспорядочн ы ,  удобн ы ,  раздражающи, скуч н ы ,  грубы, утеш итель­

н ы ,  блестящи, ужасающи - они таковы непосредственно в себе и 

для себя. 

Но так ли уж трудн о  совре мен ному п рагматич ному человеку 

восстановить этот эмоционал ьн ы й  мир? Разве современ ная поли­

тика  не погружает нас в бурю страстей ,  возрождая драматизиро­
ванное понимание окружающих вещей и событий :  они теряют свой 

привычный облик, меняют внешние признаки, окрашиваясь в осо­
бый цвет наших страсте й - любви и  ненависти, н адежды и страха. 
Однако национальный характер - это не просто мир эмоциональ­
ных представлен и й ,  это такой эмоuиал ь н ы й  накал, который гене­
рирует поступок. 

8.9. 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР КАК ПОСТУПОК 

Что общего между старцем Филофеем ,  полководцем Алек­

сандром Суворовым и  п исателем Солженицыным? 

Они служил и  Росс и и :  их национал ь н ы й  характер  проя вился 

прежде всего  в поступке. И  этот поступок стал тем  нравствен н ы м  
эталом национального представления о должном,  который переда­
вался  из  поколения в  поколение, что свидетельствует об особом 
архетипе политического действия. 

Но даже есл и м ы  преуспеем в анализе национал ьных представ­

лен и й  о должном, расчле н и м  эти  представления на  мельчай ш ие 

185 


background image

составные элементы, нам  все  равно не удастся понять с помощью 
таких анал итических про цедур жизне н н ы й  нерв национального 

характера - этот  нерв  не  статиче н ,  а динамичен, и  о п и сать его 

возможно л и ш ь  в категориях политического действия,  входящего в 

структуру  цивилизации. Другим и  словам и ,  чтобы  понять полити­

ческий характер другого,  мы должны изучить способы его целостно­
го выражения, его особый архетип. 

Бронислав Малиновски й  оставил описание племенных празд­

ников у туземцев Тробрианских стровов, которые свидетельствуют 

о том ,  что древний человек п ытался передать молодому поколен и ю  

представление о б  особом характере поведения человека своего  пле­
мени и менно как универсал ьн ы й  с пособ целостного выражения. 

Туземные праздники  неизменно сопровождались м ифологически­

м и  рассказами о том, как жил и  умершие предки.  При этом старей­

шины внушали подрастающему поколению, что духи предков долж­
ны  на время праздников вернуться из преисподней и  вновь участ­
вовать в жизни племени. Туземцы искренне верили :  духи придут на 
несколько недель, снова поселятся в деревне, усядутся на деревьях, 
на высоких площадках, специально для н их сооруже н н ых, набл ю­

дая  за м агическими тан цам и  посвящения м олодого  п околения. 

В этих магических танцах у каждого члена племен и  возни кало ощу­

щение неразрывной слитности всех поколений в единой модели по­

ведения: пространство и  время исчезали ,  прошлое становилось на­

стоящим, и  вновь наступал золотой век человечества' . 

Когда через некоторое время туземцы выходили из ауры м исти ­

ческой церемонии, те представления, которые общественная жизнь 

пробудила и возбудила в их сознани и ,  не улетучи вались м гновенно. 
Фигуры вел иких предков, овеянные сказаниями и  преданиями об 

их героических п одвигах, с и м воли ка ритуал ьных обрядов, захва­

тывающий вихрь магических тан цев - все это продолжало жить в 

их сознани и  через эмоции, через сильное чувствен ное воздействие, 
производимое  и м и .  Так  п оддержи вался  высоки й  нравстве н н ы й  
пиетет перед определенной архети п ической моделью поведения 

человека в обществе. 

Фрэн к  Джевонс отметил  особую  роль  табу  в  фор м и рован и и  

идеи  социал ьного долга  в  каждой  цивилизации ,  что также было 

одни м  из древнейших архетипов национального характера.  На ос­

тровах П олинези и ,  откуда происходит сам терм и н  <<табу», это сло­

во означает целую рели гиозную систему. Табу представляет собой 

Malinowski 

В. The  Foundations of Faith and Morals. 

L., 

1 926.  Р.  1 4. 

186 

нечто вроде категорического и мператива - еди нствен ного требо­
ван ия, известного первобытному челове ку  и  п р и н и маемого  и м .  
Чувство, что существует <<Что-то, что нел ьзя делать>>, - формально 

л и шено содержания. Сущность табу  в том ,  что без обращения к 

оп ыту, априорно, некоторые поступки  и  вещи признаются опас­

н ы м и ' . 

Н а  самом деле  это в бол ь ш инстве случаев совсем  не  о пасно и 

вера в опасность я вляется  иррационал ьной. Однако  если бы  н е  

было.такой веры, не было и морал и ,  а следовател ьно, и цивилиза­

ц и и .   П усть вера  была  заблужден и е м ,   но  это  заблуждение стало 

оболочкой ,  которая хран ила и оберегала представление, что  при­

несло бесце н н ы й  плод - кон цепцию Социального Долга. 

Эту идею передачи  н равственной модели поведения и концепции 

социального долга заимствовали у магического общества все великие 

м ировые религии. О н и  ослабили прим итинный гнет системы табу, 

но вместе с тем выявили более глубокий с мысл нравственно-рели­

гиозного долга  по отношению к своему обществу, что позволило на 

место ограничения и  при нуждения п оставить выражение нового 
положительного идеала - человеческой свободы, сознательно фор­
мирующей позицию. 

Рели гиозная этика сти мулирует у всех членов общества стрем­

ление следовать о пределенным канонам обществен ного поведения 

уже сознательно, апеллируя к свободе н равственного в ыбора, что 
е ще с ил ьнее  укрепляет архетип национального характера. 

И 

по­

скольку вера, как заметил Эмиль Дюркгейм, это п режде всего п ыл ,  
жизнь, энтузиазм, экзальтация всей психической активности, спо­

соб поднять человека над сам и м  собой, - то и менно рели гия осо­

бенно с ил ьно стимулирует энергетику национального характера2. 

Действительно, как может человек политический, не в ыходя за 

пределы самого себя, добавить еще  энергии  к той ,  что у н его уже 

есть, чтобы защитить свои пол итич·еские цен ности? Как может он 
п ре взойти  пределы  с воих и нд ив идуал ьн ы х  сил?  Еди н стве н н ы й  
очаг жара,  у  которого он мог бы согреться ,  - это колле ктивная 
рел игия ;  и  еди нствен н ые моральные с ил ы ,  которы м и  он  мог бы 
себя подпитать - это силы другого. Убежден ия становятся пламен­

н ы м и  только когда они разделяются .  

Тем самы м  религия активно выпол няет политические функции 

на службе государству: не зря во м ногих цивилизациях именно ре-

Jevons 

l nt roduction to the H istory of Religion. 

L.: 

Methuen,  1 902. Р. 86. 

Durkheim 

Е. 

Les formes elementaires de la vie religieuse.  Р.,  1 962. Р. 607. 

187 


background image

лиги и  становились государствен ной идеологией, освящая установ­
ленный пол итический порядок. Религиозная этика стала составной 

частью эти ки национального характера во всех ци вилизациях, что 
доказал  М акс  Вебер  в его  сравнительном анал изе  м ировых рел и

­

гий .  М ы  знаем теперь, что благодаря протестантской этике н а  За­
паде возниJS. особый тип политического характера, воплотившийся 
в морали индивидуалистического успеха, создавшей дух капиталис­
тичес кого общества и  модель либеральной демократии .  В  конфу­

цианеко-буддистской  цивилизац и и  на основе  эти ки  конфуциан­
ского долга возни к  другой тип политического характера - взаимо­

зависимого индивидуализма, позволивший создать модель восточной 

политической демократи и  и особый тип  кон фуцианского капита­

л изма. В дореволюционной Росси и  на основе православной этики 

фор м ировался яркий  пол итический  характер этикоцентристской 

личности,  способн о й  создать пол итическую модел ь солидарной 

демократии ,  если бы этот  процесс  не был  прерван О ктябрьской 

революцией, на долгие годы погрузившей страну в искусствен н ы й  

мир марксистеко-лени нской утопии. 

8.10.  КРИЗИС НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ В ЭПОХУ 

ПРАГМАТИЗМА 

Н о  не  только в  России форм ирование национального ха­

рактера было прервано в ХХ в. Смерть Бога в культуре, распростра­

нение атеизма и  прагматизма нанесли огро м н ы й  урон  развитию 
всех культур, в которые вслед за рационал измом эnохи Просвеще­

ния nрони к  разъедающий вирус скеnтицизма.  Когда человек nо­

л итически й утратил энергию сакрального воодушевления, он мо­

ментально nре вратился  из nламенного защитни ка национальных 
ценностей  в холодного скептика, nассивного циничного наблюда­

тел я .  Об этом  свидетельствует и  бесnристрастная  n ол итическая 

статистика:  все  меньшее  ч исло и збирателе й  приходит голосовать 

на  выборах 1 • 

И роничный Московичи заметил, что современная культура ста-

рается  и  nреусnевает в институционализации меланхолии2•  Забота о 
секуляризации веровани й  и обрядов, nренебрежение к церемон и ­
алу и р итуалу, nодавление страстей в о  и мя  и нтереса и  коллектив­

ных восторгов во и мя организации, рационализация экономики и 

188 

Данные ООН по Западной Европе  1 990 

г. 

Московичи С. 

Указ.  соч. 

С. 

1 04. 

уnравлен ия с nомощью расчета и  кол ичествен н ых величин могл и  

nривести только к такому результату. Это состояние активного без­

разл ичия логически nроистекает  из жизн и ,  которую наnравляет 

экономически й  расчет:  не  зря  англ ичане окрестил и  экономи ку 
<<унылой наукой>> .  

Перв ы м и  nочувствовали угрозу цивилизац и и  л итература и  ис­

кусство. Оноре де Бальзак заметил в << Ш агреневой коже>>: <<П о  мере 

того,  как человек ц ивил изуется ,  он уби вает себя ;  и  эта бьющая  в 

глаза агония общества nредставляет глубок и й  и нтерес>> .  Когда ху­

дожник начи нает свое расследование,  он  исnользует весьма спе­

цифические приемы .  И ван Солоневич сnраведли во  nодчеркнул , 
что л итература я вляется <<Кривым зеркалом жизни >>: для того чтобы 

исследовать человеческий характер, она исnол ьзует сли шком силь­

ные  преувел ичения, разворачи вая  события в логике  метаморфоз. 
И с кусство nредупреждает: и для того чтобы nредуnреждение было 

усл ы шано, ему  нуж н ы  наиболее выразительные и даже п арадок­
сальные художествен н ые средства. 

Надо заметить, что в ХХ в. пол итики оказались весьма воспри­

и м ч и в ы м и  к  изображен и ю  национал ь н ых  характеров в  зеркале 
искусства (хотя бы  п отому, что  их не умела исследовать n ол ити­
ч еская  н аука ) ,  что сти м ул ировало  м ногие п ол итические драм ы 
ХХ в.  И  здесь нельзя  не сказать несколько слов о русской л итера­

туре.  Н аверное, особенно ярко болезн е н н ы й  nроцесс разложения 

национального характера был  nредставлен именно в русском ис­
кусстве.  Грибоедов ,   П у ш ки н ,  Лермонтов,  Гончаров,  Ч ехов, До­

стоевский  и  Толстой  п редставили целую галерею <<л и ш н их лю­
дей>> - разочарованных скеnтиков, слоняющихся по жизн и  в бес­

n редел ь н о й   тоске ,  n р и водя  в  н ес кр ы ваемое  замешател ьство 

совре ме н н и ков. Ч ацкие и  Онеги н ы ,  П ечорин ы  и  Обломовы, на­
рисован н ы е  блестящ и м   nером  гениал ь н ых  русских n исател е й ,  
стали  символизировать русский характер в глазах заи нтересован­

ных зарубежных наблюдателей, одн и м  из которых был неистовый 

Адольф  Гитлер.  И  он n осnешно реш ил ,  что победить страну,  ге­

роям и  которой я вляются разочарованные меланхол и ки ,  не  nред­
ставит труда.  М ы  знаем теnерь, чего стоило ему и  всем 

ЩIМ 

это 

жестокое заблужден и е .  

Сегодня ,  когда э поху л итературы  сменила эnоха телевидения, 

визуальное  искусство стало эксnериментировать уже  в жанре са­

тиры-фантасмагории ,  исnользуя аргументы из серии <<чем хуже, 
тем лучше>> .  Фильм <<Особенности  н ациональной охоты>>  был  от­

мечен международной nремией и обошел весь м ир, став одн и м  из 

189