Файл: Василенко И.А. Политическая философия (Высшее образование). 2010.pdf
ВУЗ: Московская государственная юридическая академия им. О.Е. Кутафина
Категория: Книга
Дисциплина: Философия
Добавлен: 05.02.2019
Просмотров: 9656
Скачиваний: 18
nоколен и й . Связь врем е н расn адается , и nол итическая история
становится неnредсказуемой.
8.7.
ИДЕНТИЧНОСТЬ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ
в.
Франкл nисал о том , что человек открыт м иру и эти м он
отличается от ж и вотных, которые nривязаны к среде обита н и я .
Н апротив, человеческое существование характеризуется преодо
лением границ среды обитания: человек стремится и выходит за ее
пределы 1 • Точн о так же в своей n ол итической позиц и и челове
�
н и когда н е бывает огра н и че н л и ш ь рамка м и социокультурн о и
идентичности .
Амплитуда альтернативных возможностей политического само
о пределения достаточно широка. В демократических странах че:
ловек и меет возможность выбора политического поведения, целеи
и средств, которы м и можно руководствоваться в социал ьно-поли
тической практике.
П ол итическая п с и хология обозначает н е с коль ко векторов ,
влияющих на в ыбор nолитических ориентации: исторический, со
циологически й и и ндивидуал ьно-психологический. Все о н и спо
собны особым образом п реломляться сквозь nризму социокуль
турной идентичности .
u
М ногие исследователи придают особое значение историческои
ситуаци и , и нтерпретируя выбор политической позици и суб
�
екта.
Действительно, политическое поведение каждого из нас в тои или
и ной мере представляет собой реакцию н а nроисходящие события
в обществе и культуре.
Э. Фромм, исследовавший истоки авторитаризма, nодчеркивал,
что в условиях угрозы военного нападен и я и л и в с итуации затяж
н ого экономического кризиса большинство л юдей склоняется в
пользу авторитарной nолитической власти. И это вполне объясн и
м о : в дисциплине и твердой власти человек и щет защиты о т н а
двигающейся угрозы2. П р и этом он выбирает свою политическую
позицию, ориентируясь на исторически сложившиеся политиче
ские организац и и , партии и институты.
И стори я каждой ц ив ил изаци и п редставляет нам м ножество
при меров, когда в необычайн о короткий срок под вли я н ием об
стоятел ьств политические убежден ия людей претерnевали резкие
Франкл
В. Ч еловек в пои с ках смысла. М . , 1 990. С. 54.
Фромм
Э. Душа человека. Ее с п особность к добру и злу. М . ,
1 99 2 .
С. 2 1 -22.
180
измене н и я . В эпохи значительных рел и гиозных и nол итических
кризисов наблюдаются такие м гнове н н ые nертурбаци и в nол ити
ческом поведе н и и , что кажется , будто все изменилось: характеры ,
обычаи и нравы. Н ельзя не отметить поразитель н ый контраст меж
ду nол итическим n оведе нием советских депутатов на
XXVI I
съезде
КПСС и российских депутатов в н ы нешней Думе. М ежду тем про
шло чуть более
LO
лет. Оче н ь часто это одн и и те же л юди, но за
несколько лет о н и кажутся совершен но изменившимися.
Однако даже в с мутные эпохи, производящие поразительные
изменения в л ичностях, можно легко под новыми формами обна
ружить основные п ри знаки социокулътурной идентичности. Как
остроумно заметил
Г.
Лебон, сто лет с пустя после Вел и кой фран
цузской револ ю ц и и Робес пьер был бы, без сомнения, честным
м ировым судьей, очен ь дружным со своим священником, Фукье
Тенвиль - судебн ы м следователем, обладающим, может быть, не
сколько большей суровостью, чем его коллеги, и высокомерным
обращением л юдей его п рофессии, н о которого, вероятно, очень
высоко цен ил и бы з а его ревность в преследовани и преступн и ков.
Сен-Жюст был бы превосходным ш кольным учителем, уважаемым
своими начальни ками и очень гордым академически м и пальмовы-
1
м и ветками , которые ему, наверное, удалось бы получить .
Влияние обстоятельств н а человека кажется столь огро м н ы м ,
поскольку они действуют н а разные скрытые задатки характеров,
но в действительности изменения не очень глубоки. В тоге рево
люционера и в мундире ч иновника - перед нами те же французы
времен И мперии : 1 5 веков монархии - деспотического, самовласт
ного режима - глубоко укоренили в душах французов самовласт
н ые и н ституты, которые в разны х исторических условиях прояв
лялись nо-разному. Обстоятельства не сnособны разруш ить основ
ные черты социокультурной идентичности, они могут изменять ее
л и ш ь путем медлен н ы х н аследственн ых накоплений.
Из этого не следует, что ситуац ионн ы й анали з и грает второсте
пенную роль в герменевтике пол итического субъекта. Этот п одход
дает нам возможность проанал изировать динамику массовых по
л итических н астроени й в обществе. Вместе с тем он н и как не объ
ясняет nрич и н ы , по которым в одной и той же и стор ической ситу
ации люди выбирают разные политические позиции.
Политическая герменевтика исnол ьзует социологические фак
тор ы , чтобы и нтерпретировать n ол итический в ыбор субъекта в
Лебон
Г. Указ. соч. С. 26.
181
зависимости от социального, экономического и демографического
статуса людей . В русле социологии nозитивизма были исследован ы
объективные л и ч н остн ые характеристики, вли я ю щи е на выбор
nол итической nозиции: n рофессионал ьн ы й статус, образование,
уровен ь дохода, возраст, nол, место n роживания и др.
П ол итические цен ности элиты и ценности ((молчали вого бол ь
ш и нства>> в рамках одной культуры могут значительно отличаться .
Р. Ретфильд говорит о <<большой традиции рефлексирующего мень
ш инства и малой традици и большинства, не склон ного к рефлек
сии», т.е. о традиции <<ш кол и храмов>> и о традиции <<деревенской
общ и н ы >>
1 •
В с вою очередь в русле каждой и з этих основных традиций воз
можны дал ьнейш ие дифференции по социальным nризнакам. Ис
следования социологов дают нам необходимую и нформацию о том ,
каков наиболее вероятный nол итический выбор для каждой кате
гор и и н аселения, не и ндивидуализируя этот выбор.
И только индивидуал ьно-nсихологический nодход, обращаясь
неnосредственно к исследован и ю и ндивидуальной психики чело
века, позволяет и нтерnретировать, каким образом характералоги
ческие черты л и ч н ости вл и я ют на ее n ол итические взгляды .
Фром м n редложил психологическую д ихото м и ю ((некрофилия>>
(любовь к мертвому) - <<б иофилия» (любовь к жи вому). Он nод
черкивал , что человек с некрофильным ориентирован ием живет
про шл ы м и н икогда не ж и вет будущи м . Такой человек холоден ,
держится н а дистанции и привержен <<Закону и nорядку». Для него
характерна установка на с илу: ведь сила есть сnособность n ревра
тить человека в труn . П р и менение силы не я вляется навяза н н ы м
е м у обстоятельствам и nреходящим действием - оно я вляется его
образом жизни2.
В п ол итике сторо н н и ки <<левых» и <<Правых>> экстремистских
груnпировок рекрутируются преи мущественно из ч исла некрофи
лов. Культурн ые традици и ( ил и идеологические нормы ) , кул ьти
вирующие этн ическую или рел игиозную вражду, нетерnи мость,
агресс и вность, могут значительно усили вать некрофильную ори
е нтаци ю л юдей . В исламских странах, где тради ционно вели ко
влияние религиозного фундаментализма, nол итические организа
ц и и , п ризывающие к искоре н е н и ю и н оверцев и n ракти кующие
182
Redfild R.
Reasan t Society and Cult ure an Aпthropological Approach to
Civilizatioпs. Chicago: The Univ. ofCh icago Press, 1 956. Р. 7 1 .
Фромм
Э. Указ. соч. С . 30-32. В конuепuи и Т. Адорно аналогичными ка
чествами обладает <•авторитарная личность•>.
физическое нас илие, - достаточ но ти п ичное я вление в nолити
ческой жизн и .
Итак, и нтерпретация пол итической позиции партнера требует
учета множества взаи мосвязанных факторов, ведущим среди ко
торых выступает социокультурная идентичность. Она оказывается
в качестве особой оптики, nреломля ющей действие остальных век
торов - исторического, социологического, и нд ивидуально-пси
хологического, ман и n улярного. П оэтому объясн ить фен о м е н ы
n ол итического сознания человека другой культуры невозможно,
пока м ы не n одберем <<КЛ ЮЧ» к и нтерпретации его социокультур
ной идентичности.
Франкл считал, что понять другого человека, и нтерпретировать
его идентич ность можно л и ш ь в той стеnени, в какой я сам отсту
паю на задний план, <<предаю забвению мое собственное существо
ван ие». Только в этом случая я приобретаю возможность увидеть
нечто большее, чем я сам : <<Такое самоотречение я вляется ценой,
которую я должен заплатить за познание м ира, ценой, которой я
должен приобрести познание бытия, большего, чем nросто прояв
ление моего собствен ного бытия_. Одн и м словом, я должен игно
рировать самого себя>>
1 •
Если человеку это не удается, то его познавательные возможно
сти терnят ущерб, ведь он сам nреграждает путь своему собствен
н о м у n ознани ю . Гермене вти ка социокультурной идентичности
nарадоксальна. М ы можем и нтерnретировать идентичность чело
века другой культуры в той мере, в какой способны самоотстра
ниться от собствен н о й идентичности .
8.8.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР КАК ЛЕЙТМОТИВ
НАЦИОНАЛЬНОЙ СУДЬБЫ
И нтерnретация социокультурной идентичности позволяет
нам пойти еще глубже в пон имани и человека nолитического и
вплотную подойти к а нализу такого сложного феномена, как на
циональный характер. Еще Геракл ит указывал на значение харак
тера в nониман и и человека: <<Этос человека - это его характер>>.
М ы говорим о русском характере, вспоминая выдающегося пол
ководца Александра Суворова, о немецком государственном ха
рактере, вспоминая <<железного канцлера» Германии Отто Бисмар
ка, об англ и йском характере, вспом иная Уинстона Черчилля. Н а-
Франкл
В. Указ. соч. С. 73.
183
uиональный характер - это отнюдь не метафора, это обозначение
той особой установки душ и , которая определяет энергетику на
ции.
Современные политики мало вн и мания уделя ют феномену на-
ционального характера, концентрируя внимание на пол итических,
социал ьно-экономических и нтересах нации, на ее воен ном потен
ц иале. Н о н и одно драматическое событие пол итической истори и
:ХХ
в . м ы н е сможем объяснить сухим языком позитивистской на
уки . П очему вооруженная самой современной техни кой американ
ская армия потерпела поражение в маленьком Вьетнаме, не может
справиться с ситуацией И раке? Как объяснить победу аятоллы Хо
м ей н и над могуществе н н ы м иранским шахом? П очему проивета
ющая Канада н и каким и с илам и не может решить проблему Кве-
бека?
В каждой цивилизац и и от века к веку жрец ы , законодател и и
мудре ц ы , святые , еретики и револ юционеры , м исти ки, аскеты и
прораки демонстрировали личным примером возможность мораль
ной позиции в политике. Очень часто они тем самы м спасали свою
культуру от гибел и , утверждая: каждый человек способен на такой
политический поступок, если будет следовать внутренней установ
ке души. Национальный характер крепко спаян отраженным светом
памяти всех перенесенных в истории утрат: племенем гражданских
войн и революций , стихи й н ых бедствий и лагерей смерти .
Серж М оскови ч и справедл и во заметил , что в национал ьном
характере нет ничего героического или филантроп ического, на
проти в он обеспечивает с воего рода гигиену духа и вообще суще
ствования цивили зац и и . М ы узнаем его по тональности жизни и
по и м перативу: « Н и когда не допускать недопустимого>>
1 •
Только
национальный характер способен объяснить нам - на что в конеч
ном счете способен человек политически й в каждой цивилизации ,
что о н ответит, когда судьба рукой и стори и п остуч ится в е го
дверь.
Но как расшифоровать национал ьн ы й характер?
Н ет бол ьшего контраста, чем проти воп ол ожность холодных
идеалов пол итической н ауки и ярких национальных характеров,
созданных в проuессе человеческой истории. Если мы хотим при
нять во вн имание эмоционал ьн ы й мир характера, мы не должны
идти по пути теоретических идеалов знан ия и исти н ы , разумности
и здравого смысла. И роничный Федор Достоевский заметил в сво-
Московичи С.
Указ.
соч.
С. 5 1 4.
184
их <<Записках>>: <<если бы все в мире происходило разумно, то ниче
го не происходило бы вовсе>>. М ир национальных характеров - это
мир политических поступ ков, вызвавших настоящие драмы в по
л итической истори и цивилизаций . Здесь нужна особая ш кала оце
нок, которую М акс Вебер определ ил как ш калу <<рациональности
по ценности>>.
Н ациональный характер каждого народа создан высоким эмо
циональным напряжен ием духа, выковавшим политические цен
ности цивил изац и и . С помощью обострен н ы х эмоционал ьн ы х
реакций - горя, отчаян и я , л и кован ия и восторга - человек поли
тический преодолевал те могуч ие силы зла, которые угрожали е му
на пути политической истори и . В течение м ногих столетий он ера
жался и умирал за свою землю, которая была для него воплощени
е м п ол итического идеала. П оэтому пол итический характер нам
н и когда не измерить разумом , но его можно п онять через эмоцио
нальный опыт. А в эмоциональном м ире - согласи мся с Джаном
Дьюи - вещ и остр ы , траги ч н ы , прекрас н ы , забывны, споко й н ы ,
беспорядочн ы , удобн ы , раздражающи, скуч н ы , грубы, утеш итель
н ы , блестящи, ужасающи - они таковы непосредственно в себе и
для себя.
Но так ли уж трудн о совре мен ному п рагматич ному человеку
восстановить этот эмоционал ьн ы й мир? Разве современ ная поли
тика не погружает нас в бурю страстей , возрождая драматизиро
ванное понимание окружающих вещей и событий : они теряют свой
привычный облик, меняют внешние признаки, окрашиваясь в осо
бый цвет наших страсте й - любви и ненависти, н адежды и страха.
Однако национальный характер - это не просто мир эмоциональ
ных представлен и й , это такой эмоuиал ь н ы й накал, который гене
рирует поступок.
8.9.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР КАК ПОСТУПОК
Что общего между старцем Филофеем , полководцем Алек
сандром Суворовым и п исателем Солженицыным?
Они служил и Росс и и : их национал ь н ы й характер проя вился
прежде всего в поступке. И этот поступок стал тем нравствен н ы м
эталом национального представления о должном, который переда
вался из поколения в поколение, что свидетельствует об особом
архетипе политического действия.
Но даже есл и м ы преуспеем в анализе национал ьных представ
лен и й о должном, расчле н и м эти представления на мельчай ш ие
185
составные элементы, нам все равно не удастся понять с помощью
таких анал итических про цедур жизне н н ы й нерв национального
характера - этот нерв не статиче н , а динамичен, и о п и сать его
возможно л и ш ь в категориях политического действия, входящего в
структуру цивилизации. Другим и словам и , чтобы понять полити
ческий характер другого, мы должны изучить способы его целостно
го выражения, его особый архетип.
Бронислав Малиновски й оставил описание племенных празд
ников у туземцев Тробрианских стровов, которые свидетельствуют
о том , что древний человек п ытался передать молодому поколен и ю
представление о б особом характере поведения человека своего пле
мени и менно как универсал ьн ы й с пособ целостного выражения.
Туземные праздники неизменно сопровождались м ифологически
м и рассказами о том, как жил и умершие предки. При этом старей
шины внушали подрастающему поколению, что духи предков долж
ны на время праздников вернуться из преисподней и вновь участ
вовать в жизни племени. Туземцы искренне верили : духи придут на
несколько недель, снова поселятся в деревне, усядутся на деревьях,
на высоких площадках, специально для н их сооруже н н ых, набл ю
дая за м агическими тан цам и посвящения м олодого п околения.
В этих магических танцах у каждого члена племен и возни кало ощу
щение неразрывной слитности всех поколений в единой модели по
ведения: пространство и время исчезали , прошлое становилось на
стоящим, и вновь наступал золотой век человечества' .
Когда через некоторое время туземцы выходили из ауры м исти
ческой церемонии, те представления, которые общественная жизнь
пробудила и возбудила в их сознани и , не улетучи вались м гновенно.
Фигуры вел иких предков, овеянные сказаниями и преданиями об
их героических п одвигах, с и м воли ка ритуал ьных обрядов, захва
тывающий вихрь магических тан цев - все это продолжало жить в
их сознани и через эмоции, через сильное чувствен ное воздействие,
производимое и м и . Так п оддержи вался высоки й нравстве н н ы й
пиетет перед определенной архети п ической моделью поведения
человека в обществе.
Фрэн к Джевонс отметил особую роль табу в фор м и рован и и
идеи социал ьного долга в каждой цивилизации , что также было
одни м из древнейших архетипов национального характера. На ос
тровах П олинези и , откуда происходит сам терм и н <<табу», это сло
во означает целую рели гиозную систему. Табу представляет собой
Malinowski
В. The Foundations of Faith and Morals.
L.,
1 926. Р. 1 4.
186
нечто вроде категорического и мператива - еди нствен ного требо
ван ия, известного первобытному челове ку и п р и н и маемого и м .
Чувство, что существует <<Что-то, что нел ьзя делать>>, - формально
л и шено содержания. Сущность табу в том , что без обращения к
оп ыту, априорно, некоторые поступки и вещи признаются опас
н ы м и ' .
Н а самом деле это в бол ь ш инстве случаев совсем не о пасно и
вера в опасность я вляется иррационал ьной. Однако если бы н е
было.такой веры, не было и морал и , а следовател ьно, и цивилиза
ц и и . П усть вера была заблужден и е м , но это заблуждение стало
оболочкой , которая хран ила и оберегала представление, что при
несло бесце н н ы й плод - кон цепцию Социального Долга.
Эту идею передачи н равственной модели поведения и концепции
социального долга заимствовали у магического общества все великие
м ировые религии. О н и ослабили прим итинный гнет системы табу,
но вместе с тем выявили более глубокий с мысл нравственно-рели
гиозного долга по отношению к своему обществу, что позволило на
место ограничения и при нуждения п оставить выражение нового
положительного идеала - человеческой свободы, сознательно фор
мирующей позицию.
Рели гиозная этика сти мулирует у всех членов общества стрем
ление следовать о пределенным канонам обществен ного поведения
уже сознательно, апеллируя к свободе н равственного в ыбора, что
е ще с ил ьнее укрепляет архетип национального характера.
И
по
скольку вера, как заметил Эмиль Дюркгейм, это п режде всего п ыл ,
жизнь, энтузиазм, экзальтация всей психической активности, спо
соб поднять человека над сам и м собой, - то и менно рели гия осо
бенно с ил ьно стимулирует энергетику национального характера2.
Действительно, как может человек политический, не в ыходя за
пределы самого себя, добавить еще энергии к той , что у н его уже
есть, чтобы защитить свои пол итич·еские цен ности? Как может он
п ре взойти пределы с воих и нд ив идуал ьн ы х сил? Еди н стве н н ы й
очаг жара, у которого он мог бы согреться , - это колле ктивная
рел игия ; и еди нствен н ые моральные с ил ы , которы м и он мог бы
себя подпитать - это силы другого. Убежден ия становятся пламен
н ы м и только когда они разделяются .
Тем самы м религия активно выпол няет политические функции
на службе государству: не зря во м ногих цивилизациях именно ре-
Jevons
F
l nt roduction to the H istory of Religion.
L.:
Methuen, 1 902. Р. 86.
Durkheim
Е.
Les formes elementaires de la vie religieuse. Р., 1 962. Р. 607.
187
лиги и становились государствен ной идеологией, освящая установ
ленный пол итический порядок. Религиозная этика стала составной
частью эти ки национального характера во всех ци вилизациях, что
доказал М акс Вебер в его сравнительном анал изе м ировых рел и
гий . М ы знаем теперь, что благодаря протестантской этике н а За
паде возниJS. особый тип политического характера, воплотившийся
в морали индивидуалистического успеха, создавшей дух капиталис
тичес кого общества и модель либеральной демократии . В конфу
цианеко-буддистской цивилизац и и на основе эти ки конфуциан
ского долга возни к другой тип политического характера - взаимо
зависимого индивидуализма, позволивший создать модель восточной
политической демократи и и особый тип кон фуцианского капита
л изма. В дореволюционной Росси и на основе православной этики
фор м ировался яркий пол итический характер этикоцентристской
личности, способн о й создать пол итическую модел ь солидарной
демократии , если бы этот процесс не был прерван О ктябрьской
революцией, на долгие годы погрузившей страну в искусствен н ы й
мир марксистеко-лени нской утопии.
8.10. КРИЗИС НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ В ЭПОХУ
ПРАГМАТИЗМА
Н о не только в России форм ирование национального ха
рактера было прервано в ХХ в. Смерть Бога в культуре, распростра
нение атеизма и прагматизма нанесли огро м н ы й урон развитию
всех культур, в которые вслед за рационал измом эnохи Просвеще
ния nрони к разъедающий вирус скеnтицизма. Когда человек nо
л итически й утратил энергию сакрального воодушевления, он мо
ментально nре вратился из nламенного защитни ка национальных
ценностей в холодного скептика, nассивного циничного наблюда
тел я . Об этом свидетельствует и бесnристрастная n ол итическая
статистика: все меньшее ч исло и збирателе й приходит голосовать
на выборах 1 •
И роничный Московичи заметил, что современная культура ста-
рается и nреусnевает в институционализации меланхолии2• Забота о
секуляризации веровани й и обрядов, nренебрежение к церемон и
алу и р итуалу, nодавление страстей в о и мя и нтереса и коллектив
ных восторгов во и мя организации, рационализация экономики и
188
Данные ООН по Западной Европе 1 990
г.
Московичи С.
Указ. соч.
С.
1 04.
уnравлен ия с nомощью расчета и кол ичествен н ых величин могл и
nривести только к такому результату. Это состояние активного без
разл ичия логически nроистекает из жизн и , которую наnравляет
экономически й расчет: не зря англ ичане окрестил и экономи ку
<<унылой наукой>> .
Перв ы м и nочувствовали угрозу цивилизац и и л итература и ис
кусство. Оноре де Бальзак заметил в << Ш агреневой коже>>: <<П о мере
того, как человек ц ивил изуется , он уби вает себя ; и эта бьющая в
глаза агония общества nредставляет глубок и й и нтерес>> . Когда ху
дожник начи нает свое расследование, он исnользует весьма спе
цифические приемы . И ван Солоневич сnраведли во nодчеркнул ,
что л итература я вляется <<Кривым зеркалом жизни >>: для того чтобы
исследовать человеческий характер, она исnол ьзует сли шком силь
ные преувел ичения, разворачи вая события в логике метаморфоз.
И с кусство nредупреждает: и для того чтобы nредуnреждение было
усл ы шано, ему нуж н ы наиболее выразительные и даже п арадок
сальные художествен н ые средства.
Надо заметить, что в ХХ в. пол итики оказались весьма воспри
и м ч и в ы м и к изображен и ю национал ь н ых характеров в зеркале
искусства (хотя бы п отому, что их не умела исследовать n ол ити
ч еская н аука ) , что сти м ул ировало м ногие п ол итические драм ы
ХХ в. И здесь нельзя не сказать несколько слов о русской л итера
туре. Н аверное, особенно ярко болезн е н н ы й nроцесс разложения
национального характера был nредставлен именно в русском ис
кусстве. Грибоедов , П у ш ки н , Лермонтов, Гончаров, Ч ехов, До
стоевский и Толстой п редставили целую галерею <<л и ш н их лю
дей>> - разочарованных скеnтиков, слоняющихся по жизн и в бес
n редел ь н о й тоске , n р и водя в н ес кр ы ваемое замешател ьство
совре ме н н и ков. Ч ацкие и Онеги н ы , П ечорин ы и Обломовы, на
рисован н ы е блестящ и м nером гениал ь н ых русских n исател е й ,
стали символизировать русский характер в глазах заи нтересован
ных зарубежных наблюдателей, одн и м из которых был неистовый
Адольф Гитлер. И он n осnешно реш ил , что победить страну, ге
роям и которой я вляются разочарованные меланхол и ки , не nред
ставит труда. М ы знаем теnерь, чего стоило ему и всем
ЩIМ
это
жестокое заблужден и е .
Сегодня , когда э поху л итературы сменила эnоха телевидения,
визуальное искусство стало эксnериментировать уже в жанре са
тиры-фантасмагории , исnользуя аргументы из серии <<чем хуже,
тем лучше>> . Фильм <<Особенности н ациональной охоты>> был от
мечен международной nремией и обошел весь м ир, став одн и м из
189