Файл: Василенко И.А. Политическая философия (Высшее образование). 2010.pdf

Добавлен: 05.02.2019

Просмотров: 9661

Скачиваний: 18

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

«обычае м>>  и  << Конфл и кто М >>, <<Порядком  и  << Восста н и е М >>  во  всех 
примитивных племенах, даже при слабой социал ьной дифферен ­
циаци и .  Разработан ная  Глюкманом <<теория восстания>> позволяет 
увидеть эволюцию обществен ных форм  в экзотических племенах 

именно как политическую  . 

Благодаря  исследованиям антропологов жизн ь  при м итивных 

экзотических народов предстала перед нами во всем ее напряжен­
ном ритул ьном экстазе, где  пол итическое необычайно экспансив­

но и  эксцентрично,  постоя нно самоутверждается  в  новых дина­

мичных формах. Даже сфера сакрал ьного у примитивных народов 

п олна <<револ юцион н ы х>>  м ифов,  призывающих к  восстан и я м  и 
н испровержениям власти .  Напри мер, в афри канской м ифологи и 

существуют позитивное понятие <<Сила вождя>> (<<Кер>>) и  негативное 

ПОНЯТИе <<КЛЫК ВОЖДЯ СТал ХОЛОДНЫ М>> (<<Кер ОХЛадИЛСЯ>>), ЧТО МОЖеТ 

дать знак о начале восстания 

В Старой  Руанде в  Восточной Африке некоторые рел игиозные 

м ифы содержат в себе идею призыва к восстан и ю :  тузем цы  верят, 
что существует м ифический  корол ь,  господствующи й  над духа м и ,  
и менуемый И мандва, который хранит идею равенства и  порядка и 
противостоит реальным несправедливым и деспотическим вождям 

на земле.  По существу, этот миф изгоняет существующ и й  мирской 

п орядок и вводит фантом <<луч шего порядка>>. 

Баландье рассказывает о своеобразном <<женском>> африканском 

культе протеста в той же  Руанде: миф о  Н иаби н г и - женщине без 
женствен ности, уподобленной королеве, усоп шей, возвращение 
которой  ожидаетс я .   Она должна  вернуться,  чтобы  освободить 
крестьян от рабства и дать власть жрецам своего культа. Этот м иф, 

по существу,  создает антиобщество:  эпизодические восстания  в 
Руанде осуществляются  во  имя  Н иаби н ги  и  обнаружи вают нос-

з 

тальги ю  по старым порядкам  . 

Сторонники динамического подхода доказали ,  что л юбой экзо­

тически й  ритуал  прим итивных  племен можно рассматри вать как 

средство  выражен ия  социал ьно- пол итического конфл и кта  и  его 
п реодоления в ходе утверждения еди нства общества.  И менно по­
этому макси малистам в антропологии удалось постепенно убедить 
науч ную общественность в своей правоте, и сегодня вслед за Арис­

тотеле м   мы  можем  повторить:  человек по природе своей есть су­

щество пол ити ческое. 

1 70 

G/uckman 

М.  Custom апd  Coпflicl iп Africa. 

N .Y. ,  1 955. 

Балапдье Ж.  Указ. соч . 

С .   1 04. 

Там 

же. 

С .   1 20. 

8.3. 

ХАРИЗМА КАК ЛИЧНЫЙ ДАР 

Исследования экзотических при м итивных народов помогли 

по-новому рассмотреть такой спорн ы й  вопрос философи и  пол и ­

тики  как значение лич ности и  масс в пол итике .  Антропологичес­

кие 

сследовани я  п одтвердил и ,  что  не существует  ни  одного об­

щества,  где бы властные прерогативы и  права автоматически ува­

жал ись по традици и :  общество реал изует л и ш ь  прибл изител ьное 
равновесие, которое весьма уязви мо. Соперн ичество и  господство, 

союз и  проти востоян ие - все эти  пол итические формы находятся 
в состоя н и и  ди нами ческой с исте м ы ,  и  их  проявление зависит от 

конкретной человеческой и нтерпретации .  

Эванс- П ритчард,  исследовавш и й  племя тивов  и з  Судана, убе­

дительно показал ,  что традицион ное общество н икогда слепо не 

доверяется традиции :  оно  верит конкретному вождю и  требует от 

него доказательств с воей силы и  власти .  Согласно м ифологии ти­
вов вождь должен обладать  мистическим свойством ( и менуемым 

свем), которое обеспечивает племени мир и  порядок,  плодородие 

полей и  плодовитость женщин и действует в зависимости от реаль­

ной силы обладателя.  Вождь должен в борьбе захватить свем.  Тивы 

утверждают: <<Л юди достигают власти ,  пожирая друг друга>>. 

П ол итические а нтропологи,  и сследовавши е  первые ритуалы 

монарх и й ,  обратили  вни мание на  то,  что восш ествие  на  престол 
нового короля должно воспроизводить ритуал  завоевания, подви ­
га  и  магического  или  рели гиозного освяще н и я  власти.  Гл юкман 
предлагает свои афр и канские  иллюстрац и и  этой церемо н и и .  Р и ­
туал  пле м е н и  с вази  включает  в  себя две фаз ы .   Вначале  стол и ца 

подвергается символическому грабежу,  все приходит в смятение и 

на  короля  обруши вается  ненависть народа: туземцы поют  воин ­

ственные свяще н н ые  песни и  <<отвергают>>  короля  в буй ных с и м­

вол ических тан цах.  И  здесь король должен  н е  менее п ылко  и  во­
и нстве н н о  доказать свою силу в  с и м вол ических исп ытаниях ­
вновь стать Б ыком ,  Л ьвом и  Н еукроти м ы м .  

Вторая фаза начи нается новым короле м  с с и м вол ического по­

едания первых плодов земл и .  Корол ь демонстрирует статус каждо­

го  поддан ного  в  этой  церемон и и ,  предлагая  ему раздел ить с  н и м  

трапезу:  восстанавли вается  порядок и  церемониал .  Суверен вновь 
становится предметом обожан ия и любви .  Народ шумно предлага­
ет ему  занять место  во главе  племен и :  он и зображает некоторые 

1 7 1  


background image

колебания, сим волически отказывается от корон ы ,  но  потом  все­

таки уступает просьбам народа.  Власть восстанавл ивается 1 • 

Даже  в  глубоко традиц и о н н ы х  п р и м итивных обществах,  где 

с ила традиции священна, п ол итическая власть требует от претен­
дентов на господство демонстрации искл ючительных качеств:  ни 

принадлежиость к высокому роду,  н и  рели гиозное или магическое 

освяще н и е  автоматически  не  дают легит и м н ости  вождю.  Тот, 
у кого больше смелости , сил ы ,  ума, таланта, в состоян и и  внушить 
обществу довери е  и  подняться над н и м .  

Английский философ Раскин подчеркивал: <<Царь видимый мо­

жет стать царем поминным, если однажды он захочет оценить свое 

царствование своей истин ной силой , а не географическими грани­
цам и .  Н е важно, что Трент отделяет от вас какой-то замок, а  Рей н  
защищает другой, меньший замок, расположен н ы й  н а  вашей тер­
ритор и и .  Для  Вас, царя людей ,  важно, чтобы вы могл и  с казать че­

ловеку: " Иди", и он пойдет, и сказать другому: " П риди " ,  и он при­

дет .. .  Для  Вас ,  царя л юдей ,  важно знать ненавидит ли  Вас  Ваш 

народ и умирает за Вас или любит Вас и живет благодаря  Вам>>2. 

Тер м и н  <<харизма», которы й  предложил  М акс  Вебер, означает 

экстраординарные качества л и чности, независимо от того я вляют­
ся ли они реал ьн ы м и ,  желаемыми или предполагаем ы м и .  Харизму 
нельзя куп ить, продать или п ередать по наследству: она уникальна 
и  нетиражируема. Харизма <<неистового вои на>> проявлялась в ма­
н и акальных приступах ярости , которые он испытывал  в битве. И з­
вестно, что в  В изантии в Средние века таких вои нов, одарен ны х  
харизмой ,  считали орудием вой н ы .  Харизма шаманов и  магов в ы ­
ражалась в приступах мистического экстаза, которы м  они заража­

л и  и п одчи няли толпу. 

Н о  и  в более  м ягких проя влениях, которое принято называть 

«обаян и е м  сильной лич ности >> ,  харизма присутствует  как некий 
элемент  гипноза.  Г и п нотизер  не и меет нужды л гать,  чтобы  вну­
ш ить к себе слепое доверие со сторон ы  тол п ы ,  ему не нужно уст­
рашать,  чтобы достигнуть повиновения: он  очаровывает - вот и 
все.  Г.  Гегель п исал: <<Б ыло бы тщетно сопротивляться этим  исто­

рическим личностям, ибо они неумолимы в стремлении выполнить 
свое дело .. .  И бо дело великого человека обладает такой внутрен не й  

и  внеш ней властью над л юдьми, которой они не могут сопротив-

Gluckman 

М. Ор. cit.  Р.  1 2 1 .  

Raskin 

J. 

Se-Sameet les lys.  Bruxelles,  1 987. Р. 230. 

1 72 

ляться , даже есл и видят в ней внешнюю чуждую  власть, даже если 

она противостоит тому, что они сч итают собствен ной волей>> 1 • 

М ногие исследователи отмечают, что харизматические вожди, 

подобно магам  и  шаманам , должны и меть некий физически й  не­

достаток  или п с ихический  изъян ,  а также особен ную лич ную ис­
тор и ю .  Обыч но это весьма эксце нтрич н ые ,  неуравновешенн ы е  
люди, часто - фанатики с горящим взглядом и отрывистой речью, 

и ногда они  приходят  из другого региона или другой страны: н ет 
пророка в своем отечестве.  Стали н  приехал  из  Грузии,  Н аполеон 
пришел с  Корси к и .   М оисей заи кался, Л е н и н  картавил ,  Рузвельт 
был разбит парал ичом, а Н аполеон - чрезвычайно мал ростом .  

То, что для  обы ч ного  человека я вляется  недостатком ,  стано­

вится у харизматиков достоинством - символом магической влас­

ти .  Они отделя ются  от остальн ых,  и  на  них,  как  на аутсайдеров, 

возлагается задача  преодолеть обществе н н ы й  беспорядок и  вер­
нуть м и р  обществу. Символи ческое <<отделение>> такого человека 

от общества восходит к положению шамана или мага у экзотичес­

ких народов: магическое должно быть выведено за круг обьщенной 

жизни. 

Это  п озволяет  м ногим  и сследователя м  вслед за 

3. 

Фрейдом 

с известной долей ирони и  заключить:  самую большую роль в ис­
тори и  человечества и грали озарен н ые, сумасшедшие, визионеры , 
люди, страдающие от иллюзий и  неврозов,  - и менно они давали 

и м пульс  круп н ы м  п ол итически м  движе н ия м ,  вовлекали  других 

людей  в свои сети, преодолевая сопротивление м ира.  Но нельзя 
тем  не менее утверждать, что все харизмати ческие вожди - чуже­

земцы, и н валиды, девианты,  фанатики.  П росто эмоции ,  страхи и 

слухи  очень м ногое прибавляют к  их образу и  возводят их автори ­

тет к сверхъестествен ны м  источ н и кам .  Харизматики легко стано­

вятся объектом молвы и легенд, больше говорящих воображению, 

чем уму, рассказывающих о  немысл и м ых исцеле ниях и  чудесных 

побелах2. 

Антропологи описывают поразительны й ,  но необъяснимый эф­

фект связи харизматического вождя  и  тол п ы .  Туземцы  чувствуют 

себя возвышенн ы м и  и объедине н н ы м и  неистовой харизмой вож­

дя - он тот, кто обладает <<квазикосмической ответстве н ностьЮ>>: 

о н и  и с п ыты вают  к  нему нежность,  которую  п итают  к  матери, 

и почтение, которое должно оказывать тол ько божеству, подчи н я -

Гегель Г. 

Философия истории. М . ,   1 934. С.  1 24. 

Московичи С. Машина, творящая богов.  М.,  1 998. С. 295. 

1 73 


background image

ются л юбым его командам  и  повелениям, но не  в силу принужде­
ния, а по велению л юбви. В экзотических племенах вождь должен 

увлечь все сообщество  в  грандиозную ман ифестацию, где тане ц  

выражает динамизм вселенной и общества - л юдей ,  их предков и 

их богов,  их богатства и  их сим волические блага 1 • 

Этот архетип еди нения общества благодаря харизме воспроиз­

водится  на всех этапах nолитической истории: генерал де  Голль и 
Ч ерчилль убедили свои  народы  в реальности скорой  победы, Ле­

нин и  М ао Цзе-дун nоnытались материализовать контуры идеаль­

ного общества. Значение эмоциальной преданности вождю необы­
чайно вел и ко, и  и менно в  ней скрыта утоn ическая сторона всех 
пол итических революци й .  

Это  позволило Сципиону Сегеле,  исследовавшему коллектив­

ную n сихологи ю, заметить: деспотизм бол ь ш инства н е  я вляется 
триумфом  пошлости; наиболее талантливые личности увлекают за 
собой общество, внушая ему свои желания. Народ всегда позволяет 
руководить собой высокоталантл ивым и более, чем  масса, образо­
ванн ы м  л юдям .   На этом  пути  случаются  и  роковые заблуждения, 
в результате которых на некоторое время власть узурп ируют злодеи 
и тираны ,  но это искл ючение л и ш ь  подчеркивает n равило: << Перед 
нами  история  всего м ира,  могущая доказать нам, что одн и  только 
полезные идеи были приняты и увековечены большинством . . .  м не­
н и е  большинства есть,  в сущности ,  мнение вели ких л юдей ,  мед­

ленно проникшее в массу .. .  деспотизм большинства обращается в 
деспотизм гениальных иде й ,  когда nоследние уже созрели и  когда 

приложение их стало 

8.4. 

УНИКАЛЬНОСТЬ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ 

Благодаря сравнительным исследован иям пол итических ан­

тропологов на разных континентах в пол итическую науку прочно 

вошла идея уникальности  и  неnовторимости пол итических форм 
и традиций разных народов, которые они должны сохранить и сбе­
реч ь  как особую  ценность.  М ир  каждого  человека  и меет яркую 

социокультурную окраску, и  сфера политического  не составляет 

исключен ия.  П оэтому задача nол итической антроnологии  - по­
нять человека пол итического в его цивилизационной уникальнос­

ти, чтобы образно представить себе  <<Цветущую сложность>> плане­
тарного бытия в его антропологическом измерен и и .  

Балаидье Ж.  Указ. соч. С.  1 1 1 . 

Сигеле С.  П реступнан толпа. М . ,  1 998. С.  1 1 4- 1 1 5 .  

1 74 

И звестно, что каждая  цивилизация разви вает и  кул ьтивирует в 

людях оnределенные лич ностные качества,  и  дети  с ран него воз­

раста усваивают эти культурные ценности благодаря социализации. 

Н. Смелзер замечает, что американская  культура утверждает такие 

цен ности ,  как уверенность в себе,  умен ие владеть собой  и  агрес­

си вность.  В  И нд и и  трад и ционно еложились п роти вополож н ые 

цен ности :  созерцател ьность,  пасси вность,  м исти цизм.  П оэтому 

американцы обычно с  уваже н и е м  относятся  к  пятистам  <<л юдя м 

года», определяе м ы м  журналом << Fortune», которые добил ись вы­

дающихся  результатов  в своей  nрофессии.  И ндийцы же склон н ы  
с nочтением относиться к религиозны м  и пол итическим деятелям, 

выступающим против насилия 

1 •  

И сnользование категори и  <<идентич ность>>  позволяет обнару­

жить скрытые связи между внутриличностной и социокультурной 
обусловлен ностью действ и й  политического субъекта,  соединяя 
социологическое и психологическое измерения. Образуется цепоч­

ка:  п редметы  - с и м волы  ( вн е ш н и е   факторы )   - осведомлен ­
ность - интерпретация - оцен ка ( внутре нние факторы ). 

Социокул ьтурная  идентичность п редполагает стереот и п н ы й  

набор атрибутов - nоведенческих, с и м воли ческих, предметных, 
которые лежат в основе  политического поведен и я  л юдей разных 
цивилизаций .  Уже древние м ыслители  ( Геродот,  Гиппократ, Пли­

ний)  п ытал ись связать особен н ости пол итических характеров с 

различиями климата, географических и исторических условий. В но­

вое время с развитием этнографи и  исследователи  начи нают широ­
ко исnол ьзовать этнографические аргументы для анализа полити­
ческих феноменов.  Ш .  Монтескье, Д. Локк n и сали  о  <<Народном 

духе» ,  который зависит от среды и  климата. 

Русский уче н ы й  Г. Ш пет, исследовавши й  историю этн и ческой 

психологии, отмечает, что с середины 

XIX 

в. идея <<Народного духа» 

превращается романтиками в ходовое понятие, которое популяри­
зируется  истори ческой  ш колой  в уче н и и  о  праве, углубляется  и 

усложняется2.  И сследования в сфере этн ической психологии в те­
чение века дали обширный материал для формирования современ­

ной концепции социокул ьтурной идентификации. 

Ш вейцарскому психологу  К.  Ю н гу  принадлежит идея архети­

пов - коллективных представлений, созданных в разных культурах 
на разл ичных стадиях их развития и  сохраняющихся  на бессозна-

Смелзер 

Н. 

Социологии .  М . ,   1 994. С. 97. 

Шпет 

Г.Г. 

В ведение в эпическую психологию // Соч. М . ,  1 989. С. 484. 

1 75 


background image

тельном уровне до наш их дне й .  Юнг полагал ,  что архетипы соот­

ветствуют типич н ы м  жизненным с итуациям и воспроизводятся «Не 
в форме образов, наполненных содержанием, но .. .  только как фор­

мы без содержания, репрезентирующие просто возможность опре­

деленного типа восприятия и действия>>. К числу наиболее древних 
архетипов относится  проти в  проставлен ие 

<<М Ы -

о н и » .  В  период 

форм ирования  цивилизаций первобытны м  л юдям  был  свойствен 
в ысокий  уровен ь  идентификации со <<С воим» обществом: те,  кто 
находился за его пределами ,  восприн и мались как реальные или по­
тенциальные враги и соперни ки ,  или как нейтральные <<чужие>>. 

Человек вьщелялся из массы других л юдей как бы в составе той 

групп ы ,  с которой он себя идентифицировал.  Практическая и  пси­

хологическая возможность и ндивидуального в ыделения была еще 

весьма проблематичной. Этот архетип можно рассматривать как 
исторически первичную форму социокультурной идентичности .  

Позднее формируются и друтие уровни социокультурной иден ­

тичн ост и .   Иерарх и ю  таких уров н е й   можно  представить в  в иде 
определенной п оследовательности :  

• 

я -идентичность:  и ндивидуальные п редставления о себе са­

мом  как члене общества; 

• 

субъективная  социокультурная  идентичность:  представле­

ние  и ндивида о  своей  идентичности  в  с итуациях социаль­

н ого взаимодействия в обществе; 

• 

демонстрируемая  публ и чная  идентичность:  реакция  окру­
жающих  на  социокультурное  поведен и е   человека,  его  об­
раз, передаваем ы й  через поведение окружающих; 
объективная социокультурная  идентичность:  совокупность 

п сихологических качеств,  которая  проявляется  в  ситуации 
социального контакта объективно. 

Действительно, человек отождествляет себя с  культурой ,  если 

разделяет цен ности этой культуры  как л ичные. Далее ,  он должен 
самоотождествлять себя с социокультур н ы м и  традициями, созна­
тельно отвечая за их п реемствен ность, передавая их из поколения 
в поколение. Это предполагает определенн ые формы поведения в 
ситуаци и  социального взаимодействия . 

8.5. 

ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ФЕНОМЕН 

Общность чувств,  иде й ,  тради ци й ,  верован и й ,  создан н ая 

медленными наследствен ны м и  накоплениями в рамках одной ци­
вилизаци и ,  придает психическому складу  народа определен ное 

1 76 

единство, большую прочность, созидательную силу.  И менно она 
создала вел ич ие  Рима в древности ,  вели колеп ие  Венеции в Сред­

н ие  века,  грозную мощь  Британской  и м пери и  в  Н овое  время  и 
«тихоокеанское чудо»  в наши дни. 

Г. Лебон  писал ,  что самое яркое  впечатлен и е ,  вынесенное им 

из продолжительных путешестви й  по разл и ч н ы м  странам, - это 

то, что <<Кажды й  народ обладает душевны м и  строем столь же устой­
ч ивым, как и его анатом ические особен ности , и от него-то и  про­

исходят его чувства, его  мысл и ,  его учрежден и я ,  его  верования и 

его искусство>> 

1 •  

Л юди каждой ц ивилизац и и  обладают, несмотря на различия их 

социального  положе н и я ,  общ и м и  чертами характера,  составля­

ющими бессознательное наследство от их п редков.  И  с этой точки 
зрен и я  судьбой народов и  культур руководят в  гораздо большей 

степени умершие поколения, чем живые: ими заложен ы  основания 
цивилизаци и .  

И звестно, что краеугольным камнем западного сознания я вля­

ется и нд ивидуализм, и меющий глубокие культурно-исторические 

корни. Западная ц ивилизация пережила Ренессанс, Реформацию, 

Просвешение, сделавшие человека мерилом всех веще й .  И менно 

человек, его разум, его рациональность считаются здесь огромной 

ценностью. Л и ш ь  то, что создано человеком,  и меет значение. Для 
западного  общества  всегда было важно понятие матери ал ьного 
прогресса.  И м  правит принцип личной ответственности за расту­
щее благосостоян и е  общества.  И  материальный прогресс поощря­
ется обществом, уважается и м .  Эта  идея  была воспринята протес­

тантизмом, который стал  ведущей рел игией западной цивилиза­

ции. Ч еловек в этой культуре живет, чтобы работать, и ,  увеличивая 

личное благосостоян ие, создавать благосостояние общества.  В этом 

состоят  наиболее общие основы социокультурной идентичности 

западного ци вилизационного типа. 

Православная культурная  иде нтичность совсем и ная .  П раво­

слав н ы й   м и р  не знал  Реформац и и  и  Ренессанса.  В  росси й с кой 

культуре традиционно пре в ы ше  всего  ставилась  вера, л и чность 
н икогда не была важна сама по себе. В этом смысле православный 
м ир основан  на начал ах  <<реализма>> ,  а  не «номи нал и зма>> :  в  нем 
явно довлеет приоритет общего над и ндивидуал ь н ы м .  Религиоз­
ность русской  культуры  и  приор итетность коллективистских на­

чал - взаи мосвяза н н ые  характери стики. П оэтому в российском 

Лебон 

Г. 

П с ихология народов и  масс. С П б . ,  

1 995. С.  1 2- 1 3 . 

1 77 


background image

обществе очень мало личной и н и ц иативы, ее традиционно ждут 

<<сверху>> ,  в  нее <<верят>>  ( коммунизм когда-то тоже  был <<Верой>> ) .  

П р и  этом вера  н икогда н е  бывает л и ш ь  чувством ,  эмоцией, она 

соединена с Логосом, требует рационального обеспечения. Боль­
ш и е  идеи  и  Вел и ки е  цели обладают в  нашей культуре огромной 

притягательной с илой - о н и  способны  мобилизовать цивили за­
ционную энергетику и  явить м иру <<русское чудо>>. Так было, когда 
Россия сбросила татаро-монгольское и го, разбила Н аполеона, раз­
громила фашистскую Германию. Огромный потенциал православ­
н о й  культуры  в том ,  что она способна развиваться  под влиянием 

Бол ь ш их идей. Человек в нашей культуре готов поверить в идею и 

служить е й .  

<<Конфуuианский »  м енталитет стран азиатеко-тихоокеанс кого 

региона дает  нам  еще  один  тип социокультурной идентич н ости. 

Краеугольным камн е м  <<конфуцианского>> сознания является кла­
новая  солидар ность.  П р и  отсутстви и  л и ч н ого и ндивидуали зма 
семью в этой цивилизации можно рассматривать как главную ячей ­

к у  общества.  Ч еловек живет и  работает ради сем ь и  и  вместе с се­

м ьей. Клановая солидарность - это та могучая сила, которая спла­
ч ивает конфуuианские страны. А это в свою очередь рождает пат­
р иотизм, л юбовь к родине, желание трудиться во имя нее. 

8.6. 

ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОЛИТИКИ 

П роцесс идентификации  с социокультурной общностью -

н а  уровне социальной групп ы ,  государства, цивил и зац и и  ( культу­
ры) - в  той или иной мере происходит в психике любого человека. 

Однако у полити ков, и  особенно у пол итических л идеров, такой 
процесс выражен  особен но я рко.  Подчеркнутая  иде нтификация 
п олитика со своей страно й ,  нацией, культурой является н е  только 
психологической ,  но и  профессиональной характеристикой . 

И нтересно, что с пособы идентификации во м ногом зависят от 

исторической эпохи, политической систем ы  и  политической идео­

логии .  В  п ериод античности пол итический деятель идентифици­

ровал себя с общиной свободных граждан полиса, поскольку граж­
данское общество и  государство  еще  не  были разделены. В  эпоху 

Средневековья источн иком политическо й  власти считался обще­
ственн ы й  промысел,  и  м онархи идентифицировали  себя уже  не 
столько со своими подданн ы м и ,  сколько с институтом государства. 

Это нашло выражен и е  в знаменитой фразе Л юдовика 

XIV: 

<<Госу­

дарство - это я!>> .  

1 78 

В тоталитарных государствах 

ХХ 

в. отождествление националь­

ных и нтересов с государствен н ы м и  достигло п редельного уровня. 
П ол итик в таком обществе заботится  <<О благе  народа•>  с  высоты 

патернал истских презумпци й ,  подчеркивая  право правящей  пар­
тии ( ил и  вождя народа) на априорное знание <<вели ких истин » .  

Режим л иберальной демократии ,  напротив, предполагает иден­

тифи кац и ю  пол ит иков со сво и м и  избирател я м и .   Как  отмечает 

Г.Г. Дилигенски й ,  в этих условиях появляется возможность <<для 

идентификации по принципу э мпатии - установка л идера на удо­
влетворен и е  потребностей рукаводимых и м  л юдей ,  на включение 
их воли и  стремлен и й  в  п роцесс п р и н ятия п ол итических реш е ­
н и й >> 1 . 

Вместе с эти м  политик в демократическом обществе сохраняет 

свою идентичность с  и нститутом власти - государством .  Демон­
страция и  утвержден и е  <<державностю> ,  мощи государства часто 

выступает  приоритетной целью совре м е н н ы х  демократических 
государств.  Сколько военных конфл и ктов п ровоцируется,  чтобы 
отстоять или продемонстрировать престиж государства! Достаточ­

но  вспомнить Кар ибский  кризис,  конфли кт из-за Фолклендских 

островов, войну в П ерсидеком зали ве .  

М ожно утверждать, что социокультурная самоидентификация 

пол итика в демократическо м  обществе происходит в рамках слож­
ной драматур ги и :  п ол итик ощущает себя  одновременно предста­

вителем власти ( государства) и  представителем воли большинства 

избирателей. Две эти часто несовпадающие идентичности пересе­
каются с его л и чн ы м и  мотивами и целям и  в сфере политики.  В точ­
ке разрыва таится опас н ы й  провал в архаику авторитарн ы х  реше­
н и й ,  от которых остается оди н  шаг до тоталитарной власти. 

Еще сложнее протекает процесс социокультурной идентифика­

ц и и  в модернизирующихся обществах.  Здесь пол итическая элита 
или  отдельные л идеры  м огут  идентифицировать себя с  м оделью 
будущего общества, его ценностя м и  и  нормами ,  одновременно ак­

тивно диста нц и руясь от н астоящего,  порывая  с  национал ьн о й  

культурной традицией. Умозрительная социокультурная иденти­
фикация с той или и но й  моделью будущего - социализм, комму­

низм, либерализм  - таят в себе серьезную опасность разрушения 
национальной социокультурной идентичности. Общество утрачи ­

вает национальные корни, традиции ,  культурную преемственность 

Дилигенский 

Г. Г. 

Социал ьно-пол итическая психология. М . ,  1 994.  С.  2 1 2. 

1 79