Файл: Василенко И.А. Политическая философия (Высшее образование). 2010.pdf
ВУЗ: Московская государственная юридическая академия им. О.Е. Кутафина
Категория: Книга
Дисциплина: Философия
Добавлен: 05.02.2019
Просмотров: 9661
Скачиваний: 18
«обычае м>> и << Конфл и кто М >>, <<Порядком и << Восста н и е М >> во всех
примитивных племенах, даже при слабой социал ьной дифферен
циаци и . Разработан ная Глюкманом <<теория восстания>> позволяет
увидеть эволюцию обществен ных форм в экзотических племенах
1
именно как политическую .
Благодаря исследованиям антропологов жизн ь при м итивных
экзотических народов предстала перед нами во всем ее напряжен
ном ритул ьном экстазе, где пол итическое необычайно экспансив
но и эксцентрично, постоя нно самоутверждается в новых дина
мичных формах. Даже сфера сакрал ьного у примитивных народов
п олна <<револ юцион н ы х>> м ифов, призывающих к восстан и я м и
н испровержениям власти . Напри мер, в афри канской м ифологи и
существуют позитивное понятие <<Сила вождя>> (<<Кер>>) и негативное
ПОНЯТИе <<КЛЫК ВОЖДЯ СТал ХОЛОДНЫ М>> (<<Кер ОХЛадИЛСЯ>>), ЧТО МОЖеТ
2
дать знак о начале восстания
В Старой Руанде в Восточной Африке некоторые рел игиозные
м ифы содержат в себе идею призыва к восстан и ю : тузем цы верят,
что существует м ифический корол ь, господствующи й над духа м и ,
и менуемый И мандва, который хранит идею равенства и порядка и
противостоит реальным несправедливым и деспотическим вождям
на земле. По существу, этот миф изгоняет существующ и й мирской
п орядок и вводит фантом <<луч шего порядка>>.
Баландье рассказывает о своеобразном <<женском>> африканском
культе протеста в той же Руанде: миф о Н иаби н г и - женщине без
женствен ности, уподобленной королеве, усоп шей, возвращение
которой ожидаетс я . Она должна вернуться, чтобы освободить
крестьян от рабства и дать власть жрецам своего культа. Этот м иф,
по существу, создает антиобщество: эпизодические восстания в
Руанде осуществляются во имя Н иаби н ги и обнаружи вают нос-
з
тальги ю по старым порядкам .
Сторонники динамического подхода доказали , что л юбой экзо
тически й ритуал прим итивных племен можно рассматри вать как
средство выражен ия социал ьно- пол итического конфл и кта и его
п реодоления в ходе утверждения еди нства общества. И менно по
этому макси малистам в антропологии удалось постепенно убедить
науч ную общественность в своей правоте, и сегодня вслед за Арис
тотеле м мы можем повторить: человек по природе своей есть су
щество пол ити ческое.
1 70
G/uckman
М. Custom апd Coпflicl iп Africa.
N .Y. , 1 955.
Балапдье Ж. Указ. соч .
С . 1 04.
Там
же.
С . 1 20.
8.3.
ХАРИЗМА КАК ЛИЧНЫЙ ДАР
Исследования экзотических при м итивных народов помогли
по-новому рассмотреть такой спорн ы й вопрос философи и пол и
тики как значение лич ности и масс в пол итике . Антропологичес
кие
�
сследовани я п одтвердил и , что не существует ни одного об
щества, где бы властные прерогативы и права автоматически ува
жал ись по традици и : общество реал изует л и ш ь прибл изител ьное
равновесие, которое весьма уязви мо. Соперн ичество и господство,
союз и проти востоян ие - все эти пол итические формы находятся
в состоя н и и ди нами ческой с исте м ы , и их проявление зависит от
конкретной человеческой и нтерпретации .
Эванс- П ритчард, исследовавш и й племя тивов и з Судана, убе
дительно показал , что традицион ное общество н икогда слепо не
доверяется традиции : оно верит конкретному вождю и требует от
него доказательств с воей силы и власти . Согласно м ифологии ти
вов вождь должен обладать мистическим свойством ( и менуемым
свем), которое обеспечивает племени мир и порядок, плодородие
полей и плодовитость женщин и действует в зависимости от реаль
ной силы обладателя. Вождь должен в борьбе захватить свем. Тивы
утверждают: <<Л юди достигают власти , пожирая друг друга>>.
П ол итические а нтропологи, и сследовавши е первые ритуалы
монарх и й , обратили вни мание на то, что восш ествие на престол
нового короля должно воспроизводить ритуал завоевания, подви
га и магического или рели гиозного освяще н и я власти. Гл юкман
предлагает свои афр и канские иллюстрац и и этой церемо н и и . Р и
туал пле м е н и с вази включает в себя две фаз ы . Вначале стол и ца
подвергается символическому грабежу, все приходит в смятение и
на короля обруши вается ненависть народа: туземцы поют воин
ственные свяще н н ые песни и <<отвергают>> короля в буй ных с и м
вол ических тан цах. И здесь король должен н е менее п ылко и во
и нстве н н о доказать свою силу в с и м вол ических исп ытаниях
вновь стать Б ыком , Л ьвом и Н еукроти м ы м .
Вторая фаза начи нается новым короле м с с и м вол ического по
едания первых плодов земл и . Корол ь демонстрирует статус каждо
го поддан ного в этой церемон и и , предлагая ему раздел ить с н и м
трапезу: восстанавли вается порядок и церемониал . Суверен вновь
становится предметом обожан ия и любви . Народ шумно предлага
ет ему занять место во главе племен и : он и зображает некоторые
1 7 1
колебания, сим волически отказывается от корон ы , но потом все
таки уступает просьбам народа. Власть восстанавл ивается 1 •
Даже в глубоко традиц и о н н ы х п р и м итивных обществах, где
с ила традиции священна, п ол итическая власть требует от претен
дентов на господство демонстрации искл ючительных качеств: ни
принадлежиость к высокому роду, н и рели гиозное или магическое
освяще н и е автоматически не дают легит и м н ости вождю. Тот,
у кого больше смелости , сил ы , ума, таланта, в состоян и и внушить
обществу довери е и подняться над н и м .
Английский философ Раскин подчеркивал: <<Царь видимый мо
жет стать царем поминным, если однажды он захочет оценить свое
царствование своей истин ной силой , а не географическими грани
цам и . Н е важно, что Трент отделяет от вас какой-то замок, а Рей н
защищает другой, меньший замок, расположен н ы й н а вашей тер
ритор и и . Для Вас, царя людей , важно, чтобы вы могл и с казать че
ловеку: " Иди", и он пойдет, и сказать другому: " П риди " , и он при
дет .. . Для Вас , царя л юдей , важно знать ненавидит ли Вас Ваш
народ и умирает за Вас или любит Вас и живет благодаря Вам>>2.
Тер м и н <<харизма», которы й предложил М акс Вебер, означает
экстраординарные качества л и чности, независимо от того я вляют
ся ли они реал ьн ы м и , желаемыми или предполагаем ы м и . Харизму
нельзя куп ить, продать или п ередать по наследству: она уникальна
и нетиражируема. Харизма <<неистового вои на>> проявлялась в ма
н и акальных приступах ярости , которые он испытывал в битве. И з
вестно, что в В изантии в Средние века таких вои нов, одарен ны х
харизмой , считали орудием вой н ы . Харизма шаманов и магов в ы
ражалась в приступах мистического экстаза, которы м они заража
л и и п одчи няли толпу.
Н о и в более м ягких проя влениях, которое принято называть
«обаян и е м сильной лич ности >> , харизма присутствует как некий
элемент гипноза. Г и п нотизер не и меет нужды л гать, чтобы вну
ш ить к себе слепое доверие со сторон ы тол п ы , ему не нужно уст
рашать, чтобы достигнуть повиновения: он очаровывает - вот и
все. Г. Гегель п исал: <<Б ыло бы тщетно сопротивляться этим исто
рическим личностям, ибо они неумолимы в стремлении выполнить
свое дело .. . И бо дело великого человека обладает такой внутрен не й
и внеш ней властью над л юдьми, которой они не могут сопротив-
Gluckman
М. Ор. cit. Р. 1 2 1 .
Raskin
J.
Se-Sameet les lys. Bruxelles, 1 987. Р. 230.
1 72
ляться , даже есл и видят в ней внешнюю чуждую власть, даже если
она противостоит тому, что они сч итают собствен ной волей>> 1 •
М ногие исследователи отмечают, что харизматические вожди,
подобно магам и шаманам , должны и меть некий физически й не
достаток или п с ихический изъян , а также особен ную лич ную ис
тор и ю . Обыч но это весьма эксце нтрич н ые , неуравновешенн ы е
люди, часто - фанатики с горящим взглядом и отрывистой речью,
и ногда они приходят из другого региона или другой страны: н ет
пророка в своем отечестве. Стали н приехал из Грузии, Н аполеон
пришел с Корси к и . М оисей заи кался, Л е н и н картавил , Рузвельт
был разбит парал ичом, а Н аполеон - чрезвычайно мал ростом .
То, что для обы ч ного человека я вляется недостатком , стано
вится у харизматиков достоинством - символом магической влас
ти . Они отделя ются от остальн ых, и на них, как на аутсайдеров,
возлагается задача преодолеть обществе н н ы й беспорядок и вер
нуть м и р обществу. Символи ческое <<отделение>> такого человека
от общества восходит к положению шамана или мага у экзотичес
ких народов: магическое должно быть выведено за круг обьщенной
жизни.
Это п озволяет м ногим и сследователя м вслед за
3.
Фрейдом
с известной долей ирони и заключить: самую большую роль в ис
тори и человечества и грали озарен н ые, сумасшедшие, визионеры ,
люди, страдающие от иллюзий и неврозов, - и менно они давали
и м пульс круп н ы м п ол итически м движе н ия м , вовлекали других
людей в свои сети, преодолевая сопротивление м ира. Но нельзя
тем не менее утверждать, что все харизмати ческие вожди - чуже
земцы, и н валиды, девианты, фанатики. П росто эмоции , страхи и
слухи очень м ногое прибавляют к их образу и возводят их автори
тет к сверхъестествен ны м источ н и кам . Харизматики легко стано
вятся объектом молвы и легенд, больше говорящих воображению,
чем уму, рассказывающих о немысл и м ых исцеле ниях и чудесных
побелах2.
Антропологи описывают поразительны й , но необъяснимый эф
фект связи харизматического вождя и тол п ы . Туземцы чувствуют
себя возвышенн ы м и и объедине н н ы м и неистовой харизмой вож
дя - он тот, кто обладает <<квазикосмической ответстве н ностьЮ>>:
о н и и с п ыты вают к нему нежность, которую п итают к матери,
и почтение, которое должно оказывать тол ько божеству, подчи н я -
Гегель Г.
Философия истории. М . , 1 934. С. 1 24.
Московичи С. Машина, творящая богов. М., 1 998. С. 295.
1 73
ются л юбым его командам и повелениям, но не в силу принужде
ния, а по велению л юбви. В экзотических племенах вождь должен
увлечь все сообщество в грандиозную ман ифестацию, где тане ц
выражает динамизм вселенной и общества - л юдей , их предков и
их богов, их богатства и их сим волические блага 1 •
Этот архетип еди нения общества благодаря харизме воспроиз
водится на всех этапах nолитической истории: генерал де Голль и
Ч ерчилль убедили свои народы в реальности скорой победы, Ле
нин и М ао Цзе-дун nоnытались материализовать контуры идеаль
ного общества. Значение эмоциальной преданности вождю необы
чайно вел и ко, и и менно в ней скрыта утоn ическая сторона всех
пол итических революци й .
Это позволило Сципиону Сегеле, исследовавшему коллектив
ную n сихологи ю, заметить: деспотизм бол ь ш инства н е я вляется
триумфом пошлости; наиболее талантливые личности увлекают за
собой общество, внушая ему свои желания. Народ всегда позволяет
руководить собой высокоталантл ивым и более, чем масса, образо
ванн ы м л юдям . На этом пути случаются и роковые заблуждения,
в результате которых на некоторое время власть узурп ируют злодеи
и тираны , но это искл ючение л и ш ь подчеркивает n равило: << Перед
нами история всего м ира, могущая доказать нам, что одн и только
полезные идеи были приняты и увековечены большинством . . . м не
н и е большинства есть, в сущности , мнение вели ких л юдей , мед
ленно проникшее в массу .. . деспотизм большинства обращается в
деспотизм гениальных иде й , когда nоследние уже созрели и когда
приложение их стало
8.4.
УНИКАЛЬНОСТЬ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Благодаря сравнительным исследован иям пол итических ан
тропологов на разных континентах в пол итическую науку прочно
вошла идея уникальности и неnовторимости пол итических форм
и традиций разных народов, которые они должны сохранить и сбе
реч ь как особую ценность. М ир каждого человека и меет яркую
социокультурную окраску, и сфера политического не составляет
исключен ия. П оэтому задача nол итической антроnологии - по
нять человека пол итического в его цивилизационной уникальнос
ти, чтобы образно представить себе <<Цветущую сложность>> плане
тарного бытия в его антропологическом измерен и и .
Балаидье Ж. Указ. соч. С. 1 1 1 .
Сигеле С. П реступнан толпа. М . , 1 998. С. 1 1 4- 1 1 5 .
1 74
И звестно, что каждая цивилизация разви вает и кул ьтивирует в
людях оnределенные лич ностные качества, и дети с ран него воз
раста усваивают эти культурные ценности благодаря социализации.
Н. Смелзер замечает, что американская культура утверждает такие
цен ности , как уверенность в себе, умен ие владеть собой и агрес
си вность. В И нд и и трад и ционно еложились п роти вополож н ые
цен ности : созерцател ьность, пасси вность, м исти цизм. П оэтому
американцы обычно с уваже н и е м относятся к пятистам <<л юдя м
года», определяе м ы м журналом << Fortune», которые добил ись вы
дающихся результатов в своей nрофессии. И ндийцы же склон н ы
с nочтением относиться к религиозны м и пол итическим деятелям,
выступающим против насилия
1 •
И сnользование категори и <<идентич ность>> позволяет обнару
жить скрытые связи между внутриличностной и социокультурной
обусловлен ностью действ и й политического субъекта, соединяя
социологическое и психологическое измерения. Образуется цепоч
ка: п редметы - с и м волы ( вн е ш н и е факторы ) - осведомлен
ность - интерпретация - оцен ка ( внутре нние факторы ).
Социокул ьтурная идентичность п редполагает стереот и п н ы й
набор атрибутов - nоведенческих, с и м воли ческих, предметных,
которые лежат в основе политического поведен и я л юдей разных
цивилизаций . Уже древние м ыслители ( Геродот, Гиппократ, Пли
ний) п ытал ись связать особен н ости пол итических характеров с
различиями климата, географических и исторических условий. В но
вое время с развитием этнографи и исследователи начи нают широ
ко исnол ьзовать этнографические аргументы для анализа полити
ческих феноменов. Ш . Монтескье, Д. Локк n и сали о <<Народном
духе» , который зависит от среды и климата.
Русский уче н ы й Г. Ш пет, исследовавши й историю этн и ческой
психологии, отмечает, что с середины
XIX
в. идея <<Народного духа»
превращается романтиками в ходовое понятие, которое популяри
зируется истори ческой ш колой в уче н и и о праве, углубляется и
усложняется2. И сследования в сфере этн ической психологии в те
чение века дали обширный материал для формирования современ
ной концепции социокул ьтурной идентификации.
Ш вейцарскому психологу К. Ю н гу принадлежит идея архети
пов - коллективных представлений, созданных в разных культурах
на разл ичных стадиях их развития и сохраняющихся на бессозна-
Смелзер
Н.
Социологии . М . , 1 994. С. 97.
Шпет
Г.Г.
В ведение в эпическую психологию // Соч. М . , 1 989. С. 484.
1 75
тельном уровне до наш их дне й . Юнг полагал , что архетипы соот
ветствуют типич н ы м жизненным с итуациям и воспроизводятся «Не
в форме образов, наполненных содержанием, но .. . только как фор
мы без содержания, репрезентирующие просто возможность опре
деленного типа восприятия и действия>>. К числу наиболее древних
архетипов относится проти в проставлен ие
<<М Ы -
о н и » . В период
форм ирования цивилизаций первобытны м л юдям был свойствен
в ысокий уровен ь идентификации со <<С воим» обществом: те, кто
находился за его пределами , восприн и мались как реальные или по
тенциальные враги и соперни ки , или как нейтральные <<чужие>>.
Человек вьщелялся из массы других л юдей как бы в составе той
групп ы , с которой он себя идентифицировал. Практическая и пси
хологическая возможность и ндивидуального в ыделения была еще
весьма проблематичной. Этот архетип можно рассматривать как
исторически первичную форму социокультурной идентичности .
Позднее формируются и друтие уровни социокультурной иден
тичн ост и . Иерарх и ю таких уров н е й можно представить в в иде
определенной п оследовательности :
•
я -идентичность: и ндивидуальные п редставления о себе са
мом как члене общества;
•
субъективная социокультурная идентичность: представле
ние и ндивида о своей идентичности в с итуациях социаль
н ого взаимодействия в обществе;
•
демонстрируемая публ и чная идентичность: реакция окру
жающих на социокультурное поведен и е человека, его об
раз, передаваем ы й через поведение окружающих;
объективная социокультурная идентичность: совокупность
п сихологических качеств, которая проявляется в ситуации
социального контакта объективно.
Действительно, человек отождествляет себя с культурой , если
разделяет цен ности этой культуры как л ичные. Далее , он должен
самоотождествлять себя с социокультур н ы м и традициями, созна
тельно отвечая за их п реемствен ность, передавая их из поколения
в поколение. Это предполагает определенн ые формы поведения в
ситуаци и социального взаимодействия .
8.5.
ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ФЕНОМЕН
Общность чувств, иде й , тради ци й , верован и й , создан н ая
медленными наследствен ны м и накоплениями в рамках одной ци
вилизаци и , придает психическому складу народа определен ное
1 76
единство, большую прочность, созидательную силу. И менно она
создала вел ич ие Рима в древности , вели колеп ие Венеции в Сред
н ие века, грозную мощь Британской и м пери и в Н овое время и
«тихоокеанское чудо» в наши дни.
Г. Лебон писал , что самое яркое впечатлен и е , вынесенное им
из продолжительных путешестви й по разл и ч н ы м странам, - это
то, что <<Кажды й народ обладает душевны м и строем столь же устой
ч ивым, как и его анатом ические особен ности , и от него-то и про
исходят его чувства, его мысл и , его учрежден и я , его верования и
его искусство>>
1 •
Л юди каждой ц ивилизац и и обладают, несмотря на различия их
социального положе н и я , общ и м и чертами характера, составля
ющими бессознательное наследство от их п редков. И с этой точки
зрен и я судьбой народов и культур руководят в гораздо большей
степени умершие поколения, чем живые: ими заложен ы основания
цивилизаци и .
И звестно, что краеугольным камнем западного сознания я вля
ется и нд ивидуализм, и меющий глубокие культурно-исторические
корни. Западная ц ивилизация пережила Ренессанс, Реформацию,
Просвешение, сделавшие человека мерилом всех веще й . И менно
человек, его разум, его рациональность считаются здесь огромной
ценностью. Л и ш ь то, что создано человеком, и меет значение. Для
западного общества всегда было важно понятие матери ал ьного
прогресса. И м правит принцип личной ответственности за расту
щее благосостоян и е общества. И материальный прогресс поощря
ется обществом, уважается и м . Эта идея была воспринята протес
тантизмом, который стал ведущей рел игией западной цивилиза
ции. Ч еловек в этой культуре живет, чтобы работать, и , увеличивая
личное благосостоян ие, создавать благосостояние общества. В этом
состоят наиболее общие основы социокультурной идентичности
западного ци вилизационного типа.
Православная культурная иде нтичность совсем и ная . П раво
слав н ы й м и р не знал Реформац и и и Ренессанса. В росси й с кой
культуре традиционно пре в ы ше всего ставилась вера, л и чность
н икогда не была важна сама по себе. В этом смысле православный
м ир основан на начал ах <<реализма>> , а не «номи нал и зма>> : в нем
явно довлеет приоритет общего над и ндивидуал ь н ы м . Религиоз
ность русской культуры и приор итетность коллективистских на
чал - взаи мосвяза н н ые характери стики. П оэтому в российском
Лебон
Г.
П с ихология народов и масс. С П б . ,
1 995. С. 1 2- 1 3 .
1 77
обществе очень мало личной и н и ц иативы, ее традиционно ждут
<<сверху>> , в нее <<верят>> ( коммунизм когда-то тоже был <<Верой>> ) .
П р и этом вера н икогда н е бывает л и ш ь чувством , эмоцией, она
соединена с Логосом, требует рационального обеспечения. Боль
ш и е идеи и Вел и ки е цели обладают в нашей культуре огромной
притягательной с илой - о н и способны мобилизовать цивили за
ционную энергетику и явить м иру <<русское чудо>>. Так было, когда
Россия сбросила татаро-монгольское и го, разбила Н аполеона, раз
громила фашистскую Германию. Огромный потенциал православ
н о й культуры в том , что она способна развиваться под влиянием
Бол ь ш их идей. Человек в нашей культуре готов поверить в идею и
служить е й .
<<Конфуuианский » м енталитет стран азиатеко-тихоокеанс кого
региона дает нам еще один тип социокультурной идентич н ости.
Краеугольным камн е м <<конфуцианского>> сознания является кла
новая солидар ность. П р и отсутстви и л и ч н ого и ндивидуали зма
семью в этой цивилизации можно рассматривать как главную ячей
к у общества. Ч еловек живет и работает ради сем ь и и вместе с се
м ьей. Клановая солидарность - это та могучая сила, которая спла
ч ивает конфуuианские страны. А это в свою очередь рождает пат
р иотизм, л юбовь к родине, желание трудиться во имя нее.
8.6.
ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОЛИТИКИ
П роцесс идентификации с социокультурной общностью -
н а уровне социальной групп ы , государства, цивил и зац и и ( культу
ры) - в той или иной мере происходит в психике любого человека.
Однако у полити ков, и особенно у пол итических л идеров, такой
процесс выражен особен но я рко. Подчеркнутая иде нтификация
п олитика со своей страно й , нацией, культурой является н е только
психологической , но и профессиональной характеристикой .
И нтересно, что с пособы идентификации во м ногом зависят от
исторической эпохи, политической систем ы и политической идео
логии . В п ериод античности пол итический деятель идентифици
ровал себя с общиной свободных граждан полиса, поскольку граж
данское общество и государство еще не были разделены. В эпоху
Средневековья источн иком политическо й власти считался обще
ственн ы й промысел, и м онархи идентифицировали себя уже не
столько со своими подданн ы м и , сколько с институтом государства.
Это нашло выражен и е в знаменитой фразе Л юдовика
XIV:
<<Госу
дарство - это я!>> .
1 78
В тоталитарных государствах
ХХ
в. отождествление националь
ных и нтересов с государствен н ы м и достигло п редельного уровня.
П ол итик в таком обществе заботится <<О благе народа•> с высоты
патернал истских презумпци й , подчеркивая право правящей пар
тии ( ил и вождя народа) на априорное знание <<вели ких истин » .
Режим л иберальной демократии , напротив, предполагает иден
тифи кац и ю пол ит иков со сво и м и избирател я м и . Как отмечает
Г.Г. Дилигенски й , в этих условиях появляется возможность <<для
идентификации по принципу э мпатии - установка л идера на удо
влетворен и е потребностей рукаводимых и м л юдей , на включение
их воли и стремлен и й в п роцесс п р и н ятия п ол итических реш е
н и й >> 1 .
Вместе с эти м политик в демократическом обществе сохраняет
свою идентичность с и нститутом власти - государством . Демон
страция и утвержден и е <<державностю> , мощи государства часто
выступает приоритетной целью совре м е н н ы х демократических
государств. Сколько военных конфл и ктов п ровоцируется, чтобы
отстоять или продемонстрировать престиж государства! Достаточ
но вспомнить Кар ибский кризис, конфли кт из-за Фолклендских
островов, войну в П ерсидеком зали ве .
М ожно утверждать, что социокультурная самоидентификация
пол итика в демократическо м обществе происходит в рамках слож
ной драматур ги и : п ол итик ощущает себя одновременно предста
вителем власти ( государства) и представителем воли большинства
избирателей. Две эти часто несовпадающие идентичности пересе
каются с его л и чн ы м и мотивами и целям и в сфере политики. В точ
ке разрыва таится опас н ы й провал в архаику авторитарн ы х реше
н и й , от которых остается оди н шаг до тоталитарной власти.
Еще сложнее протекает процесс социокультурной идентифика
ц и и в модернизирующихся обществах. Здесь пол итическая элита
или отдельные л идеры м огут идентифицировать себя с м оделью
будущего общества, его ценностя м и и нормами , одновременно ак
тивно диста нц и руясь от н астоящего, порывая с национал ьн о й
культурной традицией. Умозрительная социокультурная иденти
фикация с той или и но й моделью будущего - социализм, комму
низм, либерализм - таят в себе серьезную опасность разрушения
национальной социокультурной идентичности. Общество утрачи
вает национальные корни, традиции , культурную преемственность
Дилигенский
Г. Г.
Социал ьно-пол итическая психология. М . , 1 994. С. 2 1 2.
1 79