Файл: Василенко И.А. Политическая философия (Высшее образование). 2010.pdf
ВУЗ: Московская государственная юридическая академия им. О.Е. Кутафина
Категория: Книга
Дисциплина: Философия
Добавлен: 05.02.2019
Просмотров: 9657
Скачиваний: 18
самых кассовых в 1 998 г. И современные заинтересованные пол и
тические наблюдатели за рубежом, судя по откликам международ
ной прессы , представляют теперь русский национальный характер
по этой откровенно русофобской картине. Будем надеяться, что
о н и не так поспешат с выводам и , как неистовый Адольф.
П ол итическая культура цивилизац и й создавалась не столетия
м и - тысячелетия м и , и энергия национальных характеров не мо
жет улетучиться бесследно: существует закон сохранения психи
ческой энергии . Современное общество насыщено драматически
м и ожиданиями и предчувствиями, которые генерирует рассеянная
в социал ьной ткан и энергия остывшего рели гиозного экстаза. Эта
энергия и щет новые канал ы , способные ее сфокусировать и ожи
вить. Куда же она устремляется в эпоху атеистического н и гилизма
и расчетли вого прагматизма?
Если энергия уходит глубоко в и ндивидуальное подсознание
этот процесс хорошо описали Зигмунд Фрейд в << П сихоанал изе и
культуре>> и Эмиль Дюркгейм в <<Самоубийстве>> - м ы имеем слу
чаи массовых самоубийств, неврозов и других психических откло
н е н и й на фоне эконом ического благополучия общества. В усло
виях, когда сильные эмоции не востребованы ци вилизацией, че
ловек нач и нает эмоциал ьн о пожирать самого себя . Общество
больше не требует от индивида следовать жестким правилам: и это
снятие ограниче н и й , дезинтеграция, отсутствие п орядка, которые
прежде удерживали человека в определен н ых рамках, кон центри
руя его н а определенной задаче, - и я вляются подл и н ной причи
ной массовых самоубийств в эпоху эконом ического п роцветания.
Но не это самое страш ное: в конце кон цов такова участь наи
более слабых и неуравнове шенных. Однако когда атеистическое
общество, не способное больше создавать богов, нач инает созда
вать демонов - этот сатанинский механизм в политике грозит уже
разорвать в клочья весь и нститут обществен ного порядка. К сожа
лению, в ХХ в. политики испол ьзовали именно такой демон ичес
кий путь концентрации психической э нергии масс, и мы теперь с
пол н ы м основанием называем ушедшее столетие «ве ком пол ити
ческих катастроф».
Когда его величество Разум освободил человека от рели гиозных
и м и стических иллюзи й , одновременно с улыбкой М ефистофеля
он п редложил ему самые страш ные орудия уничтожения - атом
ную бомбу и кон цлагерь. М ожно л и после этого всерьез полагать,
что политическая наука способна возвещать свои истин ы беспри
страстно, сохраняя нейтралитет? За смерть Бога в пол итике чело-
1 90
век заплатил самую страш ную цену - он потерял самого себя. Об
этом предупреждал еще Достоевский: есл и Бога нет - все позво
лено, а знач ит, позволено самое худшее - право на бесчеловечное
в человеке.
Марсель Мосс, посвятивши й много лет изучен и ю примитинных
обществ, увидев нацистские церемонии в Н юрнберге, воскликнул :
<<То, что вели ки е современные общества, которые, впрочем, так
или и наче возникл и в средние века, могут вести себя под влиянием
внушения, как австрали йские абори ге н ы с их тан цам и , двигаяс ь
подобно детям по кругу, этого м ы совершенно н е предвидели » ' . Н о
это было хорошо известно древним. Е ще Платон п исал о том , что
эмоциональные порывы общества надо уметь направлять в правед
ное русло: все вел ичайшие блага возни кают от эмоциального неис
товства, правда, когда оно дается нам как божий дар. П рорицатель
н ицы в Дельфах и жрицы в Додоне в состоян и и неистовства сде
лали много хорошего для античной Эллады - и отдельным л и цам,
и всему народу, а будуч и в здравом рассудке, - мало ил и вовсе
н ичего2.
Современные политики почти полностью утратили это великое
древнее искусство: направлять психическую энергии масс в поло
жительное русло. М ежду тем только в этом и состоит подл и н ное
искусство пол ити ки . На самом деле политические интересы в диа
логе цивил изаци й, о которых сегодня столько печется пол итичес
кая наука, - самая непостоя н ная в м ире вещь: сегодня нам выгод
но объединяться с вам и , а завтра другие п ол итические и нтересы
превратят нас в непримиримых врагов. И нтересы в политике могут
породить только м имолетное сближение или временные коалиции.
И неустанно все более точно анализируя и нтересы, п олитическая
наука буквал ьно палит из пушек по воробьям .
П ол итически е ценности - вот проч н ый ориентир на перемен
чином пол итическом горизонте: они источн и к подл ин ной энергии
и неиссякаемого воодушевления человека в каждой цивилизации .
. И именно к н и м м ы должны обращаться в диалоге культур, чтобы
правильно понять политического партнера другой социокультурной
традиции. Неразгадан ная тайна политической истории ц и в ил иза
ций ( опять-таки хорошо известная древн и м ) заключается в том ,
что сила положительной энергии коллективного воодушевления заве
домо выше силы демонического, разрушительного воодушевления одних
Mauss М.
Oeuvres. Yol. 2 . Р., 1 987. Р. 1 93.
Плamofl.
Федр 11 Диалоги . М .
.
1 990. С. 1 2 1 .
191
u
тех же людей. Только благодаря этому закону развития психи
ческой энергии масс и состоялось в истори и поступательное раз
витие всех вел и ких культур.
Корни <<тихоокеанского чуда» и небывал ые тем п ы развития ис
ламской цивилизац и и в ХХ в. - все это неос порим ые свидетель
ства действия древнего психологического закона в наши дни. Хо
чется согласиться с Дюркгеймом: настанет день, когда наши обще
ства с нова узнают м и н ут ы творческого возбужде н и я , в ходе
которых возникнуг новые идеи, появятся новые формул ы , которые
будут воодушевлять человека политического и служить ему руко
водством к действию. И однажды пережи в эти м инуrы , л юди не
произвольно испытают потребность время от времени м ысленно
возрождать и х к жизн и , т.е. п оддерживать воспо м и н а н и я с по
мощью празд н и ков, которые регулярно воскрешают их плод ы .
<< Н ет е вангел и й , которые б ыл и бы бессмертны , и н е т основани я
считать, что человечество впредь будет не способно придум ывать
НОВЫХ» 1 .
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1.
Когда произош ла и нституализация политической антрополо
г и и ?
2 . В
чем
сущность с п о р а м е ж д у максималистами и м и н и малиста
м и
в
антрополог и и ?
3.
К а к и е методы и нтерпретации н а ционального характера кажут
ся вам наиболее и нтер е с н ы м и ? Как вы оцениваете методику
И. Тэна в этой области?
4.
Как можно расшифровать феномен социокультурной идентич
ности
в
политической антропологии ?
5.
Какое значен и е и м е е т харизма политических л иделов в полит и
ческой истори и ?
б.
К а к и е уровни интерпретации социокультурной идентичности
н а иболее сложно поддаются р а с ш ифровке? Согласны л и вы, что
именно социокультурная идентичность является к л ючом к по
н и м а н ию национального характера?
7.
Какую роль и г рают в ыдающиеся л и чности и массы в полити
ческой истории?
Durkheim
Е.
Ор. cit. Р. 6 1 1 .
Глава
9
ЧЕЛОВЕК ПОЛИТИЧЕСКИЙ В
ИНФОРМАЦИИОННОМ ОБЩЕСТВЕ:
АНАТОМИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ
ДЕСТРУКТИВНОСТИ
В ы - продукт нашей эпохи. Или нет. Это слишком лег
ко - все валить на эпоху. Вы - просто продукт. По
скольку глобализация больше не учитывает отдельных
людей, вам пришлось стать продуктом, чтобы общество
интересовалось вами. Реклама превращает людей в йо
гурты - скоропортящиеся (т.е. смертные), зомбирован
ные Зрелищем, - иными словами, нацеленные на унич
тожение себе подобных.
Фридерик Бегбедер
9.1 . ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ПРЕКРАСНЫЙ НОВЫЙ МИР!
П исатели и художн и ки во все времена первыми ощущали
наступление кризиса на новом витке ц ивилизации. Оноре де Баль
зак и Виктор Гюго увидели судороги феодальной эпохи и наступ
ление рыноч ного общества, Олдос Хаксли и Роберт Оруэлл пред
восхитили закат буржуазной демократии и торжество тоталитариз
ма. В самом н ач ал е и нфор м а ц и о н н о й эры п о я в ил с я роман
Фридерика Бегбедера «99 франков>> о кризисе виртуального обще
ства, стрем ительно деградирующего п од воздействием рекламы .
Роман, выпол ненный в жанре острой сатиры н а рекламны й бизнес,
разоблачает безумн ы й и полный превратностей м ир, в котором все
продается и покупается , - м ир, где правит Его Вели чество Рекла
ма, а человек - такой же товар, как и все остальное.
Бегбедер нарисовал яркий художестве н н ы й портрет виртуаль
ного общества, в котором любую критику глотают не п оперхнув
ш ись, наглость всячески п р и ветствуется , донос оплачи вается ,
поношения заказы ваются теми , кого поносят. В этом м ире соби
раются учредить Н обелевскую пре м и ю за Лучшую в м ире прово
каци ю: бунт входит в правила и гры. П режние диктатуры боялись
свободы слова, искореняли и накомы слие, сажали п исателей, ежи-
1 93
гали вольнолюби вые книги. Достославные времена мерзких ауто
дафе позволял и отдел ить агн це в от козл и щ , добрых от злых, но
рекламный тоталитаризм - вещь куда более тон кая.
Чтобы обратить человечество в рабство, реклама избрала путь
въедл и вого, умелого внуше н и я : <<Это первая в истори и с истема
господства человека н ад человеком , п роти в которой бессил ьна
даже свобода. Более того, она - эта система - сделала из свободы
свое оружие, и это самая ген иальная ее н аходка. Л юбая критика
только л ьстит е й , л юбой памфлет тол ько усили вает илл юзию ее
слащавой терпимости. Она подчи няет вас в высшей степени эле
гантно. Все дозволено, н и кто тебя не тронет, пока ты м иришься с
ЭТИ М бардаКОМ >>
l .
Главная тайна и нформационного общества п роста и уродл и
ва - производители рекламы стали тайн ы м и Повелителями Вир
туаль ного М ира: реклама везде, от нее невозможно укрыться, она
запрещает скучать, она м ешает думать. Она заставляет каждого
мечтать о вещах, которых у него н икогда не будет: о вечно лазурных
небесах, о неизменно соблазнитель н ых красотках, об идеальном
счастье, подкрашенном с помощью яркой ком пьютерной графики.
Терроризм , и менуе м ы й <<новинка>> , помогает п родавать пустоту.
Для того чтобы зародить в душе человека жажду приобретательства,
надо возбудить в его душе зависть, горечь, алчность - это оружие
реклам ы .
Сегодня производители рекламы определяют, что есть И стина,
что есть Красота и что есть Добро. И чем смелее они и грают с че
ловеческим подсознан и е м , тем безроп отнее и м покоряется по
слушн ы й потребитель: « М -м - м , до чего ж это приятно - влезать к
вам в мозги! До чего сладко владеть ваши м прав ы м п олушарием!
Ваш и желания больше вам не принадлежат - я навязываю вам
свои собственные. Я запрещаю вам желать, как Бог на душу поло
жит. Ваши желания должны быть результатом м ногомиллиардных
и н вест и ц и й в е вровал юте . Это я решаю, чего вы захотите зав-
2
тра>> .
С этим почти невозможно бороться. Н ел ьзя одолеть противни
ка, которы й вездесущ, виртуален и нечувствителен к ударам . Но на
дне этого мира зреет протест: главное - Н Е участвовать! Молодежь
сжигает чужие автомобили , и это происходит не потому, что она
194
Бегбедер Ф.
99 франков. М . , 2003. С. 25-26.
Там
же .
С. 23.
не может куп ить себе такие же - она их сжигает и менно для того,
чтобы не хотеть покупать автомобил и .
Когда-то на заре мануфактурной эпохи рабочие разбивали пер
вые машин ы , которы е л и шал и их работы , - это было движение
луддитов. Однако это движение так н ичем и не завершилось, этот
наивн ы й п ротест лопнул в новом и ндустриальном обществе под
грудой других проблем , как воздушн ы й ш арик. << Н овые луддиты>> ,
п ротестующие против виртуального общества, в котором <<всем
внушают жел а н и я , которые н ас удручают», также обрече н ы н а
п ро вал.
Решение проблем ы не может состоять в разрушении или бегстве
от виртуального м и ра. П режде всего надо понять, что в действи
тельности произошло с человеком под воздействием виртуальной
реальности.
9.2. ВИРТУАЛЬНЫЙ МИР И РАСПАД ИДЕНТИЧНОСТИ
Энтони Гидденс и Зигмунд Бауман принадлежат к числу пес
с и мистов. Они утверждают, что мы живе м в эпоху кризиса иден
тичности: виртуальны й мир средств массовой и нформации разру
ш ает «связь времен», навязывая человеку сенсации сегодняшнего
дня, заставляя забыть о прошлом и н е думать о будущем . Человек
и нформационного общества погружается в в иртуальную реаль
ность, словно в наркотическую н ирвану: он бежит от скуки по
вседневности к экран у телевизора или монитору ком пьютера, на
бирая номер телефона или погружаяс ь в И нтернет, забы ваясь в
видеоиграх или листая картинки м одных журналов.
Человек перестал участвовать в том , что делает, и эмоциональ
но живет как бы в другом измере н и и - ведь тот, кто смотрит н а
телеэкран или участвует в интерактивных опросах, и л и звон ит по
сотовому телефону, или играет в ком пьютерные и гры, - не живет,
он ушел в и ной мир. Это особое состоян ие , отличное от жизни и
от смерти , - состояние виртуального зазеркалья: <<И нтересно было
бы подсчитать, сколько часов в ден ь м ы отсутствуем в реал ьной
действительности и сколько времени пребываем в зазеркалье. Ру
чаюсь, что все измерител ьн ые приборы зафиксируют наше отсут
ствие ( "Абонент недоступен в данн ы й момент! " ) и нам трудненько
будет разубедить их. Л юди, критикующие индустри ю развлечени й ,
и меют дома телевизоры. Л юди , осуждающие общество потребле
ния, и меют карточки Visa. Ситуация необратима. Она не меняется
со времен Паскаля: человек продолжает спасаться от страха смер-
1 95
ти в развлечениях. П росто оно, развлечение, стало таким всемогу
щим, что заменило самого Бога>>
1 •
Необязательность, случайность, эпизодичность и дискретность
отношен и й , которые складываются в виртуальном м ире, человек
начал переность и на личные отношения между людьми в м ире ре
ал ьно м . Так и нформацион ная э поха постепенно превратилась в
м ир <<чистых отношений>> , в которые вступают ради них самих: ради
того, что кажды й может из них извлечь, и потому они могут быть
прекращены, более или менее произвольно, любым из партнеров в
л юбой момент. Как подчеркивает Гидденс, навязать идентичность
отношениям, которые сами <<развязаны>> , - невозможно2.
Н а смену м иру и ндустриальной эпохи , сконструированному из
прочн ы х долговременн ы х объектов , приходят деш евые издели я ,
с планированные для краткосрочн ого испол ьзован ия. Приобщая
человека к наркотику под названием <<новинка» , информационное
общество искусственно стимул ирует спрос: каждая следующая но
винка обращает предыдущую в бросовое старье. << П ри готовься хо
теть!>> - вот самы й ярки й реклам н ы й плакат п отребительского
общества и одновременно - самы й откровен н ы й из всех. В таком
м ире и сам человек убежден : разные идентичн ости можно при не
обходимости при н имать и сбрасывать как при смене наряда3.
Ключевым словом в отношен и и человеческой идентичности в
эпоху постмодерна
3 .
Бауман считает «вторичное испол ьзование>> .
Когда-то материал ь н ы м нос ителем модерна была фотобумага:
желтые страницы распухавших семейных альбомов отражали мед
лен ное приращен и е необратимых и неизгладимых событий ста
новления идентичности . В и нформационном обществе носителем
п остмодерна стала в идеокассета с магнитной ленто й , зап и с и н а
которой можно стирать и п ерезаписывать. Кассета не рассчитана
на то, чтобы хран ить что-нибудь вечно, - она несет в себе идею
трансформаци и : любое событие в м ире досто й но внимания л и ш ь
д о тех пор, пока не попадется н а глаза следующая достопримеча
тельность. Есл и в новые времена главной заботой в связи с иде н
тич ностью была забота о долговечности , т о сегодня заботятся о
том , как уклон иться от обяза нн осте й . Если м одерн строился из
196
Бегбедер Ф.
Указ. соч . С.20 1 -202.
Giddens
А. The Transformation of lntimacy. Cambridge: Polity Press, 1 992. Р. 58,
1 37.
Lasch Ch.
The M i nimal Self.
L.,
1 985. Р. 32, 38.
бетона и стали , то постмодерн из вырожденной органики - пласт
массы
1 •
Понятие <<ИдентичностЬ>> отражает определенную проблему са
мосознания человека, поскольку об иде нтичности вспоминают
тогда, когда нет уверенности в своей принадлежности : человек не
может или не знает, как убедить окружающих в том , что свое мес
то в обществе он зан имает по праву. В этом смысле идентичность
есть критическая проекция того, что требуется тому или и ному ин
ди виду. Однако и нформационная революция перевернула пер
спективу: впервые для человека стала актуальной не идентифика
ция с группой, государством или обществом , но стремление уйти
от обществен н ых связей, а значит, уйти и от пол итики. Ведь иден
тичность означает прежде всего принадлежиость к определенному
человеческому сообществу.
Человек перестал стремиться к самоутвержден и ю в пол итичес
кой сфере - и общество пока не оценило катастрофическую опас
ность такого выбора. П о м н ите , еще Аристотел ь п редупреждал :
человек вне политики - л ибо животное, л ибо божество. Так что
же в действительности произошло с человеком?
Бауман исследовал особые жизнен н ые стратегии и нформаци
о н ного об щества, направл е н н ые н а то, чтоб ы <<избавиться>> от
всякой идентичности . Он описал четыре основных антропологи
ческих типа нашего времени - <<бродя гу>>, <<фланера>> , <<И грока>> и
«Туриста>> .
Н и оди н из этих типажей не я вляется изобретением информа
ционного общества - все они были хорошо и звестны задолго до
наступления постмодерна. Но прежде игроки, бродяги и фланеры
были маргиналами традиционного и и ндустриального м иров, они
существовали где-то на обочине ц ивизизац и и , и х презирали как
бездумных <<прожигателе й жизни>> и кле й м ил и как <<лю м пенов>>.
Сегодня эти антроп ологические стратегии находятся в центре и н
формационного общества, они поистине п ревратились в стил ь
жизн и . И если человек - это стиль, то м ы и меем возможность че
рез эти жизне н н ы е стратегии оцен ить современ ного человека и
задуматься : если вместе с понятием <<Идентич ность>> человек утра
ч и вает и качество пол итичности , в какой роли он востребован в
современном обществе?
Бауман
3.
От nаломн ика к туристу // Социологический журнал. 1 995. NQ 4.
с.
1 34.
197
9.3. ФЛАНЕР, БРОДЯГА, ТУРИСТ И ИГРОК: КТО СЛЕДУЮЩИЙ?
П оэты и художники сч итают символом современного города
фланера. Этот антропологический тип предстает перед нами в ка
честве мастера и м итац и и своего време н и : п офлан иро вать - все
равно что сходить в театр, побыть среди посторонних и быть пос
торонним для них, быть в толпе, но не при надлежать ей. Художн и
к и часто делают зарисовки городской жизни так, как их видят фла
неры: в виде последовател ьности отрывоч н ых эпизодов - сери и
событий без прошлого и без последстви й , где л юди восприни ма
ются как м и молетные прохожие, словно видимостью исчерп ыва
ется их сущность. При этом встречи представляются как <<Не-встре
Ч И>>: будто бы случай н ые пересечения без взаимных вл ияний.
Фланер может м нить себя драматургом и режиссером, которы й
держит в своих руках н ити жизней других людей, но он н икогда не
вторгается и не н арушает их судьб ы . Для него важно другое : он
ведет жизнь <<Как если бы» и <<как есл и бы>> участвует в жизни дру
гих людей . Он боится ответственности реальной жизн и и реал ьных
поступков, и потому воспринимает жизнь как кинематограф - не
всерьез. Он играет с реальностью, словно с виртуальным полотном :
создает для себя полностью приватны й , безопас н ы й , замкнутый и
зашишенный от вторжений мир одинокой монады, где физическое
присутствие посторонних не скрывает и не нарушает их психичес
кую недосягаемость1 •
М ы все встречали таких фланеров на вечерних проспектах круп
ных городов, в ноч н ых клубах и кафе: на их лицах маска безмятеж
ной отрешенности , часто их уши плотно закрыты наушн и ками - в
реал ьном м ире о н и только присутствуют и фланируют, сами же
погружен ы в виртуальный мир музы ки, чтобы е ще сил ьнее отре
ш иться от реальности. Стремление избежать идентичности п роч и
тывается в и х безликой универсальной одежде с логотипами извест
ных диза йнерских фирм, в избытке поставляемой для фланеров
сетью модн ых бути ков, в бессодержател ьном времяпровождении в
развлекательных заведен иях. Собственно, вся и ндустрия развлече
н и й современного города и создана именно как место времяпро
вождения фланеров, которые могут пребывать в шум ной праздной
толпе, в атмосфере не смол кающей грохочуще й музы к и , в то же
время психологически всегда оставаясь наедине с собой .
Нескол ько другой антропологический тип представляет собой
<<бродяга» - человек <<без определенного места жительства>> , жупел
Бауман
3.
Указ.
соч.
С. 1 44- 1 45.
198
современной ци вилизации, ночной кошмар nодземных переходов
и J<Онеч ных станций метро. П родвижение его непредсказуемо, он
сам не знает, да и не хочет знать, куда он двинется завтра. Куда бы
ни приходил бродя га, он везде чужой , его зовут новые, еще не ос
военные места. Стратегия <<безместности•> и меет свою прелесть
<<Пока, а там посмотрим» и тем сам ым оставляет свободу выбора.
Сегодня бродя гам и становятся не от неприспособленности к осед
лой жизни , а из-за малоч ислен ности мест, где можно осесть: <<Сам
мир превращается в бродягу, и это происходит очень быстро. М ир
сам себя перекраивает по мерке бродя ги>>.
Мегапол исы становятся центрами притяжения бродяг по чисто
экономическим причинам: там можно немного подработать и за
несколько месяцев получить столько, сколько в маленьком городе
на тяжелой работе не получ ишь и за год. Москва сегодня заполне
на толпами стихийно сложившихся <<бригад>> украинцев, молдаван ,
тадж и ков, белорусов. Они стал и бродя гам и поневоле, но это не
меняет общей тенде н ци и постмодерна к доми нированию подоб
ного стиля жизн и : лоневоле не значит вопреки. Человек вынужден
сры ваться с места в поисках работы , но поскол ьку постоян ного
заработка н и где найти так и не удается, он непрерывно <<кочует» от
одного работодателя к другому.
Более высокое п оложение в современ ном обществе зан имает
<<турист>> - достаточно обеспеченн ы й человек, который сознатель
но и систематически и щет прикл юче н и й , новых переживан и й ,
хочет погружения в незнакомую, экзотическую атмосферу. Как
прав
�
ло, бол ьшую часть с воего времени он должен работать, но
душои принадлежит м иру туристических грез: он вынужден но со
глашается на ежедневный тяжелы й труд, чтобы хотя бы на краткий
м и г недел ьного отп уска п ретворить в жизнь манящие картин ки
ярких туристических проспектов - отпуск на Сен - Барте н а Анти
л ьских островах, ил и в Ламе в Кени и , или на П хукете в Таиланде,
ил и в Лакабане в Аквита н и и .
Туристский мир цел иком и полностью структурируется по эс
тетическим критериям. То, что турист готов купить и за что он пла
тит, можно определить как п раво не скучать и свободу от всего
кроме эстетического измерения. Туристские фирмы , планирующие
поездки, обязан ы продемонстрировать, насколько сенегальские,
сей шельские, кен ийские, тайские пейзажи в действител ьности по
хожи на их рекламные проспекты : <<Л азурь, лазурь, лазурь .. . у них
уже передозировка лазури ... >> . Тем самы м и ндустрия туризма пре
врашает путешествен н и ка в контролера, его открытия - в и нспек-
199