Файл: Василенко И.А. Политическая философия (Высшее образование). 2010.pdf

Добавлен: 05.02.2019

Просмотров: 9657

Скачиваний: 18

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

самых кассовых в  1 998 г.  И  современные заинтересованные пол и ­
тические наблюдатели за рубежом, судя  по откликам международ­

ной прессы ,  представляют теперь русский национальный характер 

по  этой  откровенно русофобской  картине.  Будем  надеяться, что 

о н и  не так поспешат с выводам и ,  как неистовый Адольф. 

П ол итическая культура цивилизац и й  создавалась не столетия ­

м и - тысячелетия м и ,  и  энергия национальных характеров не мо­

жет улетучиться бесследно: существует закон сохранения психи­

ческой энергии .  Современное общество насыщено драматически­

м и  ожиданиями и предчувствиями, которые генерирует рассеянная 
в социал ьной ткан и  энергия остывшего рели гиозного экстаза. Эта 

энергия и щет новые канал ы ,  способные ее сфокусировать и  ожи­
вить. Куда же она устремляется в эпоху атеистического н и гилизма 

и  расчетли вого прагматизма? 

Если энергия уходит глубоко в и ндивидуальное подсознание ­

этот процесс хорошо описали  Зигмунд Фрейд в  << П сихоанал изе и 

культуре>> и  Эмиль Дюркгейм в <<Самоубийстве>> - м ы  имеем слу­

чаи массовых самоубийств, неврозов и других психических откло­

н е н и й  на фоне эконом ического благополучия общества.  В усло­

виях,  когда сильные эмоции не востребованы ци вилизацией, че­

ловек  нач и нает  эмоциал ьн о  пожирать  самого  себя .  Общество 

больше не требует от индивида следовать жестким правилам:  и это 
снятие ограниче н и й ,  дезинтеграция, отсутствие п орядка, которые 

прежде удерживали человека в определен н ых рамках, кон центри ­
руя его н а  определенной задаче, - и я вляются  подл и н ной причи­

ной массовых самоубийств в эпоху эконом ического п роцветания. 

Но не это самое страш ное:  в  конце  кон цов такова участь наи­

более слабых и  неуравнове шенных. Однако когда  атеистическое 
общество, не способное больше создавать богов,  нач инает созда­

вать демонов - этот сатанинский механизм в политике грозит уже 
разорвать в клочья  весь и нститут обществен ного порядка.  К сожа­
лению, в ХХ в.  политики испол ьзовали именно такой демон ичес­

кий путь концентрации психической э нергии  масс, и  мы теперь с 
пол н ы м  основанием называем ушедшее столетие «ве ком пол ити­

ческих катастроф». 

Когда его величество Разум освободил человека от рели гиозных 

и  м и стических иллюзи й ,  одновременно с улыбкой  М ефистофеля 
он  п редложил ему самые страш ные орудия уничтожения - атом­

ную бомбу и  кон цлагерь. М ожно л и  после этого всерьез полагать, 
что политическая наука способна возвещать свои истин ы  беспри­
страстно, сохраняя нейтралитет? За смерть Бога в пол итике чело-

1 90 

век заплатил самую страш ную цену - он  потерял самого себя. Об 

этом  предупреждал  еще Достоевский: есл и  Бога нет - все  позво­

лено, а знач ит, позволено самое худшее - право на бесчеловечное 

в человеке. 

Марсель  Мосс, посвятивши й  много лет изучен и ю  примитинных 

обществ, увидев нацистские церемонии в  Н юрнберге, воскликнул :  

<<То,  что вели ки е  современные общества,  которые,  впрочем, так 

или и наче возникл и  в средние века, могут вести себя под влиянием 

внушения, как австрали йские абори ге н ы  с  их тан цам и ,  двигаяс ь  
подобно детям по кругу, этого м ы  совершенно н е  предвидели » ' .  Н о  
это было хорошо известно древним. Е ще  Платон п исал о том ,  что 
эмоциональные порывы общества надо уметь направлять в правед­

ное русло:  все  вел ичайшие блага  возни кают от эмоциального неис­
товства, правда, когда оно дается нам как божий дар.  П рорицатель­

н ицы  в Дельфах и  жрицы в Додоне в состоян и и  неистовства сде­

лали  много хорошего для античной Эллады - и отдельным л и цам, 

и  всему народу,  а будуч и  в  здравом рассудке,  - мало ил и  вовсе 
н ичего2. 

Современные политики почти полностью утратили это великое 

древнее искусство: направлять психическую энергии масс в поло­
жительное русло.  М ежду тем только в этом и  состоит подл и н ное 

искусство пол ити ки .  На самом деле политические интересы в диа­

логе цивил изаци й, о которых сегодня столько печется пол итичес­

кая наука, - самая непостоя н ная в м ире вещь: сегодня нам выгод­
но объединяться  с  вам и ,  а завтра другие  п ол итические и нтересы 

превратят нас в непримиримых врагов.  И нтересы в политике могут 
породить только м имолетное сближение или временные коалиции. 

И  неустанно все более точно анализируя и нтересы, п олитическая 

наука буквал ьно палит из пушек по воробьям .  

П ол итически е  ценности - вот проч н ый ориентир на перемен­

чином пол итическом горизонте: они источн и к  подл ин ной энергии 

и  неиссякаемого воодушевления человека в каждой цивилизации . 

.  И  именно к н и м  м ы  должны обращаться в диалоге культур, чтобы 

правильно понять политического партнера другой социокультурной 

традиции. Неразгадан ная тайна политической истории ц и в ил иза­

ций ( опять-таки хорошо известная древн и м )  заключается в том ,  

что сила положительной энергии коллективного воодушевления заве­
домо выше силы демонического, разрушительного воодушевления одних 

Mauss  М. 

Oeuvres. Yol. 2 .  Р.,  1 987.  Р.  1 93. 

Плamofl. 

Федр 11 Диалоги .  М .

1 990. С.  1 2 1 .  

191 


background image

тех же людей.  Только благодаря  этому закону развития  психи­

ческой энергии  масс и  состоялось в  истори и  поступательное раз­

витие всех вел и ких культур. 

Корни <<тихоокеанского чуда» и  небывал ые тем п ы  развития ис­

ламской цивилизац и и  в ХХ в. - все это  неос порим ые  свидетель­

ства действия древнего психологического закона в наши дни. Хо­
чется согласиться с Дюркгеймом: настанет день, когда наши обще­
ства  с нова  узнают  м и н ут ы   творческого  возбужде н и я ,   в  ходе 

которых возникнуг новые идеи, появятся  новые формул ы ,  которые 
будут воодушевлять человека политического и  служить ему руко­

водством  к действию.  И  однажды пережи в  эти  м инуrы , л юди не­
произвольно испытают потребность время от времени м ысленно 
возрождать и х  к жизн и ,  т.е.  п оддерживать  воспо м и н а н и я  с  по­
мощью празд н и ков,  которые регулярно воскрешают  их плод ы .  
<< Н ет е вангел и й ,  которые б ыл и  бы бессмертны ,  и  н е т  основани я  
считать, что человечество впредь будет не способно придум ывать 

НОВЫХ» 1 . 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 

1. 

Когда  произош ла  и нституализация  политической  антрополо­

г и и ?  

2 .   В 

чем 

сущность с п о р а  м е ж д у  максималистами и м и н и малиста­

м и  

в 

антрополог и и ?  

3. 

К а к и е  методы и нтерпретации н а ционального характера кажут­

ся  вам  наиболее  и нтер е с н ы м и ?   Как  вы  оцениваете  методику 

И. Тэна в этой области? 

4. 

Как можно расшифровать феномен социокультурной идентич­

ности 

в 

политической антропологии ?  

5. 

Какое значен и е  и м е е т  харизма политических л иделов в полит и ­

ческой истори и ?  

б. 

К а к и е  уровни  интерпретации социокультурной  идентичности 

н а иболее сложно поддаются р а с ш ифровке? Согласны л и  вы, что 

именно социокультурная идентичность является к л ючом к по­

н и м а н ию национального характера? 

7. 

Какую  роль и г рают в ыдающиеся л и чности  и  массы  в  полити­

ческой истории? 

Durkheim 

Е. 

Ор. cit. Р. 6 1 1 .  

Глава 

ЧЕЛОВЕК ПОЛИТИЧЕСКИЙ В 
ИНФОРМАЦИИОННОМ ОБЩЕСТВЕ: 
АНАТОМИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ 
ДЕСТРУКТИВНОСТИ 

В ы  - продукт нашей эпохи. Или нет. Это слишком лег­

ко  - все валить на эпоху.  Вы - просто продукт. По­

скольку глобализация больше не учитывает отдельных 

людей, вам пришлось стать продуктом, чтобы общество 

интересовалось вами. Реклама превращает людей в йо­

гурты - скоропортящиеся (т.е. смертные), зомбирован­

ные Зрелищем, - иными словами, нацеленные на унич­

тожение себе подобных. 

Фридерик Бегбедер 

9.1 .   ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ПРЕКРАСНЫЙ НОВЫЙ МИР! 

П исатели  и  художн и ки  во все  времена первыми ощущали 

наступление кризиса на новом витке ц ивилизации. Оноре де Баль­
зак и  Виктор Гюго увидели судороги феодальной эпохи и  наступ­

ление рыноч ного общества, Олдос Хаксли  и  Роберт Оруэлл пред­

восхитили закат буржуазной демократии и торжество тоталитариз­

ма.  В  самом  н ач ал е   и нфор м а ц и о н н о й   эры  п о я в ил с я   роман 

Фридерика Бегбедера «99 франков>> о кризисе виртуального обще­
ства, стрем ительно деградирующего  п од  воздействием рекламы .  

Роман, выпол ненный в жанре острой сатиры н а  рекламны й  бизнес, 

разоблачает безумн ы й  и полный превратностей  м ир, в котором все 

продается и покупается , - м ир, где  правит Его Вели чество Рекла­

ма, а человек - такой же товар, как и  все остальное. 

Бегбедер  нарисовал  яркий художестве н н ы й  портрет виртуаль­

ного общества,  в  котором любую критику глотают не п оперхнув­

ш ись,  наглость  всячески  п р и ветствуется ,  донос  оплачи вается , 
поношения заказы ваются теми ,  кого  поносят.  В  этом м ире соби­
раются  учредить Н обелевскую пре м и ю  за Лучшую в  м ире  прово­
каци ю: бунт входит в  правила и гры. П режние диктатуры  боялись 
свободы слова, искореняли и накомы слие, сажали  п исателей, ежи-

1 93 


background image

гали  вольнолюби вые книги. Достославные времена мерзких ауто­

дафе  позволял и  отдел ить агн це в  от  козл и щ ,  добрых от  злых,  но 
рекламный тоталитаризм - вещь куда более тон кая. 

Чтобы обратить человечество в рабство,  реклама избрала  путь 

въедл и вого,  умелого  внуше н и я :  <<Это  первая  в  истори и  с истема 
господства человека  н ад  человеком ,  п роти в  которой  бессил ьна 

даже свобода.  Более того, она - эта система - сделала из свободы 

свое оружие, и  это самая  ген иальная  ее н аходка. Л юбая  критика 
только л ьстит е й ,  л юбой  памфлет тол ько усили вает илл юзию ее 
слащавой терпимости. Она подчи няет вас в  высшей степени эле­

гантно.  Все дозволено, н и кто тебя не тронет, пока ты м иришься с 
ЭТИ М  бардаКОМ >> 

l .  

Главная  тайна и нформационного общества п роста и  уродл и ­

ва - производители  рекламы стали тайн ы м и  Повелителями Вир­

туаль ного М ира: реклама везде, от нее невозможно укрыться, она 

запрещает скучать,  она м ешает думать.  Она заставляет  каждого 
мечтать о вещах, которых у него н икогда не будет: о вечно лазурных 

небесах, о  неизменно соблазнитель н ых  красотках,  об  идеальном 

счастье, подкрашенном с помощью яркой ком пьютерной графики. 
Терроризм ,  и менуе м ы й  <<новинка>> ,  помогает п родавать пустоту. 

Для того чтобы зародить в душе человека жажду приобретательства, 

надо возбудить в его душе зависть, горечь, алчность - это оружие 
реклам ы .  

Сегодня производители рекламы определяют, что есть И стина, 

что есть Красота и что есть Добро.  И  чем смелее они и грают с че­
ловеческим подсознан и е м ,  тем безроп отнее  и м   покоряется  по­

слушн ы й  потребитель: « М -м - м ,  до чего ж это приятно - влезать к 

вам  в  мозги! До чего сладко владеть ваши м  прав ы м  п олушарием! 
Ваш и  желания больше вам  не принадлежат - я  навязываю вам 

свои собственные. Я  запрещаю вам желать, как Бог на душу поло­
жит.  Ваши желания должны быть результатом м ногомиллиардных 

и н вест и ц и й  в  е вровал юте .  Это я  решаю,  чего  вы  захотите  зав-

тра>> . 

С этим почти невозможно бороться.  Н ел ьзя  одолеть противни­

ка, которы й  вездесущ, виртуален и  нечувствителен к ударам .  Но на 

дне этого мира зреет протест: главное - Н Е участвовать!  Молодежь 

сжигает чужие автомобили ,  и  это  происходит не  потому, что она 

194 

Бегбедер Ф. 

99 франков.  М . ,  2003. С. 25-26. 

Там 

же . 

С. 23. 

не может куп ить себе такие же - она их сжигает и менно для того, 
чтобы не хотеть покупать автомобил и .  

Когда-то на заре мануфактурной эпохи рабочие разбивали пер­

вые машин ы ,  которы е  л и шал и  их работы , - это было движение 

луддитов. Однако это движение так н ичем и  не завершилось, этот 

наивн ы й  п ротест лопнул  в  новом и ндустриальном обществе  под 

грудой других проблем ,  как воздушн ы й  ш арик.  << Н овые луддиты>> ,  

п ротестующие против  виртуального  общества,  в  котором  <<всем 
внушают жел а н и я ,   которые н ас  удручают»,  также  обрече н ы  н а  
п ро вал. 

Решение проблем ы  не может состоять в разрушении или бегстве 

от виртуального м и ра.  П режде  всего  надо понять, что в действи ­
тельности произошло с человеком под воздействием виртуальной 
реальности. 

9.2.  ВИРТУАЛЬНЫЙ МИР И РАСПАД ИДЕНТИЧНОСТИ 

Энтони Гидденс и Зигмунд Бауман принадлежат к числу пес­

с и мистов.  Они утверждают, что мы живе м  в  эпоху кризиса иден ­
тичности: виртуальны й  мир средств массовой и нформации разру­
ш ает «связь времен», навязывая человеку сенсации сегодняшнего 
дня, заставляя забыть о прошлом и  н е  думать о будущем . Человек 

и нформационного общества погружается  в  в иртуальную реаль­

ность, словно в  наркотическую н ирвану:  он бежит от скуки по­

вседневности к экран у  телевизора или монитору ком пьютера, на­
бирая номер телефона или погружаяс ь  в  И нтернет,  забы ваясь в 
видеоиграх или листая картинки м одных журналов. 

Человек перестал участвовать в том ,  что делает, и  эмоциональ­

но живет как бы  в другом  измере н и и - ведь тот,  кто смотрит н а  

телеэкран  или участвует в интерактивных опросах, и л и  звон ит по 

сотовому телефону, или  играет в ком пьютерные и гры, - не живет, 
он ушел  в  и ной мир. Это особое состоян ие ,  отличное от жизни  и 
от смерти , - состояние виртуального зазеркалья: <<И нтересно было 
бы  подсчитать,  сколько часов  в ден ь  м ы  отсутствуем  в реал ьной 

действительности и  сколько времени пребываем  в зазеркалье. Ру­

чаюсь, что все измерител ьн ые приборы зафиксируют наше отсут­
ствие  ( "Абонент недоступен в данн ы й  момент! " )  и нам трудненько 

будет разубедить их. Л юди, критикующие индустри ю  развлечени й ,  

и меют дома телевизоры. Л юди ,  осуждающие общество потребле­
ния, и меют карточки Visa. Ситуация необратима. Она не меняется 

со времен Паскаля: человек продолжает спасаться от страха смер-

1 95 


background image

ти  в развлечениях.  П росто оно, развлечение, стало таким всемогу­

щим, что заменило самого  Бога>> 

1 •  

Необязательность, случайность, эпизодичность и дискретность 

отношен и й ,  которые складываются  в виртуальном  м ире, человек 
начал переность и на личные отношения между людьми  в м ире ре­
ал ьно м .  Так  и нформацион ная  э поха  постепенно превратилась в 

м ир <<чистых отношений>> ,  в которые вступают ради них самих: ради 

того, что кажды й  может  из  них извлечь,  и  потому они могут быть 

прекращены, более или менее произвольно, любым из партнеров в 

л юбой момент.  Как подчеркивает Гидденс, навязать идентичность 

отношениям, которые сами <<развязаны>> , - невозможно2. 

Н а  смену м иру и ндустриальной эпохи , сконструированному из 

прочн ы х  долговременн ы х  объектов ,  приходят деш евые издели я ,  

с планированные для  краткосрочн ого испол ьзован ия.  Приобщая 
человека к наркотику под названием <<новинка» , информационное 
общество искусственно стимул ирует спрос: каждая следующая но­

винка обращает предыдущую в бросовое старье. << П ри готовься хо­

теть!>>  - вот самы й  ярки й  реклам н ы й  плакат  п отребительского 
общества и одновременно - самы й  откровен н ы й  из всех. В таком 

м ире и сам человек убежден : разные идентичн ости можно при  не­

обходимости при н имать и сбрасывать как при смене наряда3. 

Ключевым словом в отношен и и  человеческой идентичности в 

эпоху постмодерна 

3 .  

Бауман считает «вторичное испол ьзование>> .  

Когда-то  материал ь н ы м   нос ителем  модерна была фотобумага: 

желтые страницы распухавших семейных альбомов отражали мед­

лен ное приращен и е  необратимых и  неизгладимых событий ста­

новления идентичности .  В и нформационном обществе носителем 
п остмодерна стала в идеокассета с  магнитной ленто й ,  зап и с и  н а  
которой можно стирать и  п ерезаписывать.  Кассета не рассчитана 

на то, чтобы хран ить что-нибудь вечно, - она несет в себе идею 

трансформаци и :  любое событие в м ире досто й но внимания л и ш ь  

д о  тех пор,  пока не попадется н а  глаза следующая достопримеча­

тельность.  Есл и  в новые времена главной заботой в связи с иде н ­
тич ностью была забота о долговечности , т о  сегодня заботятся  о 
том ,  как  уклон иться  от обяза нн осте й .   Если м одерн строился  из 

196 

Бегбедер Ф. 

Указ. соч . С.20 1 -202. 

Giddens 

А. The Transformation of lntimacy. Cambridge:  Polity Press,  1 992. Р. 58, 

1 37. 

Lasch Ch. 

The  M i nimal Self. 

L., 

1 985. Р. 32,  38. 

бетона и стали ,  то постмодерн из вырожденной органики - пласт­

массы 

1 •  

Понятие <<ИдентичностЬ>> отражает определенную проблему са­

мосознания человека,  поскольку об  иде нтичности  вспоминают 

тогда,  когда нет уверенности в своей  принадлежности : человек не 

может или  не знает, как убедить окружающих в том ,  что свое мес­

то в обществе он зан имает по праву.  В этом смысле идентичность 

есть критическая проекция того, что требуется тому или  и ному ин­

ди виду.  Однако и нформационная  революция перевернула пер­

спективу: впервые для человека стала актуальной не идентифика­
ция с группой, государством или обществом ,  но стремление уйти 

от обществен н ых связей, а значит, уйти и от пол итики. Ведь иден­
тичность означает прежде всего принадлежиость к определенному 

человеческому сообществу. 

Человек перестал стремиться к самоутвержден и ю  в пол итичес­

кой сфере - и общество пока не оценило катастрофическую опас­
ность такого  выбора.  П о м н ите ,  еще Аристотел ь  п редупреждал : 

человек вне политики - л ибо животное, л ибо божество.  Так  что 
же в действительности произошло с человеком? 

Бауман исследовал особые жизнен н ые стратегии и нформаци­

о н ного  об щества,  направл е н н ые  н а  то,  чтоб ы  <<избавиться>>  от 

всякой идентичности .  Он описал четыре основных антропологи­
ческих типа нашего времени - <<бродя гу>>,  <<фланера>> ,  <<И грока>> и 
«Туриста>> .  

Н и  оди н  из этих типажей не я вляется изобретением информа­

ционного общества - все они были  хорошо и звестны задолго до 
наступления постмодерна.  Но прежде игроки, бродяги и фланеры 
были маргиналами традиционного и  и ндустриального м иров, они 

существовали  где-то  на обочине ц ивизизац и и ,  и х  презирали  как 
бездумных <<прожигателе й  жизни>>  и  кле й м ил и  как <<лю м пенов>>. 
Сегодня эти антроп ологические стратегии находятся в центре и н ­
формационного общества,  они поистине п ревратились в  стил ь 
жизн и .  И  если человек - это стиль, то м ы  и меем возможность че­
рез эти жизне н н ы е стратегии  оцен ить современ ного человека  и 
задуматься :  если вместе с понятием <<Идентич ность>> человек утра­
ч и вает и  качество пол итичности ,  в  какой роли  он  востребован  в 
современном обществе? 

Бауман 

3. 

От nаломн ика к туристу // Социологический журнал.  1 995. NQ  4. 

с. 

1 34. 

197 


background image

9.3.  ФЛАНЕР, БРОДЯГА, ТУРИСТ И ИГРОК: КТО СЛЕДУЮЩИЙ? 

П оэты и художники сч итают символом современного города 

фланера. Этот антропологический тип предстает перед нами в ка­
честве  мастера  и м итац и и  своего  време н и :  п офлан иро вать - все 
равно что сходить в театр, побыть среди  посторонних и  быть пос­
торонним для  них, быть в толпе, но не при надлежать ей. Художн и ­
к и  часто делают зарисовки городской жизни так, как их видят фла­

неры: в  виде  последовател ьности  отрывоч н ых  эпизодов - сери и 

событий без  прошлого и  без  последстви й ,  где л юди восприни ма­

ются  как м и молетные прохожие, словно видимостью исчерп ыва­

ется их сущность. При этом встречи представляются как <<Не-встре­
Ч И>>: будто бы случай н ые пересечения без  взаимных вл ияний. 

Фланер может м нить себя драматургом и режиссером, которы й 

держит в своих руках н ити жизней других людей, но он  н икогда не 

вторгается  и  не  н арушает  их  судьб ы .  Для  него  важно другое :  он 
ведет жизнь <<Как если бы» и <<как есл и бы>> участвует в жизни дру­
гих людей .  Он боится ответственности реальной жизн и и реал ьных 
поступков, и  потому воспринимает жизнь как кинематограф - не 
всерьез. Он играет с реальностью, словно с виртуальным полотном : 
создает для себя полностью приватны й ,  безопас н ы й ,  замкнутый и 
зашишенный от вторжений мир одинокой монады, где физическое 
присутствие посторонних не скрывает и  не нарушает их психичес­
кую недосягаемость1 • 

М ы  все встречали таких фланеров на вечерних проспектах круп­

ных городов, в ноч н ых клубах и  кафе: на их лицах маска безмятеж­
ной отрешенности ,  часто их уши плотно закрыты наушн и ками - в 

реал ьном м ире о н и  только  присутствуют и  фланируют, сами же 
погружен ы  в виртуальный мир музы ки,  чтобы  е ще  сил ьнее  отре­

ш иться от реальности. Стремление избежать идентичности п роч и ­

тывается в и х  безликой универсальной одежде с логотипами извест­

ных диза йнерских фирм,  в  избытке  поставляемой для  фланеров 

сетью модн ых бути ков, в бессодержател ьном времяпровождении в 

развлекательных заведен иях. Собственно, вся и ндустрия развлече­
н и й  современного  города  и  создана именно  как место времяпро­
вождения фланеров, которые могут пребывать в шум ной праздной 

толпе, в атмосфере  не смол кающей грохочуще й  музы к и ,  в то же 

время психологически всегда оставаясь наедине с собой .  

Нескол ько другой антропологический тип представляет собой 

<<бродяга» - человек <<без определенного места жительства>> ,  жупел 

Бауман 

3. 

Указ. 

соч. 

С.  1 44- 1 45. 

198 

современной ци вилизации, ночной кошмар nодземных переходов 

и J<Онеч ных станций метро.  П родвижение его непредсказуемо, он 

сам  не знает, да и  не хочет знать,  куда он двинется завтра.  Куда бы 

ни  приходил бродя га, он везде чужой ,  его зовут новые, еще не ос­

военные места.  Стратегия <<безместности•> и меет свою прелесть ­
<<Пока, а там  посмотрим» и  тем  сам ым оставляет свободу выбора. 
Сегодня бродя гам и  становятся  не от неприспособленности к осед­

лой жизни ,  а  из-за малоч ислен ности  мест, где можно осесть: <<Сам 

мир превращается в бродягу, и это происходит очень быстро. М ир 

сам себя  перекраивает по  мерке бродя ги>>. 

Мегапол исы становятся центрами притяжения бродяг по чисто 

экономическим  причинам: там  можно немного подработать и  за 
несколько месяцев получить столько, сколько в маленьком городе 

на тяжелой работе не получ ишь и за год.  Москва сегодня заполне­

на толпами стихийно сложившихся <<бригад>> украинцев, молдаван ,  

тадж и ков, белорусов. Они стал и  бродя гам и  поневоле, но это  не 

меняет общей тенде н ци и  постмодерна к доми нированию подоб­
ного стиля жизн и :  лоневоле не значит вопреки. Человек вынужден 

сры ваться  с  места в  поисках работы ,  но  поскол ьку постоян ного 

заработка н и где найти так и не удается, он непрерывно <<кочует» от 

одного работодателя к другому. 

Более  высокое п оложение в современ ном обществе зан имает 

<<турист>> - достаточно обеспеченн ы й  человек, который сознатель­
но и  систематически  и щет прикл юче н и й ,  новых переживан и й ,  
хочет погружения в  незнакомую, экзотическую атмосферу.  Как 
прав

ло, бол ьшую часть с воего времени он должен работать,  но 

душои принадлежит м иру туристических грез: он вынужден но со­

глашается на ежедневный тяжелы й  труд, чтобы хотя бы на краткий 
м и г  недел ьного  отп уска п ретворить в жизнь  манящие картин ки 

ярких туристических проспектов - отпуск на Сен - Барте н а  Анти­

л ьских островах, ил и  в Ламе в Кени и ,  или на П хукете в Таиланде, 

ил и  в Лакабане в Аквита н и и .  

Туристский мир цел иком и  полностью структурируется  по эс­

тетическим критериям. То, что турист готов купить и за что он пла­

тит,  можно определить как п раво  не скучать и  свободу от  всего 
кроме эстетического измерения. Туристские фирмы ,  планирующие 
поездки, обязан ы  продемонстрировать,  насколько сенегальские, 
сей шельские, кен ийские, тайские пейзажи в действител ьности по­

хожи на их рекламные проспекты :  <<Л азурь, лазурь, лазурь .. .  у них 

уже передозировка лазури ... >> . Тем самы м  и ндустрия туризма пре­

врашает путешествен н и ка в контролера, его открытия - в и нспек-

199