Файл: Василенко И.А. Политическая философия (Высшее образование). 2010.pdf
ВУЗ: Московская государственная юридическая академия им. О.Е. Кутафина
Категория: Книга
Дисциплина: Философия
Добавлен: 05.02.2019
Просмотров: 9651
Скачиваний: 18
цию, уди вление - в констатацию, а самого туриста - в Фому не
верующего. М ир современного туриста - это оплаченные прикл ю
чения по заказу.
В отл ичие от бродяги у туриста есть дом , что входит в « предо
хранительную упаковку» , как место где можно отдохнуть от пахо
дав и приключений. Безмятежность домашнего уюта гонит турис
та искать новых неизведанн ых радостей, но домашн и й тыл превра
щает поиск приключе н и й в безопасное, невинное занятие. В со
временной Росси и туристический бизнес переживает невиданн ы й
бум : некоторые м ировые курорты с пециал ьно ориентируются н а
туристов из Росси и , учитывая как легко и охотно тратят нувори ш и
сво и капиталы.
П р и н ци п иал ьно другую жизненную стратегию выбирает <<И Г
рок>> - человек, которого примекает напряженный м ир риска, азар
та и охоты . Цель и гры - победа, и потому и гра не оставляет места
ни жалости, ни сочувствию, ни состраданию, н и взаимопомощи .
В чем-то и гра похожа н а вой ну, н о это вой на, которая н е оставляет
ни душевных ран , н и злобь1. В и гре сам м ир играет, везение и неве
зен ие - лишь ходы и грающего м ира. И гра освобождает от угрызе
н и й совести. Отличительная черта взросл ых л юдей эпохи постмо-
1
дерна - охота полностью отдаться и гре, как это делают дети .
М и р сегодняшнего росси й с кого бизнеса - это м и р азартных
<<и гроков>>, где часто ставкой я вляется человеческая жизнь, где за
казные убийства стали п ечал ьной повседневностью. И гра без пра
вил - самы й опасный вид и гры, в ней нет ком промиссов, победи
тел ь здес ь получает все -
н
о остальные все теряют. Такая и гра
грозит перерасти в гражданскую войну и расколоть общество.
П ол итическая неполноценность всех четырех стратегий состо
ит в том , что <<фланер>> , <<бродяга>> , «игрок>> и <<турист>> бегут от об
щества, от человеческих обязательств и связей в мир и гры, развле
чений, зрели щ и случайных отношений. Стрем ительно утрачи вая
свои политические качества, человек информационного общества
превращается в потребителя «хлеба и зрелищ».
9.4. НОМО
CONSOMMATUS
-
Ч ЕЛОВЕК
ПОТРЕБЛЯЮЩИЙ
Основная антропологическая проблема современного общества
состоит в том , что у него нет сегодня кон цепции демократического
Бауман
3.
Указ.
соч.
С. 1 43- 1 50.
200
гражданина, на с мену ей пришла кон цепция челове ка-потреби
тел я . П одобно жителям Телемского аббатства у Франсуа Рабле,
человек п отребительского общества видит с во й еди н стве н н ы й
«дОЛГ>> в ведении приятной жизни . Как отмечает Жан-Франсуа Л и
отар, <<М И Р превратился в склад потенциально и нтересных объек
тов, и задача состоит в том , чтобы выжать из н и х как можно боль
ше зан имательного>>
1 •
Согласно вездесущей статистике в среднем житель Запада еже
дневно выслуши вает 4 тыс. рекламных объявлени й . Г и гантские
рекламн ые проспекты товаров красуются на стенах домов и авто
бусных остановках, на крышах и на асфальте, на такси и грузови
ках, в метро и даже за городом . Тишина также оказалась на грани
исчезновения: невозможно спастись от включенных транзисторов
и телевизоров, магнитофонов и телефонов. Все средства массовой
и нформаци и призывают человека к одному - к активному потреб
лению.
<<Человек вошел в пещеру Платона. Греческ и й философ описы
вал люде й , прикованных к скале и созерцающих тени реальности
на стенах тем н и цы . П е щера Платона нашла свое воплощение в
нашей действительности - теперь она зовется телевидением .. . это
походила на реальность, и мело цвет реальности , но не б ыло на
стоящей реал ьностью. Л О ГОС на сырых стенах нашей пещеры
уступил место логати п
у.
человечеству лонадобилось две ты с я-
б
v
2
Ч И лет, ЧТО
Ы
ДОИТИ ДО ЭТОГО>> .
Исчезновение Гражданина и замена его П отребителем в антро
пологическом смысле представляет собой настоящую катастрофу
современности . Гражданин как человек пол итический был связан
с м иром сильн ы м и эмоциональными связя м и : он стрем ился к че
ловеческому обще н и ю , в идел себя частью какой -то групп ы или
коллекти ва, идентифицировал себя с н и м и , обрастал корня м и ,
и общество предлагало ему определенную систему координат, ко
торая помогала выжить в самых сложных с итуациях.
Ч еловек потребляющий решает проблему экзисте нциальных
потребностей при н ц и п иал ьно по-другому: он вступает в отноше
н ия исключ ительно с сами м собой и с неодуш е влен н ы м и п редме
там и потребления, проявляя крайн и й нарциссизм . В результате он
сам для себя становится цел ы м миром и любит цел ы й мир в себе
самом: общество его больше не и нтересует.
Lyotard J. F.
Moralitbes postmodernes. Р., 1 993. Р. 32-33.
Бегбедер Ф.
Указ.
соч .
С. 84.
20 1
Ч еловек потребляюший отворачивается от жи вого м и ра - от
л юдей , от природы , от идей - и все свое внимание устремляет на
м ир и скусстве н н ы й - на предметы , веши, м аш и н ы , механизм ы ,
автоматы. Для такого человека весь м и р преврашен в объект купли
п родажи, в совокупность артефактов. Его л и цо неизменно обра
шено к экрану - он хочет созерцать не живой мир, а сверкаюшие
автоматические конструкции из стал и , стекла и алюминия.
Такого человека психологи называют <<моноцеребральным>> -
человеком одного измерения. И сегодня это измерение - вирту
альное. Для моноцеребральной личности характерна определенная
форма нарциссизма, при которой все нацелено на достижение ус
пеха. И вер ш и н а успеха - попасть на экран телевиде н и я : стать
звездой . Л юб и мая песня современных подростков и меет только
одну строчку припева: <<Круто, ты попал на TV, ты звезда, ты звез
да!>> . Моноцеребральная личность настолько сильно в писана в сов
ременную автоматизированную систему, что меха н и з м ы также
становятся объектом ее нарциссизма: современн ы й человек обо
жает свои маш и н ы не меньше, чем самого себя.
9.5.
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
Распад идентичности, рост нарциссизма и культ потребления
привели к становл е н и ю н ового социал ьно-пол итического фено
мена - и ндивидуализированного бесклассового обшества. Однако,
оказавш ись <<ПО ту сторону классов и слоев>>, современн ы й человек
не обрел социал ьного равенства, как когда-то ему обешал Карл
Макс: напротив, неравенство в предельно и ндивидуализированном
сообшестве только усилилось и приобрело н овые формы. Но если
раньше мы могли говорить об обн ишани и классов (например, про
летармата и крестьянства), то теперь кажды й в оди ночку п ротиво
стоит грозным факторам безработицы и инфляц и и .
П о данн ы м немецкого Федерального ведомства занятости, каж
дый третий трудоспособ н ы й немец в течение 1 0 лет по мен ьшей
мере оди н раз испытал на себе, что значит быть безработн ы м . Н и
одна квалификация или профессиональная груnпа не гарантирует
сегодня от риска безработицы. Новая и ндивидуализированная бед
ность растет в современном обшестве, при этом неравенство н е
устраняется , а только n ере носится в об.ласть и ндивидуализации
социал ьн ых рисков. Возни кает парадоксальный феномен - новая
непосредственность и ндивида и обшества, в том см ысле, что об
шественные кризисы кажутся теперь и ндивидуал ь н ы м и и больше
202
н е вос п р и н и маются в их обшествен но- пол итическом сознан и и
современ н ы м человеком . М ногие политические анал итики имен
но здесь усматривают корн и современной <<волн ы психозов>> и мас
совых самоубийств в высокоразвитых странах 1 •
Одновременно с ильно возрастает значение ориентации на и н
ди видуаль н ы й успех, с и гнорированием всех обшественн ых обя
зательств. Исследования социологов свидетельствуют, что для со
временного человека главны м становится развитие л и ч н ы х спо
собностей , самоосуществление, высокий уровен ь личных доходов
и идея о том , что «нужно постоянно двигаться вnеред>>. В поисках
самоосушествлени я л юди меняют професси и ( н евиданн ая nрежде
nопулярность <<второго высшего образования>> ) , объезжают все
уголки м ира (стрем ительный рост туристического бизнеса), разру
шают самые проч ные браки и вступают в кратковременные связи
(расп ад традиционной семьи и рост н ерегистрируемых граждан
ских браков), увлекаются нетрадииионной медициной, йогой, nос
тятся и nереходят из одной nсихотерапевтической групп ы в другую
( п сихоанал итика стала самой модной профессией).
Все это ставит под сом нение все прежние п ол итические кон
цепты : классы , п арт и и , идеологии как фор м ы и н ституализации
политической активности современного человека. Развитие инди
видуализирующего процесса соnровождается nохоронным звоном
по всем прежни м пол итическим институтам. Как отмечает Ульрих
Бек, в современных западных демократиях nартийные центры те
ряются в догадках по поводу растущей доли « Переменных избира
телей>>, которые на каждых выборах голосуют по-новому: из-за них
пол итический гешефт становится н е предсказуе м ы м . Если всего
несколько десятилетий назад такой <<кочующий электорат>> оце н и
валея кругл ы м счетом 1 0% , то в начале
X X I
в . и х доля составляет
уже 40%2. П ол итические анал итики единодушны в диагнозе: пере
мен ные избиратели с их ртутной текучестью ввиду важности мало
го бол ьш и нства в будушем на выборах станут решающей силой.
Этот означает полную переориентаци ю политической борьбы :
партии уже н е могут опираться на постоян н ы й электорат и вынуж
дены всеми доступ н ы м и силам и перевербовывать гражданина, -
а ныне в особенности и гражданку, поскольку современные жен
ш и н ы проявляют больше и нтереса к п ол итике . Растет п ропасть
между и ндувидуал изирова н н ы м и nритяза н и я м и населения и их
Бек У.
Обшество риска на пути к другому модерну.
М . , 2000. С. 1 33, 1 45.
Там же. С. 287-288.
203
представительством в спектре пол итических парти й . Отсюда рост
политического влияния прежде периферийных политических сил:
движений гражданских и н и циатив и обшественных организаций -
женских, молодежных, движений ветеранов и пенсионеров, жите
лей городских районов и даже кварталов. Все это позволило Беку
вьщвинуть идею <<размыва н ия границ п ол итики>> в информацион
ном обществе.
Ч еловек пол итический и п ол итика не исчезают в современном
м ире: они развивают новые формы политического. Что же толкает
и ндивидуалиста и потребителя на путь политического участия?
9.6. ОБЩЕСТВО РИСКА КАК ПОЛИТИЧЕСКИ
Й ФЕНОМЕН
Обескуражи вающи м парадоксом современного потребитель
ского общества, ориентированного на п редельн ы й гедон изм обы
вателя, стал невиданн ы й п режде рост рисков - социальных, эко
логических, экономических, пол итических. Риски в и нформаци
онном обществе - это большой бизнес. Они являются следствием
все возрастающих запросов потребителей, которые н евозможно
удовлетворить. Круг замк нулся: потребительское общество с по
мощью и нформационных технологий раздувает потребности, по
требности п ре вращаются в <<бездон ную бочку>> , генерируя безу
держ н ы й рост производства, что п р иводит к непредсказуе м ы м
эконом ическим , экологически м , социал ь н ы м и п ол итическим
последствиям.
Современные риски, как п равило, не поддаются чувственному
восприятию и выражаются в физических и х и ми ческих форму
лах - содержани и ядов в п ище, радиоактивной опасности , токси
н ах, зараже н и и воды и воздуха. В целом все эти риски я вляются
побоч н ы м и продуктам и высоких технологий и с их дальне й ш и м
совершенствованием будут только усиливаться. В результате соци
ально признанн ы е риски , как это стало, например, с экологиче
ской проблем атикой, несут в себе своеобразны й п ол итический
детонатор: на первый взгляд совершенно апол итичные проблемы
( например, умиран ие лесов, потепление кли мата) становятся ак
туальной пол итикой.
Без всякой доли преувеличе н ия можно утверждать: все надви
гающиеся неполитические катастрофы в современном обществе
и меют ярко выраже н н ы й политически й потенциал. С этой точки
зрения самы м важ н ы м п ол итическим центром власти общества
риска является М Ч С - М ин истерство по чрезвычайн ы м ситуаци-
204
ям. Уже сегодня С. Шойгу - глава М Ч С - одна из самых извест
ных фигур партии власти в современной Росс и и .
Ци вилизационные риски - вот что способно по-настоящему
встряхнуть современного обывателя и привести его вновь на тропу
политики . Для преодоления проблем н ых зон с воей жизн и л юд и
вынужден ы объединяться в общественные и политические коали
ц и и . Сегодня о н и уже не несут н и какого классового характера:
коал иции возн и кают и расп адаются п о ситуационн ы м и темати
ческим признакам. Борьба с шумом жителей квартала вблизи аэро
дрома или борьба потребителей за качество определенных товаров
на рынке ( протест п ротив ввоза <<ножек Буша») может объедин ить
представителей разных специал ьносте й , социал ьн ых слоев и по
л итических партий . Новые конфл икты и нформационного обще
ства взрывают старые политические схемы конфли ктологов и за
ставляют искать нетрадииионн ые пол итические решения.
Глобализация современных экологических и политических рис
ков предопределяет глобал изацию обществе н н ых движе н и й эко
логистов и антиглобалистов, которые изначально развиваются как
транснационал ьн ы е . Вместе с тем существует цел ы й ряд устойчи
в ы х конфликтных л и н и й , которые имеют uивилизаuионную спе
цифику: это проблемы расы, цвета кожи, этнической принадлеж
ности ( иностранные рабочие), конфессиональные конфликты. Все
эти движе н ия становятся центрами субполитики , и тем самы м по
л итика утрачи вает центральное место в обществе, где при н имают
ся решения и форм и руются контуры будущего развития .
С большой долей иронии Бек заметил: экология , экономика и
наука не могут больше притворяться, что не вмешиваются в поли
тическую жизнь - они своим и средствами вершат пол итику.
И
в
этом нет н ичего н е п р и л ич н ого, н ич е го такого , что стоило бы
утаи вать и прятать1 • П ора признать, что полити ка н и когда уже не
смогут вернуть себе монопол ь н ы й статус в реш е н и и всех обще
стве н н ы х п роблем. Но при этом существует важнейшее отл ичие
п ол итики и центров субполитического вли я н и я : в то время как
экологисты, экономисты, религиозные деятели и эксперты в част
ных науках могут с порить и отстаивать отдельные и нтересы , поли
тика обязана говорить об обществен ном консенсусе, восп итывать
толерантность и выступать верховным арбитром нации.
Бек У. Указ.
соч .
С. 345.
205
9.7. «ГОББСОВА ПРОБЛЕМА» ИНФОРМАЦИОННОГО
ОБЩЕСТВА
Современ ное и нформаuион ное общество образовано мно
жеством изолированн ых и ндивидов, обуреваем ых страхом и неуве
рен ностью в завтрашнем дне. Возн и кает закономерн ы й вопрос:
каким образом возможны порядок и стабильность в таком предель
но и ндивидуал изированном соuиуме, где кажды й преследует тол ь
ко л ичную выгоду?
Когда-то на заре Н ового времени эту проблему в философии
пол итик и п оставил Томас Гоббс. Его конuепuия <<общественного
договора>> исходит из того, что изолированные и ндивиды , каждый
и з которых вел << Вой н у всех против всех>> , вы нужде н ы были под
страхом самоуничтожения заключить договор. Основой их сол и
дарности стал страх за свою жизнь: и менно страх выступил источ
н и ком договора об общественном м ире. Так родилось пол итиче
с кое решение проблем ы - страх был перенесен внутрь государ
ственной конструкuи и : отн ыне только государство стало обладать
правом на легитим ное насил ие п роти в тех, кто нарушает обще
стве н н ы й порядок.
В современ ном м ире все риски носят транснаuиональный ха
рактер, провоuируя тем сам ы м транснаuиональный характер по
л итических конфли ктов и транснаuиональное поле пол итической
борьбы, где современный и ндивидуал ист вновь ведет войну «всех
п роти в всех>> . Терроризм , м и граиион ные потоки , наркотрафик,
экологические проблемы - все эти конфликты имеют глобальный
характер и не могут быть реше н ы наuиональными правительства
м и . Однако международ н ы е орган изаuии - ОО Н , Ю Н Е С КО,
О БС Е - оказал ись не готовым и предложить конструктивные ре
шения глобальных проблем , расписавшись в своей беспомошнос
ти остановить новые глобальные конфл и кты .
В этих условиях возн и к опасный разрыв между неэффективной
системой международного права и эффективным логунгом <<Прав
человека>>, которы й был превращен в новый боевой кл ич силовой
международной политики. Н осители прав человека - это изол и
рован ные и ндивиды , независимо от их соuиальной и наuиональ
ной принадлежности . Носители международного права - конкрет
ные государства, и почти в каждом из н их есть какие-то меньши н
ства, способные заявить о том , что с ними обращаются не должным
образом.
206
Бомбардировки Югославии , Афганистана, И рака - это защита
прав человека и одновременно грубое нарушение международного
права. Сегодня вопрос о новом глобал ьном <<обществен ном дого
воре>> - это вопрос войн ы и м ира. Н ормы международного права
должны вновь стать эффективным инструментом международной
политики. Однако это может произойти тол ько в том случае, есл и
полити ки усл ышат наконеu м нение антропологов по поводу Де
клараuии прав человека и граждани на.
В самом начале образования Организаuии Объеди ненных Н а
uий известный антрополог М . Герсковиu и груnпа ученых Амери
канской антропологической ассоuиаuии выступ или с меморанду
мом. Они зая вили , что стандарты и uен ности имеют спе uи фичес
кий характер в раз н ы х кул ьтурах и п оэтому вся кие п о п ытки
сформул ировать п рава человека исходя и з м орал ьного кодекса
тол ько одной культуры
и
распростран ить их на все человечество
недопусти м ы : << В основу деклараuи и должны быть положены об
щемировые стандарты свободы и справедли вости, базирующиеся
на принuипе, согласно которому .. . человек свободен тол ько в том
случае есл и он может жить согласно тому пон иманию свободы,
'
1
которое принято в его обществе>> .
Известно, что мнение Герсковиuа и его коллег не было принято
во внимания, и вот уже более полувека в основе Деклараuии прав
человека находится уни версал истекая конuепuия , декларирующая
постулаты морального кодекса только одной западной культуры .
Н е удивительно, что в незападных странах эта Деклараuия все чаше
характеризуется как « и мпериал изм прав человека>>. Современное
международное право должно уйти, наконеu, от жестких техноло
гий навязывания еди ных универсальных норм и правил политичес
кой и гры и освоить новые - «мягкие>> технологи и пони ман ия и
и нтерпретаuии uен ностей разн ых политических культур.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1 .
Почему
в
и н ф ормационном обществе происходит распад иден
тичности?
2. Как в ы можете оцен ить новые антропологические стратегии
«туриста», « игрока», «бродяги» и «фланера» с политической
точки зрения?
Statemcnt iп humaп rigl1ts. submitted to the Commission
011
H u maп Rigl1ts,
Uпited Natioпs, Ьу tl1e Executive Board, American Antropological Association
11 Americaп Aпtropologist. 1 947. NQ 49. Р. 54 1 .
207
3.
Почему процесс индивидуализации в современном обществе
связан с кризисом политических и нститутов?
4.
Каки е изменения в политической жизни общества произошли
с возникновением активных центров субполитики?
5.
Почему становление бесклассового индивидуали з ированного
общества сопровождается не исчезновением, а обострением со
циального неравенства?
6.
Когда и почему возни кла «Гоббсова проблема» в
ф
илосо
ф
и и по
литики?
7.
Почему Декларация прав человека вызывает критику совре
менных антропологов?
Часть четвертая
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРАКСЕОЛОГИЯ
Глава
1 0
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ
КАК ТРАДИЦИЯ И НОВАЦИЯ
Сегодня ритуалы монархии воспринимаются как сим
вол свободы и праздник стабильности в мятущемся и
разочарованном мире.
Хьюг Тревор-Ропер
10. 1 . ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ УКРАСТЬ ДУБИНКУ У ГЕРКУЛЕСА?
В
классической картине п ол итического м ира п ол итическое
действие субъектов п ол итики разворачи вается как традиционный
ил и модернизирован н ы й ответ н а вызовы политического време н и .
Классическое политическое действие е щ е не опосредовано вирту
ал ьным п ол итическим пространством и вре м е н е м , не и с кажено
политическим и технология м и , и поэтому его описан ие н а языке
политической философии наиболее полно нашло отражение в тео
рии систе м .
Н е случайно и менно
Т.
Л арсоне - признанн ы й корифей струк
турно-функционал ьной методологии , дал одно из луч ших опреде
л е н и й :
пол итическое действие - это самоорганизующаяся с и стем а ,
особен ность которой состоит в с и м вол ич ности ( с и м воли ческие
механизмы регуляции - язык, культура) ; в нормативности (зави
с и мость и ндивидуал ьного действия от общепри нятых цен ностей
и нор м ) ; в волюнтаристичности (способность и ндивида, незави
с и мо от услови й сред ы , самому определять действие, и сходя и з
своей субъективной оце н ки ситуации)
1 •
Парсоне
Т.
Соuиолоrия сегодня. М . , 1 975. С . 2 1 -22.
209