Файл: Василенко И.А. Политическая философия (Высшее образование). 2010.pdf

Добавлен: 05.02.2019

Просмотров: 9653

Скачиваний: 18

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

П ол итические действия  класс ических субъектов  пол ити ки  -

политических лидеров и  п артий ,  отдельных политических авторов 
и  политических классов - и с п ытывают сильные детер м и нации со 
сторон ы  политической культуры .  Эти действия зависят от пол ити ­
ческих цен ностей  и  трад и ц ий ,  духа  политического  сообщества  и 
этоса  культуры.  П р и   этом  под  этосом  культуры  обычно п одразу­
мевают  морал ь н ы е   и  эстетические аспекты  культурного  мира  -

оценочн ы е  элементы ,  морал ьн ы й ,  эстетически й  вкус  и  стиль  на­
рода, с крытое основан ие установок людей п о  отношению к сам и м  
себе  и  к  м иру.  В  классическо й  картине  политического  м ира  про ­
исходит субъективное  о пределение  политической  ситуаци и ,  что 
зависит от  опыта и  таланта человека,  базовой  структуры  его  л и ч ­
ности ,  менталитета. 

Важно  подчеркнуть,  что  политические действия  в  традицион ­

ном и  модерни з ирован ном обществе разли чаются  по  мотивациям 
и  направленности,  но они оба (пусть в разной сте п е н и )  сохраняют 

определ е н ную  п р и вержен ность трад и ц и я м   и  ярко  в ыражен ную 
самодостаточность. До  н аступления и н формационной эры  пол и ­
тик должен был самостоятельно п од н иматься вверх п о  партийной 

лестнице, участвовать в политических м итин гах и дискуссиях, до­

казывать своими п ол итическими действи я м и  право  на  политиче­

с кое л идерство.  П е рефразируя Л ессинга,  которы й  утверждал ­
нельзя украсть дуб и н ку у  Геркулеса и  стихи у  Шекс пира, - можно 
сказать:  нельзя украсть харизму у  политика до  и н формационной 
революци и .  

И 

только с  появл е н и е м  виртуальной реальности  н е ­

возможное стало возмож н ы м  н а  голубых экранах мониторов - на 
смену политической самодостаточ ности пришел виртуальный по­

литичес к и й  и мидж. 

Еще одной общей черто й ,  характеризующей политические дей­

ствия в традиционном  и  модерн изированном обществах,  является 
единая модель легити мности политической власти . Л е гитим ность 
здесь обеспечивается с  помощью механизмов политической  кул ь­
тур ы ,   поскольку насили е  н е  м ожет быть стабильн ы м  и  долговре­
м е н н ы м  фактором сохра н е н и я   п ол итического режим а .   Кажд ы й  
п олитический  режим ,  надеющийся на функционирован и е  в тече­
н и е  длитель ного  вре м е н и ,   начи нает  стрем иться  к  обеспече н и ю  
своей легитимности,  п ытаясь приспоеобиться  к  установивши мся 
культурным нормам с  помощью демонстрации уважения к тради­

циям,  рациональ н ы м  правилам ил и  оп ираясь на харизматически й 

авторитет л идера. 

210 

Когда-то,  н а  заре  модернизац и и ,   в эпоху  и ндустриального об­

щества  казалось, что между традиционн ы м  и  модернизированным 

обществом  будет лежать н епроходимая  пропасть: тради ционность 

и  современность (модерн)  станет разделять отказ от традиционных 

действий  и  п ереход  к  у н и версал и я м   и ндустриального  м ира.  Н о  

практика модернизации доказала утопичность этих представлени й :  

только там ,   где  политическая модерн изация  опиралась н а  новое 

прочте н и е  п ол итических традиц и й ,   она  п р и водила  к  успеш н ы м  
п олитическим действиям. 

10.2.  ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ КАК САКРАЛЬНАЯ СВЯЗЬ 

ВРЕМЕН 

Э.  Кассирер в своих работах п о  философ и и  культуры одн и м  

и з  первых обратил в ни мание н а  то,  как социокультурн ы е  представ­

ления л юдей обусловли вают  их  политическое  поведен ие  в тради ­

ционном обществе. Апеллируя к  культурн ы м  ценностям ,  человек 
через политическое действие транслирует тради ционн ы е  отноше­
н ия  во врем е н и  вопреки социальн ы м  кри з исам ,  стихий н ы м  бедс­

тви я м ,  а  и ногда  и  вопреки л и ч н ы м  устремле н и я м .   По  существу, 
традиционализм как форма организации социокультурной жизни 
людей  означает,  что  социально-пол итические отноше н ия  н епре­

рывно  формируются ,  поддерживаются,  изменяются в  результате 
воспроизводства традиции. Тем  самы м  человек создает программу 
политической деятельности  из сокровищ н и цы  своей культуры  -
бережно  н акопл е н н ого  покол е н ия м и ,   ц е н н остно окра ш е н ного 
о пыта. 

В  своей работе  << Понятийная  форм а  в  мифическом мышлении >> 

Кассирер исследовал феномен тотемизма в традиционном обществе. 

Он  увидел ,  что даже  в своих самых при м итинных формах - это  н е  
просто п р и н ц и п  социального членения, а универсальный принцип 

деления мира и одновременно универсальный принцип социального 
действия,  которое  на более поздних формах общественного развития 

примет форму действия  политического. Для традиционн ого челове­
ка было  принципиально важ н ы м ,  чтобы  каждое деян ие  человека, 
каждое его воздействие на мир вещей и людей происходило под зна­

ком незримого тождества сущности определенного тотема - только 

тогда оно могло увенчаться успехом 

1 •  

Кассирер 

Э .  

Понятийная форма в мифическом  мышлении 11  Избранное: 

Опыт о человеке. М . ,  1 998. С.  200. 

2 1 1  


background image

Поводом для  установления тотем ного  родства  могла стать  ка­

кая - н ибудь  случайность  и л и  общность  в  н екотором  отноше н и и :  
и мя  предка,  назван ие дерева или  животного.  О п исывая  клановую 
структуру  и ндейского  плем е н и  Зун ь и ,   Кассирер  перечисляет то­

тем ные  кланы Журавля ,  Антилопы ,   Вечнозеленого Дуба  и  П опу­

гая 1 . 

И мя тотем а  здесь и меет ярко выраже нный сакральный характер 

и  полностью определяет структуру социального действия, форми­
руя о пределен ную традицию. 

П остепенно именно традиция становится цементирующей ос­

н овой  тради цион ного  общества.  Когда  племя  разби вает лагерь ,  

н и   у  кого  н е  возн и кает  н и  малейшего  сомн е н и я  п о  п оводу того, 

какое место должен занять  в  нем каждый отдел ьный кла н .   Не  бы­
вает празд н и ков, церемони й ,  собра н и й ,  процессий ,  во  время  ко­
торых  могло  бы  воз н и кнуть  недоразумение  по  поводу действи й  
отдельных кланов и л и  и х  представителей: все четко регламенти­

ровано н а  сакральном уровне, освящено традицией и  потому не­

зыблемо. 

· 

Это  позволило 

Й .  

Хейзин ге  заметить,  что  политика 

для 

трад и ­

ционного сознания есть таинство,  в котором  важнейшее значение 
и м е ют  обряды  и  ритуал ы :  <<Стихийная  персонификация  всякого 
представл е н и я ,   которое  на  врем я   зан и м ает  дух,  по  в ид и м ости 
функция высокой абстракци и ,  на самом деле я вляется скорее при­
м итивным 

habltus 

( поведен ие м ,  состоя н и е м ) ,  которое очен ь  близ­

ко детской и rре»2 •  И менно поэтому главными политическим и  фи­

гурами традиционного общества были пророки, шаманы ,  ясновид­

цы,  чудоди, поэты и  софисты. 

Й .  

Хейзинга обращает особое в н и мание на м ы шление традици ­

он ного человека:  оно в  ч е м-то  н а по м и н ает  м ы шление участника 
вооружен ного поед и н ка ,  который резко  крити кует соперни ка, за­

девая и  бросая  вызов, а свою л и н и ю  превозносит как истину в по­

следней и н стан ц и и  с  юношеской самоуверенностью.  Но этот сак­
ральн ы й  п ыл  и  трепет,  с  которыми осуществля ются  все традици­
онные действия, и делает политические и нституты традиционного 
общества необычайно прочн ы м и  и  самодостаточн ы м и . 

Кассирер Э. 

Указ.  соч. С.  205. 

Хейзинга Й  H omo 

ludeпs. В тени завтрашнего дня.  М.,  1 992. С.  1 59- 1 60. 

212 

10.3.  ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ КАК ЭКСТРАПОЛЯЦИЯ 

И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ 

М еханизм  пол итического действи я ,  опирающегося  на тра­

ди цию, может развиваться двумя основными путями.  Первый  путь, 

словно н ить Ариадны, медленно, но  верно ведет человека полити­
ческого к воспроизводству политических действи й  на основе ранее 
сложившихся отнош е н и й .  Такой  механ изм  получил  в  политичес­
кой праксеолог и и  название экстраполяц и и .  

Экстраполяция происходит при перенесен и и  сложившихся об­

разцов и  цен ностей  на новые политические с итуаци и ,  новые отно­

шения и  сферы политической жизн и .  И нститут  монархии ,  напри­
мер, предусматривает,  что развитие  монархической  государствен ­
ности  может  цел и ко м   о п ираться  н а  трад и ц и о нную  культурн ую 
основу воспроизводства монархического рода  на каждом новом по­

л итическом  этапе  развития .   Роль  традиций  при  монархическом 

правлен и и  так свяще н на и  незыблема, что средневековые ритуалы 

с пециально воссоздаются  в современн ых условиях,  чтобы  придать 
современ н ы м  п олитическим  и нститутам  видимость арха и ки .  Со­

вре менные  исследователи  не без ирони и  сообщают, что некоторые 

совре м е н н ые  цере м о ни ал ьн ы е  трад и ц и и   Б р итанской  монарх и и  
были специально воссозданы  по средневековым  канонам и  даже 
отчасти  и зобретен ы  для  того,  чтобы  п ридать легитим н ость совре­

менным структура м  политической власти 1 . 

Историки полагают,  что  сам процесс воз н и кнове н и е  государ­

ства можно рассматривать как экстраполяц и ю  древн и х  локальных 

форм догосударствен ной жизни .  С  этой точк и  зрен и я  государство 
есть  некоторое увел иченное локальное  сообщество.  На  Рус и ,   на­
пример, древн и й  вечевой идеал,  сфор мировавши йся  в локаль н ых 

сообществах,  служил  культурной основой для создания через экс­
траполяц и ю  сложной социально-политической струк

:r

ры и  в ко­

нечном счете  - для формирования государственности  . 

И .  Беляев, и сследовавш и й   судьбы земщины и  выборного нача­

ла  на  Руси ,  также  н аходит  в  русской  политической  истор и и  эле­

менты экстраполяц и и  политических действий. <<На Руси большому 
сообществу  п одчи н ились средние миры, а  сред н и м  меньшие, так 
что каждый  м ир  п одч и н ился  вечу м ира,  к  которому он  тян ул  по 
земле и  воде ,  или  и н ач е ,   на  земле  которого  он  стоял .  Вече могло 

Штомпка 

П. 

Социология социальных изменений. М . ,  1 996. С. 9 1 .  

Ахиезер 

А.С. 

Конфликт ценностей - социальная проблема 11 М одерниза­

ция в России и конфликт ценностей. М . ,  1 994. С. 

37. 

213 


background image

управлять сельской общиной, но существовало и в масштабах пле­
мени.  В  городе,  кроме общегородского  веча, могло существовать 

также вече ули ц  и отцов города, т.е. существовало внутреннее, бо­
лее или  менее одинаковое устройство общественной жизни на всех 
ступенях общества, начиная от старшего города до семьи>> 1 • 

Механизм экстраполяции политических действий весьма амби­

валентен :  с  одной сторон ы ,  он  придает обществу устойчивость, 

стабильность,  здоровый консерватизм,  но с  другой  - является 

причиной политического застоя и окостенелости архаичных форм 
политической жизн и .  Вечное повторение, вечный круг воспроиз­
водства одних и тех же патриархальных отношений вызывает у мо­

лодого поколен ия здоровый протест - стремление к политическо­

му творчеству. 

Модель и нтерпретаци и  - творческого переосмысления тради­

ции в новых политических условиях - помогает справиться с кон­
серватизмом традиционных правил.  И нтерпретация - это порыв 
к новому,  стремление наполнить традиционное действие  новым 
содержанием, обогатить политическую жизнь творческим пламе­

нем новаторства.  Но при этом интерпретация все-таки не является 

и нновацией, при н ци пиально новым пол итическим действием. 
И нтерпретация рассматривает новое как хорошо забытое старое, 
но преображенное в соответствии с духом времени. 

Сравнивая  и нтерпретаци ю  и  экстраполяцию  пол итических 

действий, можно заметить, что механизм экстраполирования на­
целен на сохранение сложившегося социокультурного и полити­
ческого содержания, в то время как интерпретация стремится к 

формированию адекватной новым отношениям системы полит и ­
ческих ценностей2.  И менно с  помощью творческой и нтерпрета­
ции политических традиций традиционное общество на протяже­

нии столетий усп�шно справлялось с  вызовами  пол итического 
времен и ,  черпая в сокровищнице культурных традиций все новые 
варианты ответов. 

10.4.  ТВОРЧЕСКИЕ ИМПУЛЬСЫ ТРАДИЦИОННОЙ АРХАИКИ 

Однако теоретики модернизации ,  стремясь ускорить процесс 

перехода от традиционного  общества  к современному, первона­
чально усмотрели в традициях основную преграду на пути успеш-

214 

Беляев  И.Д. 

Судьба  земщи н ы   и  выборного  начала  на  Руси.  М . ,   1 905. 

с. 

1 3. 

Ахиезер А.С. 

Указ.  соч.  С.  37-4 1 .  

ных политических реформ. Освободить политическое действие от 

традиций - вот лозунг первой волны модернизации ,  который на­

нес непоправимый урон многим самобытным культурам Африки, 

Азии и Латинской Америки. 

Американский социолог Эдвард Ш илз, оспаривая позитивную 

роль традиций в динамике политического действия, подчеркивает: 
традиционализм сдерживает политическое творчество,  предлагая 

готовые рецепты для решения современных проблем, и тем самым 
приводит к стагнации. Фетишизация традиций усиливает пагубное 
стремление следовать архаичному образу жизни и патриархальным 
методам правления, несмотря на радикальные исторические сдви­

ги.  Многие архаичные традиции днефункциональны или опасны 

по причине своего специфического  содержания (например, тра­

диция жертвоприношения).  Не  случайно человеческая  и стория 

полна трагедий и  страданий, жестокости, эксплуатаци и ,  дискри­
минации ,  иррациональных веровани й ,  пронизаиных ненавистью 
идеологий ,  несправедливых законов 1 • 

Однако такой примитивный взгляд на традиционную культуру 

сегодня  практически  изжил  себя  в  политической  философ и и .  

Культура - это н е  застывшая плазма, а непрерывно извергающий­

ся, фонтанирующий вулкан: она перманентно совершенствуется, 
шлифуя и преображая древние традиции в соответствии с вызова­

ми времени. Э.  Гидденс подчеркивает: в мире политики традиции 

н икогда не бьmи слепками застывших форм, они переоткрывались 
и переоткрываются заново каждым новым поколением. «Традиция 
не столько противится изменению, сколько образует контекст спе­
цифических временных и пространствеиных признаков, по отно­
шению к которым изменение приобретает значимую форму»2• 

Культурный материал цивилизационных традиций настолько 

богат, многообразен и противоречив, что может быть использован 
в разных исторических условиях для создания широкого разнооб­
разия альтернативных политических ценностей. Процесс развития 
и совершенствования традиций обусловлен не столько архаичны­
м и  устоями, сколько потребностями времени и  условиями, в  ко­
торых развивается  культура. Антрополог Нигель Харрис в книге 
<< Вера в обществе>> заметил: <<Культура - это не какая-то внешняя 
смирительная рубашка, это многослойная одежда, и отдельные ее 

Shils 

Е. 

Traditions. C hicago: Univ. of Chicago Press,  1 98 1 .  

Р.  1 1 2- 1 1 4. 

Гидденс Э. 

Последствия м одернити 11  Новая nостиндустриальная волна на 

Западе 1 Под ред.  В.Л. И ноземцева.  М . ,  1 999. С. 1 04. 

215 


background image

слои человек  может  сбросить и  сбрасывает,  если  они  начинают 
мешать движению>> 1 • 

Любое  политическое определение культурных ценностей и тра­

диций отражает выбор, сделанный современными политическими 
л идерами  в ответ на возни кшие проблемы. Это позволило антро­

пологу  Кевину Ауриху подчеркнуть:  культурные ценности и  тра­

диции <<были однажды  изобретен ы  и  вновь изобретаются,  были 

однажды воспроизведены и вновь воспроизводятся в соответствии 
со сложными условиями исторической практики»2. 

Давайте  задумаемся, в чем  заключается  феномен возрождения 

традиций исламизма в современном мире? В значительной степе­

ни это явление XXl в. Конечно, исламисты используют культурный 
материал ,  относяшийся  ко времени  Пророка  Мохаммеда.  Но те 
обычаи  и традиции ,  которые отбираются  исламистами для  ожив­

ления  национальных традиций, зависят не от диктата древних ус­
тоев, а от понимания роли и значения этих традиций в современ­

ных условиях. Другая часть культурного материала - совершенно 
новая, она отражает сегодняшние достижения исламского мира ­
огромные доходы  нефтяных компаний, экономические, полити ­
ческие, военные реалии исламского мира. 

Сырой материал культурных традиций всегда использовался и 

будет  использоваться  политиками для  обоснования своих целей, 

ведь опора на традиции сообщает легитимность современным по­

литическим действиям в глазах всего обшества. Поэтому волюнта­

ристский отказ от политических традиций чреват самыми пагуб­

ными последствиями: общество лишается механизма естественной 
самоорганизации, бережно шлифовавшегося на протяжении сто­

летий. Наивно полагать, что заимствованные политические формы 

организации политических действий могут ускорить политическое 
развитие, напротив, они открывают путь хаосу как наиболее веро­

ятному состоянию. 

Теория модернизации первоначально предусматривала, что по­

литические действия в период трансформаци и  начнут развиваться 

не по модели культуры, а по модели, предписанной политическими 

реформами.  Но, лишившись легитимации со стороны культуры, 

политические реформы провоцировали социальный раскол обще­

ства. В  модернизирующихся обществах традиционные культурные 

ценности  и  задачи  политической модернизации  приходили  в со-

216 

Foreign  Policy.  1 994. 

Ng 

96. 

Р.  1 1 4. 

IЬid.  Р.  1 27. 

стояние резкой  конфронтаци и ,  возникал  ценностный конфликт, 

который  иногда  при водил  такое  общество  к  гражданской  вой не. 

В Алжире,  Египте, Судане, Тунисе,  Пакистане в ответ на разруше­
ние традиционного уклада и вторжение западных ценностей в про­
цессе модернизации общество раскололось и самозащитная реак­
ция ислама привела к  пересмотру всей модели общественной ор­

ганизации 1 • 

Современные исследования культурологов свидетельствуют: 

в тех случаях, когда политические действия  не санкционированы 
культурой, не воспринимаются в ней как «СВОИ>>, они могут спро­
воцировать  в  обществе  мощное  массовqе  движение  протеста, 
стремление уничтожить, смести с лица земли неприятные полити­
ческие инновации ,  вернуться к традиционным политическим ус­

тоям. Ахиезер усматривает в  этом  проявление древнего эмоцио­

нального механизма ликвидации обществом собственными усили­
ями всех дезорганизующих новшеств: богатство культуры включает 
в  себя  основу для  массового возмущения против неоправданных 
новаций2. 

Н е  так давно были  опубликованы результаты исследован ий эк­

спедиции Санкт-Петербургского университета, работавшей в Вос­
точной Африке, в малийской глубинке, в конце  1 990-х гг. Ученые 

пришли к выводу, что отказ от национальных традиций и  переход 
к западной  модели демократии через внедрен ие «многопартийнос­

ТИ>>  в  условиях традиционного общества неизменно приводили 
африканское общество к созданию местных этноплеменных <•пар­
тий», а свобода волеизъявления вырождалась в откровенный этно­
с е п аратизм ,  нередко  ведущ и й   к  крова в ы м   этни ч е с к и м   и 

конфессиональным войнам. Выборы, организованные на западный 

манер, сплошь и рядом  приобретали карикатурный характер псев­

дополитического фарса3. 

Огветом на эти жесткие эксперименты с традиционными куль­

турами стал  всплеск этносепаратизма и  религиозного фундамен­
тал изма.  Культурная  агрессия  Запада,  пытавшегося  искоренить 
традиции в странах Востока, породила мощный процесс девестер­

низации этих цивилизаций, где сегодня происходит возврат к соб­
ственным  корням.  М ир заговорил о  <<реисламизации»  Н ижнего 

Кини А . Г. 

Динамика социально-политического действия в традиционном 

обществе  (ислам).  М . ,  1 996. С. 40. 

Ахиезер А. С. 

Указ. соч. С. 2 1 2. 

Андреев  И. 

Россия  и Африка: что впереди? //  Москва.  1 999. 

Ng 

8.  С.  1 34-

1 35. 

2 1 7  


background image

Востока, <<индуизациИ>>  И ндии, о «возврате в АзиЮ>> Японии. В ис­

ламской, конфуцианской, японской, буддистской,  индуистской 

культурах почти не находят поддержи основополагающие западные 
И

Д

еи индивидуализма, свободы, отделения церкви от государства, 

равенства,  прав человека, либерализма. Пропаганда этих идей вы­
зывает враждебную реакцию против <<империализма прав человека>> 
и приводит к укреплению исконных ценностей родной культуры. 

Проведеиное в 90-е  гг. западными учеными сравнительное ис­

следование значимости  1 00  ценностных установок в различных 
странах показала, что <<ценности, имеющие первоетеленную важ­

ность на  Западе, гораздо менее важны  в остальном мире>> 

1• 

Моло­

дежь незападных стран все чаще поддерживает движения религи­

озного фундаментализма, которые активно действуют уже не толь­
ко  в исламе,  но  и  в западном христианстве, иудаизме, буддизме, 
индуизме. 

Как точно заметил  Г.  Вайгель, «десекуляризация мира - одно 

из доминирующих социальных явлений конца ХХ в.». Современ­
ные политики  и  правительства,  пытаясь добиться  поддержки  на­

селения и сформировать коалиции, все реже апеллируют к нацио­

нальному сознанию, все чаще обращаются к общности религиоз­
ных и культурных традиций. 

10.5. 

МОДЕРНИЗАЦИЯ ЧЕРЕЗ РЕИНТЕРПРЕТАЦИИ ТРАДИЦИИ 

Одним из первых обратился к реабилитации традиций в рам­

ках теории  модернизации 

Ш .  

Айзенштадт.  Он привлек внимание 

западных исследователей к необходимости переоценки основных 
постулатов модернизации2.  Это было сделано весьма своевремен­
но,  поскольку к началу  1 980-х гг. стало  очевидно:  многие  новые 
современные государства  Юга-Восточной Азии - Китай, Гонконг, 
Тайвань, Сингапур - начали развиваться не по пути европейских 
национальных государств, а избрали путь реинтерпретации нацио­
нальной традиции в процессе модернизации. 

В  большинстве стран  Азиатско-Тихоокеанского  региона был 

принят официальный курс на строительство «Эпохи культуры>>  как 

феномена современной цивилизации. Теория  модернизации стол­

кнулась с  интересным  парадоксом :  чем  более  открытыми  миру 

становились «азиатские драконы>>, тем большую роль в их полити-

218 

New York Times.  1 990. Dec. 25. Р. 4 1 .  

Eisenstadt  Sh. 

Development  Modernization and dynamics of Civil isations. 

Englewood Clitтs,  1 983.  Р. 2 1 7. 

ческой культуре  нач и нали  играть традиционные конфуцианско­
буддистские ценности. 

Весьма показательна в  этом  отношении деятельность Фонда 

Конфуция в современном Китае. Одним из основных направлений 

этой общественной организации является исследование роли кон­
фуцианства в модернизации  Китая,  а также реинтерпретация ос­

новных конфуцианских понятий адекватно современной эпохе. 
Профессор Ду Вэймин полагает, что <<новое конфуцианство>> впол­
не  способно ответить  на вызов современной эпохи  тем ,  что оно 

подчеркивает принцип уважения личности,  развивает идеи лич­
ностной автономности и конкуренции на здоровой основе. 

Конфуциан

·

ская этика настаивает не  на правах человека, а на 

чувстве ответственности  в процессе политической деятельности: 

делает упор на единстве общества,  на поисках приемлемого для 

каЖдого человека места  в социуме.  Подобная  поведенческал  мо­

дель предполагает самосовершенствование человека и  одновре­

менно его добровольное самоограничение - в духовном и психо­

логическом смысле. Единство общественного мнения достигается 

здесь не  путем навязывания идеологических стереотипов, а путем 

длительных, постепенных согласований позиций ,  что предполага­

ет развитие в обществе духа сотрудничества 

1• 

П очетны й  советник Фонда профессор Чжоу  Гучэн предлагает 

пересмотреть традиционную трактовку терм и на  <<ЖЭНЬ>>  как <<гу­
манность>>.  По его мнению, этот термин следует толковать как <<Че­
ловек должен быть человеком». Уточняя эту мысль, известны й  
китайский  ученый Л ю  Вэньин обращает внимание н а  то, что по­
пуляризируя жэнь,  Конфуций хотел  не только регулировать меж­

личностные отношения  внутри  патриархального  рода,  но  и,  что 

еще более важно, <<межличностные отношения в государственной 
иерархии и даже межгосударственные отношения». 

Другой  реинтерпретатор  Конфуция профессор  Бу Цзиньчжи 

делает особый акцент на культуре политического участия, развивая 

в современном духе конфуцианский  идеал <<гармоничного челове­
ка>>. Он подчеркивает, что созданной Конфуцием школе был при­
сущ свой  стиль участия  в  обществен ной жизн и .   Конфуцианцы 
отдавали все силы ведению государственных дел  и упорядочению 

Вэймин 

Ду.  Вызов Сингапура. Теория  нового конфуцианства и дух пред­

принимательства.  Пекин,  1 969. С.  1 4 1 - 142. 

219