Файл: Василенко И.А. Политическая философия (Высшее образование). 2010.pdf
ВУЗ: Московская государственная юридическая академия им. О.Е. Кутафина
Категория: Книга
Дисциплина: Философия
Добавлен: 05.02.2019
Просмотров: 9653
Скачиваний: 18
П ол итические действия класс ических субъектов пол ити ки -
политических лидеров и п артий , отдельных политических авторов
и политических классов - и с п ытывают сильные детер м и нации со
сторон ы политической культуры . Эти действия зависят от пол ити
ческих цен ностей и трад и ц ий , духа политического сообщества и
этоса культуры. П р и этом под этосом культуры обычно п одразу
мевают морал ь н ы е и эстетические аспекты культурного мира -
оценочн ы е элементы , морал ьн ы й , эстетически й вкус и стиль на
рода, с крытое основан ие установок людей п о отношению к сам и м
себе и к м иру. В классическо й картине политического м ира про
исходит субъективное о пределение политической ситуаци и , что
зависит от опыта и таланта человека, базовой структуры его л и ч
ности , менталитета.
Важно подчеркнуть, что политические действия в традицион
ном и модерни з ирован ном обществе разли чаются по мотивациям
и направленности, но они оба (пусть в разной сте п е н и ) сохраняют
определ е н ную п р и вержен ность трад и ц и я м и ярко в ыражен ную
самодостаточность. До н аступления и н формационной эры пол и
тик должен был самостоятельно п од н иматься вверх п о партийной
лестнице, участвовать в политических м итин гах и дискуссиях, до
казывать своими п ол итическими действи я м и право на политиче
с кое л идерство. П е рефразируя Л ессинга, которы й утверждал
нельзя украсть дуб и н ку у Геркулеса и стихи у Шекс пира, - можно
сказать: нельзя украсть харизму у политика до и н формационной
революци и .
И
только с появл е н и е м виртуальной реальности н е
возможное стало возмож н ы м н а голубых экранах мониторов - на
смену политической самодостаточ ности пришел виртуальный по
литичес к и й и мидж.
Еще одной общей черто й , характеризующей политические дей
ствия в традиционном и модерн изированном обществах, является
единая модель легити мности политической власти . Л е гитим ность
здесь обеспечивается с помощью механизмов политической кул ь
тур ы , поскольку насили е н е м ожет быть стабильн ы м и долговре
м е н н ы м фактором сохра н е н и я п ол итического режим а . Кажд ы й
п олитический режим , надеющийся на функционирован и е в тече
н и е длитель ного вре м е н и , начи нает стрем иться к обеспече н и ю
своей легитимности, п ытаясь приспоеобиться к установивши мся
культурным нормам с помощью демонстрации уважения к тради
циям, рациональ н ы м правилам ил и оп ираясь на харизматически й
авторитет л идера.
210
Когда-то, н а заре модернизац и и , в эпоху и ндустриального об
щества казалось, что между традиционн ы м и модернизированным
обществом будет лежать н епроходимая пропасть: тради ционность
и современность (модерн) станет разделять отказ от традиционных
действий и п ереход к у н и версал и я м и ндустриального м ира. Н о
практика модернизации доказала утопичность этих представлени й :
только там , где политическая модерн изация опиралась н а новое
прочте н и е п ол итических традиц и й , она п р и водила к успеш н ы м
п олитическим действиям.
10.2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ КАК САКРАЛЬНАЯ СВЯЗЬ
ВРЕМЕН
Э. Кассирер в своих работах п о философ и и культуры одн и м
и з первых обратил в ни мание н а то, как социокультурн ы е представ
ления л юдей обусловли вают их политическое поведен ие в тради
ционном обществе. Апеллируя к культурн ы м ценностям , человек
через политическое действие транслирует тради ционн ы е отноше
н ия во врем е н и вопреки социальн ы м кри з исам , стихий н ы м бедс
тви я м , а и ногда и вопреки л и ч н ы м устремле н и я м . По существу,
традиционализм как форма организации социокультурной жизни
людей означает, что социально-пол итические отноше н ия н епре
рывно формируются , поддерживаются, изменяются в результате
воспроизводства традиции. Тем самы м человек создает программу
политической деятельности из сокровищ н и цы своей культуры -
бережно н акопл е н н ого покол е н ия м и , ц е н н остно окра ш е н ного
о пыта.
В своей работе << Понятийная форм а в мифическом мышлении >>
Кассирер исследовал феномен тотемизма в традиционном обществе.
Он увидел , что даже в своих самых при м итинных формах - это н е
просто п р и н ц и п социального членения, а универсальный принцип
деления мира и одновременно универсальный принцип социального
действия, которое на более поздних формах общественного развития
примет форму действия политического. Для традиционн ого челове
ка было принципиально важ н ы м , чтобы каждое деян ие человека,
каждое его воздействие на мир вещей и людей происходило под зна
ком незримого тождества сущности определенного тотема - только
тогда оно могло увенчаться успехом
1 •
Кассирер
Э .
Понятийная форма в мифическом мышлении 11 Избранное:
Опыт о человеке. М . , 1 998. С. 200.
2 1 1
Поводом для установления тотем ного родства могла стать ка
кая - н ибудь случайность и л и общность в н екотором отноше н и и :
и мя предка, назван ие дерева или животного. О п исывая клановую
структуру и ндейского плем е н и Зун ь и , Кассирер перечисляет то
тем ные кланы Журавля , Антилопы , Вечнозеленого Дуба и П опу
гая 1 .
И мя тотем а здесь и меет ярко выраже нный сакральный характер
и полностью определяет структуру социального действия, форми
руя о пределен ную традицию.
П остепенно именно традиция становится цементирующей ос
н овой тради цион ного общества. Когда племя разби вает лагерь ,
н и у кого н е возн и кает н и малейшего сомн е н и я п о п оводу того,
какое место должен занять в нем каждый отдел ьный кла н . Не бы
вает празд н и ков, церемони й , собра н и й , процессий , во время ко
торых могло бы воз н и кнуть недоразумение по поводу действи й
отдельных кланов и л и и х представителей: все четко регламенти
ровано н а сакральном уровне, освящено традицией и потому не
зыблемо.
·
Это позволило
Й .
Хейзин ге заметить, что политика
для
трад и
ционного сознания есть таинство, в котором важнейшее значение
и м е ют обряды и ритуал ы : <<Стихийная персонификация всякого
представл е н и я , которое на врем я зан и м ает дух, по в ид и м ости
функция высокой абстракци и , на самом деле я вляется скорее при
м итивным
habltus
( поведен ие м , состоя н и е м ) , которое очен ь близ
ко детской и rре»2 • И менно поэтому главными политическим и фи
гурами традиционного общества были пророки, шаманы , ясновид
цы, чудоди, поэты и софисты.
Й .
Хейзинга обращает особое в н и мание на м ы шление традици
он ного человека: оно в ч е м-то н а по м и н ает м ы шление участника
вооружен ного поед и н ка , который резко крити кует соперни ка, за
девая и бросая вызов, а свою л и н и ю превозносит как истину в по
следней и н стан ц и и с юношеской самоуверенностью. Но этот сак
ральн ы й п ыл и трепет, с которыми осуществля ются все традици
онные действия, и делает политические и нституты традиционного
общества необычайно прочн ы м и и самодостаточн ы м и .
Кассирер Э.
Указ. соч. С. 205.
Хейзинга Й H omo
ludeпs. В тени завтрашнего дня. М., 1 992. С. 1 59- 1 60.
212
10.3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ КАК ЭКСТРАПОЛЯЦИЯ
И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
М еханизм пол итического действи я , опирающегося на тра
ди цию, может развиваться двумя основными путями. Первый путь,
словно н ить Ариадны, медленно, но верно ведет человека полити
ческого к воспроизводству политических действи й на основе ранее
сложившихся отнош е н и й . Такой механ изм получил в политичес
кой праксеолог и и название экстраполяц и и .
Экстраполяция происходит при перенесен и и сложившихся об
разцов и цен ностей на новые политические с итуаци и , новые отно
шения и сферы политической жизн и . И нститут монархии , напри
мер, предусматривает, что развитие монархической государствен
ности может цел и ко м о п ираться н а трад и ц и о нную культурн ую
основу воспроизводства монархического рода на каждом новом по
л итическом этапе развития . Роль традиций при монархическом
правлен и и так свяще н на и незыблема, что средневековые ритуалы
с пециально воссоздаются в современн ых условиях, чтобы придать
современ н ы м п олитическим и нститутам видимость арха и ки . Со
вре менные исследователи не без ирони и сообщают, что некоторые
совре м е н н ые цере м о ни ал ьн ы е трад и ц и и Б р итанской монарх и и
были специально воссозданы по средневековым канонам и даже
отчасти и зобретен ы для того, чтобы п ридать легитим н ость совре
менным структура м политической власти 1 .
Историки полагают, что сам процесс воз н и кнове н и е государ
ства можно рассматривать как экстраполяц и ю древн и х локальных
форм догосударствен ной жизни . С этой точк и зрен и я государство
есть некоторое увел иченное локальное сообщество. На Рус и , на
пример, древн и й вечевой идеал, сфор мировавши йся в локаль н ых
сообществах, служил культурной основой для создания через экс
траполяц и ю сложной социально-политической струк
:r
ры и в ко
нечном счете - для формирования государственности .
И . Беляев, и сследовавш и й судьбы земщины и выборного нача
ла на Руси , также н аходит в русской политической истор и и эле
менты экстраполяц и и политических действий. <<На Руси большому
сообществу п одчи н ились средние миры, а сред н и м меньшие, так
что каждый м ир п одч и н ился вечу м ира, к которому он тян ул по
земле и воде , или и н ач е , на земле которого он стоял . Вече могло
Штомпка
П.
Социология социальных изменений. М . , 1 996. С. 9 1 .
Ахиезер
А.С.
Конфликт ценностей - социальная проблема 11 М одерниза
ция в России и конфликт ценностей. М . , 1 994. С.
37.
213
управлять сельской общиной, но существовало и в масштабах пле
мени. В городе, кроме общегородского веча, могло существовать
также вече ули ц и отцов города, т.е. существовало внутреннее, бо
лее или менее одинаковое устройство общественной жизни на всех
ступенях общества, начиная от старшего города до семьи>> 1 •
Механизм экстраполяции политических действий весьма амби
валентен : с одной сторон ы , он придает обществу устойчивость,
стабильность, здоровый консерватизм, но с другой - является
причиной политического застоя и окостенелости архаичных форм
политической жизн и . Вечное повторение, вечный круг воспроиз
водства одних и тех же патриархальных отношений вызывает у мо
лодого поколен ия здоровый протест - стремление к политическо
му творчеству.
Модель и нтерпретаци и - творческого переосмысления тради
ции в новых политических условиях - помогает справиться с кон
серватизмом традиционных правил. И нтерпретация - это порыв
к новому, стремление наполнить традиционное действие новым
содержанием, обогатить политическую жизнь творческим пламе
нем новаторства. Но при этом интерпретация все-таки не является
и нновацией, при н ци пиально новым пол итическим действием.
И нтерпретация рассматривает новое как хорошо забытое старое,
но преображенное в соответствии с духом времени.
Сравнивая и нтерпретаци ю и экстраполяцию пол итических
действий, можно заметить, что механизм экстраполирования на
целен на сохранение сложившегося социокультурного и полити
ческого содержания, в то время как интерпретация стремится к
формированию адекватной новым отношениям системы полит и
ческих ценностей2. И менно с помощью творческой и нтерпрета
ции политических традиций традиционное общество на протяже
нии столетий усп�шно справлялось с вызовами пол итического
времен и , черпая в сокровищнице культурных традиций все новые
варианты ответов.
10.4. ТВОРЧЕСКИЕ ИМПУЛЬСЫ ТРАДИЦИОННОЙ АРХАИКИ
Однако теоретики модернизации , стремясь ускорить процесс
перехода от традиционного общества к современному, первона
чально усмотрели в традициях основную преграду на пути успеш-
214
Беляев И.Д.
Судьба земщи н ы и выборного начала на Руси. М . , 1 905.
с.
1 3.
Ахиезер А.С.
Указ. соч. С. 37-4 1 .
ных политических реформ. Освободить политическое действие от
традиций - вот лозунг первой волны модернизации , который на
нес непоправимый урон многим самобытным культурам Африки,
Азии и Латинской Америки.
Американский социолог Эдвард Ш илз, оспаривая позитивную
роль традиций в динамике политического действия, подчеркивает:
традиционализм сдерживает политическое творчество, предлагая
готовые рецепты для решения современных проблем, и тем самым
приводит к стагнации. Фетишизация традиций усиливает пагубное
стремление следовать архаичному образу жизни и патриархальным
методам правления, несмотря на радикальные исторические сдви
ги. Многие архаичные традиции днефункциональны или опасны
по причине своего специфического содержания (например, тра
диция жертвоприношения). Не случайно человеческая и стория
полна трагедий и страданий, жестокости, эксплуатаци и , дискри
минации , иррациональных веровани й , пронизаиных ненавистью
идеологий , несправедливых законов 1 •
Однако такой примитивный взгляд на традиционную культуру
сегодня практически изжил себя в политической философ и и .
Культура - это н е застывшая плазма, а непрерывно извергающий
ся, фонтанирующий вулкан: она перманентно совершенствуется,
шлифуя и преображая древние традиции в соответствии с вызова
ми времени. Э. Гидденс подчеркивает: в мире политики традиции
н икогда не бьmи слепками застывших форм, они переоткрывались
и переоткрываются заново каждым новым поколением. «Традиция
не столько противится изменению, сколько образует контекст спе
цифических временных и пространствеиных признаков, по отно
шению к которым изменение приобретает значимую форму»2•
Культурный материал цивилизационных традиций настолько
богат, многообразен и противоречив, что может быть использован
в разных исторических условиях для создания широкого разнооб
разия альтернативных политических ценностей. Процесс развития
и совершенствования традиций обусловлен не столько архаичны
м и устоями, сколько потребностями времени и условиями, в ко
торых развивается культура. Антрополог Нигель Харрис в книге
<< Вера в обществе>> заметил: <<Культура - это не какая-то внешняя
смирительная рубашка, это многослойная одежда, и отдельные ее
Shils
Е.
Traditions. C hicago: Univ. of Chicago Press, 1 98 1 .
Р. 1 1 2- 1 1 4.
Гидденс Э.
Последствия м одернити 11 Новая nостиндустриальная волна на
Западе 1 Под ред. В.Л. И ноземцева. М . , 1 999. С. 1 04.
215
слои человек может сбросить и сбрасывает, если они начинают
мешать движению>> 1 •
Любое политическое определение культурных ценностей и тра
диций отражает выбор, сделанный современными политическими
л идерами в ответ на возни кшие проблемы. Это позволило антро
пологу Кевину Ауриху подчеркнуть: культурные ценности и тра
диции <<были однажды изобретен ы и вновь изобретаются, были
однажды воспроизведены и вновь воспроизводятся в соответствии
со сложными условиями исторической практики»2.
Давайте задумаемся, в чем заключается феномен возрождения
традиций исламизма в современном мире? В значительной степе
ни это явление XXl в. Конечно, исламисты используют культурный
материал , относяшийся ко времени Пророка Мохаммеда. Но те
обычаи и традиции , которые отбираются исламистами для ожив
ления национальных традиций, зависят не от диктата древних ус
тоев, а от понимания роли и значения этих традиций в современ
ных условиях. Другая часть культурного материала - совершенно
новая, она отражает сегодняшние достижения исламского мира
огромные доходы нефтяных компаний, экономические, полити
ческие, военные реалии исламского мира.
Сырой материал культурных традиций всегда использовался и
будет использоваться политиками для обоснования своих целей,
ведь опора на традиции сообщает легитимность современным по
литическим действиям в глазах всего обшества. Поэтому волюнта
ристский отказ от политических традиций чреват самыми пагуб
ными последствиями: общество лишается механизма естественной
самоорганизации, бережно шлифовавшегося на протяжении сто
летий. Наивно полагать, что заимствованные политические формы
организации политических действий могут ускорить политическое
развитие, напротив, они открывают путь хаосу как наиболее веро
ятному состоянию.
Теория модернизации первоначально предусматривала, что по
литические действия в период трансформаци и начнут развиваться
не по модели культуры, а по модели, предписанной политическими
реформами. Но, лишившись легитимации со стороны культуры,
политические реформы провоцировали социальный раскол обще
ства. В модернизирующихся обществах традиционные культурные
ценности и задачи политической модернизации приходили в со-
216
Foreign Policy. 1 994.
Ng
96.
Р. 1 1 4.
IЬid. Р. 1 27.
стояние резкой конфронтаци и , возникал ценностный конфликт,
который иногда при водил такое общество к гражданской вой не.
В Алжире, Египте, Судане, Тунисе, Пакистане в ответ на разруше
ние традиционного уклада и вторжение западных ценностей в про
цессе модернизации общество раскололось и самозащитная реак
ция ислама привела к пересмотру всей модели общественной ор
ганизации 1 •
Современные исследования культурологов свидетельствуют:
в тех случаях, когда политические действия не санкционированы
культурой, не воспринимаются в ней как «СВОИ>>, они могут спро
воцировать в обществе мощное массовqе движение протеста,
стремление уничтожить, смести с лица земли неприятные полити
ческие инновации , вернуться к традиционным политическим ус
тоям. Ахиезер усматривает в этом проявление древнего эмоцио
нального механизма ликвидации обществом собственными усили
ями всех дезорганизующих новшеств: богатство культуры включает
в себя основу для массового возмущения против неоправданных
новаций2.
Н е так давно были опубликованы результаты исследован ий эк
спедиции Санкт-Петербургского университета, работавшей в Вос
точной Африке, в малийской глубинке, в конце 1 990-х гг. Ученые
пришли к выводу, что отказ от национальных традиций и переход
к западной модели демократии через внедрен ие «многопартийнос
ТИ>> в условиях традиционного общества неизменно приводили
африканское общество к созданию местных этноплеменных <•пар
тий», а свобода волеизъявления вырождалась в откровенный этно
с е п аратизм , нередко ведущ и й к крова в ы м этни ч е с к и м и
конфессиональным войнам. Выборы, организованные на западный
манер, сплошь и рядом приобретали карикатурный характер псев
дополитического фарса3.
Огветом на эти жесткие эксперименты с традиционными куль
турами стал всплеск этносепаратизма и религиозного фундамен
тал изма. Культурная агрессия Запада, пытавшегося искоренить
традиции в странах Востока, породила мощный процесс девестер
низации этих цивилизаций, где сегодня происходит возврат к соб
ственным корням. М ир заговорил о <<реисламизации» Н ижнего
Кини А . Г.
Динамика социально-политического действия в традиционном
обществе (ислам). М . , 1 996. С. 40.
Ахиезер А. С.
Указ. соч. С. 2 1 2.
Андреев И.
Россия и Африка: что впереди? // Москва. 1 999.
Ng
8. С. 1 34-
1 35.
2 1 7
Востока, <<индуизациИ>> И ндии, о «возврате в АзиЮ>> Японии. В ис
ламской, конфуцианской, японской, буддистской, индуистской
культурах почти не находят поддержи основополагающие западные
И
Д
еи индивидуализма, свободы, отделения церкви от государства,
равенства, прав человека, либерализма. Пропаганда этих идей вы
зывает враждебную реакцию против <<империализма прав человека>>
и приводит к укреплению исконных ценностей родной культуры.
Проведеиное в 90-е гг. западными учеными сравнительное ис
следование значимости 1 00 ценностных установок в различных
странах показала, что <<ценности, имеющие первоетеленную важ
ность на Западе, гораздо менее важны в остальном мире>>
1•
Моло
дежь незападных стран все чаще поддерживает движения религи
озного фундаментализма, которые активно действуют уже не толь
ко в исламе, но и в западном христианстве, иудаизме, буддизме,
индуизме.
Как точно заметил Г. Вайгель, «десекуляризация мира - одно
из доминирующих социальных явлений конца ХХ в.». Современ
ные политики и правительства, пытаясь добиться поддержки на
селения и сформировать коалиции, все реже апеллируют к нацио
нальному сознанию, все чаще обращаются к общности религиоз
ных и культурных традиций.
10.5.
МОДЕРНИЗАЦИЯ ЧЕРЕЗ РЕИНТЕРПРЕТАЦИИ ТРАДИЦИИ
Одним из первых обратился к реабилитации традиций в рам
ках теории модернизации
Ш .
Айзенштадт. Он привлек внимание
западных исследователей к необходимости переоценки основных
постулатов модернизации2. Это было сделано весьма своевремен
но, поскольку к началу 1 980-х гг. стало очевидно: многие новые
современные государства Юга-Восточной Азии - Китай, Гонконг,
Тайвань, Сингапур - начали развиваться не по пути европейских
национальных государств, а избрали путь реинтерпретации нацио
нальной традиции в процессе модернизации.
В большинстве стран Азиатско-Тихоокеанского региона был
принят официальный курс на строительство «Эпохи культуры>> как
феномена современной цивилизации. Теория модернизации стол
кнулась с интересным парадоксом : чем более открытыми миру
становились «азиатские драконы>>, тем большую роль в их полити-
218
New York Times. 1 990. Dec. 25. Р. 4 1 .
Eisenstadt Sh.
Development Modernization and dynamics of Civil isations.
Englewood Clitтs, 1 983. Р. 2 1 7.
ческой культуре нач и нали играть традиционные конфуцианско
буддистские ценности.
Весьма показательна в этом отношении деятельность Фонда
Конфуция в современном Китае. Одним из основных направлений
этой общественной организации является исследование роли кон
фуцианства в модернизации Китая, а также реинтерпретация ос
новных конфуцианских понятий адекватно современной эпохе.
Профессор Ду Вэймин полагает, что <<новое конфуцианство>> впол
не способно ответить на вызов современной эпохи тем , что оно
подчеркивает принцип уважения личности, развивает идеи лич
ностной автономности и конкуренции на здоровой основе.
Конфуциан
·
ская этика настаивает не на правах человека, а на
чувстве ответственности в процессе политической деятельности:
делает упор на единстве общества, на поисках приемлемого для
каЖдого человека места в социуме. Подобная поведенческал мо
дель предполагает самосовершенствование человека и одновре
менно его добровольное самоограничение - в духовном и психо
логическом смысле. Единство общественного мнения достигается
здесь не путем навязывания идеологических стереотипов, а путем
длительных, постепенных согласований позиций , что предполага
ет развитие в обществе духа сотрудничества
1•
П очетны й советник Фонда профессор Чжоу Гучэн предлагает
пересмотреть традиционную трактовку терм и на <<ЖЭНЬ>> как <<гу
манность>>. По его мнению, этот термин следует толковать как <<Че
ловек должен быть человеком». Уточняя эту мысль, известны й
китайский ученый Л ю Вэньин обращает внимание н а то, что по
пуляризируя жэнь, Конфуций хотел не только регулировать меж
личностные отношения внутри патриархального рода, но и, что
еще более важно, <<межличностные отношения в государственной
иерархии и даже межгосударственные отношения».
Другой реинтерпретатор Конфуция профессор Бу Цзиньчжи
делает особый акцент на культуре политического участия, развивая
в современном духе конфуцианский идеал <<гармоничного челове
ка>>. Он подчеркивает, что созданной Конфуцием школе был при
сущ свой стиль участия в обществен ной жизн и . Конфуцианцы
отдавали все силы ведению государственных дел и упорядочению
Вэймин
Ду. Вызов Сингапура. Теория нового конфуцианства и дух пред
принимательства. Пекин, 1 969. С. 1 4 1 - 142.
219