Файл: Василенко И.А. Политическая философия (Высшее образование). 2010.pdf

Добавлен: 05.02.2019

Просмотров: 9648

Скачиваний: 18

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

жизни  совершали  подвиги и  добивались заслуг  ради  государства, 

выступали  против пассивного ухода от  м ирских дел»  . 

Весьма и нтересной  представляется  попытка  профессора  Фэн 

Юланя обосновать неизбежн ость  модернизац и и  в  Китае,  и нтер­
п ретируя  положения  из  конфуцианск?го  кан о н и ч еского текста 
<< lli и  Цзин>> :  «Хотя Чжоу и  старое  царство, его судьба  нова.  Сегод­

ня  Китай  это  и  есть старое  царство ,  и  у  него новая  судьба;  н овая 

судьба - это модернизац и я .  

Я 

стараюсь сохранить еди н ство и  и н ­

дивидуальность старого  царства,  одновременно с пособствуя  осу­

ществлению новой судьбы .  П редставители правого крыла поддер­

ж и вают  мое  стремление сохранить еди н ство  и  и ндивидуальность 

древнего царства и  порицают мои усилия, способствующие осуще­
ствлен и ю  м одернизации; представители левого крыла приветству­

ют мое стремление помочь модернизации и  порицают меня за ус и ­

л и я  п о  поддержан и ю  единства и  и ндивидуальности старого царс­

тва. 

Я 

п о н имаю их доводы,  прин имаю их похвалу и хулу.  Похвала 

и  хула взаимоисчезают,  я  продолжаю  идти  вперед в  соответствии 

СО СВОИМИ суждеНИЯМИ>> 

Ученые  из  Фонда Конфуция  не только реинтерпретируют кон­

фуцианские цен ности адекватно процессам м одернизации в самом 

Китае, но и  находят убедительные свидетельства в пользу того, что 
конфуцианство может активно с пособствовать гуманизации поли­

тических действ и й  в глобальном м ире. Так, тайваньские исследо­

ватели  Хуан  Цюньчжи  и  У.  Куа н м и н  полагают:  технологическое 
взаимодействие  м ирового сообщества с  прирадой  подтверждает 
(через  экологические  бедствия)  конфуцианскую  точку  зрен и я  -

л юди, общество  и природа могут процветать только сообща3 .  Тай­

ваньские ученые полагают,  что  распространение конфуцианских 
ценностей  способно остановить загрязнение окружающей среды , 
превращен и е  человека в  придаток машины , разгул  насилия и дру­

гие  социальные  болезни ХХ в. Это связано с тем ,  что конфуцианс­

тво является  не только этико-пол итической доктрин о й ,  но и  кос­

мологической системой. 

За подобными и нтеллектуальными изысканиями лежит не прос­

то стремление ученых развивать древнюю философскую традицию .  

220 

Цит  по:  Китайская философия  и  современная  цивилизация.  М . ,   1 997. 

с. 

1 55. 

Цит. по: 

Ломанов А. 

В. Современное конфуцианство: философия Фэн  Юла-

ия. 

м . ,  

1 996, 

с. 

2 1 2. 

Цит.  по: 

Буров  В. Г. 

М одернизация  тайваньского  общества.  М . ,   1 99 8 .  

с. 

1 93. 

И нтеллектуальный поиск идет  в весьма определен ном  политичес­

ком  направлении - ставится задача активизировать обществен ное 
сознание  в духе  демократических идеалов современного урбанис­

тического  общества,  где  «Гармони ч ному человеку>>  предстоит уже 

не  просто любоваться совершенством мира, а акти вно действовать, 

разви вая гармонические начала в обществен ной жизни .  

Все это свидетельствует о том ,  что национальные элиты  в тихо­

океанском  регионе  связы вают  политическое  возрождение своей 

цивилизации с новым  прочтением традиционных  пластов полити ­
ческой культуры  и политического сознания.  Национальные элиты 
здесь обладают  важной способностью  формулировать  <<большие 
цел и >>  в  политике,  опираясь н а  древность  ( « испол ьзование древ­
ности во благо соврем е нности»).  Ради достижен и я  этих <<больших 
целей» нация способн а  мобилизовать свой духовный  поте нциал, 

что  обеспечивает  все н ародную  п оддержку  и  легити м н ость  р е ­

форм. 

И менно здесь в  значительной степени скрыта разгадка  «тихо­

океанского чуда» - гигантского рывка «азиатских драконов» прак­
тически  во всех сферах жизни .  Успех этих стран  еще раз показал , 
что благополучие н ац и и  складывается  не  только из экономических 

показателей, оно в н емалой степени вырастает из духовного един ­
ства народа,  поверившего в с вои -силы. 

Успешная  практика модерн и зации с  опорой н а  реи нтерпрета­

цию национальных традиций в странах Азиатско-Тихоокеанского 

региона с пособствовала радикальному пересмотру  основ самой 

модернизационной теор и и .   С .  Хантингтон был одн и м   из первых 
западных исследователей, кто написал о преимуществах традицио­
нализма в сфере модерн изации :  « Н е  только современные общества 
включают в  себя  м ногие традиционные эле м е нты,  но  и традици­
онные общества,  в свою очередь,  н ередко обладают таким и  черта­
м и ,  которые обычно считаются современн ы м и .  Традицию н еобхо­

димо изучать.  Кроме того,  модерни зация способна усиливать тра­
дицию» ' . 

Постепенно основной проблемой теории  неомодерн изации стал 

поиск новых факторов, обеспечивающих дина м и ку  конструктив­
н ых  политических действи й   в  модернизационн ых  процессах,  что 
потребовало дальнейшего пересмотра теории.  На смену дискреди­
тировавшей  себя  кон цепции форсирован н о й  модернизации при-

Huntington  S. 

The  Change  to  Change:  modernization,  development  and 

politics // Comparative Modernization. 

N .У.: 

Free Press,  1 976.  Р.  1 2 1 .  

221 


background image

шли  положения о защите,  сохранении, возрождении и  поддержке 

социокультурного разнообразия, о  плюрализме укладов и образов 
жизн и ,  обеспечении  им  свободы  существования и развития. 

И нтересное решение  проблемы эффективности  модернизаци­

онных действий  предлагает концепция волнообразного развития 
модернизации.  Сторонники этой теории настаивают на необходи- . 

мости  чередования  инновационных и  стабилизирующих  циклов: 
периоды внедрения в ткань общества инноваций должны сменять­

ся расслабляющей стабилизацией общественного развития  на ос­
нове воспроизведения и использования традиций 

1 • 

Современная концепция неомодернизации включает в себя на­

ряду с  идеей светской организации социальной жизни признание 
значимости религии и  мифологии  в духовной сфере, уважение  к 
харизме традиционного лидерства,  почитание  авторитетов  <<ста­
рейшиН>>  в политике,  использование идеи коллективистской спло­
ченности общества. П олностью реабилитированы также традици­

онные  ценности  родства,  семьи,  факторы  значимости  групповой 

идентификации и солидарности. 

Это  позволило 

А. 

С.  Ахиезеру сформулировать курс неомодер­

низации в виде разрешения творческого парадокса: <<Задача заклю­
чается в том, чтобы пройти между Сциллой консервативного тра­

диционализма,  грозящего застоем,  неспособиого удовлетворить 

растущие потребности и тем вызывающего днекомфортное состо­
яние,  и  Харибдой утопического абстрактного либерализма, кото­
рый несет возможность того же состояния,  но совершенно по иной 
причине, т.е. в результате попыток изменить ситуацию, придать ей 

динамичный характер, резко порвать с массовыми ценностями»2. 

Унифицированные представления о модели политического дей­

ствия в процессе модернизации сменились сегодня м ногофактор­
н ы м  подходом :  стало  очевидно,  что темпы ,  ритм  и  последствия 
модерн изационных преобразований  в  разных странах зависят от 
традиций  политической  культуры ,  особенностей  менталитета  и 
образа жизни. 

Не случайно известный немецкий конфликтолог Ральф Дареи­

дарф  предостерегает современных реформаторов  от  «кавалерий­

ской атаки>>  и  <<шоковой терапии»: политические действия модер­
низаторов должны быть  рассчитаны  на  последовательные преоб­
разования  глубинных пластов жизни,  отношений и  ценностей в 

222 

Пантин В.И. 

Циклы и  волны модернизации как феномен социального 

развития. М . ,  1 997. 

Ахиезер А.С. 

Указ. соч. С. 2 14. 

гражданском обществе.  Если 

для 

осуществления конституционной 

реформы  может быть достаточно шести месяцев, то 

для 

экономи­

ческих преобразований может не хватить нескольких десятилетий, 
а культурная трансформация должна быть рассчитана на несколь­
ко поколений 

1 • 

Достаточно экстравагантный образ  «квадратного  колеса» для 

объяснения  модели  модернизационн ых  действий  предложил 

Н.  Вернек  Содре.  Он полагает, что политическое действие  в  про­

цессе модерн изации должно напоминать колесо, которое со скри­
пом переваливает через ребро между гранями, заметно приподни ­
маясь,  а затем  замирает на новой грани  - и  здесь  начинается пе­
риод  бурного  развития,  весьма  неравномерного  и  однобокого, 
требующего  колоссальных  усилий  и  исчерпывающего  наличные 
ресурсы,  после  чего снова  наступает  период  <<застоя>>  и  стагна­
ции. 

Если раньше модернизация  интерпретировалась как решение, 

принятое образованной элитой и навязанное сопротивляющемуся 
населению, которое це

плял

ось за традиционные ценности и уклад 

жизни ,  то сегодня речь идет о том, чтобы  избежать наивного поли­
тического  волюнтаризма в  процессе  политических преобразова­

ний.  Практика  реформ  показала:  не  все  желаемое  достижимо  и 
зависит от простой  политической воли. Нельзя также рассчитывать 

на эффективность модернизации, исходЯ исключительно из пока­

зателей экономического роста:  гораздо  важнее для  стабилизации 

обществен ного развития  сформировать  новые ценности  сообще­

ства, которые не противоречили бы старым традиционным устоям ,  

а развивали и х  в новом направлении. 

При всем  разнообразии  моделей  неомодернизации  большин­

ство из них сегодня направлено на поиски стабилизирующих фак­

торов, которые способствуют сохранению цивилизационной иден­

тичности, развитию и укреплению традиций. Идея реинтерпрета­

ции  традиций в духе современности  в  процессе  реформ является 
важной задачей политической элиты.  И менно элита должна дока­

зать народу, что его историческое наследие актуально и конструк­
тивно - способно  в  условиях  реформ  послужить  основой дина­

мичного развития общества и тем самым дать необходимые моти­
вации для  эффективных политических действий .  

Dahrendoif 

R .  

Refkections on the Revo1ution in Europe. 

L.: 

Chatto 

Windus, 

1 990. 

Р. 

2 1 .  

223 


background image

10.6.  ЭВРИСТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ РУССКОГО 

ТРАДИЦИОНАЛИЗМА 

Идея реинтерпретации  национал ьных традиций в ходе  по­

литических реформ  находится  в остром  противоречии с концеп­

цией прагматизма в  Политике. Современные  политики часто упо­

вают  на  прагматизм  как  рациональную  основу  политических 

действий:  они  надеются  на универсальные  политические меха­

н измы  и  системы  значител ьно  бол ьш е ,   чем  на  человека  и  его 
культуру.  С  позиций политического прагматизма борьба  за идеа­

лы  в политике - давление архаичного и иррационального тради­

ционализма. 

Культ прагматизма в политике  особенно распространен в  ан­

гло-американской  политической  кул ьтуре.  Если  мы  вспомним 
иерархию  политических культур,  разраоотанную  Г. Алмондом  и 

С.  Вербой, то  эталоном там  выступает  <<светская>>  американская 

политическая  культура,  в  которой  политика  - не  борьба  идей, 
а столкновение групповых интересов,  каждый из которых в своих 
границах законен, что  предполагает  политический  компромисс 
и  консенсус. 

Однако открытый  современной социологией  универсальный 

закон  возвышения  потребностей  по мере развития культуры сви­

детельствует  в  пользу  возрастан ия  социокультурн ых,  духовных 

факторов  в  политике,  объективно усиливает рациональность  по 
ценности  в  современном политическом  процессе.  Социологи  на 
эмпирическом уровне открыли  феномен постэкономического че­

ловека еще в  1 960-х гг.:  известная концепция <<иерархии потребно­

стей>> 

А. 

М аелоу объясняет, как по мере удовлетворения <<первич­

н ых>>  материальных  нужд  человека  актуализируются  «высшие>> 
потребности,  связанные ценностями образования,  социального 
престижа,  творческой  самореализации, духовной  наполненности 

жизни. 

Парадокс  прагматизма в политике связан с тем ,  что сами праг­

матики,  стремясь  к  максимальной 

эффективности ,  

подрывают 

эффективность власти тем ,  что игнорируют ее 

духовную составля­

ющую. 

Если  заинтересованность и  воодушевление людей  падают, 

любая  политическая  система  начинает давать сбои: политические 

институты  нуждаются  в  активной творческой  интерпретации  за­
интересованных политических акторов.  Поэтому наиболее эффек­

тивная  модель  политического лидерства - отнюдь не  инструмен­
тально-прагматическая ,  а 

нравственно-этическая, 

способная  мо-

224 

билизовать  духовн ы й   потен циал ,   духовные  ресурсы  общества 

посредством опоры  на национальную идею и  мораль. 

Российское политическое сознание, ориентированное на рацио­

нальность по ценности, только по западным меркам «потребитель­

ского общества>> кажется  отсталым и несовременным - в горизон­
те открытой  истории,  стоящей перед лицом нерешенных глобаль­

ных  пробл е м ,   его  характерные  черты  могут  оказаться  весьма 
продуктивными. Говоря языком современной науки, православно­

христианская  идентичность формирует  особый  тип  личности  с 

постматериалистической структурой потребностей, 

феномен 

«оча­

рованного странника» 

( Н .  Лесков),  взыскующего  не материальных 

ценностей, не жизненного успеха, а 

правды, справедливости и смыс­

ла жизни. 

Об этом хорошо сказал  Н .  Бердяев:  <<Россия - страна бесконеч­

ной  свободы  и духовных далей,  страна странников,  скитальцев и 

искателей . . .  >> 

1 •  

Н .  Бердяев, как и  С.  Франк, связывал  стихийность 

и безграничность свободы с <<исканием  Божьей  правды>> русскими 
странникам и ,  свободными от тягот мирской жизни ,  с котомкой за 
плечами ищущими <<неведомого града».  Внутреннюю свободу рус­
ского  народа  Бердяев противопоставлял  внутренней неевободе 
западных народов,  закрепощенных <<мещанскими нормами>>. 

«Очарованный страннию> - самый свободный человек на зем­

ле, которому открыт мир и  который сам открыт миру. Это тот са­

мый  <<человек  в  поисках  смысла>>  ( В .  Франкл), которого так ждет 
современность,  чтобы  выйти  из  тупиков технической  цивилиза­

ции.  И  мы должны защитить этого человека, раскрыть его творче­

ский потенциал и  преимущества перед экономическим человеком 

западного  мира.  Экологи  сегодня  предупреждают  нас  о том ,  что 

жесткие промышленные технологии разрушают природную среду 

и  ведут к глобальной экологической  катастрофе.  Но  жесткие  по­

литические технологии, подавляющие социокультурную идентич­

ность,  национальный тип и  национальный характер, не менее раз­
рушительны - они подрывают духовную энергетику нации, ведут 
к национальному духовному кризису. 

Теория экономического человека имеет яркую цивилизацион­

ную окраску - она отражает специфику западного типа жизнестро­

ения.  Экономический  человек демонстрирует 

инструментальное 

отношение к миру. 

Он  с  самого  начала отделяет информацию, от-

Бердяев 

Н. 

Судьба России. Опыты по психологии  войны и национальнос­

ти.  М . ,  1 990. С.  14. 

225 


background image

носящуюся  к  области  средств,  от  информации,  относящейся  к 
сфере  ценностей, определяя для  своей деятельности  особый  ору­

дийный мир. Как отмечает А. 

С. 

Панарин ,  <<Собственно специфика 

Запада состоит в этом скрупулезном отделении инструментальных 

средств от ценностей и опережающем  приращении инструменталь­
ной  и нформации  по  сравнению  с  информацией  ценностной. 

Прежние  культуры  умели  создавать  непревзойденные  шедевры, 

относящиеся  к  ценностному миру,  но они  не владели тайной от­
деления  мира ценностей от  мира  ценноетно-нейтральных средств, 
от орудийной сферы>> 

1 •  

Благодаря  инструментальному отношению к миру Запад демон­

стрирует высокие темпы развития материального производства,  но 

уже сейчас жесткие промышленные технологии привели к эколо­

гическому и энергетическому кризису, а самое главное - к кризису 
культуры.  В ценностной сфере экономический человек опирается 

на  примитивн ы й  идеал  «потребительского  общества>>,  который 

разрушает все <<высокие>>  культурные мотивации. Экономический 
человек создал  технократическую теорию управления  сознанием 

потребителя:  <<Регулирование спроса  и  управление  и м ,   по сути 

дела,  является  обширной  и  быстро  растущей отраслью экономи­
ческой деятельности, она охватывает  громадную  систему средств 

информации . . .  почти  всю  рекламу,  многочисленные  прикладные 

исследования . . .  и  многое другое . . .   Если  говорить  более  опреде-

ленно, то она управляет теми, кто  покупает товары»  . 

Экономический человек держит  в  своих руках  политическую 

власть благодаря  подобной технологии  производства  массового 
созн а н ия  с  заранее  заданн ы м и   свойства м и .   Разработан н ый 

З.  Фрейдом  психоанализ  превратился  в  особую технологию  «ОС­

копления» сознания,  внушая человеку, что все его тайные, скры­
тые,  подсознательные  комплексы  и  влечения  необходимо <<про­
явить»  и  реализовать через  механизмы  компенсации.  На это  на­
правлена  вся  сложная  и ндустрия  развлеч е н и й ,   ибо  тот,  кто 
собирается  манипулировать  л юдьми,  как  справедливо  заме­
тил  В .  Франкл ,  <<должен  сначала овеществить их, а для  этого  вну­
ш ить им доктрину пандетерминизма».  П сихоанализ виновен не 
только в деперсонализации, но и в дереализации человека: «грешен 

перед духовным  в  человеке  дважды:  перед  субъективным духов-

226 

Панарин А.С. 

Философия политики. М . ,  1 994. С.  64. 

Гэлбрейт Дж. 

Новое индустриальное общество. М . ,  1 969. С. 247. 

ным  - духовной личностью  - и перед объективным духовным -

объективными ценностями>> 

1 •  

Экономический  человек исчерпал  сегодня  свою социальную 

нишу,  ибо дальнейшее агрессивное наступление его на природу и 
культуры  грозит исчезновением человека и человечества.  Вера эко­
номического человека в технический  прогресс оказалась иллюзи­
ей  настоя щего  и  утопией  будущего.  Как  остроумно  заметил 

С.Л. 

Франк, «нам остается  только удивляться  наивности  поколе­

ний, ее разделявших>>2. 

С 

этой точки  зрения  реабилитацию 

очаро­

ванного  странника 

- человека,  ориентирован ного  на  духовные 

цели и  ценности,  - следует оценивать как адекватный нашей на­

циональной традиции социокультурный проект будущего. 

10.7. 

РАЦИОНАЛЬНОСТЬ ПО ЦЕННОСТИ КАК ВЫСШИЙ ТИП 
РАЦИОНАЛЬНОСТИ В ПОЛИТИКЕ 

Э. Фромм отметил, что одной из главных духовных проблем 

современного  мира является проблема преодоления 

разрыва 

меж­

ду декларируемыми  ценностями  современного человека  и  д е й ­
ствительными ценностями, которыми он руководствуется в жизни 

и которые им зачастую не осознаются.  В большинстве демократи­
ческих стран официально признанными, осознанными ценностя­

ми  являются  гуманистические:  милосердие, любовь к  ближнему, 

ответственность, сострадание. Но главная опасность состоит в том, 

что они утрачивают реальное воздействие на мотивации человече­

ского  поведения,  в  то  время  как  утилитарные  ценности  - соб­
ственность,  потребление,  социал ьный статус,  развлечения - на­
чинают занимать несоразмерно большое место в системе культуры. 

Разрыв между имеющими высшую духовную санкцию гуманисти­

ческими  ценностями и  невозможностью их реализации приводит 
к девальвации ценностей, опустошает человека. 

Это особенно опасно перед лицом обострения глобальных проб­

л ем  современности. Дело в том, что человек способен по-настоя­

щему осознать угрозу всеобщей экологической катастрофы, сохра­
нения генофонда человечества, опасность разрастания терроризма 

только  в том  случае,  если  он вернется  к  прежнему  пиетету перед 
духовными  ценностями,  поставит  их  на  первое  место  в  системе 
своих приоритетов.  Экономический человек Запада нечувствите-

Франкл В. 

Человек в поисках смысла. М . ,  1 990. С.  83, 1 1 8. 

Франк С.Л. 

Смысл жизни 11  Во пр. философии.  1 990. 

N2 

6. С. 93. 

227 


background image

лен  к духовным проблемам современного мира, у него другая шка­

ла ценностей. Только человек,  взыскующий смысла, воодущевлен­

ный идеей духовного преобразования мира, способен сегодня ре­

шить глобальные проблемы современности. 

Хочется подчеркнуть, что образ человека,  созданный право­

славной антропологией,  замечателен по своей многомерности  и 
пластичности.  Как справедливо отмечает С.  Хоружий, <<ПО высоте 
здания, как и  по реалистической полноте  охвата, такой образ че­

ловека, хотя и сформировавшийся в основных чертах полтора ты­

сячелетия тому назад, по сей  день остается скорее 

уж 

впереди нас, 

нежели  позади. Он остается,  таким образом  не только не нерас­
крыты м ,   но также  еще  и  неустаревш и м ,   непревзойденным  -
и  потому не утрачивает способности оказаться  нужным и  ценным 

для современной мысли, современных духовных поисков, всей ду­

ховной ситуации наших дней>> 

1 •  

Поэтому так неуместны определе­

н ия российской политической культуры и российского политиче­
ского сознания как <<Традиционно-архаических», <<несовременных», 

что весьма характерно не только для вестернизированной полити­
ческой элиты, но и для академических научных исследований2. 

Человек, взыскующий смысла, отстаивает ценностное отноше­

ние к миру,  отвергая чисто инструментальный подход, утверждая 
особый тип рациональности - рациональность по ценности. Рус­
ская духовная традиция наделяет ценности значительно большим 
статусом и влиянием на политическую повседневность, чем запад­
ная, уповающая на интересы. Поэтому политическая борьба в Рос­
сии была и остается борьбой за идеи и идеалы. Когда политик вы­
ступает от имени идеала, он задевает не слабые струны рациональ­

ности  общественного сознания, а сильные струны мессианского 

чувства групповой  психологии .  Поэтому  по  силе воздействия  в 
политике целерациональность  всегда уступает рациональности 
ценностной. 

В России способность жить социально значимой идеей относится 

к древнему архетипу кафолического, соборного сознания .

Воспитан­

ное православной традицией («Душа Православия - соборность» 

(С.  Булгаков)) такое сознание не есть примитивный коллективизм, 

который  пытались проповедовать большевики.  В  марксистской 

традиции личность растворялась в коллективном действии ,  про-

228 

Хоружий  С.С. 

После  перерыва:  Пути  русской  философии. С П б . ,   1 994. 

С. 278. 

См.: 

Щербинин А. И., Щербинина Н. Г. 

Политический мир России. Томск, 

1 996. С. 33. 

возглашалея примат коллективных интересов над индивидуальны­
ми. Проповедуемый социалистами социально-политический кол­

лективизм основан  на  механически-атомистическом  понимании 

общества: достижение коллективного действия здесь происходит 

через государствен ное принуждение, через внешнее объединение 

отдельных личностей. 

Кафолическое сознание, напротив, предполагает, что личность 

вбирает в себя полноту чужих индивидуальностей, «держит внутри 

себя собор со  всеми»  (С. Н .  Трубецкой) ,  выходит из самозамкну­

тости и отчужденности через кафолическое преображение. Кафо­
л ическое сознание обладает способностью и силой восприн имать 

и выражать сознание и жизнь целого, всего общества. Соборность 

держится  не  общностью и нтересов,  но  связью духовной и  нрав­

ственной, связью общей любви.  Об этом хорошо сказал А.С.  Хо­
мяков: «Соборное Единство есть единство свободное и органичес­
кое, живое начало которого есть Божественная благодать взаимной 

любви» 1 • 

Русские философы часто использовали сравнение,  идущее  от 

Плотина, - «Я»  подобно листу на дереве, который внешне не со­

прикасается с другими листьями или соприкасается лишь случай­
но, но внутренне, через соединение ветвей и сучьев с общим кор­
нем, связан, следовательно, со всеми остальными листьями и ведет 
с  ними общую жизнь.  « М Ы>>  представляется  здесь  не  внешн и м ,  
позднее образовавшимся синтезем, неким объединением несколь­
ких «Я>>, а первичным неразложимым единством,  из корня которо­
го произрастает <<Я» каждого. 

Элемент соборности в русском самосознании - это особо цен­

ный дар,  который в самые трудные м инуты российской истори и  

спасал народ и страну. 

И 

то, что сегодня в России это понятие вос­

принимается как архаичное, - трагедия нашей культуры. Н апом­

ним, что страны Азиатско-Тихоокеанского региона успешно дока­

зали всему миру, что их национальная традиция <<адаптирующеrося 
коллективизма>>  (которая  весьма близка нашей, отечествен ной) 
способна создать высокосовременное общество <<групповой ориен­

тации>>, неиндивидуалистической правовой культуры, основанной 

на компромиссе2. 

Российским политикам  еще  предстоит  осознать,  что западная 

экономикацентристская версия гражданского общества как сово-

Хомяков А.С. 

Соч. Т.  2.  Прага,  1 867. С.  1 0 1 .  

См .: 

Василенко И.А. 

Корни <<Тихоокеанского чуда>> //  Российская Федера­

ция.  1 996. м  1 5. 

с. 

44-46. 

229