Файл: Василенко И.А. Политическая философия (Высшее образование). 2010.pdf
ВУЗ: Московская государственная юридическая академия им. О.Е. Кутафина
Категория: Книга
Дисциплина: Философия
Добавлен: 05.02.2019
Просмотров: 9648
Скачиваний: 18
жизни совершали подвиги и добивались заслуг ради государства,
'
1
выступали против пассивного ухода от м ирских дел» .
Весьма и нтересной представляется попытка профессора Фэн
Юланя обосновать неизбежн ость модернизац и и в Китае, и нтер
п ретируя положения из конфуцианск?го кан о н и ч еского текста
<< lli и Цзин>> : «Хотя Чжоу и старое царство, его судьба нова. Сегод
ня Китай это и есть старое царство , и у него новая судьба; н овая
судьба - это модернизац и я .
Я
стараюсь сохранить еди н ство и и н
дивидуальность старого царства, одновременно с пособствуя осу
ществлению новой судьбы . П редставители правого крыла поддер
ж и вают мое стремление сохранить еди н ство и и ндивидуальность
древнего царства и порицают мои усилия, способствующие осуще
ствлен и ю м одернизации; представители левого крыла приветству
ют мое стремление помочь модернизации и порицают меня за ус и
л и я п о поддержан и ю единства и и ндивидуальности старого царс
тва.
Я
п о н имаю их доводы, прин имаю их похвалу и хулу. Похвала
и хула взаимоисчезают, я продолжаю идти вперед в соответствии
2
СО СВОИМИ суждеНИЯМИ>>
.
Ученые из Фонда Конфуция не только реинтерпретируют кон
фуцианские цен ности адекватно процессам м одернизации в самом
Китае, но и находят убедительные свидетельства в пользу того, что
конфуцианство может активно с пособствовать гуманизации поли
тических действ и й в глобальном м ире. Так, тайваньские исследо
ватели Хуан Цюньчжи и У. Куа н м и н полагают: технологическое
взаимодействие м ирового сообщества с прирадой подтверждает
(через экологические бедствия) конфуцианскую точку зрен и я -
л юди, общество и природа могут процветать только сообща3 . Тай
ваньские ученые полагают, что распространение конфуцианских
ценностей способно остановить загрязнение окружающей среды ,
превращен и е человека в придаток машины , разгул насилия и дру
гие социальные болезни ХХ в. Это связано с тем , что конфуцианс
тво является не только этико-пол итической доктрин о й , но и кос
мологической системой.
За подобными и нтеллектуальными изысканиями лежит не прос
то стремление ученых развивать древнюю философскую традицию .
220
Цит по: Китайская философия и современная цивилизация. М . , 1 997.
с.
1 55.
Цит. по:
Ломанов А.
В. Современное конфуцианство: философия Фэн Юла-
ия.
м . ,
1 996,
с.
2 1 2.
Цит. по:
Буров В. Г.
М одернизация тайваньского общества. М . , 1 99 8 .
с.
1 93.
И нтеллектуальный поиск идет в весьма определен ном политичес
ком направлении - ставится задача активизировать обществен ное
сознание в духе демократических идеалов современного урбанис
тического общества, где «Гармони ч ному человеку>> предстоит уже
не просто любоваться совершенством мира, а акти вно действовать,
разви вая гармонические начала в обществен ной жизни .
Все это свидетельствует о том , что национальные элиты в тихо
океанском регионе связы вают политическое возрождение своей
цивилизации с новым прочтением традиционных пластов полити
ческой культуры и политического сознания. Национальные элиты
здесь обладают важной способностью формулировать <<большие
цел и >> в политике, опираясь н а древность ( « испол ьзование древ
ности во благо соврем е нности»). Ради достижен и я этих <<больших
целей» нация способн а мобилизовать свой духовный поте нциал,
что обеспечивает все н ародную п оддержку и легити м н ость р е
форм.
И менно здесь в значительной степени скрыта разгадка «тихо
океанского чуда» - гигантского рывка «азиатских драконов» прак
тически во всех сферах жизни . Успех этих стран еще раз показал ,
что благополучие н ац и и складывается не только из экономических
показателей, оно в н емалой степени вырастает из духовного един
ства народа, поверившего в с вои -силы.
Успешная практика модерн и зации с опорой н а реи нтерпрета
цию национальных традиций в странах Азиатско-Тихоокеанского
региона с пособствовала радикальному пересмотру основ самой
модернизационной теор и и . С . Хантингтон был одн и м из первых
западных исследователей, кто написал о преимуществах традицио
нализма в сфере модерн изации : « Н е только современные общества
включают в себя м ногие традиционные эле м е нты, но и традици
онные общества, в свою очередь, н ередко обладают таким и черта
м и , которые обычно считаются современн ы м и . Традицию н еобхо
димо изучать. Кроме того, модерни зация способна усиливать тра
дицию» ' .
Постепенно основной проблемой теории неомодерн изации стал
поиск новых факторов, обеспечивающих дина м и ку конструктив
н ых политических действи й в модернизационн ых процессах, что
потребовало дальнейшего пересмотра теории. На смену дискреди
тировавшей себя кон цепции форсирован н о й модернизации при-
Huntington S.
The Change to Change: modernization, development and
politics // Comparative Modernization.
N .У.:
Free Press, 1 976. Р. 1 2 1 .
221
шли положения о защите, сохранении, возрождении и поддержке
социокультурного разнообразия, о плюрализме укладов и образов
жизн и , обеспечении им свободы существования и развития.
И нтересное решение проблемы эффективности модернизаци
онных действий предлагает концепция волнообразного развития
модернизации. Сторонники этой теории настаивают на необходи- .
мости чередования инновационных и стабилизирующих циклов:
периоды внедрения в ткань общества инноваций должны сменять
ся расслабляющей стабилизацией общественного развития на ос
нове воспроизведения и использования традиций
1 •
Современная концепция неомодернизации включает в себя на
ряду с идеей светской организации социальной жизни признание
значимости религии и мифологии в духовной сфере, уважение к
харизме традиционного лидерства, почитание авторитетов <<ста
рейшиН>> в политике, использование идеи коллективистской спло
ченности общества. П олностью реабилитированы также традици
онные ценности родства, семьи, факторы значимости групповой
идентификации и солидарности.
Это позволило
А.
С. Ахиезеру сформулировать курс неомодер
низации в виде разрешения творческого парадокса: <<Задача заклю
чается в том, чтобы пройти между Сциллой консервативного тра
диционализма, грозящего застоем, неспособиого удовлетворить
растущие потребности и тем вызывающего днекомфортное состо
яние, и Харибдой утопического абстрактного либерализма, кото
рый несет возможность того же состояния, но совершенно по иной
причине, т.е. в результате попыток изменить ситуацию, придать ей
динамичный характер, резко порвать с массовыми ценностями»2.
Унифицированные представления о модели политического дей
ствия в процессе модернизации сменились сегодня м ногофактор
н ы м подходом : стало очевидно, что темпы , ритм и последствия
модерн изационных преобразований в разных странах зависят от
традиций политической культуры , особенностей менталитета и
образа жизни.
Не случайно известный немецкий конфликтолог Ральф Дареи
дарф предостерегает современных реформаторов от «кавалерий
ской атаки>> и <<шоковой терапии»: политические действия модер
низаторов должны быть рассчитаны на последовательные преоб
разования глубинных пластов жизни, отношений и ценностей в
222
Пантин В.И.
Циклы и волны модернизации как феномен социального
развития. М . , 1 997.
Ахиезер А.С.
Указ. соч. С. 2 14.
гражданском обществе. Если
для
осуществления конституционной
реформы может быть достаточно шести месяцев, то
для
экономи
ческих преобразований может не хватить нескольких десятилетий,
а культурная трансформация должна быть рассчитана на несколь
ко поколений
1 •
Достаточно экстравагантный образ «квадратного колеса» для
объяснения модели модернизационн ых действий предложил
Н. Вернек Содре. Он полагает, что политическое действие в про
цессе модерн изации должно напоминать колесо, которое со скри
пом переваливает через ребро между гранями, заметно приподни
маясь, а затем замирает на новой грани - и здесь начинается пе
риод бурного развития, весьма неравномерного и однобокого,
требующего колоссальных усилий и исчерпывающего наличные
ресурсы, после чего снова наступает период <<застоя>> и стагна
ции.
Если раньше модернизация интерпретировалась как решение,
принятое образованной элитой и навязанное сопротивляющемуся
населению, которое це
плял
ось за традиционные ценности и уклад
жизни , то сегодня речь идет о том, чтобы избежать наивного поли
тического волюнтаризма в процессе политических преобразова
ний. Практика реформ показала: не все желаемое достижимо и
зависит от простой политической воли. Нельзя также рассчитывать
на эффективность модернизации, исходЯ исключительно из пока
зателей экономического роста: гораздо важнее для стабилизации
обществен ного развития сформировать новые ценности сообще
ства, которые не противоречили бы старым традиционным устоям ,
а развивали и х в новом направлении.
При всем разнообразии моделей неомодернизации большин
ство из них сегодня направлено на поиски стабилизирующих фак
торов, которые способствуют сохранению цивилизационной иден
тичности, развитию и укреплению традиций. Идея реинтерпрета
ции традиций в духе современности в процессе реформ является
важной задачей политической элиты. И менно элита должна дока
зать народу, что его историческое наследие актуально и конструк
тивно - способно в условиях реформ послужить основой дина
мичного развития общества и тем самым дать необходимые моти
вации для эффективных политических действий .
Dahrendoif
R .
Refkections on the Revo1ution in Europe.
L.:
Chatto
&
Windus,
1 990.
Р.
2 1 .
223
10.6. ЭВРИСТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ РУССКОГО
ТРАДИЦИОНАЛИЗМА
Идея реинтерпретации национал ьных традиций в ходе по
литических реформ находится в остром противоречии с концеп
цией прагматизма в Политике. Современные политики часто упо
вают на прагматизм как рациональную основу политических
действий: они надеются на универсальные политические меха
н измы и системы значител ьно бол ьш е , чем на человека и его
культуру. С позиций политического прагматизма борьба за идеа
лы в политике - давление архаичного и иррационального тради
ционализма.
Культ прагматизма в политике особенно распространен в ан
гло-американской политической кул ьтуре. Если мы вспомним
иерархию политических культур, разраоотанную Г. Алмондом и
С. Вербой, то эталоном там выступает <<светская>> американская
политическая культура, в которой политика - не борьба идей,
а столкновение групповых интересов, каждый из которых в своих
границах законен, что предполагает политический компромисс
и консенсус.
Однако открытый современной социологией универсальный
закон возвышения потребностей по мере развития культуры сви
детельствует в пользу возрастан ия социокультурн ых, духовных
факторов в политике, объективно усиливает рациональность по
ценности в современном политическом процессе. Социологи на
эмпирическом уровне открыли феномен постэкономического че
ловека еще в 1 960-х гг.: известная концепция <<иерархии потребно
стей>>
А.
М аелоу объясняет, как по мере удовлетворения <<первич
н ых>> материальных нужд человека актуализируются «высшие>>
потребности, связанные ценностями образования, социального
престижа, творческой самореализации, духовной наполненности
жизни.
Парадокс прагматизма в политике связан с тем , что сами праг
матики, стремясь к максимальной
эффективности ,
подрывают
эффективность власти тем , что игнорируют ее
духовную составля
ющую.
Если заинтересованность и воодушевление людей падают,
любая политическая система начинает давать сбои: политические
институты нуждаются в активной творческой интерпретации за
интересованных политических акторов. Поэтому наиболее эффек
тивная модель политического лидерства - отнюдь не инструмен
тально-прагматическая , а
нравственно-этическая,
способная мо-
224
билизовать духовн ы й потен циал , духовные ресурсы общества
посредством опоры на национальную идею и мораль.
Российское политическое сознание, ориентированное на рацио
нальность по ценности, только по западным меркам «потребитель
ского общества>> кажется отсталым и несовременным - в горизон
те открытой истории, стоящей перед лицом нерешенных глобаль
ных пробл е м , его характерные черты могут оказаться весьма
продуктивными. Говоря языком современной науки, православно
христианская идентичность формирует особый тип личности с
постматериалистической структурой потребностей,
феномен
«оча
рованного странника»
( Н . Лесков), взыскующего не материальных
ценностей, не жизненного успеха, а
правды, справедливости и смыс
ла жизни.
Об этом хорошо сказал Н . Бердяев: <<Россия - страна бесконеч
ной свободы и духовных далей, страна странников, скитальцев и
искателей . . . >>
1 •
Н . Бердяев, как и С. Франк, связывал стихийность
и безграничность свободы с <<исканием Божьей правды>> русскими
странникам и , свободными от тягот мирской жизни , с котомкой за
плечами ищущими <<неведомого града». Внутреннюю свободу рус
ского народа Бердяев противопоставлял внутренней неевободе
западных народов, закрепощенных <<мещанскими нормами>>.
«Очарованный страннию> - самый свободный человек на зем
ле, которому открыт мир и который сам открыт миру. Это тот са
мый <<человек в поисках смысла>> ( В . Франкл), которого так ждет
современность, чтобы выйти из тупиков технической цивилиза
ции. И мы должны защитить этого человека, раскрыть его творче
ский потенциал и преимущества перед экономическим человеком
западного мира. Экологи сегодня предупреждают нас о том , что
жесткие промышленные технологии разрушают природную среду
и ведут к глобальной экологической катастрофе. Но жесткие по
литические технологии, подавляющие социокультурную идентич
ность, национальный тип и национальный характер, не менее раз
рушительны - они подрывают духовную энергетику нации, ведут
к национальному духовному кризису.
Теория экономического человека имеет яркую цивилизацион
ную окраску - она отражает специфику западного типа жизнестро
ения. Экономический человек демонстрирует
инструментальное
отношение к миру.
Он с самого начала отделяет информацию, от-
Бердяев
Н.
Судьба России. Опыты по психологии войны и национальнос
ти. М . , 1 990. С. 14.
225
носящуюся к области средств, от информации, относящейся к
сфере ценностей, определяя для своей деятельности особый ору
дийный мир. Как отмечает А.
С.
Панарин , <<Собственно специфика
Запада состоит в этом скрупулезном отделении инструментальных
средств от ценностей и опережающем приращении инструменталь
ной и нформации по сравнению с информацией ценностной.
Прежние культуры умели создавать непревзойденные шедевры,
относящиеся к ценностному миру, но они не владели тайной от
деления мира ценностей от мира ценноетно-нейтральных средств,
от орудийной сферы>>
1 •
Благодаря инструментальному отношению к миру Запад демон
стрирует высокие темпы развития материального производства, но
уже сейчас жесткие промышленные технологии привели к эколо
гическому и энергетическому кризису, а самое главное - к кризису
культуры. В ценностной сфере экономический человек опирается
на примитивн ы й идеал «потребительского общества>>, который
разрушает все <<высокие>> культурные мотивации. Экономический
человек создал технократическую теорию управления сознанием
потребителя: <<Регулирование спроса и управление и м , по сути
дела, является обширной и быстро растущей отраслью экономи
ческой деятельности, она охватывает громадную систему средств
информации . . . почти всю рекламу, многочисленные прикладные
исследования . . . и многое другое . . . Если говорить более опреде-
2
ленно, то она управляет теми, кто покупает товары» .
Экономический человек держит в своих руках политическую
власть благодаря подобной технологии производства массового
созн а н ия с заранее заданн ы м и свойства м и . Разработан н ый
З. Фрейдом психоанализ превратился в особую технологию «ОС
копления» сознания, внушая человеку, что все его тайные, скры
тые, подсознательные комплексы и влечения необходимо <<про
явить» и реализовать через механизмы компенсации. На это на
правлена вся сложная и ндустрия развлеч е н и й , ибо тот, кто
собирается манипулировать л юдьми, как справедливо заме
тил В . Франкл , <<должен сначала овеществить их, а для этого вну
ш ить им доктрину пандетерминизма». П сихоанализ виновен не
только в деперсонализации, но и в дереализации человека: «грешен
перед духовным в человеке дважды: перед субъективным духов-
226
Панарин А.С.
Философия политики. М . , 1 994. С. 64.
Гэлбрейт Дж.
Новое индустриальное общество. М . , 1 969. С. 247.
ным - духовной личностью - и перед объективным духовным -
объективными ценностями>>
1 •
Экономический человек исчерпал сегодня свою социальную
нишу, ибо дальнейшее агрессивное наступление его на природу и
культуры грозит исчезновением человека и человечества. Вера эко
номического человека в технический прогресс оказалась иллюзи
ей настоя щего и утопией будущего. Как остроумно заметил
С.Л.
Франк, «нам остается только удивляться наивности поколе
ний, ее разделявших>>2.
С
этой точки зрения реабилитацию
очаро
ванного странника
- человека, ориентирован ного на духовные
цели и ценности, - следует оценивать как адекватный нашей на
циональной традиции социокультурный проект будущего.
10.7.
РАЦИОНАЛЬНОСТЬ ПО ЦЕННОСТИ КАК ВЫСШИЙ ТИП
РАЦИОНАЛЬНОСТИ В ПОЛИТИКЕ
Э. Фромм отметил, что одной из главных духовных проблем
современного мира является проблема преодоления
разрыва
меж
ду декларируемыми ценностями современного человека и д е й
ствительными ценностями, которыми он руководствуется в жизни
и которые им зачастую не осознаются. В большинстве демократи
ческих стран официально признанными, осознанными ценностя
ми являются гуманистические: милосердие, любовь к ближнему,
ответственность, сострадание. Но главная опасность состоит в том,
что они утрачивают реальное воздействие на мотивации человече
ского поведения, в то время как утилитарные ценности - соб
ственность, потребление, социал ьный статус, развлечения - на
чинают занимать несоразмерно большое место в системе культуры.
Разрыв между имеющими высшую духовную санкцию гуманисти
ческими ценностями и невозможностью их реализации приводит
к девальвации ценностей, опустошает человека.
Это особенно опасно перед лицом обострения глобальных проб
л ем современности. Дело в том, что человек способен по-настоя
щему осознать угрозу всеобщей экологической катастрофы, сохра
нения генофонда человечества, опасность разрастания терроризма
только в том случае, если он вернется к прежнему пиетету перед
духовными ценностями, поставит их на первое место в системе
своих приоритетов. Экономический человек Запада нечувствите-
Франкл В.
Человек в поисках смысла. М . , 1 990. С. 83, 1 1 8.
Франк С.Л.
Смысл жизни 11 Во пр. философии. 1 990.
N2
6. С. 93.
227
лен к духовным проблемам современного мира, у него другая шка
ла ценностей. Только человек, взыскующий смысла, воодущевлен
ный идеей духовного преобразования мира, способен сегодня ре
шить глобальные проблемы современности.
Хочется подчеркнуть, что образ человека, созданный право
славной антропологией, замечателен по своей многомерности и
пластичности. Как справедливо отмечает С. Хоружий, <<ПО высоте
здания, как и по реалистической полноте охвата, такой образ че
ловека, хотя и сформировавшийся в основных чертах полтора ты
сячелетия тому назад, по сей день остается скорее
уж
впереди нас,
нежели позади. Он остается, таким образом не только не нерас
крыты м , но также еще и неустаревш и м , непревзойденным -
и потому не утрачивает способности оказаться нужным и ценным
для современной мысли, современных духовных поисков, всей ду
ховной ситуации наших дней>>
1 •
Поэтому так неуместны определе
н ия российской политической культуры и российского политиче
ского сознания как <<Традиционно-архаических», <<несовременных»,
что весьма характерно не только для вестернизированной полити
ческой элиты, но и для академических научных исследований2.
Человек, взыскующий смысла, отстаивает ценностное отноше
ние к миру, отвергая чисто инструментальный подход, утверждая
особый тип рациональности - рациональность по ценности. Рус
ская духовная традиция наделяет ценности значительно большим
статусом и влиянием на политическую повседневность, чем запад
ная, уповающая на интересы. Поэтому политическая борьба в Рос
сии была и остается борьбой за идеи и идеалы. Когда политик вы
ступает от имени идеала, он задевает не слабые струны рациональ
ности общественного сознания, а сильные струны мессианского
чувства групповой психологии . Поэтому по силе воздействия в
политике целерациональность всегда уступает рациональности
ценностной.
В России способность жить социально значимой идеей относится
к древнему архетипу кафолического, соборного сознания .
.
Воспитан
ное православной традицией («Душа Православия - соборность»
(С. Булгаков)) такое сознание не есть примитивный коллективизм,
который пытались проповедовать большевики. В марксистской
традиции личность растворялась в коллективном действии , про-
228
Хоружий С.С.
После перерыва: Пути русской философии. С П б . , 1 994.
С. 278.
См.:
Щербинин А. И., Щербинина Н. Г.
Политический мир России. Томск,
1 996. С. 33.
возглашалея примат коллективных интересов над индивидуальны
ми. Проповедуемый социалистами социально-политический кол
лективизм основан на механически-атомистическом понимании
общества: достижение коллективного действия здесь происходит
через государствен ное принуждение, через внешнее объединение
отдельных личностей.
Кафолическое сознание, напротив, предполагает, что личность
вбирает в себя полноту чужих индивидуальностей, «держит внутри
себя собор со всеми» (С. Н . Трубецкой) , выходит из самозамкну
тости и отчужденности через кафолическое преображение. Кафо
л ическое сознание обладает способностью и силой восприн имать
и выражать сознание и жизнь целого, всего общества. Соборность
держится не общностью и нтересов, но связью духовной и нрав
ственной, связью общей любви. Об этом хорошо сказал А.С. Хо
мяков: «Соборное Единство есть единство свободное и органичес
кое, живое начало которого есть Божественная благодать взаимной
любви» 1 •
Русские философы часто использовали сравнение, идущее от
Плотина, - «Я» подобно листу на дереве, который внешне не со
прикасается с другими листьями или соприкасается лишь случай
но, но внутренне, через соединение ветвей и сучьев с общим кор
нем, связан, следовательно, со всеми остальными листьями и ведет
с ними общую жизнь. « М Ы>> представляется здесь не внешн и м ,
позднее образовавшимся синтезем, неким объединением несколь
ких «Я>>, а первичным неразложимым единством, из корня которо
го произрастает <<Я» каждого.
Элемент соборности в русском самосознании - это особо цен
ный дар, который в самые трудные м инуты российской истори и
спасал народ и страну.
И
то, что сегодня в России это понятие вос
принимается как архаичное, - трагедия нашей культуры. Н апом
ним, что страны Азиатско-Тихоокеанского региона успешно дока
зали всему миру, что их национальная традиция <<адаптирующеrося
коллективизма>> (которая весьма близка нашей, отечествен ной)
способна создать высокосовременное общество <<групповой ориен
тации>>, неиндивидуалистической правовой культуры, основанной
на компромиссе2.
Российским политикам еще предстоит осознать, что западная
экономикацентристская версия гражданского общества как сово-
Хомяков А.С.
Соч. Т. 2. Прага, 1 867. С. 1 0 1 .
См .:
Василенко И.А.
Корни <<Тихоокеанского чуда>> // Российская Федера
ция. 1 996. м 1 5.
с.
44-46.
229