Файл: Василенко И.А. Политическая философия (Высшее образование). 2010.pdf
ВУЗ: Московская государственная юридическая академия им. О.Е. Кутафина
Категория: Книга
Дисциплина: Философия
Добавлен: 05.02.2019
Просмотров: 9649
Скачиваний: 18
купиости автономных индивидов, связанных
отношениями обмена,
по многим параметрам уступает православно-аскетической
эти
коцентристской
традиции гражданского общества как совокупнос
ти людей, связанных
общими ценностями
и базирующимися на них
отношениями кооперации, сотрудничества и солидарности. В та
ком обществе на первый план выходят не холодные отношения
обмена, а теплые отношения соучастия, где выстроены этические
(а не экономические) приоритеты, которые защищают личность и
права каждого человека гораздо более полно.
Если экономикацентристское гражданское общество рождает
массового потребителя и примитинную массовую культуру, то эти
коцентристская модель способна совершенствовать человеческие
отношения, развивать культурную традицию, апеллируя к высоким
ценностным идеалам. Нравственные поиски в глазах русского че
ловека обретают свою ценность лишь благодаря своему отношению
к абсолютному, к всеобщему, к общественному идеалу. Как под
черкивает С. Франк, «едва ли можно назвать хотя бы одного наци
онального русского мыслителя, который не выступал одновремен
но в качестве морального проповедника или социал-реформатора,
иначе говоря, в некотором смысле не стремился бы улучшить мир
или возвести идеал»
1 •
И стория достаточно ярко показала современному человеку, что
путь автономной морали, западная модель демократии - это сис
тема духовного релятивизма и индифферентизма, лишенная всяких
абсолютных основ; мир <<потухших маяков>> , оскудевших и утра
тивших обаяние ценностей ; мир, в котором происходит самое
страшное - опустошение человеческой души . И напротив, этика
коллективизма, сотрудничества, соучастия создает общество вы
сокой нравствен ной мотивации и ответственности, живущее кол
лективными идеалами , особое значение среди которых занимает
национальное начало.
И менно наьщональная идея как символ собирания и восстанов
ления народной силы и государственного единства дает русскому
народу осознание общей связи , вне которой нет будущего для на
ции и страны. У В. О. Ключевского есть поразительна точный ана
лиз Смутного времени, удивительно созвучный диагнозу нашему
времени: <<В конце
1 6 1 1
г. М осковское государство представляло
зрелище полного видимого разрушения . . . Государство преобража
лось в какую-то бесформенную, мятущуюся федерацию. Но с кон-
Франк С.
Указ. соч. С. 489.
230
ца
1 6 1 1
г., когда изнемогли политические силы, начинают пробуж
даться силы религиозные и национал ьные, которые пошли на
б
v
1
выучку ги нувшеи земли» .
Ключевский высказывает здесь очень важную мысль: россий
ское государство возрождается и крепнет только тогда, когда тяж
кие бедствия заставляют разрозненные политические силы забыть
о своих особых и нтересах и
обьединиться во имя национальной идеи,
единой ко/Ulективной судьбы.
К сожалению, Россия всегда покупала
свое национальное самосознание великими жертвами и невыра
зимыми страданиями. П оэтому прав П . И . Новгородцев: <<Нужно,
чтобы все поняли, что не механические какие-либо выборы и не
какие-либо внешние формы власти выведут наш народ из величай
шей бездны его падения, а лишь новый поворот общественного
сознания>> 2.
Православная этика формирует гражданское общество не через
индивидуальные, а через коллективные формы активности, и совре
менная когнитивистская психология доказала, что коллективные
формы дают более сильные и устойчивые формы социально-поли
тических мотиваций. Пора и российским политикам вспомнить о
национальном кафолическом, соборном сознании народа - имен
но в нем залог высоких политических мотиваций растерянных и
униженных современных россиян.
Дореволюционная российская интеллигенция создала высокую
духовную традицию, которая подарила миру непревзойденные ху
дожественные шедевры в области литературы и искусства. И се
годня, спустя столетия, весь мир восхищается глубиной и нрав
ственной полнотой произведений А. Пушкина,
Ю .
Лермонтова,
Л. Толстого и Ф. Достоевского. И если бы эта духовная традиция
не прервалась, она бы привела к формированию в России уже в
начале ХХ в. этикацентристской модели гражданского общества,
альтернативной западному индивидуализму. Этот потенциал рос
сийской политической культуры еще предстоит раскрыть россий
ским политикам, поскольку именно в нем - подлинная полити
ческая сила отечественной традиции.
Ключевский
В.О.
Курс русской истории. Ч. Ш // Соч. : В 9 т. М., 1 988. Т. 3.
С . 56.
Новгородцев
П.И.
Обобществление идеалов. М . , 1 99 1 . С. 580.
23 1
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1 .
Как можно определить политическое действие?
2.
Что объединяет политические действия
в
традиционном и мо
дернизированном обществах?
3.
Почему традиция является важным механизмом в структуре
политического действия не только традиционного, но и модер
низированного общества?
4.
Как изменилась теория модернизации в течение последних де
сятилетий?
5.
Почему модернизация через реинтерпретацию традиций ока
залась наиболее успешной?
6.
В
чем эвристическое значение российских национальных тра
диций в процессе современного политического реформирова
ния общества?
7.
Почему рациональность по ценности является более сильной
мотивацией, нежели рациональность по цели?
Глава
1 1
ИНФОРМАЦИОННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
И ВИРТУАЛЬНОЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ
ДЕЙСТВИЕ: ВОЗМОЖНОСТИ
И ГРАНИЦЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ
Нельзя ожидать от аудитории независимой мысли, по
скольку все реакции предписаны. Любое логическое
построение, требующее умственных усилий, старатель
но избегается.
Т.
Адорно
1 1.1. КРИЗИС САМОДОСТАТОЧНОСТИ
Информационная революция открыла перед человеком по
литическим новую сферу политических действий - виртуальное
политическое пространство, и вначале казалось, что новые инфор
мационные ресурсы политического действия обладают только по
зитивными качествами. Об этом на заре телевизионной эры очень
образно написал В. Саппак: <<Смотря первые телевизионные пере
дачи, мы не знали, как все это назвать. Документальность, эффект
присутствия, интимность, импровизационность - слова были най
дены несколькими годами позже»
1 •
Действительно, виртуальное политическое пространство позво
ляет охватить максимально большую политическую аудиторию ,
поэтому политическое действие в таком пространстве необычайно
результативно, масштабно, зрелищно. Аудиовизуальные инфор
мационные технологии позволяют в несколько раз усилить эмоцио
нальное воздействие на политическую аудиторию за счет исполь
зования сценических эффектов, качества съемки , музыкального
оформления и других возможностей современных высоких техно
логий.
Но вместе с тем использование виртуального пространства при
несло с собой новые неожиданные проблемы в сфере политики.
Саппак В.
Телевидение и мы. М . , 1 968. С. 1 63.
233
Новые информационные технологии изменили саму природу по
л итического действия и условия его реализации. Однако самым
обескураживающим открытием информационной революции в
сфере политической праксеологии стал кризис самодостаточности
политического действия .
Человек политический н е сразу заметил, как новые информа
ционн ые технологии изменили не только мир политики, но и его
самого. Чем больший объем информации стал использоваться для
осуществления политических действий , тем больше человека ста
ла интересовать только информация о политике, но не опыт непо
средственного политического общения и действия. И нформация
о политике постепенно все больше замещает реальное политиче
ское действие и реальный политический процесс.
Информационные технологии алосредуют наши отношения с
политическими институтами и политическими акторами , и при
этом они сознательно и бессознательно искажают политические
реалии. И звестный немецкий философ К. П оп пер, откровенно
ненавидевши й телевидение, подчеркивал в своих выступлениях:
не бывает <<нетенденциозной>> информации, поскольку любой про
фессионал -телевизионщик может спрашивать и нтервьюируемого
<<В лоб>> или «ПО касательной>> - разница здесь очень велика. По
этому утверждения, будто существует информация в чистом виде,
ложны 1 •
Когда политическое действие становится объектом и нформа
ционных технологий, его снимают на пленку, записывают, тира
жируют, воспроизводят в виртуальном пространстве, и оно тем
самым теряет главное качество классической эпохи - свою само
достаточность. Имиджмейкеры подсказывают политику, что и как
сказать, в чем предстать перед камерой, как посмотреть и какие
жесты использовать. Одновременно оператор и режиссер снимают
политическое действо в нужном ракурсе, создают необходимую
политическую атмосферу, примекают массовку, а затем еще про
сматривают перед выходом в эфир и вырезают «ли шнее и ненуж
ное>>.
Существуют профессиональные приемы телесъемки, позволя
ющие с помощью смены планов - крупного, среднего и общего,
фокусного расстояния объективов - от длиннофокусного до ши
рокоугольного, чередования способов съемки - статического кад-
234
Цит. по:
Де Вито
М. И., Параскандола
Р.
Сэр Поппер ненавидел телевиде
н ие и предлагал ограничить его свободу 11 Л итературная газета. 1 996.
28 авг.
ра, панарамирования, увеличения и уменьшения изображения
усиливать эмоциональное воздействие информации на зрителя в
нужном направлении. Например, фронтальная съемка на уровне
глаз порождает симпатию, ощущение спокойствия и непринуж
денности. Слишком высокий угол съемки может вызвать негатив
ное отношение к герою, а н изкий угол подчеркнет впечатление
с илы и властности.
И сследования в области виртуального формирования имидЖа
показали, что крупный план можно использовать двояким образом:
для усиления иллюзии личностной связи зрителя с политическим
лидером, что особенно важно во время предвыборной кампании, и
для дезавуирования оппонента. В последнем случае крупный план
может использоваться как способ подчеркивания негативных черт:
вполне адекватные движения человека будут выглядеть так, как
если бы он попытался укрыться от пристального взгляда съемочно
го аппарата. Этим способом пользовался известный <<теле
килл
ер>>
С. Доренко для борьбы с мэром Москвы Ю . Лужковым во время
!'
предвыборной кампании
1 999
г.
Но и на этом виртуальные манипуляции не заканчиваются. По
сле того как политическое действие попадает в эфир, его начинают
комментировать и и нтерпретировать многочисленные политиче
ские аналитики. П оявилось целое направление пол итического
анализа - объяснять, что на самом деле думал президент, когда
поя
влял
ся на политической сцене с теми или иными заявлениями.
Вспомним многозначительное «молчание Путина» в самом начале
его президентства: на этом «молчанию> сделала карьеру целая тол
па политических аналитиков.
Приемы мани пуляции во время интерпретаци и политических
событий также хорошо известны: <<наш человек в толпе» («случай
но>> выхваченное мнение рядового прохожего), <<искусственный
спутнию> (информация о поддержке политика любой знаменитос
тью), <<Завышение» и нформации (придание неоправданно высоко
го уровня сенсационности) , <<сияющие обобщения» (того, чего
вообще не было), <<блистательная неопределенностЬ», игра в про
стонародность.
Ю . Лотман, анализируя особенности экран ного отображения
мира, обращал внимание на то, что телекамера вносит в зримый
мир ярко выраженную дискретность, расчленяет его на куски, каж-
Арутюнова
Н.
Образ реальности на телеэкране и избирательный процесс.
М . , 2003. С. 29.
235
{
дый из которых получает известную самостоятел ьность, в резуль
тате чего возникает возможность многообразн ых комбинаций там,
где в реальном мире они не даны. Кадр получает свободу, прису
щую слову: его можно вьщелить, сочетать с другими кадрами
1 •
М ногие известные кинорежиссеры отмечали, что даже снимая
кинохронику и организовывая впоследствии монтажом только хро
никальные кадры, можно рассказать неправду2• Технический при
ем искусственного монтажа политических новостей, который ведет
к появлению псевдособытий на экране, современные ньюсмейке
ры именуют <<инсценировка новостей>> ( «news stading>> ) .
Все эти виртуальные комбинации вокруг политического дей
ствия получ ил и вполне точное название на языке современной
политической науки : манипул ирование общественным созна
нием.
1 1.2. ЕСЛИ ВЫ ВСЕ ПОНИМАЕТЕ, ЗНАЧИТ ... ВАМ НЕ ОБО ВСЕМ
ГОВОРЯТ
Немецкий политолог
Г.
Франке в кни ге << Манипулируемый
человек» дал достаточно полное определение этого феномена: <<Под
манипулированием следует понимать своего рода психическое воз
действие, которое проводится тайно, а следовательно, и в ущерб
тем лицам, на которых оно направлено>>3 .
Особенность манипулирования состоит в том, что оно не толь
ко побуждает человека, находящегося под таким воздействием,
делать то, что желают другие, - оно заставляет его хотеть это сде
лать.
Манипулирование в виртуальном пространстве состоит в том,
чтобы распространять такую информацию, которая создает стиму
лы для необходимых политических реакций. Другими словами,
распространяются не идеи, а стимулы, т.е. используются психоло
гические трюки, которые вызывают определенные чувства, эмо
циональные порывы и политические действия. Это создает опас
ность таких неуправляемых коллективных действий, какими явля
ются массовые психозы.
236
Лотман Ю.
Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Талли и , 1 97 3 .
с.
2 1 -23.
См., напр.:
Юткевич С. И.
Кино - это правда 24 кадра в секунду. М . , 1 974.
С. 96.
Цит. по:
Феофанов О.А.
Агрессия лжи. М . , 1 987. С. 35.
С помощью манипулятивных технологий можно превратить
гражданское общество в огромную, но не собранную в одном мес
те тол пу - через еди н ы й поток и н формации. Не случайно
Дж. Даллес - один из теоретиков <<холодной войны>> заявил: « Если
бы я должен был выбрать только один принцип внешней политики
и никакой другой, я провозгласил бы таким принцилом свободный
поток информациИ>>.
Распространение информационных фантомов, которые вызы
вают массовую истерию и как следствие - управляемые коллек
тивные политические действия, основано на серьезных психоло
гических исследованиях. Журнал <<Ш пигелЬ» сообщил о проведе
нии серии экспериментов по заказу телекомпании Б и-Би-Си. Бьmо
подготовлено два варианта выступления на одну и ту же тему: прав
дивый и ложный. Оба варианта передавались через газеты, радио
и телевидение. Социологи опросили зрительскую аудиторию и
подсчитали :
7 3 %
радиослушателей,
63%
читателей газеты и только
5 1 %
телезрителей смогли отличить правду от лжи
1 •
Эти эксперименты подтверждают: сила внушения средств мас
совой информации огромна, но особенность виртуального поли
тического действия состоит в том, что оно превосходит по суггес
тии (внушению) все прежние манипулятивные воздействия. Н е
случайно умелый лжец всегда смотрит в глаза собеседника: а перед
виртуальным экранам сегодня сидит все человечество.
П риемы виртуальных манипуляций над политическими дей
ствиями тщательно прорабатываются , используются политическая
семантика и риторика. Манипулятивная семантика заключается в
подмене слов и понятий , чтобы <<смягчить>> политический удар и
отвлечь внимание аудитории на второстепенные понятия. Напри
мер, при комментировании военных действий в Югославии , Аф
ганистане, Ираке американские аналитики исключили все слова,
вызывающие отрицательные ассоциации : война, жертвы , уничто
жение, разрушение. Вместо этого теперь употребляются нейтраль
ные термины: ограниченные гуманитарные операции, зачистки
территории, гуманитарные акции, санитарные кордоны, точечные
удары.
Эти наукообразные термины настойчиво повторяются как за
клинание со всех информационных каналов, создавая эффект на
вязчивой идеи общественного сознания. Н аукообразность новых
терминов призвана усилить их магическое воздействие на обще-
Цит. по:
Кара-Мурза С.
Манипуляция сознанием. М . , 2000. С. 272.
237
ственное сознание: попытка скрыть манипуляцию за авторитетом
науки . Этот прием был известен еще античной риторике, и Фуки
дид дал ему точное назван ие - << коррупция языка>>. Если слова
начинают означать нечто противоположное тому, что они всегда
означали в обществе, наступает распад обществен ного сознания,
психологическая деградация .
Исчезновение феномена самодостаточности и подлинности по
литического действия и подмена его цел иком искусственными
виртуальными конструкциями имеют весьма негативные послед
ствия в сфере политики. И дело не только в том, что появляется
возможность выдавать желаемое за действительное: дело в том, что
виртуальное политическое действие заменяет реальную правду по
литической жизни, что может привести к далеко идущи м самораз
рушительным последствия м, которые вначале никогда точно не
возможно предсказать.
Возьмем весьма простой пример из серии скандалов, искусст
венно раздуваемых прессой. Лестер Туроу пишет, что в Калифор
нии в 1 990-е гг. стало реал ьно сн ижаться количество убийств в
городе, но журналисты в поисках сенсаций продолжали разжигать
телевизионные страсти , привлекая внимание обществен ности к
каждой очередной жертве. Демонстрируемая на экранах <<крупным
планом>> преступность стала более реальной, чем сама действитель
ность. Ощущение того, что крими нальная вол на нарастает, заста
вило людей требовать от властей конкретных мер. На референдуме
в Калифорнии в 1 994 г. была одобрена реформа более суровых тю
ремн ых наказани й . К 1 995 г. тюремные бюджеты в Калифорнии
вдвое превысили университетские, а расходы на одного заключен
ного в этом городе сегодня в четыре раза выше, чем на одного сту
дента.
Туроу подчеркивает: «Средства массовой информации стано
вятся светской религией, в значительной мере заменяющей общую
истори ю, национальную культуру, истинную религию, семью и
друзей в качестве главной силы, создающей наши представления
о действительности>>
1 • Политическое действие в информационном
обществе становится спектаклем , искусственной конструкцией,
целиком и полностью манипулируемым и манипулирующим дей
ствием. Цинич ная фраза, которую часто повторяют современные
238
Туроу Л.
Будущее капитализма 11 Новая постиндустриальная волна на За
паде: Антология. М . , 1 999. С. 220.
телекомментаторы , прекрасно иллюстрирует этот факт: « Если вы
все понимаете , значит вам не обо всем говорят>>.
В некоторых случаях сознательное искажение реальности сред
ствами массовой информации в пользу определенных лобби может
привести к необратимым последствиям. Например, современный
экологический кризис стал результатом длительного сокрытия ис
тинной информации о катастрофических результатах воздействия
на природную среду современных промышленных технологий. Но
и сегодня во время дискуссий по проблемам охраны окружающей
среды, потепления климата и парникового эффекта можно наблю
дать, как зрелые ученые мужи с серьезным видом предлагают фан
тастические проекты, лишь бы не подходить к решению экологи
ческого кризиса по существу, с позиций изменения самих про
мытленных технологий: например, предлагается насытить океан
железом (!) дабы стимулировать синтез планктона, чтобы он по
глощал избыточные парникавые газы .
Главная опасность эффекта манипуляции общественным со
знанием связана с раскручиванием во времени и пространстве «це
почки лжи>>: одна неправда рождает другую, и в резул ьтате мир
погружается в паутину лжи , где уже невозможно найти правых и
виноватых.
1 1 .3.
САМОБЫТНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ
Современные исследования в области политической психо
логии показал и , что людям свойственно не только поддаваться
внушению со стороны электронных средств массовой информа
ции , но и вырабатывать психологические методы защиты от мани
пулятивных воздействий - контрсуггестию. Как отмечал Г . Г. Ди
л игенский , «В условиях политической конкуренции, чем и нтен
сивнее поток манипулирующей информации , которой подвергает
себя человек, тем больше он сопротивляется ей и старается занять
позицию, равноудаленную от соперничающих сторон»
1 •
Многочисленные опросы населения в разных странах мира под
твердил и , что в п оследн ие годы уровень доверия населения к
СМИ резко упал. На выборы, как правило, приходит чуть больше
половины населен ия, причем процент тех, кто голосует «против
всех>> год от года увеличивается. Все это свидетельствует о том, что
эффект контрсуггестии с развитием информационных технологий
Дилигенский Г. Г.
Социально-политическая психология. М . , 1 994. С. 258.
239