Файл: Василенко И.А. Политическая философия (Высшее образование). 2010.pdf

Добавлен: 05.02.2019

Просмотров: 9649

Скачиваний: 18

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

купиости  автономных индивидов, связанных 

отношениями обмена, 

по  многим  параметрам  уступает  православно-аскетической 

эти­

коцентристской 

традиции гражданского общества как совокупнос­

ти людей,  связанных 

общими ценностями 

и базирующимися на них 

отношениями кооперации, сотрудничества и  солидарности.  В та­
ком  обществе  на  первый  план  выходят  не  холодные отношения 
обмена, а теплые отношения  соучастия,  где выстроены этические 
(а не экономические)  приоритеты,  которые защищают личность и 

права  каждого человека гораздо более  полно. 

Если экономикацентристское  гражданское общество рождает 

массового  потребителя  и примитинную массовую культуру, то эти ­
коцентристская  модель способна совершенствовать человеческие 

отношения, развивать культурную традицию, апеллируя  к высоким 
ценностным идеалам.  Нравственные  поиски в глазах русского че­

ловека обретают свою ценность лишь благодаря своему отношению 

к абсолютному,  к всеобщему,  к общественному идеалу.  Как под­

черкивает С.  Франк,  «едва ли можно назвать хотя бы одного наци­

онального русского мыслителя, который не выступал одновремен­

но в качестве морального проповедника или социал-реформатора, 
иначе говоря,  в некотором смысле  не стремился  бы улучшить мир 

или возвести идеал» 

1 • 

И стория достаточно ярко  показала современному человеку,  что 

путь автономной морали, западная  модель демократии - это сис­

тема духовного релятивизма и индифферентизма, лишенная  всяких 
абсолютных основ;  мир <<потухших маяков>> ,  оскудевших  и  утра­
тивших  обаяние  ценностей ;   мир,  в  котором  происходит  самое 
страшное - опустошение человеческой души .  И  напротив,  этика 

коллективизма,  сотрудничества,  соучастия  создает  общество  вы­

сокой нравствен ной мотивации и ответственности, живущее кол­
лективными идеалами ,  особое  значение  среди  которых занимает 

национальное начало. 

И менно наьщональная идея как символ собирания и  восстанов­

ления  народной силы и  государственного единства дает русскому 

народу осознание общей  связи ,  вне  которой  нет будущего для  на­
ции и страны. У В. О. Ключевского есть поразительна точный ана­

лиз  Смутного  времени, удивительно созвучный диагнозу  нашему 

времени:  <<В  конце 

1 6 1 1 

г.  М осковское  государство  представляло 

зрелище полного видимого разрушения . . .  Государство  преобража­
лось в какую-то бесформенную, мятущуюся федерацию.  Но с кон-

Франк С. 

Указ. соч. С. 489. 

230 

ца 

1 6 1 1 

г.,  когда изнемогли политические силы, начинают пробуж­

даться  силы  религиозные  и  национал ьные,  которые  пошли  на 

б 

выучку ги  нувшеи земли»  . 

Ключевский  высказывает  здесь очень важную  мысль:  россий­

ское  государство возрождается  и  крепнет только тогда,  когда тяж­

кие бедствия заставляют разрозненные политические силы забыть 

о своих особых и нтересах и 

обьединиться во имя национальной идеи, 

единой ко/Ulективной судьбы. 

К сожалению, Россия всегда покупала 

свое  национальное  самосознание  великими  жертвами  и  невыра­
зимыми страданиями.  П оэтому прав П . И .  Новгородцев:  <<Нужно, 

чтобы  все  поняли, что  не  механические  какие-либо выборы  и  не 

какие-либо внешние формы власти  выведут наш народ из величай­

шей  бездны его  падения,  а лишь новый поворот общественного 

сознания>> 2. 

Православная этика формирует гражданское общество  не  через 

индивидуальные, а через коллективные формы активности, и совре­
менная  когнитивистская  психология  доказала, что  коллективные 
формы дают более сильные и устойчивые формы социально-поли­

тических мотиваций.  Пора и  российским  политикам  вспомнить о 

национальном кафолическом,  соборном  сознании народа - имен­
но в  нем  залог  высоких  политических мотиваций растерянных и 
униженных современных россиян. 

Дореволюционная российская  интеллигенция создала высокую 

духовную традицию, которая подарила миру непревзойденные ху­
дожественные  шедевры  в области литературы  и  искусства.  И  се­

годня,  спустя  столетия,  весь  мир  восхищается  глубиной  и  нрав­

ственной  полнотой  произведений А.  Пушкина, 

Ю .  

Лермонтова, 

Л.  Толстого  и  Ф. Достоевского.  И  если  бы эта духовная традиция 

не  прервалась,  она бы  привела  к формированию в  России  уже  в 
начале  ХХ в.  этикацентристской  модели  гражданского общества, 

альтернативной западному индивидуализму. Этот потенциал  рос­
сийской  политической  культуры  еще предстоит раскрыть россий­
ским  политикам,  поскольку именно в  нем - подлинная  полити­
ческая  сила отечественной традиции. 

Ключевский 

В.О. 

Курс русской истории. Ч. Ш // Соч. :  В 9 т.  М.,  1 988. Т. 3. 

С .  56. 

Новгородцев 

П.И. 

Обобществление идеалов. М . ,  1 99 1 .  С.  580. 

23 1 


background image

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 

1 .  

Как можно определить политическое действие? 

2. 

Что объединяет политические действия 

в 

традиционном и мо­

дернизированном обществах? 

3. 

Почему традиция  является  важным  механизмом  в  структуре 

политического действия не только традиционного, но и модер­

низированного общества? 

4. 

Как изменилась теория модернизации в течение последних де­

сятилетий? 

5. 

Почему модернизация через реинтерпретацию традиций ока­

залась наиболее успешной? 

6. 

В 

чем эвристическое значение российских национальных тра­

диций в процессе современного политического реформирова­

ния общества? 

7. 

Почему рациональность по ценности является более сильной 

мотивацией, нежели рациональность по цели? 

Глава 

1 1  

ИНФОРМАЦИОННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 
И ВИРТУАЛЬНОЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ 
ДЕЙСТВИЕ: ВОЗМОЖНОСТИ 
И ГРАНИЦЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ 
ТЕХНОЛОГИЙ 

Нельзя ожидать от аудитории независимой мысли, по­

скольку все реакции предписаны. Любое логическое 

построение, требующее умственных усилий, старатель­

но избегается. 

Т. 

Адорно 

1 1.1.  КРИЗИС САМОДОСТАТОЧНОСТИ 

Информационная революция открыла перед человеком по­

литическим новую  сферу  политических действий - виртуальное 

политическое пространство,  и вначале казалось, что новые инфор­
мационные ресурсы политического действия обладают только по­
зитивными качествами. Об этом  на заре телевизионной эры очень 
образно написал  В.  Саппак: <<Смотря первые телевизионные пере­

дачи, мы не знали, как все это назвать. Документальность, эффект 

присутствия, интимность, импровизационность - слова были най­

дены несколькими годами позже» 

1 •  

Действительно, виртуальное политическое пространство позво­

ляет охватить  максимально  большую  политическую  аудиторию ,  

поэтому политическое действие в таком пространстве необычайно 
результативно,  масштабно,  зрелищно.  Аудиовизуальные  инфор­
мационные технологии позволяют в несколько раз усилить эмоцио­
нальное воздействие на политическую аудиторию за  счет исполь­
зования  сценических эффектов, качества съемки ,  музыкального 
оформления и других возможностей современных высоких техно­

логий. 

Но вместе с тем использование виртуального пространства при­

несло с собой  новые  неожиданные проблемы  в сфере политики. 

Саппак В. 

Телевидение и мы. М . ,  1 968. С.  1 63. 

233 


background image

Новые информационные технологии изменили саму природу по­

л итического действия и условия его реализации.  Однако самым 

обескураживающим открытием  информационной революции  в 
сфере политической праксеологии стал кризис самодостаточности 
политического действия .  

Человек политический н е  сразу заметил,  как новые информа­

ционн ые технологии изменили не только мир политики, но и  его 
самого. Чем больший объем информации стал использоваться для 

осуществления политических действий ,  тем больше человека ста­
ла интересовать только информация о политике,  но  не  опыт непо­
средственного политического общения и действия. И нформация 
о  политике постепенно все больше замещает реальное политиче­
ское действие и  реальный  политический процесс. 

Информационные технологии алосредуют наши отношения  с 

политическими институтами и  политическими акторами ,  и  при 
этом они сознательно и  бессознательно искажают политические 
реалии.  И звестный  немецкий философ  К.  П оп пер,  откровенно 
ненавидевши й  телевидение, подчеркивал  в своих выступлениях: 
не бывает <<нетенденциозной>> информации, поскольку любой про­
фессионал -телевизионщик может спрашивать и нтервьюируемого 
<<В лоб>>  или  «ПО касательной>>  - разница здесь очень велика.  По­
этому утверждения, будто существует информация в чистом виде, 

ложны 1 • 

Когда политическое действие становится объектом  и нформа­

ционных технологий, его снимают на пленку, записывают, тира­

жируют,  воспроизводят в  виртуальном пространстве, и  оно тем 

самым теряет главное качество классической эпохи - свою само­

достаточность.  Имиджмейкеры подсказывают политику, что и как 
сказать, в чем предстать перед камерой, как посмотреть и  какие 
жесты использовать. Одновременно оператор и режиссер снимают 

политическое действо в  нужном ракурсе, создают необходимую 
политическую атмосферу, примекают массовку, а затем еще про­
сматривают перед выходом в эфир и  вырезают «ли шнее и  ненуж­
ное>>. 

Существуют профессиональные приемы телесъемки, позволя­

ющие  с  помощью смены планов - крупного, среднего и  общего, 

фокусного расстояния объективов - от длиннофокусного до ши­
рокоугольного, чередования способов съемки - статического кад-

234 

Цит.  по: 

Де  Вито 

М. И.,  Параскандола 

Р. 

Сэр Поппер ненавидел телевиде­

н ие  и  предлагал  ограничить  его свободу 11 Л итературная  газета.  1 996. 
28 авг. 

ра, панарамирования, увеличения и уменьшения изображения ­
усиливать эмоциональное воздействие информации  на  зрителя  в 

нужном направлении.  Например, фронтальная съемка на уровне 

глаз порождает симпатию,  ощущение спокойствия  и  непринуж­
денности. Слишком высокий угол съемки может вызвать негатив­
ное отношение к герою,  а н изкий угол  подчеркнет впечатление 

с илы и властности. 

И сследования в области виртуального формирования имидЖа 

показали, что крупный план можно использовать двояким образом: 

для усиления иллюзии личностной связи зрителя с политическим 
лидером, что особенно важно во время предвыборной кампании, и 
для дезавуирования оппонента. В последнем случае крупный план 

может использоваться как способ подчеркивания негативных черт: 
вполне адекватные движения человека будут  выглядеть так,  как 
если бы он попытался укрыться от пристального взгляда съемочно­
го аппарата.  Этим способом пользовался известный <<теле

килл

ер>> 

С.  Доренко для  борьбы с  мэром  Москвы  Ю .  Лужковым во время 

!' 

предвыборной кампании 

1 999 

г. 

Но и на этом виртуальные манипуляции не заканчиваются. По­

сле того как политическое действие попадает в эфир, его начинают 

комментировать и  и нтерпретировать многочисленные политиче­
ские аналитики.  П оявилось целое  направление пол итического 
анализа - объяснять, что  на самом  деле думал президент,  когда 
поя

влял

ся на политической сцене с теми  или иными заявлениями. 

Вспомним многозначительное «молчание Путина» в самом начале 

его президентства: на этом «молчанию> сделала карьеру целая тол­
па политических аналитиков. 

Приемы мани пуляции во время интерпретаци и  политических 

событий также хорошо известны: <<наш человек в толпе» («случай­

но>>  выхваченное мнение рядового прохожего),  <<искусственный 
спутнию> (информация о поддержке политика любой знаменитос­

тью), <<Завышение» и нформации (придание неоправданно высоко­

го  уровня  сенсационности) ,  <<сияющие обобщения»  (того,  чего 
вообще не было), <<блистательная неопределенностЬ», игра в про­
стонародность. 

Ю .  Лотман,  анализируя особенности экран ного отображения 

мира, обращал внимание на то, что телекамера вносит в зримый 

мир ярко выраженную дискретность, расчленяет его на куски, каж-

Арутюнова 

Н. 

Образ реальности  на телеэкране и  избирательный процесс. 

М . ,  2003.  С. 29. 

235 


background image

{

дый из которых получает известную самостоятел ьность,  в резуль­
тате чего возникает возможность многообразн ых комбинаций там, 
где в реальном  мире  они  не даны.  Кадр получает свободу,  прису­

щую слову: его можно вьщелить, сочетать с другими кадрами 

1 • 

М ногие известные кинорежиссеры отмечали, что даже снимая 

кинохронику и организовывая  впоследствии монтажом только хро­
никальные кадры, можно рассказать неправду2• Технический при­
ем искусственного монтажа политических новостей, который ведет 
к появлению псевдособытий на экране, современные ньюсмейке­

ры именуют <<инсценировка новостей>> ( «news stading>> ) .  

Все эти  виртуальные комбинации вокруг политического дей ­

ствия получ ил и  вполне точное название на языке современной 
политической  науки :  манипул ирование общественным созна­
нием. 

1 1.2.  ЕСЛИ ВЫ ВСЕ ПОНИМАЕТЕ, ЗНАЧИТ ... ВАМ НЕ ОБО ВСЕМ 

ГОВОРЯТ 

Немецкий политолог 

Г. 

Франке в кни ге << Манипулируемый 

человек» дал достаточно полное определение этого феномена: <<Под 
манипулированием следует понимать своего рода психическое воз­
действие,  которое  проводится  тайно, а следовательно, и  в ущерб 
тем лицам, на которых оно  направлено>>3 . 

Особенность манипулирования состоит в том, что оно не толь­

ко побуждает человека,  находящегося  под таким воздействием, 

делать то, что желают другие, - оно заставляет его хотеть это сде­
лать. 

Манипулирование в виртуальном пространстве состоит в том, 

чтобы распространять такую информацию, которая создает стиму­

лы  для  необходимых политических реакций. Другими  словами, 
распространяются не идеи, а стимулы, т.е. используются психоло­

гические трюки,  которые вызывают определенные чувства,  эмо­

циональные порывы и  политические действия.  Это создает опас­
ность таких неуправляемых коллективных действий, какими явля­
ются массовые психозы. 

236 

Лотман  Ю. 

Семиотика кино и  проблемы киноэстетики. Талли и ,   1 97 3 .  

с. 

2 1 -23. 

См., напр.: 

Юткевич С. И. 

Кино - это правда 24 кадра в секунду.  М . ,  1 974. 

С. 96. 

Цит.  по: 

Феофанов О.А. 

Агрессия лжи.  М . ,  1 987. С. 35. 

С  помощью  манипулятивных технологий можно превратить 

гражданское общество в огромную, но не собранную в одном мес­

те  тол пу  - через  еди н ы й   поток  и н формации.  Не  случайно 
Дж. Даллес - один из теоретиков <<холодной войны>> заявил: « Если 
бы я должен был выбрать только один принцип внешней политики 

и никакой другой, я провозгласил бы таким принцилом свободный 
поток информациИ>>. 

Распространение информационных фантомов, которые вызы­

вают массовую истерию и  как следствие - управляемые  коллек­

тивные политические действия,  основано на серьезных психоло­

гических исследованиях. Журнал <<Ш пигелЬ» сообщил о проведе­

нии серии экспериментов по заказу телекомпании Б и-Би-Си. Бьmо 

подготовлено два варианта выступления на одну и ту же тему: прав­

дивый и ложный. Оба варианта передавались через газеты, радио 

и  телевидение.  Социологи  опросили  зрительскую аудиторию  и 
подсчитали :  

7 3 %  

радиослушателей, 

63% 

читателей газеты и только 

5 1 %  

телезрителей смогли отличить правду от лжи 

1 •  

Эти эксперименты подтверждают: сила внушения средств мас­

совой  информации огромна, но особенность виртуального поли­
тического действия состоит в том, что оно превосходит по суггес­
тии  (внушению) все прежние манипулятивные воздействия.  Н е  
случайно умелый лжец всегда смотрит в глаза собеседника: а перед 
виртуальным экранам сегодня сидит все человечество. 

П риемы виртуальных манипуляций над  политическими дей ­

ствиями тщательно прорабатываются , используются политическая 
семантика и риторика. Манипулятивная семантика заключается в 
подмене  слов  и  понятий ,  чтобы  <<смягчить>>  политический удар и 
отвлечь внимание аудитории на второстепенные понятия.  Напри­
мер, при комментировании военных действий  в  Югославии ,  Аф­
ганистане,  Ираке американские аналитики исключили все слова, 

вызывающие отрицательные ассоциации :  война, жертвы ,  уничто­

жение, разрушение. Вместо этого теперь употребляются нейтраль­
ные термины: ограниченные  гуманитарные  операции, зачистки 

территории, гуманитарные акции, санитарные кордоны, точечные 
удары. 

Эти наукообразные термины настойчиво повторяются как за­

клинание со всех информационных каналов, создавая эффект на­
вязчивой идеи общественного сознания. Н аукообразность новых 
терминов призвана усилить их магическое воздействие  на обще-

Цит. по: 

Кара-Мурза С. 

Манипуляция сознанием. М . ,  2000. С. 272. 

237 


background image

ственное сознание:  попытка скрыть манипуляцию за авторитетом 
науки . Этот прием был известен еще античной риторике, и Фуки­

дид дал ему точное  назван ие  - << коррупция  языка>>.  Если  слова 

начинают означать нечто противоположное тому,  что они  всегда 

означали  в обществе,  наступает распад обществен ного сознания, 
психологическая деградация . 

Исчезновение феномена самодостаточности и подлинности по­

литического действия  и  подмена его цел иком  искусственными 

виртуальными конструкциями имеют весьма негативные послед­
ствия  в сфере  политики.  И  дело  не только в том, что появляется 
возможность выдавать желаемое за действительное: дело в том, что 
виртуальное политическое действие заменяет реальную правду по­

литической жизни, что может привести к далеко идущи м  самораз­

рушительным последствия м, которые  вначале  никогда точно не­
возможно предсказать. 

Возьмем весьма простой  пример из серии скандалов, искусст­

венно раздуваемых прессой. Лестер Туроу пишет, что в Калифор­
нии в  1 990-е  гг.  стало  реал ьно сн ижаться  количество убийств  в 
городе,  но журналисты в поисках сенсаций продолжали разжигать 

телевизионные страсти ,  привлекая  внимание обществен ности к 

каждой очередной жертве. Демонстрируемая на экранах <<крупным 
планом>> преступность стала более реальной, чем сама действитель­

ность.  Ощущение того,  что крими нальная вол на нарастает, заста­
вило людей требовать от властей  конкретных мер.  На референдуме 

в Калифорнии в  1 994 г. была одобрена реформа более суровых тю­
ремн ых наказани й .   К  1 995 г.  тюремные бюджеты  в  Калифорнии 
вдвое превысили университетские, а расходы на одного заключен­
ного в этом городе сегодня в четыре раза выше, чем на одного сту­

дента. 

Туроу подчеркивает:  «Средства  массовой  информации стано­

вятся светской религией, в значительной мере заменяющей общую 
истори ю,  национальную культуру,  истинную религию, семью и 

друзей  в качестве главной силы, создающей наши представления 
о действительности>> 

1 •  Политическое действие в информационном 

обществе становится  спектаклем ,  искусственной конструкцией, 

целиком и полностью манипулируемым и манипулирующим дей­
ствием. Цинич ная фраза, которую часто повторяют современные 

238 

Туроу Л. 

Будущее капитализма 11 Новая постиндустриальная волна на За­

паде: Антология. М . ,  1 999. С.  220. 

телекомментаторы ,  прекрасно иллюстрирует этот факт:  « Если вы 

все понимаете ,  значит вам не обо всем говорят>>. 

В некоторых случаях сознательное искажение реальности сред­

ствами  массовой информации в пользу определенных лобби  может 
привести  к необратимым последствиям. Например, современный 
экологический кризис стал результатом длительного сокрытия ис­

тинной информации о катастрофических результатах воздействия 

на природную среду современных промышленных технологий. Но 
и сегодня во время дискуссий по проблемам охраны окружающей 

среды, потепления климата и парникового эффекта можно наблю­
дать, как зрелые ученые мужи с серьезным видом предлагают фан ­
тастические проекты, лишь бы не подходить к решению экологи­
ческого  кризиса  по  существу,  с  позиций изменения самих про­

мытленных технологий: например, предлагается насытить океан 
железом  (!) дабы стимулировать синтез  планктона,  чтобы он по­

глощал избыточные парникавые газы . 

Главная опасность эффекта  манипуляции общественным со­

знанием связана с раскручиванием во времени и пространстве «це­

почки лжи>>: одна  неправда рождает другую,  и  в  резул ьтате  мир 

погружается  в паутину лжи ,  где  уже невозможно найти правых и 
виноватых. 

1 1 .3. 

САМОБЫТНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ 

Современные исследования в области политической психо­

логии  показал и ,  что людям свойственно не только поддаваться 

внушению со стороны  электронных средств  массовой информа­
ции ,  но и вырабатывать психологические методы защиты от мани­
пулятивных воздействий - контрсуггестию. Как отмечал Г . Г. Ди­

л игенский ,  «В условиях политической  конкуренции, чем и нтен­

сивнее поток манипулирующей информации ,  которой подвергает 
себя человек, тем больше он сопротивляется ей и старается занять 

позицию, равноудаленную от соперничающих сторон» 

1 •  

Многочисленные опросы населения в разных странах мира под­

твердил и ,  что  в  п оследн ие  годы  уровень доверия  населения  к 

СМИ резко упал.  На выборы, как правило, приходит чуть больше 

половины  населен ия, причем процент тех,  кто голосует «против 

всех>> год от года увеличивается.  Все это свидетельствует о том, что 
эффект контрсуггестии с развитием информационных технологий 

Дилигенский  Г. Г. 

Социально-политическая психология.  М . ,  1 994. С. 258. 

239