Файл: Василенко И.А. Политическая философия (Высшее образование). 2010.pdf
ВУЗ: Московская государственная юридическая академия им. О.Е. Кутафина
Категория: Книга
Дисциплина: Философия
Добавлен: 05.02.2019
Просмотров: 9642
Скачиваний: 18
н ие. П овышен ная чувствительность к времен ному фактору вызва
ла к жизни цел ые новые пол итические отрасл и - сеть специал и
зиро ван н ых п ол итических фондов и аге нтств, зан и м аюшихся
опросами обществен ного мнения.
Более того, новая информация сегодня применяется для систе
мати ческих нововведе н и й и новаторства в п ол итике, что делает
политические практики нелинейными и дискретны м и . Можно без
преувеличе н ия сказать: и нформация стала самы м главн ы м , а не
просто одним из ресурсов политики . При этом серьезная опасность
информационной револ юции в том , что новаци и прини маются
ради них самих. Как .справедл иво отмечает Э. Гидденс, <<МЫ живе м
в мире , которы й целиком конституирован через рефлексивно при
менеиное знание, и мы н икогда не можем быть уверены, что любой
его элемент не будет пересмотре н>>
1 •
Н оваци и становятся серьезн ым дестабилизируюши м фактором
пол итического развития в полном соответствии с библейским пре
дупреждением о «благих намерениях, которы м и устлан путь в ад>> .
П режде всего это касается непредум ышленных последствий ново
введен и й , которые н икогда заранее полностью не удается преду
смотреть.
Синергетический закон эволюцион н ых корреляций утверждает,
что каждое структурное, организацион ное нововведение помимо
прямого и планируемого резул ьтата приводит к параллельн ы м не
запланированн ы м всплескам энтропии в соседних и промежуточ
н ых сферах2. Это требует от реформаторов опережаюшей техниче
ской, орган изационной и и нтеллектуальной реакции , выработки
л и н и и корректирующего менеджмента, что может в нескол ько де
сятков раз увели ч ить стои мость планируемых и нноваций. Во мно
гом политические риски и менно потому и не учитываются , что они
сл и ш ком дорого стоят. Но в конечном счете , когда наступает
<<час Х» и негативные результаты шоковой пол итической терапи и
становятся очевидн ы м и для всех, последствия сл и ш ком дорого
обходятся обществу.
К тому же масштабы современ ной технической маши достигли
колоссальных величин , а экологический кризис вырос при этом до
некоторых предельн ых <<точек роста>> , так что сегодня плата за воз
можн ые неадекватные пол итические новации и упущения в выра-
60
ГurJrJeнc Э. П оследствия
м
одернити 11 Новая пости ндустриальная волна на
Западе: Антологи я . М . , 1 999. С. 1 06.
Прuго.ж:ин И .
.
Стенгере И. П орядок из хаоса. Новый диалог « Челоnека с
природой •> . М . , 1 986. С. 35-39.
ботке антиэнтропий ной стратеги и может стать трагически высо
кой - речь идет о выживании человечества в целом.
Еше одной опасностью информационной революции стало то,
что более точ ные и полные знания о политическом процессе не
при водят к усиле н и ю контроля над политикой . П роблема в том,
что в информационном обществе мы сталкивается с дифференци
рован ностью и власти, и информаци и . Получение информации
осуществляется не единообразно, наиболее значимая ее часть оста
ется засекреченной спецслужбам и , и при этом информация в раз
ной сте п е н и доступна для тех пол итических структур, которые
способны поставить ее на службу групповым интересам. Вместе с
тем общие потоки и нформации становятся все более неконтроли
руемыми, правдивость, точность и корректность сведений практи
чески никем не проверяются , что способно привести к непредска
зуе м ы м пол итическим последствиям. В сети И нтернета сегодня
могут оказаться л юбые политические призывы, ложная информа
ция способна посеять пан и ку и вызвать неадекватные массовые
реакци и .
3.3. ВИРТУАЛЬНОЕ ПОЛЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ СРАЖЕНИЙ
П режде всего отметим главное - информационная револю
ция превратила СМ И в виртуальную <<четвертую» ветвь политичес
кой власти , которая по силе, операти вности и прони кновению
своего вл ияния намного превосходит все три традиционные ветви
власти вместе взятые. П ол итическая борьба стала все больше раз
ворач и ваться в .виртуал ьном информационном пространстве и
приобретать новые, посттрадиционные виртуальные формы. Н о
вым кредо виртуальных информационных политтехнологов стал
девиз: <<То, что не показали по ТВ, вообще не произошло в поли
ти ке>>. Мозаичность событий на виртуальной политической сцене,
которую каждый телеканал освещает в разных ракурсах, делает
восприятие пол итического процесса е ще более дискретным и сто
хастич ным.
Впервые в истори и человечества пол итическая культура фор
мируется электро н н ы м и С М И , которые в больши нстве случаев
ориентированы н а макс и мал ьные экономические ил и политиче
ские прибыл и . Н и когда прежде общество не допускало, чтобы
формиро вание политических ценностей зависело от получения
nрибыли ил и л ичного своекорыстия богатых соискателей пол ити
ческой власти. Особую опасность эта с итуация приобретает в уело-
61
виях непрерывного рас ш ирения зрител ьской аудитори и , когда
телевидение становится всепрони кающей культурной силой .
Амери канские социологи подсчитали , что средний амери кан
ский п одросток смотрит телевизор
2 1
ч в неделю, проводя 5 мин в
н еделю наедине с отцом и
20
м и н - с матерью. К тому вре ме н и ,
когда ребенок стано вится п одростком , он уже видел на экране
18
тыс. убийств. Средний американец старше
\ 8
лет смотрит теле
визор
1 8
ч в неделю и в той же степени находится под его влиян и
е м . Эти цифры я вляются , наверное, достаточно репрезентативны
ми для л юбого современного общества и дают возможность поли
тикам использовать телевидение как важный и нструмент прямого
п ол итичес кого воздей ствия на массовую аудиторию.
П р и этом эмоциальное восприятие и нформации , полученной
с экрана, намного выше всех других типов информационного воз
действия. Не секрет, что в виртуальном м ире телевидения пол ити
ками особо ценится визуальное воздействие на эмоции и страхи ,
а не п р ивлекательность строгой логики мысл и . Особое значен и е
и меет н е гати вная п ол итическая реклама, с п о м о щ ь ю которой
обычно п ытаются п обедить на политических выборах, <<утоп и в в
грязи>> политического оппоне нта. Большинство телезрителей от
рицательно относится к негативной рекламе, но результаты элек
торальных кампани й показывают: такая реклама весьма эффектив
но дей ствуют и именно поэтому политик и п родолжают ее и споль
зовать.
Одн а ко нельзя не зам етить, что негати вная реклама наносит
ощутим ы й моральны й урон обществу в целом: она искажает пол и
тическ ий процесс, прививает цини чное отношение к политике и
п ол итикам, создает отвратительное впечатление, что <<Политика
грязное дело». Так, информационная революция, отданная на откуп
силам свободного рынка, рождает и нформацион ный и моральный
кризис. Электрон ные С М И изменяют систему пол итических цен
носте й , что неминуемо изменяет саму природу нашего политиче
ского м ира. Но есть и обратная сторона медали : массовая кул ьтура
в свою очередь достаточ но жестко контролирует самих политиче
ских л идеров, которые в ын ужден ы изменять свой п ол итический
и м идж в угоду публике. И этот порочный круг в эпоху и нформаци
онного бума пока не представляется возможным разомкнуть.
М ожно назвать и еще одно измерение информационного кри
зиса: человечество сегодня буквально <<тонет>> в море и нформации ,
и это также н е безобидно. М ы производим ежедневно и ежечасно
столь ко статистических дан ных, формул, образов, документов и
62
деклараци й , что не в состоян и и их усвоить. И вместо того чтобы
ис кать новые способы осмысления и переработки информации,
все более быстрым и темпами продолжаем производить новую ин
формацию. В результате большие объемы неиспользуемой инфор
мации превращаются в информационное загрязнение окружающей
среды.
И здесь возникает серьезная политическая проблема: некоторая
часть беспорядочно накапливаемой информации опасна - напри
мер, чертежи атомной бомбы и других видов оружия массового
поражения, открытия в сфере биотехнологий и производства но
вых химических веществ. Если такая и нформация попадет в руки
террористов или мафиозных структур, это может привести к опас
ным пол итическим последствиям . Однако тщательное отележива
кие и секретное хранение этих данных становится все более слож
ной задаче й в условиях компьютеризации: как показала практика,
опытные компьютерные «хакеры>> способн ы проникать на самые
секретные сайты спецслужб.
3.4. В ВИРТУАЛЬНОЙ ПАУТИНЕ СЕТЕВЫХ СТРУКТУР
Еще одной важной чертой постклассической картин ы поли
тического м и ра становится постепенное преобладание нового
принципа организации политического пространства по сетевому
признаку. И ме н но сети составляют новую п ол итическую морфо
логию (структуру) современ н ых обществ, а принадлежиость к той
или иной сети определяет важнейшие источники власти. Это поз
волило известному испанскому политологу М . Кастельсу охарак
теризовать современное общество как <<Общество сетевых струк
ТУР•>, главн ы м признаком которого я вляется дом и н ирование по
литической морфологии над политическим действием
1•
Сетевая структура - это децентрализованный комплекс взаи
мосвязан н ы х узлов открытого типа, способны й неограниченно
расширяться путем включен ия все новых и новых звеньев, что при
дает сети гибкость и динамич ность. Яркими примерами являются
информацион ная сеть И нтернета, сеть финансовых потоков сеть
средств массовой и нформации, сеть мафиозных структур. Се
;
евую
структуру и меет управление Е вропейским союзом: сегодня им ру
ководит сеть советов м и н истров разл ичных европейских госу
дарств. По сетевому признаку организованы транснациональные
Castel!s М . The Rise ofthe Network Society. Oxford: Blackwell PuЫishers, 1 996.
Р.
469-470.
63
корпорации, м ногие бизнес-структуры и финансово- промы шлен
ные групп ы .
Важн ым законом сетевых структур я вляется ускорение полити
ческого времени и уплотнение политического пространства в рам
ках одной сети : любая и н формация максимал ьно быстро распро
страняется именно по сетевому признаку. Расстоян ие , и нтенсив
ность и частота взаи моде йстви й между двумя пол итически м и
акторами короче, когда оба они выступают в качестве узлов одной
пол итической сети, нежели когда они принадлежат к разн ы м се
тям . Типичным примерам являются первичные организаци и лю
бой пол итичес кой парт и и . Вкл ючение в сетевые структуры или
искл ючение из н их, а также конфигурации сетевых потоков, кото
рые задают информационные технологи и, становятся доми н и ру
ютим и политическим и тенде н ция м и , формируюшими постклас
сически й пол итический мир.
За всем этим стоит более глубокая проблема политической он
тологи и : происходит преобразован ие материал ьных основ обше
ства, организован ного вокруг пространства, где циркулируют се
тевые потоки , в которых практически отсутствует время. Сетевые
потоки, образуя глобал ьн ы е м етасети , способны подчинять себе
больш ие груп п ы людей, обесценивая целые территори и . П редель
но уплотненное в сети политическое время становится способным
поглошать пол итическое пространство: так действует сеть между
народного терроризма, в которой команд ы , отда н н ые на одном
конти ненте, становятся основой для м гновенного начала терро
ристических актов на другом кон це планеты.
Стрем ительное развитие информационной револ юции приво
дит к тому, что и нформация становится основ н ы м структурн ы м
компонентом нашей политической организации , а потоки идей и
образов составляют основную логику пол итической структуры .
Технологи п о связям с обшествен ностью, м ногочисленные п иар
компан и и являются яркой приметой разви ваюшейся информаци
онной революции в сфере пол итики . В этом процессе образуется
разрыв между и нформационной метасетью и большинством видов
пол итической деятельности и политически м и акторами . Однако
ни пол итические акторы , н и отдельные в иды пол итической дея
тел ьности не исчезают - исчезает их прежнее структурное значе
н ие в поле пол итики, переходяшее в новую логику информацион
ного пространства.
Главная особен ность сетевых структур
в
сфере пол итики состо
ит в том . что пол итическая власть в таких обшествах бол ьше не
64
является монополией институтов государства и пол итический пар
тий - она распространяется по глобальным сетям богатства, и н
формации и и м иджей , которые циркулируют и видоизменяются ,
не привязанные более к какому-то одному определенному геогра
фическому месту. Как замечает Кастельс, <<новая власть заключа
ется в и нформацион н ых кодах, в представительских и миджах, на
основе которых обшество организует свои и нституты, а люди стро
ят свои жизни и при н имают решения относительно своих поступ
ков>> 1 .
М еханизм осуществления пол итической власти в и нформаци
онном обществе сетевых структур также и меет свои особен ности.
Только тот, кто способен подключить свою сеть к средствам мас
совой информац и и , став владельцем одного из и н формационных
каналов, обзаводится своеобразны м <<рубиль н и ком» - главн ы м
рычагом власти, способным фор м ировать виртуальный м и р обще
ства и манипулировать и м .
Сближение политического процесса с информационн ы м и тех
нологиями позволило создать виртуальное политическое простран
ство, с помощью которого н овая пол итическая власть активно
стремится подчи н ить реал ь н ы й м ир политики . Тем самы м сама
политическая власть становится отражением бесконечной и нфор
мационной битвы вокруг пол итических и миджей и пол итических
кодексов общества, а центрами этой виртуальной битвы становят
ся умы людей .
И сам ы м опас н ы м следствием и нформационной революции в
политике я вляется то, что вне зависимости от того, кто становится
в иртуаль н ы м победителем н а виртуальной п ол ит ической сцене,
и менно о н будет обладать реал ьной политической властью, по
скольку н и какие институционализированн ые пол итические меха
н измы в информационную эру не способны соперничать с умами
л юде й , опирающихся на власть информационных сетей.
Одновременно важно подчеркнуть, что информационн ая рево
люция разворачи вается в нестабильном, стрем ительно глобализи
рующемся м ире, где с помощью и н формаци о н н ы х техн олог и й
необычайно усилились взаимозавис и мость и взаимопроникнове
ние разнородных политических систем, произошло стирание жест
ких политических границ и разбалансировани е формализованных
прежде политических систем. Новая встреча ц ивилизаци й и куль
тур в условиях и нформационной революции необычайно накали -
Castel/s М.
Ор. cit.
65
ла вольтову дугу межкультурных, межэтнических и межконфессио
нальных противоречий , что привело к распространению множества
конфликтов н изкой и нтенсивности по всему миру.
3.5.
НОВЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ
ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА: ВНЕСИСТЕМНОЕ
«САМОБЫТНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ» ПРОТИВ СИСТЕМЫ
Н о в ы м и постклассическим и пол итическими акторами на
современной политической сцене стали транснациональные кор
порации и антиглобалисты, медиамагнаты , монопол изировавшие
ведущие каналы С М И , и телекиллеры , вооружен н ы е <<черн ы м пи
аром>> , экологисты и <<зеле н ые>>, террористические групп ировки и
н еуправляемые м и грационн ы е потоки, маргинальные и крим и
н ал ь н ы е <<мафиозн ые>> структуры . В последние годы в политиче
ский словарь прочно вошли такие терми н ы , как «камикадзе>>, <<бо
евики», <<групп ы захвата>>, <<Зачистки территории>>.
П р и всем разнообрази и пол итических субъектов и нформаци
онного общества их можно разделить н а носителей власти и вне
систем н ую оппозицию. П ри этом большинство из них принадле
жит именно к в несисте мной пол итической оппози ции и делится
на две большие групп ы - легальное <<самобытное сопротивление>>,
которое находит себе опору в традиционных и нетради ционн ых
ценностях сообщества, и н елегал ьн ые кри м и нально-мафиозные
сети , подры вающие основы общества.
Очен ь важно подчеркнуть, что основной силой легального и
нелегальнога сопротивления я вляется сегодня искл ючитель но се
тевая , децентрализова н н ая форм а организации и политических
действий. Характерны й пример - стрем ительно нарастающее дви
жение антиглобалистов, которое строится на основе национальных
и международных сетей , активно испол ьзует И нтернет, и при этом
сети обеспечивают не только организацию их деятельности, но и
совместное испол ьзован ие и нформации.
Антиглобалисты, экологисты , <<зеленые>> , женские движения с
помощью сетевой структуры организации выступ ают в качестве
создателей и распростран ителей новых политических принци пов
и правил поведен ия , этических кодексов и норм, причем не только
в рамках своей сети , но и с помощью взаимообменов и взаимодей
ствий . П оследний Социальный форум антиглобалистов во Фран
ции (ноябрь
2003
г.) собрал свыше
60
тыс. человек. При этом их
влияние в обществе отнюдь не обусловлено еди ной стратегией и
66
управлением из единого центра, как это было характерно для по
литических движений классического типа, опиравшихся на цент
рализованные иерархические партийные структуры.
Н апротив, имен но децентрализованный, неуловимый характер
сетевых структур сопротивления антиглобалистов и других само
бытн ых движений столь затрудняет их восприятие и идентифика
цию со стороны власти. Новые гибкие сетевые структуры внесис
темной оппозиции являются сегодня главным козырем в борьбе с
неповоротл и выми традиционными институтами политической
власти, которая в большинстве случаев имеет старую иерархичес
кую политическую организацию и только отдельные силовые под
разделения в ней перестроен ы по сетевому принципу.
К сожалению, п реимущества сетевой организации прекрасно
осознают не только легальные, но и подпольные посттрадицион
ные субъекты пол итики. Для решения своих политических проб
лем террористические и мафиозные структуры, сформировавши
еся в н е политической системы, используют нелегальн ые, полуле
гал ьн ые и крим и нал ьные методы политической борьбы, игнорируя
сложившиеся пол итические нормы и традиции, нарушая законы,
расшат�вая политическую систему по всем измерениям. Взрывы
в Н ью-Иорке и М оскве свидетельствуют о том, что террористиче
ские группировки стали настоящей проблемой не только для по
л итической периферии, но и для <<большой политики».
Американский политолог С. Хантингтон подчеркивает, что се
годня официальные пол итические лица
для
характеристики новых
нелегальных посттрадиционн ых политических акторов не случай
но испол ьзуют такие термины, как <<Стоящие вне закона>>, «амо
рал ьные>>, «преступн ые», тем самым отводя им место вне цивили
зованного пол итического порядка и рассматривая их в качестве
легити мной мишени для контрмер со сторон ы правительства. По
существу, речь идет о новой гражданской войне, и сегодня в этой
необъявленной войне погибает больше людей, чем на объявленных
полях сраже н ий ' .
И здесь необходимо коснуться важного противоречия совре
менного общества - противоречия между институтами и принци
пами современной плюралистической демократии и сетевой струк
турой информационного общества. П олитический и организаци
он н ы й п л юрал и з м , разделение властей и демократические
процедуры становятся реал ь н ым препятствием на пути сетевой
Хантингтои С. Столкновение цивилизаций. М . , 2003. С. 34 1 .
67
орган изации официальных структур пол итической власти . В этом
смысле тоталитарные и авторитарн ые политические системы с их
гомоген ной властной структурой значител ьно быстрее способны
воспол ьзоваться пре имуществами сетевой организации. Это поз
волило Э. Гидденсу заметить, что тотал итаризм и модернити вза
и мосвязаны не только условно, но и по самой своей сути .
Все это свидетельствует об опасной тенденции современности ,
которую рождает логика информационного общества, построенная
по сетевому признаку. Уже сегодня м ногие демократические
страны стрем ительно наращивают репрессивные органы власти .
Известно, например, что С Ш А расходуют на содержание пол иции
в несколько раз больше, чем е вропейцы, а количество заключен
н ых в тюрьмах здесь составляет более 1 % населения страны
1 •
Что можно противопоставить этой опасной тенденции? Вот во
прос, на который общество должно дать ответ уже сегодня. Сине
ргетика - наука о самоорган изации сложных систе м , предупреж
дает, что платой за очередное повышение уровня структурной
орган изации я вля ются все возрастающие выбросы энтро п и и в
окружающую среду. Тоталитаризм и терроризм с этой точки зрения
я вляются закономерны м и следствиями внедрения сетевой органи
зации. Для того чтобы сдержать эти тенденции, необходимо уве
личить уровень требований к политическому управлению, которое
должно ввести в действие новые, более эффективные механизмы
сдерживания энтроп и й н ых процессов.
Ужесточение репрессивного контроля по бол ьшому счету не
я вляется выходом из слож и в ш е йся ситуаци и , поскол ьку только
усил ивает вероятность мгнове н н ы х террори стических ответов со
стороны внесистемной оппозиции. Синергетический подход пред
полагает решение проблемы с помощью развития новой этической
системы в сфере пол итики, которая сможет создать более высокий
уровен ь доверия в обществе. И звестно, что общества с высоким
уровнем довери я , например Я по н и я , создал и сетевую систему
управления задолго до того, как произошла и нформационн ая ре
волюция.
Более того, в тех странах, где сложился н изкий уровен ь доверия
между л юдьми и органами власти, возможно так и не удастся вос
пользоваться преимуществами сетевых структур в п ол итике . По
нятие легитим ности пол итического режима основывается н а доб
ровол ьном психологическом п р инятии бол ь ш и нством граждан
Fukuyama F. Trust. N .Y.: Free Press, 1 996.
Р.
24-25.
68
существующей системы власти, и именно легитимность делает воз
можн ы м сетевой при нцип управления.
Сегодня в и нформационной сфере идет <<Вой на всех против
всех», нет н и каких н равствен н ых императивов, агрессивные <<Те
лекиллеры>> используют самые бесприн ципные методы для вывода
из пол итической и гры своих противников. Н о недоверие к «чер
ному п иару>> в средствах массовой и нформации неизбежно обора
чивается недоверием к политической власти , которая этот инфор
мационны й произвол допускает, что в свою очередь подрывает сам
принцип эффективного сетевого пол итического управления.
Н астало время для выработки и нформационного <<обществен
ного договора•> , новой и нформационной эти ки, которая в долго
сроч ной перспектине сделает возможным и эффективное сетевое
политическое управления, создав определен н ы й уровень доверия
в обществе. Как справедли во отмечает Ф. Фукуяма, доверие в ин
формационном обществе я вляется обществе н н ы м капиталом , и
если его нет, л юди вы нужден ы взаимодействовать лишь в рамках
систе м ы формальных правил, которые постоян но пересматрива
ются, согласовываются, отстаиваются в суде, и обеспечивать их
необходимо с помощью мер принуждения 1 • И наче говоря, преоб
ладание недоверия в обществе равносильно введе н и ю дополни
тельного налога н а все виды деятельности, от которого избавлены
общества с высоким уровнем доверия.
Таким образом , центральный конфликт современной постклас
сической пол итической картины м ира - это конфл и кт между по
л итической системой , которая только начинает перестраиваться
под воздей ствием и нформационных технологий , и внесистемной
оппозицией , использующей сегодня все преимущества гибких се
тевых структур. Этот конфликт пока и меет форму «низкой и нтен
сивности>>, <<необъя влен ной партизанской войн ы•>, что наклады
вает серьезн ы й отпечаток на характеристику постклассической
карт и н ы п ол итического м ира в целом . Сегодня она отл ичается
стратегической нестабильностью, сетевыми структурам и , вирту
альны м и формами пол итической борьбы, нарастанием информа
ционной агресси и и неравновесным состоян ием всех пол итических
институтов.
Fukuyama F. О р . cit. Р. 3 1 -32.
69