ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 1405
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ИНВАЛИДОВ В РОССИИ
Особенности государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации
РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ИНВАЛИДОВ В СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
занимающихся социальной защитой инвалидов в Свердловской области
Основные факторы, препятствующие эффективной
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ИНВАЛИДОВ В
политики2
1 Балюшина
Ю. Социальная политика: понятие и сущность // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. 2015. С. 56.
2 Составлено автором по: Егорова М. С. Социальная политика России // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 5. С. 303.
Особенностью патерналистской модели, которая на сегодняшний день характерна для России, является то, что в рамках этой модели государство несет ответственность за социально – экономическое положение граждан. Финансовую основу данной модели составляют средства госбюджета и бюджетов государственных предприятий. Основная идея модели – равенство в потреблении материальных и социальных благ и услуг и их общедоступность. Но, поскольку во главе системы стоит государство, которое вводит свои правила и ограничения, у граждан возникает зависимость от государственной системы, а государству в свою очередь сложно обеспечить массы должным благосостоянием.
В либеральной модели ответственность государства, в отличие от патерналистской, ограничена, но тем не менее имеется всеобщая ответственность за социальное обеспечение всех граждан. То есть в рамках такой модели граждане должны быть способны существовать в обществе и без социального обеспечения, поскольку финансирование реализации модели зависит от наличия добровольной и неформальной помощи. Для данной модели характерно принятие рынка за наиболее важную сферу для организации человеческого взаимодействия.
Социально – демократическая модель социальной политики основана на таком принципе распределения социального обеспечения как универсализм. При такой модели социальное
обеспечение и социальное обслуживание ложится на плечи государства, при этом финансовом источником является государственный бюджет.
При консервативной модели социальной политики социальное обслуживание определяет не государство, а труд. То есть делается упор на рынок и страхование, государство не организует социальные услуги, труд определяет последующее социальное обеспечение. Такая модель приводит к расслоению общества, она не позволяет говорить о равенстве граждан, поскольку тот слой населения, который не трудоустроен и не имеет
возможность страховаться, вынужден рассчитывать всего лишь на местные благотворительные органы и общественную помощь.
Таким образом, можно сказать о том, что не существует универсальной модели социальной политики, которая подошла бы любому государству, каждая из описанных ранее моделей имеет свои особенности, преимущества и недостатки. Несмотря на то, что принято считать, что в России реализуется исключительно патерналистская модель, в системе государственной социальной политики имеют место быть и элементы других моделей.
В целом государственная социальная политика является инструментом обеспечения благосостояния в обществе, реализация этой политики осуществляется через предоставление социальных услуг.
Социальная услуга, в свою очередь, является действием или действием в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои
основные жизненные потребности.1
Важно различать понятия социальной услуги и социальной поддержки. Социальная поддержка – это более широкое понятие, представляющее из себя систему мер по оказанию помощи некоторым категориям граждан, временно оказавшихся в тяжелом экономическом положении (частично или полностью безработные, учащаяся молодежь и др.). Социальной поддержка осуществляется путем предоставления помощи нуждающемуся (необходимой информации, финансовых средств, кредитов, обучения, правозащиты и введения иных льгот).2
1 Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156558/ (дата обращения 15.12.2020).
2 Наберушкина Э. К. Социально – правовые и законодательные основы социальной работы с пожилыми и инвалидами: учебное пособие. М, 2020. С. 150.
Говоря о социальной политике государства в отношении людей с ОВЗ, важно отметить и то, что основными принципам формирования государственной политики в отношении инвалидов являются следующие:
Также стоит отметить и то, что государственная поддержка инвалидов включает в себя следующие мероприятия, предусмотренные Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации":
1 О социальной защите инвалидов в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 08.12.2020). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/6d65c47a10c6d419f252f516da99da9 9faf9eb06/ (дата обращения: 12.12.2020).
Наименованиемодели | Страны, вкоторых реализуетсямодель | Преимущества | Недостатки |
Патерналистская | Россия, Боливия, Венесуэла, КНДР | чувство социальной защищенности граждан, социальная стабильность | высокая зависимость граждан от государства, неспособность модели обеспечить должное благосостояние всех граждан |
Либеральная | США, Великобритани я, Англия, Ирландия | экономическая и социальная самореализация граждан является независимостью большинства из них от государства, что является фактором развития гражданского общества | существенные различия между уровнями потребления экономически сильных и экономически слабых граждан |
Социально- демократическая | Швеция, Финляндия, Дания, Норвегия | социальное обеспечение гарантировано в основном государственным сектором | финансовая составляющая модели держится на стабильно высоком уровне производительности труда, которая контролируется государством |
Консервативная | Германия, Франция, Австрия, Бельгия | труд определяет последующее социальное обеспечение | те слои общества, которые не заняты постоянно или вообще не заняты, вынуждены рассчитывать на местные благотворительные органы и общественную помощь, что приводит к появлению двойного общества |
1 Балюшина
Ю. Социальная политика: понятие и сущность // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. 2015. С. 56.
2 Составлено автором по: Егорова М. С. Социальная политика России // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 5. С. 303.
Особенностью патерналистской модели, которая на сегодняшний день характерна для России, является то, что в рамках этой модели государство несет ответственность за социально – экономическое положение граждан. Финансовую основу данной модели составляют средства госбюджета и бюджетов государственных предприятий. Основная идея модели – равенство в потреблении материальных и социальных благ и услуг и их общедоступность. Но, поскольку во главе системы стоит государство, которое вводит свои правила и ограничения, у граждан возникает зависимость от государственной системы, а государству в свою очередь сложно обеспечить массы должным благосостоянием.
В либеральной модели ответственность государства, в отличие от патерналистской, ограничена, но тем не менее имеется всеобщая ответственность за социальное обеспечение всех граждан. То есть в рамках такой модели граждане должны быть способны существовать в обществе и без социального обеспечения, поскольку финансирование реализации модели зависит от наличия добровольной и неформальной помощи. Для данной модели характерно принятие рынка за наиболее важную сферу для организации человеческого взаимодействия.
Социально – демократическая модель социальной политики основана на таком принципе распределения социального обеспечения как универсализм. При такой модели социальное
обеспечение и социальное обслуживание ложится на плечи государства, при этом финансовом источником является государственный бюджет.
При консервативной модели социальной политики социальное обслуживание определяет не государство, а труд. То есть делается упор на рынок и страхование, государство не организует социальные услуги, труд определяет последующее социальное обеспечение. Такая модель приводит к расслоению общества, она не позволяет говорить о равенстве граждан, поскольку тот слой населения, который не трудоустроен и не имеет
возможность страховаться, вынужден рассчитывать всего лишь на местные благотворительные органы и общественную помощь.
Таким образом, можно сказать о том, что не существует универсальной модели социальной политики, которая подошла бы любому государству, каждая из описанных ранее моделей имеет свои особенности, преимущества и недостатки. Несмотря на то, что принято считать, что в России реализуется исключительно патерналистская модель, в системе государственной социальной политики имеют место быть и элементы других моделей.
В целом государственная социальная политика является инструментом обеспечения благосостояния в обществе, реализация этой политики осуществляется через предоставление социальных услуг.
Социальная услуга, в свою очередь, является действием или действием в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои
основные жизненные потребности.1
Важно различать понятия социальной услуги и социальной поддержки. Социальная поддержка – это более широкое понятие, представляющее из себя систему мер по оказанию помощи некоторым категориям граждан, временно оказавшихся в тяжелом экономическом положении (частично или полностью безработные, учащаяся молодежь и др.). Социальной поддержка осуществляется путем предоставления помощи нуждающемуся (необходимой информации, финансовых средств, кредитов, обучения, правозащиты и введения иных льгот).2
1 Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156558/ (дата обращения 15.12.2020).
2 Наберушкина Э. К. Социально – правовые и законодательные основы социальной работы с пожилыми и инвалидами: учебное пособие. М, 2020. С. 150.
Говоря о социальной политике государства в отношении людей с ОВЗ, важно отметить и то, что основными принципам формирования государственной политики в отношении инвалидов являются следующие:
-
минимизация факторов, приводящих к инвалидности, и ликвидация ее последствий; -
обеспечение инвалидам возможности достижения одинакового с другими гражданами уровня жизни (в сфере доходов, образования, занятости, здравоохранения и участия в общественной жизни); -
формирование безбарьерной среды для инвалидов с целью формирования условий независимой жизни инвалидов; -
предоставление инвалидам равных с другими гражданами прав и обязанностей; -
обеспечение индивидуального подхода к каждому инвалиду, исходя из особенностей ограничений здоровья.1
Также стоит отметить и то, что государственная поддержка инвалидов включает в себя следующие мероприятия, предусмотренные Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации":
-
оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи; -
обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации; -
участие инвалидов по зрению в осуществлении операций с использованием факсимильного воспроизведения собственноручной подписи;
1 О социальной защите инвалидов в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 08.12.2020). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/6d65c47a10c6d419f252f516da99da9 9faf9eb06/ (дата обращения: 12.12.2020).
-
создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, всех видов транспорта, средств связи и информации; -
обеспечение инвалидов жилой площадью; -
предоставление инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50%:
-
платы за наем и платы за содержание жилого помещения, -
платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, -
платы за коммунальные услуги, -
оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива — при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.
-
предоставление права инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства; -
обеспечение условий для получения образования инвалидов; -
обеспечение занятости инвалидов: