Файл: Т. Е. Радченко Нормоконтролер.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 1405

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ЗАДАНИЕ

РЕФЕРАТ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ИНВАЛИДОВ В РОССИИ

Особенности государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации

Правовые основы государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации

РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ИНВАЛИДОВ В СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

занимающихся социальной защитой инвалидов в Свердловской области

Исследование процесса реализации государственной политики социальной защиты инвалидов в Свердловской области

Основные факторы, препятствующие эффективной

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ИНВАЛИДОВ В

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

политики2



Наименованиемодели

Страны, вкоторых

реализуетсямодель


Преимущества


Недостатки


Патерналистская

Россия, Боливия, Венесуэла,

КНДР

чувство социальной защищенности граждан, социальная

стабильность

высокая зависимость граждан от государства, неспособность модели обеспечить должное

благосостояние всех граждан


Либеральная



США,

Великобритани я, Англия, Ирландия

экономическая и социальная самореализация граждан является независимостью большинства из них от государства, что является фактором развития гражданского

общества



существенные различия между уровнями потребления экономически сильных и экономически слабых граждан


Социально- демократическая


Швеция, Финляндия, Дания, Норвегия

социальное обеспечение гарантировано в основном государственным сектором

финансовая составляющая модели держится на стабильно высоком уровне производительности труда,

которая контролируется государством


Консервативная



Германия, Франция, Австрия, Бельгия



труд определяет последующее социальное обеспечение

те слои общества, которые не заняты постоянно или вообще не заняты, вынуждены рассчитывать на местные благотворительные органы и общественную помощь, что приводит к появлению

двойного общества





1 Балюшина
Ю. Социальная политика: понятие и сущность // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. 2015. С. 56.

2 Составлено автором по: Егорова М. С. Социальная политика России // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 5. С. 303.

Особенностью патерналистской модели, которая на сегодняшний день характерна для России, является то, что в рамках этой модели государство несет ответственность за социально – экономическое положение граждан. Финансовую основу данной модели составляют средства госбюджета и бюджетов государственных предприятий. Основная идея модели – равенство в потреблении материальных и социальных благ и услуг и их общедоступность. Но, поскольку во главе системы стоит государство, которое вводит свои правила и ограничения, у граждан возникает зависимость от государственной системы, а государству в свою очередь сложно обеспечить массы должным благосостоянием.

В либеральной модели ответственность государства, в отличие от патерналистской, ограничена, но тем не менее имеется всеобщая ответственность за социальное обеспечение всех граждан. То есть в рамках такой модели граждане должны быть способны существовать в обществе и без социального обеспечения, поскольку финансирование реализации модели зависит от наличия добровольной и неформальной помощи. Для данной модели характерно принятие рынка за наиболее важную сферу для организации человеческого взаимодействия.

Социально демократическая модель социальной политики основана на таком принципе распределения социального обеспечения как универсализм. При такой модели социальное

обеспечение и социальное обслуживание ложится на плечи государства, при этом финансовом источником является государственный бюджет.

При консервативной модели социальной политики социальное обслуживание определяет не государство, а труд. То есть делается упор на рынок и страхование, государство не организует социальные услуги, труд определяет последующее социальное обеспечение. Такая модель приводит к расслоению общества, она не позволяет говорить о равенстве граждан, поскольку тот слой населения, который не трудоустроен и не имеет

возможность страховаться, вынужден рассчитывать всего лишь на местные благотворительные органы и общественную помощь.

Таким образом, можно сказать о том, что не существует универсальной модели социальной политики, которая подошла бы любому государству, каждая из описанных ранее моделей имеет свои особенности, преимущества и недостатки. Несмотря на то, что принято считать, что в России реализуется исключительно патерналистская модель, в системе государственной социальной политики имеют место быть и элементы других моделей.

В целом государственная социальная политика является инструментом обеспечения благосостояния в обществе, реализация этой политики осуществляется через предоставление социальных услуг.

Социальная услуга, в свою очередь, является действием или действием в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои
основные жизненные потребности.1

Важно различать понятия социальной услуги и социальной поддержки. Социальная поддержка это более широкое понятие, представляющее из себя систему мер по оказанию помощи некоторым категориям граждан, временно оказавшихся в тяжелом экономическом положении (частично или полностью безработные, учащаяся молодежь и др.). Социальной поддержка осуществляется путем предоставления помощи нуждающемуся (необходимой информации, финансовых средств, кредитов, обучения, правозащиты и введения иных льгот).2




1 Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 28 декабря 2013 года 442-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156558/ (дата обращения 15.12.2020).

2 Наберушкина Э. К. Социально правовые и законодательные основы социальной работы с пожилыми и инвалидами: учебное пособие. М, 2020. С. 150.

Говоря о социальной политике государства в отношении людей с ОВЗ, важно отметить и то, что основными принципам формирования государственной политики в отношении инвалидов являются следующие:

  • минимизация факторов, приводящих к инвалидности, и ликвидация ее последствий;

  • обеспечение инвалидам возможности достижения одинакового с другими гражданами уровня жизни (в сфере доходов, образования, занятости, здравоохранения и участия в общественной жизни);

  • формирование безбарьерной среды для инвалидов с целью формирования условий независимой жизни инвалидов;

  • предоставление инвалидам равных с другими гражданами прав и обязанностей;

  • обеспечение индивидуального подхода к каждому инвалиду, исходя из особенностей ограничений здоровья.1


Также стоит отметить и то, что государственная поддержка инвалидов включает в себя следующие мероприятия, предусмотренные Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации":

  • оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи;

  • обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации;

  • участие инвалидов по зрению в осуществлении операций с использованием факсимильного воспроизведения собственноручной подписи;






1 О социальной защите инвалидов в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 08.12.2020). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/6d65c47a10c6d419f252f516da99da9 9faf9eb06/ (дата обращения: 12.12.2020).

  • создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, всех видов транспорта, средств связи и информации;

  • обеспечение инвалидов жилой площадью;

  • предоставление инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50%:

  1. платы за наем и платы за содержание жилого помещения,

  2. платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию,

  3. платы за коммунальные услуги,

  4. оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.

  • предоставление права инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства;

  • обеспечение условий для получения образования инвалидов;

  • обеспечение занятости инвалидов: