ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 1400
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ИНВАЛИДОВ В РОССИИ
Особенности государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации
РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ИНВАЛИДОВ В СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
занимающихся социальной защитой инвалидов в Свердловской области
Основные факторы, препятствующие эффективной
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ИНВАЛИДОВ В
, но говорить о совершенстве системы нельзя, поскольку реализации данной системы недостаточно эффективна. Необходимы комплексный подход к реабилитации инвалидов и организация межведомственного взаимодействия для обеспечения этой комплексности.
Основные направления реабилитации, абилитации инвалидов (детей- инвалидов) в Свердловской области реализуются в организациях различной ведомственной принадлежности: в сфере социальной защиты населения, здравоохранения, образования, занятости населения, физической культуры и спорта, культуры. В целях взаимодействия и координации деятельности в сфере реабилитации инвалидов на территории Свердловской области принято Постановление Правительства Свердловской области от 13.11.2008 № 1198- ПП «Об утверждении Положения о взаимодействии и координации деятельности органов управления, учреждений и организаций в сфере реабилитации и абилитации инвалидов в Свердловской области».1
В рамках исследования процесса реализации государственной политики социальной защиты инвалидов в Свердловской области был проведен анализ транскриптов фокус-групп, проведенных в Екатеринбурге в ГАУ СО
«Областной центр реабилитации инвалидов» Центром социальных технологий «ОПТИМА».
Данное исследование было проведено в ноябре – декабре 2018 года в форме дискуссионных фокус – групп:
1 Об утверждении комплексной программы Свердловской области «Доступная среда» [Электронный ресурс] : Постановление Правительства Свердловской области от 22 января 2014 года №23-ПП (ред. от 10.12.2020). URL: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW071;n=292452#08174739 715690436 (дата обращения 13.12.2020).
Общее число экспертов, принявших участие в исследовании: 61.
Рассмотрим особенности мнений каждых фокус – групп в отдельности для того, чтобы обобщить данные и выявить основные, наиболее часто встречающиеся факторы, препятствующие эффективному межведомственному взаимодействию.
В таблице 4 отражены результаты фокус-группового интервью
«Представители Министерств Свердловской области (Министерства социальной политики, Министерства
здравоохранения, общего и профессионального образования, физической культуры и спорта, культуры)».
Таблица 4 – Результаты фокус-группового интервью «Представители Министерств Свердловской области (Министерства социальной политики, Министерства здравоохранения, общего и профессионального образования, физической культуры и спорта, культуры)»1
Основной комплекс проблем, выделенный первой фокус – группой, сконцентрирован на отсутствии соответствующей нормативной базы и эффективности информационного обмена и взаимодействия между ведомствами, организационные проблемы внутри ведомств.
Предложения по решению данных проблем очевидны. «Необходиморазработатьсоответствующиенормативныеакты,начинаясфедерального уровня (отдельный федеральный закон или внесение измененийв существующие федеральные законы, регламентирующие работу различныхведомствсинвалидами.)». Отмечается целесообразность создания единой
информационной системы для удобства эффективной работы внутри ведомств и комфортности инвалидов в том числе. «В основе создания информационнойсистемымогутбытьтебазыданных,которыеужесуществуютвразличных министерствах и ведомствах». Также отмечается необходимость привлечения инвалидов к работе в социальной сфере, что решит проблемы и с трудоустройством инвалидов, и усилит мотивацию сотрудников социальной сферы.
Таблица 5 – Результаты фокус-группового интервью «Руководители НКО, занимающиеся реабилитацией взрослых»1
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 13
Исследование процесса реализации государственной политики социальной защиты инвалидов в Свердловской области
Основные направления реабилитации, абилитации инвалидов (детей- инвалидов) в Свердловской области реализуются в организациях различной ведомственной принадлежности: в сфере социальной защиты населения, здравоохранения, образования, занятости населения, физической культуры и спорта, культуры. В целях взаимодействия и координации деятельности в сфере реабилитации инвалидов на территории Свердловской области принято Постановление Правительства Свердловской области от 13.11.2008 № 1198- ПП «Об утверждении Положения о взаимодействии и координации деятельности органов управления, учреждений и организаций в сфере реабилитации и абилитации инвалидов в Свердловской области».1
В рамках исследования процесса реализации государственной политики социальной защиты инвалидов в Свердловской области был проведен анализ транскриптов фокус-групп, проведенных в Екатеринбурге в ГАУ СО
«Областной центр реабилитации инвалидов» Центром социальных технологий «ОПТИМА».
Данное исследование было проведено в ноябре – декабре 2018 года в форме дискуссионных фокус – групп:
-
фокус-группа «Представители Министерств Свердловской области (Министерства социальной политики, Министерства здравоохранения, Министерства общего и профессионального образования, Министерства физической культуры и спорта, Министерства культуры)»;
1 Об утверждении комплексной программы Свердловской области «Доступная среда» [Электронный ресурс] : Постановление Правительства Свердловской области от 22 января 2014 года №23-ПП (ред. от 10.12.2020). URL: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW071;n=292452#08174739 715690436 (дата обращения 13.12.2020).
-
фокус-группа «Руководители НКО, занимающиеся реабилитацией взрослых»; -
фокус-группа «Руководители НКО, занимающиеся реабилитацией детей»; -
фокус-группа «Руководители общественных организаций инвалидов (взрослые)»; -
фокус-группа «Руководители общественных организаций инвалидов (дети)»; -
фокус-группа «Руководители учреждений социального обслуживания населения, участвующих в Пилотном проекте Министерства труда и социальной защиты РФ по отработке подходов к формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в т. ч. детей- инвалидов (г. Полевской)»; -
фокус-группа «Руководители учреждений социального обслуживания населения, участвующих в Пилотном проекте Министерства труда и социальной защиты РФ по отработке подходов к формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в т. ч. детей- инвалидов (г. Каменск-Уральский)».
Общее число экспертов, принявших участие в исследовании: 61.
Рассмотрим особенности мнений каждых фокус – групп в отдельности для того, чтобы обобщить данные и выявить основные, наиболее часто встречающиеся факторы, препятствующие эффективному межведомственному взаимодействию.
В таблице 4 отражены результаты фокус-группового интервью
«Представители Министерств Свердловской области (Министерства социальной политики, Министерства
здравоохранения, общего и профессионального образования, физической культуры и спорта, культуры)».
Таблица 4 – Результаты фокус-группового интервью «Представители Министерств Свердловской области (Министерства социальной политики, Министерства здравоохранения, общего и профессионального образования, физической культуры и спорта, культуры)»1
Основные факторы, препятствующие эффективному межведомственному взаимодействию, названные во время дискуссии | Основные предложения по минимизации или устранению данных факторов |
Отсутствие соответствующей нормативной базы; Отсутствие эффективного информационного обмена; Проблема субъекта, который должен контролировать прохождение реабилитационного маршрута, отвечать за его выполнение; Проблема финансирования; Необходимость наличия надведомственного органа, выполняющего роль куратора над различными ведомствами; Кадровая проблема. | Разработка соответствующих нормативных актов, начиная с федерального уровня, а именно - внесение изменений в ФЗ №181; Принятие соответствующего Постановления Правительства Свердловской области, дающего возможность организациям разной ведомственной подчиненности координировать свои усилия по реабилитации инвалидов; Создание информационной системы на базе данных, которые уже существуют в различных министерствах и ведомствах; Прозрачность информации для инвалидов (создание личного кабинета); Разработка областной программы, носящая нормативный характер с четким разграничением полномочий и соответствующего финансирования; Введение института «куратор случая» (обучение тех людей, которые будут работать с инвалидами, причем в разных ведомствах и на разных уровнях); Привлечение инвалидов к работе в социальной сфере. |
Основной комплекс проблем, выделенный первой фокус – группой, сконцентрирован на отсутствии соответствующей нормативной базы и эффективности информационного обмена и взаимодействия между ведомствами, организационные проблемы внутри ведомств.
Предложения по решению данных проблем очевидны. «Необходиморазработатьсоответствующиенормативныеакты,начинаясфедерального уровня (отдельный федеральный закон или внесение измененийв существующие федеральные законы, регламентирующие работу различныхведомствсинвалидами.)». Отмечается целесообразность создания единой
информационной системы для удобства эффективной работы внутри ведомств и комфортности инвалидов в том числе. «В основе создания информационнойсистемымогутбытьтебазыданных,которыеужесуществуютвразличных министерствах и ведомствах». Также отмечается необходимость привлечения инвалидов к работе в социальной сфере, что решит проблемы и с трудоустройством инвалидов, и усилит мотивацию сотрудников социальной сферы.
Таблица 5 – Результаты фокус-группового интервью «Руководители НКО, занимающиеся реабилитацией взрослых»1
Основные факторы, препятствующие эффективному межведомственному взаимодействию, названные во время дискуссии | Основные предложения по минимизации или устранению данных факторов |
После медицинской реабилитации человек не переходит на следующий этап (в фонде социального страхования нет реестра пациентов, перешедших к ним после медицинской реабилитации); По большей части реализовать медицинскую реабилитацию инвалид не может (пути реализации формальны); У инвалидов нет мотивации посещать комплексный центр реабилитации; Стереотипы в отношении инвалидов, восприятие их как больных; Среда не является доступной; Межведомственная разрозненность. | Поиск вакансий, находящихся близко к дому инвалида, чтобы не было проблем с тем, как добраться; Создать фирмы, которые будут работать специализированно и нанимать на работу только инвалидов; Реализация доступной среды по всему городу; Прикрепление инвалида к куратору, который его ведет, который всегда на связи; Активнее направлять на физкультурную реабилитацию; Нужен координирующий орган, который соберет информацию, отмониторит, проанализирует. |