Файл: Т. Е. Радченко Нормоконтролер.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 1413

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ЗАДАНИЕ

РЕФЕРАТ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ИНВАЛИДОВ В РОССИИ

Особенности государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации

Правовые основы государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации

РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ИНВАЛИДОВ В СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

занимающихся социальной защитой инвалидов в Свердловской области

Исследование процесса реализации государственной политики социальной защиты инвалидов в Свердловской области

Основные факторы, препятствующие эффективной

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ИНВАЛИДОВ В

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

РФ от 20.02.2006 N 95 (ред. от 26.11.2020). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58610/ (дата обращения 07.12.2020).

2 Об утверждении Концепции создания, ведения и использования федеральной государственной информационной системы "Федеральный реестр инвалидов" [Электронный ресурс] : Распоряжение Правительства Российской Федерации от 16.07.2016

№ 1506-р (ред. от 28.05.2020). URL:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_202245/ (дата обращения 06.12.2020)

3 Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм [Электронный ресурс] : Приказ Минтруда России 528н от 31 июля 2015 г. URL: https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/orders/426 (дата обращения 09.12.2020).

4 Об утверждении примерной модели межведомственного взаимодействия организаций, предоставляющих реабилитационные услуги, обеспечивающей принцип ранней помощи, преемственность в работе с инвалидами, в том числе детьми-инвалидами, и их сопровождение [Электронный ресурс] : Приказ Минтруда России № 705 от 29.09.2017 г. URL: https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/orders/1286 (дата обращения 09.12.2020).

Помимо Федерального Закона 181 «О социальной защите инвалидов», цели и задачи в области реабилитации инвалидов раскрываются в ряде стратегических документов Российской Федерации, а также в целевых программах, утвержденных Правительством Российской Федерации. Но всё же основополагающим документом, определяющим политику Российской Федерации в сфере реабилитации инвалидов, является Федеральный закон от
24 ноября 1995г. N 181- ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон).

Закон определяет понятие реабилитации инвалидов, ее цели, основные направления, требования к организациям, осуществляющим реабилитацию инвалидов.

В рамках Закона понятие «реабилитация инвалидов» содержит два принципиально важных положения. Во-первых, процесс и цель реабилитации согласно духу и букве Закона ограничиваются лишь восстановлением способностей инвалидов. Между тем согласно Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Российской Федерацией, реабилитация призвана

«наделить инвалидов возможностью для достижения и сохранения максимальной независимости, полных физических, умственных, социальных и профессиональных способностей и полного включения, и вовлечения во все аспекты жизни».1 Это входит в понятие абилитации инвалидов.

Такие различия имеют конкретное практическое значение. За ними - реальные последствия, связанные с реализацией Закона, выраженные в объемах, направлениях, содержании и, как следствие, в очевидно более низкой эффективности мероприятий в сфере реабилитации инвалидов. Определенные сложности могут возникнуть в этой связи также в ходе сбора, обработки и





1 О правах инвалидов [Электронный ресурс] : конвенция (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г., подписана от имени Российской Федерации

24 сентября 2008 г., ратифицирована Федеральным законом 46-ФЗ от 03.05.2012). URL:

http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=INT&n=37511#044500241936137 885 (дата обращения 05.12.2020).

обобщения информационных материалов регионов для подготовки периодических всеобъемлющих национальных докладов России в Комитете по правам инвалидов ООН о мерах, принятых для осуществления своих обязательств по Конвенции.

Второй особенностью определения понятия «реабилитация инвалидов» является то, что оно включает термины «система» и «процесс». Что касается процесса реабилитации, то его содержание раскрывается в Законе достаточно детально, тогда как термин «система реабилитации» не раскрывается ни в Законе, ни в иных нормативных правовых актах Российской Федерации. Во многом вследствие наличия подобного правового пробела система комплексной реабилитации инвалидов в стране до настоящего времени не сформирована. Комплексная система реабилитации и абилитации инвалидов требует организации межведомственного взаимодействия органов государственной власти для ее успешной реализации. Необходимо уточнить в Законе определение термина «реабилитация инвалидов» и привести его в соответствие с нормами международного права.

Законом определены основные направления реабилитации инвалидов: а) медицинская реабилитация, реконструктивная хирургия,

протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение;

б) профессиональная ориентация, общее и профессиональное образование, профессиональное обучение, содействие в трудоустройстве (в том числе на специальных рабочих местах), производственная адаптация;

в) социально-средовая, социально-педагогическая, социально- психологическая и социокультурная реабилитация;

г) социально-бытовая адаптация;

д)
физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.

Реализация основных направлений реабилитации, согласно Закону, предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной

инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации.

Но, стоит отметить, что перечень направлений реабилитации инвалидов, определенных Законом, не включает такое направление, как социальное обслуживание. Между тем Конвенция определяет социальное обслуживание как неотъемлемую сферу реализации реабилитационных мероприятий наряду со сферами здравоохранения, занятости и образования. Исключение социального обслуживания из перечня направлений реабилитации инвалидов тем более непонятно в условиях, когда значительное число инвалидов получает реабилитационные услуги в организациях социального обслуживания Российской Федерации. Содержание конкретных направлений реабилитации в Законе не раскрывается. В законодательных актах Российской Федерации раскрываются лишь понятия «медицинская реабилитация» и

«санаторно-курортное лечение».

Отсутствие унифицированных, закрепленных в законодательстве определений направлений реабилитации инвалидов приводит к использованию в нормативных правовых актах не единообразных терминов, что осложняет правоприменительную практику. Детальная характеристика направлений и видов реабилитационных услуг инвалидов приводится
в национальных стандартах Российской Федерации. Однако применение этих стандартов в соответствии с действующим законодательством носит добровольный характер, а потому используется не повсеместно. Направления реабилитации, определенные Законом, далеко не в полной мере соответствуют группам, содержанию и наименованию видов реабилитационных услуг инвалидов, содержащихся в национальных стандартах.

Так, Закон не предусматривает предоставление услуг по психологической реабилитации инвалидов, услуг по физической адаптации, предусмотренных национальными стандартами. В свою очередь, национальные стандарты не предусматривают содействия в трудоустройстве

на специальных рабочих местах. Устранение имеющихся различий в терминологии, используемой в Законе и в национальных стандартах, представляется целесообразным в целях единообразного применения на практике.

В свою очередь Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации» не указывает в видах социальных услуг услуги по социальной реабилитации инвалидов.1 По-разному трактуют виды услуг по социальной реабилитации и государственные стандарты, причем стандарт по видам социальных услуг также имеет расхождение со стандартами по видам реабилитационных услуг и услуг по социальной реабилитации.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в настоящее время отсутствуют документы, регламентирующие механизм межведомственного взаимодействия по вопросам реабилитации и абилитации инвалидов, отсутствует регламент (порядок, алгоритм), определяющий механизм межведомственного взаимодействия учреждений