ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 174

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 3
Основные методические концепции и системы обучения математике в начальной школе
Автор,
направление,
год
Целевые
ориентации
Концептуальные
положения
Особенности методики
Авторы
учебников
по математике
Система
Л.В. Занкова, психолого- педагогиче- ская система обучения,
1969, 1970 гг. высокое общее развитие лично- сти: ума, воли, чувств школьни- ков как надежной основы усвоения ими знаний, уме- ний и навыков ведущая роль принадлежит теоретическим, содержательным обобщениям, дедукции, содер- жательной рефлексии; решение учебных задач; коллективная мыследеятель- ность; дидактические принципы:
- высокого уровня трудности в
обучении,
- ведущей роли теоретических
знаний (познавательная сторона обучения должна быть выдвину- та на первый план как средство развития школьников и как осно- ва подлинного овладения уме- ниями и навыками);
- продвижения вперед быстрым
темпом;
-осознание школьниками процес-
са учения;
- систематическая работа над развитием всех учащихся. путь познания - индуктивный, по- степенное увеличение удельного веса дедуктивного подхода по мере взросления детей; в основе содержания программы – понятие натурального числа и арифметических действий с нату- ральными числами. Представлено два подхода к понятию натурально- го числа: первоначальной основой знакомства с натуральными числа- ми является теоретико- множественный подход. Число рас- сматривается как инвариантная ха- рактеристика класса равносильных множеств, позднее (но уже в 1 классе) дети знакомятся с интер- претацией числа как результата от- ношений величины к выбранной мерке. В дальнейшем эти два под- хода продолжают сосуществовать, завершаясь обобщением, в резуль- тате которого используется понятие
Аргинская И.И.,
Бененсон Е.П.,
Итина Л.С.,
Ивановская Е.И.,
Кормишина С.Н.
25

26
Автор,
направление,
год
Целевые
ориентации
Концептуальные
положения
Особенности методики
Авторы
учебников
по математике
точного и приближенного числа
Система Д.Б.
Эльконина-
В.В. Давыдо-
ва, психоло- го- педагогиче- ская система,
1978 год формирование и развитие способ- ности к теорети- ческому мышле- нию ведущая роль теоретически со- держательных обобщений, де- дукции, рефлексии и т. д.; решение учебных задач; коллективная мыследеятель- ность; диалог-полилог, учебное об- щение предполагается особая организа- ция учебной деятельности в форме постановки и решения ими учебных задач; формирование общих способов учебной деятельности; основным является понятие дей- ствительного числа. Генетически исходным основанием всех видов действительного числа является понятие величины. Таким образом, число появляется в курсе матема- тики начальной школы как резуль- тат измерения, как результат отно- шения величин; математические понятия форми- руются по схеме: содержательный анализ (выделение исходного от- ношения), содержательная абстрак- ция (моделирование), обобщение - понятие (преобразование модели).
Параллельно арифметическим дей- ствиям вводятся буквенные и гра- фические символы и модели
Давыдов В.В.,
Горбов С.Ф.,
Микулина Г.Г.,
Савельева О.В.
26


27
Автор,
направление,
год
Целевые
ориентации
Концептуальные
положения
Особенности методики
Авторы
учебников
по математике
Н.Б. Истоми-
на развиваю- щее обучение, методическая система обу- чения матема- тике, 1993 г.
Развитие мышле- ния учащихся в процессе усвое- ния математиче- ского содержания целенаправленное и система- тическое формирование основ- ных мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения; развитие творческих способно- стей учащихся; использование калькулятора как средство обучения математи- ке; обеспечение самостоятельно- сти мышления в эмоционально доверительной атмосфере; преемственность в обучении. в основе логики построения со- держания курса лежит система ма- тематических понятий и общих способов действий;
в методическом подходе к фор- мированию понятий и общих спо- собов действий лежит установление соответствия между предметными, вербальными, схематическими и символическими моделями;
система учебных заданий носит продуктивный характер, обеспечи- вает вариативность по содержанию, форме подачи и направлена на осознание школьниками учебных задач, на овладение способами их решения и на формирование у них умения контролировать и оцени- вать свои действия.
Используется при обучении по сис- теме Л.В. Занкова примерно в 2 % классов 4-х летней школы.
Истомина Н.Б.
27

Немало разночтений по отношению к понятию «разви- вающее обучение». «Но, несмотря на то, что термин «разви- вающее обучение» активно используется в психологической, педагогической литературе, содержание этого понятия оста- ется до сих пор проблематичным, а ответы на вопрос, что такое разви- вающее обучение, довольно противоречивы. С одной стороны, это обу- словлено многоаспектностью понятия развивающее обучение», а с дру- гой, некоторой противоречивостью самого термина, так как едва ли можно говорить о «не развивающем обучении». Любое обучение разви- вает ребенка» (Н.Б. Истомина) [12, с. 30].
В то же время развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности: РО = знания, умения и навыки (ЗУН) + способы умственных действий (СУД ) + само- управляющие механизмы личности (СУМ) +сфера эстетических и нравственных качеств личности (СЭН) + действенно-практическая сфера личности (СДП). С этой точки зрения, отмечает Г.К. Селевко, развивающее обучение правильнее было бы назвать развивающей пе- дагогикой, или педагогикой развития.
Возникает вопрос: какое понятие наиболее точно может передать сущность развивающего обучения и правомерно ли в дальнейшем ис- пользовать предложенную терминологию?
Развивающее обучение имеет определенную историю и динамику развития, зародилось давно и на разных исто- рических этапах имело свое определенное место, декла- рировалось всеми образовательными режимами и особен- но актуально в условиях современной модернизации образования.
30-е годы XX столетия – значительная веха в разработке отдель- ных вопросов развивающего обучения с позиций психолого- педагогической связи развития психики ребенка с его обучением, у истоков которой стоял Л.С. Выготский.
Основная мысль Л.С. Выготского такова: обучение – внутренне необходимый и всеобщий момент разви- тия личности ребенка, без «правильно организованного обучения» эффективное психическое развитие ребенка невозможно; основные закономерности – создание зон ближайшего развития и «перевод» коллективного выполнения какой-нибудь психической функции в план ее индивидуально-самостоятельного осуществления, то есть правильная организация общения и сотрудничества.
Благодаря концепции психического развития Л.С. Выготского дидактика обогатилась представлением том, что обучение и развитие
– взаимосвязанные, взаимообусловленные процессы. При этом веду-
28


29 щая роль обучения стала пониматься как пробуждение в ребенке про- цессов развития. Обучение «вызывает их к жизни, пускает их в ход».
Понятие «развивающее обучение», зарождаясь в 30-е годы XX века в недрах психологической науки в процессе исследований, свя- занных с изучением развития психики ребенка, вошло в 50–60-е годы в практику начальной школы в результате проведения двух экспери- ментальных исследований по проблеме взаимосвязи обучения и раз- вития. Одно исследование проводилось под руководством Л.В. Зан- кова, другое – Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова.
Авторский коллектив под руководством Л.В. Занкова исходил из того, что обычное начальное обучение, опирающееся на традиционную дидактику, не обеспечивает должного психологического развития де- тей. На материалах экспериментального исследования он пришел к выводу, что традиционная методика, нацеленная только на передачу знаний и практических, умений дает неплохой результат, однако для целостного развития личности она малополезна, уровень развитости
(интеллектуальной, физической, духовной, нравственной, психологи- ческой деятельности) школьников является при этом скорее результа- том побочным и стихийным, чем целенаправленно достигнутым.
Л.В. Занков поставил вопрос о том, может ли быть создана такая дидактическая система, которая принесет гораздо больший результат в развитии школьников, чем традиционная методика. Разработка тео- рии развивающего обучения под руководством Л.В. Занкова базиру- ется на основополагающих идеях Л.С. Выготского о соотношении обучения и развития, а именно: «только то обучение хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой», «педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день дет- ского возраста, вызывать к жизни те процессы развития, которые сей- час лежат в зоне ближайшего развития», «обучение оказывается более плодотворным только тогда, когда оно совершается в пределах пе- риода, определяемого зоной ближайшего развития».
Л.В. Занков выдвинул идею общего развития в качестве основы эксперимента.

30
Рис. 4 Развивающее обучение по Л.В. Занкову
Построенная в логике теоретического мышления теория и систе- ма развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова отводила ведущую роль теоретическим содержательным обобщениям, дедук- ции, рефлексии, анализу, абстрагированию, обобщению.
В.В. Давыдов сконструировал «вспомогательную теорию, рас- крывающую содержание основных типов сознания и мышления».
Ученый подчеркивал, что речь идет об определенном типе развиваю- щего обучения, который «соотносим с младшим школьным возрастом и нацелен, прежде всего, на развитие у младших школьников теоре- тического мышления» [6, с. 18]. Основным компонентом содержания развивающего обучения стала система научных (теоретических) по- нятий. В процессе выявления, анализа, содержательного обобщения, условий решения задач определенного класса учащемуся приходи- лось воспроизводить основные моменты научного (теоретического) исследования: в рамках такого «квазиисследования» (В.В. Давыдов) ученик и становится субъектом учения.
Таким образом, для концепции Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова характерно движение мысли учащегося от общего к частному, что по-


31 зволяет выявить для учащихся условия прохождения содержания ус- ваиваемых понятий.
Разработка теории развивающего обучения под руководством
Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова осуществлялась в рамках психологи- ческого исследования, в процессе которого пытались установить, ка- кие психологические новообразования могут возникнуть в период младшего школьного возраста. В качестве таких новообразований были названы: учебная деятельность, состоящая из таких компонен- тов, как учебная потребность, мотивы, задачи, действия, операции и их субъект, абстрактно-теоретическое мышление, произвольное управление поведением (рефлексия).
В концепциях Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова есть много совпадающих положений, отражающих стратегию развиваю- щего обучения. Но пути решения стратегической задачи у исследова- телей отличаются. Л.В. Занков выдвигал задачу общего развития (ум, воля, чувства). При этом он не являлся сторонником только теорети- ческого мышления, указывая на то, что «эмпирическое познание – на- чальный пункт, от которого сложный путь ведет к абстракции».
В.В. Давыдов выдвигал задачу развития теоретического мышле- ния на основе развертывания познания как движения от всего общего к частному, как исследование природы самих понятий, специфиче- ским содержанием которых выступает объективная связь всеобщего и единичного [7, с. 109].
Систему Л.В. Занкова нередко противопоставляют системе Д.Б.
Эльконина – В.В. Давыдова, что фиксируется даже в названиях сис- тем: «Дидактическая система обучения Занкова» и «Теория разви- вающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова». Имплицидно в названиях присутствует указание на генетические корни теории (пе- дагогика и психология), на преимущественные акценты в их разви- тии. В целом с этим нельзя не согласиться.

32
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Рис. 5 Развивающее обучение по Д.Б. Эльконину-В.В. Давыдову
Понятие учебной деятельности, еѐ структура
Процессы обучения и воспитания не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, ко- гда они имеют деятельностные формы и обладают со- ответствующим содержанием. Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность. По- этому учебную деятельностьмы будем рассматривать как форму ак- тивного отношения субъекта к окружающей действительности, важ- ный компонент обучения.
По своей природе учебная деятельность является познавательной.
Условием осуществления учебной деятельности является межлично- стное взаимодействие (общение). В этой связи учебная деятельность по своей сути может рассматриваться как совместная деятельность учителя и обучаемых.

33
Определение понятия учебной деятельности
в психолого-педагогических и методических
исследованиях
Л.С. Выготский Учебная деятельность – это совместная деятельность, в которой один из участников приобретает опыт, а другой создает условия для этого, т. е. организуют сумму подгото- вительных компонентов.
Д.Б. Эльконин
Учебная деятельность – это деятельность направленная, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий. Результатом учебной деятельности, в ходе которой происходит усвоение научных понятий, является изменение самого ученика, его развитие.
В.В. Давыдов
Учебная деятельность – это такая деятельность школьни- ка, которая формируется в процессе усвоения теоретиче- ских знаний посредством выполнения содержательных дей- ствий: анализа, планирования, и рефлексии, абстрагирова- ния, обобщения. Содержанием же теоретических знаний является происхождение, становление и развитие какого- либо предмета, явления, понятия. Сформулированные для учащихся знания в готовом виде выполняют учебную рабо- ту, а не учебную деятельность, и только присутствие пре- образующего начала, характеризующегося осознанностью действий, свидетельствует о наличии учебной деятельно- сти, а не учебной работы учащихся.
Н.Ф. Талызина
Учебная деятельность – это специфичный вид деятельно- сти, деятельность по самоизменению, самосовершенствова- нию, продуктом которой являются изменения, производи- мые в самом субъекте, т. е. в ученике.
И.С. Якиманская Учебная деятельность – это система действий (умствен- ных и практических), осуществление которых обеспечивает усвоение знаний.
ПСИХОЛОГИЯ