ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
35
Среди них ключевое значение получают налоги на прибыль и добавленную стоимость, которые в решающей мере определяют налоговое бремя на товаропроизводителей и благодаря этому способны либо подавить производство, либо стать мощным рычагом его стимулирования.
В итоге автор заключает, что в условиях инфляции стихийная корректировка законодательства и постоянное, как правило, в конце года, изменение ставок налогов уже не годятся: нужна принципиально новая система налогообложения. «Применительно к доходам населения, – по мнению В.Г. Панскова, – она призвана обеспечить стабильность классификации доходных групп и налоговых ставок как минимум на 3-5 лет
– с тем, чтобы не пересматривать их ежегодно. Для этого, считаю, необходимо определять доходы, подлежащие налогообложению не в абсолютном денежном выражении, а в количестве минимумов оплаты труда ежемесячно нарастающим итогом величину ставок налогов как за нижний предел доходов каждой группы, так и доходы сверх него следует устанавливать только в процентах. Такой подход четко выявит долю налогоплательщика, вносимую в бюджет от абсолютной суммы его дохода. В этом случае налогоплательщика будет меньше беспокоить значительная разница между долей налога за нижний предел дохода и сверх него»[25].
Бабаев Ю.А. предлагает еще один путь решения проблемы реформирования налоговой системы: «Это путь увеличения производимой товарной массы. И начинать надо не с «инфляции», а с самого производства.
Его увеличение сократит и рост цен (хотя бы потому, что доходная часть госбюджета начнет относительно возрастать). Только в случае подъема производительности труда налоги смогут стать приемлемыми одновременно для производства и финансовой стабилизации. При увеличении производства добавленной стоимости в 2-3 раза ставку налога НДС без ущерба для бюджета можно снизить до европейского уровня (10-12%). С одновременным же ростом рентабельности производства и массы прибыли, средства из
36
последней, идущие на инвестиции, тоже возрастут до уровня приемлемого для развития экономики, даже при сохранении текущих ставок налогообложения этой прибыли. Из-за острого дефицита оборотных средств и неплатежей налоги и так не в полной мере платятся большей частью законопослушных предприятий»[12].
Конечно, предлагаются и радикальные пути реформирования.
Популярность радикальных идей реформирования налогового законодательства огромна. Их авторов не прельщает перспектива серьезного анализа современного финансового положения страны, исследования проблем распределения налогового бремени, тяжкой работы по исправлению ошибок и преодолению трудностей. Куда эффектней требовать коренной замены налогов, построения податной системы на невиданных принципах.
Неважно, что эти принципы никогда и нигде не использовались, – зато можно прослыть крутым реформатором, задав стране очередную перестроечную взбучку. Отменить налог на прибыль и личный подоходный налог, убрать НДС и таможенные пошлины, повысить ресурсные платежи, свести налоговую систему к двум-трем налогам – таков круг требований налоговых новаторов. Хотя при этом никто не выдвигает идей сокращения государственных расходов, т. е. снижения налогового бремени.
Между тем существующие проекты изменения налогового законодательства явно отражают две принципиально разные концепции развития налоговой реформы: эволюционную и революционную. К последней относятся проекты Центрального экономико-математического института РАН (ЦЭМИ) и Ассоциации «Налоги России». Что касается идей, заявленных ЦЭМИ, то они имеют весьма отдаленное отношение к налогам.
Упраздняя НДС, все другие налоги и начисления на зарплату, проект ставит во главу угла налог на прибыль со ставкой 50-60%, который далее трансформируется в «априорно задаваемые платежи», имеющие целью регулировать «уровень оставляемой прибыли». Эта система глобального
37
управления прибылью оборачивается абсолютным контролем за каждым предприятием. В отличие от проекта ЦЭМИ, в котором едва ли не единственным объектом обложения служит прибыль, проект налогового кодекса Ассоциации «Налоги России» являет собой другую крайность, где нет места ни налогу на прибыль, ни налогу с индивидуальных доходов. Здесь в центр податной системы ставится обложение средств, направляемых предприятиями на потребление, по ставке в 70%.
Рассмотрев теоретические взгляды по вопросу совершенствования и реформирования налоговой системы России в рамках выбранной темы выпускной квалификационной работы и поставленных в ней задач, рассмотрим понятие «налоговая оптимизация». Несомненно, не взирая на различные научные подходы к сущности и содержанию понятия «налоговая оптимизация», по нашему мнению, понятия «налоговая оптимизация» и
«оптимизация налогообложения» являются абсолютно тождественными.
Первые исследования по проблемам налоговой оптимизации элемента избегания налогов появились в западной литературе в 70 – 80-х г. предыдущего столетия.
Первоначально налоговая оптимизация рассматривалась как экономическое явление и изучалась в рамках финансового менеджмента.
Необходимо отметить, что в зарубежных исследованиях налоговая оптимизация определяется как частный случай избегания налогов[12]. Под избеганием налогов понимается «использование недостатков налогового законодательства в целях снижения налоговой обязанности».
В процессе становления новой налоговой системы в Российской
Федерации данное понятие стало предметом исследования в отечественной экономической и правовой литературе. Российские ученые, в целом соглашаясь с разработками зарубежных исследователей, интерпретируют налоговую оптимизацию несколько иначе. Одним из первых в отечественной науке понятие и пределы налоговой оптимизации наиболее глубоко
38
исследовал А.В. Брызгалин, хотя отдельные работы в данной области выходили и ранее. По нашему мнению, для четкого понимания сущности рассматриваемого понятия необходимо классифицировать существующие в настоящее время определения налоговой оптимизации, сформулированные различными исследователями. Так, можно выделить пять групп научных трактовок, раскрывающих понятие и сущность налоговой оптимизации:
1. налоговая оптимизация представляет собой деятельность, реализуемую налогоплательщиком в рамках действующего законодательства, с учетом правомерности его действий;
2. налоговая оптимизация определяется, как право налогоплательщика трактовать и применять все неясности, противоречия актов законодательства о налогах и сборах в свою пользу;
3. налоговая оптимизация рассматривается как деятельность, реализуемая налогоплательщиком с целью достижения наиболее выгодной для предприятия величины налоговой базы по основным значимым налогам;
4. налоговая оптимизация представляет собой деятельность по снижению налоговых выплат, при этом не учитываются факторы, перечисленные в трех предыдущих группах;
5. налоговая оптимизация определяется как механизм увеличения числа налогоплательщиков, снижения количества налогов и их ставок, применяемый государством в эпоху глобализации экономических процессов.
К первой группе можно отнести точки зрения, сформулированные российскими исследователями, в их числе: А.В. Брызгалин, И.И. Кучеров,
А.Н. Головкин, В. Берник, другие. А.В. Брызгалин рассматривает налоговую оптимизацию как такую организацию деятельности предприятия, при которой налоговые платежи сводятся к минимуму на законных основаниях, без нарушения налогового или уголовного законодательства[15].
Кучеров И.И. определяет налоговую оптимизацию как «уменьшение размера налоговых обязанностей посредством целенаправленных действий
39
налогоплательщика, включающих в себя полное использование всех предоставленных законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов»[23].
«
Налоговая оптимизация – это уменьшение размера налоговых обязательств посредством целенаправленных правомерных действий налогоплательщика, включающих в себя полное использование всех предоставляемых законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов»[16].
Приведенные два последних определения налоговой оптимизации отличаются тем, что авторы книги «Методы налоговой оптимизации» отмечают не просто «целенаправленные действия налогоплательщика», как в первом случае, а
«целенаправленные правовые действия налогоплательщика». А.В. Тильдиков, в книге «Основы налогового консультирования», также определяет налоговую оптимизацию как деятельность, реализуемую в рамках законодательства, а именно:
«
Оптимизация налогообложения представляет собой минимизацию налоговых платежей, выполняемую в рамках действующего законодательства»[23]. По мнению Д.Г. Черника, оптимизация налогообложения как один из элементов налогового планирования представляет собой право налогоплательщика использовать все не запрещенные законом способы и средства, пути и методы для минимизации налоговых обязательств. Указанным автором выделяются следующие направления налогового планирования:
• выбор места регистрации и места нахождения предприятия;
• использование всех пробелов и достоинств действующего законодательства, построение различного рода схем хозяйственной деятельности;
• выбор соответствующей организационно-правовой формы предпринимательской деятельности;
40
• использование возможностей хозяйственного договора
(включение определенных условий, сочетание договоров);
• грамотное и безупречное ведение бухгалтерского учета;
• использование наиболее экономичных и эффективных способов защиты нарушенных прав[15].
Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что сложности налогообложения юридических лиц в России определяются, во-первых, в столкновении интересов государства, с одной стороны (стремится собрать достаточное количество налогов), и налогоплательщиков (стремятся максимально уменьшить налоговое бремя), – с другой; во-вторых, в том, что термины «планирование» и «оптимизация» законодательно не закреплены.
41
2.
Организация бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по
налогам и сборам ООО «Таинственный остров»
2.1.
Организационная и финансово-экономическая характеристика
предприятия
ООО «Таинственный остров» зарегистрирован в ФНС 24.05.2004 г.
Юридический адрес:
620012,
Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Победы, д. 4
ОГРН
1046604792563
ИНН
6673112189
КПП
668601001
Дата постановки на учёт
1 января 2012 г.
Налоговый орган
Межрайонная инспекция
Федеральной налоговой службы №32 по Свердловской области
Уставный капитал
4 800 000,00 р.
Сведения Росстата
ОКПО
73620839
ОКАТО
65401385000
ОКОГУ
4210014
ОКТМО 65701000001
ОКФС
Частная собственность
Директор: Ташкинов Игорь Михайлович.
Учредители:
1.
Игорь Михайлович Ташкинов – 2 448 000 р. (51%);
2.
Сергей Викторович Заикин – 1 176 000 р. (24,5%);
3.
Владимир Иванович Овчинников – 1 176 000 р. (24,5%).
42
ООО «Таинственный остров» образовано в форме Общества с ограниченной ответственностью с целью оказания услуг в сфере общественного питания.
Фактический адрес предприятия: г. Екатеринбург, ул. Кировградская, д. 28, стейк-бар «Жадина Говядина».
Директор по доверенности: Кузнецова Наталья Павловна.
Главный бухгалтер: Киримова Александра Игнатьевна.
Учредительными документами Общества являются Устав и
Учредительный договор.
Данное предприятие является юридическим лицом с моментом его государственной регистрации, обладает обособленным имуществом, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет, круглую печать, товарный знак и иные реквизиты.
Предприятие создано с целью получения прибыли от хозяйственной деятельности, которая направлена на удовлетворение спроса населения в общественном питании, и реализации на базе получения прибыли социальных и экономических интересов основателей и членов Общества.
ООО «Таинственный остров» обязано в соответствии с Уставом:
• выполнять обязательства, вытекающие из законодательства РФ и заключенных им договоров;
• заключать трудовые договоры;
• полностью и в срок рассчитываться с работниками предприятия по заработной плате и социальным пособиям;
• осуществлять все виды обязательного страхования;
• своевременно предоставлять декларацию о доходах и бухгалтерскую отчетность;
• уплачивать налоги в соответствии с налоговым законодательством.
Стейк-бар «Жадина Говядина» - один из лучших стейк-баров города.
43
В настоящее время стейк-бар занимает 8 место из 1463 заведений общественного питания на TripAdvisor, что показывает его устойчивое положение и успех среди других заведений Екатеринбурга.
Стейк-бар «Жадина Говядина» – предприятие общественного питания с широким ассортиментом блюд сложного приготовления, включая фирменные стейки, мясо с углей, закуски, салаты (заказные и фирменные), вино-водочные, кондитерские изделия, а также с повышенным уровнем обслуживания в сочетании с организацией отдыха.
Режим работы стейк-бара:
• понедельник – с 12.00 до 00.00;
• вторник – с 12.00 до 00.00;
• среда – с 12.00 до 00.00;
• четверг – с 12.00 до 00.00;
• пятница – с 12.00 до 02.00;
• суббота – с 12.00 до 02.00;
• воскресенье – с 12.00 до 00.00.
Каждый день с 20.00 до 23.00 играет живая музыка.
В заведении есть детская комната. В воскресенье с 15.00 до 17.00 работает аниматор с детьми: проводит знакомство детей между собой, развивающие игры, устраивает конкурсы.
Средний чек заведения – 1500 рублей.
Стейк-бар «Жадина Говядина» рассчитан на 180 посадочных мест, максимальное количество гостей на банкет 25 человек. Расположен он на двух этажах.
Принципы, которыми руководствуются сотрудники стейк-бара
«Жадина Говядина» в обслуживании:
•
Мировые стандарты обслуживания гостей.
•
Своевременность подачи блюд.
•
Комфортная атмосфера.
44
Бережно сохраняя лучшие традиции, специалисты стейк-бара тщательно отслеживают современные тенденции ресторанного бизнеса и предлагают:
• сезонные новинки от шеф-повара;
• новые виды оформления и сервировки столов;
• новинки посуды;
• тематические концепции и формы для официантов.
Также на предприятии обеспечивается безопасность жизни и здоровья потребителей и сохранность их имущества, соблюдаются санитарные и технологические нормы и правила пожарной и электробезопасности, выполняются требования нормативных документов по безопасности услуг.
Стейк-бар имеет удобные подъездные пути и пешеходные доступы к входу, необходимые справочно-информационные указатели, парковку.
Прилегающая к предприятию территория имеет искусственное освещение в темное время суток.
Стейк-бар оснащен инженерными системами и оборудованием, обеспечивающими необходимый уровень комфорта, в том числе: горячее и холодное водоснабжение, канализация, отопление, вентиляция, телефонная связь, система аварийного оповещения, пожарная сигнализация.
Предприятие имеет вывеску с указанием его типа, фирменным названием, информацию о режиме работы, об оказываемых услугах.
В состав помещений для потребителей входят: вестибюль, гардероб, зал, мужской туалет, женский туалет.
На предприятии выполняются все правила и инструкции по охране труда и пожарной безопасности.
Визитной карточкой стейк-бара называют его меню, т. е. перечень закусок, салатов, стейков, мяса и рыбы на гриле, десертов собственного приготовления, алкогольных и безалкогольных напитков (с указанием цены и выхода), имеющихся в продаже.
45
Меню отпечатано типографским способом, на обложке меню имеется фирменный знак предприятия.
Все блюда в меню перечисляются в последовательности, соответствующей порядку приема пищи.
Предприятие осуществляет учет всей своей деятельности, ведет оперативный бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном Законодательством РФ.
На предприятии существует и исполнительный орган управления
(единоличный), осуществляющий текущее руководство хозяйственной деятельностью и подотчетный общему собранию участников ООО
«Таинственный остров»». Применительно к рассматриваемому предприятию, управление осуществляется единолично директором.
Проанализируем систему управления ООО «Таинственный остров».
Организационная структура представлена на Рисунке 2.
Рисунок 2 – Организационная структура управления ООО
«Таинственный остров»
Директор
Хозяйственные службы
Зам.директора по хоз. части
Охранники
Цеха производства
Шеф- повар
Повара
Кухонные рабочие
Менеджер по производству
Отдел маркетинга
Менеджер по персоналу
Залы обслуживания
Менеджеры зала
Бармены
Официанты
Бухгалтерия
Главный бухгалтер
Бухгалтеры