Файл: Повышение уровня конкурентоспособности предприятия на основе создания эффективной системы менеджмента качества (на примере ооо Юдола).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

13 ограниченный объём спроса потребителей, которую ведут предприятия на всех доступных рыночных сегментах. Базируясь на определениях, данных различными авторами, дадим определение понятию «конкуренция».
Конкуренция – это взаимоотношения между субъектами рыночных отношений за более качественные условия и результат производственной и коммерческой деятельности предприятия.
Конкурентоспособность будем трактовать как активное поведение или состояние всех элементов экономических отношений, взаимодействующих и взаимовлияющих в рамках экономической системы, что приводит к формированию конкурентных преимуществ для предприятия или системы.
Сегодня любому предприятию очень важно правильно оценивать рыночную ситуацию, чтобы предлагать и использовать максимально эффективные средства конкуренции, которые одновременно бы отвечали требованиям экономической ситуации и тенденциям ее развития и учитывали особенности конкретного предприятия.
Самым сложным этапом данной работы является определение путей достижения конкурентных преимуществ и формирование комплекса мероприятий по укреплению конкурентного статуса предприятия.
В процессе анализа конкурентоспособности как общей экономической проблемы необходимо учитывать базовые факторы:
- нужна количественная оценка понятия конкурентоспособности, без этого определение, поддержание и повышение уровня конкурентоспособности носит субъективный ненаучный характер.
- понятие конкурентоспособности – это сложный, многослойный относительный показатель, характеризующийся конкретностью.
- конкурентоспособность может быть определена как результат сравнения предприятий и товаров/продуктов.
- сравнение экономических объектов при анализе конкурентоспособности должно основываться на полных и корректных данных.

14
- понятию «конкурентоспособность», так же, как и понятию
«конкуренция» присуща многовариантность, которая ведет к различной трактовке показателя и более узкому смыслу, закладываемому в понятие.
- понятие «конкурентоспособность» - относительно, т.е. товар конкурентоспособный на одном рынке, не будет конкурентоспособен на другом.
- На разных уровнях – рынок, предприятие, товар - различается подход к анализу и оценке конкурентоспособности.
Ценовое соперничество – «война цен» - сейчас не является основным способом ведения конкурентной борьбы, поэтому сейчас основными элементами конкурентоспособности предприятия являются: качество товаров, продукции, услуг; стратегия сбыта и маркетинга; квалификация и компетенции персонала; технологический и технический уровень обеспеченности производства; финансовое состояние предприятия.
Анализируя неценовую конкуренцию, следует выделить неценовые характеристики товаров, продукциии услуг. Их условно можно подразделить на три базовые группы, представленные на рисунке 2.
Рисунок 2 - Неценовые характеристики товаров, продукции и услуг
Прежде всего, неценовая конкуренция связана с качеством продукции, товаров и услуг. При этом самой главной целью управления качеством является
Неценовые характеристики продукции, товаров, услуг
Показатели технического уровня: технологичность показатели комфортабельности патентно-правовой показатель уровень унификации
Потребительские показатели: показатель социального назначения функциональные надежность в потреблении эргономические эстетические, безопасность в потреблении
Показатели стабильности качества: уровень исполнения надежность и долговечность гарантийный срок внешний вид


15 удовлетворение запроса потребителей, а не только выпуск товаров, продукции и услуг, у которых нет дефектов.
Таким образом, неценовая конкуренция имеет разные методы и формы, но всегда в рамках неценовой конкуренции рассматривается достижение определенного уровня качества, технологического и технического уровня производства, а не ценовое превосходство над конкурентами.
Каждая из методик оценки конкурентоспособности имеют свою область применения. Но во всех них имеется общий недостаток – в них нет оценки роли системы менеджмента качества и определение его влияния на конкурентный потенциал предприятия.
Финансовое состояние предприятия учитывается при оценке его конкурентоспособности
(показатели
«платежеспособность»,
«кредитоспособность»), но не является полным и достаточным показателем.
Финансовое состояние зависит от результата производственной, коммерческой деятельности и финансовых результатов. Если утвержденные планы предприятия выполняются успешно, то это положительно влияет на финансовое положение, и наоборот, стабильное финансовое состояние обеспечивает достижение производственных планов и обеспечивает нужды производства требуемыми ресурсами.
Конкурентоспособность – это сложное экономическое понятие, на которое могут влиять многие факторы.
Понятие «конкурентоспособности» в рамках СМК должно учитывать комплексно многие показатели и факторы. Введем интегральный показатель
«конкурентоспособности» с учетом факторов, которые, по нашему мнению, должны учитываться при комплексной оценке.
При разработке показателя следующие нормативные документы:
IATF 16949:2016 «Особые требования по применению ISO 9001:2015 для автомобильных производств и организаций, производящих соответствующие сервисные части»
ISO 9001:2015 «Системы менеджмента качества. Требования»

16
СТО 07.051/05-12 «Одобрение производства для поставщиков материалов и комплектующих»
Ниже представлены показатели, необходимые для оценки конкурентоспособности, которые позволяют дать характеристику факторам внутренней и внешней среды, которые влияют на уровень его конкурентоспособности. Основные факторы представлены на рисунке 3.
Рисунок 3 - Показатели оценки конкурентоспособности предприятия
В таблице 2 выделены основные параметры, которые мы сведем в интегральный показатель, учитывающий конкурентоспособность предприятия на рынке.

Конкурентоспособность предприятия
Конкурентоспособность продукции
Результативность хозяйственной деятельности
предприятия
Ры
ноч
на
я
дол
я
Финансовые
результаты
деятельности
Цена
Ка
честв
о
Рыночная
активность
Собственные
возможности
Стратегический
потенциал
Зависимость от
внешних
источников
финансирования
Пр
ибы
ль
О
бъ
ём
реа
ли
за
ци
и
Им
ущес
т
во
пр
едп
ри
ят
ия
Ср
еднесп
исоч
на
я
чи
сл
енност
ь
ра
бот
аю
щ
их
Обязательства
(краткосрочные
кредиты и
кредиторская
задолженность)

17
Таблица 2 - Основные параметры, входящие в интегральный показатель конкурентоспособности предприятия и их связь с СМК[разработка ООО «Юдола»]

Показатель
Комментарий
Оценка
Вес
Связь с 9001:2015
Комментарий
1
Рентабельность продаж
Отношение прибыли к себестоимости
(по отчету о финансовых результатах)
0-5% - 1 балл
5%-15% - 2 балла
Свыше 15% - 3 балла
1.1.2
Удовлетворенность потребителей
10.3 Постоянное улучшение
Бережливое производство
– ориентация на потребителя
– удовлетворенность потребителя
2
Наличие среди партнеров автопроизводителей
Количество действующих договоров с
ОЕМ
Нет - 0 баллов
1-2 - 1 балл
3-5 - 2 балла
6 и более - 3 балла
Результат выполнения остальных пунктов
3
Условия оплаты
При выборе поставщика данный критерий имеет большое значение, т.к. отсрочка платежа позволяет снизить себестоимость материалов и комплектующих
80-100% предоплата – 0 баллов
Предоплата (от 0,01% до
79,99%) – 1 балл
Отсрочка оплаты – 2 балла
4.2 Понимание потребностей и ожиданий заинтересованных сторон
Потребитель оценивает условия оплаты.
Это оказывает влияние на его удовлетворенность.
Специфические требования потребителей
4
Качество товаров, продукции и/или услуг
Способность поставщика удовлетворить требования по уровню качества, предъявляемые к нему и к поставляемой им продукции.
Таблица 3
Максимально – 15 баллов
1.2.1
Разработка политики в области качества
6.2 Цели в области качества и планирование их достижения
Комплексный показатель.
Специфические требования потребителей
5
Сроки поставки.
2 балла
– готовность отгрузить в течение недели
1 балл – в течении 4-х недель
0 баллов – более 4-х недель
1.2
Понимание потребностей и ожиданий заинтересованных сторон
8.2 Требования к продукции и услугам
Специфические требования потребителей
6
Условия поставки
Крит. оказывает влияние на тран-ые расходы по поставке продукции. Важно оценить осуществляет поставщик доставку мат-в до потребителя или покупатель берет на себя расходы по пер-ке закупл.. сырья и материалов.
Самовывоз – 0 баллов
Доставка – 1 балл
4.2
Понимание потребностей и ожиданий заинтересованных сторон
8.2 Требования к продукции и услугам
Специфические требования потребителей


18
Продолжение таблицы 2
№ Показатель
Комментарий
Оценка
Вес
Связь с 9001:2015
Комментарий
7
Дисциплина поставки
Точность соблюдения сроков поставки служит оценкой обязательности поставщика, его готовности поставлять в согласованные сроки. Кроме того, обязательность есть мера надежности и доверия, которые клиент проявляет к производителю или поставщику.
Отсутствие замечаний – 1 балл
Наличие замечаний – 0 баллов
4.2
Понимание потребностей и ожиданий заинтересованных сторон
8.2 Требования к продукции и услугам
Специфические требования потребителей
8 наличие производственных мощностей поставщика
Наличие свободный производственных мощностей для обеспечения роста потребностей заказчика
Более 30% свободных мощностей – 3 балла
10% - 30% - 2 балла
До 10% - 1 балл
Производственные мощности полностью загружены – 0 баллов
4.2
Понимание потребностей и ожиданий заинтересованных сторон
7.1.3 Инфраструктура
10.3 Постоянное улучшение
Бережливое производство
(экономия на арендной плате) – ориентация на потребителя
– удовлетворенность потребителя
9 используемое технологическое оборудование
Новое, современное, модернизированное, ремонты
– не более 1% рабочего времени–3 балла
Хорошее состояние, ремонты не белее 5% рабочего времени. -2 балла
В удовлетворительном состоянии – 1 балл
4.2 Понимание потребностей и ожиданий заинтересованных сторон
7.1.3 Инфраструктура
10.3 Постоянное улучшение
Бережливое производство
(эффективность использования и обслуживания оборудования влияет на себестоимость)
– ориентация на потребителя
– удовлетворенность потребителя
10 системы складирования и распределения поставок
Собственные склады, достаточные для поддержания неснижаемого товарного остатка
Да – 3 балла
Собственные, но недостаточные – 1 балл
Нет – 0 баллов
4.3
Понимание потребностей и ожиданий заинтересованных сторон
7.1.3 Инфраструктура
10.3 Постоянное улучшение
Бережливое производство
(эффективность использования и обслуживания оборудования влияет на себестоимость)
– ориентация на потребителя
– удовлетворенность потребителя

19
Продолжение таблицы 2

Показатель
Комментарий
Оценка
Вес
Связь с 9001:2015
Комментарий
11 Гибкость поставки
Под гибкостью поставки понимается готовность предприятия-поставщика выполнять вносимые клиентом изменения в заказе. Гибкость рассчитывается как отношение числа пожеланий потребителя об изменениях к общему числу первоначальных характеристик заказа в пределах установленного срока поставки
Способность принять изменения по срокам поставки – 1 балл
Способность принять изменения по количеству заказанного товара – 1 балл
4.2 Понимание потребностей и ожиданий заинтересованных сторон
8.2 Требования к продукции и услугам
Специфические требования потребителей.
Удовлетворенность потребителя.
12 Надежность поставщика
Способность предприятия-поставщика удовлетворять в течение определенного промежутка времени требования потребителя. Требования могут касаться качества продукции, сроков и объемов поставок.
Способность поставлять в сроки, указанные в заказе – 1 балл
Способность поставлять количество, указанное в заказе – 1 балл
8.2 Требования к продукции и услугам
Удовлетворенность потребителя.
13 Нарушения запланированного хода работы у потребителя
Отсутствие нарушений –
1 балл
Наличие нарушений – 0 баллов
4.2 Понимание потребностей и ожиданий заинтересованных сторон
8.2 Требования к продукции и услугам
Удовлетворенность потребителя.
14 Результат проведенного аудита
Первоначального/повторного
Без замечаний – 3 балла
Незначительные замечания –
1 балл
Значительные замечания – приостановка поставок
9.2 Внутренний аудит
Специфические требования потребителей.
15 Удовлетворенность потребителя
Наличие претензий по качеству/логистике/срока к общему количеству поставок в период
Более 80% - 3 балла
60%-80% - 2 балла
40%-60% - 1 балл
Менее 60% - 0 баллов
4.2 Понимание потребностей и ожиданий заинтересованных сторон
8.2 Требования к продукции и услугам
9.1.2
Удовлетворенность потребителей
10.2
Несоответствия и корректирующие действия
Комплексный показатель


20
Продолжение таблицы 2

Показатель
Комментарий
Оценка
Вес
Связь с 9001:2015
Комментарий
16 Индекс качества
Формула 1.2
Свыше 95% -1 балл
Менее 95% - 0 баллов
1.2
Понимание потребностей и ожиданий заинтересованных сторон
5.2.1 Разработка политики в области качества
Комплексный показатель
17 Индекс издержек
Формула 1.3
Более 95% -1 балл
Менее 95% - 0 баллов
10.3 Постоянное улучшение
Бережливое производство
(эффективность использования и обслуживания оборудования влияет на себестоимость)
– ориентация на потребителя
– удовлетворенность потребителя
18 Индекс гибкости
Формула 1.4
Более 95% -1 балл
Менее 95% - 0 баллов
4.2 Понимание потребностей и ожиданий заинтересованных сторон
8.1
Планирование и управление деятельностью на стадиях жизненного цикла продукции и услуг
Специфические требования потребителей
Итоговая оценка конкурентноспособности
50 баллов
В таблице
3 рассмотрены показатели, входящие в показатель качество продукции.

21
Таблица3 – Оценка качества поставляемой продукции [разработка ООО
«Юдола»]
Требование
Балл
Связь с 9001:2015
Комментарий
1.
Соответствие товара требованиям НТД (техническим условиям, чертежам, эталонам, методикам контроля).
2 балла
4.2
Понимание потребностей и ожиданий заинтересованных сторон
Специфические требования потребителей
2.
Наличие сертифицированной системы качества, соответствующей требованиям ИСО. Сертифицирующий орган должен быть аккредитован в составе IATF
ISO9001:2008
– 1 балл
ISO/TS
16949:2009 –
3 балла
ИСО14001:20 04 – 1 балл
4.2
Понимание потребностей и ожиданий заинтересованных сторон
Специфические требования потребителей
3.
Поставщик принимает на себя обязательство провести процедуру одобрения поставок по форме, принятой у покупателя и согласованным уровнем представления.
1 балл
4.2
Понимание потребностей и ожиданий заинтересованных сторон
Специфические требования потребителей
4.
Обязательство поставщика в случае изменения технологической и конструкторской документации, поставить в известность покупателя и представить изменившуюся документацию в адрес покупателя в недельный срок, обновить папку РРАР.
1 балл
1.3
Понимание потребностей и ожиданий заинтересованных сторон
6.3
Планирование изменений
8.3.2
Планирование проектирования и разработки
Специфические требования потребителей
5.
Продавец обязан представить покупателю, по его запросу, результаты проводимых у него испытаний товара на соответствие согласованной НТД.
1 балл
4.2
Понимание потребностей и ожиданий заинтересованных сторон
Специфические требования потребителей
6.
Производить поставку товара в соответствии с согласованной с
Покупателем нормой РРМ, которая устанавливается непосредственно перед заключением договора.
1 балл
1.2
Понимание потребностей и ожиданий заинтересованных сторон
6.2
Цели в области качества и планирование их достижения
Специфические требования потребителей
7.
Наличие сертификата, удостоверяющего качество поставленного товара, с указанием: - наименование и товарного знака предприятия – изготовителя; - обозначение ТУ на поставляемый товар;
- номера партии; - количества изделий в партии; - даты изготовления и приемки;
1 балл
4.2
Понимание потребностей и ожиданий заинтересованных сторон
Специфические требования потребителей
8. При поставке сырья, комплектующих, материалов не соответствующих ГОСТу или НТД (техническим условиям, чертежам, эталонам) продавец обязан предоставить покупателю в течение суток причину несоответствия и меры ее устранения с разработкой в случае необходимости плана корректирующих действий по методике 8D
3 балла
8.7
Управление несоответствующими результатами процессов
10.2 Несоответствия и корректирующие действия
Специфические требования потребителей
ИТОГО (максимально)
15 баллов