Файл: Повышение уровня конкурентоспособности предприятия на основе создания эффективной системы менеджмента качества (на примере ооо Юдола).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

72
Таблица 16 – Таблица для расчета интегрального показателя конкурентоспособности

Показатель
Оценка
2015 2016 2017 2018
(план)
1 Рентабельность продаж
4,68%
0,0468 0,1404 0,1404 0,1404 2 Наличие среди партнеров автопроизводителей
4,91%
0 0 0,0491 0,0982 3 Условия оплаты
5,03%
0,0503 0,0503 0,0503 0,0503 4 Качество товаров, продукции и/или услуг
7,95%
0,3975 0,477 0,8745 1,1925 5 Сроки поставки.
5,26%
0,0526 0,0526 0,1052 0,1052 6 Условия поставки
5,85%
0,0585 0,0585 0,0585 0,0585 7 Дисциплина поставки
7,13%
0 0
0 0,0713 8 наличие производственных мощностей поставщика
3,63%
0,1089 0,1089 0,1089 0,1089 9 используемое технологическое оборудование
3,27%
0,0327 0,0654 0,0654 0,0654 10 системы складирования и распределения поставок
3,86%
0,0386 0,0386 0,0386 0,1158 11 Гибкость поставки
5,26%
0,1052 0,1052 0,1052 0,1052 12 Надежность поставщика
6,67%
0,1334 0,1334 0,1334 0,1334 13
Нарушения запланированного хода работы у потребителя
8,07%
0,0807 0,0807 0,0807 0,0807 14 Результат проведенного аудита
5,73%
0 0,0573 0,0573 0,0573 15 Удовлетворенность потребителя
6,32%
0,1264 0,1264 0,1896 0,1896 16 Индекс качества
6,43%
0 0
0 0,0643 17 Индекс издержек
4,80%
0 0
0 0
18 Индекс гибкости
5,15%
0 0
0 0,0515
Итоговый балл конкурентноспособности
1,2316 1,4947 2,0571 2,6885
Отобразим динамику показателя на рисунке 11.

73
Рисунок 11 – Динамика конкурентоспособности, рассчитанной на основании системы менеджмента качества
Как видим, предложенные мероприятия позволят на 32,21% повысить конкурентоспособность предприятия, рассчитанную по методике, которая учитывает требования в рамках IATF 16949. Следует обратить внимание, что показатель индекс издержек по рассчитанному показателю 2018 года составил 0,94, а балл дается за 0,95. Следовательно, дальнейшее развитие в данном направлении позволит получить дополнительные баллы.
Таким образом, по итогу проделанной работы будут достигнуты следующие результаты:
1.
Повышение эффективности системы менеджмента качества за счет вовлечения руководства и персонала в создание и обеспечение функционирования эффективной СМК;
2.
Повышение управляемости и воспроизводимости действия СМК;
3.
Организация дополнительного поста контроля качества готовой продукции;
4.
Организация системы прослеживания и идентификации материалов и продукции в процессе производства за счет организации системы штрих-кодирования.
5.
Организация процессного метода как базы для создания самонастраиваемой системы менеджмента качества для максимального
1,2316 1,4947 2,0571 2,6885 2,9832- максимум
0 0,5 1
1,5 2
2,5 3
3,5

74 удовлетворения специфических требований потребителей и повышения их удовлетворенности;
6.
Проанализированы, устранены, внесены в карту «изученных уроков» замечания аудитора
7.
Проведена комплексная оценка имеющихся рисков и возможностей, пересмотрены планы действий в непредвиденных ситуациях.
8.
Внедрена, проанализирована и подтверждена система менеджмента качества, что подтверждается получением сертификатов, необходимой для дальнейшего развития предприятия
9.
Рост выручки минимум на 28,97% за счет привлечения новых потребителей ОЕМ и внедрения системы мотивации на основании KPI
10.
Рост чистой прибыли на 35,51%
11.
Рост производительности труда на 28,97% при росте среднегодовой заработной платы на
7,00%
(опережение роста производительности труда над ростом заработной платы является одним из признаков эффективного управления предприятием)
12.
Рост фондоотдачи и показателей рентабельности.
13.
Оптимизация себестоимости – рост на 2,5% (при существенном росте выручки)
14.
На основании улучшений, внедренных в систему менеджмента качества отмечено улучшение конкурентоспособности предприятия на
32,21% с оценкой дальнейших улучшений.


75
Заключение
Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать следующие выводы:
На предприятии система менеджмента качества, которая создается на базе обозначенных в работе принципов, является сбалансированной системой эффективного управления предприятием, а не только качества, при этом охватывает все аспекты деятельности.
Требуемое качество продукта/товара/услуги определяет
Потребитель.
Основная задача предприятия - удовлетворить потребности Потребителя. Основным документом Системы менеджмента качества является Руководство по качеству, куда включается практически вся документация, там же дается описание бизнес-процессов и документированных процедур. Система управления предприятием на основе СМК эффективна, логична и способна самонастраиваться.
Для этого используется внутренний аудит, который дает возможность реализовывать принцип «постоянных улучшений» через определение и устранение несоответствий путем проверок, проводимых с установленной периодичностью. В то же время следует учитывать, что внедрение СМК является первым шагом, который дает возможность упорядочить все процессы, существующие на предприятии, определить их иерархию, взаимовлияние и взаимозависимость. Четкий установленный порядок позволяет добиваться результативности и эффективности работы всего предприятия. Дальнейшими шагами по повышению эффективности станет внедрение стандарта ИСО 9004, использование системы бережливого производства LEAN PRODUCTION, а также внедрение подхода KAIZEN.
В работе проведен анализ системы менеджмента качества, действующий на предприятии. Хотя сертификация по ИСО 9001:2015 и IATF
16949:2016 запланирована на конец лета – начало осени, на предприятии ведется активная работа в этом направлении.
Так, проведен

76 предсертификационный аудит в компании URS Rus (Санкт-Петербург), который позволил определить готовность предприятия к получению сертификата.
На предприятии имеются разработанные процедуры, процессы, методические инструкции, стандарты по основным направлениям как производства, так и обслуживания процесса производства.
Вся система менеджмента качества направлена на удовлетворение требований потребителей и выполнение их специфических требовании.
На предприятии действуют 11 основных процессов, методические инструкции и стандарты охватывают весь спектр работ.
В целом система менеджмента качества признана на предсертификационном аудите удовлетворительной и эффективной, хотя аудитор выдвинул ряд замечаний, на основании которых были разработаны корректирующие действия.
На основании проведенного анализа и изучении стандартов ИСО
9001:2015 и
16949:2016 была разработана система оценки конкурентоспособности предприятия. Все пункты, принятые в расчет интегрального показателя конкурентоспособности, связаны с пунктами стандартов и основываются на повышении эффективности системы менеджмента качества.
В рамках работы предложены мероприятия направленные, как на повышение эффективности системы менеджмента качества, так и на повышение конкурентоспособности предприятия.
Проведенный анализ конкурентоспособности на основании разработанной методики за три года позволил определить шаги, связанные с системой менеджмента качества, и напрямую влияющие на уровень конкурентоспособности.
Проводимые мероприятия по демонстрации эффективности разработанных планов мероприятий позволят вовлечь линейных


77 руководителей, сотрудников и увеличить осознанную заинтересованность в отладке системы СМК
Мероприятия позволят пересмотреть документированные процессы, оценить входы и выходы процессов в рамках подготовки к сертификации, а также ввести новые показатели эффективности и результативности по процессу мотивации персонала
Мероприятия позволяют наметить дальнейшие шаги по повышению конкурентоспособности, бережливому производству, программе постоянных улучшений для снижения себестоимости, а, следовательно, цены для автопроизводителей, что отразится в воспроизводимости процессов и характеристик продукта и повышении общей удовлетворенности потребителей.
Исходя из достигнутых результатов, можно отметить существенное влияние внедрение и поддержание эффективной системы менеджмента качества на показатель конкурентоспособности предприятия. Так как система менеджмента качества является комплексной управляющей системой, направленной на удовлетворенность потребителя и включает в себя все уровни – общее управление, техническое, технологическое развитие, оптимизацию себестоимости, бережливое производство, качество, систему постоянных улучшений – то именно грамотно выстроенная система менеджмента качества определяет место предприятия на рынке, его возможности и способность гибко реагировать на появляющиеся возможности и непредвиденные риски.

78
Список используемой литературы
1. IATF 16949-2016 Основные требования по применению ИСО 9001:2015 в автомобильной промышленности и организациях, производящих соответствующие запасные части [Электронный ресурс]. - consultant.ru
2. 10002-2007 Удовлетворенность потребителя руководство по управлению претензиями в организациях [Электронный ресурс]. -consultant.ru
3. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика/ Г.Л.Азоев - М.:
Центр экономики и маркетинга,2016. – 208 с.
4. Ансофф И. Стратегическое управление / И.Ансофф. – М.: Инфра-М, 2010 5. БаталовР. Овладение рынком сбыта // Журнал для акционеров. 2016. № 1. С.34-37.
6. Брун М., Управление качеством: затраты и выгоды /М.Брун , Д.Георги //
Проблемы теории и практики управления. – 2014. №1. С. 70-75.
7. Бурцев В.В. Методические основы мониторинга системы сбыта готовой продукции // Маркетинг в России и за рубежом. 2015. № 4. С.54-57.
8. Вакуленко Т.Г. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности для принятия управленческих решений: методические рекомендации для менеджеров./ Т.Г.Вакуленко, Л.Ф.Фомина. - М.: Издательский дом Герда,
2014. 455 с.
9. Горбашко Е.А. Менеджмент качества и конкурентоспособности/
Е.А.Горбашко - СПб.: СПбГУЭФ,2016. 207 с.
10. Долинская М.Г. Маркетинг и конкурентоспособность промышленного предприятия./М.Г Долинская, И.А. Соловьев– М.: Дело, 2015. – 207 с.
11. Иванов, В.Н. Особенности и перспективы движения за качество на предприятиях промышленности/ В.Н.Иванов// Стандарты и качество. – 2003.
- №1 . – С.100-103.
12. Ильенкова С.Д.Управление качеством:учебник для вузов / под ред. С.Д.
Ильенковой. — 2014. 333с.


79 13. Кнорринг В.И. Искусство управления: учебник /В.И. Кнорринг. - М.: Бек,
2011. 317 с
14. Курынцев С.В. Процессно-ориентированное управление в системе менеджмента качества на промышленном предприятии/С.В.Курынцев
//Стандарты и качество. 2016. №12 15. Курынцев С. В. Разработка и внедрение системы менеджмента качества на промышленном предприятии (на примере ОАО «Алнас»)/ С.В.Курынцев
Экономические и правовые проблемы в условиях инновационной экономики
//Материалы межвузовской научно-практической конференции - Казань НПК
«РОСТ», 2016 16. Курынцев С.В. Особенности формирования системы менеджмента качества на предприятии машиностроительного комплекса: Научные труды кафедры промышленной коммерции и маркетинга
Казанского государственного технического университета им А H Туполева:соч. в 6 т–
Казань, Казан гос.техн ун-т им. А. Н.Туполева, 2016, т. 1.411 с
17. Мазур И.И., Управление качеством: учеб. пособие для вузов/ И.И.Мазур
— М.: 2015. 399с
18. Мельник М.В. Анализ: Система показателей и методика проведения: учеб. пособие./ М.В. Мельник. - М.: Экономистъ, 2014. 159с.
19. Наумова О.Н. Основы обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы услуг/ О.Н.Наумова // Вектор науки ТСПА. – 2012. № 19, с.16-19 20. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник для высших уч.заведений/Г.В.Савицкая. – Мн.: ИП «Экоперспектива», 2014.
617 с.
21. Овсянко Д. Применение стандартов ИСО серии 9000 и принципов TQM в российских компаниях /Д. Овсянкои др.,//Стандарты и качество. 2013. №8.
С. 52-56 22. Половинкин, С.А. Финансовые резервы предприятия/ С.А. Половинкин. //
Финансовые и бухгалтерские консультации. - 2014. № 1.С. 78-86.

80 23. Портер М.Э. Конкурентная стратегия /М.Э.Портер. – М.: Альпина
Паблишер, 2015.
24. Слепов В.А. О взаимосвязи финансовой политики, стратегии и тактики /
В.А.Слепов.- Финансы. 2014. № 8.С. 50-52.
25. Сосненко Л. С. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности : учебное пособие/Л.С. Сосненко. – М.: КНОРУС, 2014. – 344с.
26. Тяпухин А. Модели трансформации современного предприятия/А.
Тяпухин, В. Земцов // РИСК. 2015. III. С. 31-38.
27. Фатхутдинов Р.А. Глобальная конкурентоспособность/ Р.А.Фатхутдинов.
– М.: Стандарты и качество, 2013.
28. Шеремет А. Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности/
А.Д.Шеремет – М.: ИНФРА-М, 2014. 415 с.
29. Щиборщ К. Экспресс-анализ квартальной финансовой отчетности предприятия/ К.Щиборщ// Консультант директора. - 2015. № 12. С. 26-33.
30. Экономика и статистика фирм/ Под ред. В.Е. Адамова и др. – М.:
Финансы и статистика, 2015. 240 с.
31. Экономика, организация и планирование промышленного производства/
Под. Ред. Н.А. Лисицына – Минск, 2015. 176с.
32. Экономическая стратегия фирмы/ Под ред. А.П. Градова. – СПб:
Специальная литература, 2015. 415 с.
33. Юданов, А.В. Конкуренция: теория и практика/ А.В.Юданов. – М.:
Инфра-М, 2014. 313 с.
34. Alotaibi F., Yusoff R., Rabiul I. Assessing the Impact of Total Quality
Management Practices and Quality Culture with Competitiveness of Saudi
Contractors// American Journal of Applied Sciences. 2013. PP. 638-645.
35. Anh P., Abdallah A., Matsui Y. Quality management practices and competitive performance: Empirical evidence from Japanese manufacturing companies //
International Journal of Production Economics. Vietnam National University
Publisher, 2011. PP. 518-529.


81 36. Hossain M., Tasnim M., Hasan M. “Is Quality Ensuring to Get Competitive
Advantages in Auto Manufacturing Industries?” —A Study of Volvo Group
// American Journal of Industrial and Business Management. State University of Bangladesh Publisher. 2017. PP.48-68.
37. Kristić J. The application of quality management (TQM) to enhance the competitiveness of agricultural entities // Poljoprivreda. University of Osijek
Publisher. 2016. – P.70.
38. Sahoo S., Yadav S. Total Quality Management in Indian Manufacturing SMEs
// Procedia Manufacturing. Elsevier Publisher. 2018. PP.541–548.

82
ПриложениеА
Основные документы системы менеджмента качества, внедренные и функционирующие на предприятия.
1   2   3   4   5