Файл: Повышение уровня конкурентоспособности предприятия на основе создания эффективной системы менеджмента качества (на примере ооо Юдола).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

32 2
Анализ системы менеджмента качества и конкурентоспособности
ООО «Юдола» за 2015 – 2017 гг.
2.1
Технико-экономическая характеристика ООО «Юдола»
Предприятие «Юдола» по своей организационно-правовой форме является обществом с ограниченной ответственностью и действует на основании Устава. 10 апреля 2009 года ООО «Юдола» было зарегистрировано. Юридический адрес компании: г.Тольятти, ул.Юбилейная
25. Фактический адрес: г.Тольятти, ул.Коммунальная 76в.
ООО «Юдола» - это производственное предприятие, которое занимается производством, реализацией запасных частей собственного производства, а также реализует запасные части и комплектующие несобственного производства, в том числе и на экспорт.
Установленные цели и задачи предприятия на 2017-2018 годы:
1. выйти на поставки на международные предприятия-автопроизводители
(РЕНО, ФОРД);
2. увеличить долю рынка поставок автопроизводителям до 6% в общем товарообороте (сейчас 1,32%);
3. увеличить показатели выручки на 20%;
4. развить региональную сеть продаж.
Российское предприятие ООО «Юдола» имеет шестилетний опыт производства и поставок глушителей и рычагов стояночного тормоза автомобильного на СП «GM-AVTOVAZ» и ОАО «ИЖ-Авто».
Предприятие характеризуется линейно-функциональной организационной структурой управления, представленной на рисунке 5.

33
Рисунок 5 - Организационная структура ООО «Юдола»
В своей деятельности предприятия функционирует на базе:
1) Трудового кодекса РФ:
Трудовые отношения на предприятии возникают на основании трудового договора. Кроме того, на предприятии действует коллективный договор, который принимается всеми сотрудниками и повышает гарантированные условия труда и отдыха сотрудникам предприятия.
В соответствии с требованиями законодательства предприятие также провело аттестацию рабочих мест.
2) Гражданского кодекса РФ:
ООО «Юдола» зарегистрировано в соответствии с законодательством в едином государственном реестре юридических лиц из организационно – правовых форм, предусмотренных Гражданским кодексом, и имеет права и
Заместитель генерального директора
Руководитель коммерческой службы бухгалтера экономист
Руководитель производственного комплекса
Отдел главного конструктора
Отдел главного технолога
Ремонтно – инструментальны й отдел
Отдел кадров
Производственный отдел
Общее собрание участников
Руководитель финансовой службы
Отдел материально- технического снабжения
Подсобное хозяйство
Транспортное хозяйство
Совет директоров
Руководитель конструкторской службы
Генеральный директор
Руководитель службы разработки и организации подготовки производства
Главный бухгалтер
Руководитель службы качества
Дирекция по качеству юрист
Коммерческая служба
Лаборатория


34 обязанности, предусмотренные законодательством.
Деятельность регулируется Уставом. Деятельность предприятия не лицензируется.
Для анализа предприятия были собраны сведения об объеме, выработке, численности, себестоимости и прочие данные за 2015, 2016, 2017 годы. В таблице 4 можно увидеть расчеты показателей деятельности ООО
«Юдола» за 2015-2017 гг. и цепные темпы роста этих показателей.
Таблица 4 - Основные экономические показатели деятельности ООО
«Юдола» за 2015-2017 гг
Показатели
2015 г.
2016 г.
2017 г.
Изменение
2015-2016гг.
2016-2017гг.
2015-2017г.г.
Абс
(гр.3- гр.2)
Относ.
(темп прироста
), %
(гр3-гр2)
×100%/г р.2
Абс
(гр.4- гр.3)
Относ.
(темп прироста
), %
(гр4-гр3)
×100%/г р3
Абс
(гр.4- гр.2)
Относ.
(темп прироста),
%
(гр4-гр2)
×100%/гр2 1. Выручка
1
, тыс.руб.
35171,00 57203,00 76764,00 22032,00 62,64%
19561,00 34,20%
41593,00 118,26%
2. Себестоимость продаж
1
, тыс.руб.
25645,20 28050,20 42526,00 2405,00 9,38%
14475,80 51,61%
16880,80 65,82%
3. Валовая прибыль
1
(убыток), тыс.руб.
9525,80 29152,80 34238,00 19627,00 206,04%
5085,20 17,44%
24712,20 259,42%
4. Управленческие расходы
1
, тыс.руб.
0,00 0,00 0,00 0,00 0,00%
0,00 0,00%
0,00 0,00%
5. Коммерческие расходы
1
, тыс. руб.
5526,00 15243,11 14037,40 9717,11 175,84%
-1205,71
-7,91%
8511,40 154,02%
6. Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб.
3999,80 13909,69 20200,60 9909,89 247,76%
6290,91 45,23%
16200,80 405,04%
7. Чистая прибыль
1
, тыс. руб.
3999,80 13909,69 20200,60 9909,89 247,76%
6290,91 45,23%
16200,80 405,04%
8. Основные средства, тыс. руб.
38883,00 51512,00 62132,00 12629,00 32,48%
10620,00 20,62%
23249,00 59,79%
9. Оборотные активы
2
, тыс. руб.
65815,00 53548,00 68282,00
-
12267,00
-18,64%
14734,00 27,52%
2467,00 3,75%
10. Численность работающих, чел.
47,00 58,00 66,00 11,00 23,40%
8,00 13,79%
19,00 40,43%
11. Фонд оплаты труда, тыс. руб.
10334,44 15642,52 19359,64 5308,08 51,36%
3717,12 23,76%
9025,20 87,33%
12.
Производительность труда работающего, тыс.руб. (стр1/стр.10)
748,32 986,26 1163,09 237,94 31,80%
176,83 17,93%
414,77 55,43%
13. Среднегодовая заработная плата работающего, тыс. руб.
(стр11/стр10)
219,88 269,70 293,33 49,82 22,66%
23,63 8,76%
73,45 33,40%
14. Фондоотдача
(стр1/стр8)
0,90 1,11 1,24 0,21 22,77%
0,13 11,26%
0,33 36,59%

35
Продолжение таблицы 4
Показатели
2015 г.
2016 г.
2017 г.
Изменение
2015-2016гг.
2016-2017гг.
2015-2017г.г.
Абс
(гр.3- гр.2)
Относ.
(темп прироста
), %
(гр3-гр2)
×100%/г р.2
Абс
(гр.4- гр.3)
Относ.
(темп прироста
), %
(гр4-гр3)
×100%/г р3
Абс
(гр.4- гр.2)
Относ.
(темп прироста),
%
(гр4-гр2)
×100%/гр2 15. Оборачиваемость активов, раз (стр1/стр9)
0,53 1,07 1,12 0,53 99,90%
0,06 5,24%
0,59 110,37%
16. Рентабельность продаж, % (стр7/стр1)
×100%
11,37%
24,32%
26,32%
0,13 113,82%
0,02 8,22%
0,15 131,39%
17. Рентабельность производства, %
15,60%
49,59%
47,50%
0,34 217,94%
-0,02
-4,21%
0,32 204,56%
Проведем сравнение 2016 года по сравнению с 2015 годом. В 2016 году заметно увеличение выручки в сравнении с 2015 годом на 62,64 % (22032 тыс.руб). За период 2015-2016 гг. можно увидеть увеличение общей себестоимости. Она увеличилась на 9,38 %, таким образом можно сделать вывод, что за период анализа произошел рост цены на сырье и материалы, за
2015-2016 гг. произошел рост заработной платы на 49,82 тыс.руб. или
22,66%. В 2015-2016 гг. увеличение прошло как по показателю выручки, так и показателю себестоимости, хотя не в такой мере, как по выручке, при этом прибыль выросла на 206,04%. Коммерческие расходы предприятия в
2016году выросли на 175,84%. В 2017 году коммерческие расходы снизились на 7,91%. Основные средства компании растут, так как предприятие наращивает производственные мощности. Прирост основных фондов за
2015-2016 год составил 32,48%. В 2016 году отмечается снижение оборотных средств – на 18,64%. Численность сотрудников растет. В 2016 году прирост составил 23,40%. Также отмечается рост фондоотдачи в 2016 году на 22,77%.
Оборачиваемость активов выросла практически на 100% в 2016 году. За период 2015-2016 год наблюдается рост рентабельности продаж и рентабельности производства.
Следующим этапом проведем сравнение данных 2017 года по сравнению с 2016 годом. В 2017 году выручка выросла на 34,20 % (19561 тыс.руб). В течение периода анализа заметно увеличение численности


36 работающих предприятия на 8 человек. В 2016-2017 гг. увеличение общей себестоимости было на 51,61%, следовательно, рост цен на сырье и комплектующие продолжается. На предприятии наблюдается рост заработной платы. В 2016-2017 гг. прибыль выросла – на 45,23%. Это объяснимо, так как увеличился объем реализации на 34,20 % и снизились коммерческие расходы предприятия на 7,91%. В период 2016-2017 годы – оборотные средства выросли, хотя и не так значительно, как в 2015-2016 гг – на 3,75%, это произошло за счет снижения дебиторской задолженности.
Фондоотдача стабильно растет. Следует обратить внимание, что в 2017 году рост производительности труда превысил рост заработной платы, что является очень хорошим показателем.
Общее увеличение чистой прибыли за период 2015-2017 год составило
405,04%. Рост основных средств за 2015-2017 составил 59,79%. За весь период рост фондоотдачи сохраняется. Оборотные активы изменяются неравномерно. Оборачиваемость активов демонстрирует стабильную положительную динамику. В целом за период анализа предприятие характеризуется положительными показателями развития по всем направлениям. Отдельно следует отметить, что в 2017 году темпы развития и роста предприятия существенно замедляются.
2.2 Анализ системы менеджмента качества и конкурентоспособности
ООО «Юдола» за анализируемый период
Предприятие ООО «Юдола» не сертифицировано по стандартам, но по требованию Покупателей – GM – Автоваз и Лада Ижевск – в течение 1 года с момента заключения договора требуется пройти сертификацию по стандартам: -ISO 9001:2015 «Менеджмент качества», ISO 14001
«Экологический менеджмент»;IATF 16949:2016 «Основные требования по применению ИСО 9001 в автомобильной промышленности и организациях,

37 производящих соответствующие запасные части”; - ГОСТ 24297 – 87
«Входной контроль продукции».
На предприятии в апреле
2018 года был проведен предсертификационный аудит компанией URS Rus. (Приложение И) Данная компания является официальным представителем компании United Registrar of SystemsLTD, которая имеет представительства более, чем в 30 странах мира. Сайт компании представлен на рисунке 6. Данная компания проводит сертификацию, предсертификационные аудиты, а также обучения и консультирования по вопросам сертификации.
Рисунок 6 - Сертифицирующий орган, с которым заключен договор на проведение сертификата
Требования стандарта ISO 9001:2015 являются универсальными и система менеджмента качества по этим требованиям может быть внедрена на любом предприятии, независимо от сферы его деятельности, численности персонала, организационной структуры управления.
ООО
«Юдола» разрабатывает, документирует, внедряет и поддерживает в рабочем состоянии систему менеджмента качества, внедренную на предприятии, анализирует и улучшает показатели ее


38 результативности в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001 и утвержденного на предприятии руководства по качеству.
Система менеджмента качества предприятия распространена на весь спектр выпускаемой продукции и распространяется на все виды деятельности предприятия, а также все бизнес-процессы: − производство конечной продукции; − реализация продукции конечному потребителю; − разработка новых видов продукции.
Менеджмент процессов на ООО «Юдола» ведется в соответствии с требованиями, установленными ГОСТ Р ИСО 9001, «Руководством по качеству», «Политикой предприятия в области качества».
Основная цель предприятия в области качества - постоянное улучшение качества поставляемой продукции за счет использования перспективных технологий и процессов.
Главными направлениями деятельности предприятия в области качества определены:
− удовлетворение требований потребителя за счет выпуска готовой продукции в полном соответствии с предоставленной потребителем нормативной документацией и договором;
− изготовление и поставка качественной, конкурентоспособной и надежной продукции для нужд потребителя;
− достижение требуемого потребителем уровня качества;
− организация деятельности предприятия по управлению качеством, что предусматривает ответственность за качество всех работников организации, от руководства до рабочих.
Система менеджмента качества на предприятии работает в совокупности со всеми видами деятельности и включает в себя деятельность сотрудников всех служб, которые обеспечивают разработку, снабжение, процесс производства, контроль и тестирование продукции, разработку и внедрение требуемой документации по качеству, маркировку, упаковку, перевозку, хранение и поставку.

39
В ООО «Юдола» система менеджмента качества действует как система взаимосвязанных процессов деятельности руководителя, направленной на обеспечение ресурсами всех процессов жизненного цикла продукта. На предприятии все процессы, которые необходимы для функционирования системы менеджмента качества и оказывают прямое или косвенное влияние на качество, зафиксированы, описаны, определена их связь и взаимодействие
(Приложение А).
В системе менеджмента качества на предприятии применяются следующие вида документов:
- Положение по дирекции по качеству (Дирекция по качеству была переименована в службу качества в 2015 году)
- руководство по качеству(Приложение Б)
- описание процессов, основным из которых является «Управление системой менеджмента качества»;
- инструкции по организации соответствующего вида контроля: входного, готовой продукции, лабораторного
-инструкции по проведению работ: контрольно-измерительных и т.д.
- документы, содержащие технические требования;
- документированные процедуры, рабочие инструкции, ТУ и чертежи.
Документы, входящие в систему менеджмента качества оформлены документально на бумажных носителях, введены в действие приказами директора, ежегодно (если не требуется при изменении процессов) анализируются на предмет актуальности. Изменения в Руководство по качеству в ООО «Юдола» могут быть внесены по предложению руководителей подразделений предприятия, внутренних и внешних аудиторов после согласования со службой качества.
В ООО «Юдола» осуществляется мониторинг, измерение и анализ процессов СМК (Приложение Д) с целью отслеживания их состояния и своевременного осуществления корректирующих и предупреждающих действий для достижения запланированных результатов и постоянного


40 улучшения процессов. СТО 09.001/01-17 «Аудиты. Правила организации, проведения, разработки корректирующих и предупреждающих действий, оценка результативности (Инв. № 1117200).
Рассмотрим систему менеджмента качества ООО «Юдола» в соответствии с основными элементами, положенными в основу СМК.
Ориентация на потребителя. Успех предприятия определяется его способностью удовлетворять требования потребителей. Руководство предприятия должно гарантировать, что требовании потребителей проанализированы, поняты, зафиксированы и реализуются в полной мере.
Актуальность требований оценивается раз в год или по мере появления изменений. Ориентация на потребителя принята в Политике предприятия в области качества и является обязательным условием выполнения любой деятельности всеми работниками предприятия.
Лидерство. Руководство определяет единую цель, при этом создает и обеспечивает внутреннюю среду функционирования предприятия. Высшее руководство предприятия приняло на себя обязательства по разработке, реализации и повышению результативности Системы менеджмента качества с целью максимального удовлетворения требований потребителей.
Не реже 1 раза в квартал проводится собрание по вопросам качества и управления качеством(Приложение Д), где анализируются достижение поставленных целей, соответствие Политики в области качества. При необходимости Политика в области качества корректируются.
Результаты выполнения Целей в области качества фиксируются в
Протоколе собрания и доводятся до сведения персонала предприятия путем рассылки через систему Directum.
В планировании создания, разработке и улучшении СМК участвуют руководители всех структурных подразделений, организуя вовлечение всего персонала.

41
Сохранение целостности Системы менеджмента качества при её планировании функционировании осуществляет Представитель руководства по качеству (Руководитель службы качества).
Взаимодействие людей. Обязанности, ответственность, полномочия и взаимодействие персонала определены руководителями подразделений и документально оформлены в Положениях о подразделениях, Должностных и
Рабочих инструкциях. Положения о структурных подразделениях,
Должностные и Рабочие инструкции работников утверждены директором предприятия. Ответственность и полномочия доведены до сведения каждого работника путем оперативного информирования на внутренних совещаниях, на информационных стендах цехов, в ходе проводимого обучения сотрудников.
Политика в области качества. Политика в области качества предприятия является самостоятельным документом и утверждается руководством предприятия. На ее основании разрабатывается руководство по качеству.
Политика в области качества не должна противоречить стратегическим целям. Доведение Политики до всего персонала предприятия осуществляется через систему Директум, на производственных совещаниях, в рамках обучения и повышения квалификации сотрудников. Руководство предприятия пересматривает Политику в области качества и проводит оценку эффективности ее выполнения в соответствии с принятым стандартом
СТО 09.005/01-18 «Анализ интегрированной системы менеджмента качества со стороны высшего руководства». Порядок разработки, согласования, утверждения, актуализации Политики в области качества, а также требования к ее оформлению установлены в стандарте ОП В 01/01-04«Управление
СМК».
Планирование. Планирование на предприятии происходит на основании анализа достигнутых результатов, выявленных проблем, с учетом стратегических целей предприятия и требований потребителей. При этом должны учитываться перспективные разработки и будущие потребности