Файл: Повышение уровня конкурентоспособности предприятия на основе создания эффективной системы менеджмента качества (на примере ооо Юдола).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

22
В случае понижения статуса по сравнению с прошлым периодом, необходимо внеплановое проведение аудита с обязательной оценкой пунктов, влияющих на понижение статуса; с оказанием помощи в разработке корректирующих мероприятий. Так же возможно проведение обучения поставщиков методикам обнаружения корневой причины несоответствия
(8D, 5Почему).Вес каждого из пунктов определяется методом экспертных оценок. Полученный балл умножается на вес для учета значимости показателя, после чего все показатели, скорректированные на вес, складываются. При полученном значении от 0 до 1,3 показатель
«конкурентоспособность» является низким, от 1,301 до 2,3 – средним, свыше
2,301- высоким. Рассмотрим подробнее некоторые показатели, входящие в комплексный интегральный показатель конкурентоспособности.
Индексный метод основан на том факте, что совокупность ресурсов предприятия может призводить точно определенное количество продукции.
[16; с.98]. Вэтой модели конкурентоспособность каждого предприятия выражена в виде произведения индексов:
I
I
I
I
кп
Г
K
И
(1.1) где I
КП
– индекс конкурентоспособности предприятия;
I
К
- индекс качества продукции;
I
И
– индекс издержек производства;
I
Г
– индекс гибкости производства.
З
З
I
П
С
И
(1.2)
К
К
I
П
С
К
(1.3)
В
В
I
П
С
Г
(1.4) где З
С
- затраты на 1 руб. продукции предприятия, в т.ч. потери от брака и затраты на его устранение;
К
С
- удельный вес продукции, которая соответствует мировым стандартам, в общем объёме производства данного предприятия;

23
В
С
- продолжительность перехода предприятия на выпуск новой продукции;
З
П
, К
П
, В
П
- соответственно показатели, аналогичные З
С
, К
С
, В
С
, наиболее прогрессивного в техническом отношении родственного предприятия (или нормативы, установленные потребителем продукции или внутри предприятия в качестве требований). Этот подход дает возможность оценить влияние производственного потенциала на уровень его конкурентоспособности.
Этот и остальные методы оценки конкурентоспособности представлены в Приложении Б.
Все методы оценки конкурентоспособности предприятия имеют как достоинства, так и недостатки и различаются критериями, базой расчета, анализируемыми показателями. Но каждый из методов нацелен на определение положения предприятия на рынке, выявление резервов повышения эффективности его работы и улучшения условий в будущем.
Следовательно, в основе оценки конкурентоспособности должна лежать комплексная оценка деятельности предприятия. Кроме того, особенно важно, чтобы оценка конкурентоспособности предприятия учитывала все аспекты деятельности, направления развития, современные тенденции, имела широкие границы применения и обладала высокой степенью универсальности. Предложенный интегральный метод характеризуется комплексным подходом к оценке конкурентоспособности предприятия и является наглядным средством, который дает возможность однозначно оценить конкурентные позиции предприятия.
1.2 Понятие системы менеджмента качества. Влияние системы менеджмента качества на конкурентоспособность предприятия
Как уже было сказано выше, в современной экономике главными конкурентными преимуществами являются неценовые факторы, в частности


24
– качество. Поэтому, для сохранения конкурентного преимущества на рынке предприятие должно развивать постоянно менеджмент качества через совершенствование, обновление и улучшение качества продукции/товаров/услуг.
Стратегии менеджмента качества базируются на оценке менеджмента качества любого предприятия. Проведение оценки менеджмента качества предприятия является базой для систематического и всестороннего анализа деятельности и результата, которые дают представление о работе предприятия в целом и степени развития менеджмента качеств в частности.
Это определяет области, которые нуждаются в улучшениях и позволяет расставить приоритеты.
Использование процессно-ориентированного управления фактически устраняет границу между управлением качеством и управлением предприятием в целом. Это связано, прежде всего, с расширенной трактовкой понятия «качество», которая теперь не ограничена функциональными свойствами и характеристиками продукции, а понимается как соответствие отличительных свойств товара, всех процессов их обеспечивающих, требованиям всех заинтересованных лиц. Этот подход введен стандартом
ГОСТ Р ИСО 9000, в котором все отклонения, имеющиеся на предприятии, относятся к компетенции менеджмента качества.
Основной проблемой при внедрении СМК на предприятии является персонал предприятия. СМК предполагает постоянный контроль за профессиональной деятельностью каждого участника, обеспечение неукоснительного соблюдения стандартов предприятия, ведение постоянного контроля за ходом достижения необходимого уровня качества, проведение обучения методам оценки и управления качеством.
В российской экономике, можно определить несколько основных причин, из-за которых предприятия нацелены на внедрение и сертификацию системы менеджмента качества:

25 1. получить «пропуск на закрытый рынок», который дает возможность участвовать в тендерах и бороться за заказы.
2. выглядеть «не хуже остальных», имея красивый сертификат.
3.выполнять требования Потребителя.
4. добиваться устойчивого во времени, реального повышения эффективности предприятия.
Этот перечень и определяет комплексно преимущества внедрения
СМК. Первые три причины нацелены на формальный результат, когда сертификат дает возможность получить определенные преимущества. А четвертая причина нацелена именно на внедрение и обеспечение эффективности бизнеса, повышение качества, результативности.
Действительность такова, что многие предприятия фокусируются на первых трех причинах, забывая о возможностях четвертой из них.
Складывается ситуация, что, получив сертификат, но фактически продолжая работать «как было», многие директора считают, что введение СМК совершенно бессмысленно. В среднем, требуется не менее года, а порой и существенно больше, чтобы перенастроить работу всего предприятия, поменять менталитет персонала, обеспечить шаги по реальному повышению эффективности управления, снижению издержек, росту производительности труда.
С одной стороны, система менеджмента качества, является инструментом создания эффективной политики предприятия, а с другой стороны -базовым средством для достижения планируемого эффекта.
Система менеджмента качества базируется на восьми принципах качества. Управление предприятием должно осуществляться комплексно и системно, основываясь на процессном подходе. Все эти мероприятия и изменения внедряются с целью максимальной ориентации на потребителя и выпуска продукции, которая полностью удовлетворяет его требованиям. В системе управления качеством все процедуры должны документироваться и их исполнение должно регулярно отслеживаться. В случае любого


26 отклонения или несоответствия разрабатываются корректирующие (а при возможности предупреждающие) действия, чтобы в дальнейшем избежать вероятности повторения несоответствия. Данная деятельность циклируется: несоответствие - план корректирующих действий- действие - проверка.
Постоянные улучшения являются основой системы, которая позволяет довести процесс до требуемой точности. Еще одним преимуществом процессного подхода является непрерывность управления, которая обеспечивается работой отдельных процессов в рамках всей системы.
Рассмотрим принципы СМК.
1. «Ориентация на потребителя» -работа всего предприятия строится исходя из осознания зависимости от потребителя, работа ведется на основании анализа текущих и будущих потребностей Потребителей. Этот принцип тесно связан с управлением конкурентоспособностью на основании анализа комплекса требований внешних потребителей и трансляция их внутренним поставщикам. Акцент в управлении ставится на горизонтальные связи, при этом кардинально роль руководителей меняется.
2. «Лидерство руководителя» - руководитель должен стать неформальным лидером, при этом он должен показывать осознанность и направленность на повышение эффективности. Руководитель создает такие физические и психологические условия на каждом рабочем месте, которые дают работнику возможность сосредоточить все свои процессы на достижение поставленных целей и тех показателей качества, которые требуются потребителю.
3. «Взаимодействие людей» - каждый работник участвует в создании ценности и требуемого качества для потребителя, при этом должна создаваться система мотивации и стимулирования, которая будет поощрять инициативу и активность работника.
4. «Процессный подход» - управление всеми имеющимися ресурсами и деятельностью в целом, это процесс, направленный на достижение цели, который состоит из более мелких процессов, в т.ч. передача и анализ

27 информации, принятие решений, контроль их исполнения и т. п. Управление предприятием на основании процессного подхода тесно связан с управлением по целям. Это значит, что количество и содержание процессов определяется целями, которые стоят перед предприятием. Развитие предприятия на основании процессного метода состоит в том, что необходимый уровень качества может быть достигнут настройкой и улучшением процессов на основании «ориентации на потребителя», что, в итоге, сведет все контрольные операции к минимуму. Для описания процессов и эффективного их применения в СМК используют правила:
- Определение процессов, которые нужны для достижения поставленных целей, определения их рисков и оценки степени влияния каждого из них на качество продукта и на взаимоотношения потребителем.
- Фиксация границ каждого процесса и определение контрольных точек измерения и управления им.
- Определение взаимосвязи процесса с другими процессами предприятия.
- Определение требований потребителя.
- Установление степени ответственности, определение полномочий сотрудников и установление правил реализации процесса.
- Определение глубины и полноты охвата работой процесса всех его компонентов и составляющих частей.
В этот же пункт включается системный подход, предъявляемый к СМК
-все разработанные и документированные процессы должны работать как единая система, которая направлена на достижение цели предприятия.
Следует также учитывать, что система всегда больше по содержанию, чем сумма входящих в нее элементов.
5.
«Улучшения»
- основной элемент поддержания конкурентоспособности предприятия, направленный на непрерывную работу по улучшению качества продукции/товаров/услуг, системы обслуживания, развития взаимодействия.
Цели внедряемых улучшений должны


28 максимально соответствовать цели предприятия. Улучшения проводятся на основании проведения мониторинга и постоянных измерений характеристик продукции и процессов.
6. «Принятие решений, основанных на свидетельствах» - работа по устранению любых неопределенностей, неточностей и недостоверности при принятии решений. Для реализации данного принципа должна быть налажена система сбора и анализа первичных данных, которые должны постоянно оцениваться с точки зрения точности, достоверности, своевременности и объективности.
7. «Менеджмент взаимоотношений» - работа по организации взаимоотношений с поставщиками таким образом, чтобы выбрать оптимального поставщика, и обеспечить с выбранными поставщиками эффективное и взаимовыгодное сотрудничество для повышения эффективности и качества закупаемых товаров/материалов/комплектующих/услуг.
Поставщик должен быть в курсе требований конечного потребителя, зная, как именно его продукция оказывает влияние на качество. Точное использование принципа дает возможность обеспечить поставки точно в срок с минимизацией уровня запасов.
Как основной инструмент решения задачи может быть использован подход, известный как «цикл Деминга» (ЦиклPDCA (Plan, Do, Check, Act). В рамках подхода весь управленческий цикл подразделяется на четыре основных этапа: планирование, выполнение, проверка (контроль), действие.
Цикл повторяется до тех пор, пока результат не совпадет с планом. Каждый этап цикла основан на четкой постановке целей, полном обеспечении ресурсами, анализе и проверке, и исключении факторов и действий, которые ведут к появлению несоответствий.
Все процессы СМК можно свести в общую схему, представленную на рисунке 4.

29
Что включается в каждый элемент, какие условия и факторы должны учитываться, какие цели ставится - определяется требованиями потребителей. Для обеспечения выполнения требований потребителей служат блоки: менеджмент персонала; менеджмент программных, аппаратных и метрологических средств; управление документооборотом и внутренний аудит; которые запускают все процессы в движение и контролируют их, обеспечивая выполнение требований потребителей. На рисунке 4 показана схема анализа системы менеджмента качества.
Рисунок 4 - Схема процессов СМК на предприятии
Чтобы повышать эффективность всего предприятия нужно сокращать процессы, которые не добавляют ценности, убирать процессы, которые снижают ценность для потребителя, и проводить оптимизацию процессов, которые добавляют ценность.
Руководитель предприятия в ходе работ по внедрению СМК должен обеспечить выполнение всеми сотрудниками предприятия требований
Потребителя.
Высшее руководство должно гарантировать, что все требования потребителя четко определены и выполняются для обеспечения
Анализ системы менеджмента качества со стороны руководства
Требования
Потребителей
Удовлетворенность
Потребителей
Менеджмент персонала
Управление документооборотом
Менеджмент программных, аппаратных, метрологических средств
Внутренний аудит
Процессы жизненного цикла продукции
Продукция


30 удовлетворенности потребителя. Руководитель должен обеспечивать, чтобы политика предприятия в области качества:
1. соответствовала целям предприятия.
2. включала выданное обязательство предприятия соответствовать требованиям потребителя и обеспечивать постоянно рост результативности системы менеджмента качества.
3. обеспечивала основу для постановки и анализа поставленных целей в области качества.
4. была доведена до сведения, разъяснена каждому сотруднику предприятия.
5. постоянно анализировалась на пригодность и актуальность.
Руководитель должен обеспечивать иерархичность установления целей по качеству на соответствующих уровнях предприятия.
Руководитель должен постоянно с запланированной периодичностью анализировать систему менеджмента качества предприятия для определения ее адекватности, пригодности и результативности. Анализировать также необходимо возможности улучшения и потребность в изменениях по всей системе менеджмента качества, в том числе политику и цели в области качества. Записи о проводимом анализе и его результатах должны быть обязательно и всегда поддерживаться в рабочем состоянии.
Требуемые входные данные для проведения анализа должны содержать информацию по результатам внутренних аудитов, обратную связь от потребителей; показатели процессов и показатели качества продукции; статус по разработанным предупреждающим и корректирующим действиям; контроль исполнения предыдущих решений по результатам проверки; изменения, которые оказывают влияние на систему менеджмента качества; рекомендации по улучшениям.
Выходные данные анализа содержат решения и намеченные действия, которые повышают результативности системы менеджмента качества и входящих в нее процессов, улучшают качество и характеристики продукции

31 по требованиям потребителей; определяют потребности в ресурсах и возможности их оптимизации.
Таким образом, система менеджмента качества, которая создается на базе всех вышеуказанных принципов, является сбалансированной системой эффективного управления предприятием, а не только качества, при этом охватывает все аспекты деятельности.
Требуемое качество продукта/товара/услуги определяет
Потребитель.
Основная задача предприятия – удовлетворить потребности Потребителя. Основным документом Системы менеджмента качества является Руководство по качеству, куда включается практически вся документация, там же дается описание бизнес-процессов и документированных процедур. Система управления предприятием на основе СМК эффективна, логична и способна самонастраиваться. Для этого используется внутренний аудит, который дает возможность реализовывать принцип «постоянных улучшений» через определение и устранение несоответствий путем проверок, проводимых с установленной периодичностью. В то же время следует учитывать, что внедрение СМК является первым шагом, который дает возможность упорядочить все процессы, существующие на предприятии, определить их иерархию, взаимовлияние и взаимозависимость. Четкий установленный порядок позволяет добиваться результативности и эффективности работы всего предприятия. Дальнейшими шагами по повышению эффективности станет внедрение стандарта ИСО 9004, использование системы бережливого производства LEAN PRODUCTION, а также внедрение подхода KAIZEN.