Файл: Повышение уровня конкурентоспособности предприятия на основе создания эффективной системы менеджмента качества (на примере ооо Юдола).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

50 предъявляемых к объекту, не выполняется, то считается, что объект имеет несоответствие. Измерения, испытания проводятся в производственной лаборатории ООО «Юдола», лаборатория подразделяется на участок физических испытаний и участок химических испытаний. Сейчас готовятся документы на получение аккредитации лаборатории по стандарту ИСО МЭК
17025-2009. Фото лаборатории представлены на рисунке 7.
Рисунок 7 - Фото лаборатории
Персонал предприятия в работе должен отслеживать несоответствующую продукцию и руководствоваться тремя принципами: не принимать несоответствующую продукцию в работу, не производить несоответствующую продукцию, не допускать переход такой продукции на следующую стадию процесса.
При обнаружении несоответствующей продукции персонал предприятия, выявивший несоответствие, должен остановить производство и незамедлительно информировать владельцев соответствующих процессов и выполнить действия по изоляции несоответствующей продукции. Для этого на рабочих местах существуют специально обозначенные места для сбора несоответствующей продукции. С целью идентификации несоответствующей продукции инженер по качеству, кладовщик, мастер, должны оформить первичный документ бирку «Заблокировано». Анализ несоответствующей

51 продукции на каждом рабочем месте проводится по окончании смены инженером по качеству и мастером (в первую смену совместно с технологом
КТО).
Корректирующие действия. В соответствии с требованиями п. 8.5.2
ГОСТ Р ИСО 9001 на предприятии имеется документированная процедура по осуществлению корректирующих действий, которые разрабатываются при выявлении несоответствий в процессах или продукте. Корректирующие действия гарантируют, что данное отклонение не возникнет повторно. На предприятии формируется «база выученных уроков», в которую заносятся все несоответствия и эффективные действия, которые были предприняты и обеспечили полное соответствие процессов и продуктов требованиям потребителей.
Порядок разработки и реализации корректирующих действий, действующий на предприятии: определение несоответствий; оценка необходимых действий для ликвидации и исключения повторения данного несоответствия; разработка и проведение корректирующих действий для устранения несоответствия и исключения его повторного появления; осуществление контроля результата проведенных корректирующих действий в определенные сроки; фиксация результата корректирующих действий.
В рамках проведенного анализа подготовленной к аудиту системы менеджмента качества можно отметить следующие отрицательные моменты, которые указаны в таблице 13.
Цель системы менеджмента качества – создать самонастраиваемую систему, способную гибко и быстро реагировать на любые отклонения
(риски), обеспечивая высокую степень удовлетворения потребителя, а следовательно – рост уровня конкурентоспособности предприятия и его устойчивости на рынке.
Для расчета показателей конкурентоспособности с учетом показателей, оцениваемых в рамках интегрированной системы менеджмента качества
ООО «Юдола» будем использовать метод количественного анализа на основе


52 расчёта интегрального показателя, приведенного в главе 1.2. В таблице 5 проведем анализ весов каждого из показателя, который учитывается в рамках интегрального показателя. Каждому из экспертов предлагалось расставить порядковые номера по значимости от 1 до 18, где 18 – самый важный по мнению эксперта показатель, 1 – наименее важный. Далее определяется общая сумма по всем экспертам и относится к 171*5 = 855. Чем больше полученный вес, тем более важный фактор, по мнению экспертов.
Таблица 5 – Расчет весов факторов, входящих в интегральный показатель конкурентоспособности

Показатель
Руководи тель
Директор по качеству
Техничес кий директор
Финансо вая дирекция
Отдел логист ики
Вес
1 Рентабельность продаж
15 2
2 18 3
4,68%
2 Наличие среди партнеров автопроизводителей
16 12 6
3 5
4,91%
3 Условия оплаты
17 4
1 17 4
5,03%
4 Качество товаров, продукции и/или услуг
18 18 16 8
8 7,95%
5 Сроки поставки.
13 3
7 4
18 5,26%
6 Условия поставки
4 5
8 16 17 5,85%
7 Дисциплина поставки
14 13 9
9 16 7,13%
8 наличие производственных мощностей поставщика
3 7
17 2
2 3,63%
9 используемое технологическое оборудование
2 6
18 1
1 3,27%
10 системы складирования и распределения поставок
1 1
15 7
9 3,86%
11 Гибкость поставки
6 8
5 11 15 5,26%
12 Надежность поставщика
7 14 10 12 14 6,67%
13 Нарушения запланированного хода работы у потребителя
12 15 14 15 13 8,07%
14 Результат проведенного аудита
11 11 11 6
10 5,73%
15 Удовлетворенность потребителя
10 16 4
13 11 6,32%
16 Индекс качества
8 17 13 10 7
6,43%
17 Индекс издержек
9 9
3 14 6
4,80%
18 Индекс гибкости
5 10 12 5
12 5,15%

53
Как видно из табл. 5, наиболее значимым являются факторы
1 - Нарушения запланированного хода работы у потребителя 8,07%
2 - Качество товаров, продукции и/или услуг 7,95%
3 –Дисциплина поставки – 7,13%
С использованием полученных значений весов определим конкурентоспособность предприятия за 3 исследуемых года. В таблице 6 рассчитаем используемые индексы.
Таблица6–Анализ индексов качества, гибкости и издержек конкурентоспособности предприятия
Показатель
2015 год
2016 год
2017 год
Темп прироста, %
2016/2015 2017/2016 1
2 3
4 5
6
Исходные данные
Затраты на рубль товарооборота, руб.
0,72 0,49 0,55
-31,94%
12,24%
Оптимальные затраты на рубль товарооборота, руб.
0,5 0,5 0,5
-
-
Коэффициент товаров, соответствующих требованиям покупателей
0,9 0,88 0,85
-2,22%
-3,41%
Норматив соответствия товаров требованиям потребителей
1 1
1
-
-
Переход на производство новой продукции, дней
102 95 90
-6,86%
-5,26%
Норматив перехода на производство новой продукции, дней
90 90 90
-
-
Рассчитанные показатели
Индекс издержек
1,44 0,98 1,1
-31,94%
12,24%
Индекс качества товаров
0,9 0,88 0,85
-2,22%
-3,41%
Индекс гибкости
1,13 1,06 1
-6,86%
-5,26%


54
Далее необходимо провести комплексный анализ конкурентоспособности и рассчитать набранные баллы по показателям.
Сведем их в таблицу - Приложение Л.
Проведем корректировку по весу/важности в Приложении М
По данным Приложения М делаем вывод, что интегральный индекс конкурентоспособности предприятия имеет в 2015-2017 гг. положительную динамику. В 2016 г. он увеличился на 21,36% относительно 2015 г. и составил 1,4947. В 2017 г. возрос еще на 37,63%и составил2,0571. По приведенной таблице можно отметить, что в 2015 году показатель можно охарактеризовать как «низкий», в 2016-2017 гг показатель находится на
«среднем» уровне, хотя в 2017 году практически достиг порога «высокого уровня» (2,301 балл) и составил 2,0571.
Таким образом, можно сделать вывод, что по всем факторам оценки
ООО «Юдола» имеет средний конкурентный статус на конец 2017 года.
Все показатели, которые входят в рассчитанный показатель конкурентоспособности, прямо или косвенно оцениваются и контролируются в рамках системы менеджмента качества.

55 3
Расчет экономической эффективности мероприятий по повышению конкурентоспособности ООО «Юдола» на основе качества
3.1 Разработка мероприятий по повышению эффективности системы менеджмента качества и их влияние на конкурентоспособность предприятия
Несмотря на большую работу, проводимую на предприятии, можно отметить вопросы, по которым положение предприятия можно улучшить.
Такими пунктами могут стать увеличение количества автопроизводителей среди партнеров предприятия, повышение качества продукции, получение сертификации, улучшение дисциплины поставок, переход на отсрочку платежа, улучшение и модернизация технологического оборудования, наращивание системы складирования, улучшение показателей по результатам проведенного аудита, а также работа по снижению затрат на рубль выручки, увеличение гибкости. Причем, качество продаваемых товаров отвечает требованиям покупателей. В то же время показатели затратности выше оптимальных, что снижает общий уровень конкурентоспособности.
Далее определим мероприятия, которые возможны для улучшения показателей конкурентоспособности на основании выполнений требований стандарта 9001:2015 и IATF16949:2016.
Согласно предложенной комплексной оценке конкурентоспособности предприятия, учитывая требования IATF 16949, были определены основные направления, где есть возможность получить дополнительные баллы, которые в совокупности отразятся в росте индекса конкурентоспособности.
По пунктам, по которым достигнут максимально возможный балл, необходимо приложить усилия и остаться на достигнутом уровне или улучшить показатель. В таблице 7 приведены направления повышения конкурентоспособности.


56
Таблица
7

Определение направлений повышения конкурентоспособности

Показатель
Оценка
Набранн ый балл в 2017 max Рекомменд ации
1 Наличие среди партнеров автопроизводителей
Нет - 0 баллов; 1-2 - 1 балл; 3-5 - 2 балла; 6 и более - 3 балла
1 3
+2 балла
2 Условия оплаты
80-100% предоплата – 0 баллов;
Предоплата (от 0,01% до 79,99%) – 1 балл; Отсрочка оплаты – 2 балла
1 2
+1 балл
3 Наличие сертифицированной системы качества
ISO 9001:2015 – 1 балл
IATF 16949:2016 – 3 балла
ИСО14001:2015 – 1 балл
1 5
+4 балла
4 Дисциплина поставки
Отсутствие замечаний – 1 балл;
Наличие замечаний – 0 баллов
0 1
+1 балл
5 используемое технологическое оборудование
Новое, современное, модернизированное, ремонты – не более 1% рабочего времени – 3 балла
Хорошее состояние, ремонты не белее 5% рабочего времени. -2 балла
В удовлетворительном состоянии – 1 балл
2 3
+1 балл
6 Результат проведенного аудита
Без замечаний – 3 балла
Незначительные замечания – 1 балл
Значительные замечания – приостановка поставок
1 3
+2 балл
7 Индекс качества
Свыше 95% -1 балл
Менее 95% - 0 баллов
0 1
+1 балл
8 Индекс издержек
Более 95% -1 балл
Менее 95% - 0 баллов
0 1
+1 балл
9 Индекс гибкости
Более 95% -0 баллов
Менее 95% - 1 балл
0 1
+1 балл
Итоговый баллконкурентоспос обности
33 48
+14 баллов
Таким образом, по 9 пунктам возможно запланировать действия по улучшению конкурентоспособности. Данные улучшения могут быть проведены постепенно, в соответствии с запланированными бюджетами.
Отдельного анализа требуют пункты, связанные с сертификацией, индексом качества, аудитом производственной системы и СМК, индексом

57 издержек. Проведение запланированных мероприятий потенциально отразится на пункте «Наличие потребителей ОЕМ».
Запланировать ряд действий можно на основании результатов аудита.
На основании результатов проведенного предварительного аудита разработан план корректирующих действий, в котором установлены сроки и ответственные по каждому мероприятию. После завершения всех запланированных действий будет проведен аудит и при отсутствии замечаний будет выдан сертификат IATF 16949. Получение сертификата позволит привлечь новых клиентов ОЕМ, выполнить условия уже действующего договора с Джи-Эм АвтоВАЗ. Также замечания, которые отметил аудитор на предварительном аудите, окажут влияние на повышение качества готовой продукции и процесса.
Индекс гибкости, который характеризует скорость перехода на новую продукцию, модификацию, напрямую зависит от качества папки РРАР, которая формируется в ходе процесса APQP (Advance Product Quality
Planning), замечание по качеству которой отметил аудитор. Так же аудитор отметил, что в организации используют устаревшую версию рекомендаций
APQP. Запланированные мероприятия по плану корректирующих действий:
1. Прописать в процедуре «Разработка и перспективное планирование качества продукции» перечень требуемых документов, которые необходимы в папке РРАР.
2. Обозначить сроки формирования и подготовки вышеуказанных документов
3. Ознакомить ответственных лиц с вносимыми изменениями в процесс
4. Приобрести обновленные рекомендации APQP
5. Перевести, распространить и внедрить в работу обновленную версию
APQP.
Большинство проблем, снижающие удовлетворенность потребителей, возникают именно в процессе запуска новой продукции или модификаций, когда снижается воспроизводимость характеристик. Четкое выполнение всех


58 стадий APQP, контроль показателя Ppk, позволяет определить направления дальнейших шагов по этому вопросу. Таким образом, предыдущий пункт позволяет повлиять и на индекс качества. Особое внимание уделяется вопросам бережливого производства и программ постоянного улучшения, а также росту производительности труда.
Мероприятие 1: Внедрение поста дополнительного контроля герметичности готовой продукции
Действие СМК: Дополнительный контроль качества продукции, увеличение гарантированности, что некачественная продукция не попадет к
Потребителю, увеличение удовлетворенности потребителя.
Конкурентоспособность: снижение себестоимости за счет снижения затрат на устранение брака, снижение количества окончательного брака, снижение штрафов по поставкам некачественной продукции потребителю, рост финансового результата. Повышение рейтинга поставщика, повышение удовлетворенности Потребителя. Привлечение новых потребителей.
Расширение рынков сбыта.
Из таблицы 6 видно, что коэффициент соответствия качества продукции требованиям потребителей ниже нормативного показателя, хотя при оценке уровня конкурентоспособности данное отклонение признается допустимым.
Чтобы повысить данный показатель необходимо исключить попадание некачественной продукции к потребителю. В связи с этим принято решение организовать дополнительный пост контроля после финишных операций, который уже на этапе готовой продукции позволит проконтролировать один из наиболее часто возникающих дефектов - негерметичность и полностью исключить вероятность попадания некачественной продукции конечному
Потребителю. На рисунке 8 приведен тестер герметичности.

59
Рисунок 8 – Прибор контроля герметичности ЭКСПЕРТ НК (базовый комплект)
Схема расположения дополнительного поста контроля представлена на рисунке 9.
Рисунок 9 - Схема размещения дополнительного поста контроля
Затраты и эффективность мероприятия будут рассчитаны в п.3.2
Мероприятие 2: Внедрение системы штрих-кодирования на всех этапах производства продукции

60
Действие СМК: Дополнительный контроль качества продукции, прослеживаемость комплектующих в случае возникновения проблем, увеличение гарантированности, что некачественная продукция не попадет к
Потребителю, увеличение удовлетворенности потребителя.
Конкурентоспособность: снижение себестоимости за счет снижения затрат на устранение брака, снижение количества окончательного брака, снижение штрафов по поставкам некачественной продукции потребителю, рост финансового результата. Повышение рейтинга поставщика, повышение удовлетворенности Потребителя. Привлечение новых потребителей.
Расширение рынков сбыта.
Использование системы штрих-кодирования в рамках производства интегрируется в процесс производства и складского учета для снижения затрат на учет производимой продукции, прослеживаемости и идентификации. Так, например, если у потребителя обнаружена дефектная продукция, необходимо заблокировать всю партию, которая была сделана в рамках данного цикла и из партии той же номенклатуры.
Система штрих-кодирования состоит из трех основных частей.
Оборудование представлено на рисунке 10:
1.Принтер этикеток.
2.Расходные материалы (бумага, лента, этикетки).
3. Программное обеспечение.
Принтер соединяется с компьютером, где формируется задание на печать. Никакие особенные требования к компьютерам не предъявляются, т.е. дополнительных затрат на это предприятие нести не будет.