Файл: мирэа российский технологический университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 2389

Скачиваний: 21

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



УП: 27.03.03_ИАС_ИК_2021.plx




стр. 10

диаграммы на системном уровне (Architecture Blank diagram (SAB)).

13. Реализация обмена данными (Component Exchange) между компонентами в SAB.

14. Рассказать про разные представления (View) архитектурных диаграмм SAB.

15. Создание Functional Breakdown Diagram на системном уровне (SFBD).

16. Виды сценариев на системном уровне и особенности построения диаграмм для каждого из них.

17. Принципы реализации режимов и состояний (Modes and States) на системном уровне, построение соответствующих диаграмм.

18. Моделирование данных и интерфейсов на системном уровне.
Список вопросов в экзамену (8 семестр):

1. Основные функции системного инженера согласно Международному консорциуму системных инженеров (INCOSE), космическому агентству NASA, Министерству обороны США (DoD), Stevens Institute of Technology. Контекстная диаграмма (рисунок) деятельности системного инженера.

2. Взаимосвязь областей проектного менеджмента и системной инженерии. Пример деятельности проектного менеджера и системного инженера при создании сложной технической системы.

3. Описание деятельности системного инженера в своем проекте в АСЭ, отдела системных инженеров, инженеров по требованиям, проектных менеджеров, отдела проектной методологии в АСЭ, коммуникации между ними.

4. Методология системной инженерии по А.Холлу. (Книга «Опыт методологии для системотехники», 1975 г.) и методология системной инженерии в настоящее время, их ключевые отличия.

5. Модель жизненного цикла, предназначенная для системного инженера. Основные стадии модели, их входы-выходы.

6. Процессы системной инженерии согласно DoD, IEEE-1220, EIA-632, ISO/IEC 15288. Метод системной инженерии по Косякову. Метод SIMILAR Т.Бахилла.

7. Модели жизненного цикла сложной системы: линейная, водопадная с обратной связью, инкрементная, спиральная, итеративная, “T”-образная, “V”-образная.

8. Методы выявления и ранжирования заинтересованных сторон, их нужд и потребностей. Коллективные методы анализа проблем.

9. Разработка требований заинтересованных сторон, расстановка их весов. Виды требований. Метод Use Cases.

10. Процесс разработки требований по А.Косякову, Т.Бахиллу, рекомендациям INCOSE.

11. Принципы хорошего проектирования по Т.Бахиллу.

12. Стандарт 15288: назначение, процессы, область применения.

13. Документо-ориентированная и модельно-ориентированная системная инженерия: основные инструменты каждого из типов.

14. Единый комплекс стандартов автоматизированных систем: назначение, применение, требования к документам, состав.

15. Основы методологии создания АС по ГОСТ 34.601.

16. Виды обеспечения автоматизированных систем.

17. ГОСТ 34.601-90. Стадии создания систем.

18. Описание стадии «Формирование требований к АС» в ГОСТ 34.601.

19. Описание стадии «Разработка концепции АС» в ГОСТ 34.601.

20. Описание стадии «Техническое задание» в ГОСТ 34.601.

21. Описание стадий эскизного и технического проектов в ГОСТ 34.601.

22. Описание стадии «Рабочая документация» в ГОСТ 34.601.

23. Описание стадий ввода в действие и сопровождения АС в ГОСТ 34.601.

24. Состав и содержание ТЗ на АС согласно ГОСТ 34.

25. Определение концепции создаваемой системы в методике А.Косякова.

26. Построение архитектуры системы. Архитектурные представления. Методики описания архитектуры.

27. Языки системного моделирования UML и SySML. Моделе-ориентированная




УП: 27.03.03_ИАС_ИК_2021.plx







стр. 11

системная инженерия.

28. Статическое и имитационное моделирование для принятия решений на этапах ЖЦ систем.

29. Анализ компромиссов. Методы оценивания: многомерная теория полезности, метод анализа иерархий, деревья решений, анализ «затраты-эффективность», структурирование функции качества.

30. Этап эскизного проектирования при создании системы в методике А.Косякова. Применение метода системной инженерии на этом этапе.

31. Особенности инженерии программных систем.

32. Этап технического проектирования при создании системы в методике А.Косякова. Метод системной инженерии на этом этапе.

33. Комплексирование, испытания и аттестация системы в методике А.Косякова.

34. Основные этапы постразработческой стадии в методике А.Косякова.
Ответы на вопросы по моделированию в Capella демонстрировать на примере модели на ноутбуке.
35. Описать основной процесс моделирования в Capella на основе подхода ARCADIA.

36. Описать функционалы Trace Manager и Requirement Manager в Capella.

37. Объект Requirement в Capella, его свойства и характеристики. Связь объектов требований с элементами модели системы. Привести пример формирования требований на разных уровнях модели.

38. Матрицы трассировок и TraceManager в Capella. Привести примеры связываний требований разных уровней.

39. Матрицы трассировок и TraceManager в Capella. Привести примеры связываний требований и архитектурных компонентов модели системы.

40. Создание Operational Context на основе на основе OEBD диаграммы в Capella.

41. Формирование Operational Activities и формирование в автоматизированном режиме системных функций из Operational Activities в Capella.

42. Создание матрицы System Functions – Operational Activities в Capella.

43. Создание System Actors из Operational Entities/Actors в Capella.

44. Связывание System Requirements с BR и CR в Capella.

5.3. Фонд оценочных материалов













Полный перечень оценочных материалов представлен в приложении 1.













6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)













6.1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Наименование помещенией

Перечнь основного оборудования

Учебная аудитория для проведения занятий лекционного и семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации

Мультимедийное оборудование, специализированная мебель, наборы демонстрационного оборудования и учебно- наглядных пособий, обеспечивающие тематические иллюстрации.

Специализированная учебно-научная лаборатория «Информационные технологии поддержки жизненного цикла систем»

Компьютерная техника, Мультимедийное оборудование.

Помещение для самостоятельной работы обучающихся

Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно- образовательную среду организации.




УП: 27.03.03_ИАС_ИК_2021.plx




стр. 12
















6.2. ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

1.




Microsoft Windows. Договор №32009183466 от 02.07.2020 г.

2.




Microsoft Office. Договор №32009183466 от 02.07.2020 г.

3.




LabVIEW. Контракт № 0373100029519000161 от 10.12.2019 г.

4.




Adobe Acrobat. Договор №31907597803 от 08.04.2019 г.
















6.3. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
















6.3.1. Основная литература

1.




Введение в базовые технологии использования платформы электронного документооборота T-FLEX DOCs [Электронный ресурс]:учебно-методическое пособие. - Омск: СибАДИ, 2020. - 49 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/163769

2.




Садыков А. М. Методы поддержки жизненного цикла разработки программного обеспечения [Электронный ресурс]:учебно-методическое пособие. - Иваново: ИГЭУ, 2019. - 64 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/154583
















6.3.2. Дополнительная литература

1.




Ковшов А.Н., Назаров Ю.Ф., Ибрагимов И.М., Никифоров А.Д. Информационная поддержка жизненного цикла изделий машиностроения. Принципы, системы и технологии CALS/ИПИ:. - М.: Академия, 2007. - 304 с.

2.




Бунаков П. Ю. Сквозное проектирование в Т-FLEX (+CD):. - М.: ДМК-пресс, 2009. - 395 с.

3.




Рудинский И. Д. Технология проектирования автоматизированных систем обработки информации и управления [Электронный ресурс]:. - Москва: Горячая линия-Телеком, 2015. - 304 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/111096
















6.4. РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ СОВРЕМЕННЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ БАЗ ДАННЫХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ

1.




Wolfram: вычисления и знания, рука к руке http://www.wolfram.com

2.




Wolfram Mathworld: The Web's Most Extensive Mathematics Resourse http://www.mathworld.wolfram.com

3.




Научная электронная библиотека http://www.elibrary.ru

4.




Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

https://www.minobrnauki.gov.ru

5.




Российский технологический журнал
https://www.rtj.mirea.ru

6.




Электроника НТБ - научно-технический журнал
http://www.electronics.ru

7.




Международный ресурс для поиска и обмена научными публикациями

https://www.researchgate.net

8.




iXBT — интернет-издание о компьютерной технике

https://www.ixbt.com

9.




База данных Web of Science

http://www.webofknowledge.com

10.




Базе знаний Майкрософт https://www.support.microsoft.com/ru-ru/help/242450/how-to- query-the-microsoft-knowledge-base-by-using-keywords-and-query

11.




Официальный сайт Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии https://gost.ru

12.




IEEE International Roadmap for Devices and Systems
https://www.irds.ieee.org
















6.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ




УП: 27.03.03_ИАС_ИК_2021.plx




стр. 13

ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Самостоятельная работа студента направлена на подготовку к учебным занятиям и на развитие знаний, умений и навыков, предусмотренных программой дисциплины.

В соответствии с учебным планом дисциплина может предусматривать лекции, практические занятия и лабораторные работы, а также выполнение и защиту курсового проекта (работы). Успешное изучение дисциплины требует посещения всех видов занятий, выполнение заданий преподавателя и ознакомления с основной и дополнительной литературой. В зависимости от мероприятий, предусмотреннх учебным планом и разделом 4, данной программы, студент выбирает методические указания для самостоятельной работы из приведённых ниже.

При подготовке к лекционным занятиям студентам необходимо:

перед очередной лекцией необходимо просмотреть конспект материала предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если разобраться в материале опять не удалось, то обратитесь к лектору (по графику его консультаций) или к преподавателю на практических занятиях.

Практические занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала, развития умений и навыков подготовки докладов, сообщений, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине.

При подготовке к практическому занятию студенты имеют возможность воспользоваться консультациями преподавателя.

При подготовке к практическим занятиям студентам необходимо:

приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;

до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;

в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;

в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;

на занятии доводить каждую задачу до окончательного решения, демонстрировать понимание проведенных расчетов (анализов, ситуаций), в случае затруднений обращаться к преподавателю.

Студентам, пропустившим занятия (независимо от причин), не имеющие письменного решения задач или не подготовившиеся к данному практическому занятию, рекомендуется не позже чем в 2-недельный срок явиться на консультацию к преподавателю и отчитаться по теме, изученную на занятии.

Методические указания необходимые для изучения и прохождения дисциплины приведены в составе образовательной программы.










6.6. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДОВ

Освоение дисциплины обучающимися с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах. Предполагаются специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Профессорско-педагогический состав знакомится с психолого-физиологическими особенностями обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, индивидуальными программами реабилитации инвалидов (при наличии). При необходимости осуществляется дополнительная поддержка преподавания тьюторами, психологами, социальными работниками, прошедшими подготовку ассистентами.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе предполагается использовать социально-активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных




УП: 27.03.03_ИАС_ИК_2021.plx




стр. 14

материалов производятся с учетом предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Медиаматериалы также следует использовать и адаптировать с учетом индивидуальных особенностей обучения лиц с ОВЗ.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение предусматривает приспособление аудиторий к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для студентов-инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для студентов с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

- в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

- в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

- методом чтения ассистентом задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Студентам с инвалидностью увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких студентов предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

- письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

- выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

- устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с инвалидностью процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.