Файл: России теоретические и правовые основы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 170

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

87
Ненецкого автономного округа, содержащихся в Указах Президента
Российской Федерации от 7 мая 2012 года №№ 596, 597, 598, 599, 600, 601, 602,
606.»;
-необходимо указывать реквизиты правовых актов Правительства
Российской Федерации, Ямало-Ненецкого автономного округа и иных документов, которыми установлены те или иные показатели;
- в муниципальных программах необходимо отразить показатели, направленные на достижение конечного результата от реализации программы;
- необходимо установить соотношение между показателями реализации программы с финансовыми затратами на ее реализацию.

88
1   2   3   4   5   6   7

Заключение
Изменения системы муниципального управления в РФ возникла объективная необходимость в совершенствовании технологий управления муниципальными образованиями, которая нашла выражение в виде разработки методологического инструментария стратегического управления и планирования муниципального развития. Муниципальное образование как система является результатом взаимодействия территориальной подсистемы и целенаправленной деятельности населения, которое проживает на определенной территории и формирует систему социально-экономических отношенияй по поводу распределения, обмена и потребления, а также использования ресурсов в производственной сфере.
Функциональная модель анализа стратегического развития муниципального образования позволяет определить пять базовых подсистем, которые охватывают основной перечень задач муниципального управления.
Каждая подсистема имеет свою цель и структурные элементы, сгруппированные по отраслевому принципу или предмету управления.
Исходя из этого цель стратегии устойчивого развития муниципалитета может быть выражена в формировании условий, при которых обеспечивается эффективное и поступательное социально-экономическое развитие муниципального образования путем повышения качества жизни и удовлетворения потребностей граждан, установления прочной взаимосвязи между отраслями муниципального хозяйства, а также привлечения внешних инвестиций. Стратегическое планирование в данном разрезе становится эффективным инструментом, который обеспечивает взаимодействие органов местного самоуправления, граждан и бизнес-структур.
Стратегический подход к муниципальному управлению означает взаимоувязанное управление состоянием (функционированием) и изменением

89
(развитием). По мнению автора существует противоречие между задачами сохранения равновесия текущего функционирования и достижением целей развития, связанных с необходимостью изменений (нарушения равновесия), возникают проблемы применения стратегического подхода в муниципальном управлении. Именно использование стратегического управления позволяет создавать условия для достижения целей устойчивого развития муниципального образования, его адаптацию к динамично меняющейся внешней среде.
Одним из важных аспектов реализации принятых стратегических документов является их согласованность, как по отдельным направлениям, так и по уровням публичной власти. Если ранее муниципальные стратегии не имели связи с вышестоящими стратегическими документами, что негативно отражалось на их реалистичности, принципы стратегического планирования, указанные в ст. 7 федерального закона «О стратегическом планировании в
Российской Федерации», предусматривает механизм согласований. В этой связи необходимо уравновесить подходы к разработке планов стратегического развития по вектору «сверху вниз» и «снизу-вверх». Необходимо минимизировать практику разработки целей и задач развития территории «в разрезе исключительно собственных потребностей и возможностей, активизировать обмен информацией по всем направлениям», что будет содействовать выстраиванию сбалансированных целей и задач развития территории.
Одной из проблем формирования системы стратегических документов и подготовки качественных прогнозов развития муниципалитета, который не урегулирован на уровне федерального законодательства — это проблема обеспечения органов местного самоуправления первичной статистической информацией о деятельности организаций, размещающихся на территории муниципалитета.
Анализ социально-экономического положения Ямальского района позволяет утверждать, что по важнейшим показателям социально-


90 экономического развития Ямальский район является одним из отстающих районов Ямало-Ненецкого автономного округа. Наиболее острыми являются проблемы бедности и незанятости коренного населения. Данная ситуация во многом объективна. Ямальский район до последнего времени по своей специализации является аграрным с преобладанием отрасли традиционной экономики – оленеводства, в структуре экономики наибольший вес имеют отрасли социального обслуживания населения. Слабая налогооблагаемая база предопределяет высокую дотационность местного бюджета. Перспективы социально-экономического развития Ямальского района во многом связаны с началом активного освоения уникальных ресурсов углеводородного сырья.
Индустриальное освоение полуострова Ямал приведет к существенным изменениям в социально-экономическом положении населения Ямальского района, в том числе и коренного населения. С целью компенсации отрицательного влияния освоения нефтегазовых месторождений на развитие традиционного хозяйствования коренных малочисленных народов Севера ОАО
«Газпром» планирует осуществлять освоение в рамках сценария гармоничного сочетания традиционного и индустриального укладов, реализация которого предусматривает осуществление ОАО «Газпром» инвестиций в социальную инфраструктуру поселений Ямальского района и в инфраструктуру традиционного хозяйства.
Важно понимать, что освоение месторождений полуострова Ямал значительно улучшит бюджетную обеспеченность Ямальского района.
Дополнительные доходы местного бюджета могут быть использованы для решения многих острых социально-экономических проблем. Администрация района будет иметь финансовые ресурсы, которые позволят радикально улучшить материально-техническую базу учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта. Сегодняшняя в целом неблагополучная социально-экономическая ситуация в районе связана в том числе и с недостаточным финансированием важнейших секторов муниципальной экономики – образования, здравоохранения, жилищно-

91 коммунального хозяйства, культуры, физической культуры и спорта. Таким образом, дополнительные доходы, которые получит бюджет Ямальского района в связи с поступлением налоговых отчислений от недропользователей и других организаций, участвующих в освоении полуострова Ямал, позволят радикальным образом модернизировать социально-экономическую сферу и улучшить социально-экономическое положение населения, включая коренное население полуострова. У каждого народа, как и у каждого отдельного человека должен быть выбор образа жизни. Половина ненцев полуострова Ямал выбирает традиционный образ жизни. Задача Администрации Ямальского района заключается в том, чтобы обеспечить нормальные социально- экономические условия жизнедеятельности этой части населения района.
Недобровольный перевод на оседлый образ жизни значительной части оленеводов полуострова Ямал в связи с освоением нефтегазовых ресурсов, на наш взгляд, будет иметь многочисленные негативные последствия и для самих переселенцев, и для исполнительных органов власти района. С другой стороны, коренное население, которое добровольно отказывается от традиционного образа жизни, должно иметь доступ к высококачественным услугам образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, культуры и спорта. Формирование значительного слоя хорошо образованных специалистов в разных сферах деятельности из числа коренных малочисленных народов Севера должно стать важнейшим направлением работы
Администрации района. Таким образом, решение социально-экономических проблем коренных народов должно базироваться не только на сохранении и развитии их исторически сложившегося производственного и бытового уклада жизни, обеспечении устойчивого функционирования традиционных видов хозяйствования как фундамента развития хозяйственной деятельности, но и на развитии тех секторов экономики, участие в деятельности которых также способствует сохранению этноса и его культуры (прежде всего, образования, здравоохранения и культуры).


92
Одной из существенных проблем в ходе реализации муниципальных программ является низкое качество предоставляемых докладов о ходе реализации муниципальных программ. В большинстве докладов не отражены проблемы, возникающие при реализации муниципальных программ, предложения по их решению, нет описания причин невыполнения тех или иных мероприятий, а также отсутствует описание объемов выполнения программ в целом и по подпрограммам.

93
Список источников
1. Нормативные правовые акты
1.1. О стратегическом планировании в Российской Федерации: федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ (ред. от 30.10.2017) // Собрание законодательства. -
№ 26 (часть I). - Ст. 3378.
1.2. Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: федеральный закон от 17.07.2009 № 172-
ФЗ (ред. от 21.10.2013) // Собрание законодательства Российской Федерации. - № 29. - Ст. 3609.
1.3. Об основах общественного контроля в Российской Федерации: федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации. № 30. - (Часть I). - Ст. 4213.
1.4. О государственном прогнозировании и программах социально - экономического развития Российской Федерации: федеральный закон от
20.07.1995 № 115-ФЗ (с изм. от 09.07.1999) // Собрание законодательства
Российской Федерации. - № 30. - ст. 2871. (утратил силу)
1.5. Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года: указ Президента РФ от
16.01.2017 № 13 // Собрание законодательства РФ. - № 4. - Ст. 637.
1.6. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ
Президента РФ от 31.12.2015 № 683 // Собрание законодательства Российской
Федерации. - № 1 - (часть II). -Ст. 212.
1.7. Об утверждении требований к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов: постановление
Правительства РФ от 01.10.2015 № 1050 // Собрание законодательства РФ. - № 41
(часть III). - Ст. 5661.
1.8. Об утверждении требований к программам комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов: постановление
Правительства РФ от 25.12.2015 № 1440 // Собрание законодательства РФ. - № 2
(часть I). - Ст. 326.
1.9. Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий
Российской Федерации на период до 2030 года: распоряжение Правительства РФ от 02.02.2015 № 151-р (ред. от 13.01.2017) // Собрание законодательства. - № 6. -
Ст. 1014.


94 1.10. Концепция по развитию исторических поселений, поддержке и популяризации культурных и туристских возможностей, развитию экономики культурного наследия на период до 2030 года // режим доступа: https://www.mkrf.ru по состоянию на 31.10.2017.
1.11. Рекомендации по подготовке стратегий инвестиционного развития муниципальных образований и паспортов инвестиционной привлекательности: режим доступа: http://www.tpprf.ru/ по состоянию на 09.11.2017.
1.12. Рекомендации по подготовке стратегий инвестиционного развития муниципальных образований и паспортов инвестиционной привлекательности: режим доступа: http://www.tpprf.ru/ по состоянию на 09.11.2017.
1.13. Методические рекомендации по выбору объектов программы повышения качества среды моногородов // режим доступа: http://static.government.ru по состоянию на 08.11.2017.
1.14. О разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований (вместе с «Методическими рекомендациями по разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований»): приказ
Минрегиона РФ от 06.05.2011 № 204.
1.15. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития
Уральского федерального округа до
2020 года: режим доступа: http://www.pravo.gov.ru - 04.01.2015.
1.16. О прогнозировании, стратегическом и программном планировании социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа: законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 апреля 2011. № 49-ЗАО // режим доступа: http://www.mo-yamal.ru/portal/ekonomika/eko/pcmp/294
(дата обращения 15.09.2017).
1.17. Стратегия социально-экономического развития муниципального образования Ямальский район на период до 2020 года: решение Администрации муниципального образования Ямальский район от 23.04.2009. № 26 // режим доступа: http://www.mo-yamal.ru/portal/ekonomika/eko/pcmp/294
(дата обращения
15.09.2017).
1.18.
О внесении изменений в постановление
Администрации муниципального образования Ямальский район от 11 марта 2009 года № 198
: постановление Администрации муниципального образования Ямальский район от
8 июня
2010 г.
№ 497
// режим доступа: http://www.mo- yamal.ru/portal/ekonomika/eko/pcmp/294
(дата обращения 15.09.2017).

95 1.19.
Об утверждении методики оценки Докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования и методики оценки результативности деятельности органов исполнительной власти муниципального образования Ямальский район
: постановление Администрации муниципального образования Ямальский район от 11 марта 2009 г. № 199 // режим доступа: http://www.mo-yamal.ru/portal/ekonomika/eko/pcmp/294
(дата обращения
15.09.2017).
1.20.
Об основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования муниципального образования Ямальский район с использованием программно-целевых методов бюджетного планирования и мерах по повышению результативности бюджетных расходов
: постановление
Администрации муниципального образования Ямальский район от 14 февраля 2011 г. № 162// режим доступа: http://www.mo-yamal.ru/portal/ekonomika/eko/pcmp/294
(дата обращения 15.09.2017).
1.21.
О порядке разработки, утверждения и реализации муниципальных целевых программ
: постановление Администрации муниципального образования
Ямальский район от 14 мая 2010 г. № 435// режим доступа: http://www.mo- yamal.ru/portal/ekonomika/eko/pcmp/294
(дата обращения 15.09.2017).
1.22.
Об утверждении перечня муниципальных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств бюджета муниципального образования Ямальский район в 2011 году
: постановление Администрации муниципального образования Ямальский район от 26 января 2011 г. № 6// режим доступа: http://www.mo-yamal.ru/portal/ekonomika/eko/pcmp/294
(дата обращения
15.09.2017).
1.23.
О назначении ответственных за реализацию окружных и муниципальных целевых программ, подпрограмм в 2011 году на территории муниципального образования Ямальский район
: постановление Администрации муниципального образования Ямальский район от 31 января 2011 г. № 85 // режим доступа: http://www.mo-yamal.ru/portal/ekonomika/eko/pcmp/294
(дата обращения
15.09.2017).
1.24.
О разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ
: постановление Администрации муниципального образования
Ямальский район от 09 февраля 2011 г. № 127 // режим доступа: http://www.mo- yamal.ru/portal/ekonomika/eko/pcmp/294
(дата обращения 15.09.2017).
1.25.
Об оценке эффективности муниципальных целевых программ и оценке результативности муниципальных и ведомственных целевых программ муниципального образования Ямальский район
: постановление Администрации муниципального образования Ямальский район от 15 марта 2011 года № 270 //